[300x263]
Сейчас распространились четыре теории по поводу того, что нас ожидает после окончания кризиса. И каждая из этих четырех предполагает возвращение практически к тому же, что было, но в иной форме. Допустим, Китай займет место Америки, произойдет перестановка ролей в мире – но в сущности все останется по-прежнему.
А мы говорим – нет. После кризиса мир будет совершенно другим. Они думают – ну что может измениться? Ну допустим, вместо Америки на первое место выйдут страны Азии, какие-то страны поменяются своими ролями. Ну что еще может быть? Мы же не начнем ходить вместо ног на голове?
На самом деле мир совершенно изменится. И либо он придет к этим изменениям в результате страшных войн и страданий – либо он начнет меняться прямо сейчас и очень быстро. Но мир обязан измениться. Речь идет лишь о том, как перевести его из текущего состояния в новое состояние, которого он в любом случае непременно достигнет – как сделать этот путь, этот переход коротким и приятным для всех. Именно об этом мы сейчас и говорим.
Посмотрите, что говорит по этому поводу наука Каббала. Она уже заранее предсказывала этот кризис. Такое развитие было ясно еще четыре тысячи лет назад в древнем Вавилоне, где происходило то же самое. Оттуда и выходит наука Каббала и обращается к нам. Уже из той ситуации она предполагала, что это произойдет с нами сегодня, в нашем поколении, и она объясняет нам, почему это происходит и в какую сторону идет этот процесс.
У нас есть выбор, и этот выбор в наших руках и мы можем из плохого состояния сделать хорошее. Это выбор между добром и злом. Пока нам плохо, но за счет своего выбора мы можем прийти к добру. Вот и все.
***
Человеку придется раскрыть на собственной шкуре, как ему плохо. Я получаю множество писем и слышу от многих людей, что они проходят очень тяжелые состояния. Пока это в основном касается внутренних проблем – им пока есть, чем прокормить себя и обеспечить свое существование. Проблема в том, что разрушился тот мир, который был им привычен, известен и знаком – его больше нет. И говорят, что его больше никогда не будет. В этой ситуации человек теряется от ощущения собственного бессилия.
Меня спрашивают: "Стоит учиться или не стоит? Какую профессию стоит получать? Для этой профессии будет место в новом мире или нет?" Такие вопросы я получаю от студентов и их родителей – из всех стран.
Люди потеряли почву под ногами. Будто я продолжаю есть, пить, спать, дышать, видеть мир – все вроде в порядке, но где же привычный мне мир? Он словно испарился. И все замерли в ожидании неизвестно перед чем.
Такое создается впечатление из средств массовой информации. Хотя они ведут себя очень осторожно в последнее время. Видимо их предостерегли, чтобы не будоражили население. Иначе может начаться паника, ведь мы видим, что происходит во всем мире.
Проблема в том, что человечество не видит своего будущего. И на этом нам надо сосредоточить свою разъяснительную работу. Сейчас человек представляет себе четыре возможные формы будущего мира – и все они эгоистические, и практически не отличаются от сегодняшней, просто место Америки займет, например, Китай. Как будто в этом и заключается все изменение.
Никто не думает о таком мире, где бы была справедливость и равенство, чтобы он начал действовать по иным законам, не так, как прежде. Хотя некоторые ученые, философы, политики, социологи и говорят об этом. Они понимают, что равенство исходит из самой природы, и мы, как часть природы, тоже подсознательно тянемся к нему. Но ни у кого нет решения – а как же продвинуться в сторону этого равновесия не посредством давления природы, что означает страшные удары. То есть не за счет противоборства сил добра и зла, которое мы должны ощутить на себе и под его давлением развиваться – ведь это ужасный путь.
Мы в нашей жизни не ощущаем, что развиваемся под давлением природы. Человечество придумало множество методов, верований и религий ради того, чтобы подсластить себе это состояние. Иначе бы человек чувствовал себя совершенно несчастным. И хотя мы находились на неживом, растительном и животном уровне развития, а не на человеческом, но нам давали возможность подсластить эту нашу животную жизнь сверху, с человеческого уровня.
