• Авторизация


ЖЕМЧУЖИНА СЕВЕРА - СЕЙДОЗЕРО. Экспедиция В.А.Чудинова 19-01-2010 00:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Лада-Аледа Оригинальное сообщение

ЖЕМЧУЖИНА СЕВЕРА - СЕЙДОЗЕРО. Экспедиция В.А.Чудинова



РАССКАЗ О КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ, УДИВИТЕЛЬНОМ И ЗАГАДОЧНОМ.
[показать]
Путешествие по Кольскому полуострову(Мурманская область)к жемчужине севера - Сейдозеру.

Кристально чистое Сейдозеро расположено в горной расщелине. Что бы туда попасть нужно пробраться через горный перевал непроходимый для обычного путешественника, так как кроме ледников не тающих летом он на много километров густо усеян большими камнями ( называемые местным народом саамами- "сейдами"). Путь к озеру займет около суток. За это время вы увидите рисунки древних людей. К примеру на скале можно увидеть изображение первобытного мифического героя -"Куйву". Двигаясь вдоль побережья можно попутно увидеть кристально чистое маленькое озерцо с голубым дном. Оно покрыто голубым илом и напоминает большой городской бассейн с артезианской водой.
[699x495]
В нем очень приятно искупаться и освежиться после длительного пути, сделав перевал.Кроме этого по дороге вы увидите "народное творчество" с изображением мифических лиц на деревьях. На месте бывших стоянок экстремальных туристов можно найти экспедиционные склады продуктов -это пакеты с рисом или сухим провиантом - оставленными здесь бывшими путешественниками. Сейдозеро особенно красиво в утренние часы , оно блистает лучами солнца, а на дне видно множества каменей. По краям оно ограждено горами с ледниками, которые тают и создают множество водопадов. Наслаждение нетронутой красотой и чистым воздухом там неописуемо словами!

Рейд "Северная легенда"
[699x443]
Крутящийся крест разрезал века,
заря над тобою пылает.
Гиперборея, Север, Зима...
Только эпоха другая.

Кольский полуостров считается одним из мест где была расположена Гиперборея (она же Арктида) — гипотетический древний материк, существовавший на севере Земли, в районе Северного полюса. Название образовано как раз из месторасположения. Гиперборея — это то, что находится на крайнем севере, "за северным ветром Бореем", в Арктике.
[640x480]
Ловозерские тундры расположены в центре Кольского полуострова и представляют собой подковообразную гряду живописных сопок, окруживших священное озеро саамов - Сейдозеро.
[499x500]
Издавна коренные жители полуострова саамы или лопари особым образом выделяли такие уединенные и закрытые водоёмы. Сотни лет назад в дохристианских языческих верованиях саамов они играли немалую роль. Само название происходит от слова "сейд" - так назывались священные камни, в которых, по поверьям саамов, живут духи или души умерших нойдов, или шаманов. Как правило, такие камни наделялись колдовской силой, им поклонялись, приносили жертвы, использовали в гаданиях. Здесь надо отметить, что магической силой наделялся не сам камень, а дух, который живет в нем. При недостаточном почитании дух мог покинуть камень и тогда он оставался навсегда пустым. Самый большой сейд в Лапландии - это Летучий камень на реке Поной, известный по книгам этнографа В.В. Чарнолусского, изучавшего дохристианские верования саамов в 20 - 30-е годы прошлого столетия. Так что перевести слово "сейд" можно как "святой", "священный" или даже "колдун". Следовательно, Сейдозеро - "Святое озеро".
[640x480]
[700x525]
На Кольском полуострове их несколько. Одно находится в окрестностях Нижнекаменского озера на Поное, там раньше был старый лопарский погост. Еще одно есть где-то в Монче-тундре. Ну и, бесспорно, самое знаменитое Ловозерское Сейдозеро.

Укрытое в горах живописное озеро так тесно связано с культурой, историей и верованиями саамов, что здесь впору создавать лопарский заповедник, о чем, кстати, и поговаривают жители поселка Ловозеро рядом с одноименным горным массивом. Самая известная легенда Сейдозера - это сказание о гибели Чудэ-Чуэрвя.

Впервые, по всей видимости, эта легенда была записана известным русским ученым В. Ю. Визе со слов Кузьмы Данилова, Семёна Галкина и Филиппа Сорванова /предположительно жители Ловозёрского погоста/. Я процитирую её здесь полностью.

"Пришел на Ловозеро со своей дружиной чудский начальник Чудэ-Чуэрив, все они были некрещеные, и начали грабить лопарей. Лопари бежали от них на один остров на Ловозере, где стоит "Старуха", которой приносят гостинцы, когда идут на охоту. Чудь заметила, куда бежали лопари, села на карбаса и отправилась за ними в погоню. Тогда один лопарь стал бить в "корви-карт" (бубен) и просить, чтобы "Старуха" сделала погоду. "Старуха" услышала его и сделала большую погоду, так, что вся чудь, гнавшаяся за лопарями на карбасах, потонула в озере. Остались живы только Чудэ-Чуэрив и его повар. Они успели добраться до Мотки-губы, где повар начал варить обед. А повар был колдун.

Стряпает он, мешает ложкой в котле и приговаривает: "Вот бы мне так трепать лопские головы". В это время подошли лопари и, увидев чудского начальника, ранили его самострелом в ногу. В ногу же его ранили для того, чтобы взять его живым. Повар, когда увидел это, взял казну и, чтобы она не досталась лопарям, бросил её в воду, затем и сам бросился в озеро и, как щука проплыл по Сейдъяврйоку в Сейдозеро. Там где Чивруай ("чивр" - щебень, "уай" - ручей) впадает в Сейдозеро, он вылез на берег, но здесь окаменел. Оттого и гора, которая стоит на том месте, называется Павратчорр. Чудэ-чуэрив же был принужден сдаться. Он принял крещеную веру и в знак этого надел на левую ногу каньгу (лопарская обувь), которая видна на нём и сейчас. Он еще некоторое время жил среди лопарей, а когда состарился, пошел в тундру, да там и остался камнем. Еще до сих пор стоит он на том же самом месте, поэтому и тундра называется Куйвчорр."

Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны Сейдозёрских лопарей (зимой они живут в Ловозерском погосте). Проезжая на карбасах мимо Куйвчорра, лопари опасаются громко кричать и ругаться из-за боязни, что "Старик" разгневается. Лопари избегают грязнить воду в Сейдозере, так как "Старик" этого не любит, и в противном случае не даст рыбы. Когда является надобность набрать котёл воды, лопарь никогда не зачерпнёт воду закопченным котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнёт чистым ковшом и потом уже перельёт воду в котёл. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: "Старик ноне сердит". Про Павра (повара) лопари заявляют только, что он стоит себе, вреда не делает, но и сам не любит, чтобы его тревожили. На Сейдозере же находится еще и тундра называемая Непеслогчорр. По лопарскому преданию в этом месте некогда окаменели три колдуньи, мать с двумя дочерями". Лопарские сейды.

