• Авторизация


«НЕИЗВЕСТНЫЕ» ИТАЛЬЯНСКИЕ ХУДОЖНИКИ-ФУТУРИСТЫ. ЧАСТЬ VII. ФОРТУНАТО ДЕПЕРО / FORTUNATO DEPERO (1892-1960). Окончание 05-01-2019 15:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

ФОТО Каталог Футуризм  Москва 2008 г. (554x700, 211Kb)
Футуризм - радикальная революция: Италия-Россия. Каталог выставки к 100-летию художественного движения в ГМИИ им. А.С. Пушкина / Futurismo - rivoluzione radicale: Italia-Russia. Centinario del movimento artistico. Редакторы Ирина Антонова, Владислав Петров, Кира Искольдская. Москва, Издательство «Красная площадь», 2008 г. - 304 стр.,илл.
Тираж 3000 экз.

В нашем понимании итальянский футуризм представляется хорошо известными именами художников: Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Феличе Казорати, Ахилл Фуни... И кажется всё. Однако в Италии футуристов было великое множество, приблизительно столько, сколько в России было передвижников. Не все футуристы, конечно, были знаменитыми. Но в Италии и в Европе их знают, любят и ценят. С некоторыми из них сейчас мы и постараемся познакомиться. Не с передвижниками. Передвижников вы все хорошо знаете. С неизвестными итальянскими художниками-футуристами.



ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИСТ ФОРТУНАТО ДЕПЕРО (1892-1960)

ФОТО Depero_New_York 1928 (700x525, 79Kb)
Фортунато Деперо в Нью-Йорке. Фотография 1929 г.

В 1928 г. Фортунато Деперо переезжает со своей женой Розеттой Куи в США, в Нью-Йорк в надежде получить хорошую клиентуру и работает в рекламе и театральным художником. Деперо попытался экспортировать в Америку идею Дома искусств футуристов, который будет называться Домом футуристов Деперо в Нью-Йорке. Он пишет новые картины, разрабатывает рекламу, создает дизайн ресторанов, эскизы костюмов и декорации для театра, рисует обложки журналов. То есть, занимается многогранной деятельностью, которая полностью соответствует тому, что проектировалось со времен разработки манифеста «Футуристическая реконструкция Вселенной».
В начале 1929 г., в год великой депрессии и падения акций Уолл-стрита, Деперо организовал свою первую персональную выставку картин в Нью-Йорке в Галерее современного итальянского искусства Гуарино. Через своего давнего друга хореографа Леонида Мясина (1896-1979) Деперо знакомится с Леоном Леонидовым (1894-1989), художественным руководителем «Театра Рокси». И с этим театром он начинает сотрудничество. Создает обложки для крупных журналов, таких как «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair), «Мода» (Vogue), «Франт » (Sparks), «Новый автомобильный атлас», «Нью-Йорковец» (The New Yorker), «Танцевальный журнал» (Dance Magazine), «Киностудия» (Movie Makers) и газеты «New York Daily News», рисует рекламные плакаты для универмага Macy's. Кроме того, оформляет дизайн двух ресторанов «Энрико и Паглиери» (Enrico & Paglieri) и «Тыква» (Zucca), которые впоследствии были снесены, чтобы освободить место для Рокфеллер-центра. В 1929 г. Деперо представляет выставку своих рекламных работ в нью-йоркском клубе всемирной сети рекламных агентств BBDO, одном из самых престижных агентств в мире, использует эту инициативу для проведения рекламы «Американской ведущей карандашной компании» (American Lead Pencil Company), которая принесет ему международную известность.

