В 1913 году, 21 февраля *, исполнилось триста лет со дня избрания Собором всей земли на царство первого царя из дома Романовых - Михаила Федоровича, - родоначальника той царственной династии, которая принесла столько славы и блага нашему дорогому Отечеству.
И. Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича
Царская Россия
Царская Россия: — кротость и смиренье,
У икон столетних жаркие молитвы,
Жажда покаянья, сладость всепрощенья,
Жертвенная доблесть бескорыстной битвы...
Царская Россия: — говор колокольный,
Средь боров дремучих древних келий срубы,
Радость и веселье встречи хлебосольной,
О любви заветной шепчущие губы...
Царская Россия: — общий труд и служба,
Твердая охрана мира и порядка,
Всех ее сословий и народов дружба,
Вековой избыток щедрого достатка...
Царская Россия: — это быт былинный,
Это лад семейный, это строй свободный,
Наш язык могучий, наш уклад старинный,
Удаль и отвага пляски хороводной.
Царская Россия: — вера в подвиг ратный,
В торжество и славу мудрого правленья,
Небом данный свыше жребий благодатный
Родине великой честного служенья...
Царская Россия: - помощь нищей братье,
Смелая защита от чужой угрозы,
Матери счачтливой нежное объятье,
Доброю рукою вытертые слёзы...
Царская Россия: - наша песнь родная,
Без конца, без края большака дорога,
Царская Россия: - это Русь Святая,
Та, что ищет правду, та, что верит в Бога!
Сергей Сергеевич Бехтеев. 30 мая 1952 г.
Под скипетром венценосных государей из дома Романовых государство Московское стало обширной Российской империей, раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного, и далеко распространилось за Кавказский хребет на юг, за Урал и Каспий на восток. Но не одним внешним могуществом и расширением своих границ Россия обязана преемникам Михаила Федоровича, заботами которых явилось возвышение православной веры, народное просвещение, благоустройство государства и общества, а также развитие промыслов, торговли и усовершенствование земледелия.
Род Романовых выдвинулся и возвысился в 1547 году, когда первый царь Московский, юный Иоанн Васильевич, прозванный потом Грозным, выбрал себе в супруги Анастасию Романовну, дочь ближнего боярина Романа Юрьевича Захарьина.
Царь и великий князь всея Руси Иоанн Васильевич (Грозный)
Сын Романа Юрьевича Захарьина - Никита, родной брат царицы Анастасии - единственный московский боярин, который оставил о себе добрую память в народе: его имя запомнила народная былина, представляя Никиту в своих песнях о Грозном благодушным посредником между народом и крутым по нраву царем. Из шести сыновей Никиты особенно выдавался старший Федор своею добротою и любознательностью. [518x699]
Федор Никитич Романов (в монашестве Филарет). Рисунок из альбома «Российский царственный дом Романовых».
Федор Никитич первым из рода стал носить фамилию «Романов» в честь своего деда Романа.
Палата бояр Романовых
Есть сказание, что Федору Никитичу Романову царь Федор Иоаннович (третий сын Иоанна Грозного) готов был передать свой престол, но его занял Борис Годунов, который с 1587 года был фактически единоличным правителем государства.
Фёдор I Иоаннович. Миниатюра из Царского титулярника
Борис Годунов
Федор Никитич был сослан, с ратманом Дуровым, в Холмогорский уезд, в Антониево-Сийский монастырь, основанный в царствование Иоанна Грозного преподобным Антонием.
А. Кившенко. Царь Борис Годунов и дети
Монастырь построен на небольшом низменном острове озера Большое Михайлове, обнесен оградой и только с одной стороны имеет сообщение с берегом, так что издали кажется плавающим; свое название Сийского он получил от реки Сии, протекающей близ него. По указу царя Бориса в монастырь запрещено было пускать богомольцев во избежание сношений с ссыльным изменником. Там Федора Никитича неволею постригли в монахи, назвали Филаретом и отвели для жилья отдельную от других небольшую келью под церковью Благовещения Богородицы, рядом с погребами, а для надзора поместили в той же келье бельца, которому внушено было доносить не только о поступках, но даже о словах узника.