Из легенды становится понятно, что "Старуха" - это сейд, стоящий на одном из островов Ловозера, по всей видимости, на острове Колдун в южной части озера. "Куйва" - темный силуэт на отвесной скале.
[360x480]
Кровавый след чудского начальника - известный поделочный минерал эвдиалит, красного цвета. Многие названия гор и речек и сейчас можно найти на топографической карте. В общем, оказывается, что легенда о гибели Чудэ-Чуэрвя хорошо привязана к местности. Предание возможно, передает некоторые реальные события. В средние века действительно имели место столкновения Кольских лопарей с захватчиками из Скандинавии.

Рассказ очевидца о походе на озеро:
[640x480]

26 июля 2008 г. ходили на Сейдозеро, группой из 8-ми человек, правда не дошли, не рассчитали времени (двух выходных дней оказалось мало), сложности маршрута и проводник отказался, но об этом мы узнали в самый последний момент.

Повелись на статьи в интернете о красоте мест, необычайной энергетической обстановке и необыкновенности этого озера. Маршрут оказался сложным, особенно перевал с практически постоянным дождем (высота 650-700 м. считайте, шли в облаках) и шквальным ветром. Соседние горы высотой по 900 и 800 с чем-то метров создают на перевале подобие аэродинамической трубы и там ветер есть всегда, да и температура значительно ниже, чем внизу (снег, в складках окружающих перевал гор, лежит круглый год).

Около трети дороги, по перевалу, шли по валунам в среднем выстой в 70 -100 см., но иногда попадались по1,5 – 2 метра, конечно такие оползали по более мелким, конечно были и тропинки, но они не успев начаться терялись в следующей гряде валунов. Отдельное спасибо тем, кто в качестве ориентиров выложил, из маленьких камней пирамидки, значительно сократив время на прохождение идущим в первый раз.
[700x525]
За перевалом начиналась лесная тропинка, впоследствии разделявшаяся на несколько самостоятельных, придерживающихся одного направления, но значительно отличающихся по протяженности, пересекающих более десятка горных ручьев, так что заранее взятые резиновые сапоги здорово выручили. Природа за перевалом навевала унылое настроение. Лес стоит весь перекрученный, да мало того весь покрыт лишайником, да таким ядреным и рослым, что я коренной житель севера, правда не часто выбирающийся на природу, нигде не видел.

Только маленькие деревья до 5 лет, примерно, стоят чистенькими, а на взрослых деревьях только верхушки и концы ветвей имеют листочки или иголочки, остальная часть мертвая и покрыта лишайником, со всех сторон. Птички в лесу не поют. Да и мысли в голову лезут упаднические, о тяжести маршрута и не нужности похода. В общем, самая настоящая аномальная зона с мощным отрицательным знаком.

На проходной рудника, через который лежит путь на Сейдозеро ведется постоянная запись: какая группа, из какого города, в каком составе (пофамильно), куда идет. Когда мы на обратном пути поинтересовались зачем они это делают, то получили ответ, что много людей не возвращается и им часто приходится вызывать МЧС, также рассказали что часто люди теряют ориентацию в этих местах, в частности это случилось и с одним из наших товарищей, но поскольку мы шли группой, то убедили в правильности выбранного направления.

Среди нас были тонко чувствующие люди, которые уже после похода рассказали, что сама «атмосфера», окружающая перевал и путь к озеру, являла далеко не дружественное к нам отношение, что видели много призраков и некоторые из них были настроены весьма агрессивно.
На нашей планете есть места, посетив которые, чувствуешь себя не обогащенным красотой мест и набравшемся сил, а физически и морально разбитым, как будто из тебя высосали энергию, так вот этот маршрут от Ревды через перевал до Сейдозера одно из них. Идти или не идти на Сейдозеро, по данному маршруту решать конечно вам, но особенно я хотел бы предупредить родителей не брать с собой в это место маленьких детей. Поскольку детки тоньше и непосредственней, нас взрослых воспринимают этот мир. И как в дальнейшем отразиться на их здоровье эта прогулка неизвестно.
Как известно в природе нет ничего лишнего и если есть такие места, значит у них существует определенная цель. Только вот стоит ли нам там появляться?
***

КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ БЫЛ ЧАСТЬЮ ЛЕГЕНДАРНОЙ ГИПЕРБОРЕИ
[699x534]
Поиски забытых цивилизаций не раз приводили ученых на просторы Кольского полуострова. Ведь именно наша земля, по мнению многих исследователей, является частью древнего континента - Арктиды, на котором располагалась чудесная страна Гиперборея (то есть «находящаяся за Бореем» - северным ветром).
«Махабхарата» - не про Индию!
Поиском Гипербореи на Кольских землях занимались еще в начале прошлого века. Рассказ экспедиции Александра Барченко в ловозерские тундры можно найти в книге Антона Первушина «Оккультные тайны НКВД и СС»:
«Вот что записал член экспедиции астрофизик Александр Кондиайн в своем дневнике 10 апреля 1921 года: «В одном из ущелий мы увидели загадочные вещи. Рядом со снегом, там и сям пятнами лежавшим по склонам ущелья, виднелась желтовато-белая колонна вроде гигантской свечи, а рядом с ней кубический камень.

На другой стороне горы с севера виднеется гигантская пещера на высоте сажень 200, а рядом нечто вроде склепа замурованного». Вид гигантской колонны - местные жители называли такие камни сейдами и поклонялись им, как богам - произвел огромное впечатление на членов экспедиции и вселил им какой-то безотчетный ужас… Вскоре поблизости обнаружили несколько сопок, похожих на пирамиды. Они показались путешественникам гранеными искусственным способом… По словам участников экспедиции, им также удалось найти сравнительно небольшой каменный цветок лотоса… Упоминал Барченко и пирамиду на вершине одной из гор у Сейдозера, писал о загадочной расщелине, уводящей в глубь земли. Спуститься туда участники экспедиции не решились».
Чудеса у нас на севере искали, к примеру, доктор философских наук Валерий Демин и его коллеги по международному научно-общественному движению «Северная традиция».

Так, они даже проанализировали древнеиндийский эпос «Махабхарата» и выяснили, что события там происходили вовсе не в Индостане, а на территории севера России.
Владимир Пятков в книге «Арктида - северная Атлантида» предполагает, что, возможно, утонувший остров-материк - в Арктике. А писатель и путешественник, руководитель исследовательской программы «Тайны времен и народов» Вадим Бурлак в своей книге «Хождение по морям студеным» пытается найти ответы на вопросы: существовали ли реально Гиперборея, Арктида, Земля Санникова? Что искали на Севере и почему погибали полярные исследователи?
Наш предок - Конан-варвар?

Авторы художественных произведений тоже не остались в стороне. Еще родоначальники фэнтези обратили свои взоры на бескрайние ледяные равнины Заполярья. Вот, к примеру, Роберт Говард в своей мегаэпопее про Конана-варвара прямо-таки описывает происхождение народов, в том числе и Гипербореи:

«Но далеко на Севере уже приближается понемногу к барьеру, разделяющему зверя и человека, иная первобытная раса. Во время Катастрофы небольшая группа дикарей, по уровню недалеко ушедших от неандертальцев, в поисках спасения бежала на Север. Там они нашли заснеженную страну, населенную лишь воинственными обезьянами - сильными, обросшими белой шерстью зверями, вполне приспособившимися к здешнему климату». Потом эти самые дикари благополучно эволюционировали в весьма продвинутых ребят. «Они называют себя гиборийцами или гиборами. Богом их считается Бори - некий великий вождь, который, согласно легендам, правил ими еще до короля, приведшего их на Север в дни Катастрофы. Гиборийцы распространились по северным областям и неторопливо двигаются к югу. До сих пор они не сталкивались с другими народами и воюют лишь между собой. Спустя полторы тысячи лет, проведенных в снежной стране, это светловолосые высокие люди, вспыльчивые и воинственные».

