Национальный паркТайрона

Вид из космоса
Тайрона — древняя культура, объединявшая несколько относительно независимых территорий, управляемых вождями. Существовала на территории современного региона Сьерра-Невада-де-Санта-Марта в департаментах Сесар, Магдалена и Гуахира в Колумбии. Первые памятники относятся примерно в 1 в. н. э., расцвет приходится на 11 в. н. э. и связан со значительным ростом населения, а упадок относится к 16 в., эпохе испанского завоевания, когда культура Тайрона была принудительно включена в испанскую систему «энкомьенда».
На языке индейцев, живших около горы и долины Тайрона, слово «тайрона» означало «кузница», и по словам первых хронистов там находились различные литейные мастерские. Хотя термин «тайрона», возможно, не совсем подходящее название для обитателей региона к моменту контакта с конкистадорами, он получил распространение как обозначение культуры сети поселений, возникших около 9 в.
Заповедные леса
Первоначально термин относился к обитателям долины Тайро на северном склоне Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, однако к 16 в. испанцы стали использовать его для всей группы местных территориальных образований во главе с вождями. Испанцы не отличали друг от друга группы севера и юга Сьерра-Невады, и позднее они стали неразличимыми и для археологов.
Метод радиоуглеродной датировки показал, что прибрежные поселения были заселены уже около 200 н. э., причём некоторые из них были расположены достаточно высоко в горах. Селения, расположенные в морских бухтах, несмотря на скромную архитектуру, просуществовали дольше всего.
Жители культуры Тайрона относились к одной из двух крупнейших групп языковой семьи чибча. Во время испанского колониального владычества, в 16 и 17 вв., они были вытеснены в крайние области региона. Живущие в этих местах в настоящее время индейские народности коги, вива, аруако (ихка, ифка), арсарио и канкуамо, говорящие на чибчанских языках, считаются прямыми потомками культуры Тайрона. Слово «тайрона» на разных языках данной местности означает «мужчины» или «сыны тигра»
В прошлом, когда на столы историков легли сочинения людей, сопровождавших некогда конкистадоров, с пергаментных страниц открылись ужасающие картины разрушения древних индейских городов и сел, порабощения и гибели коренных народов и племен во имя «золотого тельца» и жажды власти.
Поведали ученые монахи Педро Симон, Педро де Агуадо, поэт и летописец Хуан де Кастельянос, хронист Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вильдес и о том, что на севере Южной Америки, там, где ныне проходит граница между Колумбией и Венесуэлой, они видели «чудесные, многолюдные и искусно изукрашенные» города Посигейка, Бетома, Тайронака и Бонда
[показать]
Деревня после схода селевого потока в сезон дождей
Не одна экспедиция приходила затем сюда, на склоны горного массива Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, но все напрасно: кругом были только джунгли. Лишь в нескольких жалких деревушках жили бедные индейцы племени коги, не сохранившие никакой памяти о своем якобы великолепном прошлом. «Может быть, все это опять миф? — в который раз спрашивали друг друга ученые. — Верили же триста лет назад в «эльдорадо», в живого человека из золота, царствующего где-то в верховьях Ориноко? Населяло же некогда воображение Гвианское плоскогорье людьми, носящими голову под мышкой...»
Но вот недавно Хулио Сезар Сепульведа, искатель кладов, решил еще раз покопаться в этих местах, как говорится, на свой страх и риск. На склонах вблизи нынешнего города Санта-Марта нет-нет да и находят то золотую фигурку, то остатки древней керамики — глиняных горшков со странным орнаментом, красивых ваз...
И внезапно в самых непроходимых зарослях на крутых склонах Сьерры, обращенных к Карибскому морю, Сепульведа наткнулся на каменную лестницу. За ней — на еще одну, куда более парадную, чем первая. А дальше — больше...
Примчавшиеся археологи немедленно приступили к раскопкам. И сегодня перед глазами изумленных специалистов уже встают руины расчищаемого от джунглей города, в котором некогда жило — трудно поверить — миллион с лишним людей!
