Носители украинского героического эпоса - кобзари были для советской власти как кость в горле. Уже с первых дней ее утверждения в Украине большевики устроили за слепыми (в прямом смысле) и беспомощными народными певцами настоящую охоту.
Решить кобзарскую проблему расстрелами без суда и следствия большевики не смогли - слишком много было тогда в Украине кобзарей и слишком любили и уважали их люди. Предупреждали, прятали, передавали из рук в руки, как свое самое дорогое и самое святое духовное сокровище.
Тогда они поменяли тактику и «спустили» на места аж четыре постановления: «О запрещении попрошайничества», «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях НКО», «Положение об индивидуальной музыкально-исполнительской деятельности».
Газеты того времени пестрели заголовками: «Против кобзарей - радио Днепрельстана!», «Будем внимательней контролировать кобзарей!», «Кобза - музыкальная соха!», «Кудесница-гармошка становится и в определенной степени уже стала настоящим средством воспитания масс».
Народу, который испокон веков питал любовь к кобзарскому искусству, насильно навязывают не только «кудесницу-гармошку», но и «кудесника-баяна», «кудесницу-домру», обязуя фабрики музыкальных инструментов Украины изготавливать их и распространять не сотнями и даже не тысячами, а миллионами штук!
К травле кобзарей подключили и некоторых украинских писателей. Юрий Смолич тогда писал: «Кобза таит в себе очень большую опасность потому, что она слишком крепко связана с националистическими элементами украинской культуры, с казацкой романтикой и Сечью Запорожской. Это прошлое кобзари старались непременно воскресить. На кобзу давит средневековый хлам жупана и шароваров». Микола Хвылевой призывал положить конец «закобзариванию Украины», «выбить колом закобзаренную психику народа». В лютой ненависти к кобзарству всех превзошел Микола Бажан, который в поэме «Слепцы», называет кобзарей «нытиками», а основу их репертуара - наш тысячелетний героический эпос - «сторотыми проклятыми песнями».
Кобзарей начали загонять в «колхозы» - капеллы, ансамбли, квартеты, трио... Заставляли сочинять, восхваляющие советскую действительность, «песни» и «думы», которые ничего общего с украинским народным творчеством не имели. Но многие кобзари, не смотря ни на что, продолжали петь древние «невольничьи плачи», упрямо воскрешая народную историческую память.
Тогда возникла новая идея: собрать кобзарей и лирников, как будто на съезд, и всех уничтожить вместе с кобзами и лирами. Этот расстрельный съезд планировали провести сначала в 1925 году, потом в 1927. Видимо, специально созданная Академией наук УССР этнографическая комиссия никак не могла зарегистрировать всех кобзарей.
История не сохранила ни точной даты этого события, ни даже в каком году это произошло. По разным данным, в январе-феврале 1931-го, 1933 или 1934 года. Где и как погибли 337 делегатов съезда, осталось загадкой. По одной из версий, кобзарей вывезли в тюрьму на Холодной Горе, там расстреляли, а трупы по железной дороге вывезли в район Казачьей Лопани. По другой - хватали и расстреливали поодиночке. Есть и третья версия, ее придерживаются авторы фильма "Поводырь",- украинских "гомеров" взорвали всех вместе.
Долгие годы эти события замалчивались и только когда над домом Верховной Рады Украины взвился сине-желтый флаг, заговорили историки и очевидцы тех трагических событий, которые пишут книги (ДмитрийШостакович, Роберт Конквест) в память не только о загубленных кобзарских душах, но и о загубленной украинской культуре, угнетенном украинском духе. Известный кобзарезнавець Богдан Жеплинский составил реестр кобзарей и лирников, уничтоженных тоталитарным режимом в 30-х гг, и тех, кто пропал без вести. К сожалению мартиролог далеко неполный. А в 1997 году в Харькове рядом с Театром оперы и балета открыли памятник репрессированным кобзарям: гранитный монолит, на котором высечена изуродованная кобза. Деньги на него молодежные организации собирали почти десять лет. Источник
Р.S. "В заснеженной степи останавливается товарный поезд с зарешеченными окнами. Из темной проймы дверей вываливаются слепцы. Кобзари и лирники вместе со своими поводырями падают в глубокий снег. Комиссары прикладами поднимают их на ноги и гонят к оврагу. Срывается колючий ветер, начинается расстрел слепцов. Степные Гомеры падают без своих нищенских сумок, без кобз и лир...
...Ночью, когда уже не слышно было ни стонов, ни молитв, ни проклятий, Мотря с сыном вылезли из оврага. Часовой поднял винтовку, но почему-то не выстрелил.
- Жалею пули, хохлушка, на тебя и твоего гаденыша. Идите, все равно до утра замерзнете,- сказал он.
И брела Мотря с сыном своим малолетним бесконечной заснеженной степью. Под полой у пацана была отцовская бандура, а под ногами скрипел и скрипел снег, убаюкивая, приглашая к вечному сну. И сказал сын матери:
- Нам бы к селу добраться. А там не пропадем. Отец научил меня и играть, и петь.
Плакала Мотря, а вместе с ней плачу и я, и уже кажется мне, что это не Мотря с сыном, а Украина-ненька бредет из последних сил навстречу своей судьбе. И шепчет Украина-Мотря, смахивая рукавом горькие вдовьи слезы:
- Запомни, сын мой, палачей наших. Вырастешь, детям своим расскажешь, какой они масти. И если не ты, так дети твои отомстят за наши лютые муки. И не оставляй отцовской бандуры! Как бы тяжко ни было тебе, как бы жестоко ни карали тебя за нее. Пой добрым людям казачьи песни и думы. Пусть знают, чьи они дети. Пусть просыпаются от вековой спячки, сбрасывают с рук, ног и души кандалы."
Послушать как звучит кобза (бандура) в современной композиции можно здесь: Металика: баян и бандура