Гиперборейцы основали много государств, первое из которых, понятно, Гиперборея. Кстати, Киммерия, откуда родом сам Конан - тоже одна из гиборийских стран.
Ктулху проснется на Сейдозере.

И, конечно же, не обошлось без ужасающих древних богов. Любитель берущей за душу готики Кларк Эштон Смит, вслед за своим другом Лавкрафтом, описывает места, полные совершенно ужасающих и безжалостных богов и демонов, в своем цикле «Затерянные миры». Как вы думаете, где обосновались зловещие некроманты, вырождающиеся змеелюди и другие прелестные обитатели? Правильно, в Гиперборее, цивилизация которой погибла из-за оледенения, а потом возродилась в виде нашей с вами…

Продолжает традицию Вадим Панов в цикле «Тайный город». Якобы в Москве живут несколько кланов нелюдей, владеющих магией. Они скрываются от обычных людей и отчаянно конфликтуют между собой. Человеческие маги тоже были в свое время, и жили они, конечно же, в Гиперборее, что раскинулась в нынешних ловозерских тундрах. Для увеличения колдовского потенциала они злоупотребляли магическим растением «Золотой корень» и, страшно мутировав, превратились… в лавкрафтовских ужасных богов. Пропагандируя ненависть как философию, они пошли войной на весь мир, проиграли и были низвергнуты в Глубокий Бестиарий, где ждали часа своего нового воплощения. Лишь три гиперборейские ведьмы нашли возможность переродиться в современном мире и пытаются вытащить из бездны своих собратьев. Особенно ярко события разворачиваются в двух книгах цикла - «И в аду есть герои» и «Наложницы ненависти». Вот как описывает автор лучшие (или худшие?) времена Сейдозера:

«На берегу священного озера, прямо у кромки воды, стояла арка, вырезанная из цельного куска янтаря. Она была хрупка и величественна, ее своды украшали главные символы Кадаф, а контуры слабо дрожали в неясном свете укрепленных вокруг факелов… Прямо напротив янтарной арки, ровно в семи шагах от берега, вырастал из воды массивный черный трон. В отблесках факелов он казался продолжением сумрачной воды священного озера, но на самом деле был создан из божественного оникса, плоть от плоти черных стен замка. На троне, неподвижно и неестественно выпрямившись, сидела высокая женщина в ослепительно белой одежде… Казалось, женщина спит или зачарована. Или готовится к сложнейшему аркану. Красавица на троне была чистокровной гиперборейской ведьмой, одной из наложниц Азаг-Тота, и толпящиеся на берегу простолюдинки взирали на нее с благоговейным ужасом.

- Это было на Сейдозере, - прошептала Вероника. Ктулху (один из помощников самого главного колдуна Азаг-Тота.), речь которого текла в плавном повествовательном тоне, подпрыгнул:
- Ты вспомнила?!»

А в конце концов оказывается, что «Великий Господин Азаг-Тот, повелитель Гипербореи, воплощенная ненависть этого мира» - это Владимир Ильич Ленин. И он благополучненько ждет нового воплощения в Мавзолее. Действительно, что великим магам какая-то там бальзамация. В этом свете вопрос к президенту Путину (в 2006-м, во время подготовки к интернет-конференции. - Ред.) «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?» звучит как-то двусмысленно…
Фантаст Александр Рудазов в рассказе «Морозная ночь» тоже не сомневается, что Гиперборея населена чудовищами. Римская центурия отправляется искать таинственную страну. А находит только жуткого великана, который только и ждал легионеров, чтоб ими позавтракать…

Климат формирует ум и характер!

Антон Первушин (кстати, этот автор учился в мурманской школе) предполагает в своем романе «Операция «Копье», что все знания мира пришли с Севера:

«…На Северном полюсе планеты существовал континент Арктогея… В те времена климат на Земле был много мягче, но только не в Арктогее. Здесь не было весны и осени в сегодняшнем понимании: полгода длился полярный день, превращая просторы Арктогеи в выжженную пустыню; полгода длилась полярная ночь, вымораживая землю Арктогеи на несколько метров вглубь. В Арктогее, как нигде в другом месте, человек имел возможность увидеть, по каким законам существует вселенная - арктическая природа обнажает гармонию космоса, его суть и ритм. Благодаря климатическим особенностям в Арктогее сформировалась уникальная культура, выраженная в Изначальной Традиции, следы которой мы находим во многих религиях мира… Истинная речь, которой пользовались люди Полюса, и была Словом Божьим.

Позднее ее исказили, и она потеряла свою силу и способность влиять на процессы, протекающие в мире. После утраты слов Истинной речи люди Полюса были вынуждены покинуть Арктогею и расселились по Евразии».

Также долгое время прожившая в Мурманске писательница Наталья Нечаева в своих произведениях «Седьмая раса» и «Восьмой ангел» тоже пытается проникнуть в тайну древней Арктиды. В наши дни известная журналистка Ольга Славина, снимая программы в заполярных сопках, попадает в смертельно опасное приключение, обнаружив здесь тайное оккультное общество, члены которого никогда и никому не позволят так просто раскрыть охраняемый ими секрет - существование следов древней цивилизации. А потом и сама становится обладательницей сверхъестественных способностей.

Войны континентов

Дмитрий Воронин в своем романе «Наследник Атлантиды» поднимает тему войны двух древних цивилизаций - Гипербореи и Атлантиды. Причем, если гиперборейцы - коренные жители Земли, то атланты - инопланетяне-захватчики.

«Гиперборея была великим государством. Страной магов, страной ученых. Задолго до возникновения утонченной философии Греции и изысканного распутства Рима, задолго до строительства великих египетских пирамид, задолго до рождения могучих цивилизаций инков и майя на берегах северного моря уже строили величественные дворцы, плавили металлы, выращивали новые растения и писали книги…

Гиперборея не стремилась к власти - хотя и не отказывалась от нее. Высшие маги Гипербореи, существа, не без оснований считавшие себя выше простых смертных, проникли во многие тайны мироздания, открыли и подчинили себе законы творения, бессмертия, управления природой и многие, многие другие. Их было мало. Магия во все времена была уделом избранных, к тому же, как оказалось, доступна она была немногим. Олимпийская цитадель, сердце, краса и гордость Гипербореи, собрала в своих стенах сильнейших знатоков волшебства планеты… А потом появились атланты. Они пришли из другого мира, пришли как беглецы, как просители». В результате боевых действий «хозяева поля победили» и Атлантида погибла. Но гиперборейцы нарушили магическое поле земли и не смогли поддерживать тепло на севере, а посему отправились в Грецию, где построили новый Олимп и стали великими богами.Гиперборея не стремилась к власти - хотя и не отказывалась от нее. Высшие маги Гипербореи, существа, не без оснований считавшие себя выше простых смертных, проникли во многие тайны мироздания, открыли и подчинили себе законы творения, бессмертия, управления природой и многие, многие другие. Их было мало. Магия во все времена была уделом избранных, к тому же, как оказалось, доступна она была немногим. Олимпийская цитадель, сердце, краса и гордость Гипербореи, собрала в своих стенах сильнейших знатоков волшебства планеты… А потом появились атланты. Они пришли из другого мира, пришли как беглецы, как просители». В результате боевых действий «хозяева поля победили» и Атлантида погибла. Но гиперборейцы нарушили магическое поле земли и не смогли поддерживать тепло на севере, а посему отправились в Грецию, где построили новый Олимп и стали великими богами.

