«НЕИЗВЕСТНЫЕ» ИТАЛЬЯНСКИЕ ХУДОЖНИКИ-ФУТУРИСТЫ. ЧАСТЬ VII. ФОРТУНАТО ДЕПЕРО / FORTUNATO DEPERO (1892-1960). Окончание 05-01-2019 15:37к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Футуризм - радикальная революция: Италия-Россия. Каталог выставки к 100-летию художественного движения в ГМИИ им. А.С. Пушкина / Futurismo - rivoluzione radicale: Italia-Russia. Centinario del movimento artistico. Редакторы Ирина Антонова, Владислав Петров, Кира Искольдская. Москва, Издательство «Красная площадь», 2008 г. - 304 стр.,илл.
Тираж 3000 экз.
В нашем понимании итальянский футуризм представляется хорошо известными именами художников: Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Феличе Казорати, Ахилл Фуни... И кажется всё. Однако в Италии футуристов было великое множество, приблизительно столько, сколько в России было передвижников. Не все футуристы, конечно, были знаменитыми. Но в Италии и в Европе их знают, любят и ценят. С некоторыми из них сейчас мы и постараемся познакомиться. Не с передвижниками. Передвижников вы все хорошо знаете. С неизвестными итальянскими художниками-футуристами.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИСТ ФОРТУНАТО ДЕПЕРО (1892-1960)
Фортунато Деперо в Нью-Йорке. Фотография 1929 г.
В 1928 г. Фортунато Деперо переезжает со своей женой Розеттой Куи в США, в Нью-Йорк в надежде получить хорошую клиентуру и работает в рекламе и театральным художником. Деперо попытался экспортировать в Америку идею Дома искусств футуристов, который будет называться Домом футуристов Деперо в Нью-Йорке. Он пишет новые картины, разрабатывает рекламу, создает дизайн ресторанов, эскизы костюмов и декорации для театра, рисует обложки журналов. То есть, занимается многогранной деятельностью, которая полностью соответствует тому, что проектировалось со времен разработки манифеста «Футуристическая реконструкция Вселенной».
В начале 1929 г., в год великой депрессии и падения акций Уолл-стрита, Деперо организовал свою первую персональную выставку картин в Нью-Йорке в Галерее современного итальянского искусства Гуарино. Через своего давнего друга хореографа Леонида Мясина (1896-1979) Деперо знакомится с Леоном Леонидовым (1894-1989), художественным руководителем «Театра Рокси». И с этим театром он начинает сотрудничество. Создает обложки для крупных журналов, таких как «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair), «Мода» (Vogue), «Франт » (Sparks), «Новый автомобильный атлас», «Нью-Йорковец» (The New Yorker), «Танцевальный журнал» (Dance Magazine), «Киностудия» (Movie Makers) и газеты «New York Daily News», рисует рекламные плакаты для универмага Macy's. Кроме того, оформляет дизайн двух ресторанов «Энрико и Паглиери» (Enrico & Paglieri) и «Тыква» (Zucca), которые впоследствии были снесены, чтобы освободить место для Рокфеллер-центра. В 1929 г. Деперо представляет выставку своих рекламных работ в нью-йоркском клубе всемирной сети рекламных агентств BBDO, одном из самых престижных агентств в мире, использует эту инициативу для проведения рекламы «Американской ведущей карандашной компании» (American Lead Pencil Company), которая принесет ему международную известность.
Сумеречные проекции (Dusk projections). 1926 г. Музей современного искусства Тренто и Роверето
(MART), Италия.
Дом волшебника (La casa del mago). 1928 г. Холст, масло. 150x260 см.
Афиша IVвыставки вина в Тренто (IV Мostra del vino Trento). Март 1928 г.
Эскиз рекламного плаката ликера «Strega». 1928 г.
Рекламный плакат карандашной фабрики «Matite». 1928 г. Коллаж. Частное собрание.
Рекламный плакат карандашной фабрики «Matite». 1928 г. Студия искусств 53, Роверето (Тренто)
Рекламный плакат карандашей «Венера». Нью-Йорк, 1929 г. Коллаж. Частное собрание.
1-2. Эскизы рекламных плакатов карандашей «Венера». 1929 г.
Эскиз упаковочной коробки карандашей «Венера». 1929 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Проект рекламной витрины карандашей «Венера». 1929-1930 гг. Коллаж.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Эскиз упаковочной тары. 1928 г. Коллаж из картона.
