• Авторизация


«НЕИЗВЕСТНЫЕ» ИТАЛЬЯНСКИЕ ХУДОЖНИКИ-ФУТУРИСТЫ. Часть II. ЭНРИКО ПРАМПОЛИНИ / ENRICO PRAMPOLINI (1894-1956) 19-12-2018 04:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

ФОТО Каталог Футуризм  Москва 2008 г. (554x700, 211Kb)
Футуризм - радикальная революция: Италия-Россия. Каталог выставки к 100-летию художественного движения в ГМИИ им. А.С. Пушкина / Futurismo - rivoluzione radicale: Italia-Russia. Centinario del movimento artistico. Редакторы Ирина Антонова, Владислав Петров, Кира Искольдская. Москва, Издательство «Красная площадь», 2008 г. – 304 стр., илл.

В нашем понимании итальянский футуризм представляется хорошо известными именами художников: Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Феличе Казорати, Ахилл Фуни... И кажется всё. Однако в Италии футуристов было великое множество, приблизительно столько, сколько в России было передвижников. Не все футуристы, конечно, были знаменитыми. Но в Италии и в Европе их знают, любят и ценят. С некоторыми из них сейчас мы и постараемся познакомиться. Не с передвижниками. Передвижников вы все хорошо знаете. С неизвестными итальянскими художниками-футуристами.




ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИСТ ЭНРИКО ПРАМПОЛИНИ (1894-1956)

ФОТО Прамп (579x700, 83Kb)
Энрико Прамполини (1894-1956)

Энрико Прамполини родился 20 апреля 1894 г. в Италии, в Модене. В 1912 г. начал учиться в римской Академии художеств в мастерской Джулио Камбелотти (1876-1950), где выполнил свои первые работы под влиянием символизма своего учителя. После публикации манифеста Прамполини «Разгромим Академии и превратим искусство в индустрию» он был изгнан из Академии и начал посещать мастерскую Джакомо Балла (1871-1958). В 1912 г. Прамполини присоединился к футуристическому движению и становится одним из ведущих участников движения. В 1914 г. он участвовал в Первой Свободной футуристической выставке в галерее Спровиери в Риме. С 1913 года некоторое время сотрудничает с ежемесячным журналом «Разнообразие» (Varietas) в Милане. Между 1913 и 1915 гг. он выпустил множество теоретических статей и манифестов, опубликованных в журнале «Аванскоперта». В 1915 году Прамполини выпускает манифест «Футуристическая сценография и хореография» (Scenografia e coreografia futurista) и в том же году начинает работать как театральный художник и дизайнер театральных костюмов.

ФОТО Duilio_Cambellotti_-_Trittico_della_Vittoria Подъем победы, 1933 (700x486, 121Kb)
Джулио Камбелотти (1876-1950). Победа. Часть триптиха (Trittico della Vittoria). 1933 г.
ФОТО Duilio_Cambellotti_-_La_redenzione_dell'Agro_pontino,_Осушение Понта, 1934 (700x441, 93Kb)
Джулио Камбелотти (1876-1950). Осушение Понта. Часть триптиха (La redenzione dell'Agro Pontino). 1934 г.

В 1916 г. Прамполини познакомился (в Риме) с поэтом Тристаном Тцарой (1896-1963) и дадаистами, а в 1917 г. участвовал в выставке группы «Дада» в Цюрихе. В том же году сотрудничал в качестве художника-оформителя на съемках футуристического фильма «Таис» режиссера Антона Джулио Брагальи (1890-1960). Он создал воображаемый в мечтах интерьер удушающей виллы, стены которой украшены спиралями, ромбами, шахматными досками и символическими фигурами. Этот фильм оказал значительное влияние на антинатуралистические сцены немецкого экспрессионизма. В 1917 г. совместно с писателем и дизайнером Бино Санминиателли (1896-1984) Прамполлини в Риме основал журнал «Мы» (Noi).
В конце 1910-х гг. в живописи он становится сторонником кубо-футуристического построения композиций, что характерно для представителей второй волны итальянского футуризма.

1910-1920 Dancer. (444x700, 122Kb)
Энрико Прамполини. Танцовщица (Dancer). 1910-е гг.
1913 Пространственный ритм (518x700, 139Kb)
Пространственный ритм (Ritmi Spaziali). 1913 г. Картон, темпера, коллаж. 48х31 см.
Частное собрание.
1914 Аэродинамическая композиция (597x700, 146Kb)
Аэродинамическая композиция. 1914 г.
1914 Sensazione cromatica di giardino, 1914 (636x700, 224Kb)
Цветовое впечатление сада (Sensazione cromatica di giardino). 1914 г. Картон, смешанная техника.
59,5х54 см. Частное собрание.
1914 Фигура + Пейзаж (513x700, 130Kb)
Фигура + Пейзаж. 1914 г.
1914 Футуристическая композиция - Динамическая форма (697x700, 261Kb)
Футуристическая композиция - Динамическая форма. 1914 г.
1915 Donna + ambiente (Женщина+среда) Х м 116х50 см ЧС Италия (303x700, 77Kb)1915 Женщина + окружающая среда (421x700, 97Kb)
1. Женщина + среда (Donna + ambiente). 1915 г. Холст, масло. 116х50 см. Частное собрание, Италия.
2. Женщина + среда (Donna + ambiente). 1915 г.
1915 CUBIST FIGURE OF A WOMAN, Х м 18,25 X 15 дюйм ЧС (524x700, 117Kb)
Кубистическая фигура женщины. 1915 г. Холст, масло.
1914-1915 Композиция с динамической головой (400x635, 68Kb)1915 Композиция с динамической бутылкой (425x635, 97Kb)
1. Композиция с динамической головой. 1914-1915 гг. 2. Композиция с динамической бутылкой. 1915 г.
1916 Danzatrice, (1916) (700x698, 172Kb)
Цирковая танцовщица. 1916 г.
1916 Вертикальная конструкция (700x505, 97Kb)
Вертикальная конструкция. 1916 г.
1916 Обнаженная архитектура (700x511, 89Kb)
Обнаженная архитектура. 1916 г.
1917 Динамический пейзаж. Х м 47 x 58 cm (700x525, 129Kb)
Динамический пейзаж. 1917 г. Холст, масло. 47х58 см.
1917 Paesaggio futurista. Х м  Аук Кристис, (700x683, 116Kb)
Футуристический пейзаж. 1917 г. Мазонит, масло. 29x29,5 см. Картина продана
на аукционе Christie's в Милане, 2005 г. за EUR 64.480 евро.
1917 Обложка журнала Футуричтическое искусство, Июнь 1917 г (485x700, 142Kb)
Обложка журнала «Noi» (Мы), № 1. Рим, июнь 1917 г.
1919 Постер enrico-prampolini (539x700, 174Kb)
Афиша «Символическая драма для марионеток» («Театр малой премьеры», 14 июня 1919 г.)
по мотивам драмы французского поэта-авангардиста, драматурга и театрального режиссера
Пьера Альберта-Биро, дизайн и костюмы Энрико Прамполини.
1916 Постер кинофильма. (505x700, 134Kb)
Афиша кинофильма Антона Джулио Брагальи «Таис». 1916 г.
Thais_Bragaglia_1917_04а (700x540, 122Kb)
Кадр (1) из кинофильма Антона Брагальи «Таис». 1917 г. Декорации Энрико Прамполини.
В главной роли Таис актриса Таис Галицкая.
Thais_Bragaglia_1917_01 (435x585, 95Kb)Thais_Bragaglia_1917_00 (400x585, 138Kb)
Кадры (2-3) из кинофильма Антона Брагальи «Таис». Декорации Энрико Прамполини. 1917 г.
Thais_Bragaglia_1917_08 (700x595, 157Kb)
Кадр (4) из кинофильма Антона Брагальи «Таис». Декорации Энрико Прамполини. 1917 г.

