Моя любовь к Карелии, видимо, уже навсегда. Каждая моя поездка в те края - отдых для души и тела, масса новых впечатлений и приятных встреч. И мне хорошо в этом климате - близком к нашему, но не такому промозглому и, в целом, не столь переменчивому.
В общем, то, что мой первый выездной рок-фест состоялся именно в одном из карельских городов – Питкяранте (я там не была ещё, хотя название знаю прекрасно - нам оттуда щебень возили, на завод, в смысле
– символично.
Как я узнала о фестивале, уже не помню. То ли кто-то пригласил, то ли я сама нарыла инфу, что ближайшее выступление "F.P.G" состоится именно там. А поскольку нижегородские панки - наше ВСЁ, наравне - подчёркиваю! - с их «старшим братом» (в моем сознании; в данном случае я имею в виду близость творчества обеих команд лично мне и возраст их участников) «Королем и Шутом», то мы с Аней ещё пару месяцев назад принялись искать пути, как бы нам выбраться в северную республику.
Выход нашла Аня. Точнее, она нашла в Контакте замечательную девушку Юлю Сечкарук - из фан-клуба группы «Площадь Восстания», которая (и как выяснилось, не впервые) организовала для желающих попасть на фест поездку в Питкяранту. Говоря проще: она с единомышленниками (да, у «Площади восстания» замечательные фаны, группу можно поздравить) наняла автобус, который должен был отвезти людей на фест, а потом - доставить обратно в Питер. Причем, ближе непосредственно к самому событию, желающих набралось столько, что пришлось нанимать три (!) автобуса. Короче, вариант выходил просто шикарный, и мы им воспользовались. Аня встретилась с Юлей на рок-фестивале «Окна открой» (а я в тот день была на Green Day), отдала ей деньги за поездку и, таким образом, проблема приезда и отъезда на фест была решена.
Юле мой респект и огромная благодарность - за то, что она заморочилась тем, чтобы всех нас привезти, все так замечательно организовала (не забыв лично проверить по списку, все ли погрузились в Питере и, главное, в Питкяранте - дабы никого не забыть), в общем, за все её хлопоты. Далеко не каждый захотел бы взваливать на себя подобные заботы. Такие люди делают мир лучше, причем, не болтовней, а р е а л ь н ы м и делами.
В день отъезда у метро «Улица Дыбенко» собралась приличная толпа. Мною были замечены и явные алисоманы, и люди с панковскими прическами. Мальчики, девочки, люди постарше. Некоторые с детьми. Короче, питерская диаспора (думаю, там ещё были люди из нашего города, приехавшие в Питкяранту иными путями) на фесте оказалась весьма внушительной и разнообразной. Большинство, конечно, ломанулось сюда ради «Алисы». Ну а мы - ради «F.P.G» и «Бригадника»
.
Я, по-моему, одна была в мини-юбке. Мы собирались посетить край бесчисленных рек и озер, поэтому я жаждала искупаться в Ладожском озере, вдоль северо-восточного берега которого и вытянулся городок (всего 11 тысяч человек живет там). Поэтому я также облачилась в закрытый купальник, который с некоторой натяжкой мог сойти за платьице, твердо решив окунуться, если возможность представится.
Юлин помощник, Ваня, повел нашу группу к первой маршрутке, куда мы с Аней и погрузились, заняв часть диванчика в самом конце. Я предусмотрительно взяла с собой походную сумку, в которую влезло все необходимое, включая достаточный запас еды, дождевики (к счастью, они не понадобились) и небольшое полотенце.
Пришлось, правда, ждать, пока все точно сядут во все автобусы (было две маршрутки и один большой автобус), хотя было чётко сказано: отправление в восемь. Большинство, я так думаю, к этому времени и явилось. Но наверняка кто-то опоздал, кто-то не пришёл вообще, кто-то поперся в последний момент за пивом (многие же у нас без алкоголя ехать не могут).
Короче, в результате тронулись только в девять. Меня немного рубило, но мы подкрепились Аниными бутербродами с чаем и бананами, поэтому основную часть пути я проделала в бодро-приподнятом состоянии. Ехали довольно долго: были две небольшие пробки при выезде из города (но как только миновали Волхов, покатили без задержек) плюс пара-тройка остановок в пути. Поэтому в Питкяранту мы прибыли с опозданием - в третьем часу только выгрузились из маршрутки. Немного потоптались, осваиваясь: посмотрели, где остановились, чтобы потом найти маршрутку (я ещё записала в телефон номер сего транспортного средства), послушали, что говорят наши спутники (оказывается, большой автобус по пути сломался! Так что нам ещё повезло, хотя другая маршрутка приехала раньше), а тут ещё чья-то собака принялась облизывать мои ноги (притом, что на них было нанесено всего лишь молочко для загара!) – под смешки окружающих. Собаку я погладила, но всё же поспешила от неё отделаться, а то животное, чего доброго, увязалось бы за мной. Сориентироваться на местности не составило труда (сцену мы уже видели из окна маршрутки), и мы с Аней пошагали к месту проведения фестиваля. Я взяла с собой пакет с полотенцем, дождевиками и маленькой бутылочкой с водой. А в крошечной сумке через плечо у меня были все ценные вещи. Так что, можно сказать, на фест я отправилась налегке.
На улице было полно людей и машин - бедная Питкяранта вздрогнула от такого наплыва туристов. Я, кстати, слышала, что разместить всех желающих не смогли - немногочисленные окрестные гостиницы и базы отдыха оказались забиты задолго до 13-го.
Территория, на которой проходил фест, представляла собой огороженный участок берега Ладожского озера - надо было пройти сквозь деревянные ворота с надписью «Добро пожаловать!», чтобы оказаться на этом празднике Рока. Никаких досмотров, никаких запретов, да и вообще полиции было, по моим ощущениям, маловато. Похвальный либерализм, хотя у всего есть обратная сторона.
Недалеко от собственно воды (правда, к ней ещё надо было спуститься) возвели сцену. Зрителей от неё отгораживала довольно высокая сетка-рабица, над которой, впрочем, можно было приподняться благодаря перекладинам внизу (чем я в дальнейшем не преминула воспользоваться
).
