Объект Квартира в Москве
Общая площадь 120 м2
Архитектор Дарья Григорьева
Фотограф Ксения Филиппова
Съёмка ноябрь 2007 года
Модерн — стиль взыскательный и легко узнаваемый. Для этого стилевого решения свойственно свободное, трансформирующее, подвижное пространство, роскошь удивительных причудливых форм, изящество орнаментики, основной темой которой становится линия, напоминающая то плетущуюся лиану, то набегающую волну. Линия, как говорили мастера эпохи модерна, «становится духовно несущей», исполняя роль основного выразительного элемента, объединяющего мотивы и ритмы всех составных элементов целого. Приступая к разработке проекта оформления квартиры в стиле модерн Дарья Григорьева конкретизировала пожелания заказчика и предложила использовать русский вариант этого стилевого решения.
В квартире всё, от облицовки до мебели, сделано из массива дуба. Текучий растительный орнамент, характерная черта стиля, повторяется во всех элементах дизайна и декора квартиры: витражах, ковке, картинах. Выбор автора проекта лилии и ириса, как представителей мира цветов, вносит аристократическую изысканность и лёгкую романтичность в атмосферу жилища.
Витражи несут не только эстетическую нагрузку, но и одновременно решают техническую задачу — визуально увеличить пространство за счёт естественного и цветного освещения. В холле установлены широкие двери с боковыми витражами, для которых из-за низкого уровня инсоляции помещения подобрано специальное светлое стекло, способное пропускать большое количество света. Витраж, зонирующий прихожую и холл, и витраж санузла выполнены в контрастной цветовой гамме (тёплой и холодной), способствующей игре света. Проникая через стекло, он переливается цветным радужным рисунком, создавая своеобразный «эффект калейдоскопа».
Планировка салонной части, где размещены студийная, гостиная и столовая зоны, имеет лишь визуальное зонирование. Дверные проёмы имеют форму арки. Арочная разбивка образует анфиладу комнат, которая хорошо прорисовывает пространственную перспективу интерьера. Для плазменного телевизора в гостиной сооружена резная арка, украшенная лепниной, выполненной Владимиром Кривовым. С помощью лепного декора карнизу и потолку придана некая сводчатость, удачно вписывающаяся в заданный арочный контекст. Столярные изделия выполнены на заказ по авторским эскизам и чертежам столяромкраснодеревщиком Владимиром Волковым. Шкафы изготовлены из массива дуба. Диван итальянкой компании Pigoli, обитый белой кожей, и кресла компании Medea, отделанные золотисто-кремовой тканью, являются композиционным центром гостиной. Обтекаемая форма спинок и полукруглые подлокотники соответствуют избранному стилевому решению. Мягкость и плавность линий дополняет «текучесть» орнамента карниза и витражей на дверцах шкафа. Столовая меблирована столом L’Origine на резных ножках и изящными стульями. Богатая палитра тёплых тонов варьируется в широком спектре — от кремовых и медовых оттенков до насыщенного шоколадного. Золотистая обивка стульев с вышитым ярко-красным растительным узором, сливочного цвета ткань кресел наряду со шторами придают интерьеру торжественность, подчёркивают богатство и пышность убранства помещения. Белая корпусная мебель кухни Brumel в контрасте с медового цвета столом и стульями способствует динамике пространства. Красивый растительный орнамент повторен в ковке, которая декорирует рабочий фартук кухни.
В спальне нет ни одной параллельной друг другу стены. Такая форма помещения плавностью неперпендикулярных границ наиболее удачно подходит для создания интерьера в стиле модерн. Для решения проблемы маленькой площади шкафгардероб, кровать Halley, оттоманка Galimberti Nino, стул GeMe оттенка слоновой кости, деревянные прикроватные тумбочки и комод медового цвета установлены по периметру. Доминанта тёплых кремовых тонов способствует формированию спокойной палитры, отвечающей функциональному предназначению комнаты. Створки ширмы с обеих сторон обтянуты гобеленовыми копиями полотна Альфонса Мухи «Времена года». Обычные белые стены преобразились благодаря росписи художника Дмитрия Веселова, плавные линии узоров которой выполнены пастельными красками.
Колористика санузла основана на использовании бело-синих оттенков. Рисунок с ирисами украшает витраж над дверями. Он же повторяется на шторах.
Кабинет заказчика предполагал размещение не только рабочего места, но и библиотеки. Поскольку помещение имеет узкую, вытянутую форму, мебель расставлена вдоль стен, шкафы из дуба спроектированы в соответствии с высотой потолка.
«В квартире, в которой использовано большое количество дерева разных тонов и оттенков, — рассказывает Дарья Григорьева, — прежде всего возникает необходимость тщательного продумывания разнообразных вариантов световой режиссуры. Люстры и бра изготовлены из латуни. Матовая поверхность сплава золотистого цвета является хорошим колористическим дополнением к гамме древесных тонов».
Когда-то эстетика модерна развила идеи «философии жизни» Ф. Ницше, в XXI веке она сформулировала философию для отдельно взятой московской семьи.