Иллюстрация из Кодекса Кингсборо: энкомендеро (помещик) наказывает индейца
[показать] Вот такие современные отели
Древняя Тайрона, та самая, упоминавшаяся в хрониках Тайронака, являла собой скорее не один сплошной город, а конгломерат из двух-трех сотен поселков, как сказали бы мы теперь, городского типа. Лежат они, тесно примыкая друг к другу, наподобие складок веера на высоте от 900 до 1200 метров над уровнем моря. Тут и там рядом с как будто специально для обозрения построенными каменными площадками грохочут мощные водопады; тщательно возведенные подпорные стенки препятствуют эрозии почвы, оползням и камнепадам; крутые улицы отчетливо повторяют все извивы изрезанных горных склонов, по которым проведены искусственные дренажные каналы.
Праздник в деревне
Правда, каменные громады Мачу-Пикчу превосходят масштабы Таировы. Однако по выразительности строительной культуры и, что совсем уж неожиданно, по тому уважению, с которым тайронцы относились к окружающей их среде,— они далеко превосходят древних перуанцев. Мачу-Пикчу и другие города инков были в первую очередь укреплениями, и при их строительстве природу не очень-то щадили! А жители Таировы, очевидно, предпочитали менее воинственный образ жизни, но при этом старались ладить с горами, лесами и водами, а не «покорять» их.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
На тщательно выровненных террасах, опоясывающих склоны, стояли бамбуковые и деревянные хижины, крытые пальмовыми листьями. Около каждого дома — свой приусадебный участок, где выращивали главным образом кукурузу. Впрочем, раскопки показали разделение труда, свойственное горожанам: жившие на верхних склонах индейцы занимались как земледелием, так и ткачеством — их изделия, очевидно, шли на продажу. Ниже, вдоль дорог и лестниц, ведущих к берегу моря, обитали рыболовы, солевары, собиратели моллюсков. Здешние продукты труда также шли в пищу всей общины. Товарообмену способствовали поддерживавшиеся в отличном состоянии дороги и тропы, соединявшие между собой все «микрорайоны» Тайроны.
Кто же построил этот город, кто жил в нем? Этнографы и антропологи сначала выдвинули трех кандидатов: племена коги, араваков, санка, ныне населяющие различные районы Сьерра-Невады-де-Санта-Марта. Но потом, сопоставив характер жилищ и установив, что круглые дома тайронского типа, возведенные на характерном каменном фундаменте, сохранились сегодня лишь у коги и араваков, ученые признали все права прямых наследников за ними.
[показать]
Тут вспомнили и о том, что еще в 1908 году французский граф Жозеф де Бретт, увлекавшийся этнографией, начитавшись испанских хроник и съездив на место их действия, опубликовал книгу, посвященную нравам и обычаям коги. Однако сочинение дилетанта, пытавшегося увидеть в робких длинноволосых, одетых в белые туники жителях джунглей наследников древней высокой цивилизации, специалисты тогда всерьез не приняли. Незадолго перед второй мировой войной здесь побывала экспедиция из США, но и она не нашла почти ничего достойного научного интереса.
Закат в Санта-Марте
Первое глубокое этнографическое и антропологическое описание коги, позволяющее предположить их связь с незаурядной цивилизацией доколумбовых времен, сделал колумбийский ученый Герардо Рейхель-Долматов, проживший вместе с племенем коги более трех лет. Теперь-то его труд очень пригодился: археологи пользуются им как справочником-путеводителем в попытках восстановить картину повседневной жизни древних тайронцев.
Ангейра описывает яростный отпор, который был оказан испанцам, пытавшимся захватить женщин и детей в качестве рабов во время первого контакта. В результате первые контакты испанцев с Тайрона представляли собой насильственные столкновения, в которых испанцы понесли большие потери и были вынуждены избрать более дипломатичную стратегию, которой придерживался первый губернатор Санта-Марты, Родриго де Бастидас.