Первое, что бросилось в глаза: у сетки со стороны зрителей спал замурзанный и, вероятно, в конец упоротый бугай. По некоторым признакам - алисоман. Видимо, местечко занял. Местные стражи порядка попытались растолкать это Тело, но потом плюнули, да и кто-то из окружающих попросил их не трогать чела. Никто на него не наступал, поэтому его там так и оставили - до поры, до времени.
Мы, как было сказано, явились с опозданием - на сцене уже шло выступление первой группы. Неудивительно: на фестах, в отличие от концертов (абсолютно всех; сколько ни ходила - наши ли группы, зарубежные, известные, андеграундные - все задерживают), участники обычно выступают по расписанию. По регламенту, так сказать.
Поэтому мы сначала зарулили в домишко, на дверях которого было написано «Сувениры», чтобы глянуть, что там вообще есть. И - как мило! - там была почти исключительно фан-атрибутика «F.P.G». И я наконец-то купила себе пару их дисков - мой любимый «Гавнорок» и «Стихию». А вот подходящей футболки там не было, поскольку все они рассчитаны на парней, а не на женские фигуры, соответственно, даже маленький размер – «размахайка», в которой можно утонуть. Аня же обзавелась магнитом со словом «Питкяранта» с некой местной символикой и на том успокоилась.
На территории фестиваля повсюду располагались большие баки с надписью «МУСОР», жарились-продавались шашлыки, всякое разное пиво, даже был ларек с сахарной ватой - некоторые ведь и детей приволокли (в нашей группе, например, был один алисоман - молодой ещё парень - с маленькой дочкой).
Мы тоже затарились парой баночек и пошли наконец к сцене.
На этом прелюдию считаю оконченной и перейду к описанию самого феста.
В программе были заявлены следующие команды:
15.00. - 16.00. : «Никто»
16.00. - 17.00. : «Площадь Восстания»
17.00. - 18.00. : «Ангел НеБес»
18.00. - 19.00. : «Теория»
19.00. - 20.00. : «F.P.G»
20.00. - 21.00. : «Огнелет»
21.00. - 22.00. : «Бригадный Подряд»
22.00. - 23.00. : «Алиса»
По прошествии времени могу сказать, что, в общем-то, всё прошло более-менее гладко. Все музыканты как-то уложились: быстро настраивались, чётко отыгрывали положенное количество песен, и таким образом фест практически не выбивался из графика, несмотря на отдельные эксцессы разного маловменяемого быдла.
Ниже я попробую описать, как всё было. Но предупреждаю: я сюда ехала ради «F.P.G» и «Бригадного Подряда». Остальные группы я либо не знаю, либо не слушаю. Поэтому много про них сказать не смогу.
Про группу «Никто» не могу сказать вообще ничего, поскольку мы их практически и не слышали, и не видели – мы ведь опоздали. Да, когда мы приехали, они всё ещё играли, но пока мы добирались до сцены (минут двадцать на освоение фестивального пространства у нас ушло), они уже сошли с неё.
Название вот разве что у них забавное. То ли это такая сверхскромность (ложная наверняка - вряд ли у рокеров такая заниженная самооценка), то ли прикол какой. Я почему-то вспомнила гомеровскую «Одиссею», где хитроумный герой обманул тупого циклопа, назвавшись «Никто».
Вообще, это смахивает на некий стёб со стороны организаторов - начать открытие фестиваля с группы с таким названием. Обычная практика: сначала идут малоизвестные или начинающие группы, потом кто-нибудь признанный-заслуженный, кому уже не надо ничего особо доказывать (и хорошо, когда такая группа – не одна), а под занавес – хэдлайнер – какая-нибудь мощная команда, ради которой, собственно, процентов девяносто и приезжает на фест. Кстати, нас с Аней можно отнести к оставшимся десяти
.
Короче, не судьба была их послушать.
По поводу трёх следующих групп: «Площадь Восстания», «Ангел НеБес» и «Теория» – можно сказать, что это команды из числа молодых да ранних (хотя вот «Теория» уже десять лет выступает, как было объявлено), и то, что их поставили выступать одну за другой - неслучайно. Все они относятся к т.н. «Новой волне», «Пятой волне русского рока» (у «Площади Восстания» и «Теории», кстати, даже совместные проекты были; в частности, они организовали фестиваль «ЖИВОЙ» в 2009-м) или как там ещё их называют журналисты? Короче, это группы, которые претендуют на некую самобытность, оригинальность и, пожалуй, новое слово в нашем роке. Молодёжь, за которой будущее. Я почитала про них всех - исключительно положительные отзывы.
Свежая кровь, да...
Забегая вперёд, скажу, что ни одна из них для меня лично открытием не стала. Но, откровенно говоря, я уже не думаю, что кто-то из музыкантов может меня по-настоящему зацепить или, скажем так, пронять. Восприимчивость с годами притупляется и пустых лакун в душе с каждым годом всё меньше и меньше. Каждый раз, встречая нечто новое в искусстве, понимаешь, что что-то подобное ты уже видел-слышал-читал. Боюсь, «F.P.G» были последними, кто произвёл на меня по-настоящему сильное впечатление.
Однако подобные безрадостные выводы вовсе не отменяют вероятности, что кто-то из новых групп может мне понравиться. В таком разе я при случае с удовольствием их послушаю или даже схожу на концерт. А может, и полюблю. Но без фанатизма.
С «Площадью Восстания», признаться, вышло как-то скомкано. Получается, они были первой группой, которую мы здесь услышали. Поэтому пока я их распробовывала, любуясь вокалистом Андреем, они уже отвыступали. Их фаны (среди них были Юля и Ваня, так что я порадовалась за припозднившихся из-за поломки автобуса ребят - успели-таки!) встречали их очень тепло. С фаерами даже, что меня несколько удивило.
Мне всегда сложно воспринимать новые песни с первого раза, особенно, если звук не позволяет расслышать каждое слово. Впрочем, звук-то как раз был нормальный, это я никак не могла сосредоточиться и начать внимательно слушать. Мне запомнились разве что «Провокация» и особенно финальная песня «Площадь Восстания», точнее, строчка: «Ушел на Площадь Восстания!» Это не призыв к революции, как таковой – скорее, революции в головах (у Сида есть примерно на ту же тему: «Почему тебе всё равно? Почему же всем всё равно?»). Вот эта песня мне по-настоящему понравилась. Жаль, что она была последней.
