• Авторизация


strong> ИСТОРИЯ ИМПРЕССИОНИЗМА И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМА 11-01-2019 04:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

<

ФОТО К.Моне 1874 Impression. Впечатление. Восход солнца. (700x550, 136Kb)
Клод Моне (1840-1926). Впечатление. Восход солнца (L’impression. Soleil levant). 1872 г. Холст, масло. 48х64 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.

Продолжаю рассказ о книгах и альбомах из своей библиотеки. Я расскажу о художниках и скульпторах Серебряного века, русского авангарда, прерафаэлитах, символистах и экспрессионистах, о художниках Итальянского и Северного Возрождения, древнерусской живописи и нескольких серийных изданиях. Сегодня представляю обзорные книги по истории французского импрессионизма и постимпрессионизма. О персональных монографиях и альбомах о каждом из импрессионистов (конечно, по скромному, не обо всех, а о тех, которые у меня есть даже в малоформатных изданиях) расскажу в следующем посту или посте.
Для справки: Книги и альбомы расположены в хронологическом порядке по мере их выхода из печати. Указаны цены на некоторые книги на момент издания или покупки.



ФОТО Studio of Nadar at 35 Boulevard des 2 (567x700, 142Kb)
Париж. Бульвар Капуцинок, 35. Ателье фотографа Надара. Фотография 1860 г.

Итак, 15 апреля 1874 года в Париже в ателье фотографа Надара на бульваре Капуцинок в доме №35 открылась первая выставка независимых художников под названием «Анонимное кооперативное общество художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр.», которых позднее критик Луи Леруа в газете «Charivari» (Шум, бедлам) от 25 апреля окрестил «импрессионистами» по названию картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (см. выше), по-французски это будет «L’impression». В выставке приняли участие 30 художников и 165 работ: Клод Моне представил 5 картин, несколько своих ранних работ и 7 пастельных этюдов, Эдгар Дега – 10 картин, рисунков и пастелей, изображающих скачки, танцовщиц и прачек, Камиль Писсарро – 5 пейзажей, Огюст Ренуар – 6 полотен, включавших «Ложу» и «Балерину», написанные в 1873 г., и одну пастель, Альфред Сислей – 5 пейзажей, Поль Сезанн дал 3 картины – два пейзажа и свою «Новую Олимпию», Берта Моризо выставила 9 картин, акварели и пастели, Арман Гийомен – 3 пейзажа.
Остальные 114 работ принадлежали другим художникам. Это были: Захари Астрюк (критик, который иногда занимался скульптурой), Антуан Фердинанд Аттандю, Э. Бельяр, Эжен Буден, Феликс Бракмон, Эдуард Брандон, Пьер Изидор Бюро, Адольф Феликс Кальс, Гюстав Колен, Луи Дебра, Луи Латуш, Людовик Наполеон Лепик, Станислав Лепин, Жан Батист Леопольд Левер, Альфред Мейер, Огюст де Молен, Мюло-Дюриваж, Джузеппе де Ниттис, Огюст Луи Мари Оттен, Леон Огюст Оттен, Леопольд Робер и Станислав-Анри Руар. Имена участников 1-й выставки импрессионистов надо не забывать. Эдуард Мане и Фантен-Латур от приглашения участвовать в выставке отказались.
Ну а теперь, после официального вступления, можно приступить и к основной части нашей программы.

1962 Барбизон (540x700, 108Kb)
Н.В. Яворская. Пейзаж барбизонской школы. (Монография). Москва, Издательство «Искусство», 1962 г. – 348 стр., черно-белые иллюстрации и несколько цветных вклеек. Тираж 18.000 экз. Цена 2 руб. 10 коп. На суперобложке: картина Жюля Дюпре (1811-1889) «Осенний пейзаж». Холст, масло. 51х46 см.
Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Начать хочу с этой книги, поскольку художники барбизонской школы (от названия деревни Барбизон, в полутора часах езды от Парижа, где они часто писали свои пейзажи), были предтечами импрессионистов и оказали огромное влияние на развитие пейзажной живописи в Европе. К барбизонской школе относятся художники: Теодор-Этьен Руссо, Жюль Дюпре, Нарсис Виржиль де ла Пенья Диаз, Шарль-Франсуа Добиньи, Констан Тройон и др. К барбизонцам также косвенно относят Камиля Коро и Франсуа Милле. Про Милле ничего плохого сказать не могу, а вот «вредина» Коро отговорил художника Гильме от участия в 1-й выставке импрессионистов и сказал ему: «Мой маленький Антуан, вы очень хорошо сделали, что сбежали из этой банды». Книга великолепно издана на мелованной бумаге и, несмотря на свои 56 лет, замечательно сохранилась. В ней есть подробный алфавитный указатель, огромная библиография и хронологическая таблица художественной жизни Франции за 1826-1877 гг. И стоила книга по тем временам всего килограмм колбасы по 2 руб. 20 коп.

1958 Культовая книга - копия (489x700, 76Kb)
Лионелло Вентури. От Мане до Лотрека. Перевод с итальянского Ц.И. Кин. Под редакцией А.Г. Габричевского. Предисловие автора. Москва, Издательство иностранной литературы, 1958 год (!) - 132 стр., 60 листов вклеек.
Тираж не указан. Цена по курсу 1961 г. 2 руб. 66 коп.

Книга «От Мане до Лотрека» известного итальянского искусствоведа Лионелло Вентури (1885-1961) впервые вышла в свет на русском языке в 1958 г. за год до выхода «Истории импрессионизма» Джона Ревалда и сразу стала культовой. Вентури оказал благотворное воздействие на советских искусствоведов поколения 1950-196О-х гг., его труд остается актуальным и сегодня. Он посвящен французским художникам второй половины XIX - начала XX века, ярким представителям «эпохи импрессионизма», и состоит из 11 эссе, написанных легким, доступным языком. В книге дается общая характеристика каждого из этих мастеров, сообщаются сведения об их жизни и деятельности. Главное внимание автор уделяет анализу их произведений, показывая индивидуальное своеобразие каждого отдельного мастера. Книга содержит 217 тоновых репродукций, подобранных автором, и 11 цветных репродукций, включенных в русское издание редакцией.
Содержание:
Предисловие.
Эдуард Мане.
Эдгар Дега.
Клод Моне.
Камилл Писсарро.
Альфред Сислей.
Пьер-Огюст Ренуар.
Поль Сезанн.
Жорж Сёра.
Поль Гоген.
Винсент Ван-Гог.
Анри де Тулуз-Лотрек.
Заключение.
Библиография.
Книга выдержала четыре издания, последнее выходило в 2007 г. в издательстве «Азбука-классика». В 1958 г. выходило 2-е издание в суперобложке для «избранных». Мне же с большим трудом уже в 70-е годы «досталось» 1-е издание без супера, чему я до сих пор очень рад.

1958 Культовая книга -супер (509x700, 153Kb)
Лионелло Вентури. От Мане до Лотрека. 2-е издание. Москва, Издательство иностранной литературы, 1958 г. -
132 стр., 60 л. вклеек. В суперобложке.

