• Авторизация


Золотая богиня Сурэнь Торум Нэ (Сорни Най). Мансийские легенды о Ней, о Золотой бабе. 22-02-2016 21:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Из книги Ольги Кошмановой "Золотая баба или заколдованная богиня. Кондинские истории".

Светлая ей память за её труд.


 

В мире есть много загадок-тайн: египетские пирамиды, Стоунхендж в Англии, лохнесское чудовище в Швейцарии, снежный человек, Бермудский треугольник, летающие тарелки и другие. Одна из подобных тайн- легенда о Золотой бабе.

О ней написано множество статей учеными всего мира. Многие пытаются объяснить этот феномен. Но тайна до сих пор остается не разгаданной, хотя первое письменное сообще­ние в России можно прочитать в первой Софийской летописи от 1398 года. Прошло более 600 лет. Но мы до сих пор ниче­го нового он ей не узнали. И никто точно не знает и не может сказать, быль это или сказка. Была ли, а возможно, и сегодня существует, Золотая баба.

Летописи уверяют, что это древнее божество угорских народов ( к которым относится и местное население Конды - вогулы-манси) было«унесено и спрятано в дремучих лесах Конды»

 

Коренное население Конды хорошо знало и помнило о Сор-ни Най. Хотя никто из коренных жителей никогда не называл ее БАБОЙ. Оказывается, она была для них ЗОЛОТОЙ БОГИНЕЙ - СУРЭНЬ ТОРУМ НЭ! И называть ее бабой считалось большим грехом! И не только. Ни Золотой Богиней, ни Золотой бабой Ее никто никогда не называл! Для посвященных - просто ОНА. А кто не понимал, тому и знать не дано.

Место, где она стояла, находится вдали от реки, у старицы. Рядом с деревней растет многовековой «заверованный» кедрач. Много кедрачей в Конде. Но этот знаменит тем, что он «заверован». Что же это значит? Прежде всего то, что в этом кедраче нельзя брать ни единой шишки. Вот так, стоит кедрач, полон кедровых шишек, но пользоваться им нельзя. Нельзя - и всё тут! Об этом знали все местные жители. И не брали. Соблазн был велик. Те, кто нарушал запрет и брал, рассчитывался за это сво¬им здоровьем. Вблизи деревни много ягодных боров - Мало-Павинский, Болыие-Павинский.

Есть и Старухин бор. И бор этот считается священным. Приходя в него, каждый должен положить дар в определенном месте. Говорят, если пришедший не даст дара и не попросит Хозяйку о помощи, то вообще не выйдет с этого бора. Кроме этого, Хозяйка требует к себе доброго отношения. Нельзя кричать, шуметь, ломать деревья, топтать ягодники, тем более материться. Пришел в гости - веди себя прилично. А вот уходя, не забудь поблагодарить. Это знала вся округа, и строго соблюдала эти правила.

Но самое главное - в этом Старухином бору были рисунки! Многие знают, что рисунки бывают на скалах, в пещерах. А вот рисунки на бору... Что-то про такое не слышали. И вот очередная встреча - и ошеломляющий рассказ Толика. В тот приезд он был очень внимателен. Не только за бором, природой, но и за матерью смотрел. Оказывается, мать, заходя на бор, дает дар Хозяйке. И только после этого разрешает себе и сыну собирать ягоду. На этот раз Толик улизнул от матери и стал ходить по бору. И вот что он там увидел. Действительно, на мху есть рисунки. Точнее, рисунки на ягельном месте. Я же никак не могла понять, как это - рисунки на мху? Толик мне объяснял, но я не понимала.

- Ну что тут понимать?! - возмущался Толик. - Рисунки как рисунки, как в любой книге.

