• Авторизация


Как появились современные интервалы в музыке 27-02-2020 15:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения REMEUR Оригинальное сообщение

Как появились современные интервалы в музыке

Поиск оптимального музыкального звукоряда в чем-то схож с историей поиска идеального календаря. В обоих случаях человечеству приходилось искать компромисс между данностью природы и удобством использования. И ни одного шага на этом пути не было сделано напрасно.
Как появились современные интервалы в музыке
Прежде чем прийти к равномерно темперированному звукоряду, человечеству пришлось миновать несколько этапов. Древние звукоряды (практически идентичные древнекитайский строй Люй-Люй и пифагорейский строй) основывались на первых четырех гармониках струны или столба воздуха во флейте, хотя в древности учения о гармониках еще не было. В дальнейшем европейцы использовали и пятую, и шестую, и более старшие гармоники. Но и такие строи не подходили идеально для европейского многоголосья.

В самом наглядном виде привычный нам звукоряд представлен в клавиатуре фортепиано. В каждой октаве семь белых клавиш и пять черных — всего 12 нот. А почему их именно 12, а не 13 или 6? И почему, если прислушаться, можно заметить, что квинты и кварты, взятые на рояле, звучат с явными биениями (пульсацией громкости), а терции и сексты — вообще диссонансно, неблагозвучно?

Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, придется обратиться для начала к самым азам восприятия звуков человеческим ухом. Человек слышит звуки от 30 Гц до 15−20 кГц. Музыкальные звуки, которые можно напеть, находятся в диапазоне 30 Гц — 5кГц. Вот этот-то непрерывный диапазон частот мы разбиваем, дробим на дискретные интервалы, создаем ноты. А может быть, и вообще не нужно никак разбивать, просто брать любые звуки в диапазоне 30−5000 Гц — вот тебе и музыка? И такой подход очень даже правомочен, он применяется музыкантами и композиторами, особенно современными.

Прежде чем прийти к равномерно темперированному звукоряду, человечеству пришлось миновать несколько этапов.

Однако уже тысячи лет назад выяснили, что есть благозвучные (консонансные) и неблагозвучные (диссонансные) сочетания звуков: это является свойством нашей слуховой системы. Если нам нравятся какие-то сочетания двух звуков, интервалы, то мы можем придумать и зафиксировать много звуков, сочетания которых будет нам нравиться, то есть создать звукоряд, музыкальный строй. Забегая вперед, можно сказать, что музыкальных строев было создано немало, но древним первопроходцам теории музыки, не знавшим еще ни физики, ни математики, для построения первого звукоряда потребовалась самая что ни на есть зримая, природная основа.

Древние звукоряды (практически идентичные древнекитайский строй Люй-Люй и пифагорейский строй) основывались на первых четырех гармониках струны или столба воздуха во флейте, хотя в древности учения о гармониках еще не было. В дальнейшем европейцы использовали и пятую, и шестую, и более старшие гармоники. Но и такие строи не подходили идеально для европейского многоголосья.

Голоса струны

Такую природную основу дали первые музыкальные инструменты: примитивные флейты, сделанные из тростника, и натянутая струна, которая, возможно, была изначально тетивой лука. Каждый, кто хоть немного знаком с физикой, знает, что колеблющаяся струна совершает также так называемые гармонические колебания — самостоятельные колебания равных долей струны. При этом она издает не только свой основной тон, но и так называемые обертоны. Половина струны колеблется с вдвое более высокой частотой (и, значит, издает звук в два раза выше основного тона). Колебания одной трети струны имеют частоту в три раза больше основной, одной четвертой — в четыре и т. д.

