Великий шахматист Михаил Таль часто жаловался жене, что у него болят ноги. Ноги у Таля болели потому, что по рассеянности он постоянно путал левый и правый ботинки.
Таль воспитал у своего мозга фантастическую память. Мозг Таля помнил наизусть тысячи своих и чужих шахматных партий. Помнил каждый ход этих партий, где они были сыграны, кем и когда.
За одну ночь мозг Таля был способен дословно запомнить более тысячи страниц текста.
Но при этом забывал какой ботинок нужно обувать на какую ногу или что правильно сперва сделать в ванной — намылится или включить воду?
А как научить мозг ничего не забывать? А никак.
Мозг обязательно что-нибудь да забудет. Мозг вообще забывает гораздо больше, чем помнит.
Уже в течение первого часа мозг забывает 60% всех новых данных, а через десять часов сохраняет в памяти только треть. Через неделю — только пятую часть.
И это — очень хорошо. Если вы недовольны забывчивостью вашего мозга, то совершенно зря. Мозгу очень важно забывать потому, что «забывание» — огромная часть его текущей работы.
Мозг собирает намного больше информации, чем нужно. И ему необходимо избавляться от большей ее части. Вот, к примеру, вы сидите за столом и учите английский. Вы хотите выучить английские слова. Но вместе с новыми словами мозг запоминает, как вы сидите, на каком стуле, в какой позе, где стоит чашка с чаем — слева от учебника или справа. Вам стало жарко — вы открыли окно, стало темно — включили свет, попутно вспомнили, что на кухне перегорела лампочка и надо бы ее купить и заменить. В какой-то момент вы глянули в окно, там пролетела птица, мозг ее тоже запомнил. Все эти птицы, чашки с чаем, окна и выключатели мозг считает бытовым мусором и отправляет его в мусорную корзину. Заодно часто туда попадает и информация о том, что нужно купить новую лампочку.
Вообще у мозга есть много личных преференций по поводу того, что помнить, а что забыть. Разборкой данных ваш мозг занимается по ночам, когда вы спите. В это время он определяет, что сохранить в памяти, а что отправить в корзину.
Если новая информация явно противоречит старой, то мозг забывает новую, поскольку старой, проверенной доверяет больше. Именно поэтому вы не можете запомнить свой новый номер телефона, хотя прекрасно помните старый. Поэтому, а не потому, что «память стала барахлить».
Любую информацию об изменениях привычных паттернов вашего мира мозг ценит больше, чем информацию, этих паттернов не меняющую. Именно поэтому вы не помните, в каком свитере вчера пришел на работу ваш сослуживец, но прекрасно помните, как месяц назад он как-то очень странно оделся.
Эмоциональные воспоминания — и приятные и неприятные — мозг ценит больше нейтральных. Поэтому вы хорошо помните свадьбы или ссоры и хуже — обычные, эмоционально нейтральные коммуникации и события.
Плюс ваш мозг постоянно, как умеет, заботится о вашей безопасности. И поэтому в первую очередь запоминает то, что несет угрозу. А то, что угрозы не представляет, забывает намного легче. Помните, как вы обожглись в детстве? А как вчера включали плиту? Ну вот.
Хотите верьте, хотите нет, но весь процесс работы мозга с новой информацией по большей части состоит из забывания.
У мозга есть три памяти.
Сперва новая информация подает в супер-кратковременную память. И большая ее часть забывается уже через четверть секунды!
Остальная — попадает в кратковременную память и здесь забывается через двадцать секунд.
Только незначительную, самую важную часть новой информации мозг передает в долговременную память. Но и она состоит из двух частей — активной и пассивной. Постоянно доступна только та информация, которая находится в активной части долговременной памяти. А чтобы достать что-то нужное из пассивной части придется повспоминать.
Любопытно, что даже при такой жесткой цензуре мозгу необходимы огромные объемы для того, что сохранить ту информацию, которую он собирает. По оценке нейролингвиста Татьяны Черниговской, объем долговременной памяти составляет около 5,5 петабайт. В переводе на русский понятный — это примерно 3 миллиона часов сериалов.
