• Авторизация


История царей Романовых 12-07-2010 08:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения -BLESSED- Оригинальное сообщение

Романовы. О роде бояр Романовых, избрании и царствовании Михаила Федоровича

[569x699]

В 1913 году, 21 февраля *, исполнилось триста лет со дня избрания Собором всей земли на царство первого царя из дома Романовых - Ми­хаила Федоровича, - родоначальника той царственной династии, ко­торая принесла столько славы и блага нашему дорогому Отечеству.

[365x698]

И. Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича

Царская Россия

Царская Россия: — кротость и смиренье,
У икон столетних жаркие молитвы,
Жажда покаянья, сладость всепрощенья,
Жертвенная доблесть бескорыстной битвы...

Царская Россия: — говор колокольный,
Средь боров дремучих древних келий срубы,
Радость и веселье встречи хлебосольной,
О любви заветной шепчущие губы...

Царская Россия: — общий труд и служба,
Твердая охрана мира и порядка,
Всех ее сословий и народов дружба,
Вековой избыток щедрого достатка...

Царская Россия: — это быт былинный,
Это лад семейный, это строй свободный,
Наш язык могучий, наш уклад старинный,
Удаль и отвага пляски хороводной.

Царская Россия: — вера в подвиг ратный,
В торжество и славу мудрого правленья,
Небом данный свыше жребий благодатный
Родине великой честного служенья...

Царская Россия: - помощь нищей братье,
Смелая защита от чужой угрозы,
Матери счачтливой нежное объятье,
Доброю рукою вытертые слёзы...

Царская Россия: - наша песнь родная,
Без конца, без края большака дорога,
Царская Россия: - это Русь Святая,
Та, что ищет правду, та, что верит в Бога!

Сергей Сергеевич Бехтеев. 30 мая 1952 г
.


Под скипетром венценосных государей из дома Романовых государ­ство Московское стало обширной Российской империей, раскинув­шись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного, и далеко распространилось за Кавказский хребет на юг, за Урал и Каспий на восток. Но не одним внешним могуществом и расширением своих границ Россия обязана преемникам Михаила Федоровича, заботами которых явилось возвышение православной веры, народное просве­щение, благоустройство государства и общества, а также развитие промыслов, торговли и усовершенствование земледелия.

Род Романовых выдвинулся и возвысился в 1547 году, когда пер­вый царь Московский, юный Иоанн Васильевич, прозванный потом Грозным, выбрал себе в супруги Анастасию Романовну, дочь ближ­него боярина Романа Юрьевича Захарьина.

[542x698]

Царь и великий князь всея Руси Иоанн Васильевич (Грозный)


Сын Романа Юрь­евича Захарьина - Никита, родной брат царицы Анастасии - единственный московский боярин, который оставил о себе добрую память в народе: его имя запомнила народная былина, представляя Никиту в своих пес­нях о Грозном бла­годушным посредником между наро­дом и крутым по нраву царем. Из шести сыновей Никиты особенно выдавался стар­ший Федор своею добротою и любознатель­ностью. [518x699]

Федор Никитич Романов (в монашестве Филарет). Рисунок из альбома «Российский царственный дом Романовых».

 

Федор Никитич первым из рода стал носить фамилию «Романов» в честь своего деда Романа.

[700x531]

Палата бояр Романовых

 

Есть сказание, что Федору Никитичу Романову царь Федор Иоаннович (третий сын Иоанна Грозного) готов был передать свой престол, но его занял Борис Годунов, который с 1587 года был фактически единоличным правителем государства.

[394x540]

Фёдор I Иоаннович. Миниатюра из Царского титулярника

[322x420]

Борис Годунов


Федор Никитич был сослан,  с ратманом Дуро­вым, в Холмогорский уезд, в Антониево-Сийский монастырь, осно­ванный в царствование Иоанна Грозного препо­добным Антонием.

[514x699]

А. Кившенко. Царь Борис Годунов и дети

 

Монастырь построен на небольшом низмен­ном острове озера Большое Михайлове, обне­сен оградой и только с одной стороны имеет сообщение с берегом, так что издали кажется плавающим; свое название Сийского он полу­чил от реки Сии, протекающей близ него. По указу царя Бориса в монастырь за­прещено было пускать богомольцев во избежание сношений с ссыльным изменником. Там Федора Ники­тича неволею постригли в мо­нахи, назвали Филаретом и отвели для жилья отдельную от других небольшую келью под церковью Благовещения Богороди­цы, рядом с погребами, а для надзора поместили в той же келье бельца, кото­рому внушено было доносить не только о поступках, но даже о словах узника.

