Чеканный щит-панно состоит из центрального круглого латунного рельефа с декоративной маской льва. Рельеф опоясан тремя широкими орнаментальными поясами из алюминия.
Из серии «РУССКИЕ ДРЕВНОСТИ». В серию входят 4 панно: «ВОЛК», «КИТОВРАС», «РОГАТЫЙ ЗВЕРЬ», «СИРИНЫ И МИРОВОЕ ДРЕВО». Панно ВОЛК. Волк – Зверь Дажьбогов.
Волк – хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищный зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам – сбивается в стаи, плотояден и быстр. Таким образом, волк – существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой – хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. В композиции представлено условно-декоративное профильное изображение крылатого волка. Вздыбленная шерсть животного оформлена в виде многоярусного скобчатого орнамента, а хвост, переходящий в пышную растительную ветвь, заполняет всю верхнюю половины панно.
Панно РОГАТЫЙ ЗВЕРЬ В композиции представлено фантастическое животное в виде рогатого волка. Профильная фигура стоящего зверя с поднятой лапой изображена на фоне растительного орнамента, образованного сложным разветвленным узором его хвоста. Панно СИРИНЫ И МИРОВОЕ ДРЕВО. Мировое Древо в славянском язычестве - символ устройства мироздания. Птицы Сирины – фантастический образ русского языческого фольклора. По поверьям, они спустились из рая на землю, чтобы зачаровывать людей своим пением, подобно птицам Сиренам, заворожившим Одиссея. В симметричной композиции представлены два фантастических существа в виде птиц с женскими головами, увенчанными нимбами. Между фигурами расположено условно-символическое дерево.
[показать]
Панно "Охота на тура". Из серии "Охота в Древней Руси"
Прямоугольный алюминиевый рельеф в обрамлении орнаментальной латунной рамы. Композиция: на фоне лесной опушки динамичная сцена охоты. Справа всадник в великокняжеских одеждах на вздыбленном коне пронзает копьем в шею могучего тура, изображенного в левой нижней части произведения.
[показать]
Панно "Рыцарский турнир"
[показать]
Панно "Рыцарский турнир" (фрагмент)
[показать]
Панно "Радегаст"
Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его означает - "дающий Бог", "податель всех благ. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. Древние славяне верили, что славный Бог Солнца поможет им, где бы он ни находился - в Дневном Мире или в Ночном, и даже по дороге из одного в другой. Вертикальное панно выполнено из алюминия и обрамлено тонкой медной орнаментальной полосой. Фон рельефа тонирован красно-коричневым цветом. Мощная крылатая фигура языческого божества представлена в полный рост, в воинском облачении, со щитом, с копьем и мечом. На голове - богатырский шлем, на латах и щите изображения солнца. Взгляд Радегаста пронизан добрым спокойствием и силой.
[показать]
Панно "Радегаст" (фрагмент)
[показать]
Панно "Александр Невский"
[показать]
Панно "Гусляр"
[показать]
Панно "Орфей"
[показать]
Панно "Песнь Песней Соломона"
[показать]
Панно "Песнь Песней Соломона" (фрагмент №1)
[показать]
Панно "Песнь Песней Соломона" (фрагмент №2)
[показать]
Panel "Song of Solomon" (fragment №3)
[показать]
Панно "Прощание короля Артура с Джиневрой"
Декоративное панно в образе готического собора. В центральном алюминиевом рельефе сцена прощания английского короля Артура со своей супругой на фоне родового замка. Основная композиция обрамлена орнаментальным готическим рельефом в виде башен средневекового собора и завершена треугольным фронтоном с символами королевской власти.
[показать]
Панно "Прощание короля Артура с Джиневрой" (фрагмент №1)
[показать]
Панно "Прощание короля Артура с Джиневрой" (фрагмент №2)
[показать]
Панно "Прощание короля Артура с Джиневрой" (фрагмент №3)
[показать]
Панно "Фараон и принцесса"
В произведении изображен древнеегипетский фараон Хефрен со своей дочерью. В руке фараона модель Большого Сфинкса, которую Хефрен показывает принцессе. Этот сфинкс будет воздвигнут возле пирамид для вечной охраны покоя усопших фараонов. Лицо фараона отрешено и величественно. Правой рукой он опирается на древко опахала, перья которого образуют вихреобразный узор. В руке принцессы, внимающей мыслям отца, букет лотосов.