Но я представляла сплошной ягельный бор и никак не мог¬ла увидеть рисунков. Наконец Толик, видя мою тупость, просто взял лист бумаги, ручку и нарисовал. И стал объяснять:

- Как ты проводишь карандашом или ручкой по чистой бума¬ ге, так и там. Рисунки на ягеле отделяются, разграничиваются полосками земли. А сам ягель дает общую картину. Где надо - растет гуще и ягеля больше, где надо - реже и его меньше. Даже есть цветные рисунки. Они сделаны из разноцветного мха. Надо только смотреть не себе под ноги, а как бы со стороны или вы¬ соты. Мне кажется, там изображены сцены охоты. Есть медведи, собаки, волки и какие-то маленькие зверьки. Правда, я их рассматривал, но понять, кто это, не мог. Надо долго рассматривать, а мне некогда было. Мать заставляла ягоду собирать. Но главное в этих рисунках, на этом бору - ХОЗЯЙКА. Ее-то я рассмотрел очень хорошо. Видно, что это не мужчина-охотник, а женщина! Такое представление, что она за всеми наблюдает или руководит. Интересно, что мне она показалась в мужской шапке, то есть у нее большая голова, как в шапке, а одно ухо шапки, правое, как бы оттопырено. И всё у этой Хозяйки на месте, всё в норме, только ног нет. Точнее, они есть и хорошо обозначены, но только чуть ниже к-лен. Куда идет или куда ушла - неизвестно. Таким был рассказ Толика.

Из расспросов я узнала, что если осенью стопчут и нарушат рисунки, то весной все они, выйдя из-под снега, как бы обновляются. Говорят, что это Хозяйка всё сделала и что она очень строго за этим следит.


 

 - Будучи на охоте, мы разговорились о НЕЙ. И тогда кто-то из них предложил сходить и посмотреть на НЕЕ. Я же никогда не верил в ее существование, а поэтому был очень удивлен и даже шокирован таким предложением. Но промолчал, стараясь не выдать своего волнения. К моей радости, мужики согласились! Оказывается, мы охотились близи того места, где находилась ОНА. Через несколько дней пошли. И вот что я увидел. Среди топей находился небольшой островок. С северной и южной стороны он зарос лесом. Точнее, не лесом, а небольшим подлеском. А посреди стояла статуя ЕЕ. Говорят, что она золотая. Да нет, никакая она не золотая! Мне она каменной показалась. Стоит на небольшом постаменте. Видать, давно стоит. Почему? Да у нее все ноги мхом зарос¬ли! Походили мы кругом, посмотрели... Такая она, в рост человека будет. Мне интересно, кто и зачем ее сюда через топи и болота тащил и устанавливал? Мужики тоже ничего толком не знали, но говорили, что их предки в этом деле были замешаны. Вот и всё. Брать оттуда ничего нельзя. Не мы ставили, не нам и брать! После нашего с вами разговора о Золотой Богине мне интересно стало. И я решил под видом охоты еще раз сходить туда. Договорились мы с другом и пошли. Да вот беда - не дошли. Интересно, когда идешь, идешь вроде бы и по ровному месту, но идти трудно, словно в гору. А не дошли мы вот почему. Мы были в маскировочных халатах. Издали заметить нас было трудно. И вдруг среди полного безмолвия мы услышали мужской голос:

- Немедленно возвращайтесь туда, откуда пришли От неожиданности мы даже присели. Но послушно повернули лыжи и пошли назад. Когда возвращались, нам казалось, что лыжи сами нас несли - вроде бы как по склону.

 


 

- Ты всё ищешь ЕЕ... Ну, Золотую Богиню.... А ведь ОНА у нас.

- Как у вас? Что значит у вас?

- У нас, - совершенно спокойно, так, как будто речь шла о булке хлеба, сказала Екатерина.

- Почему молчишь? Почему ничего не говоришь, - тут уж я начала пенять Катерине.

- А ты меня не спрашивала, - так же спокойно заявила мне она. И начала моя Катя рассказывать о том, что слышала от ста-риков и чему была свидетелем.