И. Репин. Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийсуом монастыре
Тяжела была жизнь Филарета в Сийском монастыре, тем более что Дуров, считая его действительно изменником, обходился с ним грубо. Сменивший Дурова пристав Богдан Воейков поступал еще хуже. Желая показать свое усердие, он пытался даже очернить пред царем Филарета. С христианским смирением переносил инок Филарет свою участь; в посте и молитве он трудился, как простой монах, и вскоре заслужил любовь и уважение всего монастыря. В 1602 году Борис Годунов решил смягчить участь оставшихся в живых Романовых. В это время облегчено было положение и Филарета. Приставу Воейкову велено было: «Покой всякой к нему держать, чтоб ему ни в чем нужды не было. Дозволено также, буде захочет, стоять на крылосе, но чтобы никто с ним ни о чем не разговаривал».
Ф. Солнцев. Клобук патриарха Филарета
Монастырь вновь был открыт для богомольцев, со строгим наблюдением, чтобы посетители не имели сношений с Филаретом, который в 1605 году был посвящен в иеромонахи, а потом в архимандриты той же Сийской пустыни.
[534x699]
Ф. Солнцев. Одежда бояр XVI - XVII веков
Жена Федора Никитича - Ксения Ивановна, обвиненная в соучастии злоумышлении на жизнь Бориса, разлучена была с мужем и сослана в Новгородский уезд, в Обонежскую пятину, в Тол-Егорьевский погост, принадлежавший Важицкому монастырю. Здесь ее неволей постригли и нарекли Марфой. Когда привезли Ксению Ивановну в Тол-Егорьевский погост с приставом, имя которого не сохранилось, там не оказалось удобного помещения для узницы, поэтому для нее было выстроено особое небольшое здание, обнесенное кругом высокой изгородью.
Ксения Иоанновна Шестова, супруга Федора Никитича Романова
В лице священника Егорьевского монастыря, отца Ермолая, непоколебимого умом и твердого разумом, инокиня Марфа нашла заступника, который решился, не страшась опасностей, доброхотствовать ей. Он вместе с сыном своим Исааком помогал и радел во всем Марфе Ивановне. В царствование Михаила Федоровича (18 марта 1614 года) священнику Ермолаю Герасимову и сыну его пожалована была волость в Обонежской пятине, Вышегородского стана.
Царь Михаил Федорович Романов
Сына их Михаила, будущего царя, которому шел шестой год, отправили на Белоозеро с опальными тетками: княгиней Марфой Никитичной Черкасской, Анастасией Никитичной (тогда еще девицей) , с женой Александра Никитича - Ульяной Семеновой (урожденной Погожевой). Среди этого родственного кружка маленький Михаил и его сестра Татьяна Федоровна (восьми лет) терпели на Белоозере тяжкую нужду и росли при очень суровых условиях.
Ф. Солнцев. Боярская одежда XVII века
Одновременно с Романовыми были сосланы все боярские фамилии, связанные с их родом брачными узами: Черкасские, Шестуновы, Репнины, Сицкие, Карповы и другие. Это гонение на Романовых известный Авраамий Палицын ставит в число грехов, за которые Бог покарал землю Русскую смутою. Полтора года спустя Борис Годунов дозволил матери Михаила Федоровича - инокине Марфе - вернуться к детям на Белоозеро, а немного спустя и всем белоозерским ссыльным переселиться в Юрьев-Польский уезд, в родную вотчину Романовых, село Клин.
