«НЕИЗВЕСТНЫЕ» ИТАЛЬЯНСКИЕ ХУДОЖНИКИ-ФУТУРИСТЫ. Часть II. ЭНРИКО ПРАМПОЛИНИ / ENRICO PRAMPOLINI (1894-1956) 19-12-2018 04:57к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Футуризм - радикальная революция: Италия-Россия. Каталог выставки к 100-летию художественного движения в ГМИИ им. А.С. Пушкина / Futurismo - rivoluzione radicale: Italia-Russia. Centinario del movimento artistico. Редакторы Ирина Антонова, Владислав Петров, Кира Искольдская. Москва, Издательство «Красная площадь», 2008 г. – 304 стр., илл.
В нашем понимании итальянский футуризм представляется хорошо известными именами художников: Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Феличе Казорати, Ахилл Фуни... И кажется всё. Однако в Италии футуристов было великое множество, приблизительно столько, сколько в России было передвижников. Не все футуристы, конечно, были знаменитыми. Но в Италии и в Европе их знают, любят и ценят. С некоторыми из них сейчас мы и постараемся познакомиться. Не с передвижниками. Передвижников вы все хорошо знаете. С неизвестными итальянскими художниками-футуристами.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИСТ ЭНРИКО ПРАМПОЛИНИ (1894-1956)
Энрико Прамполини (1894-1956)
Энрико Прамполини родился 20 апреля 1894 г. в Италии, в Модене. В 1912 г. начал учиться в римской Академии художеств в мастерской Джулио Камбелотти (1876-1950), где выполнил свои первые работы под влиянием символизма своего учителя. После публикации манифеста Прамполини «Разгромим Академии и превратим искусство в индустрию» он был изгнан из Академии и начал посещать мастерскую Джакомо Балла (1871-1958). В 1912 г. Прамполини присоединился к футуристическому движению и становится одним из ведущих участников движения. В 1914 г. он участвовал в Первой Свободной футуристической выставке в галерее Спровиери в Риме. С 1913 года некоторое время сотрудничает с ежемесячным журналом «Разнообразие» (Varietas) в Милане. Между 1913 и 1915 гг. он выпустил множество теоретических статей и манифестов, опубликованных в журнале «Аванскоперта». В 1915 году Прамполини выпускает манифест «Футуристическая сценография и хореография» (Scenografia e coreografia futurista) и в том же году начинает работать как театральный художник и дизайнер театральных костюмов.
Джулио Камбелотти (1876-1950). Победа. Часть триптиха (Trittico della Vittoria). 1933 г.
Джулио Камбелотти (1876-1950). Осушение Понта. Часть триптиха (La redenzione dell'Agro Pontino). 1934 г.
В 1916 г. Прамполини познакомился (в Риме) с поэтом Тристаном Тцарой (1896-1963) и дадаистами, а в 1917 г. участвовал в выставке группы «Дада» в Цюрихе. В том же году сотрудничал в качестве художника-оформителя на съемках футуристического фильма «Таис» режиссера Антона Джулио Брагальи (1890-1960). Он создал воображаемый в мечтах интерьер удушающей виллы, стены которой украшены спиралями, ромбами, шахматными досками и символическими фигурами. Этот фильм оказал значительное влияние на антинатуралистические сцены немецкого экспрессионизма. В 1917 г. совместно с писателем и дизайнером Бино Санминиателли (1896-1984) Прамполлини в Риме основал журнал «Мы» (Noi).
В конце 1910-х гг. в живописи он становится сторонником кубо-футуристического построения композиций, что характерно для представителей второй волны итальянского футуризма.
Энрико Прамполини. Танцовщица (Dancer). 1910-е гг.
Пространственный ритм (Ritmi Spaziali). 1913 г. Картон, темпера, коллаж. 48х31 см.
Частное собрание.
Аэродинамическая композиция. 1914 г.
Цветовое впечатление сада (Sensazione cromatica di giardino). 1914 г. Картон, смешанная техника.
59,5х54 см. Частное собрание.
Фигура + Пейзаж. 1914 г.
Футуристическая композиция - Динамическая форма. 1914 г.
1. Женщина + среда (Donna + ambiente). 1915 г. Холст, масло. 116х50 см. Частное собрание, Италия.
2. Женщина + среда (Donna + ambiente). 1915 г.
Кубистическая фигура женщины. 1915 г. Холст, масло.