[показать]
Панно "Фараон и принцесса" (фрагмент №1)
[показать]
Панно "Фараон и принцесса" (фрагмент №2)
[показать]
Панно "Фараон и принцесса" (фрагмент №3)
[показать]
Панно "Ярослав Мудрый"
[показать]
Панно "Славянский Роланд"
[показать]
Панно "Раненая амазонка"
[показать]
Щит с мечом "Король Артур"
[показать]
Щит-панно "Берегиня"
БЕРЕГИНЯ – в мифологии восточных славян – женский персонаж, добрый дух. Предположительно, берегини – хранительницы рек, водоемов, ду́хи, имеющие отношение к воде. Они помогают людям добраться до берега целыми и невредимыми, защищают их от проказ Водяного, чертей и кикимор.
Щит состоит из центрального круглого рельефа-маски женской головы в кокошнике, с древнеславянскими украшениями и с «нимбом» в виде плотного венка из листьев. Центральный рельеф вписан в широкое орнаментальное поле круглого щита из алюминия, обрамленного узкими декоративными поясами в форме «косички» и мягкой «плетенки» и разделенными полусферическими латунными накладками. Большая часть щита украшена мощным плотным трехъярусным растительным орнаментом с листьями, травами и еловыми шишками. Плавное сплетение этих текучих орнаментальных мотивов образует своеобразный «хоровод» в стилистике «модерна».
[показать]
Щит - панно "Берегиня" (фрагмент)
[показать]
Панно "За землю Русскую"
[показать]
Щит "Медуза Горгона"
[показать]
Триптих "Мифология Древней Руси" (панно "Даждьбог", "Хорс", панно-рондо "Райская птица Сирин"
[показать]
Панно-рондо "Райская птица Сирин". Из триптиха "Мифология Древней Руси"
Птица Сирин – фантастический образ русского языческого фольклора. По поверьям, она спустилась из рая на землю, чтобы зачаровывать людей своим пением, подобно птицам Сиренам, заворожившим Одиссея. По версии русского философа Лосева, птицы – Сирин сидят на восьми хрустальных сферах мироздания, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Поясное изображение поющего крылатого существа с царской короной на голове и открытой женской грудью вписано в медный круг. Распущенные волосы птицы Сирин образуют орнаментальную «плетенку». От головы птицы исходит сияние в виде особых лучей; крылья, обрамляющие торс и голову, создают плавный ритм из перьев, переплетенных с фантастическими цветами. Центральное изображение опоясано широкой орнаментальной полосой из алюминия, которая разделена на 8 сегментов лучеобразными латунными пластинами. Повторяющийся в сегментах узор сплавлен из элементов скифского «звериного» стиля с переплетенными птичьими головами и утонченно-замысловатым узором древнерусской «плетенки».
[показать]
Панно "Даждьбог". Из триптиха "Мифология Древней Руси"
[показать]
Панно "Хорс". Из триптиха "Мифология Древней Руси"
[показать]
Овальное панно "Птица Феникс"
[показать]
Панно – рондо "Загадка Древней Руси"
[показать]
Панно "Берегиня"
БЕРЕГИНЯ – в мифологии восточных славян – женский персонаж, добрый дух. Предположительно, берегини – хранительницы рек, водоемов, ду́хи, имеющие отношение к воде. Они помогают людям добраться до берега целыми и невредимыми, защищают их от проказ Водяного, чертей и кикимор. Вертикальное панно из алюминия в обрамлении тонкой медной орнаментальной полосы. Фон рельефа тонирован синим. В композиции изображена женская фигура в энергичном движении, облаченная в славянские одежды. На голове у нее кокошник-корона из цветов, трав и листьев. В правой руке – посох, увенчанный травами и обвитый змейкой; из ее левой руки вылетает стая птиц. Берегиня предстает на фоне условного растительного узора с фигурками птиц. В нижней части композиции - полоса из спиралевидных элементов, обозначающих водную стихию
[показать]
Панно "Конная прогулка"
[показать]
Панно-рондо "Спас Нерукотворный"
[показать]
Триптих "Русский"
[показать]
Панно "Поединок". Центральная часть триптиха "Русский"
[показать]
Миндалевидный щит с мечами "Волк". Левая часть триптиха "Русский"
[показать]
Миндалевилный щит с мечами "Лев". Правая часть триптиха "Русский"
[показать]
Панно "Алканост и Сирин"
Сирин и Алконост
Птицы радости и печали
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает всё благоуханье,
Весны неведомой прилив…
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей…
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!