Ф. Солнцев. Боярская одежда XVII века
В 1605 году Лжедмитрий, пытаясь утвердиться на престоле, оказал особое внимание своим мнимым родственникам, возвратив из ссылки Нагих и Романовых. Федору Никитичу он предоставил Ростовскую митрополию, а Ивана Никитича возвел в сан боярина и останки умерших в ссылке братьев его разрешил с почетом перевезти в Москву и похоронить в родовой их усыпальнице - Ново-Спасском монастыре.
Лжедмитрий
После низведения с престола Шуйского (Лжедмитрия) Москва избрала в цари Владислава, сына польского короля Сигизмунда; хотя патриарх Гермоген тогда уже указывал на юного Михаила Федоровича Романова, но другие духовные желали князя В.В. Голицына. По заключении договора с гетманом Жолкевским было составлено «великое посольство», во главе которого стояли митрополит Филарет (Романов) и князь В.В. Голицын. Посольство это повезло на утверждение договор об избрании Владислава в московские цари.Вскоре Сигизмунд решил заменить Владислава им самим, то есть хотел, чтобы Москва присягнула ему. Бояре, получавшие подачки от Сигизмунда, желали присягнуть ему, но патриарх Гермоген восстал против влияния поляков, явясь охранителем православия и национализма. В своих грамотах патриарх призывал «всех, не мешкая, по зимнему пути, собраться со всех городов, идти вооруженными ополчениями к Москве на польских и литовских людей».
П. Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту
Но в 1611 году, после взятия поляками и шведами Смоленска и Новгорода, Московское государство было близко к падению. Но встали люди, которые помогли объединению народных масс, пошедших на выручку гибнувшей земли. Во главе этих лиц находился патриарх Гермоген, которого позднее заключили под стражу в подземелье Чудова монастыря, откуда патриарх написал последнюю свою призывную грамоту в Нижний Новгород. 17 февраля 1612 года он скончался мученически, голодной смертью.
Простой мужик из Нижнего Новгорода, Кузьма Минин Сухорук, торговец мясом, избранный в число земских старост, сказал: «Православные Люди! Коли хотите помочь московскому государству, не пожалеем достояния нашего, дворы свои продадим, жен и детей заложим, станем челом бить, искать, кто бы вступился за истинную православную веру и стал бы у нас начальником».
М. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году
Воеводой, по указанию Минина, избрали князя Д.М. Пожарского, который жил в ста верстах от Нижнего в своей вотчине.Пожарский согласился с тем, чтобы кто-нибудь из посадских людей ведал хозяйственную часть ополчения - «у того великого дела был и казну собирал», причем указал на Минина. Недостаток военной силы и денег заставил нижегородцев написать окружную грамоту к другим городам. На их призыв откликнулось много городов, и первым был г. Коломна.
М. Скотти. Минин и Пожарский
14 августа 1612 года народное ополчение под предводительством князя Пожарского прибыло к Троице-Сергиевой лавре. Десять дней спустя, 24 августа, произошел самый страшный бой, когда бились с рассвета до сумерек.
К. Маковский. Воззвание Минина
Засевшие в Кремле поляки терпели ужасный голод. Вместе с ними ту же участь несли и захваченные ими русские бояре, в числе которых находился и боярин Иван Никитич Романов со своим племянником Михаилом Федоровичем и его матерью инокинею Марфою. Наконец, после долгих переговоров, ополчение двинулось на приступ, и казаки взяли 22 октября 1612 года Китай-город; но поляки решились еще держаться в Кремле, выжидая прихода подмоги. А шедший на выручку король Сигизмунд три раза подступал к Волоколамску, три раза был отражен и ушел обратно. Узнав об этом, поляки вышли из Кремля с условием, чтобы им была сохранена жизнь.
Ополчение, очистив Москву, должно было заключить свою победу избранием царя, для чего Пожарский призывал по десять выборных от каждого города, но были города, приславшие большее число своих представителей; так, Нижний Новгород послал 19 человек. Всех подписей под грамотой избрания Михаила Федоровича 277, из них 57 принадлежат духовенству, 136 боярам и высшим служилым чинам, а остальные 84 - городским выборным.