1. Композиция с динамической головой. 1914-1915 гг. 2. Композиция с динамической бутылкой. 1915 г.
Цирковая танцовщица. 1916 г.
Вертикальная конструкция. 1916 г.
Обнаженная архитектура. 1916 г.
Динамический пейзаж. 1917 г. Холст, масло. 47х58 см.
Футуристический пейзаж. 1917 г. Мазонит, масло. 29x29,5 см. Картина продана
на аукционе Christie's в Милане, 2005 г. за EUR 64.480 евро.
Обложка журнала «Noi» (Мы), № 1. Рим, июнь 1917 г.
Афиша «Символическая драма для марионеток» («Театр малой премьеры», 14 июня 1919 г.)
по мотивам драмы французского поэта-авангардиста, драматурга и театрального режиссера
Пьера Альберта-Биро, дизайн и костюмы Энрико Прамполини.
Афиша кинофильма Антона Джулио Брагальи «Таис». 1916 г.
Кадр (1) из кинофильма Антона Брагальи «Таис». 1917 г. Декорации Энрико Прамполини.
В главной роли Таис актриса Таис Галицкая.
Кадры (2-3) из кинофильма Антона Брагальи «Таис». Декорации Энрико Прамполини. 1917 г.
Кадр (4) из кинофильма Антона Брагальи «Таис». Декорации Энрико Прамполини. 1917 г.
Начинающий возраст (Béguinage). 1918 г. Коллаж.
Пейзаж (Landscape). 1918 г. Картон, масло. 36x37,5 см. Аукцион Sotheby's, 2005 г.
В мастерской Пита Мондриана. На снимке (слева направо): Пит Мондриан, Энрико Прамполини
и Мишель Сейфор. Фотография 1926 г.
В 1919 г. Прамполини оформил несколько спектаклей Детского театра в Риме. Особенно плодотворным для художника был период начиная с 1920 года, когда он работает для римского «Театра Цветов» (Teatro del Colore). В 1920 г. во время своей первой поездки за границу, Прамполини знакомится в Веймаре с художественным направлением Баухаус и одним из его теоретиков Тео ван Дуйсбургом. Во время этой же поездки знакомится с Пабло Пикассо, Василием Кандинским, Эль Лисицким, Паулем Клее, Оскаром Шлеммером, Питом Мондрианом, Жаном Кокто, Мишелем Сейфором и другими виднейшими художниками и поэтами этого периода, пытавшимися создать в живописи особый конструктивно-геометрический язык форм для рисунка.
В 1921 г. Прамполини был комиссаром итальянского раздела Международной выставки современного искусства в Женеве, где произошло его знакомство с другими представителями европейского авангарда. Прамполини проповедовал программу абстрактной и квази-абстрактной живописи в сочетании со своей карьерой в сценическом дизайне. Его «Пространственно-ландшафтная конструкция» (1919 г.) является квази-абстрактной с большими плоскими участками ярких цветов, преимущественно красных, оранжевых, синих и темно-зеленых. Его «Симультанный пейзаж» (1922 г.) абсолютно абстрактен, с плоскими цветами и без попыток создать перспективу.
Александр Качинский (1888-1958). Афиша Международной выставки современного искусства в Женеве. 1921 г.
На выставке в Женеве были представлены почти все направления современного искусства от импрессионистов Ренуара и Матисса до фовистов Андре Дерена, Альбера Марке, Вламинка, Оттон Фриеза, Ле Фоконье, Рауля Дюфи и Пикассо, от символистов Фердинада Ходлера до экспрессионистов Модильяни и скульптора Архипенко, от русских авангардистов Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой до новейших футуристов Джакометти и Прамполини и др. Всего более 60 европейских художников-авангардистов.
В Праге Прамполини работал для Театра Свандово (Švandovo divadlo). В последующие годы сотрудничал с Национальным театром в Праге. В 1920-е гг. вместе с Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) организовал несколько футуристических выставок в Италии и за границей. Прамполини начинает сотрудничество с художественным журналом «Де Стиль» и пишет для него несколько статей. В выпущенном в 1923 году совместно с Иво Паннагги (1901-1981) и Виницио Паладини (1902-1971) «Манифесте механического искусства» (Manifesto dell´arte meccanica futurista) художник считает, что основанием для нового искусства является использование механических элементов из мира машин, воспевает динамику и ритмику, присущие работе механизмов.