Вообще, эти ребята показались мне такими... гм... романтиками что ли. Светлыми, чистыми, верящими (в хорошее). И умными, да. И музыка у них примерно такая же, по моим ощущениям (хотя где-то мне встретилось вполне конкретное определение их стиля: «Прогрессивный рок с элементами фолка»). Но всё это уже не слишком вписывается в моё собственное мировоззрение. Невинности больше нет, поэтому это несколько не моё. Впрочем, найду время, послушаю их повнимательнее.
Вот только групп, которые я бы хотела послушать и поизучать - что-то слишком много. На всех у меня не хватает ни ушей, ни времени
.
В перерыве между «ПВ» и следующей группой ведущий (такой уже немолодой мужчина с седыми волосами и в черных очках - чем-то он мне Колесника напомнил, лидера группы «Август») предложил желающим попить пива, перекусить – и искупаться. Отдохнуть, в общем. К ужасу Ани я тут же заявила, что пойду купаться, и незамедлительно срыла.
Купаться, впрочем, можно было лишь под присмотром бдительной береговой охраны, да и то было строго сказано: «зашли по пояс, окунулись и назад». Однако, учитывая, что плаваю я весьма плохо, меня это вполне устроило. Я стащила юбку, скинула мокасы, зашла подальше, чуть-чуть проплыла и встала. Ещё раз окунулась и вылезла. Водичка оказалась холодной и, не сказать, чтобы очень прозрачной. Зато после неё я почувствовала себя посвежевшей и взбодрившейся. Подобрала своё барахло и так и пришла (с мокрыми волосами и босиком) к своему прежнему месту в первом ряду. Аня почему-то удивилась, услышав, что я не собираюсь одеваться. Но мой купальник и так был, во-первых, закрытым, во-вторых, с оборкой, имитирующей юбочку. Так что ничего крамольного в моём облике не было. Мне вообще было наплевать, как я там выгляжу сзади. Да и высохнуть надо было, в конце концов!
После «Площади...» выступали «Ангел НеБес». Эта группа благодаря акцентированной в названии игре слов была мне знакома и раньше – на слуху, как говорится. Но видела и слышала я их впервые.
А вот эти ребята мне понравились больше. Кстати, их представили как питерскую группу, но на самом деле это не так. Они из Тулы (а потом жили и творили в Новомосковске), просто некоторое время назад перебрались к нам. Причем, по словам лидера группы, Славы Никанорова («Никана» в обиходе), это был осознанный выбор: ездили в Питер, спрашивали... все ответы сводились к тому, что мол, ребята, хотите срубить бабла — езжайте в Москву — она у вас под боком, а хотите рока — приезжайте в Питер...
Ну вот они и приехали, выбрав нас. Приятно, что ни говори
.
«Ангел НеБес» спели (как я вычислила постфактум): «Мама, я уйду», «Пожар на Твоём Теле», «Верный строй», «Патрон» (это, по-моему, их главный хит, который даже попал в «Чартову дюжину»). Ну и порадовали кавером Цоя – «Дальше», исполненным, не по-КИНОшному конечно, но неплохо.
Их я уже слушала более внимательно - мне понравились длинные, сложносочинённые песни, со смыслом и чувством. Я не поняла, правда, зачем Никан использовал два полотнища в процессе исполнения - черное, потом белое, но, оказывается, это часть перфоманса, который группа, точнее, её лидер часто использует в своих выступлениях.
Сам Никан довольно экспрессивен, выкладывается на совесть, но, увы, абсолютно лишен какой-либо харизмы, обычно присущей лидеру группы. Попросту говоря: внешне - совершенно зауряден. Это, разумеется, не упрёк (да и что бы это была за идиотская претензия?) - так, наблюдение. Попривыкла я, что в нашем роке большая часть музыкантов, причем, независимо от возраста - о-го-го! Нормальные мужики в хорошей физической форме (а не нечто гламурно-блестяще-изнеженное, как большинство поп-звезд). Меня-то, само собой, интересуют всегда песни и музыка прежде всего, но глаз нуждается в пище: мужчинами любоваться, с женщин брать пример. А тут... тут только слушать.
Зато музыка у них хорошая, песни тоже, так что группа эта представляется мне интересной. Я уже скачала себе все их альбомы, благо их пока что немного.
Про группу «Теория». От них у меня двойственное впечатление. С одной стороны, их песни показались мне никакими, хотя у них, как я вычитала, чуть ли не собственная эстетическая концепция, весьма свежая и необычная, бла-бла-бла...
Возможно. Допускаю, что первое впечатление ошибочно, так как против «Теории» сыграли два обстоятельства (о них позже).
С другой стороны, лидер группы - девушка Надия, несмотря на внешнюю хрупкость, производит впечатление энергичной и сильной особы и, учитывая, что группе уже 10 лет, и она много где участвует (в различных фестивалях, я имею в виду, причем, раз от раза ранг фестивалей всё выше), можно сказать, что коллектив в надёжных руках. С таким лидером «Теория» точно не пропадёт.
А если их концепция и впрямь заслуживает пристального внимания, то, наверное, их стоит послушать. Тем более, мне всегда интересны группы, где лид-вокалист - женщина.
О Надие стоит сказать особо. Эксцентричная девушка, так сразу не раскусишь. Хрупкая, красивая. Утончённая даже. Наряд был такой причудливый, вызывающий ассоциации с чем-то эзотерическим и фэнтезийным. Но вот длинные пряди волос, как мне показалось, прицепные. Похоже, в жизни она с короткой стрижкой (судя по другим фотографиям). И парео, обвязанное вокруг бёдер поверх белых брюк, тоже неслучайно. Короче, девушка, которую можно назвать красивой, но не женственной. Во всяком случае, сама она куда жёстче, чем хочет показать. При всей изящности - это красота андрогина. Как у Миллы Йовович примерно, собаку съевшей на ролях бой-баб в компьютерных боевиках. И это озадачивает. Вот с Луной (Лусинэ Геворкян) - всё понятно. Панкуха, оторва. Свойская девка, вполне соответствует своему имиджу. А кто Надия? Вопрос...
Уж не знаю, какая там у них солнечная энергетика в коллективе – я ничего такого не заметила. Группа как группа.