Совсем другая музыка

Начиная с Иоганна Себастьяна Баха с его «Хорошо темперированным клавиром» полифония и современная музыкальная гармония завоевала весь современный музыкальный мир.
В 12-нотном равномерно темперированном строе написаны великие произведения Шопена, Шуберта, Шенберга, Шостаковича, Шнитке и других. Это замечательная музыка. Нужно лишь всегда помнить, что есть и другая, не менее замечательная музыка, например раги Рави Шанкара, познакомившего Запад с индийской музыкой и, увы, недавно покинувшего наш мир, горловое и обертонное пение тибетских монахов, византийская музыка монахов из Афона, японская музыка Гагаку, арабская традиционная музыка, современная микротоновая музыка, блюз и много, много других видов музыки. Во всех этих музыкальных традициях присутствует свой особый строй. Существуют также специальные инструменты, позволяющие извлекать ноты, находящиеся за пределами хроматического (12-нотного звукоряда). Это и клавишные инструменты, где в октаве может быть до 53 клавиш, и гитары с подвижными или фигурными порожками ладов. Существует также так называемая атональная музыка. Ее специфика не имеет прямого отношения к музыкальным строям. Просто в ней не используются понятия «тоники», «субдоминанты» и «доминанты» — основы современной музыкальной гармонии.

 

 

Звуки всех устойчивых обертонов, гармоник свободно звучащей струны — в прямом и переносном смысле — гармонично сочетаются. Гармоники струны образуют самые совершенные консонансы, самые благозвучно сочетающиеся пары звуков, музыкальные интервалы. Вторая и первая гармоника (колебания целой струны и ее половины) относятся друг к другу по частоте как 2/1, что соответствует музыкальному интервалу «октава». Эти звуки настолько хорошо сочетаются друг с другом, что в европейской практике им дали даже одинаковые названия, например «До первой октавы» — «До второй октавы». Но мы помним: это разные звуки с разной частотой. Следующим консонансным интервалом будет тот, что образуется между третьей и второй гармониками, которые имеют отношение частот 3/2. Это квинта, основа основ музыки — в современном европейском звукоряде это интервал, скажем, между «до» и «соль». Следующий интервал — кварта, сочетание четвертой и третьей гармоник, отношение частот 4/3. Это соответствует примерно интервалу «до-фа». И т. д.

Древнейшие звукоряды появились в незапамятные времена в Индии. Несмотря на различия, все они включают в себя и опираются на абсолютно чистые интервалы — квинты и кварты с соотношением частот 3/2 и 4/3 (см. таблицу далее). На фото — современные «микротоновые инструменты».

Звукоряд, который построен только на интервалах, основанных на отношениях частот гармоник, называется «натуральным», и в чистом виде он не используется в наше время нигде. В древние времена не было учения о гармонических колебаниях. Но интуитивно, эмпирически в античные времена и Средние века музыкальные математики для создания строев использовали младшие, а потом и старшие гармоники струны.

22 ноты и бамбуковые флейты

Вероятно, самым древним из известных нам сейчас звукорядов является индийский. Время его создания теряется где-то в тысячелетиях до нашей эры. Первые упоминания о традиционных индийских музыкальных инструментах «вина» встречаются еще в «Рамаяне» и «Махабхарате». Индийцы на основе первых семи нечетных гармоник свободно звучащей струны получили основу своего звукоряда, строй нот Свара. Каким бы экзотичным нам ни представлялось сейчас звучание индийской музыки, она абсолютно идеально сконструирована с точки зрения математики и акустики. Правда, эти рассуждения относятся лишь к самому древнему из дошедших до нас способов настройки индийских инструментов, гандхара-грама (реконструкция В.Е. Еремеева). Существуют и другие способы, например шадджа- и мадхьяма-грама. Но и эти настройки включают в себя и опираются на абсолютно чистые интервалы — квинты и кварты с соотношением частот 3/2 и 4/3

Ступени гамм гандхара-, шадджа- и мадхьяма-грама

Вообще в индийской гамме 22 ноты — 7 нот Свара и 15 дополнительных нот Шрути (не 12 и не 7!). Это удивительное звучание! Тонкое, с потрясающей мелодикой исполнение традиционных индийских раг основано на идеальном с точки зрения математики и психоакустики звукоряде. Послушайте, пожалуйста, эту музыку «вживую», вы получите несравненное удовольствие!

