Это цитата сообщения
Anjela_De_File Оригинальное сообщениеПодвергая нападению плохо обоснованную теорию, критика начинает с того, что оказывает ей нечто вроде уважения. Клод Леви-Строс
Если я решился судить о тексте в соответствии с критерием удовольствия, то мне уже не дано заявить: этот текст хорош, а этот дурен. Ролан Барт
Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним, в здравости своих суждений, кто уверен, что его ничуть не взволнует, если люди не примут его идей, не воспользуются ими. Другими словами, критику нужны дар ясного восприятия мира и безграничная терпимость. Мохандас Карамчанд Ганди
Критик неограниченно свободен по отношению к своему объекту; остается только выяснить, что мир позволит нам сделать с этой свободой. Ролан Барт
8 способов нейтрализовать критику
Людей без недостатков не существует: потому одни обязательно делают что-то «не так», а другие их критикуют. С этим ничего не поделать нельзя, зато можно научиться воспринимать критику так, чтобы не чувствовать себя униженной после разговора.
Обычно люди реагируют на критику так: бросают ответное обвинение, отрицают свою вину, оправдываются, «впадают в ступор» или даже принимают вину на себя. Но ни один из этих способов не приводит к уважению вашей личности. Существует несколько основных видов реакции на унижающую критику, которые позволят вам не уронить свою самооценку.
98% критики — это критика личностная. И только 2% остается на критику действия.
- 1
Способ №1. Переходите от общего к частному
- «Всегда», «Никогда» - вот слова, которые обычно употребляются во время «разбора полетов». Мысленно переведите критикующее высказывание «с русского на русский», используя следующую схему. «Да, я опоздала сегодня (а не всегда», «Сейчас (а не вечно) я болтала с подружкой по телефону два часа», «Я действительно испортила ему настроение (но не всю жизнь!».
- 2
Способ №2. Преобразуйте отрицательные эмоции в факты
- Парируя поток негатива, обязательно обращайтесь к фактам. На злобное «ты вот уже час копаешься в прихожей и никак не можешь выйти из дому» ответьте «про себя» - «Я ищу свои ключи (телефон, кошелек, шарфик) всего-лишь пять минут».
- 3
Способ№3. Смените минус на плюс 
- Воспринимайте упреки как возможность продемонстрировать ваши положительные качества. Для этого мысленно переформулируйте сказанное так, чтобы подчеркнуть свои достоинства. «Ты слишком долго принимаешь решение» означает, что вы стремитесь взвесить все «за» и «против», то есть, действуете обдуманно, не делая скоропалительных выводов. Вам говорят, что вы непостоянны? Все дело в том, что вы стремитесь адаптироваться к изменяющийся ситуации.
- 4
Способ №4. Нарисуйте карикатуру 
- Попробуйте отнестись к критике с иронией. Не слишком ли возвышенно звучат обвинения? Соответствует ли выражение лица словам? Посмотрите на ситуацию как бы со стороны и усильте, как в карикатуре, ее смешные стороны.
- 5
Способ №5. Игнорируйте 
- Если вас откровенно унижают, то вы вовсе не обязаны вести с обвинителем диалог. Можно «проголосовать ногами» и уйти, если ваш уход не будет расценен как бегство с поля боя. Можно не вступать в дискуссию, погрузившись в свои дела.
- 6
Способ №6. Просите пояснить подтекст 
- Если вы чувствуете в завуалированной критике унижающий подтекст, заострите внимание говорящего на этой фразе, попросив пояснить, что он имел в виду. Не стесняйтесь использовать фразу «Вы не могли бы повторить, я не поняла, что вы сказали (имели в виду)», если к вам обращаются примерно так «Странно, что с такой фигурой у тебя вообще есть поклонники» и.т.п.
- 7
Способ №7. Назовите вещи своими именами 
- Основной задачей вашей ответной реакции является убеждение партнера впредь следить за своими высказываниями. Иногда достаточно просто назвать такую критику своим именем, подвести собеседника к осознанию того, что он делает. На реплику «Надо же, как ты располнела, стала просто пышка!» можно ответить следующим образом «Для меня унизительны твои слова. Я продолжу беседу, если ты перестанешь меня оскорблять».
- 8
Способ №8. Помогите собеседнику «прийти в себя» 
- Если вас критикует и унижает близкий вам человек, можно попробовать помочь ему. Скрытой причиной унижающей критики обычно являются обида, злость и прочие негативные эмоции, потому обозначьте свое положительное отношение к нему в целом, скажите, что хорошо к нему относитесь и вовсе не хотите его обижать. Другой вариант — реагировать на чувства критикующего, а не на контекст - «Мне кажется, что вам сейчас не очень хорошо. Что-то случилось?».
Вспомните самую обидную ситуацию, когда вас критиковали, и придумайте несколько вариантов, как следовало бы ответить на эту критику, используя любой из 8 способов. Потренируйтесь сейчас, это поможет вам завтра!
При подготовке статьи использованы материалы из книги Нины Рубштейн «Полный тренинг по развитию уверенности в себе»