1926 Dusk projections, МАРТ (700x586, 180Kb)
Сумеречные проекции (Dusk projections). 1926 г. Музей современного искусства Тренто и Роверето
(MART), Италия.
1928 La casa del mago. Х, м. 150 x 260 cm (700x400, 96Kb)
Дом волшебника (La casa del mago). 1928 г. Холст, масло. 150x260 см.
1928 mostra del vino (478x700, 157Kb)
Афиша IVвыставки вина в Тренто (IV Мostra del vino Trento). Март 1928 г.
1928 manifesto per Liquer Strega (544x700, 115Kb)
Эскиз рекламного плаката ликера «Strega». 1928 г.
1928 Pencil Factory, collage, private collection (499x700, 81Kb)
Рекламный плакат карандашной фабрики «Matite». 1928 г. Коллаж. Частное собрание.
1928 Pencil-man, collage, Studio 53 Arte, Rovereto (Trento) (511x700, 81Kb)
Рекламный плакат карандашной фабрики «Matite». 1928 г. Студия искусств 53, Роверето (Тренто)
1929 Pencil-bay, for Venus Pencil, collage, private collection (547x700, 78Kb)
Рекламный плакат карандашей «Венера». Нью-Йорк, 1929 г. Коллаж. Частное собрание.
1929 Two projects for Venus Pencil, Fondo Depero at Mart, Rovereto (Trento) (304x700, 89Kb)1929 Venus Pencil, India ink, private collection (210x700, 64Kb)
1-2. Эскизы рекламных плакатов карандашей «Венера». 1929 г.
1929 Project for a box of Venus Pencil pencils, Fondo Depero at Mart, Rovereto (Trento) (385x700, 71Kb)
Эскиз упаковочной коробки карандашей «Венера». 1929 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1929-30 10c. Venus Pencil, a project for an advertisement window-stand, collage, Fondo Depero at Mart, Rovereto (Trento) (700x389, 79Kb)
Проект рекламной витрины карандашей «Венера». 1929-1930 гг. Коллаж.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1928 PROGETTO PER COPERTINA - Collage sur carton (563x700, 113Kb)
Эскиз упаковочной тары. 1928 г. Коллаж из картона.
1928-1930 Manifesto pubblicitario Magnesia S. Pellegrino, MART (402x580, 87Kb)1930 Magnesia S. Pellegrino (400x580, 101Kb)
1-2. Рекламные плакаты слабительного лекарства «Магнезия Сан-Пеллегрино». 1928-1930 гг.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1929 Movie Mackers, decembr (542x700, 152Kb)
Обложка журнала «Киностудия» (Movie Makers). Декабрь 1929 г.
1929 Secolo ХХ. Magazine cover (530x700, 105Kb)
Обложка журнала «ХХ век» с публикацией о Максиме Горьком. 1929 г.
1930 New Auto Atlas, (700x520, 166Kb)
Обложка журнала «Новый автомобильный атлас» (News Auto Atlas). Нью-Йорк,1930 г.
1929 Vogue 100 х 80 см ЧС (553x700, 136Kb)
Эскиз обложки журнала «Мода» (Vogue). 1929 г. 100х80 см. Частное собрание.
1929 Vogue - Study for a Cover, (659x700, 82Kb)
Эскиз обложки журнала «Мода» (Vogue). 1929 г.
1929 Vogue Magazine cover by Fortunato Depero (400x560, 330Kb)1929 Study for Vogue cover — Tempera su carta; 36x22 cm ЧС (340x560, 70Kb)
1-2. Эскизы обложек журнала «Мода» (Vogue). Нью-Йорк, 1929 г.
1929 VOGUE (700x380, 91Kb)
Эскизы рисунков для журнала «Мода» (Vogue). Нью-Йорк, 1929 г.
1930 Vogue cover by Fortunato Depero , via flickr WOW- (539x700, 126Kb)
Эскиз обложки журнала «Мода» (Vogue). Нью-Йорк, 1930 г.
1929 Балерина (504x700, 90Kb)
Балерина. 1929 г.
1929 Roxy Theater Costume (420x700, 108Kb)
Эскиз костюма для «Театра Рокси». Нью-Йорк, 1929 г.
1930 Women, stairs, skyscrapers,À Rome10 (Journal de débord n. 33)AnneMortier)« (547x700, 136Kb)
Женщины, лестницы и небоскребы (Women, Stairs, Skyscrapers). 1930 г.
Опубликовано: «Бортовой журнал» (Journal de débord), Рим, 2017 г., № 33.

ФОТО Fortunato Depero in New York, 1931. New York – Su! Su! Su! Su! Photograph by Mario Castagneri. (560x700, 204Kb)
Фортунато Деперо в Нью-Йорке. Фотография Марио Кастаньери, 1930 г.

С чисто стилистической точки зрения в Америке Деперо остается в значительной степени верным своему методу непрерывного иконографического пересмотра идей, который уже широко апробировал дома. Персонажами его работ почти всегда являются марионетки и выходцы из театрального мира. Графический дизайн страниц почти всегда доверен определенному целесообразному диагонализму, который придает динамичность композиции. Отличительной чертой геометрических фигур были контрастные цвета, причем предпочтение отдавалось использованию белого, черного и красного цветов для усиления восприятия. Однако, несмотря на строгую фигуративную конструкцию, у Деперо отсутствовали детали, хотя такой подход к графике был похож на русский конструктивизм. В более общем смысле – Деперо не был новатором. Он - график своего времени. Но его агрессивный напор, его мощные надписи и его иконография, несомненно, будут влиять на всю последующую рекламную графику. В любом случае, американский опыт давал преимуществом перед другими коллегами, которые никогда не выезжали из Италии.