Справедливости ради замечу, что им практически сорвали выступление. Вернее, довольно сильно испортили. Дело в том, что когда Надия начала петь, какой-то идиот (или идиотка) зажег фаер, но то ли не смог нормально потушить, то ли потом пошла в ход дымовуха. Короче, стало дымно, мерзко, и всё это повалило на сцену в том числе. Певице было трудно закончить песню, дыша этой дрянью. Она даже сказала: «Блядь, да потушите вы эту хуйню!» (и лично я её нисколько не осуждаю за сильные выражения - как ещё с дебилами говорить?) Вроде, даже слова её возымели действие. Короче, допела она, отошла попить водички, а после сказала с почти несдерживаемой злостью примерно следующее: «Друзья, если вы хотите слышать только музыку, то будет вам музыка. А если ещё и пение - то прекратите жечь шашки. Оставьте их для своей любимой «Алисы», ей это понравится».
Вот так вот. Испортили девке настроение, да и голос у неё после того, как она надышалась дымом, подкачал - она сама потом пожаловалась на это. Однако, как положено нормальной артистке, всё равно всё спела (show must go on, как завещал Фредди…), включая, как я понимаю, свой главный, нежно любимый поклонниками хит - что-то там про солнце. Но уже, по-моему, без особого удовольствия, говоря, что «голос не слушается». И это мне тоже не очень понравилось. Что толку жаловаться зрителям? Быдлогопов этим всё равно не проймёшь, а остальные-то при чём? И вообще, назвалась груздем – полезай в кузов. Какой-то сердобольный фанат даже поставил ей банку пива на такую типа тумбу между сценой и оградкой справа (практически напротив меня) и настойчиво предлагал выпить. Но Надия, как и следовало ожидать, подношение гордо проигнорировала.
Правду сказать, «Теория» вообще была не в тему - после неё должны были выступать «F.P.G», ради которых мы и приехали. Поэтому мы эту группу не особо жаловали, воспринимая, как досадную помеху перед нашими любимцами. Анька так и вовсе сказала: «Я уж хочу, чтобы она поскорее закончила, потому что после неё будет самое интересное». А у меня к тому времени зуб на зуб не попадал от холода (всё ж таки не Крым), а под «Теорию» было ни попрыгать, ни поколбаситься.
Поэтому их выступление лично для меня оказалось самым неудачным в силу всех этих причин. А ведь группа, по некоторым признакам, неплохая. Выступили просто не в то время.
Но когда Надия сотоварищи удалились, мы имели удовольствие наконец-то лицезреть «F.P.G».
Не дождаться нам с Аней было, когда они снова приедут в наш город, поехали мы к ним сами). И были приятно удивлены и обрадованы, что Пух наконец-то побрился
.
Да, я прекрасно понимаю, как это глупо звучит, но, честное слово, этот его новый имидж у меня лично был уже в печёнках (и не у меня одной, судя по выкрикам некоторых парней (!) на их последнем концерте в Питере в «Money Honey»). На фига? Плохо-плохо-плохо! Нечего ему косить под Джима Моррисона времен поздних Doors, ему не идёт. И уж если фанатки заклевали Брэда Питта за аналогичное «преступление», то нам сам бог велел.
Короче, внял ли он многочисленным просьбам фанов (не похоже на него, но кто знает?) или самому надоело, но на «Берегу» Пух был как картинка. «Лицо группы» было безупречно.
Ну уж тут я оторвалась! Я даже на оградку залезла, возвышаясь на особо любимых песнях над толпой (да-да... в священной злобе возвышаясь над скоплением мудил... спасибо, Армен Сергеевич, самой бы мне так не придумать
). Кстати, эту бедную ограду так немилосердно раскачивали, что впору было слететь с неё. Но ничего, удержалась.
На «F.P.G» народ прорвало. Этот, что лежал трупом перед сеткой в ожидании «Алисы», куда-то исчез. Когда Аня указала мне на его отсутствие, у меня, по её словам, глаза были круглые от удивления. Не думала, что его оттащат. Впрочем, объяснение найти легко: на первой по-настоящему убойной группе народ пошёл вразнос, и двое даже умудрились залезть на сцену. Причем, если первый парень ещё как-то там подошёл к Пуху, постоял рядом, пожал ему руку - покрасовался, короче, то, что второй долбаёб там делал – дядя такой, сильно за сорок, – убей бог, не понимаю. Взобрался на сцену, прошёл вглубь, показался народу, потом куда-то вроде пошёл к краю. Ну тут уже менты подоспели, пройдя через сцену и стали его выталкивать (первый-то «герой» вроде уже спрыгнул... или собирался?) Ненавижу такой дебилизм. Вот на фига это делать, а? И музыкантам мешают, и зрителей отвлекают, и охрану злят. Про второго (великовозрастного) мудака я ещё скажу (не, ну пацанов я ещё могу понять: энергии много, девать некуда, кураж там, дурь молодая и т.п. Но ты-то, старый боров, куда прёшь?!). Пух отреагировал на всё это безобразие так: «Если уж залезли на сцену, то прыгайте, а не можете - не хуй лезть».
Короче, опять были фаеры, дымовуха вроде тоже, слэм - естессно! - хотя слэм устраивали и раньше, выползания на сцену и общий отрыв. Я сама так бесилась на этой несчастной оградке (в результате чего заполучила жуткий синяк на правой руке), что меня даже какой-то парень тронул за руку, а потом, уже когда я слезла, сказал со смущенной улыбкой: «Ну ты так не кайфуй сильно». Я так и не въехала: то ли я ему мешала, то ли его напрягало, как я выгляжу сзади (лично меня это не волновало абсолютно). Выяснять это не было никакого желания - вот ещё, отвлекаться от «F.P.G»!; поэтому я просто отмахнулась: «Да ну вас на фиг!» Кстати, я ещё стырила эту банку с пивом, которая там стояла. Надия её проигнорировала, щедрый даритель – забил. Зачем же добру пропадать?
