В 1797–ом году, художник–иконописец Владимир Боровиковский был на пике успеха: бесчисленные заказы от петербургской знати, степень академика. Работы невпроворот, впрочем, и трудолюбия не занимать. Вскоре он напишет портреты дочерей Царя, а в 1800–ом году и самого Павла. Тем временем, Владимир Лукич пребывает в постоянном духовном поиске, отсюда странное сочетание иконописи и светского портрета, участие в масонской ложе и даже в скандальной секте Татариновой.
[показать]
Однако в историю живописи этот человек вошёл, вовсе не по причине своей близости к царской семье и участия в сомнительных сообществах, а во многом благодаря портрету восемнадцатилетней графини Марии Толстой. До сих пор неизвестно, какие отношения были между сорокалетним художником и совсем юной девушкой на выданье. Неизвестно, что в портрете от самой модели, а что прибавил, присочинил живописец. Но чувственный подтекст этого вроде бы невинного произведения понятен любому активно смотрящему зрителю.
Через три года Мария Лопухина умрёт от чахотки, а вскоре, рядом с ней будет похоронен и её муж, с которым, впрочем, она не была счастлива в браке. А образ её, тем не менее, будет жить, мало того, он будет овеян мистикой, ему будут слагать стихи, а его очаровательная простота всё также будет волновать и будоражить сердца и умы людей.
Такая вот она – красота по–русски.