Симультанный автопортрет. 1923 г. Холст, масло. 100,6 х 100,6 см.
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Синтез-пластический портрет Филиппо Томмазо Маринетти (Ritratto di F.T. Marinetti). 1924-1925 гг.
Полиматериальный портрет Филиппо Томмазо Маринетти. 1924 г.
Геометрическая конструкция. 1920 г.
Пространственно-ландшафтная конструкция (Costruzione spaziale paesaggio). 1919 г.
Чернорубашечники. Панно (The Blackshirts, a mural in the Mostra). 15 апреля 1919 г.
Тарантелла. 1920 г.
1. Космическая архитектура. 1920-1921 гг. Бумага, темпера. 71х51 см. Частное собрание.
2. Цветная архитектура Капри. 1920-1922 гг. Холст на картоне, масло. 41х33 см. Частное собрание.
Зажигательный барабан (Tamburo di fuoco). Эскиз декорации к драме Ф.Т. Маринетти. 1920 г.
Эскиз декорации к драме Ф.Т. Маринетти «Зажигательный барабан» (Tamburo di fuoco). 1922 г.
1. Эскиз декорации к спектаклю Лучано Фольгоре (1888-1966) «Бумажная роза». 1920 г.
2. Афиша выставки футуриста Энрико Прамполини «Disegni, dipinti, progetti per il teatro 1913-1931» в галерее Auditorium Parco della Musica-AuditoriumArte, Рим, сентябрь 2006 - январь 2007 г.
Матрос в пространстве. 1920 г.
Эскиз театральной маски. 1920 г. Бумага, пастель. 32,2 x 42 см.
1. Без названия. 1920 г. 2. Динамическая женщина. 1922 г. Картон, китайский карандаш. 21,8x14,8 см.
Архитектурные формы идеального футуристического пейзажа. 1921 г. Холст, масло. 41,8x71,6 см.
Картина продана на аукционе Christie's в Милане в 2005 г. за EUR 99.200 евро.
Симультанная архитектоника. 1921 г. Картон, масло. 50,8 x 82,4 см.
Музей современного искусства (MA*GA), г. Галларате, Ломбардия.
Геометрия сладострастия (La geometria della volutta). 1923 г. Холст, масло. 100х150 см.
Частное собрание, Швейцария.
Симультанный пейзаж. 1922 г.
1. Обложка журнала «Метла» (Broom). Фотомонтаж. 1922 г., № 3.
2. Эскиз обложки поэта Франческо Кангиулло (1884-1977) «Персональная поэзия». Неаполь, 1923 г.
На снимке (слева направо): Поэт Поль Дермье, Энрико Прамполини, Мишель Сейфор.
Фото Андре Кертеса, 1927 г. По всей видимости слушают шумовую музыку Луиджи Руссоло!?
В 1925 г. Прамполини переехал в Париж (где прожил до 1937 года), и был назначен комиссаром раздела футуризма итальянского павильона на Международной выставке декоративного искусства в Париже.
В Париже, в 1925 г. он вступил в контакт с сюрреализмом, который повлиял на его стиль, называемый «космическим идеализмом». Это изобразительный стиль, который сочетает в себе биоморфные формы и необъективные формы, иногда с вставками из полиматериала. Его наиболее типичное произведение «Космическое материнство» хранится в Национальной галерее современного искусства в Риме.
В Париже Прамполини в основном занимался оформлением спектаклей с драматургией Ф.Т. Маринетти. В 1926 г. он был в числе экспонентов Первой Выставки объединения Новеченто в Палаццо дела Перманенте в Милане и XV Венецианской биеннале. В 1929 г. подписывает «Манифест футуристической аэроживописи», в соответствии с которым он пишет картины движения форм в пространстве, что ставит его в число лидеров абстрактной живописи.
Энрико Прамполини. Автопортрет. 1926 г. Рисунок.
Журнал «Мы» (Noi). 1925 г., № 10-11-12, посвященный экспозиции Джакомо Балла, Фортунато Деперо и
Энрико Прамполини на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925 г.
Женская структура. 1925 г. Холст, масло. 190х140 см. Частное собрание, Лацио, Рим.
Афиша футуристического театра Ф.Т. Маринетти. Сценография Э. Прамполини. 1920-е гг.
Афиша Футуристического театра пантомимы Прамполини. 1928 г.
Эскиз декорации к спектаклю Ф.Т. Маринетти «Заключенные» (I prigionieri). 1925 г.