Неудивительно, что для того, чтобы найти что-то в таком объеме, иногда приходится помучиться.
Проще говоря, забывать и не помнить — абсолютно нормально (до определенных пределов конечно). Мы все забываем большую часть того, что узнаем. И это происходит в любом возрасте, вне зависимости от образования или интеллекта.
Великий немецкий математик Давид Гильберт был гением. Он разработал огромное количество фундаментальных идей во многих областях математики. Однажды Гильберты ждали гостей. Все было уже готово, стол накрыт. И тут жена Гильберта Кете заметила, что ее муж надел не вполне подходящий галстук. Она попросила Давида переодеться. Гильберт отправился в спальню, снял галстук, а затем, думая о чем-то своем, продолжил по инерции раздеваться дальше и, раздевшись, лег спать.
Похожая история случилась с известным советским математиком Лазарем Ароновичем Люстерником.
Лазарь Аронович вместе со своей женой Ираидой Фоминичной пошел в театр. Не потому, что любил большое искусство, а потому что жена настояла. В антракте Ираида Фоминична попросила мужа спуститься в гардероб и принести ей платок. Лазарь Аронович взял номерок и отправился в гардероб. Пока шел, забыл зачем идет. Платок выветрился из головы, заполненной решением проблемы нелинейного анализа. В гардеробе Люстерник отдал номерок, получил свое пальто, оделся, вышел на улицу, взял такси и поехал домой.
— Можно ли все-таки как-то повлиять на то, что мозг помнит, а что забывает?
Полностью взять на себя контроль за этим процессом нельзя, Мозг сам решает, какую информацию забыть, а какую передать на хранение. И не откажется от этого права.
Но с мозгом можно договориться.
Для этого нужно не навязывать мозгу свои правила, а использовать его собственные.
Если вы хотите в принципе улучшить память, то самое главное — спать достаточно долго и в соответствии со своим хронотипом. Всю ту новую информацию, которую мозг не успел разобрать, пока вы спали, он по умолчанию отправляет в забытье. Подробнее про это — в главе «Когда правильно будить мозг?»
Кроме того, проверьте свою диету. Многие диеты для мозга опаснее плохого алкоголя. Потому что первыми из меню обычно выкидываются жиры и углеводы, и мозг, оставшись без необходимых ему для работы глюкозы и жирных кислот, начинает голодать и страдать. Подробнее об этом — в главе «Любит ли мозг морковку?» (сейчас пишу, чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на рассылку).
Омегу-3 пьете? Нет? Начните.
Но это все — для общего улучшения памяти.
А вот как запоминать что-то конкретное.
Если вы хотите что-то запомнить какой-то факт или небольшой объем информации, то эту информацию можно специальным образом «помечать», чтобы мозг относился к ней посерьезнее. Вот как это делается.
Если вы хотите дать мозгу сигнал, что к какой-то информации, полученной в течение дня нужно отнестись серьезно и сохранить ее в памяти, это можно сделать двумя простыми способами.
Можно поставить «эмоциональную метку». Для этого нужно придать событию эмоциональную окраску, связать его с какой-то эмоцией или наиболее эмоциональным аспектом ситуации.
Событие или факт запомнятся, поскольку мозг намного лучше запоминает эмоционально окрашенную информацию.
Можно поставить метку «важно!». Для это просто достаточно повторить про себя тот факт, который вы хотите запомнить, и сказать себе — «это важная для меня информация, она обязательно понадобится мне в будущем».
Или можно потратить немного времени на то, чтобы как можно подробнее разобраться во всех аспектах того, что вы хотите запомнить. Поискать несоответствий, позадавать вопросы, подумать о различных аспектах информации, которую вы хотите запомнить.
Мозг в несколько раз лучше запоминает осмысленный материал.
Если вы хотите запомнить большой объем новой информации — например, выучить иностранный язык или подготовиться к экзаменам, то можно воспользоваться методом Мейса.
Эти два режима запоминания были впервые предложены в 1932 году британским философом и психологом Алеком Мейсом. И с тех пор много раз доказали свою эффективность.
