• Авторизация


ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ (1867-1956). ГЛАВНЫЙ ДЕГЕНЕРАТ НЕМЕЦКОГО ИСКУССТВА. Часть II 29-11-2018 04:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

1919 Неистовствующая женщина. Фонд Нольде (700x518, 162Kb)
Эмиль Нольде (1867-1956). Неистовствующая женщина (Raving Woman). 1919 г. Холст, масло. 77,5х104,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.

Эмиль Нольде (1867-1956) – немецкий художник и гравер, один из основоположников экспрессионизма, величайший акварелист XX века. Член знаменитой дрезденской группы «Мост» (Die Brücke) и Берлинского Сецессиона. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям в живописи и картинам на религиозные сюжеты.




1. ТВОРЧЕСТВО ЭМИЛЯ НОЛЬДЕ 1913-1919 гг.

ФОТО Эмиль Нольде и Ада, 1902 г (поженились) (511x700, 173Kb)
Эмиль Нольде с женой Адаминой Фредерикс Нольде (Ада Вильструп, 1879-1946).
Свадебная фотография 1902 г.

В 1911-1912 году Эмиль Нольде принимает участие в двух выставках художественного объединения «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) в Мюнхене. Художники группы «Синий всадник», прежде всего Василий Кандинский, Франц Марк и Пауль Клее, были увлечены поиском способов передачи – с помощью графических символов – духовности в широком, антиматериалистическом, космическом смысле. Огромную роль в этих поисках играл ЦВЕТ. В 1912 г. вместе с Максом Пехштейном принимает участие в международной выставке «Специальной ассоциации художников» (Sonderbund) в Кёльне.
В 1913-1914 гг. с этнографической экспедицией, организованной Имперской колониальной службой Германии, Нольде по примеру Поля Гогена совершает длительное путешествие в тогда еще сохранившиеся германские владения в южных морях, на острова Океании. Чтобы добраться до Полинезии, супруги Нольде вначале поехали на поезде в Москву, оттуда на Транссибирском экспрессе на Дальний Восток, а затем в Китай, Японию, Корею и Новую Гвинею. В Германию они возвращаются на пароходе через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море незадолго до начала Первой мировой войны. Из поездки Нольде привез многочисленные акварели и рисунки, этюды портретов и голов аборигенов Океании. Сделанным Нольде в России работам недавно посвятили специальную выставку в Германии.

ФОТО Схема путешествия Нольде в 1913 г (700x403, 120Kb)
Карта путешествия Эмиля Нольде с германской этнографической экспедицией в Океанию, 1913-1914 гг.
ФОТО Схема путешестви Нольде (700x561, 78Kb)
Схема путешествия Эмиля Нольде с германской этнографической экспедицией в Океанию, 1913-1914 гг.