1918 Béguinage-Начинающий возраст. Коллаж (700x596, 188Kb)
Начинающий возраст (Béguinage). 1918 г. Коллаж.
1918 Пейзаж-Landscape. К, м cm. 36x37,5  (Сотбис)2005 (700x669, 133Kb)
Пейзаж (Landscape). 1918 г. Картон, масло. 36x37,5 см. Аукцион Sotheby's, 2005 г.

ФОТО В ателье П.Мондриана. Слева направо Мондриан, Прамполини, М.Сейфор, 1926 г. (700x488, 63Kb)
В мастерской Пита Мондриана. На снимке (слева направо): Пит Мондриан, Энрико Прамполини
и Мишель Сейфор. Фотография 1926 г.

В 1919 г. Прамполини оформил несколько спектаклей Детского театра в Риме. Особенно плодотворным для художника был период начиная с 1920 года, когда он работает для римского «Театра Цветов» (Teatro del Colore). В 1920 г. во время своей первой поездки за границу, Прамполини знакомится в Веймаре с художественным направлением Баухаус и одним из его теоретиков Тео ван Дуйсбургом. Во время этой же поездки знакомится с Пабло Пикассо, Василием Кандинским, Эль Лисицким, Паулем Клее, Оскаром Шлеммером, Питом Мондрианом, Жаном Кокто, Мишелем Сейфором и другими виднейшими художниками и поэтами этого периода, пытавшимися создать в живописи особый конструктивно-геометрический язык форм для рисунка.
В 1921 г. Прамполини был комиссаром итальянского раздела Международной выставки современного искусства в Женеве, где произошло его знакомство с другими представителями европейского авангарда. Прамполини проповедовал программу абстрактной и квази-абстрактной живописи в сочетании со своей карьерой в сценическом дизайне. Его «Пространственно-ландшафтная конструкция» (1919 г.) является квази-абстрактной с большими плоскими участками ярких цветов, преимущественно красных, оранжевых, синих и темно-зеленых. Его «Симультанный пейзаж» (1922 г.) абсолютно абстрактен, с плоскими цветами и без попыток создать перспективу.

ФОТО Качинский Ал-р (1888-1958) Афиша Международной выставки современного искусства в Женеве. 1921. (496x700, 190Kb)
Александр Качинский (1888-1958). Афиша Международной выставки современного искусства в Женеве. 1921 г.

На выставке в Женеве были представлены почти все направления современного искусства от импрессионистов Ренуара и Матисса до фовистов Андре Дерена, Альбера Марке, Вламинка, Оттон Фриеза, Ле Фоконье, Рауля Дюфи и Пикассо, от символистов Фердинада Ходлера до экспрессионистов Модильяни и скульптора Архипенко, от русских авангардистов Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой до новейших футуристов Джакометти и Прамполини и др. Всего более 60 европейских художников-авангардистов.
В Праге Прамполини работал для Театра Свандово (Švandovo divadlo). В последующие годы сотрудничал с Национальным театром в Праге. В 1920-е гг. вместе с Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) организовал несколько футуристических выставок в Италии и за границей. Прамполини начинает сотрудничество с художественным журналом «Де Стиль» и пишет для него несколько статей. В выпущенном в 1923 году совместно с Иво Паннагги (1901-1981) и Виницио Паладини (1902-1971) «Манифесте механического искусства» (Manifesto dell´arte meccanica futurista) художник считает, что основанием для нового искусства является использование механических элементов из мира машин, воспевает динамику и ритмику, присущие работе механизмов.