К счастью, с нашей стороны никто не то что на сцену, но и к оградке не лез, поэтому ничто не помешало нам с Аней насладиться концертом – да, практически полноценным концертом, хоть он и длился только час. Всего ребята отыграли пятнадцать песен, которые мне не составит труда перечислить по памяти, в более менее верном порядке:
После какой-то песни все начали (мы присоединились) скандировать «F.P.G! F.P.G!», а какой-то идиот, словно не в силах смириться, что не его группу превозносят, затянул: «Алиса!» Где таких производят, кто скажет? Неужели у нас полстраны такого тупого агрессивного быдла?..
Практически все песни были из последних двух альбомов, кстати. Только всеми любимая «Утренняя» - из «Гонщиков», да ещё «Свобода» оттуда же. Правда, мне она больше нравится в полном варианте (а вот против сокращенного варианта «Восьмое марта» ничего против не имею!), зато на строчках: «...цепей, которыми ты себя заковал, нет надежнее, крепче и тяжелей...» слово «крепче» ребята: Димастый, Змей и Руль – пропели синхронно. Обожаю эти слаженные бэки! Вроде, мелочь, а так эффектно!
В общем и целом, их выступление было отменным - как всегда. И все песни были, как на подбор, классными. Я их все люблю (не хватало только «Двигателя», «Проснулся» и «Бунтарей» для полного счастья), а больше всех – «Fair Play» и «Думай». Так что я получила удовольствие по полной.
И очень хорошо, что именно эта группа была первой в следующей четвёрке - до «Бригадного Подряда» (который мы тоже нежно любим), бедная оградка, увы, не дожила.
После «F.P.G» я наконец расслабилась. Надела юбку, потому как уже высохла к тому моменту и больше купаться не собиралась – хорошенького понемножку.
Следующей в списке значилась группа «Огнелёт». Про этих перцев ведущий сказал что-то типа: они классные ребята, не на что не претендуют (в смысле: не отказываются выступать, всегда приезжают, если приглашают и т.п.) и играют отличную музыку.
Ребята (правильнее сказать: мужики, им всем сильно за тридцать уже по виду) оказались довольно своеобразными. Песни у них... даже не знаю, как охарактеризовать. Вроде как про нашу жизнь, но злые и злободневные. Этакий жёсткий стёб по моим ощущениям. Смесь «НОМ» и «Бригадника», если можно вообразить подобный гибрид. От первых – эксцентричная манера поведения на сцене и не менее стрёмный стиль исполнения Димой-«Огнелётом» своих песен (он – лидер и автор текстов): глаза таращит, жестикулирует и интонации такие, словно он в «Камеди Клабе» выступает. Да и видок тот ещё: бритая башка и шорты с пальмами – вот и весь его облик. А песенки – простые, злые и небессмысленные – а это уже тема «Бригадника».
Спели они вот что: «Марина», «Радио», «Адрес: сумасшедший дом», «Повесть о настоящем человеке» (кажется... вот насчет этой песни я что-то не очень уверена), «Дядя Степа умер», «Стыдно быть бедным», «Бьет, значит любит», «Шоколадный Вася».
Ане эти чуваки не понравились. Она сказала: «По-моему, они какое-то быдло». Ну, если судить по внешней подаче, то, конечно, не айс. «Бригадники» по сравнению с «Огнелётом» – просто потомственные интеллигенты, а эти – так, гопота какая-то. Но слишком вокалист выделывается для того, чтобы заподозрить его в принадлежности к быдлу. Стебутся они, короче. Причем довольно жёстко. Предваряя песню «Бьёт, значит любит» Дима-Огнелёт сказал с этакой неподражаемо-соболезнующей иронией: «Песня для настоящих мужчин, про настоящее мужское занятие. «Бьёт, значит любит, или Дать бабе по ебалу».
Некоторые в толпе восприняли это заявление с ликованием.
Нет, эти парни не такие простачки, какими прикидываются.
Да и в строках вроде этих (это из «Дядя Стёпа умер») что-то есть:
Главное, что я вынесла из их выступления: ребята без претензий, но занятные. Такие довольно эксцентричные типа панки, хотя лидер группы всячески открещивается от стилистических определений. В принципе, мне «Огнелёт» понравился. Но всё-таки для себя я отнесла эту группу к разряду экстравагантной экзотики и едва ли буду слушать их.
Ну а после появился «Бригадный Подряд»
. Фестиваль шёл, на минуточку, уже пять часов, однако никакой усталости я не чувствовала. Да и голода тоже. И это не преувеличение! Свежий воздух, хорошее настроение, купание в холодной воде и почти непрекращающаяся музыка сделали своё благодатное дело.
Сил для Сантёра и К° осталось ещё много!
«Бригадник» нравится мне тем, что они за милую душу играют на сцене в придурков, ухитряясь при этом оставаться невероятно милыми и обаятельными людьми. А музыка их при этом столь зажигательна, что они вполне оправдывают своё реноме «монстров вселенского панк-рока». И поскольку все они нам давно всё равно, что родные, мы с удовольствием отметили, что Герман прогуливался «за кулисами» уже во время выступления «Огнелёта» («Да, он вообще любопытный», – прокомментировала Аня. А потом, когда ударник «БП» первым появился на сцене, подколола: «Сейчас он будет долго-долго настраиваться. У него же восемнадцать тарелок! И он такой копуша...»), Кирилл в этот раз изменил своим любимым красным штанам, у Толяна был отлично поставленный ирокез, а жена Сантёра наблюдала за концертом из окна второго этажа здания справа от сцены (кстати, приятная женщина. Смотрела на всё, что творилось внизу, и улыбалась).
Мне, конечно, жаль, что Соболев добился-таки, чтобы ребята перестали исполнять песню «Всерьёз» – дескать, они тем самым ущемляли его авторские права (так и хочется сказать ему: ну что, счастлив? Да и заебись, «справедливец»! Вместе с грёбаным РАО), но у «бригадников» и так много хороших песен. В этот раз прозвучали (из числа моих любимых):
1) «Питер рок-н-ролл»
Да-да-да!.. Ты слышишь эти звуки, детка? Это Питер, рок-н-ролл!
Вот ОНИ - и в самом деле наши родные, питерские.
2) «Она»
Люблю эту песню за всепобеждающий оптимизм и шикарный месседж: «Всё к лучшему!». Ну и, конечно, совершенно чумовые «мексиканскую дрянь», «аргентинскую хрень» и «бразильскую муть». И «гадкую старушку», конечно! Вообще, отличная антиреклама телевидению как таковому.