Да что говорить. По мнению одного из Интернет-авторов, позиционирующего себя как Улисс, даже пушкинская сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» - это метафорическая эзотерическая история цивилизации древней Арктиды, где Царь символизирует правящую элиту, покойная царица и новая - злая мачеха - символы старой и новой религии, а мертвая Царевна - человеческую душу. А царь, то бишь элита, собственно, в сказке не просто в путь-дорогу отправлялся, а на битву с теми самыми коварными атлантами…

Почему нынешние писатели и исследователи ищут на Кольской земле древних магов и легендарных воинов?
***

Это Священное саамское Сейдозеро, традиционно именуемом Русской Лапландией, в самом конце XX века оказалось в центре внимания многих исследователей древнейшей истории нашего отечества. Именно здесь были обнаружены остатки древнейшей в истории человечества цивилизации, которую античные авторы называли гиперборейской.

Найденные на Кольском полуострове памятники — наидревнейшего происхождения. Это означает, что отныне мировая предыстория получает совершенно новое звучание, а ее хронология отодвигается в глубь тысячелетий. Культурологические находки получили положительный резонанс в средствах массовой информации. Гиперборею с полным основанием можно считать праматерью мировой культуры и некогда единого пранарода. Сделанное открытие имеет непреходящее значение для установления подлинных корней общих для всех народов Земли обычаев, традиций и менталитета. Великая объединительная идея о прошлом единстве языков и этносов, о былом процветании людей, живших в мире и достатке, играет выдающуюся роль в укреплении дружбы между великими и малыми народами Евразии, в формировании современного гуманистического мировоззрения, что позволяет предпринять ряд реальных и эффективных шагов, направленных на укрепление доверия и взаимопонимания не только между деятелями современной культуры и учеными, но и политиками, бизнесменами, молодежью.

Древние артефакты, обнаруженные еще в 1997 году в окружающем Сейдозеро горном массиве Ловозерские тундры были идентифицированы, как остатки древних укреплений, святилищ ландшафтного типа, культовых и навигационных (возможно даже — астрономических) объектов и т.п. Здесь же — множество сакральных следов и эзотерических феноменов (о них разговор особый). Однако в течение ряда лет не удавалось организовать выезд в заповедную зону аквалангистов и мастеров подводной кино- и фотосъемки.

***


ЭКСПЕДИЦИЯ НА СЕЙДОЗЕРО 2007 года


Весной 2007 года студия телевизионных фильмов «Гипотеза» телеканала «Культура» в лице своего продюсера Александр Юрьевич Волкова пригласила меня в качестве научного руководителя экспедиции на Сейдозеро, посвященной памяти замечательного исследователя Гипербореи Валерия Никитича Дёмина.
[601x453]
Рис. 1. С предгорий Нинчурта открывается замечательный вид на Сейдозеро

Целью экспедиции был поиск доказательств пребывания древнего человека именно в этих труднодоступных местах. Пока что официальная наука считает многочисленные сейды (пирамиды из плоских камней, положенных друг на друга) памятниками саамов, которые сами поселились в этих местах не так давно - во втором тысячелетии н.э. О более древнем заселении, либо еще до прихода ледника, в палеолите, либо после его таяния, в мезолите, наука ничего не знает, а высказываемые некоторыми учеными гипотезы (и, в частности, профессором МГУ В.Н. Дёминым - о расселении на этой территории жителей Гипербореи) - лженаучными. Естественно, всё упирается в наличие или отсутствие фактических данных. Пока они отсутствуют, официальная наука имеет полное право настаивать на своем.

Вообще говоря, первые доказательства принесли многие экспедиции В.Н. Дёмина, который заподозрил в расположениях камней, в пропилах, ступенях и других элементах местного ландшафта наличие следов человеческой деятельности. Однако противники этой гипотезы столь же уверенно защищали свою точку зрения на естественное происхождение соответствующих образований, ибо не было найдено того решающего фактора, который мог бы дать однозначный ответ.

Таким решающим аргументом, на мой взгляд, является наличие на артефактах человеческой письменности, даже если она не читается. К сожалению, у меня письменность читается, что, однако, является отягчающим фактором, поскольку она представляет собой всем нам известную кириллицу, передающую слова на русском языке. А это противоречит тому, что кириллицу создали Кирилл и Мефодий, а также твердому положению сегодняшней историографии, согласно которой славяне появляются в Европе только в V веке н.э., а русские - и того позже - в VIII веке н.э.

Однако я показал в одной из своих книг, что о наличии докирилловской письменности говорили многие учёные, и что протокириллица (то есть, «кириллица до Кирилла», называемая нашими предками «рунами Рода») существовала в Евразии еще во времена верхнего палеолита (40-10 тысяч лет до н.э.), и передавала надписи на русском языке (ВСЕ). Пока мои данные считаются любопытными, но не научными, поскольку противоречат устоявшейся парадигме. Неверие в очевидные факты напоминает мне реакцию крестьян начала XIX века на вид паровоза: нечто пыхтящее, сопящее и кричащее вызывало у них скорее мысли о нечистой силе, чем восторг по поводу прогресса техники, хотя было очевидно, что тяжелый состав движется силой пара из котла. Так и в моем случае: хотя буквы узнаваемы, но их косое и явно неаккуратное расположение, когда одна буква крупнее другой, какая-то лежит на боку, а иная написана прямо слитно с предыдущей, заставляет усомниться в правописании. Но когда открывается, что люди тысячелетней давности писали понятным нам русским языком, сомнение моих оппонентов берет верх над очевидными фактами: в школе этому не учили, а брать на себя ответственность и считать письмо письмом слишком смело.

Первые достоверные надписи с Сейдозера. Их я отразил в статье «Комплекс Мары Сейдозера», написанной 11.12.2005 года по материалам В.Н. Дёмина (КОМ). Кроме того, в одной из книг я встретил странное изображение, которое атрибутировал как «зооморфный лик Макоши». В книге, откуда я заимствовал эту черно-белую фотографию, не говорилось о местности, где она была сделана, и я принял ее за изображение из Скандинавии. Тем более, что о нем говорилось, что естественные процессы могут напоминать артефакты, и что в данном случае мы имеем не что иное, как перенос ледником каменной глыбы на некоторое расстояние, где она оказалась над другой плитой; лед вытаял, а под плитой оказались более мелкие камни.
[553x395]
Рис. 2. Большой зооморфный лик Макоши

Теперь я располагаю цветной фотографией с гораздо лучшим разрешением; данная скульптурная композиция, как выяснилось, находилась не в Скандинавии, а на Кольском полуострове и на том же Сейдозере. Обращает на себя внимание то, что левая часть верхней плиты отдаленно напоминает морду животного, а именно - медведя, тогда как четыре камня под ней символизируют ноги, а всё изображение целиком является весьма грубой скульптурой животного на каменном постаменте. Мне такого типа изображения попадались несколько раз, и я привык к их виду, тогда как люди, увидевшие данного «зверя» впервые считают его «игрой природы».

