Выход из Египта, египетское изгнание, те проблемы, которые мы проходим в этой истории связанной с Египтом это один из примеров того, что нам нужно сделать на этапах нашего духовного развития. Человек рождается с маленьким желанием получать, которое ни на что не способно. Мы видим, как в ребенке его желание растет, его эго растет, он хочет все больше и больше, все больше и больше развивается, точно так же и мы в духовном хотим развиваться, и тогда те, кто готовы к духовному развитию начинают получать различные трудности, отягощение сердца, различные проблемы. Так было в течение тех тысяч лет, когда особые люди, желавшие духовного развития, у которых в соответствии с внутренней структурой была готовность к этому, они получают преграды на этом пути. Именно так они развиваются.
Первый пример праотец Авраам, когда он спросил Творца: «Как я узнаю, что унаследую духовное?» Творец ответил ему: «Вы чужие, в чужой земле будете….» Он обращается к Аврааму, это наше внутреннее свойство. Творец говорит нашему внутреннему свойству, тому духовному началу, что в нас, Он говорит: «Не волнуйся, я помогу тебе развиться!» Чем? Тем, что ты пойдешь в изгнание, ты попадешь под удары, под увеличение, рост своего эгоизма, который называется Фараон, ты почувствуешь, насколько он властен над тобой, насколько он воздействует на тебя, контролирует тебя.
Вначале, ты почувствуешь, что ты находишься с ним в хорошем, положительном развитии, точно так же, как человечество развивалось и думало, что прогресс хорош, в течение тысяч лет, а теперь мы приходим к моменту, когда понимаем, что это не так уж и хорошо, что в конечном счете наше развитие заканчивается не так уж хорошо потому, что мы приходим к катастрофе, глобальному кризису. Именно наша природа привела нас к сбою всех систем. Это называется, когда после семи сытых лет в Египте, мы хотели работать, использовать наше желание получать, чтобы преуспеть, для того, чтобы хорошо жить. Мы поняли, что вместо доброго Фараона пришел к власти новый царь в Египте, плохой царь, которого мы раскрываем – наш эгоизм, который не приводит ни к чему хорошему, а приводит к злу «И возопили сыны Израилевы от работы!» То есть, когда человек хочет развиваться в духовном, или как мы сегодня в нашем мире, все мы раскрываем, что находимся перед не такими уж хорошими ситуациями.
Семь голодных лет ждут мир. Почему? Для того, чтобы понять, познать тот факт, что наш эгоизм, наша природа разрушительна. И именно это обещал Творец Аврааму, когда он спросил Его, как мне продвигаться к духовному, как мои дети, т.е. мои следующие состояния приведут меня к успеху. И Творец ответил ему: «Не волнуйся! Будут в изгнании, твои дети.». В изгнании, в эгоизме Авраам, как мы видим из Торы успокоился. Этот ответ успокоил его, он понял, что этого достаточно, что познание зла в нашей природе это хороший рычаг для того, чтобы подняться над этой злой природой и прийти к избавлению.
Как пишет Зоар в главе Тазрия, что общего между избавлением из Египта и тем избавлением, которое будет в конце дней? Мы читали в Торе и как рассказывает нам Зоар, то было избавление в корнях, произошло с небольшой группой, которая называлась народ Исраэль. Это была в некотором роде контрольная группа, как пример для всего мира. Как сказано, что Творец обошел все народы и хотел дать Тору любому из них, но ни один народ не захотел этого потому, что общее желание, которое присутствует в человечестве не готово для того, чтобы получить систему исправления, и поэтому Он дал Тору только малой части человечества, которая называется народ Израиля. Эта группа после того, как сама переживет все изгнания и все избавления приходит к последнему избавлению, то перед чем мы стоим сейчас. И когда эта группа придет к избавлению, она так же сможет стать светом всем остальным народам. Как сказано: «Вы будете царством жрецов и святым народом.».
Наш эгоизм, который закрывает нас, который делает нашу жизнь такой плохой и опасной. Когда мы придем к состоянию, где мы познаем этого Фараона, властвующего над нами, это злое начало, которое не дает нам жить. Этот мир это еще не все, мы начинаем чувствовать, что он мал для нас, для нашего существования. Мало того, что мы разрушаем планету Земля и все семьдесят лет своей жизни находимся в абсолютно бесцельной, неоправданной гонке, ради какой- то толики покоя. Но вдруг в нас пробуждается какое- то новое желание, которое ставит перед нами новый вопрос: «Зачем мы живем? В чем смысл нашей жизни?» Просто так жить для того, чтобы лгать самим себе и не думать о том, что наша жизнь кончается? Стоит ли тогда существовать вообще? Получается, что мы существуем из безысходности. «Не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь.»
Если бы мы действительно смогли сделать справедливый расчет, не бояться открыть этот счет, мы бы действительно задумались о том, в чем смысл нашей жизни. Я живу, а в итоге что? Все умирает, так имеет ли это смысл? Конечно, нет! Потому, что жизнь так тяжела, а потом все исчезает. Но тут раскрывается нам вместе с этим вопросом и ответ на него. Тем, что мы выходя за пределы своего эгоизма, приходим к другому ощущению, другому восприятию нашей жизни, реальности. Мы можем подняться к такому ощущению действительности, чтобы увидеть, что это вечная действительность. Жизнь без границ, без ограничений.
Поэтому выход из Египта не просто жизнь в этой жизни, преуспевая, чувствуя уверенными в себе и спокойными со своими детьми и внуками. А то, что мы поднимаемся в высшее измерение. Приходим к той же жизни, что и общая природа, к совершенной, вечной жизни. Именно это подразумевал Творец, создавая человека. Адам от слова «домэ» - подобен. Для того, чтобы человек уподобился ему и пришел бы именно к тем состояниям, масштабам, к тому же счастью, где в нем присутствует сама высшая сила, сила Творца. Поэтому о каждом нашем действии в нашем мире мы говорим: «Это в память о выходе из Египта!»
Потому, что на самом деле те состояния, которые мы проходим, должны всегда напоминать нам, зачем мы это делаем, что происходит с нами, ради чего? Что цель не только в том, чтобы избежать неприятностей, а в том, чтобы прийти к состоянию, которое называется миром бесконечности. Чтобы мы могли прийти к этому состоянию еще в этой жизни, как сказано: «Увидишь ты это еще при жизни.». Поэтому выход из Египта реален. Он предстоит нам. Этот подъем уготован нам и зависит только от нас. Если мы поймем, что находится перед нами, и захотим этого, то мы поднимемся и преуспеем. И тогда обещание данное Аврааму Творцом осуществится.
Книга Зоар, избранные отрывки к празднику Песах