1923 Симультанный автопортрет. (696x700, 196Kb)
Симультанный автопортрет. 1923 г. Холст, масло. 100,6 х 100,6 см.
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.
1924-1925 Портрет Ritratto di F.T. Marinetti. Sintesi plastica (Marinetti sintesi plastica) (697x700, 148Kb)
Синтез-пластический портрет Филиппо Томмазо Маринетти (Ritratto di F.T. Marinetti). 1924-1925 гг.
1924 Полиматериальный портрет Ф.Маринетти (700x697, 209Kb)
Полиматериальный портрет Филиппо Томмазо Маринетти. 1924 г.
1920 Costruzione geometrica, 1920 (571x700, 124Kb)
Геометрическая конструкция. 1920 г.
1919 Пространственно-ландшафтная конструкция» (Costruzione spaziale - paesaggio) (700x682, 189Kb)
Пространственно-ландшафтная конструкция (Costruzione spaziale paesaggio). 1919 г.
1919 Чернорубашечники (700x555, 70Kb)
Чернорубашечники. Панно (The Blackshirts, a mural in the Mostra). 15 апреля 1919 г.
1920 Тарантелла. Oil on canvas, 56 x 34 cm (692x700, 146Kb)
Тарантелла. 1920 г.
1920 Космическая архитектура (381x550, 71Kb)1920-1922 Architettura cromatica di Capri. Х на карт, м. 41 x 33 cm. ЧС (439x550, 107Kb)
1. Космическая архитектура. 1920-1921 гг. Бумага, темпера. 71х51 см. Частное собрание.
2. Цветная архитектура Капри. 1920-1922 гг. Холст на картоне, масло. 41х33 см. Частное собрание.
1920 Зажигательный барабан. Этюд (700x464, 160Kb)
Зажигательный барабан (Tamburo di fuoco). Эскиз декорации к драме Ф.Т. Маринетти. 1920 г.
1922 Эскиз декорации к спектаклю Зажигательный барабан (700x454, 117Kb)
Эскиз декорации к драме Ф.Т. Маринетти «Зажигательный барабан» (Tamburo di fuoco). 1922 г.
1920  Эскиз декорации для спектакля Бумажная роза Лучиано Фольгоре (414x480, 35Kb)ФОТО Prampolini futurista, Disegni, dipinti, progetti per il teatro 1913-1931 гг (395x480, 69Kb)
1. Эскиз декорации к спектаклю Лучано Фольгоре (1888-1966) «Бумажная роза». 1920 г.
2. Афиша выставки футуриста Энрико Прамполини «Disegni, dipinti, progetti per il teatro 1913-1931» в галерее Auditorium Parco della Musica-AuditoriumArte, Рим, сентябрь 2006 - январь 2007 г.
1920 Матрос в пространстве. (537x700, 95Kb)
Матрос в пространстве. 1920 г.
1920 Эскиз театральной маски (700x546, 99Kb)
Эскиз театральной маски. 1920 г. Бумага, пастель. 32,2 x 42 см.
1920 Untitled. Грав на линолеуме. 16.98 x 13.65 cm. LACMA Лос-Анджелес (449x550, 118Kb)1922 Женская фигура (366x550, 46Kb)
1. Без названия. 1920 г. 2. Динамическая женщина. 1922 г. Картон, китайский карандаш. 21,8x14,8 см.
1921 Архитектурные формы идеального футуристического пейзажа. . (Кристис) Architectural Form of Future Ideal Landscape (700x413, 76Kb)
Архитектурные формы идеального футуристического пейзажа. 1921 г. Холст, масло. 41,8x71,6 см.
Картина продана на аукционе Christie's в Милане в 2005 г. за EUR 99.200 евро.
1921 Simultaneità architettonica,-oil-on-board-50,8-x-82,4-cm-Collezione-MA--GA (700x466, 125Kb)
Симультанная архитектоника. 1921 г. Картон, масло. 50,8 x 82,4 см.
Музей современного искусства (MA*GA), г. Галларате, Ломбардия.
1923 La geometria della volutta Геометрия чувственности. Х, м. 100х150 см ЧС Швейцария (700x466, 156Kb)
Геометрия сладострастия (La geometria della volutta). 1923 г. Холст, масло. 100х150 см.
Частное собрание, Швейцария.
1922 Симультанный пейзаж (2) (539x700, 121Kb)
Симультанный пейзаж. 1922 г.
1922 Обложка журнала Метла. Broom, Vol. 3, No 3 Фотомонтаж а (393x560, 97Kb)1923 Эскиз обложки Франческо Кангулио Персональная поэзия (407x560, 139Kb)
1. Обложка журнала «Метла» (Broom). Фотомонтаж. 1922 г., № 3.
2. Эскиз обложки поэта Франческо Кангиулло (1884-1977) «Персональная поэзия». Неаполь, 1923 г.

ФОТО Paul Dermée, Enrico Prampolini, Michel Seuphor. Фото André Kertész, 1927 (700x559, 97Kb)
На снимке (слева направо): Поэт Поль Дермье, Энрико Прамполини, Мишель Сейфор.
Фото Андре Кертеса, 1927 г. По всей видимости слушают шумовую музыку Луиджи Руссоло!?

В 1925 г. Прамполини переехал в Париж (где прожил до 1937 года), и был назначен комиссаром раздела футуризма итальянского павильона на Международной выставке декоративного искусства в Париже.
В Париже, в 1925 г. он вступил в контакт с сюрреализмом, который повлиял на его стиль, называемый «космическим идеализмом». Это изобразительный стиль, который сочетает в себе биоморфные формы и необъективные формы, иногда с вставками из полиматериала. Его наиболее типичное произведение «Космическое материнство» хранится в Национальной галерее современного искусства в Риме.
В Париже Прамполини в основном занимался оформлением спектаклей с драматургией Ф.Т. Маринетти. В 1926 г. он был в числе экспонентов Первой Выставки объединения Новеченто в Палаццо дела Перманенте в Милане и XV Венецианской биеннале. В 1929 г. подписывает «Манифест футуристической аэроживописи», в соответствии с которым он пишет картины движения форм в пространстве, что ставит его в число лидеров абстрактной живописи.