Конечно, нет ни малейшего сомнения в том, что ледник мог поднять тяжелую плиту и, хотя это маловероятно, донести ее как раз до постамента. Еще менее вероятно, что плита оказалась выровненной по его началу и концу. Но поверить в то, что помимо вписывания в контур постамента произошло еще и очень строгое выравнивание плиты по горизонтали, настолько точное, что под задний камень опоры пришлось подложить еще маленький камешек, практически невозможно. Тут виден человеческий умысел.

Однако наиболее важным доказательством искусственности данного образования является чтение на нем надписей. Ведь если они есть, все сомнения насчет «игру природы» пропадают: природа не умеет писать, да еще согласуя слова между собой.

Чтения надписей. Для чтения я беру вначале голову «животного». Здесь читаются два слова: КАМЕНЬ ЯРА. Они означают, что весь комплекс посвящен славянскому богу Яру, и данный камень об этом напоминает.
[602x307]
Рис. 3. Чтение надписей в районе морды медведицы

Здесь же в верхней белой рамочке можно прочитать выбитую в ней надпись: МАКОЖИ МАЯК. Она означает, что данный камень является маяком, указателем на размещение вблизи храма Макоши, чьим зооморфным ликом и является изображение белой медведицы. Но почему данный лик выполнен столь грубо? На этот вопрос отвечает слово МАЯК, то есть УКАЗАТЕЛЬ. Если бы наши предки действительно хотел изобразить Макошь, они сделали бы это во всех анатомических подробностях. Но тогда камень был бы культовым. А в данном случае он исполняет не сакральные, а лишь информационные функции, показывая на близость храма Макоши.

Последняя надпись гласит: ХРАМ ЯРА. Она означает, что весь комплекс был посвящен богу Яру, который и отвечал за изготовление надлежащих указателей.

Собственно говоря, для доказательства того, что данная скульптура сооружена нашими предками этого вполне достаточно, и группа «Гипотеза» могла бы получить удовлетворение своим предположениям уже на этом этапе. Однако ей хотелось большего, да и меня такие скромные результаты не могли удовлетворить вполне, поскольку надписей на камнях было значительно больше.
[566x235]
Рис. 4. Чтение надписей в центре плиты

В центре плиты в верхней белой рамочке можно прочитать надпись МАСТЕРСКАЯ РОДА. Она объясняет многое. Дело в том, что красивые скульптурные изображения Макоши в виде медведицы считались произведением искусства, и потому их изготавливали в мастерских храма Макоши. Но в храме Рода находились строители, которые могли дать только очень приблизительное изображение медведицы. Да иного и не требовалось, поскольку речь шла только об указателе. Таким образом, на плиту были нанесены имена многих богов: Яра, поскольку изображения относились к его святилищу, Макоши, поскольку была изображена именно она, и Рода, поскольку именно его мастерская отвечала за создание указателей.

В двух других рамочках, меньшего размера, можно прочитать слова МАЯКИ РОДА. Они означают, что указателей подобного типа для святилища Яра мастерскими Рода было выполнено несколько. Иными словами, мастерские выполнили мелкосерийный заказ. Но хочу обратить внимание на слово РОДА. Оно великолепно видно, что бывает редко, и снимает с меня необходимость доказывать, что я читаю реальные надписи на камне.
[556x163]
Рис. 5. Чтение надписи в хвостовой части плиты

В хвостовой части плиты можно прочитать слова МЕСТО МИМА. Напомню, что под словом МИМ понимался участник мистерии, исполнявший роль соответствующего бога. Однако где и как происходили мистерии, до чтения данной надписи понять было сложно. Теперь можно себе представить, что мим на корточках (ибо высота указателя примерно соответствует человеческому росту) сидел позади данного монумента и ждал своей очереди, а потом показывался и включался в мистерию. Из этого можно сделать вывод, то указатели были в свое время еще и декорацией для соответствующей мистерии.
[561x285]
Рис. 6. Чтение надписей на постаменте

Разумеется, надписи существуют и на постаменте. В левой и в нижней рамочках я читаю слова МАЯК ЯРА, понимая под ними УКАЗАТЕЛЬ СВЯТИЛИЩА ЯРА. В трех других рамочках можно прочитать распоряжение: ЯТЬ РУНЫ ЯРА, то есть, БРАТЬ (ВО ВНИМАНИЕ) НАДПИСИ ЯРА. Иными словами, эти нижние надписи как бы подчеркивают значимость всех предыдущих надписей, служат своеобразной каменной печатью достоверности их начертаний.

Таким образом, у меня не было ни малейшего сомнения в том, что в Ловозерской и Сейдозерской тундре находятся следы пребывания не только человека палеолита, но даже человека, говорившего и писавшего по-русски. Однако один памятник является всё-таки слабым доказательством, и я с удовольствием присоединился к экспедиции на Сейдозеро.

Экспедиция лета 2007 года. Первого августа 2007 года группа москвичей в составе 6 человек прилетела в Мурманск и поселилась на специальной турбазе «Кольские путешествия» на реке Кола в 40 км от Мурманска к югу в деревянных домиках. На рис. 8 можно видеть коменданта экспедиции Валентина Савельева, ведущего (диктора в кадре) Юрия Кудинова, меня, продюсера Александра Волкова и его сына Артема перед нашим временным жильём.
[595x454]
Рис. 7. Группа москвичей перед заселением в домики

На следующий день мы вылетели на вертолете Ми-8 на Сейдозеро в место его соприкосновения с Ловозером. Отлет состоялся в 9 часов утра, где к нам добавилась еще и петербургская группа «Ариадна» под руководством Лидии Ивановны Ефимовой.
[604x479]
Рис. 8. Соединение Ловозера с Сейдозером

Малая зооморфная Макошь. Вначале мы сели на скалу, с которой открывался вид на Сейдозеро и Ловозеро, рис. 9, где провели пару часов. Здесь мы нашли еще один маяк (так я полагал на первый взгляд) с зооморфным ликом Макоши, рис. 10.
[624x484]
Рис. 9. Малый зооморфный лик Макоши

Это означало, что существование в данном небольшом районе указателя на храм Макоши не являлось случайностью. Теперь следовало прочитать тексты на камне.