1928-1929 Sketch for Depero's Futuristic House Bill, Венгер нац гал. (2) (700x471, 126Kb)
Эскиз Дома футуристов в Нью-Йорке (1). 1928-1929 гг.
1928-1929 Sketch for Depero's Futuristic House Bill (700x468, 136Kb)
Эскиз Дома футуристов в Нью-Йорке (2). 1928-1929 гг.
1928-1929 Cartel de exposición de Depero en Nueva York (Depero House) (606x700, 147Kb)
Эскиз Дома футуристов в Нью-Йорке (3). 1928-1929 гг.
1929 Большая распродажа (Нью-Йорк Big Sale) Х м 51,5х75 см ЧС (700x470, 182Kb)
Большая распродажа в Нью-Йорке (Big Sale). 1930 г. Холст, масло. 51,5х75 см. Частное собрание.
1929 Большая распродажа (Нью-Йорк Big Sale) Х м 51,5х75 см ЧС2 (700x528, 177Kb)
Большая распродажа в Нью-Йорке (Big Sale). Фрагмент. 1930 г. Холст, масло. 51,5х75 см.
Частное собрание.
1929 radio fire (700x546, 172Kb)
Пожар на радио (Radio Fire Up). 1929 г.
1930 Небоскрёбы и туннель, Нью-Йорк. Карт, темп. 68х102 см. МАРТ (700x473, 166Kb)
Небоскрёбы и туннель (Grattacieli e Subway). Нью-Йорк, 1930 г. Картон, темпера. 68х102 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1930-1931 Grattacieli e subway (700x610, 217Kb)
Небоскрёбы и туннель (Grattacieli e Subway). 1930-1931 гг.
1930 Subway (folla ai treni sotterranei), 2 (700x466, 175Kb)
Нью-Йорк. Метро, очередь к поездам на платформе (Subway, crowd to the underground trains). 1930 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1930 Нью-Йорк (2) (700x532, 149Kb)
Нью-Йорк. 1930 г.
1930 New York. (585x700, 117Kb)
Нью-Йорк. 1930 г.
1930 Мобильная декор. The New Babel (Новый Вавилон) Эскиз Карт темп 70х93 см МАРТ (700x541, 155Kb)
Эскиз мобильной декорации к балету «Новый Вавилон» (The New Babel). 1930 г. Картон, темпера. 70х93 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1930 Театр Новый Вавилон (700x637, 169Kb)
Эскиз декорации к балету «Новый Вавилон» (The New Babel). Эскиз. Нью-Йорк, 1930 г.
1930 Механизм Macchinismo Babelico (Будапешт) (700x588, 147Kb)
Механизм декорации к балету «Новый Вавилон» (Macchinismo Babelico). 1930 г.
1930 Sotto gli arcobaleni atlantici Оригинал (700x475, 124Kb)
Под атлантической радугой (Sotto gli arcobaleni atlantici). 1930 г.

1929 Subway. Нью-Йорк, Метро (484x700, 136Kb)
Нью-Йорк, метро (Subway). 1929 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.

Здесь надо сказать пару слов о том, что Фортунатто Деперо был еще и поэтом. И писал он необычные стихи, которые начал сочинять в далеком 1915 году. В тот период Деперо выковал «поэтический язык универсального понимания, для которого переводчики не нужны», ономалингва, состоящий из звукоподражательных звуков, которые должны были вызывать сущность представляемых объектов и, в то же время, ощущения от них спровоцированные наблюдателем» (опубликовано в книге «Depero futurista» в 1927 г., затем в Passamani, 1981, с.61 илл. 67). В отличие от повествовательных целей, связь между графикой и словом в таблицах Деперо выражается в игривом изобретательном кадре, почти фонетически-визуальном зрелище, во многом сходном с абстрактным словесным выражением Баллы. С поэтическим и графическим ономязыковым изобретательством связаны многочисленные примеры «почтового искусства», характеризуемые ортогональными геометрическими структурами, расположенными косо, которые, начиная с 1915 г., Деперо систематически использовал в целях саморекламы и в «книге на болтах» в 1927 г.

1916 Campanelli (tavola onomalinguistica) Бум, тушь. 46х36 см. МАРТ (393x567, 304Kb)
Кампанелли (Campanelli. Tavola onomalinguistica). 1916 г. Бумага, тушь. 46х36 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
NEW Фрагмент ономалингвистической поэзии, 1917 (530x700, 121Kb)
Фрагмент ономалингвистической поэзии Ф. Деперо, 1916-1917 гг.
1929 24th Street; courtesy Depero Archive (472x700, 137Kb)
Нью-Йорк, 24-я улица (24th Street). 1929 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1930 State of Mind in New York. (511x700, 139Kb)
Состояние ума в Нью-Йорке (State of Mind in New York). 1930 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1929 An ode to the 20th century. Magazine cover (477x700, 197Kb)
Ода XX веку (An ode to the 20th century). 1929 г. Обложка журнала.
1930 Реклама сигарет VANITY FAIR (491x700, 100Kb)
Эскиз рекламного плаката сигарет «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair).
Нью-Йорк, июль 1930 г.
1930 Vanity-Fair-Rovereto-Mart-deposito-a-lungo-termine (529x700, 117Kb)
Рекламный плакат сигарет «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair). Нью-Йорк, 1930 г.
1930 Vanity Fair, (516x700, 95Kb)
Рекламный плакат сигарет «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair). Нью-Йорк, 1930 г.

ФОТО depero Оригинал (648x700, 117Kb)
Фортунато Деперо в кафе дегустирует напитки.