1926 Автопортрет. Рисунок (532x700, 64Kb)
Энрико Прамполини. Автопортрет. 1926 г. Рисунок.
ФОТО NOI, numero dedicato a Balla, Depero e Prampolini all'Exposition Internationale des Arts 1925 г (502x700, 131Kb)
Журнал «Мы» (Noi). 1925 г., № 10-11-12, посвященный экспозиции Джакомо Балла, Фортунато Деперо и
Энрико Прамполини на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925 г.
1925 Female Structure,Х м 190х140 см. Lazio, Rome, Private Collection (440x700, 123Kb)
Женская структура. 1925 г. Холст, масло. 190х140 см. Частное собрание, Лацио, Рим.
ФОТО Афиша спектакля Маринетти (444x700, 117Kb)
Афиша футуристического театра Ф.Т. Маринетти. Сценография Э. Прамполини. 1920-е гг.
1927 Афиша Футуристического театра пантомимы (509x700, 131Kb)
Афиша Футуристического театра пантомимы Прамполини. 1928 г.
1925 Bozzetto di scena per «I prigionieri» di F. T. Marinetti,Заключенныеi (700x485, 117Kb)
Эскиз декорации к спектаклю Ф.Т. Маринетти «Заключенные» (I prigionieri). 1925 г.
1924 scenografia per il Glauco di E.Morselli, Главный Е.Морселли (700x483, 93Kb)
Эскиз декорации к спектаклю Эрколе Морселли (1882-1921) «Главный» (Glauco di Ercole Morselli). 1924 г.
1927 Эскиз для сцены. 1927. (700x455, 83Kb)
Эскиз театральной декорации. 1927 г.
1928 La salamandra, bozzetto di scena (700x441, 131Kb)
Эскиз декорации к балету «Саламандра» по сценарию Луиджи Пиранделло. Музыку написал композитор
Массимо Бонтемпелли. Балет был поставлен Театром футуристической пантомимы в декорациях
Прамполини сначала в Турине, а затем в Милане в марте 1928 г.
Интересно, что в том же 1928 г. в СССР был снят немой фильм «Саламандра» по сценарию А.В. Луначарского на студии «Межрабпомфильм». Некоторые эпизоды снимались в Германии. Фамилия Прамполини нигде не упоминается.

В 1930-е годы Прамполини занимает свое особое место в европейском абстрактном искусстве, для которого характерна глубокая увлеченность динамизмом и органицизмом*, что проявляется в космических видениях и мечтах 1930-х и 1940-х гг. В 1927 г. он открыл «Футуристический театр пантомимы». В 1928 г. Прамполини споектировал Футуристический выставочный павильон «Esposizione del Valentino» в Парке Валентино в Турине, который будет построен архитекторами Луиджи Филлией и Пино Куртоне.
* Органицизм (от лат. Organismus - живое тело) - истолкование духовных, исторических, политических и др. образований по аналогии с живыми организмами.

1928 Павильон  The Futurist Pavilion at the exhibition in the Parco Valentino in Turin was designed by Enrico Prampolini (700x530, 158Kb)
Павильон футуристической выставки в Парке Валенино (Parco Valentino) в Турине,
построенный по проекту Энрико Прамполини в 1928 году.
1928 Silos II n. 13. Мазонит холст ЧС (535x700, 151Kb)
Башни II №13 (Silos II n.13). 1928 г. Мазонит, масло. Частное собрание.
1929 Materia Cosmica, masonite, масло 81х100 см ЧС (700x566, 118Kb)
Космическая материя. 1928 г. Мазонит, масло 81х100 см. Частное собрание.
1929 INTERVISTA CON LA NATURA. IL PESCATORE CAPRESE. Мазонит, масло 32,5x41. Сотбис 2011. 30.000-50.000 евро (700x560, 159Kb)
Интервью с природой. Капризный рыбак. 1929 г. Мазонит, масло. Аукцион Sotheby's, 2011 г.
1929 APPARIZIONE MAGICA (432x700, 111Kb)
Волшебное явление (Фигуры в пространстве). 1929 г. Холст, масло. 35 х 22 см.
Частное собрание.
1929 Organismo umano (506x700, 110Kb)
Организм человека. 1929 г.
1929 REALTA' MAGICA. Х на карт. 32,5 x 40 cm (700x567, 111Kb)
Волшебная реальность. 1929 г. Холст на картоне, масло. 32,5х40 см.

ФОТО Expostion Cercle et Carré, París 1930 год (700x502, 89Kb)
Группа художников на открытии Первой выставки «Круг и квадрат». Слева направо: Франциска Клаузен, Флоранс Анри, Манолита Пинье де Рубьес - жена Торрес Гарсии, Хоакин Торрес Гарсия, Пит Мондриан, Ханс Арп, Пьер Даура, Марсель Кан, Софи Тойбер, Мишель Сейфор, Фридрих Фордемберг-Гильдеварт, Вера Идельсон, Луиджи Руссоло, Нина Кандинская, Жорж Вантонгерло, Василий Кандинский и Жан Горен. Париж, 18 апреля 1930 г.

В 1930 г. Энрико Прамполини присоединяется к парижскому художественному движению «Круг и квадрат» (Cercle et Carré), организованному критиком Мишелем Сейфором и уругвайским художником Хоакин Торрес Гарсиа (1874-1949). Они ставили своей задачей создать международную группу художников, скульпторов и архитекторов, проникнутых духом конструктивизма в противовес сюрреализму. Подобные объединения создавались в Париже в кафе «Вольтер», на площади Одеона, а затем в пивной «Липп». По мере возрастания числа членов группы появилась возможность издания журнала и организации международной выставки.
Вышло четыре номера журнала «Круг и квадрат», содержащих в основном теоретические статьи, например, «В защиту архитектуры» Мишеля Сейфора или отрывки из эссе Пита Мондриана. Эти тексты сопровождались репродукциями типичных конструктивистских произведений. Выставка, организованная Сейфором, на которой он дал сольный концерт «словесной музыки» (фонетической поэзии) под аккомпанемент шумовой музыки бывшего футуриста Луиджи Руссоло, собрала многочисленных сторонников (Пит Мондриан, Василий Кандинский, Фернан Леже, Вилли Баумайстер, Ханс Арп, Ле Корбюзье, Антон Певзнер, Серж Шаршун, Марсель Кан, Курт Швиттерс, Амеде Озанфан, Софи Тойбер, Вера Идельсон и др.). Основанное на идеалистических принципах, это движение прекратило свое существование из-за тяжелой болезни, поразившей Мишеля Сейфора, его вдохновителя; однако год спустя Торрес Гарсиа, развивая основные идеи «Круга и Квадрата», создает новое движение - «Абстракция-Творчество» (Abstraction-Création).
В 1931 г. Прамполини также присоединяется к движению «Абстракция - Творчество». В 1932 г. он участвует в XVIII Биеннале в Венеции. В 1934-1935 гг. руководит журналом «Стиль футуриста», где опубликовал манифест «От живописи к полиматериальному искусству» и «Манифест стенопластики». Его картины задумываются как организмы, полные движения и хроматической жизни.

