Я, конечно, дилентант и не психоаналитик, но я хочу написать вам о том, что меня просили - то есть о методах, которые используют психологи для того, чтобы скорректировать отношения в семьях. Я не думаю, что что-то тут есть такое, что можно реализовать в домашних условиях, потому что проблемы, с которыми сталкивается семья слишком трудные, чтобы без помощи специалиста их решать. И вы не можете выступить в роли психолога для ваших знакомых, потому что вы не владеете методами. Для того, чтобы не навредить людям, надо хорошо знать методы работы с такими людьми, а тут я просто опишу, что делают настоящие психотерапевты при работе с клиентами. Для общего развития. Но не старайтесь проделывать это с друзьями, опять же повторяю! Это только для того, чтобы у вас возник интерес или для общего развития!
1. Семейная фотография - методика, которая используется для диагностики и коррекции семейных отношений, помогает разрушать семейный мифы. Заключается в том, что психолог просит принести каждого члена семьи несколько семейных фотографий (если много поколений в семье - то количество увеличивается), количество их ограничено, примерно 3 фотографии. какие именно фотографии приносить - не говорится. Человек сам должен выбрать три любые фотографии, относящиеся к семье.
На следующей встрече с психологом каждому члену семьи даётся где-то 15 минут на то, чтобы рассказать, почему он выбрал именно эти фотографии. Рассказать о них, почему они для него дороги. Всё это обсуждается в связи с проблемой, с которой семья пришла. То есть тема беседы должна соотноситься с проблемой. Очень важен порядок фотографий и эмоции, которые человек испытывает, когда показывает фотографии определённых членов семьи. Из этого делаются определенные выводы. Обсуждается и рассматривается : каие родственники ближе друг к другу в эмоциональном плане (то есть много их фотографий, про них долго рассказывается, они первые, о ком человек рассказывает), каких членом семьи нет - то есть с ними плохой эмоциональный контакт. Психолог задаёт вопросы насчёт фотографий - когда они были сделаны, что было после того, как фотография была сделана, и т.д. Рассмотрение фотографий может продолжаться несколько встреч, оно не вызывает негативных эмоций, помогает установить доверительные отношения с психологом, выяснить такие вещи как: особенности отношений, власть в семье, зависимость, близость, тревожность, мужчкие и женские роли в семье.
2. Семейная скульптура и семейная хореография. Чем полезны эти методики: - поднимает бессознательное, увеличивает спонтанность, как правило, тут пациенты не так подвержены интеллектуальному анализу своих действий, поэтому можно очень многое определить, так как бессознательное наружу выходит, и люди это не останавливают.
- прошлое и будущее перемещаются в систему "здесь и теперь". "Здесь и теперь" - это основопологающий принцип психотерапии, человек не должен быть в прошлом или в будущем, он должен жить и существовать в настоящем, к этому человек должен стремиться!!
- межличностные отношения становятся явными, их легко разглядеть или изменить
- человек сам видит со стороны, как он действует, какие роли исполняет, какие роли отвергает
- снимает сопротивление клиентов к терапии, потому что эти задания имеют элемент неожиданности, человек не представляет себе то, что так может быть на занятии и поэтому больше раскрывается. Он видит, что психолог не просто в душу ему лезе, а какие-то элемнты игры добавляет
- вызывают интерес клиента и привлекают его внимание. При том, как клиенты делают скульптуры, можно анализировать то, о чём они говорят, как договариваются, кто кому приказывает и изучать семейные роли, взаимоотношения.
- человек смотрит на себя со стороны, пропадает та эмоциональная изоляция, происходит социальное взаимодействие.
Семейная скульптура. Один из вариантов этой методики - каждого члена семьи просят создать как бы скульптуру из других членов семьи, как будто они сделаны из глины, просят поставить их в любое положение относительно друг к другу и в любую позу. Себя можно заменить предметом мебели или другим человеком. В первом варианте предлагается каждому члену семьи создать скульптуру, отражающую, как выглядят отношения в семье в данный момент, он строит ее. Потом психолог просит, чтобы клиент создал скульптуру идеальной семьи. И так с каждым членом семьи. Исходя из того, кто к кому ближе стоит, кто к кому повёрнут, можно сделать выводы об отношениях в семье, что кого не устраивает. Чем ближе друг к другу люди- тем ближе они, если человек спиной к другому стоит - то конфликт возможен, непонимание, кто-то на отлёте - тоже как бы изгой, проблемы в отношениях. Может как индивидуально, так и в группе испольщоваться. Если индивидуально, то человек из предметов мебели выстраивает, кто как стоит и описывает, что не понятно, словами.