Эскиз декорации к спектаклю Эрколе Морселли (1882-1921) «Главный» (Glauco di Ercole Morselli). 1924 г.
Эскиз театральной декорации. 1927 г.
Эскиз декорации к балету «Саламандра» по сценарию Луиджи Пиранделло. Музыку написал композитор
Массимо Бонтемпелли. Балет был поставлен Театром футуристической пантомимы в декорациях
Прамполини сначала в Турине, а затем в Милане в марте 1928 г.
Интересно, что в том же 1928 г. в СССР был снят немой фильм «Саламандра» по сценарию А.В. Луначарского на студии «Межрабпомфильм». Некоторые эпизоды снимались в Германии. Фамилия Прамполини нигде не упоминается.
В 1930-е годы Прамполини занимает свое особое место в европейском абстрактном искусстве, для которого характерна глубокая увлеченность динамизмом и органицизмом*, что проявляется в космических видениях и мечтах 1930-х и 1940-х гг. В 1927 г. он открыл «Футуристический театр пантомимы». В 1928 г. Прамполини споектировал Футуристический выставочный павильон «Esposizione del Valentino» в Парке Валентино в Турине, который будет построен архитекторами Луиджи Филлией и Пино Куртоне.
* Органицизм (от лат. Organismus - живое тело) - истолкование духовных, исторических, политических и др. образований по аналогии с живыми организмами.
Павильон футуристической выставки в Парке Валенино (Parco Valentino) в Турине,
построенный по проекту Энрико Прамполини в 1928 году.
Башни II №13 (Silos II n.13). 1928 г. Мазонит, масло. Частное собрание.
Космическая материя. 1928 г. Мазонит, масло 81х100 см. Частное собрание.
Интервью с природой. Капризный рыбак. 1929 г. Мазонит, масло. Аукцион Sotheby's, 2011 г.
Волшебное явление (Фигуры в пространстве). 1929 г. Холст, масло. 35 х 22 см.
Частное собрание.
Организм человека. 1929 г.
Волшебная реальность. 1929 г. Холст на картоне, масло. 32,5х40 см.
Группа художников на открытии Первой выставки «Круг и квадрат». Слева направо: Франциска Клаузен, Флоранс Анри, Манолита Пинье де Рубьес - жена Торрес Гарсии, Хоакин Торрес Гарсия, Пит Мондриан, Ханс Арп, Пьер Даура, Марсель Кан, Софи Тойбер, Мишель Сейфор, Фридрих Фордемберг-Гильдеварт, Вера Идельсон, Луиджи Руссоло, Нина Кандинская, Жорж Вантонгерло, Василий Кандинский и Жан Горен. Париж, 18 апреля 1930 г.
В 1930 г. Энрико Прамполини присоединяется к парижскому художественному движению «Круг и квадрат» (Cercle et Carré), организованному критиком Мишелем Сейфором и уругвайским художником Хоакин Торрес Гарсиа (1874-1949). Они ставили своей задачей создать международную группу художников, скульпторов и архитекторов, проникнутых духом конструктивизма в противовес сюрреализму. Подобные объединения создавались в Париже в кафе «Вольтер», на площади Одеона, а затем в пивной «Липп». По мере возрастания числа членов группы появилась возможность издания журнала и организации международной выставки.
Вышло четыре номера журнала «Круг и квадрат», содержащих в основном теоретические статьи, например, «В защиту архитектуры» Мишеля Сейфора или отрывки из эссе Пита Мондриана. Эти тексты сопровождались репродукциями типичных конструктивистских произведений. Выставка, организованная Сейфором, на которой он дал сольный концерт «словесной музыки» (фонетической поэзии) под аккомпанемент шумовой музыки бывшего футуриста Луиджи Руссоло, собрала многочисленных сторонников (Пит Мондриан, Василий Кандинский, Фернан Леже, Вилли Баумайстер, Ханс Арп, Ле Корбюзье, Антон Певзнер, Серж Шаршун, Марсель Кан, Курт Швиттерс, Амеде Озанфан, Софи Тойбер, Вера Идельсон и др.). Основанное на идеалистических принципах, это движение прекратило свое существование из-за тяжелой болезни, поразившей Мишеля Сейфора, его вдохновителя; однако год спустя Торрес Гарсиа, развивая основные идеи «Круга и Квадрата», создает новое движение - «Абстракция-Творчество» (Abstraction-Création).