Перед тем, кто сегодня сойдет с вертолета, опустившегося на площади, где тайронцы некогда проводили свои празднества, предстанут три квадратных километра руин, полностью расчищенных от зарослей. Повсюду видны группы сотрудников антропологического факультета Андского университета, Колумбийского института антропологии, Института природных ресурсов, студентов и рабочих-индейцев, склонившихся над раскопами, из которых нередко извлекают интереснейшие памятники далекого прошлого. Недавно весь район Санта-Марты был объявлен национальным парком.
Более крупное поселение, Пуэблито, находилось у побережья. Как пишет колумбийский археолог Х. Райхель-Долматофф, оно состояло как минимум из 254 террас, а его население составляло примерно 3000 человек. Археологические исследования региона показали, что ещё более крупные поселения существовали по направлению к западному склону Сьерра-Невады в Санта-Марте, например, Посигека (Posiguieca) и Сьюдад-Антигуа.
Небольшие деревни составляли огромную сеть-инфраструктуру и соединялись между собой каменными мостовыми. Деревни, специализировавшиеся в производстве соли и рыболовстве — такие, как Ченге на территории современного Парка Тайрона, — свидетельствуют о хорошо развитой тайронской экономике, основанной на производстве специализированных продуктов. В селении Ченге обнаружено не менее 100 террас; по состоянию на 1400 г. в нём проживало 800—1000 человек на территории в 15 гектаров. Известно, что тайронцы строили каменные террасы, фундаменты домов, лестницы, канализационные каналы, могилы и мосты. Интенсивно использовалась керамика — как бытовая, так и церемониальная
Артефакты Тайрона
[970x687]Маленькие фигурки касиков из Музея золота Тайроны, Санта-Марта, Колумбия
Подвеска в форме человека – летучей мыши в большом головном уборе с птицами. Поздняя Тайрона, 600 – 1600 гг. н.э. Санта-Марта, Магдалена. Техника «потерянного воска». Размеры: 9,5×11,9 см. Музей золота Колумбии. Карандашная копия касика в другом ракурсе
Экспонат Музея золота Колумбии
[1022x678] Крупный план головы касика
Судя по погребальным украшениям, носовые, губные и ушные серьги были в большом ходу у высших слоев общества Тайроны и служили своего рода выразительным средством для обозначения того или иного образа. Среди носовых украшений в коллекции Музея золота Колумбии есть много очень крупных и сложно составленных. Единственным касиком, создатель которого решил задачу придания его лицу вида звериной морды именно таким способом, является касик из Метрополитен-музея искусств (фото 23). Его лицо полностью закрыто украшениями, главное из которых – носовая серьга, изображающая морду дракона с оскаленными зубами.
[827x663] Шаманская подвеска в виде стоящей фигуры человека в маске летучей мыши. Размеры: 16×12,5×2 см. Материал: золотой сплав. Тайрона, 900 – 1600 гг. н.э. Департамент Магдалена, регион Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, Колумбия. Музей изящных искусств, Бостон, США
. Касик из Музея золота Тайроны
Касик из Музея золота Тайроны
Касик-пектораль из Музея золота Колумбии
Пектораль. Материал: тумбага. Культура: Тайрона. Коллекция доколумбового искусства Пола и Доры Йонссенов. Музей на реке, Антверпен
[880x561] Экспонаты Музея золота Колумбии
[950x713] Инсталляция Музея золота Тайроны
Губная серьга. Ширина: 5,1 см. Материал: золото. Культура: Тайрона. X – XVI вв. Метрополитен-музей искусств
Рисунок тайронской глиняной окарины, изображающей фигуру в маске и ритуальном костюме. Высота 11 см
«Несмотря на огромное разнообразие масок и ритуальных костюмов, представленных на глиняных окаринах, – пишет американских ученый Уорвик Брэй (Warwick Bray), – золотых дел мастера Тайроны сделали только ограниченный выбор из них, и нет никакого способа узнать, какое отдельное лицо или лица является идолом фигуры подвески. Вместо того чтобы пытаться определить, кто изображен на фигуре, может быть, более полезно рассмотреть идеи, лежащие в основе представлений»
[1195x517] Элементы ритуального костюма коги
Окарина в виде сановника на троне из двуглавой змеи. Размеры: высота 9,21 см, ширина 8,57 см, глубина 4,60 см. Материал: керамика. Культура: Тайрона. 800 –1500 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США
Индеец народа коги из Сьерра-Невада-де-Санта-Марты
*
Касики, несомненно, являются произведениями высокого искусства. Они имеют только им присущий изобразительный канон, яркий и узнаваемый. Касиков легко можно выделить из огромной массы ювелирных изделий Древней Колумбии. В то же время их образы не встречаются более ни на одном из артефактов, в число которых входят не только идолы, но и погребальные урны и керамические сосуды
Пектораль из Музея золота Колумбии
Космонавт-касик. Музей золота Колумбии
[777x849]Фото Голова касика крупным планом
Дон Мартин де Лойола и донья Беатрис Ньюста, принцесса Перу. Картина неизвестного художника
Антропоморфный церемониальный сосуд. Сьерра-Невада-де-Санта-Марта.