Но предварительное избрание было 7 февраля, а окончательный выбор был отложен до 21 числа, и в города были отправлены люди, чтобы узнать мнение народа. Посланные вернулись с известием, что у всех одна мысль: быть государем Михаилу Федоровичу Романову. В неделю православия, первое воскресенье Великого поста, 21 февраля 1613 года, были назначены окончательные выборы. Каждый чин подал письменное мнение, и во всех их значилось одно имя - Михаила Федоровича. Тогда несколько духовных лиц с боярином во главе посланы были на Красную площадь, и не успели они с Лобного места спросить народ, кого хотят в цари, как все закричали: «Михаила Федоровича!».
С. Ягужинский. Царь и великий князь Михаил Федорович Романов
Но чуть было новое злодейство не разрушаю дорогие мечты русского народа. Михаил Федорович с матерью своей после московской осады уехал в свою Костромскую вотчину, село Домнино, где едва не подвергся нападению шайки поляков, которая в 1613 году пробралась в Галичский и Костромской уезды. Отсюда они искали дороги в Домнино, чтобы убить новоизбранного царя и тем вызвать смуту, выгодную для них. Они не дошли до Домнина каких-нибудь двух верст; встретившийся им домнинский крестьянин Иван Сусанин, бывший доверенным лицом Романовых, чуя опасность, повел их в противоположную сторону, к селу Исупову; в Домнино же послал своего зятя, Богдана Собинина, к царю Михаилу Федоровичу с известием о грозящей опасности и советом укрыться в Ипатьевском монастыре, близ Костромы.Бродя нарочно по Исуповскому болоту и соседним лесам целую ночь и утро следующего дня, несмотря на пытки, Сусанин не открыл злодеям местопребывания Михаила Федоровича и был ими изрублен в селе Исупове.
Б. Зворыкин. Смерть Ивана Сусанина
В 1839 году, в царствование императора Николая I, в Костроме был сооружен памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину.
Памятник царю Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину
Михаил Федорович после московской осады уехал в свою Костромскую вотчину, и в Москве не знали, где он находится. Поэтому посольство, состоявшее из Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Авраамия Палицына, Шереметева и других, отправилось сперва в Ярославль, а оттуда в Кострому, куда приехав, 14 марта 1613 года, сопровождаемое крестным ходом, при огромном стечении народа, пошло в Ипатьевский монастырь уведомить об избрании и бить челом Михаилу Федоровичу и его матери инокине Марфе.
Г. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года
Но послы встретили сильное нежелание согласиться на избрание со стороны как сына, так и его матери. Инокиня Марфа не хотела видеть своего сына на престоле, а юный избранник отвечал послам «с великим гневом и плачем», что он государем быть не желает. Марфа говорила послам, «что сын ее не в совершенных летах».
А. Кившенко. Призвание на царство Романовых
Долго пришлось послам уговаривать и мать, и сына; наконец, усилия их увенчались успехом - Михаил дал свое согласие, а мать благословила его иконою.
И. Кузнецов. Призвание на царство Михаила Романова
Но Михаил Федорович не торопился в Москву. Он вел переписку с Земским собором, а также с Боярами. Лишь 2 мая совершился торжественный въезд Михаила Федоровича в Кремль. Люди от мала до велика вышли за город навстречу государю. Царь и мать его слушали молебен в Успенском соборе, после чего всяких чинов люди подходили к руке царской и здравствовали великому государю. В том же Успенском соборе 11 июля Михаил Федорович венчался на царство. На другой день венчания (12 июля), во время празднования именин царя, Кузьма Минин был пожалован в думные дворяне.
Ф. Солнцев. Царская миропомазанница
Рисунки из альбома «Об избрании на царство Великого Государя, царя и Великого князя Михаила Федоровича, Самодержца Всероссийского».
