В давней давнине существовал дикий по нашим меркам обычай замуровывать живых людей в фундаменты построек. Этнографы допускают, что замурованный человек служил жертвой духам земли, арендной платой за взятую у этих духов территорию, и одновременно с этим душа замурованного человека делалась духом-охранителем данного здания.
Есть и другая версия, по которой этот обычай был связан с деревянными постройками, а не с каменными. К деревьям у людей тогда было особое, отношение: деревья считались тотемами и были неприкосновенны. За нарушение строителями этой неприкосновенности деревья мстили людям, лишая жизни строителя или первого обитателя дома. Чтобы предупредить эту неприятную перспективу, строители заранее подставляли мстящим деревьям жертву — ребенка, пленника, раба, животное, и этим обманывали тотема, который удовлетворившись, прекращал свою месть.
У разных народов были близкие по смыслу обычаи. У поляков, например, был обычай «затёса». Они верили, что новый дом должен быть построен «на чью-либо голову» — если не человеческую, то на голову собаки или курицы. Говорят, один плотник, закладывая новую церковь, договаривался с ксендзом о затёсе, уверяя, что без особого угощения, его затёс может навредить. После того как плотника хорошо угостили, он дал доказательство силы своего затёса: затесал угол дома на пролетающую ворону и она упала тут же, мертвою.
Очень близкие поверья существовали прежде у белорусов и украинцев, которые считали, что при рубке первых бревен будущего дома строитель-плотник непременно заклинает кого-нибудь из членов семьи хозяина дома, или домашних животных. Украинцы тогда верили, что дом может быть заложен на болезнь, смерть, хилость детей, падеж скота, размножение червей. Заклятое существо непременно должно в скором времени умереть.
Обыкновенно плотника просили заклинать тараканов и мышей. Добросовестные мастера закладывали на голову пса или кота, но обязательно должны были заложить на кого-либо, иначе их самих ожидала смерть, а поп даже не будет дом святить. Хозяева старались угодить мастеру, щедро его угощали.
Для той же самой цели украинцы впускали первым в новый дом черного петуха. Они оставляли переночевать в новой хате черного петуха и курицу, а в следующую ночь — черного кота и кошку; и только когда эти животные оставались живы — переселялись люди. Аналогичный обычай был и у русских.
Представление о смерти человека настолько прочно ассоциировалось с постройкой нового здания, что это отразилось и в снотолкованиях. Так сейчас во многих сонниках мы находим, что дом во сне видеть, перебираться в новый дом – к смерти или чему-то плохому. А еще до наших дней, особенно в селах, сохранилась традиция накрывать работникам "поляну".