"Для построения своей теории Хёрли, Деннет и Адамс пользуются моделью сознания, состоящего из ментальных пространств, каждое из которых отводится под выполнение новой задачи, активируется, а затем, когда задача закончена, дезактивируется, но все равно сохраняется. Сознание заносит в каждое из них все убеждения и представления, так или иначе имеющие отношения к данной задаче. Ментальное пространство стремится к максимальной полноте и завершенности. Это что-то вроде комнаты, про запас заполняющейся всем подряд: нужными вещами, ненужными, пустяками, безделушками и просто информационным мусором—вдруг пригодится. Неудивительно, что туда попадают неадекватные и ошибочные убеждения, по отношению к которым может к тому же возникнуть так называемая commitment—приверженность. Например, фигурой антиюмора оказывается Шерлок Холмс—он в принципе не понимал юмора, поскольку, по его словам, у него не было таких ментальных чердаков со всяким барахлом. Кстати, примерно так же живут обезьяны—у них весь ментальный мусор мгновенно сбрасывается. Цель юмора—своевременная корректировка неудачного вложения в ошибочное убеждение, пока оно не закрепилось в долгосрочном воспоминании, которое, в свою очередь, приведет к ошибочным выводам и растрате дефицитных ресурсов внимания и энергии на их исправление. Конечно, лучше поправить такой сбой на ранней стадии, не разбазаривая ресурсы, за которые постоянно конкурируют разные когнитивные способности. В качестве вознаграждения человек получает чувство счастья и веселья (mirth). Юмор приносит счастье, потому что юмористический дебаггинг конкурирует за ресурсы с другими способностями, а успех в конкуренции должен чем-то вознаграждаться. Тогда комик—неформальный эксперт, специалист по исправлению сбоев и мелких ошибок в коллективном знании."
http://www.primerussia.ru/%E2%84%96-3-12/smekh