20 февраля 1613 года. На паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора " Об избрании на царский престол боярина Михаила Федоровича Романова"
Авраамий Палицын читает в Патриарших палатах Московского Кремля освященному собору, боярам и воеводам челобитие о призвании на царский престол боярина Михаила Федоровича
21 февраля 1613 года. На Лобном месте Красной площади стоятархиепископ Рязанский Феодорит со свитком, боярин В. П. Морозов, келарь Авраамий Палицын и другие. Собравшийся народ присягает новоизбранному царю Михаилу Федоровичу
14 марта 1613 года. Михаил Федорович и его мать инокиня Марфа Ивановна принимают от московского посольства челобитные грамоты Земского собора об избрании его на царство у стен Костромского Ипатьевского монастыря
2 мая 1613 года. Освященный собор, московские горожане и прибывший народ всех сословий торжественно встречают новоизбранного царя Михаила Федоровича и государыню великую старицу Марфу Ивановну у Сретенских ворот
3 мая 1613 года. Шествие высшего духовенства, царя Михаила Федоровича, бояр, дворян и горожан по территории Московского Кремля в Успенский собор для совершения в нем торжественного молебна
11 июля 1613 года. Венчание на царство. Митрополит Ефрем в царских вратах Успенского собора миропомазует нововенчанного царя Михаила Федоровича
11, 12, 13 июля 1613 года. Пир в Грановитой палате Московского Кремля по случаю венчания на царство Михаила Федоровича
10 июня 1619 года. Почетная первая встреча под Можайском митрополита Ростовского и Ярославского Филарета, отца царя Михаила Федоровича, освобожденного из восьмилетнего польского плена, с архиепископом Рязанским и Муромским Иосифом, духовными лицами, князем Д. М. Пожарским и окольничим князем Г. К. Волконским во время его следования в Москву
После страшных смут настало полное обеднение и неустройство государства, и необходимо было, чтобы проявилось особое напряжение народных сил, которое спасло бы отечество от угрожавшей ему опасности. Личность самого государя Михаила Федоровича, в высшей степени симпатичная, своим обаянием способствовала укреплению царской власти и идеи самодержавия. При нем печать государственная была сделана больше; введен новый титул «самодержца», а над головами орла вырезаны короны.
Царь и великий князь Михаил Федорович Романов
Царь Михаил Федорович был человек мягкий, добрый. Своими душевными качествами он производил на народ самое выгодное впечатление. Доброта царя не допускала возможности предположить, чтобы какая-нибудь несправедливость могла исходить от такого великодушного царя, а если и случалось что-нибудь подобное, то в глазах народа вся ответственность падала на лиц, стоявших между ним и верховной властью.
[510x699]
Ф. Солнцев. Шапка царя Михаила Федоровича
В начале царствования Михаила Федоровича главной заботой являлось преследование и уничтожение разбойничьих шаек. Кроме того, приходилось считаться с Польшей и Швецией, которая имела своего кандидата на русский престол, королевича Филиппа, и вела войну с Москвой. Заключенный в начале 1617 года Столбовский договор вернул Новгородскую область, а также дал возможность Москве обращаться смелее с Польшей, с которой Михаил Федорович желал заключить мир, чтобы освободить своего отца, Филарета Никитича, из плена.
Польский претендент на московский трон Владислав, после безуспешных попыток захватить Москву,вступил в переговоры, и около Троицкой лавры, в деревне Деулине, было заключено Деулинское перемирие, по которому решено было разменяться пленниками.
Неизвестный художник. Король польский Владислав
Польша удержала свои завоевания - Смоленск и Северскую землю, а Владислав отказался от претензий на московский престол. 1 июля 1619 года на реке Поляновке, близ Вязьмы, произошел размен пленных, и митрополит Филарет возвратился на родину.