1959 Ревалд . Ренуар Девушка с веером 1881 65х50 ГЭ (554x700, 122Kb)
Джон Ревалд. История импрессионизма. Перевод с английского П.В. Мелковой. Вступительная статья и общая редакция А.Н. Изергиной. Государственное издательство «Искусство», Ленинград-Москва, 1959 год (!) - 456 стр., черно-белые и несколько цветных иллюстраций. Тираж 20.000 экз. Цена 37 руб. или 3 руб. 70 коп. в ценах 1961 г. На суперобложке: картина Огюста Ренуара «Девушка с веером». 1881 г. Холст, масло. 65х50 см. Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Книга американского искусствоведа Джона Ревалда (1912-1994) по праву считается одним из самых известных трудов по французскому импрессионизму. Она высоко ценится специалистами и пользуется заслуженной популярностью читателей благодаря тому, что в ней органически сплавлены глубина научного исследования с живой захватывающей формой изложения. С помощью богатейшего фактического материала - выдержек их писем художников, свидетельств их современников, критических статей, газетной хроники и др. - воссоздается многокрасочная картина истории зарождения эволюции импрессионизма. В ней рассматривается творчество Фредерика Базиля, Эдгара Дега, Поля Гогена, Гюстава Кайботта, Мэри Кассат, Эдуарда Мане, Клода Моне, Берты Моризо, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Альфреда Сислея, Винсента Ван Гога, Гюстава Моро, Жоржа Сёра, Поля Синьяка и др. Автор раскрывает не только творчество, стиль и манеру импрессионистов, но их личность, драматические жизненные судьбы. Книга богато иллюстрирована тоновыми репродукциями картин из ведущих музеев мира и частных коллекций, уникальными фотографиями того времени. Содержит комментарии, хронологическую таблицу и библиографию.

1959 Ревалд . Ренуар Девушка с веером 1881 65х50 ГЭ (527x700, 150Kb)
Огюст Ренуар (1841-1919). Девушка с веером. 1881 г. Холст, масло. 65х50 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

А теперь, если кому-нибудь это будет интересно, расскажу как в то время «доставали» книги по блату из-под прилавка или покупали с рук. В 1968 году, год Пражской Весны, я был в студенческом стройотряде на целине. И там в глухом селе недалеко от ж/д станции Октябрьская в сельпо за какие-то копейки купил тогдашний супербестселлер Мориса Дрюона «Железный король». После целины поехал в Москву за покупками и там на «черном рынке» на Кузнецком мосту у одного продавца нашел «Историю» Ревалда. С собой у него книги не было, опасно от милиции, спекулянтов разгоняли. И мы пошли к нему домой, он тут жил недалеко на улице Койкого. Мы договорись по-честному, я отдаю Дрюона + 10 руб. доплата, а он мне Ревалда. Вполне компромиссное решение, Ревалд был намного дороже Дрюона в мягком переплете. Тогда «синие» тома Марины Цветаевой и Пастернака из «Библиотеки поэта» шли по 25 руб. за экз. (Месячная зарплата молодого инженера была 120 руб.). Так я стал счастливым обладателем 1-го издания «Истории импрессионизма» Джона Ревалда. О других переизданиях книг Ревалда расскажу ниже.

1962 Постимпрес (553x700, 164Kb)
Джон Ревалд. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. Перевод с английского П.В. Мелковой. Общая редакция и предисловие А.Н. Изергиной. Издательство «Искусство», Ленинград-Москва, 1962 г. - 436 стр., черно-белые и несколько цветных иллюстраций. Тираж 50.000 экз. Цена 5 р.10 к. На суперобложке: картина Ван Гога «Красные виноградники в Арле». Монмажур, ноябрь 1888 г. Холст, масло. 73х91 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

В продолжении первой книги, в «Постимпрессинизме» Джон Ревалд сосредоточил свое внимание на художественной жизни Франции 1886-1893 гг., то есть на годах, которые протекли вслед за последней, восьмой выставкой импрессионистов в мае-июне 1886 г. Основное место в книге занимают художники Ван Гог, Поль Гоген, Эмиль Бернар, Жорж Сёра, Поль Синьяк и др.
С этой книгой у меня тоже произошло небольшое событие. Дело в том, что купил я ее намного раньше первого тома, сразу после выхода из печати в 1962 г. совершенно свободно в Пензе в одном книжном ларьке в центре города за свои 5 руб.10 коп. Но отец, первый приучивший меня к чтению и любви к книгам, почему-то на этот раз меня поругал за дорогое приобретение. Я только что после окончания колледжа (техникума по-советски) начал работать техником в одном НИИ и получал 75 руб. в месяц. Отцу моя покупка показалась чересчур дорогой. Дожил бы он до нынешних времен – современные цены на книги по искусству показались бы ему фантастикой. Ну, а что касается картины Ван Гога «Красные виноградники» на обложке, то однажды в Пушкинском музее я минут 10 стоял перед этой картиной и внимательно всматривался в неё. И не поверите, у меня постепенно зашевелились волосы на головы. Вот, ей-ей.

Ван Гог - Кр вино в Арле. 1888 г. ГМИИ (700x557, 251Kb)
Винсент Ван Гог (1853-1890). Красные виноградники в Арле. Монмажур. Ноябрь 1888 г. Холст, масло. 73х91 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
1962 Рудик (400x500, 171Kb)1962 Рудик (2) (404x500, 63Kb)
1-2. Французская живопись в музеях СССР. Альбом. Предисловие В. Прокофьева. Государственное издательство изобразительного искусства, Москва, 1962 г. – 204 стр, илл. Тираж 30.000 экз. Цена 4 руб. 14 коп. На суперобложке: картина Огюста Ренуара «Девушки в черном». 1880-1882 гг. Холст, масло. 81,3х65,2 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Среди мировых художественных собраний французского искусства коллекции Советского Союза занимали одно из первых мест. Если, разумеется, исключить саму Францию, то лишь Англия и США могли соперничать с советскими музеями по количеству и качеству сосредоточенных в них сокровищ французской художественной культуры. Настоящее издание впервые дает возможность любителям искусства оценить подлинные масштабы и подлинное художественное значение собрания живописи Франции, хранившихся в музеях Советского Союза.
Перед уходом в армию я подарил этот альбом своему старшему брату на день рождения. Как видите по скану, альбом до сих пор целый и невредимый, как и мой брат. Извините меня, больше ничего о личной жизни рассказывать не буду, только о книгах, и только строго выходные данные – что, где, когда.