Надписи на голове сильно заросли черным мхом, однако остались вполне читаемыми. Наиболее крупная надпись в лигатуру читается ЛИК МАКАЖИ, то есть, ЛИК МАКОШИ. Следовательно, перед нами - не указатель на лик, а сам лик, то есть, сакральное воплощение божества в камне.
[623x500]
Рис. 10. Мое чтение надписей на голове медведицы

Ниже в белой рамочке можно прочитать слова ЯРА ХРАМ, что означает, как уже отмечалось выше, что всё святилище посвящено Яру. А в верхней рамочки видны уже не поросшие мхом, а выбитые зубилом слова РУНЫ РОДА, иными словами, НАДПИСИ В ПРОТОКИРИЛЛИЦЕ. Таким образом, и данное изображение несет на себе надписи.
[546x476]
Рис. 11. Мое чтение надписей на задней стороне камня

На задней стороне камня еще раз написано крупными буквами ХРАМ ЯРА, а также МКЖИ РУНА, то есть, МАКАЖИ РУНА, НАДПИСИ РУНИЦЕЙ. Это означает, что помимо надписей обычной протокириллицей или рунами Рода на данном сакральном объекте находятся и сакральные руны Макоши, то есть, руница. Это - еще одно отличие лика как культового сооружения, от указателя как объекта информационного. Таким образом, находка нашей экспедиции в сакральном плане выше предыдущей, хотя по размерам она меньше.
[587x268]
Рис. 12. Мое чтение надписей на одной из «лап»

На левой лапе читаются сходные надписи. Наиболее крупно (в белых рамочках) читаются слова ЯРА ХРАМ, а помельче - слово МАКАЖИ (видимо, РУНА). Таким образом, набор основных надписей установлен.

Приведенные изображения не дают представления о размерах камня. Для понимания его масштабов я встал за ним, как показано на рис. 13. Теперь ясно, что камень имеет размеры примерно в половину человеческого роста. Мим, изображающий божество, за такой камень спрятаться уже не может.
[559x554]
Рис. 13. Размеры камня

Обсуждение. Нахождение двух камней, указательного и лика, имеющих отношение к святилищу Яра, отражающих зооморфную ипостась Макоши и несущих однотипные надписи, является несомненным доказательством искусственного происхождения всего комплекса храмов горы Нинчурт. К уже известному зооморфному изображению Макоши на камне-указателе в процессе обследования местности удалось добавить еще одно изображение, большей сакральной значимости.

Вместе с тем, помимо почитания Макоши на данном комплексе должны были существовать изображения и других богов. К поиску соответствующих камней я и приступил.
[567x504]
Рис. 14. Камень Мары

Камень Мары. Удивительным было найти камень с человеческим лицом. Я сначала себе не поверил, но на всякий случай сфотографировал его несколько раз. Как обычно, на самом камне при беглом осмотре никаких надписей выявлено не было.
[512x688]
Рис. 15. Мое чтение надписей на камне Мары

Чтение надписей. Оно показано на рис. 15. Вначале я читаю надписей на самом лице. Нижняя, наиболее темная надпись, гласит: МАРЫ МАСТЕР(СКАЯ) (часть слова в скобках написана на левой стороне лица). Из этого следует, что перед нами - лик Мары. Обычно он не моделируется, то есть, на нем нет ни носа, ни глаз, ни рта. В данном случае глаза и нос присутствуют, но очень обобщенно. Облик Мары обычно весьма грустный; здесь мы также видим опущенные вниз глаза и общее скорбное выражение лица.

Ресница глаза передает текст МАРА МАКОЖИНА. Притяжательное прилагательное от слова МАКОЖЬ мне встречается впервые. Однако в этом году я встречал выражение ЯРОВА МАРА. Вероятно, между ними имеется некоторое различие, которое я пока не улавливаю.

Правая бровь составлена из букв слов МАЯК ЯРА (на рисунке я этот текст не выделяю), а над бровью в белой рамочке можно прочитать два слова того же содержания. Тем самым, перед нами - не ЛИК МАРЫ, а только указательный камень (МАЯК), говорящий о наличии в святилище храма Мары.

Внизу, на линии, продолжающей границу носа, можно прочитать слова РУНА РОДА. Вероятно, на указателях употреблялось только это несакральное русское письмо, протокириллица, тогда как на ликах жрецы имели право употреблять и РУНЫ МАКОШИ, то есть, сакральное слоговое русское письмо руницу.

Три остальных надписи в черных рамочках дублируют уже прочитанные. Тут имеются надписи и МАЯК ЯРА, и РОДОВЫ РУНЫ, и РУНЫ РОДА (последняя надпись в районе носа написана в столбец). Они не только подтверждают предыдущие чтения, но и дают новое притяжательное прилагательное, РОДОВЫ. Таким образом, искусственное происхождение надписей и скола торца данного камня не подлежит ни малейшему сомнению.
[567x509]
Рис. 16. Вид того же камня с обратной стороны

С обратной стороны данный камень ничем не отличается от все других камней данного места, рис. 16.
[417x663]
Рис. 17. Стреловидный указатель и мое чтение надписей

Стреловидный указатель. Мы перелетели на другую скалу, где провели около пяти часов, найдя много интересных объектов. Например, еще один камень имел стреловидную форму, указывая на что-то, что находилось по отношению к нему вверху. В том, что этот указатель поставлен людьми, сомнений быть не может, поскольку камень не лежит, а стоит, врытый в землю, хотя такая форма его положения на земле противоречит закону энтропии. Но, как обычно, главные доказательства - это чтение надписей.

Чтение надписей. Первая же надпись, которая проступает на маленьком камешке слева от указателя - это начертанное темными лишайниками слово МАРА. Следовательно, перед нами - указатель на то, что недалеко расположен храм Мары, и что он находится гораздо выше, в горах. Однако данная надпись должна быть непременно подтверждена другими надписями на самом указателе.

В верхней рамочке в центре указателя читается традиционное название данной часть континента, РУСЬ ЯРА. Далее, во второй снизу черной рамочке можно прочитать слова МАЯК МАРЫ ЯРА. О том, что это МАЯК, мы догадались по необычной форме и вертикальному расположению камня; о том, что он имеет отношение к святилищу Яра, говорят все остальные прочитанные на других камнях надписи, а то, что этот камень относится именно к храму Мары, подтверждает первое чтение на соседнем камешке.

Чуть выше можно прочитать слова РУНА МАРЫ. Насколько я сейчас понимаю, РУНЫ МАРЫ - это то же самое, что и РУНА МАКОШИ, то есть, РУНИЦА, которой, видимо, написана часть надписей храма Мары. Наконец, на самом нижнем фрагменте, обведенном черной рамочкой, читаются слова МАРА - РУКА ЯРА. Хотя Мара по происхождению гораздо старше Яра, но в данную эпоху господства Яра все старшие боги рассматривались, видимо, как РУКА ЯРА.
[585x653]
Рис. 18. Обычный указатель и мое чтение надписей

Обычный указатель. Среди камней попадаются не только маяки Яра, но и обычные указатели. Пример такого камня можно видеть на рис. 16, где я читаю надписи ЯРОВА РУСЬ вверху, в черных рамочках, и ЯРА ХРАМЫ внизу, в белой рамочке. Первая надпись означает, что данная местность во времена сооружения храмов относилась не к русскому северу, а к Прибалтике, которая называлась тогда Ярова Русь. Вторая надпись свидетельствует том, что все храмы святилища были посвящены богу Яру, и тем самым не отличались по характеру посвящения от храмов Прибалтики.