Ф. Солнцев. Патриаршия митра
Его въезд в Кремль был ознаменован целым рядом торжественных встреч по пути, по городам; наконец, по переезде через речку Ходынку его встретили московские власти: все бояре, дворяне и приказные люди. После бояр встречали гости, торговые и всякие жилец-кие люди. 14 же июля, не доезжая речки Пресни, встретил митрополита сам царь и поклонился отцу в ноги. Филарет Никитич тоже преклонился пред своим сыном и царем, и долго оба оставались в таком положении, не решаясь ни встать, ни говорить от радости. Вскоре по возвращении Филарет Никитич был посвящен в сан патриарха иерусалимским патриархом Феофаном, приехавшим в Москву за милостыней.
Ф. Солнцев. Чарка царя Михаила Федоровича
С тех пор началось так называемое двоевластие: Михаил Федорович стал управлять государством с помощью отца-патриарха, которому был присвоен, как и царю, титул «великого государя». От имени обоих принимались посольства, и обоим им подносились послами дары и подарки.
Ф. Солнцев. Блюдо царя Михаила Федоровича
18 сентября 1624 года, на 29-м году жизни Михаил Федорович женился на родовитой княжне Марии Владимировне Долгорукой, из древнего рода потомков черниговских князей - Рюриковичей. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла.
На следующий год царь вступил во второй брак с Евдокией Лукъяновной Стрешневой.
Царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева, супруга царя Михаила Федоровича Романова
По рассказу П. Львова, биографа отца невесты: «Накануне послали царские повозки за девицами из знатнейших фамилий, приехавших в Москву для выбора. Эти девицы сопровождались матерями или ближайшими родственницами; на них была одежда, жалованная царем. По представлении девиц инокине Марфе Ивановне матери и родственницы разъехались по домом. При каждой девице осталась только одна прислужница; в комнатах, для них отведенных, находились по обеим сторонам кровати. В полночь Михаил с матерью своей пошел осматривать невест. По окончании осмотра инокиня Марфа спросила сына, на которую из девиц пал его выбор. И очень удивилась, услыша, что он предпочел прислужницу одной из привезенных детвиц.
М. Клодт. Терем царевен
Мать убеждала Михаила, чтобы он помыслил, как оскорбятся этим выбором князья и бояре; наконец, требовала от него решительного отказа, так как до восхода солнца он должен в Успенском соборе в присутствии патриарха и духовенства объявить имя будущей своей супруги. Михаил отвечал: «По воле только Божией и твоей принял я венец и царство; ни в чем не посмею быть ослушным матери моей. Ты всегда была наставницею и моим покровом - все исполню... Но сердце мое никогда не выберет, никогда другой не полюбит... Я определен к одним бедствиям! Первой супруги лишился в первые месяцы брачного союза; невесты лишаюсь при самом избрании. Она не знатной породы; может быть, она терпит бедность, горе, и я испытал нужду и гонение». Слезы полились из глаз Михаила, и, глядя на сына, мать его сказала: "Судьбы небесные тебя сохранили; они назначили тебе царство... Воля Божия да будет с тобой! Возьми ту, которая пришлась тебе по мысли и по сердцу".
А. Рябушкин. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)
Между тем инокиня Марфа послала разведать о роде прислужницы, которая оказалась дочерью бедного можайского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева, а девица, при которой она находилась, ее дальней родственницей, угнетавшей ее своим своенравием.
Брак этот оказался поистине счастливым – за 19 лет совместной жизни царь и царица нажили трех сыновей и двух дочерей. Скромная и кроткая царица Евдокия оказалась верной и любящей подругой своего любимого супруга. Известно, что во время свадебного благовестия к молебну представлена была Евдокия дочерям знатных князей и бояр. В смятении души, скромная и кроткая Евдокия, не допускала девиц целовать у себя руку, но сама целовала каждую из девиц. И затем, на протяжении всех 19 лет этого брака, Государь Михаил Федорович всегда советовался с царицей Евдокией не только о судьбах их детей, но и о сложных вопросах взаимоотношений со своими подданными – и князьями с боярами, и с простыми крестьянами и посадскими людьми.
