Авраам – это первое духовное свойство, которое человек раскрывает в себе. Это главное свойство отдачи – "хафец хесед" (желающий милости), на котором основано все.
А когда Авраам "достигает старости" – то есть эта ступень полностью реализует себя в человеке, в нем раскрывается новое состояние, новая ступень, как бы противоположная предыдущей по своей основе.
В прошлом состоянии (Авраам) он все время поднимался над своим прежним желанием, выходил из своего Вавилона и отдалялся от всех сил и желаний его жителей, которые поклоняются другим богам. Но когда он окончательно уходит оттуда и совершенно отрывается от них, вдруг раскрывается новая ступень. И он вновь начинает раскрывать в себе желание, будто возвращающее его в то состояние, из которого он уже вышел!
Но это только кажется, ведь это совершенно новая ступень, над которой мы должны расти дальше. Раскрывается желание с противоположной Аврааму, "левой стороны" – а с другой стороны, это его "сын", то есть следствие из него. Так появляется Ицхак – левая линия, Бина, Гвура (преодоление), источник всех нечистых сил левой стороны (клипот).
Ицхак – это сила, которая растет напротив Авраама и служит "помощью против него". И тогда человек начинает обнаруживать, что духовное – это не просто одна единственная сила, как он когда-то думал, недоумевая, как могут сосуществовать два противоположные мнения и оба быть правы. Он не понимал, что именно в столкновении и противоборстве выясняется истина. Ему казалось, что все должно быть однозначно и четко определено.
Теперь, работая со своим свойством Ицхак и исправляя его, он начинает понимать, что все не так однозначно, как он считал в своем эгоизме, видя только желание наслаждаться и наслаждение против него. Теперь он видит, что и левая линия, и правая – обе могут быть правы и святы, и обе они помогают в продвижении. Они могут противоречить друг другу, но для обоих есть место в творении, и обе они связаны с Творцом.
Ведь человек включает в себя оба эти свойства – свое собственное свойство получения, благодаря которому он остается творением, существующим отдельно от Творца, и над ним – свойство отдачи, которое он перенял у Творца. Поэтому всегда в нем будет внутреннее противоборство между двумя этими силами. И только растя Ицхака, Авраам начинает понимать свое истинное положение относительно Творца, не зря сын (бен) – означает "понимание" (леавин), Бину, то есть новую ступень.
1-я часть (Книга Зоар, глава "Ваера", п.159)