Не сохранилось полевых записей о том, как украинцы провожали на войну своих родных в XVI-XVIII вв., об этом можно узнать лишь из народного фольклора. В «Думе об Алеше Поповиче» рассказывается о казаках, которые на Черном море попали в страшный шторм. Тогда старшина призвал всех покаяться в своих грехах и надеяться на милость Всевышнего. Ответил только казак Алексей Попович, который искренне раскаивался, что проигнорировав традиции, навлек гнев Божий на себя и своих товарищей. В перечне его «грехов» и содержится описание ритуала выступления в поход.
Як я колись в охотнє військо од’їжжав, Старшим козакам добридень не казав,
У отца, неньки прощенія не брав, З празничком не поздоровляв.
Старшого брата за брата не мав, Гей, козаки, панове молодці,
Меншую сестру згорда зневажав, Мене тут ще більший гріх спіткав.
В груди стременем одпихав. А як я на коні мимо сорока божих церков пробігав,
Либонь мене, козаки, панове молодці, З своєї дурної голови шапки не знімав,
Великий тут гріх спіткав. На себе хреста не складав,
А як я до козацької громади прибував І отцівської, материної молитви не споминав.
За своєю гордості юнацької шапки не знімав, Господа милосердного на поміч не призвав.
Все эти ритуалы, подобны обряду подготовки к смерти, и это логично, ведь идя на войну, можно и погибнуть. Подготовка к смерти в свою очередь была связана с религиозными представлениями: покаянием и причастием, примирением со всеми, взаимным прощением, соборной молитвой. Считалось, что ненадлежащая подготовка к походу, могла стать «дырой» в духовном панцире, через которую к воину подступала смерть ...
Из «Думы ...» мы узнаем, что казаки проводили молебны. Во время нападения врагов, во всех храмах непрерывно правились специальные богослужения. Очистившись с их помощью, воины получали силу победить врага, быть неуязвимыми, непреодолимыми.
В молитвах призывали на помощь Господа Бога, Матерь Божию, архангелов Михаила и Гавриила и небесные воинство, всех святых, обращались к Честному Кресту Господнему и Ангелу-хранителю, который давал силу и мужество, попутный ветер на море, спасал от бурь и больших волн, нагонял ужас и страх на врагов и ослаблял их силу.
Кроме того, каждый воин имел собственные обереги. Самые распространенные - платок, рушник, крест, горсть родной земли. Во многих легендах про запорожцев-характерников говорится, что в казацких сумках была христианская земля, ее набирали в сапоги, набивали лошадям под копыта, чтобы она отводила глаза врагам или вводила их в заблуждение. Землю казаки нередко завязывали в полу рубашки на случай, если придется умереть на чужбине, то с родной землей.
Собираясь в поход, казаки строго придерживались определенных ритуальных действий, среди которых прощание с родителями, почитание старших и церкви, а также молитва и обереги. Они верили, что это принесет им удачу в бою и сделает непобедимыми.
Источник Людмила Иванникова