• Авторизация


М. Лермонтов, поэт России 03-03-2010 15:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Алевтина_Князева Оригинальное сообщение

М.Ю. Лермонтов. Тема Родины и природы.



 

«Люблю отчизну я . . .». («Родина». 1841).

Лермонтов беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. В молодости он описывает «бури шумные», величественные явления природы. Беспредельно любят природу романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы «Мцыри», «как брат, обняться с бурей был бы рад». В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений — в них все просто, правдиво, точно и экономно. Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова «говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений». Посмотрите с этой точки зрения на такие стихотворения, как «Горные вершины…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Утес», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу . . .», — и вы убедитесь в правоте мысли Белинского.
            В лирике Лермонтова «чистый» пейзаж почти отсутствует. Он чаще всего рассказывает о том, какие мысли и чувства вызывает природа. «Серебристый ландыш», «желтеющая нива», бегущий по оврагу «студеный ключ» — все это успокаивает поэта, смиряет душевные тревоги. Быстро бегущие по небу тучи напоминают о судьбе изгнанника: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную» («Тучи». 1840).
«С отрадой, многим незнакомой» («Родина»), поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки.
Прочитав стихотворение «Родина» еще в рукописи, В. Белинский сказал, что это «вещь — пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских». Критик Н. А. Добролюбов, как бы продолжая развивать мысль Белинского, отмечал, что Лермонтов «обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он . . . понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно».
          Реакционные писатели в своих произведениях прославляли самодержавную, крепостническую Россию. Это был казенный патриотизм. Другие литераторы ценили патриархально-общинные устои русского народа, уходящие своими корнями в быт и нравы допетровской Руси. Так, поэт А. С. Хомяков в стихотворении «Отчизна» писал о том, что сила и величие России в религиозности и «смирении» русского народа.
Лермонтов отверг эти концепции патриотизма, признан их ложными (это отмечено и Добролюбовым). В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он показал отвратительный лик николаевской империи с «господами» и «рабами», с голубыми мундирами жандармов и «послушным им народом», а в «Родине» нарисовал светлый образ России народной.
          В первой строфе стихотворения «Родина» Лермонтов называет свою любовь к отчизне странной . «Странность» заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. В начале стихотворения осуждается казенный официальный патриотизм, Лермонтова не трогает
                                           Ни слава, купленная кровью,
                                           Ни полный гордого доверия покой,
                                           Ни темной старины заветные преданья….
           Конечно, Лермонтов ценил и любил героическое прошлое родины. В стихотворении «Бородино» он воспел подвиг народа, поднявшегося на защиту отчизны. Поэт дорожил гражданскими подвигами предков, умевших постоять за правду, за человеческое достоинство. Вспомним «Песню про купца Калашникова». Но не в военной мощи николаевской России, не в «темных» преданиях старины, не в смирении русского народа видит он великое будущее родины. Лермонтов прославляет Россию народную, которую любит непосредственно, сердечно, «истинно свято и разумно» (Добролюбов). В последующих строфах поэт рисует широкие картины родной природы, труд и быт русского крестьянства. Ему дороги и милы в степи безбрежные леса и реки. Стихотворение построено так, что  от общего поэт идет к частному. Появляются конкретные признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Вот  вьется проселочная дорога, по которой  тянется «кочующий обоз», стелется «дымок спаленной жнивы», белеют березы, мелькают «дрожащие огни печальных деревень». А вот и сама деревня. Поэт любуется «полным гумном», избами с «резными ставнями» на окнах.
Вспомним стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». Музыка и пляска  маскарадного бала в Благородном собрании  вызвали в душе поэта «горечь и злость». А «пляску с топаньем  и свистом под говор пьяных мужиков» Лермонтов готов «смотреть до полночи».
            Лермонтов отвергает сложившиеся устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещённым. Он восстает против политического гнета, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нем.

Поэзия Лермонтова – поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихи согреты чувством великой любви к народу.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник М. Лермонтов, поэт России | Владимир_Павлович - Дневник Владимир_Павлович | Лента друзей Владимир_Павлович / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»