1-2. Рекламные плакаты слабительного лекарства «Магнезия Сан-Пеллегрино». 1928-1930 гг.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Обложка журнала «Киностудия» (Movie Makers). Декабрь 1929 г.
Обложка журнала «ХХ век» с публикацией о Максиме Горьком. 1929 г.
Обложка журнала «Новый автомобильный атлас» (News Auto Atlas). Нью-Йорк,1930 г.
Эскиз обложки журнала «Мода» (Vogue). 1929 г. 100х80 см. Частное собрание.
Эскиз обложки журнала «Мода» (Vogue). 1929 г.
1-2. Эскизы обложек журнала «Мода» (Vogue). Нью-Йорк, 1929 г.
Эскизы рисунков для журнала «Мода» (Vogue). Нью-Йорк, 1929 г.
Эскиз обложки журнала «Мода» (Vogue). Нью-Йорк, 1930 г.
Балерина. 1929 г.
Эскиз костюма для «Театра Рокси». Нью-Йорк, 1929 г.
Женщины, лестницы и небоскребы (Women, Stairs, Skyscrapers). 1930 г.
Опубликовано: «Бортовой журнал» (Journal de débord), Рим, 2017 г., № 33.
Фортунато Деперо в Нью-Йорке. Фотография Марио Кастаньери, 1930 г.
С чисто стилистической точки зрения в Америке Деперо остается в значительной степени верным своему методу непрерывного иконографического пересмотра идей, который уже широко апробировал дома. Персонажами его работ почти всегда являются марионетки и выходцы из театрального мира. Графический дизайн страниц почти всегда доверен определенному целесообразному диагонализму, который придает динамичность композиции. Отличительной чертой геометрических фигур были контрастные цвета, причем предпочтение отдавалось использованию белого, черного и красного цветов для усиления восприятия. Однако, несмотря на строгую фигуративную конструкцию, у Деперо отсутствовали детали, хотя такой подход к графике был похож на русский конструктивизм. В более общем смысле – Деперо не был новатором. Он - график своего времени. Но его агрессивный напор, его мощные надписи и его иконография, несомненно, будут влиять на всю последующую рекламную графику. В любом случае, американский опыт давал преимуществом перед другими коллегами, которые никогда не выезжали из Италии.
Эскиз Дома футуристов в Нью-Йорке (1). 1928-1929 гг.
Эскиз Дома футуристов в Нью-Йорке (2). 1928-1929 гг.
Эскиз Дома футуристов в Нью-Йорке (3). 1928-1929 гг.
Большая распродажа в Нью-Йорке (Big Sale). 1930 г. Холст, масло. 51,5х75 см. Частное собрание.
Большая распродажа в Нью-Йорке (Big Sale). Фрагмент. 1930 г. Холст, масло. 51,5х75 см.
Частное собрание.
Пожар на радио (Radio Fire Up). 1929 г.
Небоскрёбы и туннель (Grattacieli e Subway). Нью-Йорк, 1930 г. Картон, темпера. 68х102 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Небоскрёбы и туннель (Grattacieli e Subway). 1930-1931 гг.
Нью-Йорк. Метро, очередь к поездам на платформе (Subway, crowd to the underground trains). 1930 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Нью-Йорк. 1930 г.
Нью-Йорк. 1930 г.
Эскиз мобильной декорации к балету «Новый Вавилон» (The New Babel). 1930 г. Картон, темпера. 70х93 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Эскиз декорации к балету «Новый Вавилон» (The New Babel). Эскиз. Нью-Йорк, 1930 г.
Механизм декорации к балету «Новый Вавилон» (Macchinismo Babelico). 1930 г.
Под атлантической радугой (Sotto gli arcobaleni atlantici). 1930 г.
Нью-Йорк, метро (Subway). 1929 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Здесь надо сказать пару слов о том, что Фортунатто Деперо был еще и поэтом. И писал он необычные стихи, которые начал сочинять в далеком 1915 году. В тот период Деперо выковал «поэтический язык универсального понимания, для которого переводчики не нужны», ономалингва, состоящий из звукоподражательных звуков, которые должны были вызывать сущность представляемых объектов и, в то же время, ощущения от них спровоцированные наблюдателем» (опубликовано в книге «Depero futurista» в 1927 г., затем в Passamani, 1981, с.61 илл. 67). В отличие от повествовательных целей, связь между графикой и словом в таблицах Деперо выражается в игривом изобретательном кадре, почти фонетически-визуальном зрелище, во многом сходном с абстрактным словесным выражением Баллы. С поэтическим и графическим ономязыковым изобретательством связаны многочисленные примеры «почтового искусства», характеризуемые ортогональными геометрическими структурами, расположенными косо, которые, начиная с 1915 г., Деперо систематически использовал в целях саморекламы и в «книге на болтах» в 1927 г.