[700x434]

И. Репин. Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийсуом монастыре

 

Тяжела была жизнь Филарета в Сийском монас­тыре, тем более что Дуров, считая его действитель­но изменником, обходился с ним грубо. Сменив­ший Дурова пристав Богдан Воейков поступал еще хуже. Желая показать свое усердие, он пытался да­же очернить пред царем Филарета. С христиан­ским смирением перено­сил инок Филарет свою участь; в посте и молитве он трудился, как простой монах, и вскоре заслужил любовь и уважение всего монастыря. В 1602 году Борис Годунов решил смягчить участь оставшихся в живых Романовых. В это время облегчено было положение и Филарета. Приставу Воейкову велено было: «Покой вся­кой к нему держать, чтоб ему ни в чем нужды не было. Дозволено также, буде захочет, стоять на крылосе, но чтобы никто с ним ни о чем не разговаривал».

[494x698]

Ф. Солнцев. Клобук патриарха Филарета

 

Монастырь вновь был открыт для богомоль­цев, со строгим наблюдением, чтобы посетители не имели сношений с Фила­ретом, который в 1605 году был посвящен в иеромонахи, а потом в архимандриты той же Сийской пустыни.

[534x699]
Ф. Солнцев. Одежда бояр XVI - XVII веков

 

Жена Федора Никитича - Ксения Ивановна, обвиненная в соучастии злоумышлении на жизнь Бориса, разлучена была с мужем и сослана в Нов­городский уезд, в Обонежскую пятину, в Тол-Егорьевский погост, принадлежавший Важицкому монастырю. Здесь ее неволей постригли и нарекли Марфой. Когда привезли Ксению Ивановну в Тол-Егорьевский погост с приста­вом, имя которого не сохранилось, там не оказалось удобного помещения для узни­цы, поэтому для нее было выстроено особое небольшое здание, обнесенное кругом высокой изгородью. 

[525x699]

Ксения Иоанновна Шестова, супруга Федора Никитича Романова

 

 В лице священника Егорьевского монастыря, отца Ермолая, непоколебимого умом и твердого разумом, инокиня Марфа нашла заступника, кото­рый решился, не страшась опасностей, доброхот­ствовать ей. Он вместе с сыном своим Исааком помогал и радел во всем Марфе Ивановне. В царствование Михаила Федоровича (18 марта 1614 года) священнику Ермолаю Герасимову и сыну его пожалована была волость в Обонежской пятине, Вышегородского стана.

[525x699]

Царь Михаил Федорович Романов

 

Сына их Михаила, буду­щего царя, которому шел шестой год, отправили на Белоозеро с опальными тетками: княгиней Мар­фой Никитичной Черкас­ской, Анастасией Ники­тичной (тогда еще деви­цей) , с женой Александра Никитича - Ульяной Се­меновой (урожденной Погожевой). Среди этого родственного кружка ма­ленький Михаил и его се­стра Татьяна Федоровна (восьми лет) терпели на Белоозере тяжкую нужду и росли при очень суровых условиях.

[500x699]

Ф. Солнцев. Боярская одежда XVII века

 

Одновременно с Романовыми были сосланы все боярские фамилии, связанные с их родом брачны­ми узами: Черкасские, Шестуновы, Репнины, Сицкие, Карповы и другие. Это гонение на Ро­мановых известный Авраамий Палицын ста­вит в число грехов, за которые Бог покарал землю Русскую смутою. Полтора года спустя Борис Годунов дозволил мате­ри Михаила Федоровича - инокине Марфе - вернуться к детям на Белоозеро, а немного спустя и всем белоозерским ссыльным пере­селиться  в  Юрьев-Польский уезд, в родную вотчину Романовых, село Клин.

[415x698]

Ф. Солнцев. Боярская одежда XVII века

 

 В 1605 году Лжедмитрий, пытаясь утвердиться на престоле, оказал особое внимание своим мнимым родственни­кам, возвратив из ссылки Нагих и Романовых. Федору Никитичу он предоставил Ростовскую митрополию, а Ивана Никитича возвел в сан боярина и останки умерших в ссылке братьев его разрешил с почетом перевезти в Москву и похоронить в родовой их усыпальнице - Но­во-Спасском монастыре.

