Прочтя комментарий об андалузских испанках, полез в Гугол поискать рекомендованные образцы особой андалузской женской породы... И первым же делом наткнулся вот на этот портрет.
Читаю подпись: «В гримерной. Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки. 1924 год». Портрет кисти Зинаиды Серебряковой.
Вот так испанка! Русская балерина, да еще и писаная русской же художницей!
Каково же было мое удивление, когда я, пытаясь узнать, кто это такая Иванова В.К. (Валентина Константиновна), обнаружил еще один ее портрет, и тоже в испанском костюме, и тоже кисти Серебряковой.
А затем нашел третий портрет, написанный тоже Серебряковой. Тоже балерины, и тоже в испанском костюме, и тоже Ивановой, но только Л.А. (Лидии Александровны).
Просидел в интернете несколько часов, после чего очень захотелось рассказать о великой русской художнице, которую признавали дважды – сто лет назад, в 1910 году, и уже в наши дни.
Зашел в поисковик нашего портала и обнаружил, что там есть публикация Fell о Серебряковой – с подробной биографией:
У меня не будет ни биографии, ни приведенных Fell работ художницы, кроме одной – с которой и началась ее слава.
Итак, зимой 1910 года на выставке Союза русских художников рядом с картинами Серова, Врубеля, Кустодиева публика увидела работу дебютантки Зинаиды Лансере-Серебряковой «За туалетом. Автопортрет».
«Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши... и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, видеть игру своих обнаженных рук с гребнем... Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо... Здесь нет и следа модернистической утонченности, но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной», – писал об автопортрете Серебряковой художник А. Н. Бенуа.
То писал художник. Газеты же писали так: «Мужчин было от картины не оторвать – так сильно от нее веяло, если можно так выразиться, целомудренным эротизмом».
Картину тут же за хорошие деньги приобрела Третьяковская галерея. С этого дня и началась известность художницы.
А потом были десятилетия забвения и тяжелой, на выживание, жизни в эмиграции. А затем, уже после смерти, новый всплеск славы и любви на родине, когда при одном только звуке имени Серебряковой в воображении вставал ряд пленительных женских образов, исполненных необъяснимого внутреннего сияния и умиротворенности. В которых нет ни одной диссонирующей ноты. И от которых при этом (прав был газетчик!) веет неверояиной силы целомудренным эротизмом.
Купальщица. 1911 год
Обнаженная. 1920
На пляже. 1927
Лежащая обнаженная с вишневой накидкой. 1934
Лежащая обнаженная: портрет m-lle Неведомской. 1935
Портрет Ольги Константиновны Лансере. 1910
Княгиня Ирина Юсупова. 1925
Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме для балета «Павильон Армиды». 1922
Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном. 1923
В балетной уборной (Большие балерины). Балет Ц. Пуни «Дочь Фараона». 1922
В балетной уборной (Лебединое озеро). 1924
Балетная уборная. 1924
Автопортрет в шарфе. 1911
Автопортрет с дочерьми. 1921