Этнографы считают, что в основе ритуала окручивания лежало древнее поверье о магической силе женских волос. По канону, которому следуют православные иконописцы, у целомудренной женщины не может быть прически, схожей с интимным, «срамным» местом. Волосы на голове и теле «мужатицы» позволялось видеть только ее «мужу и повелителю». Срывание головного убора с замужней женщины каралось штрафом, равным штрафу за обесчещение. Везде и повсюду замужняя женщина должна была появляться только с покрытой головой.
В.Е. Феклистов «Приготовление невесты к венцу» 1848
Андрей Ремнёв «Разделение косы» 1996 *click 1496×1499, 516 Кб
Антохина-Куракса Наталья Александровна «Крестьянская свадьба» 2004 *click 1000×852, 836 Кб
Константин Егорович Маковский «К венцу» *click 1000×751,150 Кб
Иван Семёнович Куликов «Убор невесты»
Простоволосые женщины не так часто встречаются на полотнах русских живописцев...
Кившенко Алексей Данилович (1851-1895)«Девушка с розовой лентой (расплетающая косу)»
Б.М.Кустодиев «Девушка, расчесывающая волосы» 1917 *click 769×1000, 131 Кб
Десятов П.Н. «Девушка, расчесывающая волосы» 1840 - 1850-е *click 857×1134,188 Кб
Венецианов Алексей Гаврилович (7.02.1780 - 4.12.1847) «Купание» 1830
Е. Терентьев (1820 - ) «Девушка, расчесывающая волосы»
Серия сообщений "Русский народный костюм":
Часть 1 - Саккада
Часть 2 - Девичьи головные уборы. Перевязка, головодец
Часть 3 - Девичьи головные уборы... 2. Венец, коруна, почелок
Часть 4 - От коруны к повойнику
Часть 5 - Женские головные уборы. Волосник, повойник.
Часть 6 - Женские головные уборы... 2. Сорока
...
Часть 34 - «Пряничный домик». Русский народный костюм.
Часть 35 - Русский народный костюм. Линки.
Часть 36 - Русский праздничный костюм Пермской земли