В 1931 г. Прамполини также присоединяется к движению «Абстракция - Творчество». В 1932 г. он участвует в XVIII Биеннале в Венеции. В 1934-1935 гг. руководит журналом «Стиль футуриста», где опубликовал манифест «От живописи к полиматериальному искусству» и «Манифест стенопластики». Его картины задумываются как организмы, полные движения и хроматической жизни.
Портрет Филиппо Томмазо Маринетти. 1930 г.
Портрет Бенедетты Маринетти в пейзаже. 1928 г.
Золотое сечение – Пейзаж с женщиной-актрисой (Кармен Бони) (La Sezione d’Oro -
Paesaggio femminile di un’attrice (Carmen Boni). 1930 г. Холст, масло. 97х146 см.
Диптих «Космические пейзажи». 1930 г.
Космический пейзаж. 1930 г. Рисунок.
Космический синтез. 1930 г. Бумага на холсте, масло. 45х32 см. Частное собрание.
Синтез Неаполя. 1930 г. Холст, масло. 100x100,3 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Интервью с материей (Intervista con la materia). 1930 г.
Биологическая композиция. 1930 г.
Соблазнитель скорости. 1930 г.
Аквалангист в облаках. 1930 г. Музей Гренобля, Франция.
Повседневный робот, или Осенняя прогулка (le Robot mondain). 1930 г.
Аналогия пластмассы. 1930 г.
1. Радио-фауна. 1931 г. 2. Механизированный фетиш. 1931 г.
Мадонна воздуха (Madonna dell’Aria). 1931-1932 гг.
Аэродинамическая природа. 1932 г.
Системные силы (Forze siderali). 1932 г. Дерево, масло, коллаж. 32,4х40,6 см.
Внеземная спиритуальность. 1932 г.
Композиция. 1932 г. Мазонит, масло. 81x100 см. Картина экспонировалась на XVIII Венецианской биеннале.
Остров Капри (Isola di Capri). 1930-е гг.
Пейзаж острова Капри. 1932 г. Холст, масло. 43,5х50 см.
Острова в космосе. 1932 г.
Без названия (Космическая композиция). 1932 г. Холст, масло.
Формула силы в космосе. 1932 г.
Пилот бесконечности. 1932 г. Холст, масло. 116х90 см.
Индивидуальная аэропластика. 1932 г. Картон, масло. 60x73 см. Картина продана
на аукционе Sotheby’s в 2005 г. за GBP 54.000 англ. фунтов.
Космический эрос. 1932-1935 гг. Холст, масло. 40х50 см.
Энрико Прамполини. Умбрийский пейзаж. Эскиз декорации. 1929 г. Картон, смешанная техника, темпера.
58х86,5 см. Частное собрание. Мне эта картина чем-то напоминает пейзажи русского художника,
участника выставок объединения «Мир искусства» К.Ф. Богаевского. Например:
К.Ф. Богаевский (1872-1943). Романтический пейзаж (Крымский пейзаж). 1942 г.
В своем «Умбрийском пейзаже» (1929 г.), созданном в год выхода в свет «Манифеста футуристической аэроживописи», Прамполини возвращается к реалистической живописи, представляя холмы Умбрии. Но к 1931 г. он уже исповедует «космический идеализм», биоморфный абстракционизм, весьма отличающийся от работ предыдущего десятилетия, например, «Пилот бесконечности» (1931 г.) и «Биологическое явление» (1940 г.).
В 1933 г. вместе с художником и архитектором Луиджи Филлией (1904-1936) Прамполини реализовал большую мозаику «Коммуникации» (Le comunicazioni) для центрального почтового ведомства Палаццо делле Посте (Palazzo delle Poste) в Ла-Специи, а по-нашему Главпочтамта. В 1942 г., несмотря на войну, по проекту Прамполини была выполнена еще одна мозаика на здании в Квартале всемирной выставки (EUR) в Риме, однако выставка не состоялась. После футуристических опытов он создавал разнообразные работы в различных техниках, иногда под влиянием видений микромира. Он заявлял, что его цель выразить крайние широты интроспективного мира.
1. Мозаики Энрико Прамполини и Луиджи Филлии в Палаццо делле Посте (Palazzo delle Poste).
Ла-Специя, Италия, 1933 г. Фотографии Cesare Bruzzi Alieti.
2-3.
4.
5.
6.
7.