Ренуар - Девушки в черном. 1880-82, ГМИИ (566x700, 159Kb)
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Девушки в черном. 1880-1882 гг. Холст, масло. 81,3х65,2 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1964 Леонид Волынский - Зеленое дерево жизни. М, Дет лит, 178 с,ил. 60 тыс. Цена 91 коп. (610x700, 134Kb)
Леонид Волынский. Зеленое дерево жизни. Москва, Издательство «Детская литература», 1964 г. - 178 стр., илл.
Тираж 60.000 экз. Цена 91 коп. На суперобложке: рисунок Огюста Ренуара «Коко (Клод Ренуар) за мольбертом».
Ок. 1906 г. Бумага, сангина. 31,5х27,1 см. Национальная художественная галерея, Вашингтон.

Книга Леонида Волынского «Зеленое дерево жизни» посвящена выдающимся художникам Франции конца XIX века. Ее герои - Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Винсент Ван-Гог, Поль Гоген - люди, чья жизнь была отдана поискам новых путей, борьбе за искусство правдивое, близкое человеку. Лучшие творения этих художников - живая ветвь на вечнозеленом дереве жизни. Их картины остаются ценным вкладом в сокровищницу культурных богатств, накопленных человечеством. Книга содержит 10 цветных и большое количество черно-белых иллюстраций. Книга предназначена «Для детей старшего возраста», но и для взрослых для первого знакомства с импрессионистами вполне пригодится.
Леонид Волынский (1913-1969) - писатель и художник, организатор спасения работ Дрезденской картинной галереи после окончания Второй мировой войны. Работал художником в Киевском театре оперы и балета, ушел добровольцем на войну. Попал в плен, бежал, дошёл до Германии и в апреле 1945 года в чине лейтенанта оказался в Дрездене. С группой из пяти солдат разыскал место захоронения картин Дрезденской картинной галереи и организовал их спасение и эвакуацию. Эти события описаны в его автобиографической повести «Семь дней», впервые опубликованной в 1958 г. Кроме этого опубликовал еще несколько книг для юношества, рассказывающих о прекрасном мире живописи, в том числе «Дом на солнцепеке», 1961 г., о Винсенте Ван Гоге.

1967 vlastimil_fiala_vlastimil_fiala_impresionismus_impressionizm (700x672, 245Kb)
Vlastimil Fiala. Impresionismus. Nakladatelstvi ceskoslovenskych vytvarnych umelcu. 2. vydani. Praha, 1967. -
140 stran, 65 vyobrazent a 24 barevnych priloh. Naklad 11 000 vytisku. Cena Kcs 40, – Na predni strane prebalu
CAMILLE PISSARRO Bulvar Montmartre (detail), 1897.
Властимил Фиала. Импрессионизм. Альбом (на чешском языке). 2-е издание. Издательство союза чехословацких художников, Прага, 1967 г. – 140 стр., 24 цветных и 65 тоновых иллюстраций. Тираж 11.000 экз. Цена 40 чешских крон (1 руб. 20 коп.). На суперобложке картина Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр», 1897 г.

Писсаро. Бульвар Монмартр в Париже (1897) (700x551, 183Kb)
Камиль Писсарро (1830-1903). Бульвар Монмартр в Париже. 1897 г. Холст, масло. 74х92,8 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Картина относится к серии пейзажей, изображающих бульвар Монмартр. Подобно Клоду Моне, Писсарро посвящал одному и тому же мотиву целый цикл произведений. Для создания этого цикла он снял номер в Гранд Отеле де Рюсси, откуда были видны Большие бульвары. Этот вид художник писал в разное время и в разную погоду, исполнив с одной и той же точки тринадцать полотен. В эрмитажном пейзаже мастер виртуозно передал богатство атмосферных эффектов, красочную сложность и тонкость пасмурного дня. Динамика городской жизни, столь убедительно воплощенная быстрой кистью живописца, создает образ современного города - не парадного, не официального, а возбужденного и живого. Городской пейзаж стал главным жанром в творчестве этого выдающегося импрессиониста – «певца Парижа».

1968 Словарь Ковалева (505x700, 108Kb)
Lexikon Moderneho Maliarstva (Словарь современной живописи). На словацком языке. Пер. с франц. издания Fernand Hazan editeur, Paris, 1963. Издательство «Tatran», Братислава, 1968 год (!) - 412 стр. + 352 малоформатных цветных и 46 черно-белых иллюстраций. Цена 3 руб. 38 коп. Тираж 10.000 экз. Книга продавалась в Москве, в магазине «Дружба. Книги стран социализма» на улице Горького по цене бутылки дешевой водки.
Посмотрите, опять некое совпадение с нашей жизнью. Книга издана в 1968 году в Чехословакии, в год, когда чехи и словаки захотели жить в стране «социализма с человеческим лицом». И что из этого получилось, вы все хорошо знаете.
ФОТО Прага 1968 г (700x466, 134Kb)
Август 1968 года. Советские танки в Праге. Вот об этом как раз и писал Милан Кундера
в своей книге «Невыносимая легкость бытия».

1969 Изергина - Импрессионизм. Письма художников. Ленинград, (397x520, 86Kb)1969 Изергина - Импрессионизм. Письма художников. Ленинград, 1 (400x520, 96Kb)
1-2. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Перевод с французского П.В. Мелковой. Вступительная статья и общая редакция А.Н. Изергиной. Примечания А.Г. Барской. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1969 г. – 388 стр. и 40 цветных иллюстраций. Тираж 30.000 экз.
Цена 3 руб. 28 коп.
Данное издание представляет собой перевод сборника документальных материалов, освещающих ряд интересных страниц из истории импрессионизма во французской живописи. В сборнике, изданном под редакцией и большой статьей Лионелло Вентури (Париж - Нью-Йорк, 1939), опубликованы письма ведущих мастеров импрессионизма - Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега и других, адресованные Полю Дюран-Рюэлю, их постоянному маршану и покровителю; кроме того, в него включены статьи видных критиков того времени, воспоминания Дюран-Рюэля и каталоги всех восьми выставок импрессионистов.
Антонина Николаевна Изергина (1906-1969) – выдающийся советский искусствовед, крупный историк западноевропейской живописи и инициатор данного издания. 40 лет своей жизни она отдала работе в Государственном Эрмитаже, картинной галереей которого руководила в течение двух десятилетий. Автор ряда ценных печатных трудов.
Анна Григорьевна Барская (1909-1984) – советский искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, автор ряда работ о французском искусстве.

Ренуар - Ложа. 1874 г (560x700, 145Kb)
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Ложа. 1874 г. Холст, масло. 80х64 см. Институт Курто, Лондон.
Картина экспонировалась на Первой выставке импрессионистов в Париже.
Ренуар - Балерина. 1874 г. (461x700, 128Kb)
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Балерина. 1874 г. Холст, масло. 142,5х94,5 см.
Национальная художественная галерея, Вашингтон. Картина экспонировалась
на Первой выставке импрессионистов в Париже.
Клод Моне - Красный платок. 1870 (560x700, 141Kb)
Клод Моне (1840-1926). Красный платок (Мадам Моне). Ок. 1870 г. Холст, масло. 128,2x105,7 см.
Частное собрание, Лондон.

