И в дождь, и в зной
Оркестр наш духовой
Дарил на счастье музыку,
Играл с душой.
Тяга к искусству имеется в каждом. Просто в одном человеке ее меньше, в другом побольше, и поэтому он стремится не просто приобщиться к миру прекрасного, но и поучаствовать самому, у него возникает естественная потребность попробовать свои силы создать что либо подобное.
Духовая музыка досталась нам в наследство от дедов-прадедов. Они любили ее за громкое звучание и ту атмосферу праздника, которую она создавала. Представители старшего поколения режевлян помнят старинный городской парк, где по вечерам тусовалась молодежь и играл духовой оркестр. Это были далекие 50-60-е годы прошлого столетия. Музыкантов было нельзя сказать, что много, но и недостатка в них не ощущалось. Ведь по всей стране в каждом мало-мальском Доме культуры работал энтузиаст-одиночка, который пестовал из мальцов-сорванцов будущих музыкантов. Он знакомил их с азами нотной грамоты, показывал, как нужно обращаться с тем или иным инструментом. Вот таким энтузиастом был Анатолий Швецов. Сведений о нем народная память сохранила немного. Известно, что кроме духового кружка в ДК механического завода, куда ходили заниматься только мальчики, он вел занятия и на швейной фабрике, где занимались девушки. Там существовал женский духовой оркестр.
Юрий Александрович Вахрушев с 1948 года по 1952-ой учился в Куйбышевском индустриально-педагогическом техникуме. В это же время он занимался в кружке духовых музыкантов. Руководителем был опытный грамотный специалист. Ребята учились играть вальсы "Березка", "Амурские волны", "Дунайские волны", "Ожидание", "Грусть", танго, краковяк, польку-бабочку, падэграс, падэспань. Играли и фокстроты, но, как говорится, втихушку, так как властью они были запрещены. Вот с этой программой они и выходили в люди, играли в центральном парке имени Горького три раза в неделю. Звучали в их репертуаре и такие сложные вещи, как полонез Огинского, увертюра "Французская революция",вступление в оперу Бизе "Арлезианка". Приехав в Реж и поступив на механический завод в отдел главного механика начальником по ремонту и эксплуатации оборудования в 1963 году, он в ноябрьские праздники уже играл в духовом оркестре завода. Руководителем оркестра был Сергей Николаевич Никитин. Его брат Евгений Николаевич работал баянистом в детских садах, а третий брат Борис Николаевич работал тут же в ДК художником-оформителем. Это были талантливые представители семьи Никитиных. А на смену ей приходила уже другая семья. Кауновы. В это время они были молоды, только начинали делать первые шаги в большом мире музыки. Наставниками у них были более опытные и старшие, такие же музыканты-духовики, как В. Михайлов из УПП ВОС или Эрик Суйко. У последнего действительно было чему поучиться. Он 20 лет отслужил в армии, играя в оркестре Ленинградского военного округа. Эрик Суйко вел партию баритона. По своей сути партия баритона во всех музыкальных произведениях для духового оркестра одна из ведущих. Баритон ведет свою мелодию, Его мотив может жить вполне самостоятельно, потому что он самодостаточен и по своему красив. Но, как и в жизни между людьми, настоящая гармония наступает при взаимодействии. Баритоновская партия вьется вокруг основной мелодии, выдаваемой трубами, вьет замысловатое кружево, как бы подыгрывая основной линии. Вот тут-то при слиянии двух мелодий и возникает эффект восприятия, и ты становишься невольным свидетелем иллюзии фантастической красоты.
В своих творческих биографиях Кауновы перепробовали многое. Они участвовали в вокально-инструментальных ансамблях. Под руководством Бориса Петелина играли в клубе никельзавода. Николай и Виктор вели партию на трубах, Геннадий выдавал дробь на малом барабане (кстати, как барабанщик, он-просто виртуоз, настоящий ас своего дела), Владимир играл на саксофоне. И конечно, ни одно серьезное городское мероприятие не обходилось без их участия: будь то демонстрации или торжественные собрания.
Коллективы духовых музыкантов существовали повсеместно: в учебных заведениях и при клубах, на предприятиях, и в армейских подразделениях. Армейскую выучку прошли: Константин Хрусталев и Юрий Выборов, Виктор Каунов и Михаил Карташов, Георгий Ефремов и Григорий Котов, Григорий Андросенко и Николай Очкин, Петр Василенко и Владимир Разумный. Все-таки воинская дисциплина и молодость как нельзя лучше способствовали становлению музыканта.
В наше время уже не скажешь о большой распространенности духовой музыки. Тяга к занятиям в духовом оркестре поуменьшилась. У молодежи нашлись другие ориентиры. Но все-таки духовая музыка живет. На шестом участке в ДК "Горизонт" руководит духовым оркестром два года Сергей Коршунов. Он закончил Н-Тагильское музыкальное училище по классу тромбона. Так что как музыкант он грамотный. Этот же предмет, а именно, духовые оркестры, он ведет в детской школе искусств.
В. Сергеев.
На снимках: 1965 год. У обелиска возле кинотеатра "Аврора". Играют во время проводов в армию: В. Долгоруков, Б. Ломаков, Ю. Вахрушев, Ю. Наймушин, И. Дрягилев, Э. Суйко; октябрьская демонстрация 1973 года, за знаменосцами идет сводный оркестр города; оркестр никелевого завода играет на праздновании годовщины Великой Октябрьской революции. (Ю. Карташов, В. Каунов-трубы, Г. Каунов-малый барабан, В. Каунов-саксофон); 1991-ый год. Центр культуры и искусств. М. Карташов, Н. Очкин, К. Хрусталев, В. Каунов, Н. Каунов, В. Семенов, П. Василенко-трубы, В. Каунов-саксофон, Ю. Выборов-баритон, В. Скопцов-тенор, А. Баранов-тенор, С. Осипов-тенор, М. Спиридонов-бас, А. Клюкин- малый барабан, Г. Каунов-малый барабан, В. Маранян- большой барабан, С. Мосунов-бас, Ю. Вахрушев-альт.