Психолог может задать такие вопросы при групповой работе: - скульптора он может спросить, как он назовёт скульптуру?
- каждого члена семьи спрашивают, как он чувствует себя на этом месте, в этом положении?
- всем - удивила ли вас эта скульптура?
- согласны ли вы, что ваша семьи именно такая, как на скульптуре?
- всем или скульптору- какие изменения в семье вы хотели бы видеть?
Семейная хореография. Это один из вариантов методики семейной скульптуры. Скульптора просят расставить определённым образом на "сцене" членов семьи, но тут уже будет не статичная, а динамичная скульптура. Здесь нужно разыграть небольшую сценку, ситуацию, которую захочет клиент. Проиграть проблемную ситуацию надо без слов. Потом проигрывается ситуация идеальной семьи. С каждым новым дублем стараться сделать ситуацию все лучше и лучше. Психолог при этом всём процессе спрашивает у каждого, что он думает относительно этого и как улучшить ситуацию.
Затем ситуацию обсуждают и выясняют у каждого, каково быть определённым героем в скульптуре, что он чувствует, как относится к нему семья - до и после. То есть методика похожа на прошлую, только скульптура может двигаться.
3. Ролевая карточная игра. Всем членам семьи выдаются карты с названиями ролей, которые они выполняют в семье и листок бумаги. то есть:
Психолог даёт инструкцию:"- взять себе те карты, которые соответствуют члену семьи, положить их рядом с собой, чтобы другие могли это видеть.
- Если кто-то выбрал карту, которая должна принадлежать вам, запишите ее на листке бумаги.
- Соревнование в том, чтобы набрать больше карт.
- Играть нужно молча и не разговаривать друг с другом.
- Если какая-то карта должна принадлежать еще кому-то, то отметьте этона своём листке бумаги"
Психолог сморит, какое настроение в семье, когда они распределяют карточки, посмотреть, как и кто относится к семейным обязанностям - кто что любит и что ненавидит.
Психолог заполняет такую таблицу на каждого члена семьи: 1. Роль, 2. Полодительная характеристика, 3. Отрицательная хар-ка, 4. Выбранные роли (для себя), 5. Все данные игроку роли, котоые ему дали все члены семьи (принятые и непринятые),7. Неправильные роли (которые игрок считает не подходящими), 7. Несоответствующие (которые по мнению других не подходят игроку), 8. Непринятые (которые игрок отбросил в конце игры)
Роли - обязанности: организатор домашнего хозяйства, закупщик продуктов, устроитель ужина, мойщик полов,Его Превосходительство, Плохой испонитель всех своих обязанностей,Распорядитель,Убирающий со стола после еды,Кто готовит напитки,Повар, Накрывающий на стол,Убирающий со стола,Посудомойка, Кто убирает после еды, Кто кормит животных, Купает маленьких детей, Тот, кто укладывает спать детей, Садовник, Организатор праздников, Создатель правил, Мальчик на побегушках, Сторонник дисциплины, Человек, отвечающий за всё.
Роли взаимодействия, зафиксированные в картах:
Позитивные: Говорящий правду, Помогающий, Понимающий, Творческий, Счастливый, Дипломат.
Негативные: Обвинитель, Умиротворитель, Компьютер, Одинокий Волк, Сбивающий с толку, Жертва, Крикун.
Эта игра позволяет в мене конфликтной форме, чем при обычной беседе, определить роли в семье, какие кто роли хочет перестать выполнять, а какие взять на себя. Возможно особзнание членами семьи того, что каждый из них делает неправильно. После игры можно обсудить ее результаты и прийти к каким-то совместным выводам.
4. Семейный ритуал. Эта методика предназначена для того, чтобы поменять семеный укоренившиеся ритуалы, разрушить негативную систему, чтобы построить новую Так как, всем известно, в дисфункциональной семье есть свои ритуалы, которые не меняются, этот метод предназначен для того, чтобы существующее положение вещей изменить и уже из этого получить результаты. Способы, которыми осуществляются данные преобразования, варьируются в зависимости от самой семьи, к каждой семье нужен свой подход, так что описать универсальный сопособ я не могу. Психолог должен влиться в семейную систему, изучить ее хорошо, установить взаимопонимание и доверие с членами семьи, и лишь потом приступать к преобразованиям.