Дело в том, что у ученых нет сил реализовать эту методику. Так называемые "альтруисты" призывают нас к любви, но у них нет средства воплотить это в жизнь. Единственная возможность, позволяющая это сделать – изучить методику, познакомиться с устройством всей системы. А это объясняется в науке Каббала.
Можете не называть это каббалой. Просто нам объясняют систему природы – как все работает и как человек должен к этому относиться, какой необходим подход. И все это должно быть совершенно четко объяснено. А без каббалистических книг это невозможно сделать.
Невозможно написать эти книги иначе, чем они устроены каббалистами. Мы этого еще не понимаем. Не обязательно использовать слово "Творец", но там должны содержаться точные посылки, направляющие и настраивающие нас на правильную систему.
***
Нет ничего, кроме системы душ, объединенных вместе, в которой действует сила их соединения между собой. Это единственное, что существует. Мы изучаем только эту систему, а также пути ее скрытия от ее собственных отдельных частей, когда вся эта система становится как бы испорченной. В ней все больше и больше раскрывается эгоистическое желание. И чем сильнее оно раскрывается – тем более испорченной и больной становится эта система.
Она заболевает и падает все ниже, на все более нездоровую ступень – пока не доходит до того состояния, где мы сейчас оказались. А мы изучаем ее здоровое состояние и каким образом нам в него вернуться.
Кроме этого ничего нет. Творец, творение, все миры, вся реальность – все находится тут внутри. Мы никогда не говорим о чем-то внешнем – его не существует.
И мы изучаем эту систему научными методами, объясняя человеку ее устройство из светов и келим и действующие в ней законы. Трудность только в том, что эти законы отличаются от тех, которые мы наблюдаем в этом мире. Это иные законы, но все же возможно как-то представить их себе человеку в этом мире.
Мы не можем уж совсем опускать всю эту систему в материальное – это иные законы, законы отдачи, а не получения.
И у человека не будет выбора. Бааль Сулам пишет, что мы будем вынуждены сесть за парты – все человечество.
Теперь возникает вопрос: а что нам делать с человечеством, чем нам их занять? Все сейчас думают об этом. – Так верните человечество за парты. У нас нет выбора. Каждый человек обязан достичь уровня Творца – вы понимаете, что тут есть чему поучиться.
И именно так устроена вся реальность – чтобы человек не работал 15-20 часов в день и 24 часа в сутки думал о своем бизнесе, а все 24 часа думал о духовном. Материальному же пусть посвятит 4 часа в день. И мир прекрасно при этом устроится – у него просто не будет иного выбора. Все будут вынуждены учиться.
Человек должен узнать мир, в котором он находится, он должен изучить, кто он такой.
Исключите все остальные науки – это не важно. Но для того, чтобы приспособиться в этом мире, человеку надо знать, что этот мир собой представляет. Для того, чтобы обладать свободой выбора, он должен понимать, в какой системе он находится – даже для самого минимального выбора, не важно в чем.
Для того, чтобы достичь подобия свойств с Творцом, человек должен подняться в мир Бесконечности. Хоть в какой-то самой малой мере, но он должен сравняться с этой Бесконечностью – а это невозможно сделать без ума и сердца. Ему необходимо все это развить. И у каждого уже есть к этому внутренние предпосылки, только один больше воспринимает через чувство, а другой – через разум. А все остальное оставьте высшему свету – он все это раскроет.
Что же нам нужно сделать? Нам нужно устроить новый мир. Должно быть так – человек приходит на работу и работает там 4 часа, а еще 8 часов учится. Или, допустим, из этих 8-ми часов он 4 часа учится, а 4 часа занимается распространением. Это обязательно для всех, чтобы спасти самих себя и мир, и устроить все так, как полагается. Я не вижу другого пути.
Каждому надо обеспечить необходимое для жизни, каждого нужно занять какой-то работой, и на каждого возложить обязанность исправить себя.
Человек должен исправить себя! Нужно дать ему для этого возможность и как-то его обязать, пока он сам не поймет.