3) «Скамейка»
«Девчонки были глупыми, а пиво было тёплым. Время потрачено зря», - несмотря на столь депрессивный вывод героя песни, она отнюдь не вгоняет в тоску.
Лёгкие они, да. Но не легковесные.
4) «Детская»
На этой песне - самой трогательной в их репертуаре, пожалуй, - Толян предложил в какой-то момент: «А теперь вы пойте» – и все дружно откликнулись: «Веточка кленовая, лужайка из цветов...» Сантёр же выразил свои пожелания жестом - и большинство (включая меня) принялись колыхать ручками туда-сюда
.
5) Ну и «Рив Гош» конечно
!
Предваряя этот хит на все времена (моя самая любимая песня «БП» наряду с «Всерьёз») Толян выдал такую занятную тираду: «Вот представьте, что самое близкое существо, любимое, родное, говорит одним прекрасным утром: «Милый, я очень тебя люблю. И вообще у меня есть на тебя сегодня планы. Пойдем со мной в «Рив Гош»!» И ты видишь, как у неё на лбу вырастают рога (тут он воспроизвёл этот процесс, так сказать, наглядно) и понимаешь: это - дьявол!!!»
Этот пересказ - лишь блёклое подобие вступления Толяна, исполненного с его фирменным артистизмом, сочным и проникновенным одновременно.
Ну а вскоре грянуло:
«А я-я-я я шагаю с тобой по мостовой в чёртов «Рив Гош»!»...
А ещё были (спасибо Ане, помогла вспомнить): «Идиот», «Веселиться, танцевать» (тут уже Сантёр отличился: «Есть ещё два предложения, – заявил он аккурат после того, как ведущий-«Колесник» вышел и вполне серьёзно сказал: «Ребята, если вы порвете эти кабеля, то концерт остановится навсегда. Я вас предупредил». – Первое предложение: веселиться. Второе предложение: танцевать!»), «Жизнь», «Мы идем грабить банк», «Сонг» (Всё в порядке, всё нормально, ага!), «Парарурап» (весёлая бессмыслица), «Никто не знает» (а это уже не слишком типичная для них лирика), «Проклятый панк-рок» (как же я люблю этот «всеми проклятый панк-рок»!.. И панк-рокеров
)
Ну а на сладкое ребята презентовали новую песню «Гитары». И Толян опять сделал лирическое отступление: «Когда родители покупают своим детям гитары, они потом всю жизнь проклинают себя за это и считают ошибкой. Мне мама подарила гитару в пятом классе. И тоже считала это ошибкой. Лет десять примерно. Сейчас уже не считает».
Песня, которую я услышала на фесте впервые (я не слушаю радио), мне понравилась, даже очень. Она такая жизненная, правильная и трогательная. И, по-моему, где-то близкая им всем (уж Толяну-то точно).
Я думала, это последняя песня. Но Толян неожиданно заявил: «И конечно мы не можем уйти, не попрощавшись с вами по-панковски!» Прощанием оказался стёбно-стрёмный «Иван Факов». Вполне в тему, признаю, хотя эта песня меня как-то не торкает – в виду своего одиозного юмора.
Я так подробно пишу о «Бригаднике», потому что до сих пор не уделяла им должного внимания. Про «F.P.G» писала, про «КиШ» тоже, «Тараканов!» не забыла... Никого из любимых панков не обидела… кроме «БП»! Так что вот, исправляюсь
.
Я, как могла, постаралась оторваться на «БП», хотя это было проблематично. Многострадальная сетка к тому времени была выдрана из основания с корнем (по крайней мере, в одном месте – я говорю о ближайшем к нам столбе). Кажется, это случилось после выступления «F.P.G» . На «Огнелёте» она уже вовсю ходила ходуном, и девчонки: Аня и две алисоманки рядом сдерживали её в меру своих слабых сил. Я тоже присоединилась. Но парней, которые на другом краю сидели на оградке, это не остановило. Менты, чьё внимание Аня пыталась привлечь к этой внезапной проблеме (кто-то из работников (не в форме) увидел, в чём дело, но этим всё и ограничилось), вмешиваться не стали. Возможно, и к лучшему – сетка всё-таки не рухнула, а они, как я подозреваю, берегли силы для «Алисы», которая должна была выступать после «Бригадного Подряда» – последней! Нас с Аней на этой части феста вообще разметало, и мы предавались фанской любви порознь, на расстоянии нескольких человек друг от друга. Изначально же мы оказались в самом центре первого ряда (а до этого стояли сбоку справа, но тоже довольно близко к центру), что меня совсем не порадовало. Слэмщики и всякие пьяные козлы оптимизма не внушали. Впрочем, я там простояла недолго (там и двигаться-то было сложно – теснили со всех сторон): очень скоро с передовых позиций меня вытеснил какой-то полуголый бугай, а потом некая девица на чьих-то могучих плечах внезапно взмахнула фаером, и я инстинктивно шарахнулась в сторону (и это было разумно, потому что благодаря этому ни искр, ни угольков на меня не попало. Аньке повезло меньше). В общем, поневоле пришлось довольствоваться вторым рядом, и то я два раза чуть не упала – слэмщики толкались, а там почва была неровная, под наклоном, и с той выпуклости, на которой стояла я, скатиться было, как не фиг делать. Уже в конце выступления «БП» я прибилась к своему «законному» месту у решётки и худо-бедно отпрыгала любимый «Рив Гош». Да, ещё тот мудак, который уже вылезал на сцену во время «F.P.G» – этот нелепый мужик за сорок – опять пролез! Долбаёб хренов. Чего всё на моих любимых группах-то?! Мент, что вышел оттаскивать его, не мог с ним справиться – он здоровый, чёрт. Пришлось ещё двоим вмешаться, чтобы выволочь это чмо со сцены. И всё – на фоне «Бригадного подряда»! Вся эта идиотская потасовка. Вот чего добивался этот уёбок, а? Концерт сорвать хотел? Харей посветить перед народом? ЗАЧЕМ?????
От души надеюсь, что этому уроду наша доблестная полиция (а лучше бы – братья-алисоманы!) рыло начистила. Таким, пока по ебалу не дашь – не допрёт.
Воистину, некоторые понимают только силу.