В 1930 г. в условиях экономической депрессии в США Фортунато Деперо вернулся в Италию. По возвращению в Италию Деперо поддерживает фашистское правительство Муссолини и занимается издательской деятельностью. В 1930 г. он издавает журнал «Динамо». В 1931 г. в Риме издает альманах «Футурист Кампари», где публикует «Mанифест искусства рекламы» (Manifesto dell’Arte pubblicitaria). Деперо присоединяется к движению футуристов «Аэроживопись» (Aeropittura) и подписывает манифест о верности Ф.Т. Маринетти.
В 1932 г. он впервые экспонируется в персональном зале на XVIII Венецианской биеннале, затем на V Триеннале в Милане, а в 1936 г. снова на Венецианской биеннале. Постепенно он отдаляется от футуризма. Футуристам приснился сладкий образ жизни, своего рода «вавилонский рай с кузнечиками». И именно это разочарование приведет к тому, что в последующие годы Деперо найдет убежище в конкретных и здоровых ценностях природы. Это изменение можно заметить как на стилистическом, так и на тематическом уровнях: постепенный отказ от теплых цветов и диагоналей в пользу холодных цветов и ортогональности: прогрессивный отказ от глупостей и марионеток в пользу мотивов и персонажей италийского фольклора. Однако его изоляция отнимет у него и важный источник дохода: рекламу.
Во второй половине 1930-х гг. Деперо участвовал в возрождении материала буксуса (buxus), материала на основе целлюлозы, который заменил деревянный шпон. Благодаря этой работе ему удалось найти собственную творческую жилку, реализовав целый ряд работ на этом материале. В 1938 г. Деперо попросили разработать иллюстрации для муниципальных гербов провинций Италии. Художник переосмыслил символы в эмблемах городов и каким-то образом изобрел их заново. Всего Деперо создал 96 гербов городов Италии. Гербы были изданы отдельной книгой в издательстве де Агостини.