[398x396]

Лжедмитрий

 

После низведения с пре­стола Шуйского (Лжедмитрия) Москва из­брала в цари Владислава, сы­на польского короля Сигизмунда; хотя патриарх Гермоген тогда уже указывал на юного Михаила Федоровича Романова, но другие духов­ные желали князя В.В. Голи­цына. По заключении дого­вора с гетманом Жолкевским было составлено «великое посольство», во главе кото­рого стояли митрополит Филарет (Романов) и князь В.В. Голицын. Посольство это повезло на утверждение договор об избрании Влади­слава в московские цари.Вскоре Сигизмунд решил заменить Владислава им самим, то есть хотел, чтобы Москва присягнула ему. Бояре, получавшие подачки от Сигизмунда, желали присяг­нуть ему, но патриарх Гермоген восстал против влияния поляков, явясь охранителем православия и национализма. В своих грамотах патриарх призывал «всех, не мешкая, по зимнему пути, собраться со всех горо­дов, идти вооруженными ополчениями к Москве на польских и литовских людей».

[700x499]

П. Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

 

Но в 1611 году, после взятия поляками и шведами Смоленска и Новгорода, Москов­ское государство было близко к падению. Но встали люди, которые помогли объединению народных масс, пошедших на выручку гибнувшей земли. Во главе этих лиц находился патриарх Гермоген, которого позднее заключили под стражу в подземелье Чудова монастыря, откуда патриарх написал последнюю свою призывную грамоту в Нижний Новгород. 17 февраля 1612 года он скон­чался мученически, голодной смертью.

Простой мужик из Нижнего Новгорода, Кузьма Минин Сухо­рук, торговец мясом, избранный в число земских старост, сказал: «Православные Люди! Коли хотите помочь москов­скому государству, не пожалеем достояния нашего, дворы свои продадим, жен и детей заложим, станем челом бить, искать, кто бы вступился за истинную православную веру и стал бы у нас начальником».

[700x539]

М. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году

 

Воеводой, по указанию Минина, избрали князя Д.М. Пожарского, который жил в ста вер­стах от Нижнего в своей вотчине.Пожарский согласился с тем, чтобы кто-нибудь из посадских людей ведал хозяйст­венную часть ополчения - «у того великого дела был и казну собирал», причем указал на Минина. Недостаток военной силы и денег заставил ни­жегородцев написать окружную грамоту к другим городам. На их призыв откликнулось много горо­дов, и первым был г. Коломна.

[700x440]

М. Скотти. Минин и Пожарский

 

14 августа 1612 года народ­ное ополчение под предводи­тельством князя Пожарского прибыло к Троице-Сергиевой лав­ре. Десять дней спустя, 24 августа, произошел самый страшный бой, когда бились с рассвета до сумерек.

[594x699]

К. Маковский. Воззвание Минина

 

Засевшие в Кремле поляки терпели ужасный голод. Вместе с ними ту же участь несли и захва­ченные ими русские бояре, в числе которых нахо­дился и боярин Иван Никитич Романов со своим племянником Михаилом Федоровичем и его ма­терью инокинею Марфою. Наконец, после долгих переговоров, ополчение двинулось на приступ, и ка­заки взяли 22 октября 1612 года Ки­тай-город; но поляки решились еще держаться в Кремле, вы­жидая   прихода   подмоги. А шедший на выручку король Сигизмунд три раза подступал к Волоколамску, три раза был от­ражен  и ушел  обратно.  Узнав  об этом, поляки вышли из Кремля с усло­вием, чтобы им была сохранена жизнь.

Ополчение,   очистив   Москву,  должно было заключить свою победу избранием ца­ря, для чего Пожарский призывал по десять выборных от каждого города, но были горо­да, приславшие большее число своих представителей; так, Нижний Новгород послал 19 человек. Всех подписей под грамотой избрания Ми­хаила Федоровича 277, из них 57 принадле­жат духовенству, 136 боярам и высшим служи­лым чинам, а остальные 84 - городским вы­борным.

