Плач сииртя
Для более полного понимания нижеразмещённых строк желательно прочитать ЭТО
Я шёл по тундре, меж кустов,
Ночное солнце мне светило.
Звенела песня комаров,
Перекрывая звук шагов
Среди тугих полярных мхов.
И время словно бы застыло.
Перекрывая звон противный
Родился в воздухе напев.
Язык, мне незнакомый, дивный
Звучал, как плач души невинной
О чём-то древнем, о старинном.
Внезапно cердце мне задев.
И вдруг я понял, что хотел
Сказать в тиши певец безвестный.
И плач над тундрою летел,
Сплетаясь в руны, и звенел.
А я стоял и в мир смотрел,
Который мне открылся в песне.
Народ, живущий под землёй,
Народ, живущий потаённо
Не нарушающий покой,
Мир не приемлющий людской,
С непостижимою судьбой,
Народ, совсем нам незнакомый.
" Арктида, милая страна!
Нам, сииртя, в холмах живущим,
Мечта осталась лишь одна:
Достать во сне до океана дна,
Где жили наши племена...
Но нет пути. Лишь предков глас зовущий.
Где ныне наши города?
Где башен чудных звон хрустальный?
Давным-давно пришла беда,
И скрыла мутная, холодная вода
Благословенный край тогда
Средь льда и рыб на глубине печальной.
Немногим удалось спастись,
И где теперь былая слава?
Мы города стремили ввысь,
По морю наши корабли неслись...
Но недра гневно сотряслись
И нашей родины не стало.
Теперь живём мы под землёй,
От глаз людских себя скрывая,
Нам подземелья - дом родной,
Простились с неба синевой...
Но иногда мы, в час ночной
Поём, былое вспоминая.
Сменили солнца свет на свет лампад,
Простор сменили на пещеры.
Со страхом люди говорят
О нас, боятся кинуть взгляд
На наши сопки. И не рад
Знакомству с нами путник суеверный.
Кочевникам теперь внушаем страх
Забыв о том, кем были раньше.
О том, что в наших маленьких руках
Власть над землёй была в веках.
Но канула она в волнах,
А время двигается дальше.
Сокровищ груды под землёй
Хранят последние потомки
Тех, кто не сгинул под волной
И край сменил свой на чужой
Но не забыл язык родной
И навыки ремёсел тонких.
Никто из варваров-людей
Войти не смеет к нам в пещеры.
Мы подчинили вереницы дней
Себе, но нет у нас детей,
И род наш угасает всё скорей...
А был он на земле когда-то первым!
Проходит всё, уйдём и мы
Навечно входы запечатав.
Нас ожидают врата тьмы,
Слабеют старые умы,
И царство вечное зимы
Заполнит сииртя палаты.
В свой срок исчезнет всяк народ,
Наш срок сегодня истекает.
Нам не увидеть больше небосвод,
И дев прекрасных хоровод
Уж наших песен не споёт
И память сииртя растает.
Прощайте, небо и луна!
Прощайте, сопки, мох и травы!
Прощай и ты, моя страна
Что в глубине погребена,
Мы чашу выпили до дна
И сна, и древней дивной яви!
Умолк тот голос в тишине,
А я стоял, вздохнуть не смея.
И знал я: в океана глубине
Рассыпаны сокровища на дне
Но не дадутся в руки мне...
Как сон, ушла Гиперборея.
Степанов Александр Фёдорович
Ещё немного информации
Открытие на Урале древнейшего города ариев Аркаима и "Страны городов" Синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии, что чудь - это древние арии (в более узком смысле - предки индоиранцев, а в более широком - предки индоевропейцев в целом). Эта версия нашла немало сторонников среди ученых и краеведов.
Если лингвистами и ранее признавалось, что в финно-угорских языках есть много иранизмов, то в последние годы появилось мнение, что финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт.