1929 De Marinis & Lorie, logo (671x700, 192Kb)
Негритянская танцовщица. Логотип компании Марини & Лорие
(De Marinis & Lorie, logo, Ballerina Negra). 1929 г.
1931 Pencil-woman for Venus Pencil, Fondo Depero at Mart, Rovereto (Trento) (630x700, 140Kb)
Женщина с карандашами. Эскиз рекламы карандашей «Венера» (Pencil-woman for Venus Pencil). 1931 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1931 I fari dell'avvenire Bitter e Cordial Campari (2) (679x700, 149Kb)
Эскиз обложки альманаха «Футурист Кампари». 1931 г.
1933 Campari 1931, maquette originale réalisée par Depero. (672x700, 113Kb)
Макет выставочного павильона компании «Кампари». 1931-1933 гг.
1930-е Fortunato Depero - 1930s (450x450, 77Kb)1930-е Fortunato Depero - (330x450, 56Kb)
1-2. Эскиз рекламных плакатов для компании «Veni VD Vici» по производству кирпича Джузеппе Верзоччи. 1931 г.
NEW 1933 Pattern image courtesy Casa d´arte Futurista (700x466, 112Kb)
Декоративный эскиз для компании «Veni VD Vici» Джузеппе Верзоччи. 1933 г.
1932 Nitrito (Neighing) at Speed, Х м, 62 x 93 Городские коллекции Galleria della Ragione в Генуе - Дар Альберто Делла Раджоне (Биеннале, Венеция, 1932) (700x468, 133Kb)
На большой скорости (Neighing at Speed). 1932 г. Холст, масло. 62x93 см.
Картина экспонировалась на XVIII Венецианской биеннале в 1932 г.
Городская галерея Делла Раджоне, Генуя.
1933-1934 Nitrito in Velocita Карт, м, темп. 52,2х79 см ЧС (700x513, 106Kb)
На большой скорости (Neighing at Speed). 1933-1934 гг. Картон, масло, темпера. 52,2х79 см.
Частное собрание.
1932 Futurist Motorcycle (700x389, 54Kb)
Футуристический мотоциклист (Futurist Motorcycle). 1932 г.
1931-1932 Prismi Lunari (700x456, 93Kb)
Лунная призма (Prismi Lunari). 1931-1932 гг.
1932 Fortunato Depero. Futurismo. (569x700, 123Kb)
Афиша выставки футуристов при содействии Ф.Т. Маринетти в Трентино. 1932 г.
S.E. - фондовая биржа Италии.
1931-1932 Sintesi Veneziana, olio su tela, (700x580, 157Kb)
Венецианский синтез (Sintesi Veneziana). 1931-1932 гг. Холст, масло.
1934 Pietre alpestri, 1934 (597x700, 152Kb)
Альпийские камни (Pietre alpestri). 1934 г.
1934 New York e le Dolomiti dei grattacieli (337x700, 107Kb)
Нью-Йорк и Доломиты с небоскрёбами (New York e le Dolomiti dei grattacieli). 1934 г.
1934-1935 Grattacieli e Tunnel. Холст, темп 130,2x140 см ЧС (2) (700x663, 208Kb)
Небоскрёбы и туннель (Grattacieli e Tunnel). 1934-1935 гг.
Холст, темпера. 130,2x140 см. Частное собрание.
1935 Il gallo - Rovereto, Museo Civico (700x555, 148Kb)
Петух (Il gallo). 1935 г. Холст, масло. 29х16 см. Городской музей Роверето, Тренто.
1935 Proclamazione del tricolore  - tempera su cartone (439x700, 133Kb)
Слава государственному флагу Италии (Esaltazione della bandiera nazionale).
1935 г. Картон, темпера.
1935 Depero Rivista Popolo Italia cm. 23x33 (477x700, 117Kb)
Иллюстрация для журнала «Народ Италии» (La Rivista Del Popolo D’Italia). 1935 г. 33х23 см.
1935 Aprile 1935 (400x560, 87Kb)1936 Depero-popolo-d-italia- (398x560, 91Kb)
1936 La Rivista illustrata del popolo d'Italia (399x560, 98Kb)1936 Progetto di copertina, (398x560, 77Kb)
1-4. Обложки журналов «Народ Италии» (La Rivista Del Popolo D’Italia). 1935-1936 гг.
1935 Casa a Serrada, Kohlezeichnung auf Papier, 64,5x69,5 cm (700x654, 185Kb)
Дома в Серраде (Casa a Serrada). 1935 г. Бумага, уголь. 64,5x69,5 см.
1936 Case al Pestri, (647x700, 136Kb)
Альпийские дома (Case Alpestri). 1936 г.
1936 Case alpestri in grigio (oil on canvas) (490x700, 98Kb)
Альпийские дома в сером (Case alpestri in grigio). 1936 г. Холст, масло.
1936 NATURA MORTA ACCESA dEPERO. Х м 100х70 см. ЧС Турин (504x700, 134Kb)
Светящийся натюрморт (Natura morta accesa). 1936 г. Холст, масло. 100х70 см.
Частное собрание, Турин.
1936-1938 Sardinian national dresses. Эскиз. Buxus 120х200 см МАРТ (700x430, 136Kb)
Национальная одежда Сардинии. Эскиз панно (Sardinian national dresses). 1936-1938 гг. Буксус, темпера. 120х200 см.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1936-1938 Diptych. Untitled. (645x700, 131Kb)
Диптих. Из серии Национальная одежда Италии. 1934-1938 гг. Гобелен. 80х85 см.1938 Панно (700x658, 166Kb)
Из серии Национальная одежда Италии. 1934-1938 гг. Панно.
1. Рим (400x500, 93Kb)2. Florence (493x500, 105Kb)
1. Герб города Рима. 1938 г. 2. Герб города Флоренции. 1938 г.
11. Феррара (386x500, 84Kb)8. Pesaro-Urbino (551x500, 111Kb)
3. Герб города Феррара. 1938 г. 4. Герб провинции Пезаро-е-Урбино. 1938 г.
4. Ravenna (432x500, 104Kb)5. Syracuse (441x500, 87Kb)
5. Герб города Равенна. 1938 г. 6. Герб города Сиракузы. 1938 г.
7. Калабрия (466x500, 115Kb)9. Модена (396x500, 75Kb)
7. Герб города Реджо-ди-Калабрия. 1938 г. 8. Герб города Модена. 1938 г.
10. Милан (411x500, 88Kb)6. Pisa (455x500, 96Kb)
9. Герб города Милана. 1938 г. 10. Герб города Пиза. 1938 г.
11. Siena (482x500, 91Kb)12. Мантуя (386x500, 89Kb)
11. Герб города Сиена. 1938 г. 12. Герб города Мантуя. 1938 г.
13. Падуя (396x500, 90Kb)14. Парма (398x500, 87Kb)
13. Герб города Падуя. 1938 г. 14. Герб города Парма. 1938 г.
15. Специя (419x500, 84Kb)16. Турин (380x500, 75Kb)
15. Герб города Специя. 1938 г. 16. Герб города Турин. 1938 г.
17. Livorno (481x500, 97Kb)18. Palermo (466x500, 108Kb)
17. Герб города Ливорно. 1938 г. 18. Герб города Палермо. 1938 г.
19. Реджо-Эмилия (396x500, 90Kb)20. Фоджа. (390x500, 72Kb)
19. Герб города Реджо-Эмилия. 1938 г. 20. Герб города Фоджа. 1938 г.
1939-1940 Si tratta di un progetto per plastico ad intarsio in buxus (legno) Аук Сотбис 2004 (700x505, 56Kb)
Эскиз эмблемы городов Венеция, Пула и Флоренция. 1939-1940 гг.
Буксус, темпера. Аукцион Sotheby's, 2004 г.
1938 dimensioni della guida ripiegata cm.22x20 (700x618, 134Kb)
Эскиз эмблемы города Роверето. 1938 г.
1938 Coleottero Veneziano, Гондольер, olio su tela, 56x90,5 cm. ЧС Милан (700x430, 102Kb)
Венецианский гондольер (Coleottero Veneziano). 1938 г. Холст, масло. 56x90,5 см. Частное собрание, Милан.
1936-1939 Elasticità gatti, (700x542, 152Kb)
Эластичные кошки (Elasticità gatti). 1936-1939 гг.

ФОТО Self-portrait Gelatin silver print. Circa 1925 (511x700, 54Kb)
Фортунато Деперо. Автопортрет. Желатино-серебряная фотопечать, 1925 г.