Я могу лишь указать задачи, которые необходимо решить с помощью этой методики: 1. Создание движения. Клиенты чувствуют, что они застряли в существующей релаьности, что роли не меняются, они ничего не могут поделать и ситуация только ухудшается. Тогда предлагается освободить этого человека от нежеланной роли, которая утомила его, не соответствует ему (ребёнок исполняте родительскую роль), тогда у того, кто должен ее исполнять, появится пространитво для реализации.
2. Изменение перспектив. Играя ноые, роли клиенты смотрят на семью с других позиций, изменяется их отношение к действительности.
3. Перераспределение власти. Психолог может выявить конфликт между родственниками и иусилить значимость одного родственника для другого, например, подержать родителей в построении семейных правил, чтобы ребёнок не помыкал родителями, а вынужден был уважать их, поддержка детей в потребности к уважению - тоже возможно с помощью того, что убеждаются родители и другие члены семьи в том, чтобы не вмешиваться в дела ребёнка, всё зависит от ситуации.
4. Разрушение коалиций. Иногда несколько членов семьи объединяются, чтобы противостоять третьему, нужно вмечашться и постараться разрушить это, например, мать и дочь против мужа, прекратить вмешивать ребёнка в отношения между супругами.
5. Формирование новых альянсов. Помогают родителям достичь соглашение в области воспитания детей, помогают объединить семью каким-то новыми целями и т.д.
6. Прояснение границ между субсистемами. Психолог помогает клиентам понять, кто, каким рбразом включен в данную субсистему. (Семья - это система, родители - субсистема, дети - субсистема и т.д., может распределение на субсистемы в зависимости от роли и т.д.) Кто за что отвечает Уменьшение числа слишком жестких границ для совместных действий, то есть уравнивание в правах поколений, например, может служить тут примером для обсуждения.
7. Открытие новых сторон своей личности. Люди получают возможность испробовать новые поведенческие образцы, изменяя роли и отношения.
8. Нормализация опыта нахождения в определенной позиции. Иногда люди рассматривают себя как плохих только потому , что занимают определённое место в системе. Психолог должен дать понять, что клиент не один, что многие люди чувствуют тоже самое в таких обстоятельствах, чтобы человек не думал, что это просто потому что он сам такой плохой, ни у кого нет таких проблем.
9. Изменение смысла нахождения в определённой позиции. Например, старший ребёнок жалуется на свое место как старшего ребёнка в семье, мало внимания и так далее. Психолог ему отвечает, что с другой стороны, есть свои плюсы в этом - то, что он вырастает настоящим лидером и получает возможность уважать себя и так далее....
10. Изменение семейной системы, работая с одним из ее членов. То есть изменить положение одного из членов семьи, которое мешало развитию и росту всей семьи. Например, всё по хозяйству делала мама, она была жертвой, психолог рекомендовал распределить обязанности, маму сделать кем-то более активным. Другие члены семьи стали более ответственными, организованными.
5. Социальный ритуал. Психологу необходимо досконально исследовать историю и проблемы семьи, чтобы понять, какой ритуал внедрить в нее. Если семья соглашается применять ритуал, который предложен психологом, то ее система изменяется в лучшую сторону. Ритуалы способствуют семейной организованности и сплочённости. Примером может служить обязательный, в строгое время совместный обед, во время которого запрещено обсужать острые семеный проблемы, критиковать кого-то или жаловаться. Во время этого обеда предлагается обсуждать то о чём думают члены семьи, что чувствуют, что читают. Примеро может являться и составление списка дней рожденийи подготовка к каждому событию. Создание новх традиций также подезно и необходимо для молодоженов и для семей, где имеются приёмные дети.
Парамерты составления ритуала: - как долго он будет применяться (однократно или через промежутки времени)
- когда именно и кто из членов семьи будет участвовать в процессе
- какие факторы необходимы (заперты двери, отключён телефон)
- какие темы будут обсуждаться
- что делать, если кто-то предпочтёт молчать
Это всё необходимо, чтобы установить внутрисемейные границы, увеличение независимости членов семьи, укрепление альянса в одном поколении.
Психолог получает от семьи согласие на обязательное исполнение ритуала. Он может дать инструкцию каждому в псиьменном виде. Частью ритуала может даже быть чтение предписаний одним из членов семьи, в каком-то определённом месте и в определённое время.
По содержанию ритуал может быть очень простым, например: "Ваш сын будет размышлять каждый вечер с семи до восьми часов в своей комнате и никто не будет ему мешать. Он должен думать о благополучии семьи и о своём собственном благополучии. Затем он постарается тщательно записать всё, о чём он думает, никому свои записи не показывая"
Существуют ещё методы, я могу написать о них, если кому-то будет интересно