Ирина Михайловна, дочь царя Михаила Федоровича Романова
Царь Михаил Федорович сделал много доброго для своего государства. Он, прежде всего, установил мир и порядок в стране, повсеместно восстановил в городах губных старост, взамен бывших воевод, грабивших свой народ.
[494x698]
Ф. Солнцев. Скипетр царя Михаила Федоровича
Желая привить в Московском государстве разные промыслы, он сумел призвать на льготных условиях иностранных промышленников - "рудознатцев", оружейников, литейщиков. Как известно, город Тула всегда славился выделкой оружия, и в 1632 г. голландский купец Андрей Виниус получил позволение построить в Туле завод для литья пушек и ядер к ним.
[514x698]
Ф. Солнцев. Сабля царя Михаила Федоровича
В 1642 году было положено начало преобразованию военного устройства страны. Начато было обучение "русских ратных людей" иностранному строю, появились впервые полки солдатские рейтарские, драгунские. Полки эти были переходной ступению постоянного национального войска России.
Ф. Солнцев. Зерцало Михаила Федоровича
Но самое, пожалуй главное заключалось в том, что во все царствование православного Государя Михаила Федоровича большое внимание уделялось религиозному воспитанию народа российского.
Ф. Солнцев. Держава Владимира Мономаха
Государь сумел побывать практически во всех более менее значительных монастырях и церквах в своем государстве, по его указам были построены 15 крупных церквей. Народ хорошо понимал, что Государь не просто очень мягкий и добрый, но и справедливый и требовательный по отношению к православной вере.
Ф. Солнцев. Царское место в Успенском соборе в Москве
По свидетельствам современников, вся деятельность Государя была "успокоением взволнованного смутой государства", и этой цели он сумел достичь – он сумел истребить административное злоупотребление воевод, навести в стране должный порядок и поднять общее народное благосостояние.
Ф. Солнцев. Окно Теремного дворца с золотой решеткой
Ф. Солнцев. Окно Теремного дворца со стороны Оружейной палаты
Царь Михаил Федорович обладал высоким ростом, красивым лицом, обрамленным усами и круглой бородой. На вид он был очень болезненным и слабым, однако в нужное время проявлял свой твердый характер. Уже в возрасте тридцати лет царь "скорбел ножками" и, по собственным словам его: "До возка и из возка носили меня в креслах". Незадолго перед внезапною кончиною состояние царя очень сильно пошатнулось. Неудача в устройстве судьбы его дочери Ирины, которую он желал выдать замуж за датского королевича Вольдемара, нанесла тяжелый удар его мягкой и доброй натуре. А незадолго до этого он был чрезвычайно потрясен смертью двух его сыновей.
Неизвестный художник. Портрет царя Михаила Федоровича
В день своего ангела, 12 июля 1645 года, стоя у заутрени, Михаилу Федоровичу сделалось очень плохо – в церкви у него произошел сильный припадок, он упал, и его перенесли в царские хоромы. К вечеру болезнь усилилась, он стал стонать, жалуясь, что "внутренности терзаются", приказал позвать царицу и сына, 16-летнего Алексея Михайловича, а также Патриарха. Он простился с женою, благословил сыны на царство, исповедался, приобщился Святых Тайн и, в начале третьего часа ночи, тихо почил.
Ф. Солнцев. Кресло царя Михаила Федоровича
Государь Михаил Федорович прожил всего 49 лет, но сделал немало добрых дел. При нем произошло становление и укрепление религиозного воспитания широких народных масс, на своем личном примере он сумел показать, как стать справедливым царем для всего народа – от богатых князей и бояр до простых и бедных крестьян. Именно при нем началась замечательная и историческая традиция – царствования Дома Романовых, продолжавшего свыше 300 лет.
А. Васнецов. Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот
Источник: Книга "Романовы. Триста лет служенияРоссии". Издательство "Белый город".
* Здесь и далее все даты приводятся по юлианскому календарю.