1970 Чегодаев (531x700, 153Kb)
А.Д. Чегодаев. Импрессионисты. Альбом. Москва, Издательство «Искусство», 1971 г. – 156 стр. и 64 цветных большеформатных иллюстраций. Тираж 50.000 экз. Цена 6 руб. Коротко об этой книге – через 100 лет мы дожили до первого более-менее качественного и дешевого альбома об импрессионистах. На суперобложке картина Эдгара Дега (1834-1917). Арлекин и Коломбина. Ок. 1884 г. Холст, масло. 41х41 см. Галерея Бельведер, Вена.
Андрей Дмитриевич Чегодаев (1905-1994) - советский и российский историк искусства, художественный критик, музейный работник, педагог, доктор искусствоведения. Специалист в области русского и западного искусства Нового времени, коллекционер. Автор вступительной статьи и составитель данного альбома.

1971 Каталог ГМИИ (622x700, 122Kb)
Французская живопись второй половины ХIХ - начала ХХ века. Произведения импрессионистов из музеев Франции. Каталог выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. Предисловие Элен Адемар, хранителя галереи Жё де Пом и Оранжери в Париже, Генеральный комиссар выставки. Издательство «Советский художник», Москва, 1971 г. – 120 стр., 7 цветных и 50 черно-белых иллюстраций. Тираж 10.000 экз. Цена 1 руб. 68 коп. На обложке: картина Эдуарда Мане «Флейтист». 1866 г. Холст, масло. 164х97 см. Галерея Жё де Пом, Париж.

Из предисловия: «Составить выставку искусства импрессионизма для Советского Союза было трудной задачей, так как многие шедевры живописи этого направления находятся в музеях Ленинграда и Москвы. Мы старались на произведениях самого высокого художественного качества дать общее представление о развитии этого движения, подлинным предшественником которого был Коро, наряду с художниками Барбизона, чье искусство было уже показано на предшествующей выставке 1968-1969 гг. в Москве». На предшествующей выставке барбизонцев я не был, скажу честно, а на эту выставку мы отстояли трехчасовую очередь в холодном марте 1971 года, периодически бегая согреваться … пельменями в ближайшую кулинарию. Много лет прошло после этой выставки, после многих других, в голове образовался винегрет из картин, но хорошо запомнился «Флейтист» Мане (который на обложке) и его же «Портрет Эмиля Золя» (1868), «Музыканты и оркестр» (1868-1869) Дега, большое «Розовое платье» (1864) Базиля и «Паркетчики» Кайботта (1875), которых недавно второй раз привозили в Третьяковку на её юбилей.

Кайботт Паркетчики, 1875 г (700x465, 120Kb)
Гюстав Кайботт (1848-1894). Паркетчики. 1875 г. Холст, масло. 103х147 см. Галерея Жё де Пом, Париж.
Хорошо запомнилось, как на картине блестят полы, отражая свет из окна!

1972 Калитина Пейзаж (516x700, 109Kb)
Н.Н. Калитина. Французская пейзажная живопись 1870-1970. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1972 г. – 264 стр., 170 цветных и тоновых иллюстраций. (Серия «Из истории мирового искусства»). Тираж 30.000 экз. Цена 5 руб. 22 коп. На суперобложке: фрагмент картины Клода Моне «Поле тюльпанов в Голландии». 1886 г. Холст, масло. 65,5х81,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Книга, написанная доктором искусствоведения Ниной Николаевной Калитиной (1 июня 1926 - 3 сентября 2018), представляет собой очерки истории французской пейзажной живописи, достигшей в ХIХ - ХХ веках блестящего расцвета. В этом жанре работали почти все ведущие мастера Франции. В книге прослеживаются общие тенденции развития французского пейзажа за последние 100 лет и даются творческие портреты крупнейших мастеров: Моне, Писсарро, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Сёра, Марке, Дюфи и многих других. Ну, что же, и на этом спасибо. Выбирать было не из чего, приходилось ловить книжные новинки, даже такие сугубо научные, в которых хоть немного говорилось об импрессионистах.

Моне - Тюльпаны Голландии 1872 (700x564, 161Kb)
Клод Моне (1840-1926). Поле тюльпанов в Голландии. 1886 г. Холст, масло. 65,5х81,5 см.
Музей Орсэ, Париж.

1973 Прокофьев (580x700, 141Kb)
В.Н. Прокофьев. Постимпрессионизм. Альбом. Вступительная статья, составление и примечания автора. Издательство «Искусство», Москва, 1973 г. – 186 стр., 72 цветных большеформатных иллюстраций. Тираж 50.000 экз Цена 5 руб. 65 коп. На суперобложке: фрагмент картины Поля Сезанна «Натюрморт с яблоками». 1895-1898 гг. Холст, масло. 68,6x92,7 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк. Издание, аналогичное по макету и качеству иллюстраций альбому А.Д. Чегодаева «Импрессионисты» 1971 г.
Валерий Николаевич Прокофьев (1928-1982) - советский, искусствовед, специалист по истории западноевропейского изобразительного искусства XVII—XX вв. Кандидат искусствоведения (1955), доктор искусствоведения (1971).

Сезанн «Натюрморт с синим бокалом». 1895-1900 гг. Х, м. МОМА. (700x515, 161Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Натюрморт с яблоками. 1895-1898 гг. Холст, масло. 68,6x92,7 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Сезанн - Натюрморт с драпировкой и кувшином. 1 1899 Эрмитаж 57,7х74 см (700x519, 184Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Натюрморт с драпировкой и кувшином. 1899 г. Холст, масло. 57,7х74 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
1973 Ван Гог Лечебница в Сен-Реми Х м 90,2х71,1 см. (558x700, 259Kb)
Каталог выставки произведений из коллекции Арманда Хаммера. Живопись, графика. Перевод с английского. Предисловие Анны Барской. 2-е издание. Ленинград, Издательство «Аврора», 1973 г. – 196 стр., 103 цветных и черно-белых иллюстраций. Тираж 10.000 экз. Цена 4 руб. 03 коп. (!) На обложке картина Винсента Ван Гога «Лечебница в Сен-Реми (Деревья в саду больницы Сен-Поль)». 1889 г. Холст, масло. 90,2х71,1 см.
Музей искусств Арманда Хаммера, Лос-Анджелес, США.
Выставка в течение двух лет в 1972-1973 гг. гастролировала по Союзу и прошла в Ленинграде, Москве и Киеве. В коллекции очень хорошая подборка картин от Рембрандта до Пикассо, подробнейший каталог с указанием происхождения (провенанса) картин.
Арманд Хаммер (1898-1990) - американский предприниматель, председатель корпорации «Occidental Petroleum» (1957-1990) и коллекционер. В 1921 г. приезжал в Советскую Россию и встречался с В.И. Лениным. Хаммер лично знал Л.И. Брежнева и других советских генсеков. После смерти Хаммера в Лос Анджелесе на базе коллекции был создан Музей искусств его имени.