Кампанелли (Campanelli. Tavola onomalinguistica). 1916 г. Бумага, тушь. 46х36 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Фрагмент ономалингвистической поэзии Ф. Деперо, 1916-1917 гг.
Нью-Йорк, 24-я улица (24th Street). 1929 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Состояние ума в Нью-Йорке (State of Mind in New York). 1930 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Ода XX веку (An ode to the 20th century). 1929 г. Обложка журнала.
Эскиз рекламного плаката сигарет «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair).
Нью-Йорк, июль 1930 г.
Рекламный плакат сигарет «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair). Нью-Йорк, 1930 г.
Рекламный плакат сигарет «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair). Нью-Йорк, 1930 г.
Фортунато Деперо в кафе дегустирует напитки.
В 1930 г. в условиях экономической депрессии в США Фортунато Деперо вернулся в Италию. По возвращению в Италию Деперо поддерживает фашистское правительство Муссолини и занимается издательской деятельностью. В 1930 г. он издавает журнал «Динамо». В 1931 г. в Риме издает альманах «Футурист Кампари», где публикует «Mанифест искусства рекламы» (Manifesto dell’Arte pubblicitaria). Деперо присоединяется к движению футуристов «Аэроживопись» (Aeropittura) и подписывает манифест о верности Ф.Т. Маринетти.
В 1932 г. он впервые экспонируется в персональном зале на XVIII Венецианской биеннале, затем на V Триеннале в Милане, а в 1936 г. снова на Венецианской биеннале. Постепенно он отдаляется от футуризма. Футуристам приснился сладкий образ жизни, своего рода «вавилонский рай с кузнечиками». И именно это разочарование приведет к тому, что в последующие годы Деперо найдет убежище в конкретных и здоровых ценностях природы. Это изменение можно заметить как на стилистическом, так и на тематическом уровнях: постепенный отказ от теплых цветов и диагоналей в пользу холодных цветов и ортогональности: прогрессивный отказ от глупостей и марионеток в пользу мотивов и персонажей италийского фольклора. Однако его изоляция отнимет у него и важный источник дохода: рекламу.
Во второй половине 1930-х гг. Деперо участвовал в возрождении материала буксуса (buxus), материала на основе целлюлозы, который заменил деревянный шпон. Благодаря этой работе ему удалось найти собственную творческую жилку, реализовав целый ряд работ на этом материале. В 1938 г. Деперо попросили разработать иллюстрации для муниципальных гербов провинций Италии. Художник переосмыслил символы в эмблемах городов и каким-то образом изобрел их заново. Всего Деперо создал 96 гербов городов Италии. Гербы были изданы отдельной книгой в издательстве де Агостини.
Негритянская танцовщица. Логотип компании Марини & Лорие
(De Marinis & Lorie, logo, Ballerina Negra). 1929 г.
Женщина с карандашами. Эскиз рекламы карандашей «Венера» (Pencil-woman for Venus Pencil). 1931 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Эскиз обложки альманаха «Футурист Кампари». 1931 г.
Макет выставочного павильона компании «Кампари». 1931-1933 гг.
1-2. Эскиз рекламных плакатов для компании «Veni VD Vici» по производству кирпича Джузеппе Верзоччи. 1931 г.
Декоративный эскиз для компании «Veni VD Vici» Джузеппе Верзоччи. 1933 г.
На большой скорости (Neighing at Speed). 1932 г. Холст, масло. 62x93 см.
Картина экспонировалась на XVIII Венецианской биеннале в 1932 г.
Городская галерея Делла Раджоне, Генуя.
На большой скорости (Neighing at Speed). 1933-1934 гг. Картон, масло, темпера. 52,2х79 см.
Частное собрание.
Футуристический мотоциклист (Futurist Motorcycle). 1932 г.
Лунная призма (Prismi Lunari). 1931-1932 гг.
Афиша выставки футуристов при содействии Ф.Т. Маринетти в Трентино. 1932 г.
S.E. - фондовая биржа Италии.
Венецианский синтез (Sintesi Veneziana). 1931-1932 гг. Холст, масло.