[990x693]Золотая бляшка из Музея золота Колумбии
Погребальный столб. Размеры: 193,5×24,1×3,8 см. Материалы: дерево, смоляная краска, металлическая оплетка. География: Перу. Культура: инкская. XV – XVI вв. Метрополитен-музей искусств
Керамика культуры Тайрона датируется от 200 до 1650 гг. н. э. На карибском побережье Колумбии самая древняя керамика датируется 2500 г. до н. э. Алехандро Девер, исследовавший поселение Ченге (Chengue) в Парке Тайрона, обнаружил существенные вариации в керамике, позволяющие разделить хронологию данного поселения как минимум на пять этапов.
Первый этап, условно называемый Науанге 1 (Nahuange 1), начался около 200 г. до н. э. и закончился около 500 г.н. э., когда численность населения Тайрона достигла пика. Второй этап длился с 500 г. н. э. по примерно 900 г.н. э.; его можно назвать Неуанге 2 (Nehuange 2), однако после раскопок Джека Винна (Jack Wynn) в 1970-х гг. получил название Буритака (Buritaca). Начиная с примерно 900 г.н. э. начинается собственно Тайронский период, для которого характерно явное увеличение разнообразия, размера и количества керамических изображений, вид которых сохраняет стили периодов Неуанге или Буритака. На этапах Тайрона 1-3 (900—1650 н. э.) отмечается значительное разнообразие местных форм. На протяжении всего тайронского периода отмечается рост населения и увеличение контактов с другими культурами.
![]()
Фигурные золотые подвески, Метрополитен-музей
Тайронская цивилизация прославилась своими характерными ювелирными изделиями. Наиболее ранние золотые украшения относятся к периоду Негуанхе (около 300—800 н. э.). Предполагается, что золотые украшения использовала не только элита. Среди золотых артефактов имеются подвески, нагубные украшения, носовые кольца, ожерелья и серьги.
![]()
Подвеска культуры тайрона, Лувр
Отлитые из золота фигурные подвески культуры Тайрона (известные как «касики»), в частности, отличаются от ювелирных изделий других доколумбовых культур подробностью деталей. Фигурки изображают человеческие существа — знать или вождей — в украшенной одежде и с крупными масками животных на лице. Многие элементы их поз (например, руки на бёдрах) и одежды отражают их агрессивное состояние и должны были, по мнению ряда исследователей, передавать либо властное положение, либо тот факт, что Тайронская культура в то время вела частые войны, или и то, и другое.
Жезл из нефрита, 1550—1600 гг.
Ко времени завоевания испанцами в культуре Тайрона существовали иные традиции, чем у современных американских народов. Согласно этнографическим источникам, существовали свобода разводов и терпимое отношение к гомосексуализму, что разительно отличалось от католических обычаев. Тем не менее, мнение о распространённости гомосексуализма могло возникнуть в результате неверной интерпретации местной религиозной практики. Тайронская религия, как и в некоторой степени современная религия народа коги, практикует разделение ряда домашних обязанностей между полами. У тайрона (коги) существовали «дома для мужских встреч», которые католические священники обличали как проявление гомосексуализма. В настоящее время у народа коги существуют мужские ритуалы, некоторые из них длятся по несколько дней и включают употребление в пищу коки и медитацию.