Другая - вся печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло…
Вдали - багровые зарницы,
Небес померкла бирюза…
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза…
1899/А.Блок/
[показать]
Панно "Нижегородская былина" (Основание Нижнего Новгорода)
[показать]
Панно "Волхв"
[показать]
Триптих "Мистический"
«МИСТИЧЕСКИЙ». Триптих. Состоит из прямоугольных панно, выполненных из меди в обрамлении латунных рам. Орнамент решен в стилистике модерна. Модерн - художественное направление начала 20 века, отличающееся поисками фантастических образов в текучих изысканных линиях и формах. Главная идея триптиха – воплощение глубинных основ христианского миропонимания. Это вечная жизнь, возрождаемая из пепла, борьба добра со злом и гармония божественной мудрости.
[показать]
Панно "Ангел с чашей последней". Левая часть триптиха "Мистический"
В левой части представлен коленопреклоненный образ архангела Михаила, небесного архистратига, воюющего с темными силами зла во всей Вселенной. Перед распятием он явился к Христу с поддержкой от Бога Отца и передал от него смертную Чашу, чтобы сын Бога испил ее, искупив грехи рода человеческого и Меч - символ вечной борьбы между светлыми божественными и низменными дьявольскими силами.
[показать]
Панно "Логос". Правая часть триптиха "Мистический"
В правой части триптиха «Логос» явлен символ вечной мудрости во вселенной – Божье Слово (или второе лицо Святой Троицы – Бог Сын). Символ воплощен в виде фантастической птицы совы с мохнатым мужским лицом и женской грудью, олицетворяющей рождение в мироздании материального и духовного: звезд, огня, воды и земли. Мудрая змея, выползающая изо рта фантастического существа и дающая ему опору, символизирует бесконечность космических циклов Вселенной, где нет ни добра, ни зла, ни пространства, ни времени.
[показать]
Панно "Стражи Святого Грааля". Центральная часть триптиха "Мистический"
В центральной части триптиха воплощено легендарное предание о таинственной Чаше святого Грааля, хранящей капли крови Христовой и охраняемой сфинксами. Нашедший эту чашу, обретает бессмертие. В центре композиции сама чаша с восходящим от нее крестом. В основании чаши веер из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос; по сторонам ее две симметричные фигуры сфинксов с мужскими лицами, туловищами в виде каменной кладки (символ несокрушимой силы) и с крыльями в роскошном оперении.
[показать]
Щит-панно "Кибела"
Кибела богиня фригийского происхождения, Великая мать богов. Она - владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие. Культ Кибелы в Риме введен в 204 году до н.э. в конце второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на Восток. Панно состоит из центрального круглого медного рельефа с маской богини с изогнутыми рогами, завершенными змейками и виноградными гроздьями. Центральный рельеф опоясан двумя широкими орнаментальными поясами из алюминия. На внутренней полосе – в обрамлении листьев и цветов, изобразительные символы круговорота природы: солнца, луны, цветущего дерева и дерева с опавшей листвой. На внешней полосе элементы античного архитектурного орнамента с волютами и пальметтами.