Альпийские камни (Pietre alpestri). 1934 г.
Нью-Йорк и Доломиты с небоскрёбами (New York e le Dolomiti dei grattacieli). 1934 г.
Небоскрёбы и туннель (Grattacieli e Tunnel). 1934-1935 гг.
Холст, темпера. 130,2x140 см. Частное собрание.
Петух (Il gallo). 1935 г. Холст, масло. 29х16 см. Городской музей Роверето, Тренто.
Слава государственному флагу Италии (Esaltazione della bandiera nazionale).
1935 г. Картон, темпера.
Иллюстрация для журнала «Народ Италии» (La Rivista Del Popolo D’Italia). 1935 г. 33х23 см.
1-4. Обложки журналов «Народ Италии» (La Rivista Del Popolo D’Italia). 1935-1936 гг.
Дома в Серраде (Casa a Serrada). 1935 г. Бумага, уголь. 64,5x69,5 см.
Альпийские дома (Case Alpestri). 1936 г.
Альпийские дома в сером (Case alpestri in grigio). 1936 г. Холст, масло.
Светящийся натюрморт (Natura morta accesa). 1936 г. Холст, масло. 100х70 см.
Частное собрание, Турин.
Национальная одежда Сардинии. Эскиз панно (Sardinian national dresses). 1936-1938 гг. Буксус, темпера. 120х200 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Диптих. Из серии Национальная одежда Италии. 1934-1938 гг. Гобелен. 80х85 см.
Из серии Национальная одежда Италии. 1934-1938 гг. Панно.
1. Герб города Рима. 1938 г. 2. Герб города Флоренции. 1938 г.
3. Герб города Феррара. 1938 г. 4. Герб провинции Пезаро-е-Урбино. 1938 г.
5. Герб города Равенна. 1938 г. 6. Герб города Сиракузы. 1938 г.
7. Герб города Реджо-ди-Калабрия. 1938 г. 8. Герб города Модена. 1938 г.
9. Герб города Милана. 1938 г. 10. Герб города Пиза. 1938 г.
11. Герб города Сиена. 1938 г. 12. Герб города Мантуя. 1938 г.
13. Герб города Падуя. 1938 г. 14. Герб города Парма. 1938 г.
15. Герб города Специя. 1938 г. 16. Герб города Турин. 1938 г.
17. Герб города Ливорно. 1938 г. 18. Герб города Палермо. 1938 г.
19. Герб города Реджо-Эмилия. 1938 г. 20. Герб города Фоджа. 1938 г.
Эскиз эмблемы городов Венеция, Пула и Флоренция. 1939-1940 гг.
Буксус, темпера. Аукцион Sotheby's, 2004 г.
Эскиз эмблемы города Роверето. 1938 г.
Венецианский гондольер (Coleottero Veneziano). 1938 г. Холст, масло. 56x90,5 см. Частное собрание, Милан.
Эластичные кошки (Elasticità gatti). 1936-1939 гг.
Фортунато Деперо. Автопортрет. Желатино-серебряная фотопечать, 1925 г.
В 1940 г. Фортунато Деперо опубликовал свою фундаментальную автобиографию с иллюстрациями, каталогом выставок и хроникой движения футуристов. В 1941-1942 гг. он много работал для Итальянского управления по туризму, выпуская много плакатов для зарубежных партнеров. В 1942 г. по проекту Деперо (совместно с Энрико Прамполини) были выполнены две мозаики на здании в Квартале всемирной выставки (EUR) в Риме, которая однако из-за войны не состоялась. В 1943 г. он опубликовал сборник фашистских текстов «Римский марш». После этого он удалился с женой в свои горы в Трентино, в альпийскую деревню Серрада, чтобы спастись от бомбежек в городе, и провел там весь 1944 и часть 1945 г., реализуя сотни рисунков и размышляя над проектом музея своего творчества вдалеке от любых футуристических выставок и мероприятий.
Когда Вторая мировая война закончилась, Деперо пришлось столкнуться с обвинениями в фашизме. На самом деле, «его фашизм» был единственным в своем роде. Он действительно верил, что фашизм может реализовать своего рода «Искусствократию» (Artecracy), прогрессивное общество, управляемое и сотрудничающее с художниками. Затем, чтобы прояснить свою позицию, в 1946 г. ему пришлось объяснять все эти причины и многое другое новым властям региона. Здесь надо сказать еще пару слов о печальном конце лидера футуристов Ф.Т. Маринетти. В 1942 г. он воевал на территории СССР в составе итальянского экспедиционного корпуса. Был ранен под Сталинградом и умер от остановки сердца.