В основе принципов создания китайского звукоряда Люй-Люй (как, впрочем, и древнеиндийского) лежат космологические теории. Принципы построения китайского звукоряда основываются на взаимодействии Ян и Инь, мужского и женского начала, Неба и Земли.

Согласно преданию, император Хуан-ди (III тысячелетие до н.э.) приказал своему музыкальному министру Лин Луню изготовить бамбуковые флейты (люй). Когда тот взялся за дело, то перед ним вдруг появились две божественные птицы — фениксы, самка и самец, которые спели по шесть нот — шесть «иньских» и шесть «янских», взаимодействовавших определенным образом. Постигнув устройство звукоряда, Лин Лунь изготовил 12 бамбуковых флейт, которые и составили основу музыкальной системы.

Китайцы выяснили, что с помощью интервалов «квинта» и «октава», соотношений 2/1 и 3/2, можно настроить любой инструмент (12-нотный музыкальный строй назвали Люй-Люй). Современные настройщики данный способ настройки называют «октаво-квинтовым кругом» (откладываем квинты вверх, а затем понижаем найденные ноты октавами, чтобы не было большого разброса звукоряда по высоте).

И вот именно здесь у нас впервые появилось число 12: количество нот в одной октаве. Какой в этом физический смысл? Да никакого! Просто 12 квинт примерно равно семи октавам, и это соотношение оказалось зафиксированным в истории.

Для традиционной китайской музыки особое значение имеет пентатоника, пять нот. Это многим кажется странным: зачем брать всего пять нот, когда есть двенадцать? Тут, во‑первых, необходимо помнить о мистической роли числа 5 в древнекитайской философии. Ну а во-вторых, строй Люй-Люй получился нетемперированным, то есть соседние ноты не имеют меж собой равных частотных интервалов (как на рояле или современной гитаре).

Это особенность всех систем, основанных на чистых, натуральных интервалах, которые построены на гармониках струны. Имея 12 нот Люй-Люй, от каждой из которых может быть отложена любая ступень пентатоники, мы получаем 60 (12х5) ладотональностей с различными окрасками и множеством звуковых нюансов. Это очень, очень богатая основа для создания музыки. Гораздо шире, чем применяется сейчас.

Удивительным представляется тот факт, что китайский звукоряд Люй-Люй совпадает с точностью до мелочей со звукорядом Пифагора, основателя европейской математической и музыкально-философской школы, который жил в VI веке до н.э. Пифагор был первым человеком в Европе, кто провел настоящие научные эксперименты со струнами, выявляя математико-акустические закономерности с помощью специального приспособления — монохорда.

В результате этих экспериментов Пифагор выделил идеально гармоничную, с его точки зрения, четверку чисел: 12, 9, 8 и 6. Здесь 9 и 8 — это, соответственно, среднее арифметическое и среднее гармоническое между числами 12 и 6 (интервальный коэффициент октавы 2/1). Числа 9 и 8 соответствуют абсолютно консонансным интервалам квинта и кварта.

От чистоты к уравниловке

Долгое время, вплоть до Средних веков, европейцев вполне удовлетворял пифагорейский музыкальный строй. Однако, когда развитие музыки привело к созданию таких инструментов, как орган, клавикорд и др., возникли проблемы с их настройкой. Как уже говорилось, что индийский, что китайский Люй-Люй, что пифагорейский — строи нетемперированные. То есть расстояние между двумя соседними нотами разное. Казалось бы — ну и что?

А то, что почему-то именно в Европе сильно проявилось желание не просто петь и играть на музыкальных инструментах одноголосные мелодии, но брать сложные аккорды: трезвучия, септаккорды и проч. Почти все такие аккорды во всех нетемперированных строях звучат неблагозвучно.