Метод Мейса основан на том, что повторение вовсе не мать учения. Наоборот, если слишком много раз повторять информацию, то это приводит к обратному эффекту — мозг начинает активно отторгать ее.
На самом деле эффективность запоминания зависит не от количества повторений, а от их ритма.
Если вам нужно быстро запомнить достаточно много информации, но в будущем она вам вряд ли понадобится в полном объеме, то график повторения должен быть таким:
— первое повторение сразу же после окончания чтения;
— второе повторение через 20 минут после первого;
— третье — через 8 часов (эти 8 часов можно использовать на сон);
— четвертое повторение — через сутки.
При таком режиме запоминания можно выучить билеты к экзамену. Или блеснуть эрудицией в какой-нибудь дискуссии за каким-нибудь условным круглым столом. Но не более того.
Если же вам нужно запомнить информацию надолго, то режим повторений должен быть другим:
— первое повторение — сразу по окончании чтения;
— второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
— третье повторение — через сутки;
— четвёртое повторение — через 2-3 недели;
— пятое повторение — через 2-3 месяца.
Насколько этот режим эффективен знают все, кто учился в школе. Именно в этом ритме мы запоминали на всю жизнь массу нужных (и ненужных нам впоследствии) знаний. Все эти домашние задания, итоговые контрольные в конце четверти, экзамены в конце года убеждали наш мозг, что школьные знания достаточно важны, чтобы хранить их папке «без срока давности».
И они по прежнему в ней хранятся — не потому, что тогда ваша память работала лучше, чем сейчас. А потому, что школа, по сути, использовала для запоминания методики Мейса.
А если вы хотите что-то вспомнить, вытащить из долговременной памяти, то проще всего воспользоваться «методом спецслужб».
Когда в следующий раз вам понадобится вспомнить название фильма или фамилию писателя, какое-то лекарство или рецепт пирога, не торопитесь идти на поклон к гуглу, попробуйте справиться с проблемой сами.
Закройте глаза и начинайте вспоминать: при каких обстоятельствах вы получили эту информацию впервые? Или при каких обстоятельствах вы сами ей воспользовались? Это было зимой или летом? Какая мебель стояла в комнате? Вы сидели или стояли? Как был одет ваш собеседник?
О чем шел разговор? Постарайтесь восстановить этот эпизод вашей жизни в мельчайших деталях. Вплоть до запахов.
Если вы вспоминаете, например, название книги — закройте глаза и представьте себе тот книжный шкаф, где она стояла. Какая у нее была обложка и какой корешок. Вспомните, с кем из друзей вы эту книгу когда-то обсуждали. Вспомните, как выглядел тогда ваш приятель, какая у него была в тот момент прическа?
Сосредоточьтесь на совершенно бесполезных деталях, и забытое слово всплывет само.
Этот метод работает вне зависимости от срока давности событий, которые вы будете вспоминать. Обычно на первый поиск потерянного в памяти слова тратится минут 5. С каждым новым экспериментом время поиска будет укорачиваться. В конце концов, ваш мозг научится проделывать всю предварительную работу самостоятельно и в считанные доли секунды.
Ну и наконец можно дать памяти буст с помощью специальных препаратов, которые становятся все более и более популярными — подробнее о них в главе «Как ускорить мозг?» (глава пока в работе).
— А почему тогда у одних людей память, как решето, а другие помнят все и всегда?
По тем же причинам, по которым одни люди бегают быстрее других. Тренировка.
С появлением Интернета нам стали доступны огромные хранилища информации. Это с одной стороны облегчает нам жизнь, с другой стороны способствует ухудшению памяти. Ведь гораздо проще залезть в интернет и там найти нужную информацию, чем напрягать память. Но без постоянных тренировок наша память «заплывает жиром».
Например, группа нейробиологов из Университета штата Пенсильванья под руководством профессора Пин Ли (Ping Li) установила, что изучение иностранных языков развивает взаимосвязи между нейронами мозга. Причем анатомические изменения наблюдались даже в мозге пожилых людей. Эти изменения фиксировались с помощью магнитно-резонансной томографии, поэтому их можно считать объективными.
Предыдущая глава вот тут