"Как-то работали все люди, а один человек-нет. Так у всех людей побил град на поле все, а у него – нет. Люди думали, что он волшебник. Тогда он всем рассказал, что 24 мая праздник Царь-града, в который нельзя ничего делать. А Царь-градом зовут потому, что он царь всех градов", – такую легенду "от старых людей" записал в 1928 году в Нежине на Черниговщине этнограф Петр Чуприна.
Правильное название этого праздника – день обновления Царьграда. 24 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу Римской империи в только что отстроенный город на берегу Босфорского пролива – Византию, позднее Константинополь. Русичи называли его Царьградом. После раскола христианской церкви в 1054 году Константинополь (теперь это Стамбул), стал столицей всего православного мира.
Для украинского крестьянина такое название было необычным и впоследствии превратилось в Царя Града. На Черниговщине в этот день женщины не ткали, не стирали и не белили полотен, а мужчины, опасаясь на царягрядовый день землю ворошить, не пахали, потому что "градом выбьет на такое расстояние, на которое слышен крик погонщика" и вся пашня поляжет, и весь урожай пропадет.
А вот на Полтавщине праздник называли Цалигряды. Здесь его наоборот связывали с работой в огороде, хозяйствованием женщин на грядках. Раньше сажали овощи исключительно женщины, полагая, что если за это возьмётся мужчина — они зацветут и плодов не дадут. В такой необыкновенный день пололи огород. Если ненароком что-то срубишь, то оно все равно вырастет, потому как такой день. А еще заговаривали воробьев, чтобы не пили подсолнухов. Сеяли их вечером, как солнце сядет, молча и закрыв глаза, приговаривая при этом: "Чтобы воробьи моих подсолнухов не видели так, как и я их не вижу".
Вечером 24 мая, как только стемнеет, женщины раздевались и обнаженными обходили огород против часовой стрелки. Считалось, что это помогало от всяких вредителей, чтобы никогда тли не было на капусте, и подсолнухи были полным-полны. По свидетельству первого исследователя украинских заговоров Петра Ефименко, в конце XIX в. обнаженные женщины оббегали огород с хлебом-"забывакой" – таким, который забыли вытащить из печи. При этом приговаривали: "Как не может по свету голое ходить, чтобы так не могли воробьи моих подсолнухов пить".
На Закарпатье, чтобы ведьмы не отнимали урожай с огородов, чтобы посаженное не поразили вредители и хорошо уродилось, хозяйки голышом обводили огород терновой ветвью и возвращались домой, не оглядываясь. Даже частичное ритуальное обнажение, например, руки или колени, воспринималось как могущественное магическое средство. Так, сажая на Царя Града капусту, полтавчанки задирали подол и голым коленом прижимали рассаду. Верили, что таким образом капуста будет такой же тугой и белой, как женское колено.
Раньше считалось, что ночное бодрствование женщины обеспечивает всякое благополучие, включая и здоровье. Поэтому у славян на Ивана Купала женщины обнажившись собирали лекарственные травы. Женская нагота вообще порождает магию плодородия. Сейчас в Абхазии, если гость хочет похвалить аджику, сделанную хозяйкой, может сказать: “ Ах, хороша аджика! Хозяйка, наверно, ее делала без трусиков”. У осетин считается, что едкий лук и чеснок растут у женщины, которая сажала их без штанов. И уж прямо о плодородии говорит обычай девушек у лужицких сербов (славянский народ на востоке Германии), голыми оббегать льняное поле два раза со словами “Лен, лен, друг, вырасти до моих бедер, до моей груди, и тут остановись”.
Общество по сей день мало знает о женской культуре, где обязательно имеет место тайна. Женское тело не только эротично, но и духовно. Механизм сокрытия женских тайн образуются ритуальной закрытостью женской культуры и изыманием их из публичности. Женские обряды визуальны и в силу логики тайны предназначены видящим. Женские обряды потому тайны, что их не рассказывают, а показывают и то в нужное время. И только за вуалью повседневности можно обнаружить ее таинственный смысл. Или просто увидеть и изумиться.