• Авторизация


СМИ удовлетворяют тот спрос, который сами же и формируют. 12-03-2010 03:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


17 марта в Санкт-Петербурге должен был состояться круглый стол, в ходе которого члены комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации должны были обсудить доклад Александра Запесоцкого СМИ как фактор трансформации российской культуры   Однако за неделю до заседания оно неожиданно было отложено. http://blogpr.ru/taxonomy/term/2486

Выдержки из доклада:

"Понятия добра и зла в принципе отрицаются как несовместимые с рынком. Рынок якобы знает только две категории: выгодно и невыгодно. Именно эта идеология воспринята российским правящим слоем, именно она пропагандируется, насаждается государством с помощью СМИ

Наиболее рентабельный способ получения дохода в сегодняшних условиях — привлечение бездарных, малоквалифицированных сотрудников8 для эксплуатации низменных инстинктов человека, его подсознания, апелляции к «темным сторонам души».

С телезрителем, по сути, обращаются как с животным, апеллируя к подсознанию и заставляя его получать извращенное удовольствие от «подглядывания». Технология подобного вовлечения и удержания зрителя в теле просмотре тщательно отрабатывается сценаристами и режиссерами и применяется в программах типа «Дом­2» и др.Такое теле производство имеет целью получение высоких рейтингов и привлечение денег от рекламы. Духовно нравственная трансформация аудитории при этом никого не волнует.

На самом деле, якобы идя навстречу запросам населения, СМИ, осуществляя теле производство, удовлетворяют тот спрос, который сами же и формируют. Реализуется формула К. Маркса, согласно которой потребности производятся точно так же, как и продукты.

Реклама как «генетический» код общества потребления

Между тем, в нашей стране в силу ряда исторических особенностей с начала 1990­х годов реклама заняла в массовом сознании нишу идеологии. Во многом благодаря ей в это время происходит коренная пере­ориентация предпочтений молодежи от нематериальных ценностей к  материальным. Зарплата утверждается на первом месте в мотивах труда, оттеснив такие ценности, как содержание труда, самоопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей через труд. Под воздействием рекламы понятие «уметь жить» начинает сводиться для молодежи к формуле «иметь»: носить модную одежду, посещать дорогие клубы и дискотеки, не утруждать себя тяжелым трудом. Меняются понятия счастья, смысла жизни.

Следует иметь в виду, что для ребенка реклама — прежде всего самая простая модель знакомства с обществом. Детская психика специфична. Ребенок не всегда способен критично оценивать культурные элементы, Ценности, выдвигаемые СМИ, чаще он лишь усваивает их, копирует навязываемые образцы поведения. Не случайно писатель Даниил Гранин, человек, которого в России считают совестью нации, сказал на страницах «АиФ»: «Сегодня, к сожалению, культовыми иногда становятся такие персонажи... Культ молодежи, которая веселится в столичных кабаках... Какая­нибудь Ксения Собчак! Если считать, что это действительно культовая фигура, то бедное наше время, жалкое наше общество»

Современные СМИ (в особенности телереклама) стараются апеллировать не к сознанию, а к подсознанию населения, к эмоциям, а не к разуму. Именно эмоциональные состояния, душевные переживания являются необходимым психологическим фоном при формировании убеждений, ценностных ориентаций. Но самое существенное — общество, в котором активность масс искусственно направляется в сферу потребления, становится «обществом потребления». И реклама в этом играет исключительную роль, принуждая к потреблению с помощью создания целенаправленной системы ценностей в сознании индивида и общества в целом. Реклама становится идеологией потребления, своего рода институтом социализации, проектирующим и формирующим нужного ей человека — «человека потребляющего».

Переход к воспроизводству «че­ловека потребляющего» не оставляет России возможность реализовывать в экономике, сфере производства даже модель «догоняющего» развития, не говоря уже о развитии инновационном. В целом же формируется тип деградирующей культуры, основным содержанием которой является проедание ресурсов

Существуют серьезные основания полагать, что общее падение культуры сопровождается понижением интеллектуального уровня населения страны. Известно, что по мере взросления человека ин­теллект, будучи исходно природным качеством, оказывается и продуктом общекультурного развития. То есть успешная работа, к примеру, в области высоких технологий в существенной степени связана с тем, какую литературу индивидуум читал в детстве, какие фильмы смотрел, имел ли он практику регулярных и длительных интеллектуальных усилий.

Культурная деградация населения, столь отчетливо фиксируемая специалистами на материале высокого искусства, становится настоящей катастрофой для экономики страны. Ректоры и профессура вузов практически повсеместно бьют тревогу: уровень общекультурной подготовки абитуриентов не позволяет готовить специалистов на прежнем уровне. Работодатели столь же повсеместно сетуют на недостаток квалифицированных кадров. Данные социологических исследований последних лет фиксируют рост иждивенческих настроений молодежи, массовую потерю мотивации к учебе, труду, саморазвитию. В стране действительно создано общество, которое научилось потреблять, но все хуже умеет производить.

Формальное игнорирование властью воспитательной функции СМИ привело в последние годы в России и к возникновению феномена, который специалисты называют «понижающей селекцией» —своего рода воспитанием со знаком минус, когда в человеке взращивается, культивируется все низменное, антигуманное. Систематическая апелляция к первобытным животным инстинктам, задействование обычно подавляемых культурой дремучих механизмов подсознания деструктивно влияет на личность человека.

Общее собрание Российской академии образо­вания приняло обращение к руководству страны по вопросам деятельности СМИ. В нем отмечалась необходимость масштабных изменений всего духовно-нравственного пространства страны, ключевым, системообразующим элементом которого в настоящее время являются СМИ, и в первую очередь — основные федеральные телеканалы.

Констатировалось, что происходящее духовно ­нравственное перерождение страны создает угрозу ее будущему."

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СМИ удовлетворяют тот спрос, который сами же и формируют. | Инна_я - Дневник Inna Sidenko | Лента друзей Инна_я / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»