Но где Иран - и где Урал и финно-угорские племена? Однако не секрет, что существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. Примеров много, приведем лишь один: в индийской мифологии на небо могут добраться только волшебные птицы, в том числе вестник богов Гаруда; в финно-угорской мифологии Млечный путь, соединявший север и юг, именовался Дорогой птиц.
Сходство имеется и непосредственно в названиях. Например, бог у удмуртов - Инмар, у индоиранцев Индра - бог грома, Инада - праматерь; в коми мифологии имя Ема носят и первочеловек, и болотная ведьма, в индоиранской мифологии Иима - также первочеловек; созвучно название бога также у финнов - Юмала, и у марийцев - Юмо. "Арийское влияние" проникло даже в этнонимы финно-угров: татары и башкиры своих соседей удмуртов называют этнонимом "ар".
Так кого же на Урале называли чудью? Если ариев, то снова возникает вопрос: почему появилась путаница с тем, кого считать чудью, и почему этноним чудь "прилип" именно и только к финно-угорским народам? Какая существует взаимосвязь между индоиранскими и финно-угорскими народами? Видимо, здесь следует вспомнить мнение Льва Гумилева, который считал, что новый этнос, так же, как человек, рождается от двух родителей-этносов. Тогда становится понятно, почему предания называют чудь то "другим народом", то "нашими предками".
В связи с этим еще более интересно, что же кричала чудская девка, облитая кипятком? Может быть, слово "одэге" есть в индоиранских языках? Если мы откроем санскритско- русский словарь, то найдем там похожее по звучанию слово - "удака", означающее "вода". Может быть, она стремилась добежать до Чудского родника, единственного места, где могла спастись?
О том, что рыбаки видели чудь на Новой Земле еще "лет пятьдесят назад", говорит предание, записанное на Севере в 1969 г. Этот поморский рассказ о краснокожей чуди- невидимке, живущей на Новой Земле, открывает цикл других легенд о чуди - загадочных маленьких человечках, живущих под землей, в пещерах гранитных скал.
Встретить их можно крайне редко - чудинцы избегают людей и могут становиться для них невидимыми, "уходить в камень" или оборачиваться в зверя - мышь, белку. Но иногда чудинец может прийти на помощь человеку мудрым советом или волшебством. Дальним отголоском этих легенд служит мудрый и добродушный "старичок-лесовичок" русских сказок, помогающий Ивану-Царевичу с помощью волшебного клубка найти дорогу к похищенной Кощеем красавице, дарящий ему шапку-невидимку, а потом вдруг исчезающий под землей.
О.БУЛАНОВА http://planetatain.ru/blog/tainstvennye
И ещё
http://www.karvin.ru/etnos/legends/
"- Неужели ты всерьёз предполагаешь, что из-за Урала до Кольского полуострова предки саамов, эти самые сииртя, протопали под землёй? Про гигантские подземные галереи арктов я слышал, - сказал я.
- Я так не предполагаю, - улыбнулся кольский этнограф. - Я тебе не поведал самого главного, юноша, рассказал про сииртя, про войну их с ненцами, но с древнейшей легендой саамов тебя я ещё не познакомил.
А легенда такая есть, и она до сих пор хранится в коллективной памяти этого маленького народа. И повествует она о переселении предков саамов на Поной и Колу из-за суровой горной страны на востоке.
Думаю, что доверять ей можно, тем более что она не противоречит преданиям ненцев. Начинается саамская легенда с того времени, когда от преследования ненцев их предки, или по-ненецки - сииртя, вынуждены были на летние месяцы уходить под дневную поверхность.
Там их шаманы нашли громадные сделанные неведомо кем пустоты. В них-то поначалу от ненцев и прятались предки саамов. Эти пустоты, как повествует миф, были соединены между собой длинными освещёнными вечным светом галереями. Квершлаги вели от океана в глубь тундры. Но на юг предки саамов не проникали. Они понимали, что там их ждёт верная гибель, поэтому они ютились под землёй рядом со спасительным морем, где осенью, после ухода на юг ненцев, можно было заниматься зверобойным промыслом и рыболовством. Понятно, что потеря летнего времени предков саамов не устраивала. О добыче китов и моржей не могло быть и речи. Вследствие этого общество морских зверобоев всё чаще и чаще стало страдать от голода.