- А ведь ЕЕ давно ищут. Много раз приезжали. Всё охотятся за ней. Всё расспрашивали. Да наши договорились: ничего не говорить. Говорили просто: «Ничего не знаем. Никогда ничего не слышали. Это, наверное, не у нас». Тем и отговаривались. Или говорили, что не понимают по-русски. А ведь все старики знали о НЕЙ и нам говорили. Но не прямо говорили, где она, а показывали разные места и называли их по-нашему. Сначала мы, девчонки, стеснялись. А повзрослев, поняли. Наша деревня находилась на берегу озера, которое называлось Экакахертур. Когда мы росли, его уже по-русски называли. Но старики нам передали и то, старое название. «Эка» - на нашем языке означает «старуха», «старая женщина». «Кахер» - «жи-вот», «тур» - «озеро». Вот и выходит, что жили мы на берегу озера под названием «Озеро старухиного живота». Посреди озера есть два небольших круглых островка. Это женские груди. Есть и «голова» - в виде круглого островка. А на нем - всё, как у человека: волосы - это кедрач вековой, есть лоб и глаза - озера. Есть и возвышение - нёл-нос. Есть и лобок сабий - в самом конце озера небольшое возвышение, покрытое мелким кустарником. Старики так и называли его - «бабье место». А всё остальное: руки, ноги - под водой. Руки - это две зечки, что справа и слева в озеро впадают, над ногами - лога водные. Много там всяких чудес происходит! И много всего водится. В озере и логах много рыбы всякой. А летом великое множество прилетной птицы. А в лесах много всякого зверья водится. Поэтому не могли мы бедно жить! Всё всегда у нас было! Только про это, про нашу Богиню, никому никогда никто из наших не рассказывал. Я вот тебе первой про это говорю. И еще скажу, что многое знали только мужики. Бабам ничего не говорили. Но знать давали. Говорили, что мы живем в богатом месте. Но его охранять надо. Так было.

 


 Так вот и шли вслед за змеями. Долго шли. И пришли к щахолке (небольшой островок твердой земли, покрытый лесом). Она такая неприметная издали, можно пройти и не заметить. Когда зашли на эту щахолку, со мной что-то случилось. Я сильно-сильно забоялся... Ветра нет, тишина. Погода хорошая. Солнце светит. А мне страшно. Да так страшно, что я бы убежал куда угодно. И сам не знаю почему. Андрей Иванович, видя такое дело, отвел меня на край щахолки. Мне тут поспокойнее стало

. - Бывает, - говорит он. - Такое бывает. И со мной поначалу было.. И я отказался идти дальше. Ты что-то плохое думал, что-же так думал. Туда надо с чистыми помыслами, думами идти. Вот она к себе и не допускает. Ладно, оставайся тут. Не вздумай никуда уходить. Всё равно один не выберешься. Дорогу можешь не найти. Да и заплутает тебя ОНА.

Андрей Иванович ушел. Я сидел на краю щахолки. Успокоился и стал осматриваться. И вновь мне показалось странным: ветра нет, а все листочки на деревьях дрожат и шелестят! Да и мне было неспокойно, но уже не так страшно, как в середине щахолки. Андрей Иванович ходил недолго.

- Всё хорошо. Теперь можно и возвращаться. Теперь змеи нам не нужны, теперь и без них дорогу найдем


 

  Вечером, во время ужина, дед пригласил меня сходить по этой тропе. По рассказам отца, я знал, куда ведет эта тропа. Было интересно. - Будешь помнить меня всю свою жизнь. Хорошо жить будешь, - говорил мне дед, не то уговаривая, не то приглашая в путешествие.

- Змей можешь не бояться. Они все ушли к НЕЙ и теперь будут охранять до весны. Скоро заморозки. А Витькар не может зимой охранять. У НЕЕ всегда не один, а два охранника должны быть. Летом змеи отдыхают, на охрану Витькар становится.

- А еще кто? Змеи и водяной - это я понимаю, а кто еще?

- Не знаешь? - удивился дед. - Так хозяин лесов и болот. ЕГО сейчас так по-русски зовут. А по-нашему - комполен. А еще старики говорили, что его называли хумполь Егор. Это как бы мужик с того света, не нашего мира, а нижнего, а Егор - так это его имя. Всё как у людей. Вот мы все - люди, и у каждого есть имя. Так и там. И когда надо было, к нему по имени обращались. Одним ОН помогал, другим - нет.