В 1940 г. Фортунато Деперо опубликовал свою фундаментальную автобиографию с иллюстрациями, каталогом выставок и хроникой движения футуристов. В 1941-1942 гг. он много работал для Итальянского управления по туризму, выпуская много плакатов для зарубежных партнеров. В 1942 г. по проекту Деперо (совместно с Энрико Прамполини) были выполнены две мозаики на здании в Квартале всемирной выставки (EUR) в Риме, которая однако из-за войны не состоялась. В 1943 г. он опубликовал сборник фашистских текстов «Римский марш». После этого он удалился с женой в свои горы в Трентино, в альпийскую деревню Серрада, чтобы спастись от бомбежек в городе, и провел там весь 1944 и часть 1945 г., реализуя сотни рисунков и размышляя над проектом музея своего творчества вдалеке от любых футуристических выставок и мероприятий.
Когда Вторая мировая война закончилась, Деперо пришлось столкнуться с обвинениями в фашизме. На самом деле, «его фашизм» был единственным в своем роде. Он действительно верил, что фашизм может реализовать своего рода «Искусствократию» (Artecracy), прогрессивное общество, управляемое и сотрудничающее с художниками. Затем, чтобы прояснить свою позицию, в 1946 г. ему пришлось объяснять все эти причины и многое другое новым властям региона. Здесь надо сказать еще пару слов о печальном конце лидера футуристов Ф.Т. Маринетти. В 1942 г. он воевал на территории СССР в составе итальянского экспедиционного корпуса. Был ранен под Сталинградом и умер от остановки сердца.
Но обстановка вокруг него все еще была нездоровая, поэтому в конце 1947 г. он решил еще раз испытать свой шанс в Нью-Йорке. Там он провел две персональные выставки и опубликовал на английском языке свою автобиографию. Но на этот раз он нашел Нью-Йорк «замороженным» и враждебным. Война все еще оставалась в памяти, и у художников-футуристов было мало шансов, которых продолжали считать фашистами. После нескольких месяцев очень холодной зимы 1947 г. Деперо переехал в Нью-Милфорд, штат Коннектикут, где прожил вместе со своей женой в гостях у г-на Хиллмана, секретаря президента Трумэна, в его коттедже до осени 1949 г. Это был действительно период отдыха, отличной работы и также шанс подумать о будущем и создании своего музея. В конце октября 1949 г. Деперо вернулся в Италию, в Роверето, где вскоре начал ревизию всех своих вещей: картин, рисунков, книг и бумаг.