С такой бедой надо было что-то делать, но что, не знали даже шаманы. Правда, кое-кто из старейшин предлагал начать переселение на ближайшие острова. Но чтобы сделать кожаные плавсредства, нужна была и кожа, и тёплое время года... Ни того, ни другого у предков саамов - народа сииртя, как ты знаешь, не было.
И тогда решили маленькие люди попросить помощи и поддержки у своих предков. И «прадедушки» подсказали шаманам загнанного в тупик народа, что выход есть: что надо уйти на запад за море на пустующие земли древних «мандашей». Людей, которые некогда переселились на материк с гибнущей Похаалы, а затем откочевали на юг в страны «света и солнца». Но как добраться до далекой заветной земли, никто из потерявшего свою родину народа не знал.
Далеко на закат уводили открытые шаманами подземные галереи. Но в них не было ни воды, ни пищи. Движения по ним сулило верную смерть. И тогда на собрании родов было решено отправить вверх по Великой реке посольство в страну белых могучих голубоглазых ман дашей и попросить у их вождей о помощи. И вот весной, как только реки освободились ото льда, вверх по Великой реке, очевидно, Оби или Обской губе поплыли три кожаные байдары. В двух из них находились воины подземного племени, в третьей - старый, мудрый шаман. Духи помогли путешественникам, береговые ненцы не увидели лодок сииртя. И посольство через две недели пути добралось до устья какой-то реки, на берегу которой стоял город белых бородатых полубогов.
Голубоглазые богатыри-мандаши приветливо встретили делегацию подземного племени. И решили помочь несчастным людям. Для такого дела они отправили на побережье океана своих людей и десятки больших деревянных лодок. Эти лодки щедрые мандаши загрузили различными припасами, в том числе и домашними оленями. В устье Великой реки, где небо сходится с землёй, они пристали к берегу и забрали к себе на суда вышедших из-под земли предков саамов.
Предание говорит, что часть маленького народа побоялась покинуть свои подземные убежища. Вполне возможно, что их потомки до сих пор живут под землёй на побережье океана. Наверняка о них-то и рассказывают ненецкие, кстати, вполне правдоподобные сказания. Но основное население подземелий было эвакуировано добрыми мандашами на Мурман. На земли, где долгое время не было никаких врагов, кроме ветра и стужи, но последние не удручали прибывших.
Здесь, на берегах Поноя и Иоканги, бородатые мандаши научили предков саамов оленеводству и речному рыболовству. Научили строить деревянные тупы и лодки. На новой земле в изобилии росли сосновые леса. Леса хватало и на дрова, и на постройки.
Но это ещё не всё, мой юный друг, - войдя в квартиру и сняв верхнюю одежду, сказал знаток саамской мифологии.
- Легенда о переселении саамов на Кольскую землю повествует, что их друзья - бородатые мандаши познакомили некоторых шаманов с тайнами подземелий Мурмана. Вот что захватывает. По убеждению их потомков, под горными кряжами Кольского полуострова скрыты огромные рукотворные пустоты. В некоторых галереях и залах до сих пор сохраняется освещение, там хранятся непонятные саамам артефакты. Возможно, древние книги или что-то в этом роде. Уходя назад в свои земли, мандаши поручили местным шаманам сохранить в тайне входы в Кольские катакомбы. Пользоваться же ими только в крайнем случае.
И надо отдать должное вождям маленького народа. В Средние века, когда на земли Лапландии стали вторгаться разбойничьи шайки норвежцев, шведов, иногда финнов, и оленеводам снова, как и их предкам в Сибири, приходилось спасаться под землёй, тайны Кольских подземелий так и остались «за семью печатями». Непосвященные о них ничего не узнали. Как шаманам удавалось вычеркивать из памяти своих подопечных места входа в подземелья, до сих пор остается загадкой, но это им удавалось. Иначе бы никакой «подземной войны» на Кольском полуострове не было бы. И норвежцы, и шведы очень скоро обнаружили бы подземные укрытия саамов, и маленькому народу пришёл бы неминуемый конец.
