Кураевское:
. Более того: есть вопросы, на которые человек просто не имеет права получить ответ, потому что понудить себя к принятию ответа на вопрос о слезинке ребенка — значит сделать шаг к бессовестности и расчеловечиванию. Нужно уметь жить с вопросами. Была у Владимира Высоцкого: строка «…А мы все ставим каверзный ответ, и не находим нужного вопроса». Человеку необходимо уметь ставить нужные вопросы, хранить их и не искать на них каверзного ответа. В русской религиозной философской традиции как раз запрещалось отвечать на вопрос о происхождении зла. Семен Григорьевич Франк пояснял, что у нас есть привычка: объяснить — значит оправдать. То есть, раз уж так произошло, значит, так и должно было быть, иначе и не могло получиться по таким-то и таким-то причинам, и, следовательно, в гармонии сотворенного Богом бытия есть место и для мерзавцев, которые травят маленького ребенка собаками. Не нужно разрешать своей мысли идти этим кривым путем. Когда Господь явился на Землю, Он отдал Себя на крестные муки, но не стал при этом читать лекций на тему теодицеи*, объяснения зла и его места в истории мироздания. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф 18:7), вот и все.
В этой связи мне хотелось бы напомнить слова архиепископа Иоанна (Шаховского), который служил на Сан-Францисской кафедре в Американской автокефальной Церкви. Молодой князь, вынужденный после революции уехать в Париж, дружил с Мариной Цветаевой, издавал свой литературный журнал. А потом вдруг бросил все и уехал на Афон, принял там монашество. Спустя годы он объяснял свое решение так: «Почему я стал монахом? Я заскучал в своих правдах и захотел истины». По-моему, удивительно точная формулировка.
Так вот, у этого мудрого человека есть такие строки:
Уходят люди,
каждый в свой черед…
Всей жизни суть
в простом вопросе этом:
Кого Господь
к ответу призовет?
Кого утешит Сам
Своим ответом?
То есть — каждый из нас умрет. И каждый после смерти обязательно встретится с Богом. Сначала у Бога будут вопросы к нам. И если мы сумеем пройти через Божий суд, то потом, в Вечности, у нас появится эта возможность — спрашивать Бога. По-сыновьи, по-дочернему… Может быть, я в этом смысле слишком книжный человек, но я полагаю, что одна из райских радостей будет именно в этом — узнавать в Вечности ответы на загадки нашей здешней, земной истории. Вот тогда мы сможем спросить: «Господи, а почему Ты попустил в моей жизни или истории моей страны вот эти трагические события?». И получить наконец ответы, которые нам все объяснят.
и ещё:
"На вопрос о происхождении зла невозможно найти исчерпывающий ответ в рамках рациональных категорий, но можно найти такой ответ в мистическом опыте. Ведь этот вопрос может быть обращен только к Богу, а обращение к Богу — это уже молитва. И если мы научимся жить с неразрешимыми вопросами, если научимся претворять эти свои вопросы в молитву, тогда в опыте молитвенной жизни к нам обязательно придет понимание очень важной истины: любое, даже самое безжалостное действие Бога всегда является лишь еще одним выражением Его бесконечной любви и милосердия к людям. А любовь в оправдании уже не нуждается."