Интересно, что для надписей в данном случае был приспособлен валун, вылезающий из земли. Понятно, что на него невольно падал взгляд, так что его тоже следовало подписать как дополнительный указатель для общей ориентации путника. Таков его вид снизу, при подъеме на гору. Сверху он выглядит несколько иначе, рис. 17.
[612x481]
Рис. 19. Вид того же камня с обратной стороны

При виде с более высокого места данной горы читаются слова ЯРА РУСЬ; написано название части континента, ЯРОВА РУСЬ. Однако, как я ни вглядывался в остальные камни, я так и не понял, где же находится сам храм Яра. Мне казалось, что, поскольку мы не забрались на самую высокую скалу Нинчурта, то поэтому мы и не смогли увидеть сам храм Яра. Так что я по этому поводу даже и не надеялся увидеть нечто, напоминающее храм. Однако надписи на всех указателях сходились в том, что храмы Яра, Макоши и Мары расположены где-то поблизости и наверху, на горе. Но на какой именно - в этом и состоял основной вопрос.

Обсуждение. После того, как к двум камням Макоши (указателю и лику) добавились два камня Мары (антропоморфный и стреловидный) и обычный вертикально стоящий указатель, то есть, число камней с надписями достигло пяти, сомнений в их искусственном расположении и следах обработки не осталось уже совсем. Таким образом, основная задача экспедиции была успешно решена, и сама экспедиция более чем оправдана. И, тем самым, доказана правота В.Н. Демина о древнем заселении этих мест.

Была решена и более сложная задача, которую я ставил перед собой: обнаружение камней разного типа для составления их типологии и расширения представлений о ликах тех или иных богов. Теперь я получил новое изображение зооморфного лика Макоши, антропоморфного указателя (маяка) Мары и стреловидного маяка Мары. Кроме того, на каждом камне было прочитано несколько надписей, и все надписи относились к одному типу, то есть, свидетельствовали либо об одномоментности их нанесения, либо о существовании определенной долговременной традиции.

Но главная моя цель, обнаружение храмов, на которые указывали надписи, пока достигнута не была. Вместе с тем, мое внимание привлекли и другие объекты, на которых могли существовать надписи, а именно - склоны гор. К их обследованию я и приступил.

Стена с изображением Куйвы. Со скалы, где находилась наша группа, был виден горный кряж с левой стороны Сейдозера (если смотреть на Ловозеро) с изображением мифического существа Куйвы (на рис. 20 он находится в правом нижнем углу - как бы великан с раскинутыми в сторону руками. Однако меня удивило другое: на обрыве, представляющим собой почти вертикальную стену, имеется единственный участок зелени высотой примерно в 3-4 человеческих роста, образующий слово ЯРА (буквы Я и Р написаны в лигатуру), тогда как в правой стороне, над Куйвой, глубокие прорези образуют слово РУСЬ. Таким образом, традиция писать слова на крутых откосах (как в наши дни поступают железнодорожники) существовала еще в палеолите.
[669x269]
Рис. 20. Вид стены с изображением Куйвы

Эта надпись, которую я обнаружил не на месте, а уже в Москве в процессе обработки фотографий заставила меня пристальнее вглядеться в данное изображение, чтобы найти там и другие надписи. Разумеется, они нашлись. И сначала крайне меня удивили, поскольку я не понял, что передо мной находится просто «доска объявлений». Когда я дважды прочитал о храме Яра, мне показалось, что он тут и находится.
[671x494]
21. Левая часть стены и мое чтение надписей

Итак, сначала я прочитал надпись ХРАМ ЯРА, а затем - чуть выше, но менее крупными буквами - ЯРОВ ХРАМ. Неужели сам холм и является храмом Яра? Однако, дальше пошли другие надписи, например, МАЯКИ. Выходит, что на данной «доске объявлений» просто перечислялись различные объекты, входящие в храмовый комплекс Яра. Далее, в черной рамочке, читаются слова, написанные по вертикали; я поворачиваю это изображение на 900 вправо и читаю: ХРАМ МАКОЖИ. Это означает, что упомянут еще один объект святилища Яра. Наконец, внизу, также в черной рамочке, я читаю надпись МАКАЖИ ХРАМ. Так что, скорее всего, действительно просто перечисляются сакральные объекты.

Рассмотрим теперь правую часть фотографии с изображением Куйвы. Насколько я знаю, Куйва - это якобы по саамским легендам, тот самый великан, который виден в правом нижнем углу изображения, рис. 20. Попробуем почитать надписи как вокруг него, так и на нем.
[555x619]
Рис. 22. Мое чтение надписей вокруг изображения Куйвы

Прежде всего, слева видно изображение головы какого-то существа. Перенеся его контуры на поля, как я это сделал под рис. 20, видно, что перед нами лицо не человека, но животного. Более всего это изображение напоминает морду льва. Но лев - это зооморфный лик Рода. Изображен ли тут Род? Нет, чтение надписей, одновременно изображающей и глаза, говорит, что перед нами - ЯР. Более того, слева от данной морды изображены три буквы в столбец, и они читаются, как слово МИМ. Под МИМОМ в славянской мифологии понимали духовное лицо, которое во время мистерий изображало бога (в данном случае Яра). Таким образом, мим Яра нёс маску Рода. В этом нет ничего удивительного, так как Яр на первых порах заимствовал всю атрибутику Рода, и, например, «руны Яра» - это просто руны Рода. Позже, однако, зооморфной ипостасью Яра становится бык, а еще позже - сокол.

Интересно отметить, что голова Яра по размерам примерно соответствует Куйве. Было бы весьма интересно понять, что написано рядом с изображением Куйвы, а так же на нем самом. Первая же прочитанная надпись в черной рамочке и удивляет и, напротив, является как бы тавтологией: на ней также читается слово МИМ. Иными словами, никакого саамского Куйвы нет, а имеется изображение некого славянского мима. Впрочем, неплохо бы найти подтверждение этой версии.

Рассмотрим руку «Куйвы» справа (мне трудно определить, какая это рука самого персонажа: если он изображен к нам спиной, то правая, если лицом - то левая). Она представляет собой тоже надпись, и эта надпись - опять же слово МИМ. Таким образом, сомнений более не остается. Но чей он мим? В белой рамочке читается новая и несколько неожиданная надпись: МАКОЖЬ - РУКА ЯРА. Не означает ли это, что изображение мима имеет отношение к богине Макоши? Все сомнения рассеиваются, когда мы читаем надпись в районе живота и основания ног «Куйвы» - тут написано МИМ МАКОЖИ. Итак, задолго до того, как саамы заселили эту местность, русские изобразили в полный рост мима богини Макоши, как левее они изобразили голову льва как маску Яра. Наконец, последнее слово в черной рамочке гласит: МАСКИ. Так что перед нами слева - маска Яра (зооморфная), справа - маска богини Макоши (антропоморфная).