2-8. Мозаики Энрико Прамполини и Луиджи Филлии в Палаццо делле Посте (Palazzo delle Poste).
Ла-Специя, Италия, 1933 г. Фотографии Cesare Bruzzi Alieti.
Мозаика «Корпорации» на здании в Квартале всемирной выставки (EUR) в Риме, площадь Маркони, д. 8.
Фрагмент мозаики «Корпорации» на здании в Квартале всемирной выставки (EUR).
Рим, площадь Маркони, д. 8.
С приходом в Италии к власти Муссолини Прамполини, как и многие другие художники-футуристы, поддерживает новый режим. В 1932 г. он совместно с Джерардо Доттори и Марио Сирони руководит и осуществляет в футуристическом стиле оформление грандиозной «Выставки фашистской революции» (Mostra della Rivoluzione Fascista) в Риме. (О трагическом конце Муссолини см. два моих предыдущих поста о футуристах Луиджи Руссоло и Арденго Соффичи).
Эскиз газеты «Футуризм», издаваемой Ф.Т. Маринетти и Мино Соменци,
с портретом Муссолини. 1933 г.
Эскиз обложки книги Муссолини «Империя». Рим, 1934 г.
Преодоление земного притяжения (Superamento terrestre). 1933 г.
Портрет поэта Ф.Т. Маринетти в заливе Ла Специя. 1933-1934 гг.
Римский пейзаж. 1934 г. Холст, масло. 100х52 см. Частное собрание.
Похороны романтизма. Эстетическая трансфигурация. 1934 г. Мазонит, масло. 116,5х89 см.
Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
Космический ландшафт, или Космические метаморфозы. 1934 г. Смешанная техника, коллаж. 47x63 см.
Картина продана на аукционе Christie's в 2008 г. за EUR 6,875 евро.
Космический пейзаж (Вулкан Стромболи). 1935 г.
Ворота Порта Салария в Риме, или Площадь Испании (Piazza di Spagna). 1930-е гг.
Биологическое явление. 1935 г.
Полиматериальная автоматика. 1935-1941 гг. Коллаж.
Ангел Земли. 1937 г.
Фигура в космосе (The Figure in Space). 1937 г.
Биопластическая жизнь (Vita bioplastica). 1938 г.
Динамика действий (Действие мифов). 1939 г.
Синтез города Таормина. 1939 г.
Портрет итальянского изобретателя радио Гульельмо Маркони (1874-1937). 1939 г. Холст, масло. 158x226 см.
Картина продана на аукционе Christie's в 2002 г. за EUR 111.600 евро.
Король Италии Виктор Эммануил III, Филипп Томмазо Маринетти и сопровождающие их лица
на выставке Энрико Прамполини. Рим, 5 февраля 1939 г.
В 1940-е годы Прамполини посвятил себя прежде всего сценографии и абстрактным исследованиям полимеров. В 1945 году он был одним из основателей арт-клуба, впоследствии стал его президентом. В 1955 г. он возглавил кафедру сценографии в Академии художеств Брера в Милане, а в 1956 году получил от президента Республики медаль за заслуги в искусстве, культуре и преподавании. В 1992 году в рамках XII Квадриеннале в Палаццо делле Эспосизиони в Риме ему была предоставлена большая ретроспектива, в которой прослеживаются все аспекты его обширной деятельности с 1913 по 1956 годы.
Без названия (Африка). Эскиз стенного панно. 1940 г. Холст, темпера. 23x37 см. Картина продана
на аукционе Sotheby's в 2004 г. за 3.600 EURO.
Звездная дыра (Rarefazione siderale). 1940 г. Холст, масло. 80х100 см. Картина продана
на аукционе Sotheby's в 2008 г. Эстимейт 60.000-80.000 евро.
Звездная дыра (Rarefazione siderale). 1940 г. Холст, масло. 80х100 см. Картина продана на аукционе Sotheby's в 2008 г. Эстимейт 60.000-80.000 евро.
Биологическое явление (Biological Apparition). 1940 г.
Автоматическая полиматерия. 1940 г.
Биологическое явление В или Происхождение (Apparizione Biologica B o Origini). 1941 г.
Королева Наваррская. 1941 г. Картон, темпера. 20х14 см.
Спящая красавица в лесу (la bella addormentata nel bosco). 1942 г. Бумага, гуашь, цветные карандаши.
9 х 14 см. Аукцион Sotheby's, 2015 г.
