После окончания всех летних и осенних сельских работ и загона скота на зимний корм начинаются михайловские праздники. Михайлов день (19 сентября) был праздником веселым и сытным. «Когда Троицу празднуют, хлеба своего нет, о деньгах и не спрашивай. А наш-то Михайло-архангел — куда вольней. Хлеб у всех свой. Конопля продана, овес тоже. Денежки есть и долги, что за зиму накопились, заплачены. Вот и гульнуть можно».
Работать в Михайлов день было нельзя — это считалось грехом. В этот день принято было решать частные и семейные дела, а после примирения устраивали особое празднество — братчины, где царило братство, дружество и миролюбие.
Праздник был «гостевым» — ни в одной избе не скучали без гостей. И жаренья и паренья было вдоволь. Неделю еще гуляли до наступления долгого и строгого Филипповского поста (служит для подготовки верующих к встрече Рождества).
Как известно, к Михайлову дню гусь достигает зрелости и становится достаточно жирным, чтобы из него уже можно было готовить блюдо. К Рождеству гусь становится еще жирнее, в то время как к весне его мясо стареет и становится жестким.
Возможно поэтому, к XII веку гусь стал самым популярным блюдом на празднествах именно в период между днем святого Михаила и Рождеством. Традиционно первого гуся съедают на Михайлов день. Существует поверье, что если съесть гуся в этот день, то весь год будет удачным. Гусь издревле считался солнечной птицей. Приготавливаемый на день Св. Михаила и на Рождество, он олицетворял убывающую и возрастающую силу солнца.
Еще сто лет назад гусь пользовался таким спросом, что хозяева “пешим ходом” вели стада птиц на рынок, чтобы покупатели могли выбрать самую вкусную, на их взгляд, птицу, для рождественского обеда.
Гусь оставался неотъемлемым атрибутом праздничного стола вплоть до начала ХХ столетия, когда в больших количествах начали поглощать индейку. Это связано с тем, что индейка более экономична, в ней больше мяса на килограмм веса, а кроме того, она не настолько жирная и не так “капризна” в приготовлении.