Но предварительное избрание было 7 февраля, а окончательный вы­бор был отложен до 21 числа, и в города были от­правлены люди, чтобы узнать мнение народа. По­сланные вернулись с известием, что у всех одна мысль: быть государем Михаилу Федоровичу Романову. В неделю православия, первое вос­кресенье Великого поста, 21 февраля 1613 го­да, были назначены окончательные выборы. Каждый чин подал письменное мнение, и во всех их значилось одно имя - Михаила Федо­ровича. Тогда несколько духовных лиц с бояри­ном во главе посланы были на Красную площадь, и не успели они с Лобного места спросить народ, кого хотят в   цари,   как  все   закричали: «Михаила Федоровича!».

[560x700]

С. Ягужинский. Царь и великий князь Михаил Федорович Романов

 

 Но чуть было новое злодейство не разрушаю дорогие мечты русского народа. Михаил Федоро­вич с матерью своей после московской осады уе­хал в свою Костромскую вотчину, село Домнино, где едва не подвергся нападению шайки поляков, которая в 1613 году пробралась в Галичский и Костромской уезды. Отсю­да они искали дороги в Домнино, чтобы убить но­воизбранного царя и тем вызвать смуту, выгод­ную для них. Они не дошли до Домнина ка­ких-нибудь двух верст; встретившийся им домнинский крестьянин Иван Суса­нин, бывший доверенным лицом Романовых, чуя опасность, повел их в противоположную сторону, к селу Исупову; в Домнино же послал своего зятя, Богдана Собинина, к царю Михаилу Федоровичу с извести­ем о грозящей опасности и советом ук­рыться в Ипатьевском монастыре, близ Костромы.Бродя нарочно по Исуповскому болоту и соседним лесам целую ночь и утро сле­дующего дня, несмотря на пытки, Суса­нин не открыл злодеям местопребыва­ния Михаила Федоровича и был ими из­рублен в селе Исупове.

[700x438]

Б. Зворыкин. Смерть Ивана Сусанина

 

В 1839 году, в царствование импе­ратора Николая I, в Костроме был сооружен памятник царю Миха­илу Федоровичу и крестьяни­ну Ивану Сусанину.

[534x699]

Памятник царю Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину

[450x600]

Михаил Федорович после московской осады уехал в свою Кост­ромскую вотчину, и в Москве не знали, где он находится. Поэтому посольство, состоявшее из Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Авраамия Палицына, Шереметева и других, отпра­вилось сперва в Ярославль, а оттуда в Кострому, куда приехав, 14 марта 1613 года, сопровождаемое крестным ходом, при огром­ном стечении народа, пошло в Ипатьевский монастырь уведомить об избрании и бить челом Михаилу Федоровичу и его матери ино­кине Марфе.

[498x699]

Г. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года

 

Но послы встретили сильное нежелание согласиться на избрание со стороны как сына, так и его матери. Инокиня Мар­фа не хотела видеть своего сына на престоле, а юный избранник отвечал послам «с великим гневом и плачем», что он государем быть не желает. Марфа говорила послам, «что сын ее не в совер­шенных летах».

[700x489]

А. Кившенко. Призвание на царство Романовых

 

 Долго пришлось послам уговари­вать и мать, и сына; наконец, усилия их увенчались успехом - Ми­хаил дал свое согласие, а мать благословила его иконою.

[558x699]

И. Кузнецов. Призвание на царство Михаила Романова

 

Но Михаил Федорович не торопился в Москву. Он вел переписку с Земским собором, а также с Боярами. Лишь 2 мая совершился торже­ственный въезд Михаила Федоровича в Кремль. Люди от мала до велика вышли за город навстречу государю. Царь и мать его слушали молебен в Успенском соборе, по­сле чего всяких чинов люди подходили к руке царской и здравствовали великому государю. В том же Успенском соборе 11 июля Михаил Федорович венчался на царство. На другой день венчания (12 июля), во время празднования именин ца­ря, Кузьма Минин был пожалован в думные дворяне.

[491x698]

Ф. Солнцев. Царская миропомазанница


Рисунки из альбома «Об избрании на царство Великого Государя, царя и Великого князя Михаила Федоровича, Самодержца Всероссийского».