Но обстановка вокруг него все еще была нездоровая, поэтому в конце 1947 г. он решил еще раз испытать свой шанс в Нью-Йорке. Там он провел две персональные выставки и опубликовал на английском языке свою автобиографию. Но на этот раз он нашел Нью-Йорк «замороженным» и враждебным. Война все еще оставалась в памяти, и у художников-футуристов было мало шансов, которых продолжали считать фашистами. После нескольких месяцев очень холодной зимы 1947 г. Деперо переехал в Нью-Милфорд, штат Коннектикут, где прожил вместе со своей женой в гостях у г-на Хиллмана, секретаря президента Трумэна, в его коттедже до осени 1949 г. Это был действительно период отдыха, отличной работы и также шанс подумать о будущем и создании своего музея. В конце октября 1949 г. Деперо вернулся в Италию, в Роверето, где вскоре начал ревизию всех своих вещей: картин, рисунков, книг и бумаг.
Музыка для кантаты (Musica per cantante). Эскиз панно. Холст, масло. 1940 г. 199х101 см.
Музей современного искусства Северной Италии, Больцано.
В творчестве и в жизни (Nelle opere e nella vita). Эскиз мозаики. 1940 г.
Мозаика «Профессии и искусство» на здании в Квартале всемирной выставки (EUR) в Риме,
площадь Маркони, д. 8. (1942 г.)
Фрагмент мозаики «Профессии и искусство» на здании в Квартале всемирной выставки (EUR) в Риме,
площадь Маркони, д. 8. (1942 г.)
Муза литературы (Musa della letteratura). 1941-1942 гг.
Человеко-механический трофей (Trofeo umano-meccanico). 1943-1944 гг.
Головы и балки (Симультанное впечатление от нью-йоркцев (Impressioni simultanee newyorkesi). 1943 г.
Картон, карандаш, уголь, белый свинец. 60x48,8 см. Частное собрание.
Монументальное похмелье (Sbornia monumentale). 1945 г. Картон, гуашь, уголь. 62х50 см.
Дровосек (Spaccalegna). 1944 г.
Уличный городской торговец (Venditrice ambulante di città bass). 1944 г.
Венецианский гондольер (Gondoliere Veneziano). 1944 г.
Ритуалы и красоты остерии (Rito e splendori d’Osteria). 1944 г. Холст на дереве, масло.
120х82 см. Частное собрание.
Мужчина с усами и аперитивом (Мan with moustache and aperitif). 1944 г.
Женщины тропиков (Donne del Tropico). 1944-1945 гг.
Головы и трубы (Heads and Tubes). 1945 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Мулат-нью-йорковец (Mulatto Newyorkese). 1946 г. Городской музей Роверето, Италия.
Велосипедист рассекает город (Il ciclista attraversa la città). 1945 г.
Церковь в Серрада под снегом (Serrada church with snow). 1945 г. Фанера, масло. 65х74 см.
Аукцион Christie’s, Милан, 2001 г.
Вид на альпийский дом. Дом Франколини (Prospettiva alpestre. Case ai Francolini). 1945 г.
Картон, масло. 38х46,5 см. Частное собрание.
Джанни и броненосец (Gianni e L’armadillo). 1946 г.
Симультанный метрополитен. Поэтический штурм (Simultaneità metropolitane, Poeti d'Assalto). 1946 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Эмоциональное ядро. Головокружение (Nucleo emotivo. Capogiro). 1946 г. Панель, масло. 54,8x82,8 см.
Динамика глаз головы (Dinamica di occhi teste). 1946 г. Бумага, темпера. 99х80,3 см.
Частное собрание.
Танцы под луной (Moon Dancers). 1946 г.
Тропические цветы. 1944 г. Холст на дереве, масло. 45х35 см. Частное собрание.
Суккуленты (Piante grasse). 1946-1947 гг. Холст, масло. 86x121 см.
Голова футуриста (Testa futurista). 1947 г. Бумага, карандаш, тушь. 17x14,4 см.
Частное собрание.
Проповедник в пустыне (Predicatore nel deserto). 1948 г. Бумага, акварель, тушь.
Эскиз костюма к постановке драматурга Альдо Брайбанти (1922-2014). 1951-1952 гг.
Порыв ветра (Colpo di vento). 1947 г. Холст, масло. 42х45 см. Частное собрание.