А так подземная война длилась ни много ни мало - 400 лет. Враги приходили в Лапландию и не встречали людей. Оленеводы буквально исчезали. Их следов враги не находили ни в горах, ни в лесах, но по ночам исчезнувшие внезапно появлялись. Появлялись с оружием в руках. И горе было тем, кто попадал им под руку. Ночью лилась кровь, но с появлением первых лучей Солнца нападавшие опять бесследно исчезали. Исчезали, чтобы внезапно объявиться в другом месте.
Тебе бы почитать легенды о подземной войне. В них много интересного, - наливая све- жезаваренный чай, заключил рассказчик. - Но ещё интереснее познакомиться с протоколами ОГПУ по допросам шаманов. Кое-какие копии таких протоколов у меня имеются. Могу дать для изучения.
- Ты лучше расскажи мне, что в них, своими словами. У меня на такие дела совсем нет времени. Хоть бы дневник экспедиции просмотреть за ночь.
- Ты его прочтёшь за два часа, - отмахнулся историк. - А в протоколах охранки превалирует один и тот же вопрос: знают ли шаманы о входах в катакомбы полуострова... Шаманов пытали и расстреливали, но они так и не выдали вверенную им великую тайну.
Помнишь, Сейдозеро, где мы недавно с тобой побывали? - спросил историк. - Рядом с ним в 1924 году экспедиция Барченко нашла подземный лаз. Но проникнуть в него никому из членов экспедиции не удалось. Людей сковывал непонятный страх. Таким же леденящим страхом защищены и пещеры с древними артефактами в Гималаях. В 1962 году в один из тайных гротов китайские власти попытались заслать батальон своих солдат. Знаешь, чем всё это кончилось?
- Нет, конечно, о подобных делах я пока не наслышан, - пододвигая к себе чашку горячего чая, признался я.
- Китайские военные под землёй все посходили с ума...
- Ну, а как же подземная война? - спросил я. - Лопари, по всей видимости, в подземельях умалишёнными не становились...
- О чём это говорит? Да о том, что шаманы саамов знали, как снять и поставить психическую защиту, вот и всё. Очевидно, мандаши их этому научили...
- А куда делся лаз, открытый Барченко? - спросил я.
- Он внезапно исчез, - улыбнулся рассказчик. - Говорят, что его якобы засыпали агенты охранки. Но это не так. Лаз уничтожили сами лопари. И правильно сделали...
На несколько минут за столом воцарилось молчание. На меня рассказ историка произвёл неизгладимое впечатление. Требовалось время осмыслить услышанное.
- Почему ты веришь саамской легенде? - посмотрел я в сосредоточенное лицо учёного. - Может, её придумали грамотные саамы - для таких, как мы.
- Верю я потому, Гера, что в легенде указаны конкретные места, где посланцы родов сииртя встретили светлоглазых мандашей. Судя по всему, это произошло в районе нынешнего Салехарда - там, где в начале XX столетия была открыта удивительная культура северных металлургов и оленеводов. Учёные её назвали Усть-полуйской - по месту, где исследователи нашли первые находки. Очевидно, усть- полуйцы и помогли предкам саамов обрести новую родину.
Легенда же эта была известна русским поморам Терского берега ещё с XVIII века. Я это проверил. Так что сомневаться не надо, мой юный друг, предание достоверное. Это предки ненцев и палеоазиатов тысячу лет до н.э. всё ещё жили в каменном веке. Белая раса севера Азии хорошо знала металлы. Причём не только цветные, но и железо. Об этом говорят находки в устье Полуя и артефакты, найденные южнее, - на Иртыше. Имею в виду Потчевашкую культуру...