Francisco-Goya_-Портрет актрисы Антонии Сарате», (567x700, 120Kb)
Франсиско Гойя (1746-1828). Портрет актрисы Антонии Сарате. 1810-1811 гг. Холст, масло. 71х58 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Единственное полотно Гойи в российских музеях «Портрет актрисы Антонии Сарате», в подлинности которого сомневаются эксперты, преподнесено Армандом Хаммером в дар Эрмитажу в 1972 году. Хаммер подарил России одну картину Гойи, а сколько картин русских авангардистов «уплыло» в его коллекцию из наших музеев – науке это неизвестно. Бывший директор Русского музея Василий Алексеевич Пушкарев (1915-2002, Царство ему небесное!) в одной передаче по телевидению рассказывал, как он буквально на чердаке музея прятал картину Малевича от Хаммера. В итоге полотно Малевича забрали из Третьяковской галереи, а Пушкарёва сняли с работы. Чуть позже Хаммер продал нашего Малевича на аукционе в Мюнхене за 4 млн. долларов. (Вот оно звериное нутро капитализма!)

1973 Pataky Denes - A francia impresszionizmus (610x700, 140Kb)
Pataky Denes. A francia impresszionizmus. Képzőművészeti Alap Kiadóvállalata, Budapest, 1973. – 120 oldal, 67 kepek. 25 000 peldanyban. Денеш Патаки. Французский импрессионизм. (На венгерском языке с вкладышем на русском). Издательство Фонда изобразительных искусств, Будапешт, 1973 г. – 120 стр., 67 цветных и тоновых иллюстраций. Тираж 25.000 экз. Цена 2 руб. 94 коп.
Продукция всё того же достославного московского книжного магазина «Дружба».

1974 Рейтерсверд 1 (571x700, 121Kb)
Оскар Рейтерсверд. Импрессионисты перед публикой и критикой. Перевод со шведского Ф. Шаргородской. Предисловие Б. Зернова. Москва, Издательство «Искусство», 1974 г. – 300 стр., 24 цветных вклеек и множество тоновых иллюстраций. Тираж 30.000 экз. Цена 3 руб. 46 коп. На суперобложке: фрагмент картины Альфреда Сислея «Наводнение в Пор-Марли». 1876 г. Холст, масло. 60х81 см. Музей Лувр, Париж.

Книга известного шведского искусствоведа и художника Оскара Рейтерсверда (1915-2002) посвящена французскому импрессионизму – значительному явлению европейского искусства второй половины ХIХ века. Она написана на основе архивных материалов, с которыми автор знакомился в течение ряда лет в парижских библиотеках и архивах. Обилие и ценность приводимых материалов делают книгу одним из важных трудов по искусству этого периода. Выбранная точка зрения – взаимодействие между художниками и общественным мнением – позволяет автору по-новому увидеть многие известные факты. Восхищает несгибаемость, то, как вопреки большинству, вопреки общественному мнению люди продолжали делать то, во что верили. Они искали, экспериментировали, порой уходили в другие области, но неизменно и неустанно трудились, делая то, что считали правильным. Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг любителей изобразительного искусства.
Единственный недостаток книги – отсутствие списка иллюстраций.

Сислея «Наводнение в Пор-Марли». 1876 г. (700x489, 151Kb)
Альфред Сислей (1839-1899). Наводнение в Пор-Марли. 1876 г. Холст, масло. 60х81 см.
Музей Лувр, Париж.
Ренуар - Всадники в Булонском лесу 1873 (601x700, 172Kb)
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Всадники в Булонском лесу. 1873 г.
Холст, масло. 262х226 см. Кунстхалле, Гамбург.

1976 Импрессионисты их соратники их современники (576x700, 160Kb)
Импрессионисты, их соратники, их современники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. (Сборник статей). Под редакцией А.Д. Чегодаева, В.Н. Прокофьева, И.Е. Даниловой. Москва, Издательство «Искусство», 1976 г. 320 стр., 114 цветных и тоновых иллюстраций. Тираж 25.000 экз. Цена 3 руб. 15 коп. На обложке: фрагмент картины Огюста Ренуара «Зонтики». 1881-1885 гг. Холст, масло. 180,3х114,9 см. Национальная галерея, Лондон.

Книга посвящена 100-летию первой выставки импрессионистов 1874 года. Вообще, 1970-е годы выдались у советских книгоиздателей «урожайными» на литературу об импрессионистах. Данная книга освещает фундаментальные вопросы теории и практики импрессионистического движения – место импрессионизма в истории мирового искусства, его отношение к классическому наследию, специфику метода и т.д. Вместе с тем, задача сборника шире – показать импрессионизм как совокупность целого круга явлений художественной культуры Франции последней трети XIX века (статьи о литературе, художественной критике, музыке).

Ренуара «Зонтики». 1881-1885 гг. ф (467x700, 130Kb)
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Зонтики. 1881-1885 гг. Холст, масло. 180,3х114,9 см.
Национальная галерея, Лондон.

1976-1981 Эрмитаж (2) (657x700, 71Kb)
Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 1 и каталог 2. Издательство «Аврора», Ленинград, 1976 г.; Ленинград, Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1981г. 344+360стр., илл. Тираж 35.000 экз. Цена т.1 = 3 руб. 66 коп., т.2 = 5 руб. 30 коп. Всегда необходимые справочники под рукой!

Конечно, мои каталоги дано морально устарели, в 1983 г. вышел более полный каталог западноевропейской живописи Эрмитажа в 5 томах, но ведь его не укупишь. С другой стороны, по старому каталогу можно проследить - куда «уплывают», указанные ранее в нем картины. Недавно я с этим столкнулся при написании поста об итальянском художнике Гвидо Каньяччи. В каталоге указаны 3 (три) его картины, а на официальном сайте Эрмитаже – ни одной. Возможно, их еще не успели оцифровать?

Эрмитаж. Новый каталог в 5 тт. (700x539, 94Kb)
Каталог западноевропейской живописи Эрмитажа в 5 томах. Издательство «Искусство», 1983 г.
Цена 4.160 руб.

1977 Germain Bazin - Impressionist Paintings in the Louvre (498x700, 138Kb)
Germain Bazin. Impressionist Paintings in the Louvre. 222 plates, 72 un colour. London, Thames and Hudson,
Ninth Impression, 1977. – 264 pages. Price 2.95 pounds in UK only.
Жермен Базен. Живопись импрессионистов в Лувре. 222 иллюстрации, из них 72 в цвете. 9-е издание. Лондон, Издательство «Темза и Гудзон», 1977. – 264 стр., илл. Цена 25 рублей (по номиналу 1961 г.). На обложке картина Огюста Ренуара «Женская фигура в солнечном свете. Этюд» (Nude in the Sunlight). 1875-1876 гг. Холст, масло. 81х65 см. В настоящее время картина находится в Музее Орсэ, в Париже. No comments.