1929 Портрет Филиппо Томмазо Маринетти 2 (700x560, 183Kb)
Портрет Филиппо Томмазо Маринетти. 1930 г.
1928 Портрет Бенедетты Маринетти в пейзаже (360x700, 78Kb)
Портрет Бенедетты Маринетти в пейзаже. 1928 г.
1930 Золотое сечение - La Sezione d’Oro - Paesaggio femminile di un’attrice (Carmen Boni) Х, м. (700x462, 121Kb)
Золотое сечение – Пейзаж с женщиной-актрисой (Кармен Бони) (La Sezione d’Oro -
Paesaggio femminile di un’attrice (Carmen Boni). 1930 г. Холст, масло. 97х146 см.
1930 Due «Paesaggi cosmici», ) (700x300, 110Kb)
Диптих «Космические пейзажи». 1930 г.
1930 Paesaggio cosmico, (1930) (700x486, 159Kb)
Космический пейзаж. 1930 г. Рисунок.
1930 Sintesi cosmica (Cosmic synthesis), mixed media on paper applied to canvas 45х32 см. Аук Сотбис 2011. 6.000-8.000 евро. (523x700, 163Kb)
Космический синтез. 1930 г. Бумага на холсте, масло. 45х32 см. Частное собрание.
1930 Синтез Неаполя. Х м 100 x 100.3 cm МОМА (700x700, 124Kb)
Синтез Неаполя. 1930 г. Холст, масло. 100x100,3 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1930 Intervista con la materia (700x490, 126Kb)
Интервью с материей (Intervista con la materia). 1930 г.
1930 COMPOSIZIONE BIOLOGICA (700x605, 98Kb)
Биологическая композиция. 1930 г.
1930 Соблазнитель скорости (700x553, 77Kb)
Соблазнитель скорости. 1930 г.
1930 Scaphandrier des nuages, Musée de Grenoble, Isère, Rhône-Alpes, jeudi 28 juillet 2011 г (521x700, 108Kb)
Аквалангист в облаках. 1930 г. Музей Гренобля, Франция.
1930 Autumn walk Повседневный автомат. (Рим, частное собрание) (2) (550x700, 139Kb)
Повседневный робот, или Осенняя прогулка (le Robot mondain). 1930 г.
1930 Аналогии пластмассы (560x700, 103Kb)
Аналогия пластмассы. 1930 г.
1931 Radio-fauna, (1931) (279x700, 42Kb)1931  Il feticcio meccanizzato (276x700, 32Kb)
1. Радио-фауна. 1931 г. 2. Механизированный фетиш. 1931 г.
1931-1932 Madonna dell’Aria (551x700, 109Kb)
Мадонна воздуха (Madonna dell’Aria). 1931-1932 гг.
1932 Natura aerodinamica, (355x700, 52Kb)
Аэродинамическая природа. 1932 г.
1932 FORZE SIDERALI, ЧС 2 (700x567, 136Kb)
Системные силы (Forze siderali). 1932 г. Дерево, масло, коллаж. 32,4х40,6 см.
1932 Внеземная спиритуальность (700x625, 118Kb)
Внеземная спиритуальность. 1932 г.
1932 COMPOSITION verso, oil on masonite 81 x 100 cm). Exhibited Exposizione Biennale Internationale.2 (700x570, 87Kb)
Композиция. 1932 г. Мазонит, масло. 81x100 см. Картина экспонировалась на XVIII Венецианской биеннале.
1932 ISOLA DI CAPRI - MutualArt (700x551, 146Kb)
Остров Капри (Isola di Capri). 1930-е гг.
1932 PAESAGGIO DI CAPRI. Х м 43,5х50 см. (700x606, 107Kb)
Пейзаж острова Капри. 1932 г. Холст, масло. 43,5х50 см.
1932 isole nello spazio (550x700, 131Kb)
Острова в космосе. 1932 г.
1932 Senza titolo (Composizione cosmica) , Х м (424x700, 80Kb)
Без названия (Космическая композиция). 1932 г. Холст, масло.
1932 Формула силы в космосе (557x700, 151Kb)
Формула силы в космосе. 1932 г.
1932 IL PILOTA DELL' INFINITO. Х м 116 x 90 cm (524x700, 103Kb)
Пилот бесконечности. 1932 г. Холст, масло. 116х90 см.
1932 Individualità aeroplastica, К, м. 60 x 73 cm. Аук Сотбис 2005.  LOT SOLD. 54,000 GBP (700x574, 122Kb)
Индивидуальная аэропластика. 1932 г. Картон, масло. 60x73 см. Картина продана
на аукционе Sotheby’s в 2005 г. за GBP 54.000 англ. фунтов.
1932-1935 EROS COSMICO. Х м 40х50 см (700x590, 128Kb)
Космический эрос. 1932-1935 гг. Холст, масло. 40х50 см.

1929 Paesaggio, bozzetto di scenografia, metà anni Dieci (700x470, 134Kb)
Энрико Прамполини. Умбрийский пейзаж. Эскиз декорации. 1929 г. Картон, смешанная техника, темпера.
58х86,5 см. Частное собрание. Мне эта картина чем-то напоминает пейзажи русского художника,
участника выставок объединения «Мир искусства» К.Ф. Богаевского. Например:

ФОТО 1942 Романтический пейзаж (Крымский пейзаж). (700x475, 184Kb)
К.Ф. Богаевский (1872-1943). Романтический пейзаж (Крымский пейзаж). 1942 г.