 

Мы решили завтра с утра пойти по тропе. Глядя на меня, дед говорил, что идти мне будет легко, видимо, имея в виду мой рост и мой вес. Но наше путешествие не состоялось. С вечера всё было тихо и спокойно. А к утру началась снежная метель. Да с таким холодным северным ветром! Естественно, тропу нашу сразу же не стало видно. Да и погода была такая, что лучше и носа из избушки не показывать. Трое суток длилась пурга. На третий день так же внезапно, как началась, она закончилась. - Не захотела ОНА, чтобы еще к ней кто из людей приходил. Вот и не пустила. Давай на будущий год по следу змей пойдем. Тогда ОНА всегда пропускает. По следу пропускает. А так - не всегда. Тогда у НЕЕ надо разрешение просить. Да и чистых людей к ней вести. Плохих не пустит. И не раз такое бывало! Только ты молчи. Никому ничего не говори. Люди, они же всякие бывают. Могут и с тобой что сделать. А так, вроде бы ничего не знаешь, как и не знал.

 


 

СКАЗ О СУРЭНЬ НЭ - ЗОЛОТОЙ БОГИНЕ

 

Давно это было. Очень давно. На берегу теплого ласкового моря жила ослепительной красоты женщина. Не то королева, не то принцесса. И называли ее кто Сурэнь Нэ -Золотой Богиней, кто Сорни Най - огненной женщиной. Многие знатные короли и вельможи сватали ее, а ей полюбилось Красно Солнышко. И чтобы осуществить свою мечту, тайно от всех покинула она свою теплую родину и пошла вслед Солнцу Красному. Долго шла. Не один год, не один век. О том лишь она одна знает. И так до Каменного пояса земли дошла. А Красно Солнышко за те горы ушло и там скрылось. И пошла Сурэнь Нэ дальше, где перед нею равнина бескрайняя открылась. Да только та равнина не твердой землей оказалась, а топкой юэнг-янгой. И пошла Сурэнь Нэ по топям и трясинам. По ее следу реки текли и озера появлялись. Но трудно было идти по зыбучим местам. И стала Сурэнь Нэ срывать и бросать впереди себя куски одежды. А там, где они падали, появлялись суйщахолки - маленькие борки, по ним и шла Сурэнь Нэ. Но и одежда кончилась, и силы ее оставили. А тут и Красно Солнышко на закат пошло. Бросая прощальный взгляд на своего горячо любимое Красно Солнышко, упала Сурэнь Нэ на кондинскиетопи и янги и превратилась в эку - старуху. Да так и осталась на Кондинской земле. Там, где упала Сурэнь Нэ, вместо волос кедрач могучий зеленеет, нос-гора спокойно дышит. Есть и глаза - озера бездонные. А посреди огромного озера, что носит название Экакахертур -озеро старухиного живота, два островка - груди женские возвышаются. Под руками-ногами святые лога и заливы, полные невероятных чудес, образовались. По берегам птицы прилетные гнездятся, по лесам звери водятся. Спит Сурэнь Нэ на Кондинской земле. Спит и надеется, что мы, ныне живущие, помним о ней, знаем, сбережем ее покой и-богатство до лучших времен. А пока - спит.


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Звон_Рун 23-02-2016-10:15 удалить
Ответ на комментарий REMEUR # Говорят, что Хозяйка Медной горы - это тоже она. А ещё смотри - её имя Сурэнь - почти что Сурья! Мне нравятся легенды северных народов. Они не так далеко ушли от своих корней. В них ещё осталась память о взаимодействии с Природой.
Звон_Рун 23-02-2016-10:20 удалить
Ответ на комментарий REMEUR # а ещё есть вот такая версия из-за чего погиб отряд Дятлова - http://www.liveinternet.ru/users/mila111111/post382814629/
REMEUR 23-02-2016-11:21 удалить
Ответ на комментарий Звон_Рун # Спасибо!Да,всё это интересно.В легендах скрывается информация.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Золотая богиня Сурэнь Торум Нэ (Сорни Най). Мансийские легенды о Ней, о Золотой бабе. | Звон_Рун - Дневник Арины "Звон Рун" | Лента друзей Звон_Рун / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»