[показать]
Триптих "Модерн"
Триптих состоит из двух вертикальных панно «Фея» и «Архангел» и горизонтального «Сфинкс» (в центре). Произведения выполнены из алюминия в обрамлении орнаментальных латунных рам в стиле «модерн». Понятие «модерн» появилось в Европе и России на рубеже 19-20 веков и объединило философские и художественные проявления того времени. В философии модерна преобладали пессимистические настроения, предчувствия грядущих катастроф и одновременно ностальгия по «золотому веку» прошлых эпох, идеализация былого. В изобразительном искусстве это проявилось в стремлении к изнеженно-утонченному эстетству и воплощению чувственного начала. В художественных приемах преобладали вычурно-плавные ритмы линий и форм, приглушенно-завораживающая живопись. Яркими представителями русского модерна были М.Врубель, А.Бенуа, М.Сомов, М. Борисов-Мусатов. В представленном триптихе я попытался выразить свое восприятие этого художественно-философского явления.
В левом панно в образе крылатой хрупкой женской фигуры, пронизанной сияющим солнечным светом, воплощены идеи счастья, светлой мечтательности и воздушной легкости. В центральном панно изображено фантастическое крылатое существо с мужской головой и туловищем льва. В египетской мифологии сфинкс является символом тайны и загадки мироздания. Композиция насыщена мистическими знаками: в углах – воплощение бессмертия – пирамиды, сцепленные с космосом мироздания спиралевидной змеей, которая в древности олицетворяла мудрость и высший разум. В правом панно представлен Михаил Архангел – покровитель небесного воинства, сражающийся с мировым злом. Он изображен в скорбной позе – одной рукой упирается на громадный двуручный меч, а в другой держит Евангелие. В нижнем левом углу – современный символ апокалипсиса – атомный гриб и сломанное дерево.
[показать]
Панно "Мотылек". Левая часть триптиха "Модерн"
[показать]
Панно "Сфинкс". Центральная часть триптиха "Модерн"
[показать]
Панно "Ангел Скорби". Правая часть триптиха "Модерн"
[показать]
Панно "Рыцарский турнир"
[показать]
Щит "Древнерусский"
[показать]
Щит "Александр Македонский"
[показать]
Триптих «Свет Троицы»
[показать]
Панно "Сергий Радонежский". Левая часть триптиха "Свет Троицы"
[показать]
Панно "Святая Русь". Центральная часть триптиха "Свет Троицы"
[показать]
Панно "Андрей Рублев". Правая часть триптиха "Свет Троицы"
[показать]
Панно "Архангел Михаил"
[показать]
Панно "Святовит" (из диптиха "Славянские боги")
Диптих входит в дохристианский языческий цикл, посвященный божествам, верования в которых сродни древнеарийским. В основе этих религий поклонение силам природы: воздуху, огню, воде, земле, чья стихийная мощь окружала и пропитывала человека всю его жизнь, опосредованно воплощаясь в фольклорных образах древних славян. Диптих состоит из двух вертикальных медных панно, обрамленных латунными рамами, украшенными орнаментом в стиле древнерусской «плетенки» На обоих панно изображены фантастические крылатые фигуры. В панно «СВЯТОВИД» представлен сын верховного бога славян Сварога. Святовид – крылатое божество ясного дня и небесных громов и молний. Он был покровителем князей, воплощением воинской славы и мужской силы. У Святовида четыре головы (на рельефе задняя - четвертая голова не видна) – символ четырех сторон света и времен года. Он изображен в воинских доспехах с мечом в поднятой руке (знаком небесного огня) и с рогом вина в согнутой руке, олицетворением дождя и плодородия. В двух сопоставленных друг другу многоглавых образах Триглавы и Святовида воплощено восприятие древним славянином окружающего мира как гармоничное единство женского и мужского начала в основе всех природных проявлений.
[показать]
Панно "Триглава" (из диптиха «Славянские боги»)
Диптих входит в дохристианский языческий цикл, посвященный божествам, верования в которых сродни древнеарийским. В основе этих религий поклонение силам природы: воздуху, огню, воде, земле, чья стихийная мощь окружала и пропитывала человека всю его жизнь, опосредованно воплощаясь в фольклорных образах древних славян. Диптих состоит из двух вертикальных медных панно, обрамленных латунными рамами, украшенными орнаментом в стиле древнерусской «плетенки» На обоих панно изображены фантастические крылатые фигуры. В панно «ТРИГЛАВА» (или Тригла) воплощен образ богини земли, олицетворявший стихии земли, воды и воздуха. Триглава явлена в виде трехглавого крылатого сфинкса с женским туловищем и оперенной нижней частью с птичьими лапами. Головы богини увенчаны коронами и воинским шлемом, а в руках лук и стрелы – атрибуты охоты. В углах панно – символы природных стихий. В двух сопоставленных друг другу многоглавых образах Триглавы и Святовида воплощено восприятие древним славянином окружающего мира как гармоничное единство женского и мужского начала в основе всех природных проявлений.