Монумент в Санта-Марте, изображающий тайронов
В 1599 г. народность Тайрона восстала против испанцев, поскольку угнетение с их стороны стало нестерпимым. В основном агрессия была направлена на священников и проезжающих по дорогам, соединяющим испанский город Санта-Марта и тайронские город Бонда и поселения Конча и Ченге.
Вторичными целями были церкви и дома управляющих колониальной администрации. Данные о восстании известны из материалов судебного процесса над тайронскими вождями в 1602 году. Правители селений Ченге и Бонда были приговорены к смерти, их тела расчленены, поселения сожжены, а население принудительно переселено и подчинено испанской системе энкомьенда (местный аналог крепостного права). К середине 17 в. многие тайронские поселения пришли в запустение и заросли лесом.
Колумбийцы, изучая этот интересный уголок природы, бывший когда-то исторической сценой для еще одной до сих пор остававшейся неизвестной древней цивилизации, делают все возможное, чтобы создать уникальный «музей археологии и этнографии» под открытым небом..
Национальный археологический парк Тьеррадентро - Tierradentro
[показать]
Тьеррадентро, исп. Tierradentro — национальный археологический парк в юрисдикции муниципалитета Инса (Inza), департамент Каука. Удалён на 100 км от столицы департамента г. Попайан.
Парк получил известность благодаря подземным склепам доколумбовой эпохи: Alto del Aguacate, Alto de San Andres, Alto de Segovia, Alto del Duende, El Tablon. На территории парка расположены монументальные статуи предположительно VI - X веков н.э.. Но, больше всего привлекают внимание огромные подземные захоронения катакомбы (некоторые - до 12 м. шириной) украшены изображениями, воспроизводящими внутреннюю обстановку домов аборигенов того периода. Их сводчатые потолки поддерживаются колоннами. Потолок, стены и колонны разрисованы чернокрасными геометрическими узорами, а в некоторых гробницах украшены скульптурными рельефами. Они дают представление о социальной сложности и культурному богатству доколумбово общества страны.
[показать]
Обычно склеп имеет вход, ориентированный на запад, спиральную лестницу и основную камеру на глубине 5-8 метров. Как правило склепы окружены несколькими меньшими камерами, причём в каждой камере находится по одному телу. Стены окрашены геометрическими, антропоморфными и зооморфными рисунками с использованием красной, белой и чёрной красок. Некоторые статуи и останки керамики и тканей едва сохранились из-за того, что могилы неоднократно подвергались разграблению со стороны испанских конкистадоров.
Детали скульптур и рисунков напоминают аналогичные детали памятников культуры Сан-Агустин в департаменте Уила. Парк приносит значительную прибыль местной экономике благодаря большому количеству посетителей, как из Колумбии, так и из-за рубежа. Он относится к памятникам мирового наследия ЮНЕСКО.
[показать]
[показать]
[показать]
"Наша жизнь -- не темная, как камень. Она видна через прозрачную призму и, как кристалл, отражает свет. Плохих и темных людей тоже нет. У всех есть свои "черные" стороны и периоды, но они не могут длиться долго. Восходит солнце, зажигает кристаллы, которые есть в каждом из нас, и поддерживает этот свет". Такое суждение, высеченное на стене музея, мудрые индейцы имели о нашей жизни. Спорно ли оно -- каждый судит сам.
Использованы материала сайта:
Несколько фото:http://botinok.co.il/
Берёзкин Ю. Е. Тайрона // Исчезнувшие народы: Сборник статей (по материалам журнала «Природа») / Сост. канд. филос. наук С. С. Неретина; Под ред. д-ра ист. наук П. И. Пучкова; Худож. оформл. Е. Л. Гольдина. — М.: Наука, 1988. — С. 127-136. — 176 с.
Antonio Julian. La perla de America, Provincia de Santa Marta. — Madrid, 1787.