1940 Musica per cantante. 199 х 101 см. МСИ Сев. Италии, Больцано (700x361, 97Kb)
Музыка для кантаты (Musica per cantante). Эскиз панно. Холст, масло. 1940 г. 199х101 см.
Музей современного искусства Северной Италии, Больцано.
1940 Nelle opere e nella vita 1940 Rara prima edizione di questa (586x700, 274Kb)
В творчестве и в жизни (Nelle opere e nella vita). Эскиз мозаики. 1940 г.
1942 Fortunato Depero, Le professioni e le arti 1942 Рим (700x462, 113Kb)
Мозаика «Профессии и искусство» на здании в Квартале всемирной выставки (EUR) в Риме,
площадь Маркони, д. 8. (1942 г.)
1942 Fortunato Depero, Le professioni e le arti 1942 Рим (2) (700x462, 165Kb)
Фрагмент мозаики «Профессии и искусство» на здании в Квартале всемирной выставки (EUR) в Риме,
площадь Маркони, д. 8. (1942 г.)
1941-1942 Musa della letteratura (626x700, 197Kb)
Муза литературы (Musa della letteratura). 1941-1942 гг.
1943-1944 titolo lacunoso e data Trofeo umano-meccanico (501x700, 132Kb)
Человеко-механический трофей (Trofeo umano-meccanico). 1943-1944 гг.
1943 teste e travi (impressioni simultanee newyorkesi)Карт, кар, уголь, бел. свинец. 60 x 48.8 cm ЧС (594x700,150Kb)
Головы и балки (Симультанное впечатление от нью-йоркцев (Impressioni simultanee newyorkesi). 1943 г.
Картон, карандаш, уголь, белый свинец. 60x48,8 см. Частное собрание.
1945 Monumental Hangover, (Sbornia monumentale) gouache, charcoal 62 x 50 cm (564x700, 170Kb)
Монументальное похмелье (Sbornia monumentale). 1945 г. Картон, гуашь, уголь. 62х50 см.
1944 Spaccalegna (574x700, 187Kb)
Дровосек (Spaccalegna). 1944 г.
1944 Venditrice ambulante di città bass (700x483, 156Kb)
Уличный городской торговец (Venditrice ambulante di città bass). 1944 г.
1944 Gondoliere Veneziano, 2 (700x566, 131Kb)
Венецианский гондольер (Gondoliere Veneziano). 1944 г.
1944 Ритуалы и красоты Остерии RITO E SPLENDORI D’OSTERIA. Х на дер, м. 120х82 см. ЧС (463x700, 121Kb)
Ритуалы и красоты остерии (Rito e splendori d’Osteria). 1944 г. Холст на дереве, масло.
120х82 см. Частное собрание.
1944 Мan with moustache and aperitif, (565x700, 115Kb)
Мужчина с усами и аперитивом (Мan with moustache and aperitif). 1944 г.
1944-1945  Женщины тропиков (Donne del Tropico) (569x700, 164Kb)
Женщины тропиков (Donne del Tropico). 1944-1945 гг.
1945 image empruntée à un tweet de Anne Mortier (@AnneMortier2) (615x700, 141Kb)
Головы и трубы (Heads and Tubes). 1945 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1946 Mulatto Newyorkese. Collezione Musei Civici Rovereto - копия (520x700, 161Kb)
Мулат-нью-йорковец (Mulatto Newyorkese). 1946 г. Городской музей Роверето, Италия.
1945 Il ciclista attraversa la città, (476x700, 169Kb)
Велосипедист рассекает город (Il ciclista attraversa la città). 1945 г.
1945 Serrada church with snow Фан, м 65х74 см Аук Кристис Милан 2001 (700x611, 114Kb)
Церковь в Серрада под снегом (Serrada church with snow). 1945 г. Фанера, масло. 65х74 см.
Аукцион Christie’s, Милан, 2001 г.
1945 prospettiva alpestre (case ai francolini) Карт, м  38 х 46.5 cm ЧС (700x564, 69Kb)
Вид на альпийский дом. Дом Франколини (Prospettiva alpestre. Case ai Francolini). 1945 г.
Картон, масло. 38х46,5 см. Частное собрание.
1946 Gianni e l'armadillo (638x700, 182Kb)
Джанни и броненосец (Gianni e L’armadillo). 1946 г.
1946 Simultaneità metropolitane, Poeti d'Assalto МАРТ (700x612, 176Kb)
Симультанный метрополитен. Поэтический штурм (Simultaneità metropolitane, Poeti d'Assalto). 1946 г.
Музей современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1946 Nucleo emotivo (Capogiro) [Emotional core (Dizziness)], Пан, м. 54.8 x 82.8 cm. (700x468, 114Kb)
Эмоциональное ядро. Головокружение (Nucleo emotivo. Capogiro). 1946 г. Панель, масло. 54,8x82,8 см.
1946 Dinamica di occhi teste Бум, темп. 99э80,3 см ЧС (567x700, 118Kb)
Динамика глаз головы (Dinamica di occhi teste). 1946 г. Бумага, темпера. 99х80,3 см.
Частное собрание.
1946 Moon Dancers. (700x700, 142Kb)
Танцы под луной (Moon Dancers). 1946 г.
1944 Тропические цветы. Х на дер, м. 45х35 см. ЧС (579x700, 124Kb)
Тропические цветы. 1944 г. Холст на дереве, масло. 45х35 см. Частное собрание.
1946-1947 Piante grasse 86 x 121 on a label glued to the reverse (470x700, 139Kb)
Суккуленты (Piante grasse). 1946-1947 гг. Холст, масло. 86x121 см.
1947 testa futurista. Бум кар тушь 17 x 14.4 cm. ЧС (597x700, 118Kb)
Голова футуриста (Testa futurista). 1947 г. Бумага, карандаш, тушь. 17x14,4 см.
Частное собрание.
1948 PREDICATORE NEL DESERTO, Бум акв тушь (530x700, 131Kb)
Проповедник в пустыне (Predicatore nel deserto). 1948 г. Бумага, акварель, тушь.
1951-1952 COSTUME PER PUBBLICITA' BRAIBANTI. Карт, темп, тушь 41х33 см. (546x700, 133Kb)
Эскиз костюма к постановке драматурга Альдо Брайбанти (1922-2014). 1951-1952 гг.
1947 Colpo di vento,Х м 42х45 см ЧС (700x637, 117Kb)
Порыв ветра (Colpo di vento). 1947 г. Холст, масло. 42х45 см. Частное собрание.
1948 Cavalli sulla corda 1948 (526x700, 129Kb)
Лошади на привязи (Cavalli sulla corda). 1948 г. Холст, масло. 95х82 см.
1948 fortunato-depero (700x532, 140Kb)
Коровы на ферме. 1940-е гг.
1948 Aperitivo della Mucche Дер м 60х50 см ЧС Турин (584x700, 128Kb)
Аперитив для коров (Aperitivo della Mucche). 1948 г. Дерево, масло. 60х50 см.
Частное собрание, Турин.
1949 Tornio (700x540, 157Kb)
Токарный станок и рама (Tornio e telaio). 1949 г. Холст, масло.
Городская картинная галерея Форли, коллекция Верзоччи.

ФОТО Деперо (527x700, 85Kb)
Фортунато Деперо. Фотография 1950-х гг.

В 1950-е годы Фортунато Деперо передал часть своих работ в коллекцию Верзоччи, включая «Автопортрет» и картину «Токарный станок и рама». Коллекция Верзоччи в настоящее время хранится в Городской картинной галерее Форли. Деперо переписывается со многими своими друзьями-художниками и поклонниками, такими как Эральдо Ди Вита, ныне ставший известным искусствоведом в Милане.
В 1951 г. Деперо опубликовал свой манифест «Ядерная пластика и живопись». В 1953 и 1956 гг. он оформил зал заседаний в автономной провинции Тренто, где теперь находится коллекция его мебели. В 1952 г. он участвовал в XXVI Венецианской биеннале, а в 1955 году - в VII квадриеннале в Риме. В 1951 и 1953 гг. провел две большие персональные выставки в Тренто и Роверето с сотнями работ. В то же время, в 1955 г. Деперо вступил в полемику с Венецианской биеннале, обвиняя её в цензуре футуризма после 1916 года (год смерти Боччони). Он опубликовал статью «Антибиеннале», в которой оспаривает критику и предвидит, каковы будут тенденции критики футуризма на много лет вперед.
В 1957 г. муниципалитет Роверето положительно решил вопрос об открытии Музея Фортунато Деперо, который был официально открыт через два года 11 августа 1959 г.