Думаю, ты теперь понимаешь, Гор, почему земля Кольского полуострова, как и Таймыр, Ямал, устье Лены, священна для любого представителя белой расы. Она, без сомнения, является частью нашей погибшей прародины. Ты своими глазами видел на ней каменные курганы-конусы, или по-местному - пирамиды, видел развалины некогда погибших от чудовищных взрывов, лучевых ударов и давления ледника городов. Наблюдал до сих пор излучающие в своей глубине радиацию озёра-воронки. Их по Мурману сотни...
Какой из всего увиденного тобой можно сделать вывод? Только один: на Кольском полуострове тысячи лет назад бушевало пламя войны. Значит, она, эта земля, являлась частью великой Орианы-Гипербореи. Доказательством могут служить многочисленные подземелья Мурмана. Да, они ещё не найдены, это так. Но подземная война саамов была, и это факт, юноша».
http://www.karvin.ru/taina/taun/
Отрывок из статьи М.Скворцовой
Сейчас, во многом благодаря литературе-фэнтэзи, всем хорошо известны такие существа как гномы — маленькие человечки, которые живут в подземных городах и не очень-то любят встречаться с людьми. Наверно, всем нам в детстве читали сказки, рассказывающие про этот загадочный маленький народец.
И вот тут-то самое время вспомнить про знаменитое присловье: «Сказка — ложь, да в ней намек». Оказывается, есть реальные факты, доказывающие, что испокон веков существовали таинственные подземные города, где жил народ, ушедший под землю из-за тех или иных природных катаклизмов или кровопролитных войн с заведомо превосходящими силами. «Чудь «ушла в камень», в нем хоронится. По вечерам <…> она внутри гор разговаривает» (В. И. Немирович-Данченко, «Страна холода»). В легендах Индии говорится о подземном городе Шамбале-Агарте, где живут святые люди, знающие будущее. Теорию так называемой полой Земли уже в древности отстаивал Платон.
На Урале и Алтае среди местных жителей до сих пор ходят легенды о «Чуди белоглазой», или «дивьих людях». Их пересказывает художник и философ Н. К. Рерих (написавший, кстати, картину «Чудь под землю ушла») в книге «Сердце Азии»: будто бы жили когда-то в этих краях высокие темнокожие люди, сведущие в ремеслах и науках, заложили множество городов, но, узнав о приближении «белого» народа, ушли под землю…
Древняя «Начальная летопись Нестора» интересна таким отрывком: «В горе (выходящей к заливу морскому) просечено оконце малое и оттуда говорят, но не понять языка их (живущих в горе), но показывают на железо и машут руками. Просят железо. И если кто дает им нож или секиру, они взамен дают меха… Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходят до них (горных жителей)».
Краеведы в 1928 году зафиксировали такой рассказ жителя Урала: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. …Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца».
Есть подобные легенды и у жителей Карелии, у народа коми и у ненцев. «У ненцев существует много преданий, что были на земле сихирти. Они жили в подземелье, в пещерах и на охоту выходили только ночью, используя тайком орудия лова дневных, настоящих людей — ненцев» (В. Ледков, «Месяц малой темноты»). Правда, в преданиях ненцев подземные жители низкорослые, но и здесь совпадают такие особенности, как темный цвет кожи, владение тайными знаниями и умениями. Подобные предания встречаются почти у всех северных народов России. Вспомним еще мифы саамов: они считают, что Чудь живет под водой, и там у нее есть города и пасутся принадлежащие ей стада морских животных — тюленей, моржей, дельфинов.
Мы не будем говорить в этой статье о многочисленных и порой пугающих ирландских, английских, немецких и прочих европейских легендах о «подземном народце», но они сходны с преданиями нашей страны. И уже одно это наводит на мысль об их реальной основе.
Но правдивы ли эти легенды? Может быть, их следует рассматривать только как местный фольклор, как красивые сказки?