[615x699]

20 февраля 1613 года. На паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора " Об избрании на царский престол боярина Михаила Федоровича Романова"

 

[700x515]

Авраамий Палицын читает в Патриарших палатах Московского Кремля освященному собору, боярам и воеводам челобитие о призвании на царский престол боярина Михаила Федоровича

 

  [618x699]

21 февраля 1613 года. На Лобном месте Красной площади стоятархиепископ Рязанский Феодорит со свитком, боярин В. П. Морозов, келарь  Авраамий Палицын  и другие. Собравшийся народ присягает новоизбранному царю Михаилу Федоровичу


[700x431]

14 марта 1613 года. Михаил Федорович и его мать инокиня Марфа Ивановна принимают от московского посольства челобитные грамоты Земского собора об избрании его на царство у стен Костромского Ипатьевского монастыря


[700x492]

2 мая 1613 года. Освященный собор, московские горожане и прибывший народ всех сословий торжественно встречают новоизбранного царя Михаила Федоровича и государыню великую старицу Марфу Ивановну у Сретенских ворот


[700x688]

3 мая 1613 года. Шествие высшего духовенства, царя Михаила Федоровича, бояр, дворян и горожан по территории Московского Кремля в Успенский собор для совершения в нем торжественного молебна


[578x699]

11 июля 1613 года. Венчание на царство. Митрополит Ефрем в царских вратах Успенского собора миропомазует нововенчанного царя Михаила Федоровича


[700x464]

11, 12, 13 июля 1613 года. Пир в Грановитой палате Московского Кремля по случаю венчания на царство Михаила Федоровича


[700x495]

10 июня 1619 года. Почетная первая встреча под Можайском митрополита Ростовского и Ярославского Филарета, отца царя Михаила Федоровича, освобожденного из восьмилетнего польского плена, с архиепископом Рязанским и Муромским Иосифом, духовными лицами, князем Д. М. Пожарским и окольничим князем Г. К. Волконским во время его следования в Москву

 

После страшных смут настало пол­ное обеднение и неустройство госу­дарства, и необходимо было, что­бы проявилось особое напряже­ние народных сил, которое спасло бы отечество от уг­рожавшей ему опасности.   Личность  самого   государя   Михаила Федоровича, в высшей степени симпа­тичная,  своим обаянием способство­вала  укреплению   царской   власти и идеи самодержавия. При нем пе­чать государственная была сделана больше; введен новый титул «са­модержца»,  а над головами орла  вырезаны  короны.

[627x699]

Царь и великий князь Михаил Федорович Романов

 

Царь Михаил Федорович был человек мягкий, доб­рый. Своими душевными ка­чествами он производил на на­род самое выгодное впечатление. Доброта царя не допускала возмож­ности предположить, чтобы какая-ни­будь несправедливость могла исходить от такого великодушного царя, а если и случа­лось что-нибудь подобное, то в глазах народа вся ответственность падала на лиц, стоявших между ним и верхов­ной властью.

[510x699]
Ф. Солнцев. Шапка царя Михаила Федоровича

 

В начале царство­вания Михаила Федо­ровича главной забо­той являлось пресле­дование и уничтожение разбойничьих шаек. Кроме того, при­ходилось считаться с Польшей и Швеци­ей, которая имела своего кандидата на русский престол, ко­ролевича Филиппа, и вела войну с Москвой. Заключенный в нача­ле 1617 года Столбовский договор вер­нул Новгородскую область, а также дал воз­можность Москве обращаться смелее с Поль­шей, с которой Михаил Федорович желал за­ключить мир, чтобы освободить своего отца, Филарета Никитича, из плена.

Польский претендент на московский трон Владислав, после безуспешных попыток захватить Москву,вступил в переговоры, и около Троицкой лав­ры, в деревне Деулине, было заключено Деулинское перемирие, по которому ре­шено было разменяться пленниками.

[552x699]

Неизвестный художник. Король польский Владислав

 

Поль­ша удержала  свои  завоевания - Смоленск и Северскую землю, а Владислав отказался от претензий на москов­ский престол. 1 июля 1619 года на реке Поляновке, близ Вязь­мы, произошел раз­мен пленных, и мит­рополит Филарет воз­вратился на родину.