1981 Искусство Франции второй половины XIX века (548x700, 173Kb)
В.И. Раздольская. Искусство Франции второй половины XIX века. Ленинград, Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1981 г. – 320 стр., илл. (Малоформатная серия «Очерки истории и теории изобразительных искусств»). Тираж 50.000 экз. Цена 2 руб. 10 коп. На обложке цветная вклейка с картиной Поля Сезанна «Берега Марны». 1888-1895 гг. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Настоящая книга представляет собой очерк истории изобразительного искусства и скульптуры Франции второй половины XIX века. В серии очерков рассказывается об основных художественных течениях эпохи характеризуется творчество крупнейших ее представителей. Серию «Очерки истории и теории изобразительных искусств» по-другому называют «черной» и об ней в свое время расскажу более подробно.

Сезанн «Берега Марны». 1888 г. (700x559, 201Kb)
Поль Сезанн (1839-1896). Берега Марны (Мост через Марну в Кретее). 1888-1895 г.
Холст, масло. 71х90 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1981 Ф. Жолт - Акварель 19 в. (576x700, 244Kb)
Франсуа Долт. Французская акварель XIX века. Альбом. Перевод с французского М.Н. Прокофьевой. Москва, Издательство «Искусство», 1981 г. – 176 стр., 63 цветных и 7 тоновых иллюстраций. Тираж 25.000 экз. Цена 6 руб. На суперобложке акварель Берты Моризо «На балконе». 1872 г. Бумага, акварель. 19х15 см. Институт искусств, Чикаго. Книга включает 70 акварелей из зарубежных собраний, подробные биографии художников от Эжена Делакруа до Поля Сезанна и советы по технике акварели начинающим художникам.

1981 Берта Моризо - На балконе. 1872. Бум, акв. 19х15 см Ин-т иск-в, Чикаго (589x700, 142Kb)
Берта Моризо (1841-1895). На балконе. 1872 г. Бумага, акварель. 19х15 см.
Институт искусств, Чикаго.

1982 ФР в Эрмитаже (565x700, 144Kb)
Franzosische Malerei der zweiten halfte des 19. nud des 20. Jahrhunderts Ermitage Lenungrad 1982.
Французская живопись второй половины XIX века в собрании Эрмитажа. 2-е дополненное издание. Альбом на немецком языке. Предисловие А. Изергиной (1-15 стр.). Составитель А. Барская. Ленинград, Издательство «Аврора», 1982 г. - 330 стр., 317 цветных иллюстраций. Вес 3 кГ. Цена 20-25 руб.
Колоссальный альбом, включает репродукции только из Эрмитажа: от Анри Фантен-Латура, Эжена Каррьера, Эжена Будена, Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Синьяка, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Мориса Дени (19 картин и огромных панно), Пьера Боннара, Эдуарда Вюйара, Луи Вальта (7 картин), Альбера Марке, Анри Матисса (37 картин), Мориса Вламинка, Анри Ле Фоконье, Шарля Мангена, Андре Дерена (16 картин), Кес ван Донгена (5 картин), Жоржа Руо, Мари Лорансен, Пабло Пикассо (37 картин, в основном кубистического периода) и многих других вплоть до Фернана Леже, Амедео Озанфана и Леопольда Сюрважа. Очень жаль, что альбом на немецком языке, очень много информации,
но выбора не было.

Фантен Латур - Наяда Х м 44х57 см Эрмитаж (700x521, 194Kb)
Анри Фантен-Латур (1836-1904). Наяда. Ок. 1896 г. Холст, масло. 44х57 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Эжен Каррьер - Поцелуй матери 1918 Эрмитаж Х м 37,5х50 см (700x520, 116Kb)
Эжен Каррьер (1849-1906). Поцелуй матери. 1918 г. Холст, масло. 37,5х50 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Дега - После купания 1884 Эрмитаж Бум паст 50х50 (698x700, 188Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). После купания. 1884 г. Бумага, пастель. 50х50 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Клод Моне - Уголок сада в Монжероне 1878 деталь173х193 ГЭ (700x547, 512Kb)
Клод Моне (1840-1926). Уголок сада в Монжероне. Фрагмент. 1878 г. 173х193 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Сезанн - Голубой ландшафт 1904-1906 Эрмитаж Х м 102х83 см (553x700, 187Kb)
Поль Сезанн (1839-1896). Голубой ландшафт. 1904-1906 гг. Холст, масло. 102х83 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Гоген - Сцена из жизни таитян. 1896 Эрмитаж 89х125 см (700x502, 145Kb)
Поль Гоген (1948-1903). Сцена из жизни таитян. 1896 г. Холст, масло. 89х125 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Кес ван Донген - Красная танцовщица,1907 Эрмитаж 99х80 см (562x700, 152Kb)
Кес ван Донген (1877-1968). Красная танцовщица.1907 г. Холст, масло. 99х80 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Морис Дени - История Психеи 1908 Эрмитаж. Х м 394х269,5 см (475x700, 176Kb)
Морис Дени (1870-1943). История Психеи. 1908 г. Панно. Холст, масло. 394х269,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1984 Франц. иск-во XIX-нач. XX в. в Эрмитаже Ваза с ирисами. 1912 118х100 см (546x700, 150Kb)
А.Г. Костеневич. Французское искусство XIX - начала XX века в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1984 г. – 320 стр., илл. Тираж 50.000 экз. Цена 2 руб. 10 коп. На обложке натюрморт Анри Матисса (1869-1954) «Ваза с ирисами». 1912 г. Холст, масло. 118х100 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Малоформатное издание.

1985 Калитина Портрет (509x700, 86Kb)
Н.Н. Калитина. Французский портрет XIX века. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1985 г. – 280 стр., 231 цветная и тоновая иллюстрация. (Серия «Из истории мирового искусства»). Тираж 50.000 экз. (2-й завод, 25.000 экз). 5 руб. 90 коп. На суперобложке: фрагмент картины Эдуарда Мане (1832-1883) «Девушка на скамейке». 1879 г. Пастель. Частное собрание, Лондон. Книга является своеобразным продолжением исследования Н.Н. Калитиной «Французская пейзажная живопись 1870-1970», 1972 года.

Эдуарда Мане ( ) «Девушка на скамейке». 1879 г. (536x700, 196Kb)
Эдуард Мане (1832-1883). Девушка на скамейке. 1879 г. Пастель.
Частное собрание, Лондон.

1986 Каталог ГМИИ (421x700, 129Kb)
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура. Миниатюра. Составители каталога: А.Н. Баранов, М.А. Бессонова и др. Предисловие И.А. Кузнецовой. Москва, Издательство «Изобразительное искусство», 1986 г. – 320 стр., 16 цветных и 24 листа тоновых иллюстраций. Тираж 60.000 экз. Цена 2 руб. 90 коп.
Каталог ГМИИ им. А.С. Пушкина содержит сведения более чем о 1400 картинах, миниатюрах и произведениях скульптуры из собрания музея от византийской живописи XIV века до Рокуэлла Кента и Ренато Гуттузо.