[показать]
Щит "Медуза Горгона"
[показать]
Щит "Восточный"
Мой самый первый щит. И первая большая работа. До этого (недолго) были типичные чеканки той поры (1970-е), и по тематике и по исполнению, т.е. выдавливание рисунка резцом-расходником с легким проколачиванием фона. Здесь же была применена многоразовая сплошная выколотка объемов на стальной плите с обеих сторон металлического листа и последующей правкой рисунка на смоле. Чернение-классическое - жженой печенью и азотной кислотой. Фото того времени.
[показать]
Триптих "Соколиная охота на Руси времен царя Алексея Михайловича"
[показать]
Панно "Выезд на охоту". Левая часть триптиха "Соколиная охота времен царя Алексея Михайловича"
[показать]
Панно "Боярин и боярыня". Центральная часть триптиха "Соколиная охота времен царя Алексея Михайловича"
[показать]
Панно "Сокольничий". Правая часть триптиха «Соколиная охота на Руси времен царя Алексея Михайловича"
[показать]
Панно "Кентавр"
[показать]
Щит "Деметра" (Богиня плодородия)
Деметра - в мифах древних греков, богиня плодородия и земледелия, сестра и супруга Зевса. Её изображали античные авторы как благостную к людям богиню, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощницей в крестьянских трудах. Она научила людей пахоте и посеву. Она повсеместно прославлялась как устроительница разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметре соответствует древнеримская богиня Церера. Панно состоит из центрального круглого латунного рельефа - маски с головой богини, увенчанной высокой прической в форме двух симметричных птиц и с волосами в виде спелых колосьев. Центральный рельеф опоясан тремя орнаментальными поясами из алюминия, образующими единое символическое изображение солнца со струящимися лучами и земли с цветущими фантастическими травами и цветами.
[показать]
Панно "Прощание Гектора с Андромахой"
[показать]
Щит "Перун"
[показать]
Триптих "Русский реквием"
[показать]
Панно "Думы. Перед поездкой в Орду". Левая часть триптиха "Русский реквием"
[показать]
Панно "Русский реквием". Центральная часть триптиха "Русский реквием"
[показать]
Панно "Поле Куликово. Перед битвой". Правая часть триптиха "Русский реквием"
[показать]
Панно "Фараон и принцесса" (2-ой вариант)
[показать]
Панно-рондо "Ягоды и цветы"
[показать]
Триптих "Древний Египет" (панно "Скарабей", "Фараон и богиня Исида", "Иероглиф")
[показать]
Панно "Фараон Тутанхамон"
[показать]
Панно "Магура"
Дочь громовержца Перуна, облачная дева - прекрасная, крылатая, воинственная, Магура сродни скандинавской валькирии. Сердце ее навеки отдано ратникам, богатырям. На поле брани Магура подбадривает сражающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца. Ну а если воин пал от удара вражеского меча или пронзенный стрелою, Магура осенит его своими крылами, коснется охладелых уст - и даст выпить воды из золотой чаши. Отведавший живой воды Магуры отправится в райские чертоги, - для жизни вечной Вертикальное панно из алюминия в обрамлении тонкой медной орнаментальной полосы. Фон рельефа тонирован красновато-синими оттенками цвета. Мощная крылатая женская фигура языческого божества представлена в полный рост в воинском облачении. В ее правой руке - пламенеющий кубок, в левой - миндалевидный щит с изображением грифона-символа воинской ярости. На голове у Магуры царственная корона в форме воинского шлема, на крыльях изображены широко открытые глаза, символизирующие неусыпное присутствие богини в жизни воинов.
[показать]
Панно "Магура" (фрагмент)
[показать]
Панно "Соколиная охота"
[показать]
Панно-щит "Славянский бог Свентовит"