Очень многие факты говорят в пользу того, что «Чудь белоглазая» — не мифический народ, она действительно существует, видимо, как-то приспособившись к жизни под землей. Зафиксированы рассказы людей, встречавшихся с выходцами из загадочного народа. Русский ученый А. Шренк беседовал со многими самоедами, и вот что рассказал ему один из них: «Однажды, — продолжал он, — один ненец (то есть самоед), копая яму на каком-то холме, вдруг увидел пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал ему: «Оставь нас в покое, мы сторонимся солнечного света, который озаряет вашу страну, и любим мрак, господствующий в нашем подземелье…».
Часто заблудившиеся охотники и рыбаки встречаются с высоким седовласым стариком, который выводит их к безопасному месту и после этого исчезает. Местные жители называют его Белым Стариком и считают одним из подземных жителей, изредка выходящим на поверхность.
… Человек в принципе может жить под землей (взять хотя бы подземные города СС), выходя время от времени на поверхность, обширные подземные и пещерные города находят по всему миру. Вспомним еще мнение К. Э. Циолковского, что в будущем люди будут существовать в форме энергетических полей, а не материального тела. Скорее всего, далеко ушедшая от нас вперед подземная цивилизация давно приняла подобный облик.
Ведь не зря говорят, что Чудь обладает способностью жить одновременно в двух мирах: «том» и «этом», и в критические моменты просто уходит в другой, параллельный мир. Этим объясняется то, что до сих пор документально зафиксированных свидетельств встреч с нею или фотографий не существует. Целая группа американских ученых сегодня считает, что входы в подземный мир разбросаны по всему свету, но — вот незадача! — они находятся в четвертом измерении и лишь иногда открываются непосвященным.
Вероятно, ушедший под землю народ активно осваивал горное дело и металлургию — не зря в русском фольклоре бытуют сказки про Медное, Золотое и Серебряное царства. Да и известные сказы П. П. Бажова о Хозяйке Медной горы написаны во многом со слов уральских старожилов-горнодобытчиков, описывающих под большим секретом свои встречи с выходцами из «горного народа». Ходит много историй о кладах Чуди, зачарованных особыми заклинаниями и недоступных алчным любителям легкой наживы.
Кстати, название Чуди — «белоглазая» — скорее всего, говорит о том, что этот народ, после долгого пребывания под землей, генетически мутировал, люди приобрели светобоязнь и слабую пигментацию радужной оболочки. Это, между прочим, объясняет их нелюбовь к солнечному свету и выход на поверхность земли в сумерки и темное время суток.
По одной из гипотез, мегалиты, дольмены, лабиринты и различные циклопические сооружения древности обозначают именно места входа в подземный мир. Конечно, обычному человеку просто так туда не пройти — а вот древние жрецы и колдуны, вероятно, с помощью особых ритуалов умели проникать под землю в виде тонкоматериальных сгустков энергии и общаться с тамошними мудрецами, получая от них советы…
Сенсационные открытия наших дней «Все это интересно, — скажет читатель, — а нашли ли до сих пор хотя бы один подземный город? Тогда я поверю, что это не выдумки!»
Нашли, и не один! В Сибири, под Томском, существует древняя разветвленная сеть подземных ходов и пещер, явно рукотворного происхождения. Ученый Николай Новгородцев пишет: «То, что подземелья распространены шире территории города Томска и, следовательно, не имеют к его истории никакого отношения, подтверждается наличием обширных подземных ходов в Юрге в сотни км к югу от Томска, а также наличием их в районе деревни Гарь… в 70 км к северу от Томска». Ученый отстаивает версию, что современный Томск был построен на месте древнего города Грасионы (Грустины), частично находящегося под землей. Подобные подземелья есть в Иркутске и Хабаровске.
Под городом Николаевым у Черного моря в 1956 году был обнаружен древний подземный город, причем на стенах залов имелись надписи на неведомом языке.