1952 Self-portrait (Autoritratto),Tempera on cardboard, 11.1 x 8.5 cm (537x700, 127Kb)
Автопортрет. 1952 г. Картон, темпера. 11,1x8,5 см. Частное собрание писателя и кинорежиссера
Чезаре Дзаваттини (1902-1989)
1950 IRIDE NUCLEARE DI GALLO, Х м 75х59 ЧС (538x700, 118Kb)
Ядерная радужная оболочка петуха (Iride nucleare di gallo). 1950 г.
1951-1952 Maschera Indiana, , tempera on paper, on canvas, 70 x 60 cm, (603x700, 186Kb)
Индейская маска (Maschera Indiana). 1951-1952 гг. Бумага на холсте, темпера. 70х60 см.
1950-1959 Fantasia indiana, anni Cinquanta. (700x563, 136Kb)
Индейская фантазия, пятидесятые (Fantasia indiana, anni Cinquanta). 1950-1959 гг.
1950-1959 Fantasia indiana, anni Cinquanta. Бум, темп. 100,5 x 71,4 cm. ЧС (490x700, 131Kb)
Индейская фантазия, пятидесятые (Fantasia indiana, anni Cinquanta). Фрагмент. 1950-1959 гг.
Бумага, темпера. 100,5х71,4 см. Частное собрание.
1949 Freccia indiana. Фан, м. 86.5 х 54.5 cm. ЧС (521x700, 120Kb)
Индейская стрела (Freccia Indiana). 1949 г. Фанера, масло. 86,5х54,5 см. Частное собрание.
1952 Cinesina Tecnica mista su cartoncino, cm. 83 x 63 (547x700, 95Kb)
Китаянка (Cinesina). 1952 г. Картон, смешанная техника. 83х63 см.
1952 Fiera umana or Mostro mitologico, tempera on paper, on canvas, 75 x 50 cm, batten, (PP) (646x700, 155Kb)
Ярморочный шут, или Мифологический монстр (Fiera umana or Mostro mitologico). 1952 г.
Бумага на холсте, темпера. 75x50 см.
1952 Coppa del deserto (554x700, 126Kb)
Кубок пустыни (Coppa del deserto). 1952 г.
1953 - копия (490x700, 122Kb)
Лошади на водопое (Cavalli all’abbeveratoio). 1953 г. Холст, масло. 91х46 см.
Cattedrale di Montagna - Dinamismo e Mimica Alpestre.  Olio su Tela (La fienagione) (700x556, 151Kb)
Динамизм и пантомима, или Сенокос (Dinamismo e Mimica Alpestre). Холст, масло.
Кафедральный обор в Монтанье, Больцано.
1953 Rinnovamento della sala del Consiglio Provinciale (Flora alpestre e rupestre) Фрагмент (627x700, 252Kb)
Эскиз оформления Зала заседаний в автономной провинции Тренто.
Альпийская и горная флора. 1953 г.
1953 Depero_-_Manifesto_pubblicitario_Casa_d'arte_Depero) (482x700, 86Kb)
Рекламный плакат Дома искусств Деперо. 1953 г.

ФОТО 1916 Fortunato Depero (280x700, 75Kb)
Фортунато Деперо (1892-1960). Фотография 1916 г.

Фортунатто Деперо умер 29 ноября 1960 года в Роверето в возрасте 68 лет, оставив после себя более 3500 работ.

В 1965 г. на IX Квадриеннале в Риме Фортунато Деперо была посвящена большая ретроспективная выставка. А с 1970 г. началась переоценка его творчества, но только в последние годы, а также после устранения многих предрассудков о так называемом «втором футуризме», значение творчества Деперо возрастало. 17 января 2009 г. после реставрации открылся Дом искусств Деперо, который вновь стал штаб-квартирой футуристов при Музее современного искусства Тренто и Роверето (MART). В этом же музее, в архиве хранится основная часть коллекции эскизов, автографов, корреспонденций, фотографий и печатных изданий.

ФОТО Монография 2009 г (573x700, 90Kb)
Маурицио Скудиеро. Монография о творчестве Фортунато Деперо. Италия, 2009 г.

ФОТО в Музее Деперо в Роверето (700x436, 123Kb)
В одном из залов Музея Фортунато Деперо в Роверето.

ФОТО DVD с балетом Деперо dvdInsert_front, 2009 г. (700x700, 270Kb)
DVD с балетом Фортунато Деперо «Пластические танцы», 2009 г.

ИСТОЧНИКИ:
1. https://it.wikipedia.org/wiki/Fortunato_Depero
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Деперо,_Фортунато
3. http://www.futur-ism.it/esposizioni/Esp2010/ESP20101213_V.htm
4. http://www.treccani.it/enciclopedia/fortunato-depero_(Dizionario-Biografico)/
5. http://www.futur-ism.it/esposizioni/Esp2016/ESP20160125_B.htm
6. https://www.stylepark.com/en/designer/fortunato-depero
7. https://hisour.com/fortunato-depero-13461/






вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «НЕИЗВЕСТНЫЕ» ИТАЛЬЯНСКИЕ ХУДОЖНИКИ-ФУТУРИСТЫ. ЧАСТЬ VII. ФОРТУНАТО ДЕПЕРО / FORTUNATO DEPERO (1892-1960). Окончание | кася_бланка - Дневник кася_бланка | Лента друзей кася_бланка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»