Полагаю, что цель экспедиции на Сейдозеро была бы выполненной даже в том случае, если бы удалось прочитать хотя бы надписи на данной стене, и понять, кем в действительности являлся «саамский бог Куйва». Замечу, что это - не единственный пример, когда история русского народа отдается племенам, пришедшим в бывший русский мир много позже. Но после очередного русского заселения бывших мест обитания, те люди, которые поселились здесь на пару веков раньше, начинают считаться коренным населением, чья вторичная мифология принимается за самую раннюю. Так было, например, с греками, которые пришли в Европу в античности, но раньше многих других народов, и застали на Пелопоннесе пеласгов, однако так называемый «циклопические постройки» Греции, явно превосходившие технические возможности древних греков, все-таки считаются греческими. В данном случае создание огромных надписей и сооружений, особенно сейдов (набранных из пластинчатых камней указателей) этнографы приписывают саамам, весьма слабо развитому народу (занимавшемуся охотой, собирательством и рыбной ловлей - на уровне каменного века). В частности, приписывается ему и само названий СЕЙД, хотя это слово - заимствованное из русского языка словосочетание СЕ ИДИ, то есть, ВОТ ИДИ. А сами сейды - просто камни-указатели типа рассмотренных выше. По имени сейдов названо и СЕЙДОЗЕРО - типично русское словосочетание. А очень обильное рыбой озеро, в котором всегда был хороший клёв, называется также по-русски, ЛОВОЗЕРО. Ничего саамского тут нет и в помине. Просто русские отчасти по неведению, отчасти по деликатности отдали саамам свою историю. А зря. Если всё приписывать другим, самим ничего не останется.

Итак, рассмотрев маску Яра и вид мима Макоши, мы констатируем: нет никакого Куйвы, а есть изображение мима Макоши. Так что это место целесообразнее было бы назвать «Обрыв мимов».
[606x411]
Рис. 23. Возможная скала храмов

Скала храмов. Мысли о том, что слева от места соединения Ловозера и Сейдозера мог бы располагаться храм Яра, засела в мою голову. Ее косвенной проверкой было бы нахождение надписей на противоположной скале, имеющей вид неприступной горы, рис. 23. Только на фотографии я разглядел, что здесь имеются надписи.

Этот снимок я сделал из иллюминатора вертолета. Стояла низкая облачность, лохматые клочья туч закрывали вершины гор и шел дождь. Поэтому изображение получилось довольно блеклым. Однако когда я попробовал его сделать на компьютере более сочным, выявить на нем буквы стало более сложным делом. От более общего снимка я перешел к другому, где изображена самая вершина скалы плато Нинчурт. Это, как оказалось, и была «Скала храмов».
[590x580]
Рис. 24. Мое чтение надписей на скале

Чтение надписей. Скала представляет собой послойное чередование обнажений горных пород, которое я перенумеровал; это как бы ярусы, которые я отсчитываю сверху. Итак, первый ярус, как мне показалось, пустой. Однако, когда я написал эти слова, я решил проверить их подлинность, и вгляделся в фотографию. Нет, первый ярус не пуст, там есть слова, и они гласят (но это - минимальный контраст): СВЯТИЛИЩЕ ЯРА. Поскольку первые слова написаны светлыми буквами на темном фоне, я рядом поместил изображение того же фрагмента в обращенном цвете, так что первое слово читается в обращенном цвете, а второе - в прямом.

Таким образом, перед нами - святилище Яра, то самое, которое составляло цель моей экспедиции. На втором этаже, прямо под белой рамочкой первого яруса сверху расположена черная рамочка второго этажа, внутри которой читаются слова РУСЬ ЯРА. А слева в белой рамочке можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ.

Самые крупные и заметные буквы были выбиты на третьем ярусе, поэтому рамочка для выделения данного фрагмента оказалась наиболее крупной. Тут начертано: МАКАЖИ ХРАМ. Последнее слово написано мелкими буквами и выделено мною в отдельный фрагмент. На четвертом ярусе вновь встречается слово МАРЫ, тогда как на пятом, в самом низу справа, в белой рамочке, можно видеть надпись ХРАМ ЯРА. Наконец, на шестом ярусе, в столбец (который я при чтении повернул на 900 влево), читаются слова ХРАМ РОДА. Итак, святилище содержит полный набор храмов, причем храмов Мары даже два, на втором и четвертом ярусах. Я это понимаю так: на втором ярусе находится храм МАРЫ МАКОЖИ, тогда как на четвертом - храм МАРЫ ЯРА.

Обсуждение. Горное святилище Сейдозера - не диковинка. Я уже описывал подобные на Украине (Каменная Могила под Мелитополем), в Болгарии (село Иваново близь города Русе), в Словении (гора Шпук в Альпах). За исключением Болгарии, входы в святилище и окна или иные световые и вентиляционные отверстия в них снаружи не видны, и находятся либо случайно (Каменная Могила), либо не находятся вовсе (Альпы). Замечу также, что проникновение посторонних людей в святилище - вещь далеко не безопасная, и вполне может закончиться трагически, равно как и поиск входов.

Вместе с тем, открытие каждого нового святилища - это, безусловно, огромный вклад в реконструкцию дохристианского прошлого славян, и в копилку свидетельств пребывания человека в самых сложных местах обитания в далеком прошлом. И если Каменная Могила попала в поле зрения ученых после походов Суворова, святилище в Иваново было открыто академиком БАН Кристю Миятевым, святилище в Альпах - археологом-любителем Димитром Кебе, то о нахождении святилища на Сейдозере именно на Скале храмов до моего чтения надписей на рис. 24 никто не знал. Следовательно, честь этого открытия выпала на мою долю.

Пока неясно, к какому периоду оно относится - к палеолиту (то есть, до Вюрмского оледенения), или к мезолиту (после таяния ледника). Археолог Н.Н. Гурина (1909-1990), исследовавшая эти края, на археологической карте Кольского полуострова 8 мест в районе Ловозера датирует неолитом (ГУР). Однако Сейдозеро пока археологически не обследовано, и памятники, которые я показал в данной статье, археологам неизвестны. Так что вопрос о датировке остается открытым.
[640x423]
Заключение. С открытием каждого нового памятника славянской истории научная работа по его изучению только разворачивается. Полагаю, что новые экспедиции принесут новые сведения.

В.А.Чудинов
Литература

ВСЕ: Чудинов В.А. Вселенная русской письменности до Кирилла. М., 2007, «Альва первая», 672 с.).

ГУР: Гурина Н.Н. Век археологии // Живая Арктика, 1999, № 3-4, с. 86

КОМ: Чудинов В.А. Комплекс Мары Сейдозера. 15 с., рукопись
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Благодарю за цитирование. Приятно, что мой пост понравился.
[300x204]
RUFORS 19-01-2010-08:25 удалить
Это как раз та тема, по которой мы снимаем фильм :)
ГалАР 19-01-2010-09:14 удалить
Фотографии завораживают,
Перечитаю позже....обязательно.
История Гипербореи, прародины славян ариев,
с некоторых пор интересует..
26-09-2010-17:51 удалить
Отличный материал и доказательство того, что русский язык самый древний, а если пройти на сайт http://rustimes.com/workshop.htm то и боги знали русский язык, т.е. боги - Русские!!!! Значит они нас не оставят в беде!!!


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЖЕМЧУЖИНА СЕВЕРА - СЕЙДОЗЕРО. Экспедиция В.А.Чудинова | RUFORS - Дневник Николая Субботина (RUFORS) | Лента друзей RUFORS / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»