Все знают о киевских пещерах, которые сейчас используются монахами. Но пещеры были вырыты задолго до появления христианства…
Не так давно писали об открытии целого города в Саранской горе (город Наровчат, Пензенская область на границе с Мордовией). Сохранились остатки ремесленных слободок и других строений, местные жители говорят, что внутри есть и подземное озеро с каменными скамейками по берегам, чтобы любоваться красотами пейзажа… Исследования еще ведутся и сулят много неожиданностей.
Область у реки Медведица в Поволжье известна любителям таинственного многочисленными аномальными явлениями и древним лабиринтом разветвленных туннелей, в который уже несколько лет пытаются проникнуть исследователи.
Вокруг Старой Ладоги существует «множество неизведанных пещер и подземных ходов, один из них даже проложен под Волховом. Современные гидрогеологи отрицают даже принципиальную возможность сооружения чего-то подобного в далеком прошлом (из-за отсутствия инженерных навыков и соответствующей техники). Но ведь система подземных убежищ и туннелей могла возникнуть гораздо раньше, в гиперборейские времена, когда уровень развития был совершенно иным» (В. Назаров, «Загадки Русского Междуречья»). Несколько отклоняясь от темы, скажем, что легенда гласит, будто в одном из подземелий Ладоги находится и тайная могила Рюрика в золотом гробу.
В Малой Азии, в местечке Глубокий Колодец во второй половине прошлого века также открыли подземный город, население которого, по примерным подсчетам, превышало 20 тысяч человек. Город был подготовлен к возможному отражению неприятеля: проходы перекрывали около 600 гранитных дверей.
Недавно известный исследователь и офтальмолог Э. Мулдашев и его экспедиция побывали на Алтае, где местные жители показали им отверстие, по легендам, ведущее в подземный мир, и рассказали предание о Стране Красного Хана. В этой стране постоянно светит внутреннее солнце и плещутся воды внутреннего моря, вода в котором желтого цвета. Именно сюда попадают души людей, чтобы предстать перед высшим судом, на котором определяется их посмертная судьба.
Норбер Кастере в книге «Моя жизнь под землей» пишет: «Кажется, нашу планету уже всю исходили и облетали, все моря избороздили и мало осталось неоткрытого на поверхности земли, но под землей еще очень много неисследованного, и можно попытаться открыть тайны неизвестного подземного мира, тайны «белых пятен», «неоткрытых земель»». И с этим его мнением согласны многие современные исследователи-энтузиасты, посвятившие свою жизнь изучению подземного мира.
Оговоримся, что чересчур любопытным людям, не имеющим опыта в спелеологии и не снабженным специальной техникой, не стоит устремляться в пещеры и подземные ходы в поисках «страны счастья» или «эликсира бессмертия» — особенно поодиночке. Слишком опасны темные подземелья, слишком велик риск: неопытного путешественника подстерегают обвалы, многочисленные тупиковые ходы, древние «ловушки» и — самое главное — столкновения со сверхъестественными явлениями, которые пугают даже видавших виды исследователей. Многим являются призраки и непонятные плазменные шары, кого-то охватывает необъяснимый ужас, и очень часто из-под земли слышится странный гул, похожий на звуки работающей мощной техники.
Выйдет ли Чудь из-под земли?
Старинное предание говорит: «Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу Великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами».
Беловодье — это опять же область Белого моря, область легендарной Гипербореи, где в наши дни находят множество древнейших поселений и предметов быта. Как знать, может, когда-нибудь действительно «земляне» и «подземные люди» наладят контакты? Как далеко шагнула бы тогда наука и техника!
Сейчас люди в большинстве своем к такому контакту не готовы, нужны сотни лет неустанного духовного совершенствования, работы над собой. Для общения с Высшими Силами мало даже шести, не то что даже традиционных пяти чувств — требуется развитое космическое сознание. Но я верю в то, что отдельные люди и сегодня могут почти на равных пообщаться с теми, кого большинство, со смешанным чувством страха и любопытства, называет «Чудью»…