В своем «Умбрийском пейзаже» (1929 г.), созданном в год выхода в свет «Манифеста футуристической аэроживописи», Прамполини возвращается к реалистической живописи, представляя холмы Умбрии. Но к 1931 г. он уже исповедует «космический идеализм», биоморфный абстракционизм, весьма отличающийся от работ предыдущего десятилетия, например, «Пилот бесконечности» (1931 г.) и «Биологическое явление» (1940 г.).
В 1933 г. вместе с художником и архитектором Луиджи Филлией (1904-1936) Прамполини реализовал большую мозаику «Коммуникации» (Le comunicazioni) для центрального почтового ведомства Палаццо делле Посте (Palazzo delle Poste) в Ла-Специи, а по-нашему Главпочтамта. В 1942 г., несмотря на войну, по проекту Прамполини была выполнена еще одна мозаика на здании в Квартале всемирной выставки (EUR) в Риме, однако выставка не состоялась. После футуристических опытов он создавал разнообразные работы в различных техниках, иногда под влиянием видений микромира. Он заявлял, что его цель выразить крайние широты интроспективного мира.

I. La Spezia - Palazzo delle Poste - 1933 (700x525, 134Kb)
1. Мозаики Энрико Прамполини и Луиджи Филлии в Палаццо делле Посте (Palazzo delle Poste).
Ла-Специя, Италия, 1933 г. Фотографии Cesare Bruzzi Alieti.
II. La Spezia - Palazzo delle Poste - 1933 (400x535, 93Kb)III. La Spezia - Palazzo delle Poste - 1933 (401x535, 105Kb)
2-3.
IV. La Spezia - Palazzo delle Poste - 1933 (700x525, 144Kb)
4.
V. La Spezia - Palazzo delle Poste - 1933 (700x525, 144Kb)
5.
VI. La Spezia - Palazzo delle Poste - 1933 (700x525, 122Kb)
6.
VII. La Spezia - Palazzo delle Poste - 1933 (700x525, 136Kb)
7.
VIII. iw-laspeziaposte-5-665x457 (700x481, 106Kb)
2-8. Мозаики Энрико Прамполини и Луиджи Филлии в Палаццо делле Посте (Palazzo delle Poste).
Ла-Специя, Италия, 1933 г. Фотографии Cesare Bruzzi Alieti.
1. Enrico Prampolini, Le Corporazioni 1942 (700x466, 115Kb)
Мозаика «Корпорации» на здании в Квартале всемирной выставки (EUR) в Риме, площадь Маркони, д. 8.
2. Enrico Prampolini, Le Corporazioni 1942 (598x700, 229Kb)
Фрагмент мозаики «Корпорации» на здании в Квартале всемирной выставки (EUR).
Рим, площадь Маркони, д. 8.

С приходом в Италии к власти Муссолини Прамполини, как и многие другие художники-футуристы, поддерживает новый режим. В 1932 г. он совместно с Джерардо Доттори и Марио Сирони руководит и осуществляет в футуристическом стиле оформление грандиозной «Выставки фашистской революции» (Mostra della Rivoluzione Fascista) в Риме. (О трагическом конце Муссолини см. два моих предыдущих поста о футуристах Луиджи Руссоло и Арденго Соффичи).

1933 Эскиз газеты Футуризм (473x700, 176Kb)
Эскиз газеты «Футуризм», издаваемой Ф.Т. Маринетти и Мино Соменци,
с портретом Муссолини. 1933 г.
1934 BOZZETTO PER L'EDIZIONE DE 'L'IMPERO', ROMA (546x700, 89Kb)
Эскиз обложки книги Муссолини «Империя». Рим, 1934 г.
1933 Преодоление земного.  Superamento terrestre (700x460, 140Kb)
Преодоление земного притяжения (Superamento terrestre). 1933 г.
1933-1934 Портрет поэта Ф.Маринетти в заливе Ла Специя (700x631, 170Kb)
Портрет поэта Ф.Т. Маринетти в заливе Ла Специя. 1933-1934 гг.
1934 Paesaggio romano, Х м 100х52 см ЧС (372x700, 114Kb)
Римский пейзаж. 1934 г. Холст, масло. 100х52 см. Частное собрание.
1934 Похороны романтизма. Трансфигурационная эстетика. Мазонит, масло. 116,5х89 см. МАРТ Тренто (508x700, 104Kb)
Похороны романтизма. Эстетическая трансфигурация. 1934 г. Мазонит, масло. 116,5х89 см.
Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (MART), Италия.
1934 Paesaggio cosmico o Metamorfosi cosmica. См. техн, коллаж. 47x63 см. Аук Кристис 2008, EUR 6,875 (700x514, 52Kb)
Космический ландшафт, или Космические метаморфозы. 1934 г. Смешанная техника, коллаж. 47x63 см.
Картина продана на аукционе Christie's в 2008 г. за EUR 6,875 евро.
1935 Paesaggio cosmico (Stromboli), (700x560, 169Kb)
Космический пейзаж (Вулкан Стромболи). 1935 г.
1935 Эскиз обложки Порт Салария (Piazza di Spagna) (700x524, 59Kb)
Ворота Порта Салария в Риме, или Площадь Испании (Piazza di Spagna). 1930-е гг.
1935 Биологическое явление (535x700, 98Kb)
Биологическое явление. 1935 г.
1935-1941 Полиматериальная автоматика. Коллаж (700x544, 130Kb)
Полиматериальная автоматика. 1935-1941 гг. Коллаж.
1936 Ангел Земли (700x529, 134Kb)
Ангел Земли. 1937 г.
1937 The Figure in Space- Рисунок в пространстве. (560x700, 189Kb)
Фигура в космосе (The Figure in Space). 1937 г.
1938 Vita bioplastica (700x562, 163Kb)
Биопластическая жизнь (Vita bioplastica). 1938 г.
1939 Динамика действий. 1939 Dinamica dell’azione (Miti dell’azione, Mussolini a cavallo) (700x480, 107Kb)
Динамика действий (Действие мифов). 1939 г.
1939 Синтез Таормина (700x569, 176Kb)
Синтез города Таормина. 1939 г.
1939 Портрет Уильяма Маркони-Х м  cm 158x226. Аук Кристис 2002. EUR 111,600 (700x476, 103Kb)
Портрет итальянского изобретателя радио Гульельмо Маркони (1874-1937). 1939 г. Холст, масло. 158x226 см.
Картина продана на аукционе Christie's в 2002 г. за EUR 111.600 евро.