1988 От Дедакруа до Матисса 3 (493x700, 125Kb)
От Делакруа до Матисса. Шедевры французской живописи XIX - начала XX века из Музея Метрополитен в Нью-Йорке и Художественного института в Чикаго. Каталог выставки. Авторы каталога Ричард Бретелл, Энн Нортон, Сюзан Стайн и Гари Тинтероу. Авторы вступительных статей Ричард Бретелла, Хайэт Мэйор и Гари Тинтероу. Перевод с английского Ю.А. Клейнера и А.А. Жукова. Научная редакция А.Г. Костеневича. Издательство «Аврора», Ленинград, 1988 г. – 128 стр. и 51 цветная иллюстрация. Тираж 100.1000 экз. Цена 7 руб. На обложке фрагмент картины Винсента Ван Гога «Арлезианка. Госпожа Жину». Холст, масло. 91,4х73,7 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Выставка была небольшая и включала картины от Эжена Делакруа, Жана Огюста Доминика Энгра, Камиля Коро, импрессионистов и до Модильяни, Пикассо и Одилона Редона. Печать репродукций великолепная!

1994 Ист 416 с. (400x535, 95Kb)1996 Пост Республика. 464 с. (413x535, 115Kb)
1. Джон Ревалд. История импрессионизма. 2-е издание. Москва, Издательство «Республика», 1994 г. – 416 стр., илл.
2. Джон Ревалд. Постимпрессионизм. 2-е издание. Москва, Издательство «Республика», 1996 г. – 464 стр., илл.
Мой подарок дочери, а первое издание я, конечно, оставил себе.
Отличное переиздание книг Джона Ревалда 1959 и 1962 гг. на хорошей бумаге и с большим количеством цветных иллюстраций. Тексты и переводы остались прежними точь в точь. После этого Ревалда стали переиздавать все кому не лень, я уже со счета сбился сколько перепечаток наклепали.

1995 ГМИИ каталог (593x700, 162Kb)
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог живописи. Общая редакция: доктор искусствоведения И.Е. Данилова. Координатор проекта Н.Ф. Клубникина. Редактор Н.А. Борисовская. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина, MAZZOTTA, 1995 г. – 780 стр.+ небольшие тоновые иллюстрации всех картин. Вес около 3 кГ. Тираж не указан. Отпечатано в Италии. Цена, вы не поверите, = 300 рублей (!). Купил лично в Пушкинском музее на распродаже, у меня даже чек сохранился.

1995 Каталог Неведомые шедевры 1995 (572x700, 180Kb)
НЕВЕДОМЫЕ ШЕДЕВРЫ. Французская живопись XIX-XX веков из частных собраний Германии. Автор Альберт Костеневич. Издательство «Харри Н. Абрамс», Нью-Йорк – Санкт-Петербург, 1995 г. - 292 стр., илл.

Про эти «Неведомые шедевры» я уже писал в заметке о перемещенных произведениях искусства, хранящихся в постоянном собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Недавно Германия вновь подняла вопрос о возвращении своих сокровищ. Тут кто-то из наших недавно возразил, пусть, мол, они сначала вернут Янтарную комнату и тысячи украденных картин. А потом разговаривать будем. А каком возвращении может идти речь, если картины импрессионистов уже давно висят в постоянной экспозиции и Эрмитажа и Пушкинского музея.

1999 Мол гвардия (438x700, 121Kb)
Жан-Поль Креспель. Повседневная жизнь импрессионистов 1863-1883. Перевод с французского Е. Пуряевой. Предисловие, научная редакция Н.П. Левандовского. Москва, Издательство «Молодая гвардия», «Классик», 1999 г. – 304 стр. без единой иллюстрации. Цена 46 руб. Тираж 5.000 экз.
На обложке фрагмент картины Огюста Ренуара «Танец в Буживале». 1883 г.
Книга эта чистой воды беллетристика. Один умный человек давно сказал,
что по художественной литературе нельзя изучать историю.

Ренуар - Танец в Буживале 2. (364x700, 100Kb)
Огюст Ренуар (1841-1919). Танец в Буживале. 1882-1883 гг. Холст, масло. 182х98 см.
Музей изящных искусств в Бостоне, США.
Ренуар - Танец в Буживале . (2) (700x452, 120Kb)
Огюст Ренуар (1841-1919) Триптих: Танец в Буживале. Танец в деревне. Танец в городе. 1882-1883 гг. («Танец в Буживале» находится в Бостоне, а «Танец в деревне» и «Танец в городе» хранятся в Музее Орсэ в Париже)

2000 Петровец (494x700, 140Kb)
Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. Составитель Т.Г. Петровец. Консультанты: доктор искусствоведения А. Рубин и коллектив Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева. Москва, Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2000 г. – 320 стр., илл. Доп. тираж 5.000 экз. В конце 1900-х гг. цены на книгах, впрочем, как и на других товарах, перестали указывать. На обложке фрагмент картины Огюста Ренуара (1841-1919) «Портрет актрисы Жанны Самари» 1877 г. Холст, масло. 56х47 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Посредственная энциклопедия, рассчитанная на «широкий круг читателей». Совершенно случайный набор имен и тем, тут и импрессионисты и реалисты, Илья Репин и Василий Суриков соседствуют с американцем Уильямом Меррит Чейсом (наверное, правильнее сказать Чейзом, составитель хотя бы заглянула в Википедию), Эжен Делакруа соседствует с Морисом Дени, индийская художница Амрита Шер-Гил прекрасно уживается рядом с немецким экспрессионистом Карлом Шмидт-Ротлуфом, есть тематические статейки о символизме, футуризме и абстракционизме и пр. Короче, понемногу обо всем и коротко о разном. Сейте разумное, доброе, вечное! Но, как говорится, что посеешь, то и пожнешь.

2003 Энцикл (499x700, 140Kb)
Е.Н. Грицак. Энциклопедия импрессионизма. Мастера, предшественники, последователи. Консультанты:
доктор искусствоведения С. Поликарпов и член правления фонда «Искусство» М. Штерн.
Москва, Издательство «Эксмо», 2003 г. – 212 стр., илл. Тираж 4.000 экз.

Эта энциклопедия намного лучше предыдущей, но недалеко от неё ушла. Разумно все импрессионисты разделены по странам: Франция, Германия и Австрия, Англия, Испания и Италия, другие страны Европы. Отдельная статья «Импрессионизм в России». Симпатичный дизайн книги и макет, её приятно взять в руки. У меня вообще страсть ко всяким энциклопедиям по искусству. Стоили эти издания в то время недорого, когда еще доллар стоял около 30 руб., поэтому я их и купил для коллекции.

2004 Герман  2 (470x700, 106Kb)
Михаил Юрьевич Герман (1933-2018). Импрессионисты. Судьбы. Искусство. Время.
Москва, Издательство СЛОВО / SLOVO, 2004 г. – 296 стр., илл. Тираж 5.000 экз.