Но все эти неприятности не испортили радость от встречи с «Бригадным Подрядом». Что до меня – я была довольна уже тем, что мне удалось отжечь на «F.P.G» – ради этого я сюда и ехала. Свой кайф я словила – ну и будет с меня.
Когда ребята ушли, я проворно сцапала свой бедный мешок с полотенцем, дождевиками и честно украденной банкой пива, протиснулась к Ане и решительно заявила: «Валим отсюда на хрен!» Мы ещё в самом начале единогласно решили, что перед «Алисой» уйдём из первых рядов от греха подальше. Поэтому мы быстренько срыли в сторону водички, умылись-отмылись-вытерлись и – порулили подальше от сцены.
Мы – кишистки, эфпиджистки и бригадирши, но не алисоманки.
Я уважаю эту легендарную и весьма влиятельную группу, Кинчев – прекрасный музыкант и огромная личность, а песни у них так просто шикарные. Но вот фаны...
Ничего хорошего про них я не слышала НИКОГДА. Даже от людей, которые ходили на концерты «Алисы», ещё когда был жив Цой. И этот рок-фест не стал исключением: все безобразные выходки, проблемы и просто глупости исходили именно от алисоманов – буйных, агрессивных, неадекватных. Разумеется, далеко не все алисоманы таковы, но, учитывая, что процентов 90 приезжих явились сюда ради «Алисы»... короче, не стали мы искушать судьбу и благоразумно отошли подальше. Аж до туалетных кабинок.
Потом я сходила – купила нам пакет чипсов, и мы перекусили этой вредной, но предательски вкусной дрянью, запив её пивом. Под песни «Алисы»
.
Я не буду подробно описывать выступление хэдлайнера. В сет-листе были заявлены 11 песен: «Вот так», «Рок», «Аэробика», «Смутные дни», «Небо славян», «Ангел», «Иди ко мне», «Работа», «Апрель», «Левша», «Фавор». Честно скажу: часть я прослушала. Т.е, стоя достаточно далеко и будучи занята какими-то мимолётными делами, я на некоторое время выпала из фестивальной жизни. Хотя с удовольствием послушала и «Вот так», и «Смутные дни», и «Небо славян». Народу к тому времени была уже туева хуча. Всё пространство от сцены до... гм, где ещё можно было стоять – было заполнено людьми. Фаны «Алисы» съехались на фест, по-моему, из всех близлежащих (и не только) городов. Была Питерская диаспора, Мурманская, ребята из Минска, из Волхова. Из Петрозаводска наверняка. Конкретно на выступлении «Алисы» было много фаеров (хотя ими баловались и на других группах). Люди встречали музыкантов восторженно (были, как я уже говорила, и такие, кто хотел приобщить к рок-культуре своих малолетних детей. Что весьма похвально). По-моему, даже эту несчастную ограду не доломали окончательно, хотя кордон полиции между сценой и сеткой всё же выставили (это я выяснила, изучая фотки).
Кинчев, хоть и здорово постарел за последнее время, всё равно выглядел круто: в джинсах, чёрной футболке и чёрных очках, с развевающимися белыми волосами (да, у меня было именно такое впечатление!) – он как бог был. Что-то есть в нём неоспоримо-величественное. И подпевая: «И от чудских берегов до ледяной Колымы всё это - наша земля, всё это - мы!» – я невольно подумала, что если бы этот чудный музыкант вздумал делать политическую карьеру, очень может быть, что многие пошли бы за ним. Не до конца, тешу я себя надеждой, всё-таки изгадился в нас революционный дух. Глядишь, в России и впрямь стало бы почище.
Ну а в ожидании лучших времён нам только и остаётся, что ходить на концерты «Алисы». Правда, до сих пор я слышала эту группу только на рок-фестах и всяких трибьютах. Всё как-то не собраться мне на сольный концерт.
Ночная часть феста с самого начала не входила в наши планы. Да и как можно после нескольких отличных групп, после настоящей живой музыки идти на какой-то сейшн?
Поэтому мы бодро двинулись к выходу – искать нашу маршрутку. Впереди был путь домой.
***
Говоря о фестивале в целом, могу сказать, что мне очень понравилось само действо. Считаю, что программа была хорошо продумана: сначала шли более «спокойные» группы, причем, все они примерно одного «возраста» (молодые ещё, но уже подающие большие надежды), на одной волне, а главное – их стоит послушать. Потом были ядерные и, чего уж скромничать! – знаменитые панки, разбавленные не самой известной, но тоже вполне себе отвязной группой. Ну а под конец – слава русского рока, не больше, не меньше.
Такая постепенно нарастающая крутизна рок-групп (разумеется, я не считаю, что «Огнелёт» круче «F.P.G». Для меня лично ребята из Нижнего – лучшие. А, например, для Юли Сечкарук, уверена, таковой группой являлась «Площадь Восстания». Я имею в виду стиль музыки, известность и, сорри за неуклюжий неологизм, «любимость» фанами) – настоящее пиршество для гурманов и огромное удовольствие для простых любителей музыки. Кстати, «Бригадный Подряд» и «Алиса», игравшие последними, – самые старые из выступавших на фестивале коллективов, начинавшие ещё в совке. А главное – каждой группе было отведено по часу! Вот это и в самом деле было по-королевски щедро
. А то я привыкла, что на фестах начинающим группам отводят минут пятнадцать-двадцать, тем, кто поизвестней - полчаса, ну и хэдлайнерам - сорок пять минут, целый «урок»... А тут – по часу!.. И все, таким образом, были равны: и малоизвестные, и ветераны. Вот это я понимаю, демократия
.
Короче, можно сказать, было восемь полноценных концертов! Восемь в одном, да![]()
![]()
!