 

[494x698]

Ф. Солнцев. Патриаршия митра

 

Его въезд в Кремль был ознаменован це­лым рядом торжест­венных встреч по пу­ти, по городам; нако­нец, по переезде че­рез речку Ходынку его встретили москов­ские власти: все боя­ре, дворяне и приказ­ные люди. После бояр встречали гости, тор­говые и всякие жилец-кие люди. 14 же июля, не доезжая речки Прес­ни, встретил митропо­лита сам царь и покло­нился отцу в ноги. Фи­ларет Никитич тоже преклонился пред сво­им сыном и царем, и долго оба оставались в таком положении, не решаясь ни встать, ни го­ворить от радости. Вскоре по возвращении Филарет Никитич был посвящен в сан патриар­ха иерусалимским патриархом Феофаном, приехавшим в Москву за милостыней.  

[700x304]

Ф. Солнцев. Чарка царя Михаила Федоровича

 

С  тех пор  началось  так называемое двоевластие: Михаил Федорович стал управлять государством с помощью отца-патриарха,   которому  был присвоен,  как и царю,  титул «великого    государя».  От имени обоих   принимались посольства, и обоим им подносились послами да­ры и подарки.

[687x699]


Ф. Солнцев. Блюдо царя Михаила Федоровича

 

18 сентября 1624 года, на 29-м году жизни Михаил Федорович женился на родовитой княжне Марии Владими­ровне Долгорукой, из древнего рода потомков черниговских князей - Рюриковичей. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла.

На следующий год царь вступил во второй брак с Евдокией Лукъяновной Стрешне­вой.

[509x699]

Царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева, супруга царя Михаила Федоровича Романова

 

По рассказу П. Львова, биографа отца невесты: «Накануне послали царские повозки за девицами из знатнейших фамилий, при­ехавших в Москву для выбора. Эти девицы со­провождались матерями или ближайшими родственницами; на них была одежда, жало­ванная царем. По представлении девиц ино­кине Марфе Ивановне матери и родственни­цы разъехались по домом. При каждой девице осталась только одна прислужница; в комна­тах, для них отведенных, находились по обеим сторонам кровати. В полночь Михаил с мате­рью своей пошел осматривать невест. По окончании осмотра инокиня Марфа спросила сына, на которую из девиц пал его выбор. И очень удивилась, услыша, что он предпочел прислужницу одной из привезенных детвиц.

[700x513]

М. Клодт. Терем царевен

 

Мать убеждала Михаила, чтобы он помыслил, как оскорбятся этим выбором князья и бояре; наконец, требовала от него решительного от­каза, так как до восхода солнца он должен в Успенском соборе в присутствии патриарха и духовенства объявить имя будущей своей су­пруги. Михаил отвечал: «По воле только Божией и твоей принял я венец и царство; ни в чем не посмею быть ослушным матери моей. Ты всегда была наставницею и моим покровом - все исполню... Но сердце мое никогда не вы­берет, никогда другой не полюбит... Я опре­делен к одним бедствиям! Первой супруги ли­шился в первые месяцы брачного союза; не­весты лишаюсь при самом избрании. Она не знатной породы; может быть, она терпит бед­ность, горе, и я испытал нужду и гонение». Слезы полились из глаз Михаила, и, глядя на сына, мать его сказала: "Судьбы небесные тебя сохранили; они назначили тебе царство... Воля Божия да будет с тобой! Возьми ту, кото­рая пришлась тебе по мысли и по сердцу".

[699x292]

А. Рябушкин. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)

 

Между тем инокиня Марфа послала раз­ведать о роде прислужницы, которая оказалась дочерью бедного можай­ского дворянина Лукьяна Степа­новича Стрешнева, а девица, при которой она находи­лась, ее дальней родствен­ницей, угнетавшей ее своим своенравием.

Брак этот оказался поистине счастливым – за 19 лет совместной жизни царь и царица нажили трех сыновей и двух дочерей. Скромная и кроткая царица Евдокия оказалась верной и любящей подругой своего любимого супруга. Известно, что во время свадебного благовестия к молебну представлена была Евдокия дочерям знатных князей и бояр. В смятении души, скромная и кроткая Евдокия, не допускала девиц целовать у себя руку, но сама целовала каждую из девиц. И затем, на протяжении всех 19 лет этого брака, Государь Михаил Федорович всегда советовался с царицей Евдокией не только о судьбах их детей, но и о сложных вопросах взаимоотношений со своими подданными – и князьями с боярами, и с простыми крестьянами и посадскими людьми.