Но первое слово опять за китайцами. Изобретателем современного равномерно темперированного 12-нотного строя считают музыканта и математика, принца династии Мин Чжу Цзай Юя (р. 1536). В XVI—XVII вв./bm9icg===>еках темперированный строй исследуют в Европе. В 1722 году публикуется эпохальная работа И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир». «Хорошая темперация» не была еще равномерной темперацией в современном понимании, но уже позволяла более-менее успешно играть в любой из тональностей.

Высота n-ной ноты в современном 12-нотном равномерно темперированном строе вычисляется по формуле: Fn = F0•12?2n. Таким образом, во‑первых, расстояние между каждыми двумя соседними нотами одинаково, а во-вторых, для любой ноты, кроме двенадцатой (октава), интервальный коэффициент (отношение частот) — иррациональное число и не может быть выражен в виде отношения целых чисел. Значит, нет и «чистых» интервалов.

Теперь нестыковки между ними как бы размазаны по звукоряду. Темперированные квинта и кварта еще более-менее похожи на «чистые» 3/2 и 4/3, но вот терции и сексты в таком строе звучат с явно слышимыми биениями. Детский слух эти биения хорошо слышит, взрослый, «развитый», уже часто нет. Если же мы хотим, чтобы и терции, и сексты звучали «чисто», нам нужно сделать другую разбивку октавы. Почти идеальным для полифонии считается 53-нотный равномерно темперированный строй. Но сделать рояль или орган с такой настройкой технически трудно, а играть на нем будет тяжеловато.