Большим плюсом я считаю и то, что фест проходил на открытом воздухе, в Карелии. В краю, где не бывает жарко из-за повсеместной близости воды, где легко дышится и в воздухе разлита особая энергетика. Я люблю Карелию (уже не раз там бывала) и знаю, что говорю. Фестиваль длился много часов, а я практически не устала. И голода почти не чувствовала. А когда искупалась – и вовсе получила заряд бодрости, почему и встретила выступление «F.P.G» отдохнувшей и полной сил. Ну да, вода была прохладной, а место, на котором воздвигли сцену – кривоватым, так что на «Бригаднике» мне было сложно на этом горбыле устоять и пару раз меня так толкнули, что я чуть не упала. Но тут и не собирались стадион «Петровский» возводить! Да и как можно было бы землю выровнять в кратчайшие сроки, а главное – зачем? Ради одного дня феста кромсать природный рельеф? И неразумно, и затратно. Многие жаловались на пыль, но это, опять же, природа. Потом организаторы додумались полить разгорячённую толпу из шланга – я сразу поняла, что тем самым хотя бы немного прибьют пыль и дышать станет легче. Главное – было тепло (а не жарко), умеренно-солнечно и без дождя. А вреда больше было не от пыли, а от дымовух и всяких ужравшихся в хлам личностей.
Хотя…
Меня тоже толкали, облили волосы (!) пивом, я измазала ладони в зеленой краске (сетка была недавно покрашена, по-видимому), надышалась дымом, запылилась... ну и что? Обошлась без увечий и столкновений, и тем счастлива. Ане же, стоявшей слева от меня и, соответственно, ближе к центру, повезло чуть меньше: руки у неё были чёрные, когда она проводила ими по волосам, а про ожог от уголька из фаера на выступлении «БП» я уже говорила. И ничего – жива, радуется вон, что у нас опять были такие классные выходные
. Мы другого и не ждали. Рок-концерты – потенциально опасные мероприятия, но именно поэтому (вернее, в том числе поэтому) мы так любим на них ходить.
Полиция меня удивила, если честно. Они были довольно лояльны, никого особо не шманали и, в принципе, не мешали. Особо буйных выводили, а тех, кто на сцену лез, оттаскивали.
Честно: я порадовалась, что никакая держиморда не стояла между мной и музыкантами. Конечно, сетку-оградку к началу выступления «БП» раскачали так, что вырвали с корнем (!), но она всё-таки не рухнула! Не знаю, может, тут менты просто неопытные ещё. Но что они добрее, чем во многих наших питерских клубах или в каком-нибудь Смоленске (в Вологде, в «Irris»-е тоже хамло то ещё) – факт!
А вот кто действительно доставлял много хлопот – это парни и мужики, отрывавшиеся так, словно они тут одни. Неужели многим и впрямь нужно напиться, чтобы как следует отдохнуть? И веселья без бухла они себе не представляют? И ещё я не понимаю тех, кто лезет на сцену (и ладно ещё, пацаны от восемнадцати до тридцати с небольшим, у которых мозги в мускулы ушли, но тот мужик за сорок меня просто убил). Что ими движет? Ведь из тех, кто лез на сцену на фесте, стэйдждайвингом (а это опасное занятие!) почти никто не занимался. Все просто красовались рядом с Пухом или Толяном (к Кинчеву, уверена, никого и близко не подпустили – не удивлюсь, если таково его обязательное условие). Что за глупое стремление удовлетворить собственное мелкое тщеславие? Больше нечем удивить друзей? Или они, ничтоже сумнящиеся, воображают, что их любимые музыканты будут их уважать за это? Ну-ну...
Сид, помнится, весьма ядовито и вполне конкретно высказался про таких вот «героев» в своей чудной книжке «Тупой панк-рок для интеллектуалов»:
«Эти люди залезали на сцену, даже и не думая с нее спрыгивать. Не знаю, чем они руководствуются. Просто «пойду, залезу, раз ничего не будет», так что ли? ... Я ни хуя не пойму, у всех этих людей действительно мозги набекрень или они просто не привыкли думать? Обломать мазу себе, группе, другим - это что, панк-рок? Залезть на сцену, чтобы начать по-ублюдски прыгать на одном месте, периодически проворачиваясь к басисту и протягивая ему руку, для того, что бы он ее пожал, в то время как басист играет на бас гитаре - это панк-рок? Спрыгивать с нее вперед ногами в тяжелейших ботинках прямо на головы девочкам-тинэйджерам - это, блянахуй, панк-рок? Если да, то мы манали такой панк-рок!»
Без комментариев, в общем. Единственное, что тут можно присоветовать: держитесь от подобных придурков подальше. Берегите головы, руки, ноги, а девушкам, памятуя о случившемся с Аней, я бы рекомендовала беречь также и грудь.
Ведущий-«Колесник» – нормальный такой мужик, мне он понравился, не раз и не два взывал к толпе с увещеваниями типа: «Мужчины, не нажирайтесь, как свиньи! Сегодня здесь много прекрасных девушек и дам, не обижайте их!» Да только – толку?..
Справедливости ради, всё прошло относительно мирно: драк, мне кажется, серьёзных не было, хотя кое-кому, без сомнения, в пятак настучали (один такой эпизод помню), на скорой, вроде, тоже никого не увезли. Большинство всё же пришло на фест отдохнуть, а не буянить и ввязываться во всякие сомнительные дела. Многие местные жители явились целыми семьями, что неудивительно: для них это был настоящий праздник, событие. Когда бабушки-дедушки, сидя где-нибудь у водички, заодно слушают лучшие рок-группы страны – разве это не здорово? Равно как и маленькие детишки, которых продвинутые родители с детства приучают к хорошей музыке – респект им (родителям в смысле. За детей тоже рада – всё равно ни один идиот не потащит ребёнка в слэм). Организаторы – молодцы: и еды было много, и напитков (лето же), и о туалетах с мусорными баками позаботились, и стражи порядка не досаждали – не портили атмосферу всеобщего расслабона излишними придирками и силовым вмешательством, чем я лично осталась очень довольна. Просто взяли да и замутили отличный фест на природе, сделав всё, чтобы люди отдохнули. И они не виноваты, что большинство наших сограждан цивильно отдыхать (что отнюдь не исключает «оторваться» или «поколбаситься») не умеет
.
***
P.S.
Да, вот ещё что.
Перефразируя старую голливудскую мудрость: не надо снимать фильм своей жизни в год, когда снимают «Унесённые ветром» – не надо ездить на рок-фест ради своей любимой группы, когда там хэдлайнер – «Алиса».
Да, поговорка не лишена здравого смысла, но прислушаемся ли мы к ней, если ещё будет подобная возможность?
Отвечаю за себя и за свою рок-сестричку: неееееет!!!
14.07.-18.07.2013
Последний штрих - в комментарии (а то Дневник не резиновый
)