Все должны сидеть и учиться – всевозможными средствами: с помощью театра, фильмов, книг, программ для всех возрастов, песен. Все должно быть направлено только на эту цель.
Если мы так сделаем, то найдем занятие для всех. Останется тот же самый мир – и у всех будет работа по тем же самым специальностям, только она будет другой. Будто бы на ту же самую фабрику пришел новый хозяин и сказал – с сегодняшнего дня и далее с теми же самыми машинами, с теми же самыми мозгами вы работаете по-новому. И мир будет продолжать крутиться, как заведено.
И тогда человек, для того, чтобы знать, как выполнить эту работу в интегральной форме, вынужден будет учиться, исправлять себя, больше понимать и чувствовать. Это то, чего не хватает миру.
Если мы скажем человеку: "Иди раздавай продукты, и станет лучше", – мы этим будем его обманывать. Если же мы говорим ему: "Ты обязан изучить мир, в котором ты живешь", – то мы его не обманываем. Исправление начинается с осознания своего состояния, а осознание происходит в чувствах и в разуме. Этого невозможно избежать.
Этот кризис говорит нам о том, что мир более не способен существовать в своей прежней эгоистичной форме. Мы обязаны начать управлять им по-новому. Именно мы обязаны – мы сами, а не природа! Потому что, если это будет делать природа, то мы пойдем естественным путем развития – путем страданий. А мы должны добавить в него альтруистическое управление (подлинно альтруистическое – в понятиях каббалы).
А этому нужно учиться. Но все профессии останутся – мир будет действовать, как заведено. Нам лишь нужно превратить эти занятия в отдачу обществу, чтобы они работали на благо человеку.
Бааль Сулам говорит, что это просто психологическая проблема – перейти от поглощения к отдаче.
Сегодня человек страдает от того, что теряет почву под ногами. Он не знает, в каком мире он находится, он не знает, что его ожидает в будущем. Хотя в данное время у него еще все есть. Но это проблема отсутствия знания.
Когда мы раскрываем перед человеком картину интегрального мира как единой замкнутой системы, мы даем ему знание всей картины – даже если он пока и не в состоянии ее воспринять. Потому что он словно ребенок, которому необходимо схватить вещь в руку или даже засунуть в рот, и только тогда он будет уверен, что она у него есть.
Нам кажется, мы сможем жить в закрытом государстве – что сам вырастил, то и ешь – то есть вернуться обратно к феодализму. Уйти в лес и там жить. Но ты не сможешь этого сегодня сделать!
Это уже невозможно. Человек стал другим. Сегодня самый простой пахарь не способен жить так, как жили 500 лет назад. Он не сможет отделить себя от всего мира. Хоть по какой-то одной трубе, по самому тонкому проводу, который соединяет его с миром, и по каналам души, которыми он соединен со всем миром, кризис дойдет до него, и он не сможет остаться жить так, как прежде.
Все дело только в отношении. Сами по себе все профессии хороши. Каждый человек должен остаться на своей работе – он только должен научиться, как выполнять ее в условиях всеобщей глобальной связи, до которой мир вдруг поднялся. И мы приходим и обучаем их, как действовать в новом мире. Подобно курсам повышения квалификации.
Мы не пренебрегаем ни одним человеком – даже вором или проституткой. Пусть каждый останется на своем месте. Запрещено исправлять их какими-то другими способами – только учить их. А как это реализуется в своей исправленной форме – мы не знаем. Но всему есть место – даже вору и проститутке. Мы только не знаем, какой будет их правильная исправленная форма.
Прежде всего – каждый останется на своей работе и будет заниматься тем, чем и прежде. И постепенно, за счет кризиса мы будем проверять есть ли необходимость во всех этих местах, во всех специальностях. Каждый человек 90% своего времени будет посвящать тому, чтобы постараться научиться, как использовать его специальность в новом мире.
Старый, эгоистический мир индивидуалистов разбился – рождается мир альтруистический и интегральный. Как же я со всеми моими знаниями смогу быть ему полезным? Этому мне надо научиться. Невозможно это сделать без учебы.
М.Лайтман
конспект беседы:
Найти себя в новом мире альтруизма и добра