Статья «За пределами клавиш» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
REMEUR 28-02-2020-08:47 удалить
Арина,интересно связаны ли музыкальные интервалы как то с позвоночником?
Звон_Рун 28-02-2020-08:54 удалить
Ответ на комментарий REMEUR # Наташ, скорей всего да, но как - мы так и не поняли. Октавность - удвоение - ведь является одной из основ в рунах. Я прописывала интервалы вот тут - https://prarod.forum2x2.ru/t20p132-topic#16216, но дальше как-то не развилась идея. Хотя Таня очень красиво написала: "Получается так, что любая мелодия, (как гармоническое сочетание звуков), постоянно оживляет, озвучивает те или иные руны? Мелодия, зажигающая незримые но живые образы... Музыка лечит и питает душу... свет, питающий свет." БОЛЬШАЯ СЕКСТА 5/3 = У/А 10/6=С/В 15/9=П/Ж 20/12=Ц/М 25/15=Ш/П 30/18=Л/Н 35/21=Ф/К МАЛАЯ СЕКСТА 8/5= Ъ/У 16/10=Х/С 24/15=Р/П 32/20=Ь/Ц ЧИСТАЯ КВИНТА 3/2=А/2 6/4=В/Й 9/6=Ж/В 12/8=М/Ъ 15/10=П/С 18/12=Н/М 21/14=К/Д 24/16=Р/Х 27/18=Щ/Н 30/20=Л/Ц 33/22=З/Б 36/34=МАТРИЦА/Г ЧИСТАЯ КВАРТА 4/3=Й/А 8/6=Ъ/В 12/9=М/Ж 16/12=Х/М 20/15=Ц/П 24/18=Р/Н 28/21=Ч/К 32/24=Ь/Р 36/27=МАТРИЦА/Щ БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ 5/4=У/Й 10/8=С/Ъ 15/12=П/М 20/16=Ц/Х 25/20=Ш/Ц 30/24=Л/Р 35/28=Ф/Ч МАЛАЯ ТЕРЦИЯ 6/5=В/У 12/10=М/С 18/15=Н/П 24/20=Р/Ц 30/25=Л/Ш 36/30=МАТРИЦА/Л октавность брать не стала, мы её подробно рассматривали
REMEUR 28-02-2020-09:12 удалить
Ответ на комментарий Звон_Рун # Позвоночник-струна.В музыке 7 нот,остальные октавность и т.д.С этим надо разобраться!У меня нет музыкального образования.А связь явно есть.Надо поизучать древний индийский звукоряд.Он самый гармоничный. 1.Ч и с л о п о з в о н к о в в ряду млекопитающих резко колеблется, отражая общую линию эволюции – уменьшение их количества по направлению от низших к высшим и человеку. В то время как шейных позвонков в ряду почти всех млекопитающих насчитывает 7 независимо от длины шеи (например, у мыши и жирафа), что подчёркивает общность их происхождения.В шее базовые 7 нот. 2.У человека число грудных позвонков 12 3. к сложилось благодаря особенностям физики звука и его восприятия человеческим ухом. Вибрирующая струна или колеблющийся в ограниченном объеме воздух (в духовом инструменте) кратно делится и воспроизводит кроме основного тона так называемые обертоны (физики их называют гармониками). Эти составные звуки хорошо различимы на слух и они стали основой так называемого кварто-квинтового круга, который как раз и составляет 12 нот разной высоты в пределах одной октавы. Пока первое что пришло на ум. И ещё 7 чакр)
Звон_Рун 28-02-2020-09:19 удалить
Ответ на комментарий REMEUR # Я ещё пробовала через цвета к нотам прийти "Нот семь, цветов семь...а может рунам соотнести цвет и ноты в последовательности сложения? До зелёный Ре красный Ми жёлтый Фа синий Соль голубой Ля фиолетовый Си белый" НО - у нас же каждая руна считается аккордом. Описывается четыре узла руны цветом. И тогда получилось вот так:
REMEUR 28-02-2020-09:25 удалить
Может отсюда начать? "4 руны имеют один наклонный рез 10 = 5+5 имеют в своей структуре треугольник 12=6+6 имеют 2 наклонных реза 7 = имеют более 2 (3 и 4) наклонных резов Получилось 33 руны. Обратись к тому сообщению где я говорил о позвоночнике" В пространстве звук в виде спирали [698x463]
REMEUR 28-02-2020-09:30 удалить
И ещё важно о камертоне.Нота ля-первозвук.Где наш камертон находится? Я пока одна не могу всё это осмыслить.Пишу в черновике. И вот что интересно в дельфийском храме сохранился на стене кусочек текста.И там над буквами ноты вырезаны.Значит связь есть!
REMEUR 28-02-2020-10:23 удалить
А вообще мы дети Земли. "В середине прошлого века профессор Мюнхенского технического университета Уинфред Отто Шуман (Winfried Otto Schumann) установил, что Земля и ее ионосфера образуют гигантский резонатор, где распространяются волны сверхнизких частот, которые без труда могут многократно огибать Землю. В течение 60-ти лет после многочисленных исследований и перепроверок была точно определена частота Земли 7,83 Гц. С тех пор в науке эта частота называется частотой резонанса Шумана. Образование стоячих волн в таком резонаторе было названо впоследствии резонансом Шумана. Надо отдать должное, что резонанс Шумана стал известен под этим названием действительно согласно Мюнхенскому учёному Шуману, но впервые эффект стоячих волн был обнаружен и проанализирован Николой Тесла, и только