Сказки Шарля Перро. Эскиз декорации. 1942 г. Картон, темпера, гуашь. 24,5x29,5 см.
Эскиз декорации к балету «Байка про лису, петуха, кота да барана» на музыку Игоря Стравинского. 1942 г.
Картон, темпера. 29x46 см. Частное собрание.
Венеция. 1943-1948 гг.
Абстракция сопротивления (Глаз циклопа). 1943 г. Частное собрание.
Эскиз декорации к опере Джузеппе Верди «Аида». 1943 г.
Кассандра, или Женщина № 1 (Cassandra o Donna n°1). 1944 г. Картон, масло. 64x49,5 см.
Кассандра у моря (Cassandra al mare). 1947 г. Холст, масло. 117x88 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 2000 г. 99.875.000 итальянских лир.
Человечество нашего времени. 1945 г. Дерево, масло. 40х50 см. Аукцион Dorotheum, 2008 г.
Эскиз декорации к трагедии Софокла «Царь Эдип». 1946 г.
Эскиз декорации (1) к опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». 1947 г.
Эскиз декорации (2) к опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». 1948 г.
Эскиз декорации к спектаклю «Саламбо» по роману Г. Флобера. 1948 г.
Столешница. 1949 г. Инкрустация мрамором и твердым камнем. 49,5х65,4х1,9 см. Вес 16 кг. 330 гр.
Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Портрет Энрико Прамполини в современном арабском стиле Al Muhaqqaq Script.
Энрико Прамполини был, пожалуй, самым ориентированным на графический дизайн художником среди футуристов. Его проекты графического дизайна были дерзко инновационными и изобретательными, предвосхищая многие последующие события в постмодернизме и дадаистском движении. На самом деле, многие идеи графического дизайна дадаистов были вдохновлены им. Прамполини в письме Тристану Тцару 4 августа 1917 г. прямо упомянул, что между дадаизмом и футуризмом есть сходство. Он писал: «Мы с Маринетти и моим погибшим дорогим другом Боччони и другими сказали и сделали то, что вы говорите и делаете сейчас». В другом письме Тцару от 19 октября 1917 г. он предложил, чтобы две группы обменялись своими журналами для продажи в Риме и Цюрихе: «Мы можем делать вещи вместе, если будем продолжать поддерживать хорошие связи». Фактически итальянские футуристы считали цюрихский дадаизм «германским футуризмом».
Композиция (Composition). 1950 г. Картон, смешанная техника. 35,5x47,5 см.
Частное собрание.
Композиция № 32. 1949-1950 гг.
Космическая композиция (Composizione spaziale). 1950 г.
Эскиз театральной декорации. 1950 г. Черный картон, смешанная техника. 48х63 см.
Частное собрание.
Конкретная анатомия V-C (Деление изображений). 1950 г.
Абстрактная композиция. 1950-е гг. Холст, масло. 77х100 см.
Композиция. 1950-1952 гг. Мазонит, масло. 80х115 см.
Конкретная анатомия A. 1951 г. Центр современного искусства (CAMeC) в Ла-Специи, Италия.
Меры (Mesures). 1951 г. Холст на картоне, масло. 39,5x29,7 см. Частное собрание.
Композиция. 1951 г. ДВП, масло, песок. 30x39 см.
Геометрический анимизм. Абстрактная композиция. 1952 г. Цветная щелкография. 40х50,5 см. Частное собрание.
Аними́зм - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях.
Пластическая абстракция 1 (Astrazione plastica). 1954 г.
Гармонический отчет. 1954-1955 гг.
Абстрактная композиция на доске № 1. 1956 г. Дерево, масло, золотая фольга. 25х35 см.
Частное собрания.
Вот еще такими вещами баловался Прамполини на досуге. Кресло-модерн сделано по его чертежу.
Подобные кресла сейчас стоят во многих офисах и кабинетах.
Энрико Прамполини (1894-1956).
По-видимому, Энрико Прамполини собирался жить долго, если одну из своих последних картин он пронумеровал Композиция № 1. Он умер 17 июня 1956 года в Риме в возрасте 62 лет.
ИСТОЧНИКИ:
Lexikon Moderneho Maliarstva (Словарь современной живописи). На словацком языке. Пер. с франц. издания
Fernand Hazan editeur, Paris, 1963. Издательство «Tatran», Братислава, 1968 г.-412 стр.,илл.