ФОТО Vittorio Emanuele, il conte di San Martino (di spalle) e Marinetti visitano la sala dedicata a Prampolini (700x525, 131Kb)
Король Италии Виктор Эммануил III, Филипп Томмазо Маринетти и сопровождающие их лица
на выставке Энрико Прамполини. Рим, 5 февраля 1939 г.

В 1940-е годы Прамполини посвятил себя прежде всего сценографии и абстрактным исследованиям полимеров. В 1945 году он был одним из основателей арт-клуба, впоследствии стал его президентом. В 1955 г. он возглавил кафедру сценографии в Академии художеств Брера в Милане, а в 1956 году получил от президента Республики медаль за заслуги в искусстве, культуре и преподавании. В 1992 году в рамках XII Квадриеннале в Палаццо делле Эспосизиони в Риме ему была предоставлена большая ретроспектива, в которой прослеживаются все аспекты его обширной деятельности с 1913 по 1956 годы.

1940 Eseguito nel 1940. Х темп 23x37 см. Эскиз стен. панно. Сотбис 2004  LOT SOLD 3,600 EUR (700x432, 148Kb)
Без названия (Африка). Эскиз стенного панно. 1940 г. Холст, темпера. 23x37 см. Картина продана
на аукционе Sotheby's в 2004 г. за 3.600 EURO.
1940 Звездная дыра-Rarefazione siderale, Х м. 80х100 см. Аук Сотбис 2008. 60.000-80.000 евро (700x564, 156Kb)
Звездная дыра (Rarefazione siderale). 1940 г. Холст, масло. 80х100 см. Картина продана
на аукционе Sotheby's в 2008 г. Эстимейт 60.000-80.000 евро.
1940 Аэропортрет итальянца Бальбо (2) (518x700, 122Kb)
Звездная дыра (Rarefazione siderale). 1940 г. Холст, масло. 80х100 см. Картина продана на аукционе Sotheby's в 2008 г. Эстимейт 60.000-80.000 евро.
1940 Биологическое Явление (Apparizione biologica, (Biological Apparition) (532x700, 175Kb)
Биологическое явление (Biological Apparition). 1940 г.
1940 Автоматическая полиматерия (700x572, 149Kb)
Автоматическая полиматерия. 1940 г.
1941 Apparizione Biologica B o Origini (Biological Apparition B or Origin) (532x700, 144Kb)
Биологическое явление В или Происхождение (Apparizione Biologica B o Origini). 1941 г.
1941 La Regina di Navarra. Карт, темп. 20х14 см ЧС (485x700, 123Kb)
Королева Наваррская. 1941 г. Картон, темпера. 20х14 см.
1942 la bella addormentata nel bosco (sleeping beauty) gouache, colored crayons and pencil on paper 9х14 см Аук Сотбис, 2015 (700x443, 135Kb)
Спящая красавица в лесу (la bella addormentata nel bosco). 1942 г. Бумага, гуашь, цветные карандаши.
9 х 14 см. Аукцион Sotheby's, 2015 г.
1942 I racconti di Perrault. Bozzetto di scena. Карт, темп, гуашь. m 24,5x29,5 см (700x554, 150Kb)
Сказки Шарля Перро. Эскиз декорации. 1942 г. Картон, темпера, гуашь. 24,5x29,5 см.
1942 Il gallo e la volpe di I. F. Stravinskij - Bozzetto di scena. Tempera su cartone 29 x 46 cm ЧС (700x465, 125Kb)
Эскиз декорации к балету «Байка про лису, петуха, кота да барана» на музыку Игоря Стравинского. 1942 г.
Картон, темпера. 29x46 см. Частное собрание.
1943-1948 Венеция (502x700, 193Kb)
Венеция. 1943-1948 гг.
1943 Astrazione di una resistenza (l'occhio del ciclope), ЧС (546x700, 154Kb)
Абстракция сопротивления (Глаз циклопа). 1943 г. Частное собрание.
Эскиз декорации к опере Аида (700x506, 71Kb)
Эскиз декорации к опере Джузеппе Верди «Аида». 1943 г.
1944 Cassandra o Donna n°1 - oil on board - cm 64x49,5 (546x700, 178Kb)
Кассандра, или Женщина № 1 (Cassandra o Donna n°1). 1944 г. Картон, масло. 64x49,5 см.
1947 Cassandra al mare. Х м117x88 см. Аук Кристис 2000. ITL 99,875,000 итал. лир (525x700, 162Kb)
Кассандра у моря (Cassandra al mare). 1947 г. Холст, масло. 117x88 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 2000 г. 99.875.000 итальянских лир.
1945 Человечество нашего времени, Дер, м. 40х50 см.  Аук Доротеум, 2008. (700x556, 110Kb)
Человечество нашего времени. 1945 г. Дерево, масло. 40х50 см. Аукцион Dorotheum, 2008 г.
1946 Bozzetto di scena da «Edipo re» (700x457, 151Kb)
Эскиз декорации к трагедии Софокла «Царь Эдип». 1946 г.
1947 Madame Butterfly in 1947 (700x318, 108Kb)
Эскиз декорации (1) к опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». 1947 г.
1948 Эскиз декорации к опере Мадам Баттерфляй (700x513, 117Kb)
Эскиз декорации (2) к опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». 1948 г.
1948 Salammbo 1948 (700x519, 210Kb)
Эскиз декорации к спектаклю «Саламбо» по роману Г. Флобера. 1948 г.
1949 Table Top, Marble and hard stone inlay, 49.5х65.4х1.9 cm, ВЕС 16.33 кГ.  Бруклин музей, Нью-Йорк (2) (700x520, 101Kb)
Столешница. 1949 г. Инкрустация мрамором и твердым камнем. 49,5х65,4х1,9 см. Вес 16 кг. 330 гр.
Бруклинский музей, Нью-Йорк.