спустя пять с лишним десятилетий этот эффект был подробно исследован и позднее стал известен как «Резонанс Шумана». Наука многие годы не могла объяcнить, благодаря какой энергии экстрасенсы силой мысли передвигают предметы, целители - оздоравливают людей. Объяснение загадочному источнику мощной энергии нашлось после того, как физик - атомщик Роберт Бекер, измеряя волны головного мозга экстрасенсов во время сеансов дистанционного воздействия установил, что эти волны совпадают с волнами Шумана. Кроме того, волны правого и левого полушарий головного мозга в такие моменты, равны по частоте и противоположны по амплитуде, что приводит к образованию стоячих волн, характерной особенностью которых является то, что в стоячей волне происходит преобразование одного вида энергии - в другую. Cтоячие волны головного мозга способны вступать во взаимодействие с волнами Шумана. Передний мозг - отдел головного мозга, состоящий из подкорки и коры больших полушарий. В состав подкорки переднего мозга включают промежуточный мозг с таламусом и гипоталамусом, и базальные ганглии. Доктор Ульрих Варнке (Ulrich Warnke) описывает, что частоты таламуса варьируются около 7,8 Гц. В таламусе находится так называемый учебный центра Hippokampus. Он функционирует лучше всего при частоте 7,83 Гц. Также стало известно, что этот ритм у детей доминирует всегда, а вот у взрослых только при глубокой разрядке, во сне и при профессиональной медитации. Возможно, этим объясняется то, что дети лучше обучаются чем взрослые. Так называемый феномен детей-индиго заключён как раз в этом явлении, а вовсе не в цвете их ауры. Еще в 50-ые годы 20 века было доказано, что интенсивность резонанса Шумана непосредственным образом влияет на высшую нервную деятельность человека, а также его интеллектуальные способности. Благодаря резонансу волн Шумана, имеющих природное происхождение, и стоячих волн головного мозга, экстрасенсы получают доступ к колоссальной природной энергии, с помощью которой и оказывают воздействие, в том числе и на материальные объекты. Получить доступ к этой колоссальной энергии может и обычный человек, не отличающийся сверхъестественными способностями. Для этого необходимо, чтобы полушария головного мозга работали в синхронном ритме. когда человек находится в спокойном состоянии, (состоянии ментальной Луны (см. статьи о ментьальном и астральных уровнях Луны,) т.е. частоты волн его мозга находятся в определённом режиме, в котором его мозг вступает с определёнными частотами Инфополя - человеку приходят самые правильные для него решения, находятся самые верные и нужные идеи." Где то ВИКЪ говорил"И не пытайся понять,земля не даст" Может поэтому перед некоторыми вопросами мы стоим в тупике.Потомушто мы Дети Земли).Хотя бывают и исключения. Состояние сомадхи ,напимер. Или мне пришлось однажды прочесть: "Моя ЭЭГ показывает, что частота моих мозговых волн ниже 0,05 Гц. Врачи считают непостижимым тот факт, что я жив и могу говорить с вами. По их мнению, я должен был бы умереть. Однако, я нахожусь в состоянии, когда первичная проекция глубинного сознания проявлена в этом мире самым точным образом. Другими словами, я обладаю самым чистым зеркалом." (не берусь судить автора этих строк.. возможно, это и так ) но одно он написал верно - о зеркальности. В буддийских текстах такое состояние описывается как "состояние будды, достигшего зеркальной мудрости".
REMEUR 28-02-2020-13:29 удалить
"Админ то нам резы показывал как ноты." Арина где это можно посмотреть?
REMEUR 28-02-2020-14:44 удалить
Ответ на комментарий REMEUR # Резонаторами у человека являются носовая и ротовая полости
Звон_Рун 28-02-2020-14:50 удалить
Ответ на комментарий REMEUR # Там чёткого соответствия мы в итоге так и не нашли. Но вот его сообщение (рисунок один "упал" http://matri-x.ru/forum/index.php/topic/1276-%d1%8...1%8b/page__st__700#entry148215 #716 europa Отправлено 08 апреля 2012 - 17:15 По моему настолько очевидная аналогия с полусотой. В полусоте 5 узлов и 7 резов. В октаве 5 полутонов (чёрные клавиши) и 7 тонов (белые клавиши). [показать] я предполагала вот такой вариант
REMEUR 28-02-2020-16:00 удалить
Ответ на комментарий Звон_Рун # Спасибо тебе БОЛЬШОЕ!!!!


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как появились современные интервалы в музыке | Звон_Рун - Дневник Арины "Звон Рун" | Лента друзей Звон_Рун / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»