Эта книга не о хронологии, даже не о биографических пересечениях и знаковых выставках (эту тему открыл и закрыл Джон Ревалд еще в 1946 году). Это пост-ревалдовская история, написанная в XXI веке, когда уже нет необходимости в летописях импрессионизма. Но есть другая задача: вернуть импрессионизму статус революционного движения и объяснить совсем неочевидное. Почему Дега, ненавидевший пленэр, — основатель импрессионизма? Почему Ренуар, писавший приторные портреты светских красавиц, — великий новатор? Почему именно Гюстав Кайботт, чье имя в истории живописи до сих пор выносится за скобки импрессионизма, — проложил прямой путь от импрессионизма в искусство XX века?

2004 Мосин 1 - копия (504x700, 151Kb)
Иван Геннадьевич Мосин (1960-2007). Импрессионизм. Иллюстрированная энциклопедия. Биографии художников, коллекционеров, критиков. 443 статьи, 300 художников и 2385 иллюстраций. Санкт-Петербург, СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2004 г. – 320 стр., илл. Тираж 10.000 экз. Цена 200-220 руб.

Рано умерший в 47 лет, замечательный художник и искусствовед, педагог Иван Геннадьевич Мосин за свою короткую жизнь написал 9 книг по искусству. Среди них я выделяю в аналогичном формате и оформлении «Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия» (2005 г.), «Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия» (2006 г.), продолжение энциклопедии импрессионизма «Мировое искусство. Импрессионизм. 25 биографий» (2006 г.) и «Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения» (2006 г.). Сейчас его книги издаются и переиздаются в большом формате, ведь первые издания включали по 1700 - 2812 иллюстраций размером чуть более спичечной этикетки. В свое время его книги были очень дешевы и как подручный справочный материал просто необходимы. Рекомендую.

2006 Мосин 2 (497x700, 156Kb)
И.Г. Мосин. Мировое искусство. Импрессионизм. Иллюстрированная энциклопедия. История движения в биографиях художников. 25 биографий. Более 1000 иллюстраций. Санкт-Петербург, СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – 176 стр., илл. Тираж 10.000 экз. (См. выше)

2004 Орсэ (502x700, 125Kb)
Живопись Музея д'Орсэ. Под редакцией Сержа Лемуана. Перевод с французского, составление и редакция указателей Т.М. Котельникова. Русская книжная компания «Библион», «Библио-Глобус», Москва, 2004 г. – 768 стр. и около 900 цветных иллюстраций. Вес 3,5 кГ. Отпечатано в Италии. Тираж не указан. На суперобложке фрагмент картины Огюста Ренуара «Танец в городе». 1883 г. Холст, масло. 180х90 см. Музей Орсэ, Париж.

Альбом «Живопись Музея Орсэ» - супертяжеловес и в прямом и переносном смысле, и по весу и по цене. К моему большому удивлению картины русских художников – Николая Ге («Голгофа, или Распятие», 1892 г.), Леонида Пастернака («Накануне экзамена», 1895 г.), Валентина Серова («Госпожа Львова», 1898 г.) и Александра Борисова («Льды в Карском море», 1906 г.) тоже находятся в Музее Орсэ.

ФОТО Ге (1891-1934) Распятие. 1892  (Музей д'Орсэ, Париж) (560x700, 88Kb)
Н.Н. ГЕ (1831-1894). Голгофа, или Распятие. 1892 г. Холст, масло. 278х223 см.
Музей Орсэ, Париж.
ФОТО Пастернак - 1895 Ночь перед экзаменом (Музей Орсэ, Париж) (700x477, 131Kb)
Л.О. Пастернак (1862-1945). Ночь накануне экзамена. 1895 г. Холст, масло. 39х55,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
ФОТО Валентин Серов «Госпожа Львова», 1898 г. Музей Орсэ (437x700, 146Kb)
В.А. Серов (1865-1911). Госпожа Львова (Симонович). Холст, масло. 90х59 см.
Музей Орсэ, Париж.
ФОТО Александр Борисов «Льды в Карском море», 1906 г. (700x434, 67Kb)
А.С. Борисов (1866-1934). Льды в Карском море. 1906-1907 гг. Холст, масло. 79х124 см.
Музей Орсэ, Париж.
2005 Республика (544x700, 174Kb)
Энциклопедия импрессионизма. Под редакцией Мориса Серюлля и Арлетт Серюлля. Перевод с французского Н. Матяш. Научный редактор и автор послесловия К. Богемская. Москва, Издательство «Республика», 2005 г. – 296 стр., илл. Тираж 5.000 экз. На суперобложке картина Клода Моне(1840-1926) «Женщины в саду». 1866-1867 гг. Холст, масло. 255х205 см. Музей Орсэ, Париж.

Книга известных французских искусствоведов, хранителей коллекций Лувра и Музея Эжена Делакруа дает широкую панораму европейского изобразительного искусства второй половины XIX - начала XX в. Образ мыслей, художественные искания и творческое горение французских импрессионистов, их предшественников и последователей в других странах становятся ближе и понятнее благодаря обширному фактическому материалу, приводимому авторами. Выдержки из статей журналистов, критиков и коллекционеров - современников импрессионистов - воссоздают атмосферу острой борьбы молодых художников за новое искусство.

2007 Наталья Бродская - Импресс Бертельсман (БММ) (530x700, 197Kb)
Наталья Бродская. Импрессионизм. Альбом с комментариями картин. Перевод с английского и французского М.М. Сокольской. Москва, Издательство ЗАО Бертельсманн Медиа Москау (БММ), 2007 г. – 288 стр. и около 240 цветных иллюстраций. Тираж 2000 экз. На суперобложке фрагмент картины Клода Моне «Кувшинки». 1915 г. Холст, масло. 160х180 см. Художественный музей, Портленд, Орегон.

ФОТО Клод Моне 1899 г (528x700, 95Kb)
Оскар Клод Моне (1840-1926). Фотография Надара, 1899 г.

Незадолго до смерти Клод Моне написал: «Я до сих пор сожалею, что из-за меня получила такое прозвание группа, где большинство участников ни в малейшей степени не были импрессионистами». Начав с этого парадокса - объединение художников, понимавшее себя как сплоченную группу и считавшее в то же время высшей задачей художественную индивидуальность, - автор, Наталья Бродская, исследует противоречия в искусстве конца XIX в. Разве не Моне принадлежит решающая формулировка: «Я пишу то, что вижу, а не то, что хотят видеть другие»? Потребовалось еще много времени и усилий, чтобы мир понял разницу между традиционным академическим искусством и современной нефигуративной живописью. Проанализировав вначале важнейшие элементы импрессионизма, Наталья Бродская продолжает в очерках творчества его основных представителей исследование «их убежденности в правильности своих принципов и ценности своего искусства». Современная живопись началась с этого утверждения
своей непохожести на предшественников.

ИСТОЧНИКИ:
1. https://pushkinmuseum.art/ ГМИИ им.А.С. Пушкина
2. https://www.arthermitage.org/Source-of-entry.html Эрмитаж




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник strong> ИСТОРИЯ ИМПРЕССИОНИЗМА И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМА | кася_бланка - Дневник кася_бланка | Лента друзей кася_бланка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»