ФОТО Портрет Прамполини работа Muhaqqaq_script (690x700, 139Kb)
Портрет Энрико Прамполини в современном арабском стиле Al Muhaqqaq Script.

Энрико Прамполини был, пожалуй, самым ориентированным на графический дизайн художником среди футуристов. Его проекты графического дизайна были дерзко инновационными и изобретательными, предвосхищая многие последующие события в постмодернизме и дадаистском движении. На самом деле, многие идеи графического дизайна дадаистов были вдохновлены им. Прамполини в письме Тристану Тцару 4 августа 1917 г. прямо упомянул, что между дадаизмом и футуризмом есть сходство. Он писал: «Мы с Маринетти и моим погибшим дорогим другом Боччони и другими сказали и сделали то, что вы говорите и делаете сейчас». В другом письме Тцару от 19 октября 1917 г. он предложил, чтобы две группы обменялись своими журналами для продажи в Риме и Цюрихе: «Мы можем делать вещи вместе, если будем продолжать поддерживать хорошие связи». Фактически итальянские футуристы считали цюрихский дадаизм «германским футуризмом».

1950 Composition, Mixed media, 35,5 x 47, 5 cm. ЧС (700x520, 175Kb)
Композиция (Composition). 1950 г. Картон, смешанная техника. 35,5x47,5 см.
Частное собрание.
1949-1950 Композиция № 32 (700x499, 68Kb)
Композиция № 32. 1949-1950 гг.
1950 Composizione spaziale (700x574, 143Kb)
Космическая композиция (Composizione spaziale). 1950 г.
1950 Bozzetto di scena, См техн 48х63 см ЧС (700x522, 79Kb)
Эскиз театральной декорации. 1950 г. Черный картон, смешанная техника. 48х63 см.
Частное собрание.
1950 TENSIONI ASTRATTE. Х м 120х80 см. Аук Сотбис 2008.  LOT SOLD. 54,250 EUR (465x700, 99Kb)
1950 Anatomie concrete V-c (Fissioni d'immagini), (487x700, 71Kb)
Конкретная анатомия V-C (Деление изображений). 1950 г.
1950-е Composizione astratta (Абстракт комп) Х м 77х100 см. Б.г. (700x538, 165Kb)
Абстрактная композиция. 1950-е гг. Холст, масло. 77х100 см.
1950-1952 Композиция. Мазонит, масло. 80×115 cm (700x483, 152Kb)
Композиция. 1950-1952 гг. Мазонит, масло. 80х115 см.
1951 Concrete Anatomies A (CAMeC - Centro Arte Moderna e Contemporanea), La Spezia) (700x525, 142Kb)
Конкретная анатомия A. 1951 г. Центр современного искусства (CAMeC) в Ла-Специи, Италия.
1951 Mesures. Х на к. 39.5 x 29.7 cm. ЧС (537x700, 137Kb)
Меры (Mesures). 1951 г. Холст на картоне, масло. 39,5x29,7 см. Частное собрание.
1951 Композиция. olio e sabbia su faesite, cm 30x39 (700x528, 170Kb)
Композиция. 1951 г. ДВП, масло, песок. 30x39 см.
1952 Геометрический анимизм. Composition abstraite, 40х50,5 см ЧС (3) (700x553, 94Kb)
Геометрический анимизм. Абстрактная композиция. 1952 г. Цветная щелкография. 40х50,5 см. Частное собрание.
Аними́зм - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях.
1954 Пластическая абстракция- Astrazione plastica (700x548, 161Kb)
Пластическая абстракция 1 (Astrazione plastica). 1954 г.
1954-1955 Гармонический отчет (700x570, 106Kb)
Гармонический отчет. 1954-1955 гг.
1956 Composizione astratta su lavagna n. 1. Дер, масло, золот. фольга. 25х35 см. ЧС (700x496, 149Kb)
Абстрактная композиция на доске № 1. 1956 г. Дерево, масло, золотая фольга. 25х35 см.
Частное собрания.
ФОТО A CANTILEVER LOUNGE CHAIR BY ENRICO PRAMPOLINI. Аук Кристис, 2004. GBP 836 англ. ф. Н=93 см. (589x700, 74Kb)
Вот еще такими вещами баловался Прамполини на досуге. Кресло-модерн сделано по его чертежу.
Подобные кресла сейчас стоят во многих офисах и кабинетах.

ФОТО Enrico Prampolini (692x700, 100Kb)
Энрико Прамполини (1894-1956).

По-видимому, Энрико Прамполини собирался жить долго, если одну из своих последних картин он пронумеровал Композиция № 1. Он умер 17 июня 1956 года в Риме в возрасте 62 лет.

ИСТОЧНИКИ:
ФОТО Словарь Ковалева (506x700, 83Kb)
Lexikon Moderneho Maliarstva (Словарь современной живописи). На словацком языке. Пер. с франц. издания
Fernand Hazan editeur, Paris, 1963. Издательство «Tatran», Братислава, 1968 г.-412 стр.,илл.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Прамполини,_Энрико
2. https://en.wikipedia.org/wiki/Enrico_Prampolini
3. http://www.arte-argomenti.org/galleria/prampolini.h
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «НЕИЗВЕСТНЫЕ» ИТАЛЬЯНСКИЕ ХУДОЖНИКИ-ФУТУРИСТЫ. Часть II. ЭНРИКО ПРАМПОЛИНИ / ENRICO PRAMPOLINI (1894-1956) | кася_бланка - Дневник кася_бланка | Лента друзей кася_бланка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»