Решила я все-таки написать серию сообщений о традиционных головных уборах. Как девичьих, так и женских. Долго изучала эту тему, и хочется подытожить поиски для себя ( в первую очередь ). Начну с девичьего головного убора ).
"Венец (коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска) — славянский девичий головной убор.
Термин венец в применении к девичьему головному убору был известен ещё в XVI — XVII веках. В этот период венцом называлась лента, вытканная из золотных нитей, иногда на каркасе из луба или бересты, украшенная по всей окружности жемчугом, драгоценными камнями или их заменителями. Венец надевался на лоб и завязывался на затылке. При этом макушка головы была открытой, а незаплетенные волосы спускались на спину. " (с)
Тут я сразу напишу, что венец и кокошник очень часто путают. И венец называют кокошником. Про кокошник я тоже хочу написать. Но главное отличие в этих головных уборах: венец девичий - дозамужний, и волосы оставляет открытыми! А кокошник это свадебный головной убор, который уже закрывает волосы. И именно его потом носит замужняя женщина по праздникам и торжествам.
(с) В первую очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример — обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком.
Почему путают? Мое мнение: традиционные девичьи/женские головные уборы сохранились не полностью. Возможно у кокошника отсутствует часть комплекта и его принимают за венец. Но это лишь мое мнение, основанное на интернетовских изысканиях )). Я сама до сих путаюсь, что есть что )). Поэтому пытаюсь разобраться с помощью картин, фотографий, и новоделов. Если я где-то ошиблась - поправляйте смело )).
Здесь точно венец.
Василий Суриков. Портрет Н.Ф.Матвеевой. 1909. http://artsurikov.ru/kartina/33.php
И тут же у него же вроде венец, но с "фатой" и косами напоказ? Вот кто иногда и вводит в заблуждение ))
Василий Суриков. Царевна.1911
" «Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом сажения по бели. " (с)
Здесь все вроде бы верно: венец, ленты, косы )
Суриков Василий Иванович. Посещение царевной женского монастыря. 1912
http://www.artcyclopedia.ru/poseshenie_carevnoj_zh...-surikov_vasilij_ivanovich.htm
Буквально недавно посмотрела сериал " Романовы " ( 2013 ). И очень впечатлилась нарядом, а особенно венцом Софьи Алексеевны. То, что это венец - уверена! )
Но художники иногда такие художники! Здесь она представлена опять с "фатой" )). И вот эта "фата" - убрус, о котором я тоже хочу рассказать )), постоянно вводит в заблуждение!
(с) "Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением." Картина А. И. Корзухина, 1882
А здесь все невесты в венцах )
Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882
А вот другая картина на эту тему, и здесь опять непонятно. Та, что в светлом одеянии вроде в венце, но с "фатой". Та, что что в розовом, просто в венце. Рядом с ней дева в уборе, похожем на кокошник. И крайняя слева тоже с "фатой".
Константин Егорович Маковский «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
А вот тут все понятно - венец! ))
К. И. Брюллов “Гадающая Светлана”. 1836
У художников можно найти очень много. Перейдем дальше.
Музейные венцы.
Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitag...p8=&p9=&p10=&p15=1
С Эрмитажем спорить не буду. Но покажу то, что понравилось ).
Очень много музейных экспонатов можно найти в поиске, набрав " коллекция Шабельской " https://yandex.ru/images/search?_=1449010157926&am...D0%B9&noreask=1&lr=240 . Очень много! И очень красиво!
А я перейду к современному )
Очень меня поразила статья в ЖЖ " Венцы Юханна Никадимуса " http://la-gatta-ciara.livejournal.com/336475.html
«Первый свой венец я сделал полгода назад. Началось все с того, что мне захотелось, чтобы традиционный венец был у нас на обложке диска моей музыкальной группы, в которой мы поем русские народные песни (лет в 15 я услышал, как поют русские бабульки и понял, что всю жизнь буду петь такие песни и делать к ним музыку). И я подумал: где мне его взять? Музеи или коллекционеры в аренду такую красоту не дадут, значит, нужно сделать самому. Начал узнавать, как. Ирина Николаева, мастер по золотному шитью и технике «сажение по бели», рассказала, как изделие разбирается по фотографиям, как расчитывается правильный размер."
(С) После того, как работа была закончена, оказалось, что у друзей есть фотографии этого венца, которые они делали на Делегатской, в музее. И там хорошо виден центр, который по рисунку совпадает с моим вариантом. Сегодня сам венец находится в Музее Пушкина.
Ниже — классический сказочный венец с городками. Я его делал по фотографии Шабельской."
Этот же венец в живописи )
А напоследок новинки ))
Очень красивый новодел по мотивам последнего венца тут http://club.season.ru/index.php?showtopic=15563&st=40
Видео-МК уже публиковала тут http://www.liveinternet.ru/users/2827014/post375285859/
А на последок моя любимая Настенька из "Морозко" )). В венце ))
ПС. Я перерыла кучу сайтов. Если кто-то пожелает сообщить мне, что я использовала чью-то информацию без ссылки и авторства - сообщайте ))).
Upd. В ЖЖ знающий человек все мне разъяснил! За что огромное спасибо!
(с) " Царевны могут быть только в венцах, хоть и дополненных фатой. Поскольку русские царевны не имели возможности выходить замуж (за подданных нельзя, за неправославных нельзя, за неавгустейших иностранцев нельзя, за августейших было бы можно, но не осталось больше православных государей, не находящихся в вассальных отношениях с мусульманами... Поэтому русские царевны 16-17 веков или носили девичьи уборы, или принимали постриг. Так что, на красавице с двумя косами и фатой - девичий венец-коруна. А кокошник бы полностью прикрывал волосы, включая убранные под него косы, и не легкой накинутой вуалью, а плотной шапочкой, декорированной уже вышитым очельем. "
" У Сурикова на картине "Боярыня Морозова" можно рассмотреть несколько именно девичьих уборов, в их зимнем варианте - это в первую очередь боярышня в фиолетовой шубке - на голове девичья высокая повязка с жемчужной налобной поднизью, а поверх нее для тепла накинута бархатная короткая шубка. И еще две боярышни в сопровождении своей мамки - тоже вышитые жемчугом и самоцветами головные уборы неясной конфигурации, похожие одновременно и на шапочку и на повязку, опушенные мехом, и покрытые поверх для тепла платками - точно так же, как накидывалась легкая шелковая фата на венец - от пыли, и роскошества ради. )
http://www.artsait.ru/art/s/surikov/i
По ссылкам проходила - все нормально ).