  [529x698]

Ирина Михайловна, дочь царя Михаила Федоровича Романова


Царь Михаил Федорович сделал много доброго для своего государства. Он, прежде всего, установил мир и порядок в стране, повсеместно восстановил в городах губных старост, взамен бывших воевод, грабивших свой народ.

[494x698]
Ф. Солнцев. Скипетр царя Михаила Федоровича

 

Желая привить в Московском государстве разные промыслы, он сумел призвать на льготных условиях иностранных промышленников - "рудознатцев", оружейников, литейщиков. Как известно, город Тула всегда славился выделкой оружия, и в 1632 г. голландский купец Андрей Виниус получил позволение построить в Туле завод для литья пушек и ядер к ним.

[514x698]
Ф. Солнцев. Сабля царя Михаила Федоровича

 

В 1642 году было положено начало преобразованию военного устройства страны. Начато было обучение "русских ратных людей" иностранному строю, появились впервые полки солдатские рейтарские, драгунские. Полки эти были переходной ступению постоянного национального войска России.

[509x699]

Ф. Солнцев. Зерцало Михаила Федоровича

 

Но самое, пожалуй главное заключалось в том, что во все царствование православного Государя Михаила Федоровича большое внимание уделялось религиозному воспитанию народа российского.

[427x700]

Ф. Солнцев. Держава Владимира Мономаха

 

Государь сумел побывать практически во всех более менее значительных монастырях и церквах в своем государстве, по его указам были построены 15 крупных церквей. Народ хорошо понимал, что Государь не просто очень мягкий и добрый, но и справедливый и требовательный по отношению к православной вере.

[501x699]

Ф. Солнцев. Царское место в Успенском соборе в Москве

 

По свидетельствам современников, вся деятельность Государя была "успокоением взволнованного смутой государства", и этой цели он сумел достичь – он сумел истребить административное злоупотребление воевод, навести в стране должный порядок и поднять общее народное благосостояние.

[480x699]

Ф. Солнцев. Окно Теремного дворца с золотой решеткой


[426x699]

Ф. Солнцев. Окно Теремного дворца со стороны Оружейной палаты

 

Царь Михаил Федорович обладал высоким ростом, красивым лицом, обрамленным усами и круглой бородой. На вид он был очень болезненным и слабым, однако в нужное время проявлял свой твердый характер. Уже в возрасте тридцати лет царь "скорбел ножками" и, по собственным словам его: "До возка и из возка носили меня в креслах". Незадолго перед внезапною кончиною состояние царя очень сильно пошатнулось. Неудача в устройстве судьбы его дочери Ирины, которую он желал выдать замуж за датского королевича Вольдемара, нанесла тяжелый удар его мягкой и доброй натуре. А незадолго до этого он был чрезвычайно потрясен смертью двух его сыновей.

[527x699]

Неизвестный художник. Портрет царя Михаила Федоровича

 

В день своего ангела, 12 июля 1645 года, стоя у заутрени, Михаилу Федоровичу сделалось очень плохо – в церкви у него произошел сильный припадок, он упал, и его перенесли в царские хоромы. К вечеру болезнь усилилась, он стал стонать, жалуясь, что "внутренности терзаются", приказал позвать царицу и сына, 16-летнего Алексея Михайловича, а также Патриарха. Он простился с женою, благословил сыны на царство, исповедался, приобщился Святых Тайн и, в начале третьего часа ночи, тихо почил.

[387x698]

Ф. Солнцев. Кресло царя Михаила Федоровича

 

Государь Михаил Федорович прожил всего 49 лет, но сделал немало добрых дел. При нем произошло становление и укрепление религиозного воспитания широких народных масс, на своем личном примере он сумел показать, как стать справедливым царем для всего народа – от богатых князей и бояр до простых и бедных крестьян. Именно при нем началась замечательная и историческая традиция – царствования Дома Романовых, продолжавшего свыше 300 лет.


[623x699]

А. Васнецов. Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот

 

Источник: Книга "Романовы. Триста лет служенияРоссии". Издательство "Белый город".

[227x282]

 

* Здесь и далее все даты приводятся по юлианскому календарю.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История царей Романовых | Владимир_Павлович - Дневник Владимир_Павлович | Лента друзей Владимир_Павлович / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»