Лошади на привязи (Cavalli sulla corda). 1948 г. Холст, масло. 95х82 см.
Коровы на ферме. 1940-е гг.
Аперитив для коров (Aperitivo della Mucche). 1948 г. Дерево, масло. 60х50 см.
Частное собрание, Турин.
Токарный станок и рама (Tornio e telaio). 1949 г. Холст, масло.
Городская картинная галерея Форли, коллекция Верзоччи.
Фортунато Деперо. Фотография 1950-х гг.
В 1950-е годы Фортунато Деперо передал часть своих работ в коллекцию Верзоччи, включая «Автопортрет» и картину «Токарный станок и рама». Коллекция Верзоччи в настоящее время хранится в Городской картинной галерее Форли. Деперо переписывается со многими своими друзьями-художниками и поклонниками, такими как Эральдо Ди Вита, ныне ставший известным искусствоведом в Милане.
В 1951 г. Деперо опубликовал свой манифест «Ядерная пластика и живопись». В 1953 и 1956 гг. он оформил зал заседаний в автономной провинции Тренто, где теперь находится коллекция его мебели. В 1952 г. он участвовал в XXVI Венецианской биеннале, а в 1955 году - в VII квадриеннале в Риме. В 1951 и 1953 гг. провел две большие персональные выставки в Тренто и Роверето с сотнями работ. В то же время, в 1955 г. Деперо вступил в полемику с Венецианской биеннале, обвиняя её в цензуре футуризма после 1916 года (год смерти Боччони). Он опубликовал статью «Антибиеннале», в которой оспаривает критику и предвидит, каковы будут тенденции критики футуризма на много лет вперед.
В 1957 г. муниципалитет Роверето положительно решил вопрос об открытии Музея Фортунато Деперо, который был официально открыт через два года 11 августа 1959 г.
Автопортрет. 1952 г. Картон, темпера. 11,1x8,5 см. Частное собрание писателя и кинорежиссера
Чезаре Дзаваттини (1902-1989)
Ядерная радужная оболочка петуха (Iride nucleare di gallo). 1950 г.
Индейская маска (Maschera Indiana). 1951-1952 гг. Бумага на холсте, темпера. 70х60 см.
Индейская фантазия, пятидесятые (Fantasia indiana, anni Cinquanta). 1950-1959 гг.
Индейская фантазия, пятидесятые (Fantasia indiana, anni Cinquanta). Фрагмент. 1950-1959 гг.
Бумага, темпера. 100,5х71,4 см. Частное собрание.
Индейская стрела (Freccia Indiana). 1949 г. Фанера, масло. 86,5х54,5 см. Частное собрание.
Китаянка (Cinesina). 1952 г. Картон, смешанная техника. 83х63 см.
Ярморочный шут, или Мифологический монстр (Fiera umana or Mostro mitologico). 1952 г.
Бумага на холсте, темпера. 75x50 см.
Кубок пустыни (Coppa del deserto). 1952 г.
Лошади на водопое (Cavalli all’abbeveratoio). 1953 г. Холст, масло. 91х46 см.
Динамизм и пантомима, или Сенокос (Dinamismo e Mimica Alpestre). Холст, масло.
Кафедральный обор в Монтанье, Больцано.
Эскиз оформления Зала заседаний в автономной провинции Тренто.
Альпийская и горная флора. 1953 г.
Рекламный плакат Дома искусств Деперо. 1953 г.
Фортунато Деперо (1892-1960). Фотография 1916 г.
Фортунатто Деперо умер 29 ноября 1960 года в Роверето в возрасте 68 лет, оставив после себя более 3500 работ.
В 1965 г. на IX Квадриеннале в Риме Фортунато Деперо была посвящена большая ретроспективная выставка. А с 1970 г. началась переоценка его творчества, но только в последние годы, а также после устранения многих предрассудков о так называемом «втором футуризме», значение творчества Деперо возрастало. 17 января 2009 г. после реставрации открылся Дом искусств Деперо, который вновь стал штаб-квартирой футуристов при Музее современного искусства Тренто и Роверето (MART). В этом же музее, в архиве хранится основная часть коллекции эскизов, автографов, корреспонденций, фотографий и печатных изданий.
Маурицио Скудиеро. Монография о творчестве Фортунато Деперо. Италия, 2009 г.
В одном из залов Музея Фортунато Деперо в Роверето.
DVD с балетом Фортунато Деперо «Пластические танцы», 2009 г.