1912 Ребенок и большая птица Child and Large Bird, Oil on canvas, 73 x 88 cm ЧС (700x589, 124Kb)
Ребенок и большая птица (Child and Large Bird). 1912 г. Холст, масло. 73x88 см. Частное собрание.
1912 Woman and Child. Hannover. Sprengel Museum. (2) (637x700, 177Kb)
Женщина с ребенком (Woman and Child). 1912 г. Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия.
1912 priestesses-Х м 100.7 cm x 86.5 cm Neue Galerie Museum for German and Austrian Art, New York City (585x700, 157Kb)
Жрицы (Priestesses). 1912 г. Холст, масло. 100,7х86,5 см. Новая галерея -
Музей немецкого и австрийского искусства, Нью-Йорк.
1912 Обнаженные девушки и евнухAkte und Eunuch (Nudes and Eunuch) (579x700, 188Kb)
Обнаженные девушки и евнух (Akte und Eunuch). 1912 г. Холст, масло. 88х74 см.
Художественный музей в Университете Индианы, Блумингтон, США.
1912 Дама с собачкой FIGUR UND HUND Х м  79.3 х 69.2 cm Аук Сотбис 2017. 225,000 USD ф (609x700, 139Kb)
Дама с собачкой (Figur und Hund). 1912 г. Холст, масло. 79,3х69,2 см. Картина продана
на аукционе Sotheby's в 2017 г. за $ 225.000 дол.
1912 Woman (in Strong Light), Х м, 60 x 48.6 cm Муз Сент-Луиса США (2) (563x700, 191Kb)
Женщина Woman (in Strong Light). 1912 г. Холст масло. 60x48,6 см.
Художественный музей Сент-Луиса, штат Миссури, США.
1912 Candle Dancers, Х м 100.5 x 86.5 cm Муз Бельведер (596x700, 215Kb)
Танец со свечами (Candle Dancers). 1912 г. Холст, масло. 100,5x86,5 см.
Галерея Бельведер, Вена.
1912 Экзотические фигуры (566x700, 157Kb)
Экзотические фигуры из Берлинского этнографического музея. 1911 г.
1911 Exotic Figures II, Х м 65,5х78 см. – Nolde Stiftung Seebuell (700x573, 143Kb)
Экзотические фигуры II (Exotic Figures II). 1911 г. Холст, масло. 65,5х78 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1911 Статуэтка и маска. Figure and Mask, Х м 78 x 47.5 cm Базель ХМ (426x700, 159Kb)
Фигура и маска (Figure and Mask). 1911 г. Холст, масло. 78x47,5 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
NEW  1912 The missionary.  75 x 63 cm ЧС 2 (540x647, 76Kb)
Миссионеры (The missionary). 1912 г. Холст, масло. 75x63 см. Частное собрание.
1913 Soldiers, Oil on canvas, 86.5 x 106 cm, Nolde Foundation Seebüll (700x525, 125Kb)
Солдаты (Soldiers). 1913 г. Холст, масло. 86,5 х 106 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1913 Возбужденные люди. Х м102.5 x 76.5 cm Муз Бельведер (511x700, 179Kb)
Возбужденные люди (Excited People). 1913 г. Холст, масло. 102,5x76,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1913 Head,Oil on canvas, 77.50 x 67.30 cm Нац гал Шотландии (607x700, 152Kb)
Голова (Head). 1913 г. Холст, масло. 77,5x67,3 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
1913 Mulattin in Mirror (1913) (599x700, 78Kb)
Мулатка в зеркале (Mulattin in Mirror). 1913 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1913 Танцовщица. Литогр МОМА (700x553, 127Kb)
Танцовщица (Dancer). 1913 г. Литография. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
NEW 1912 Актриса (Actress) Бум, акв. (443x700, 104Kb)
Актриса (Actress). 1912 г. Бумага, акварель.
1913 Young Couple (Junges Paar). МОМА 1 (300x380, 52Kb)1913 Young Couple (Junges Paar). МОМА 2 (327x380, 62Kb)1913 Young Couple (Junges Paar). МОМА (317x380, 61Kb)
1-3. Молодая пара (Junges Paar). 1913 г. Офорты. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1913 Мать и дитя Mother & Child (562x700, 141Kb)
Мать и дитя (Mother & Child). 1913 г.

ФОТО Эмиль Нольде, 1909 г (468x700, 64Kb)
Эмиль Нольде. Фотография 1909 г.

С началом Первой мировой войны Эмиль Нольде возвращается в Шлезвиг. Первая мировая война в его творчестве практически не отразилась. В армию его не призвали в силу преклонного возраста. Язвы войны, которые красочно запечатлели в своем творчестве воевавшие Отто Дикс и Георг Гросс, ему были неинтересны. Его интересовали более фундаментальные вещи. В Шлезвиге он проработает почти сорок лет, используя технику акварели, сосредоточившись на пейзажах и на теме внутренней связи природы и человека. Этюды с натуры теперь возникали как фантастические пейзажи, как панорама грандиозной связи стихий и динамичного дыхания Вселенной. Не менее глубокой становится трактовка другого космоса – человеческой души с ее таинствами превращений и инстинктивной тягой к инфернальному. В 1915-1917 гг. Нольде постепенно восстанавливает картины по сделанным многочисленным зарисовкам из жизни папуасов Новой Гвинеи, а также сибирских крестьян из России. При этом он не забывает и религиозную тематику и свои любимые цветники.

1914 Frierende Russen (Shivering Russians) (1914) (700x585, 209Kb)
Замерзающие русские (Frierende Russen). 1914 г. Холст, масло. 103,5х118,9 см.
Государственный музей искусств, Копенгаген.
1914 Двое русских МОМА (700x563, 157Kb)
Двое русских (Two Russian). 1914 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1915 Трое русских (III) (700x506, 121Kb)
Трое русских III. 1915 г.
1914 Тhree russians. Фонд Нолде (700x546, 178Kb)
Трое русских (Тhree russians). 1914 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1915 Жители Новой Гвинеи. 73×100 см Фонд Нольде (700x507, 91Kb)
Жители Новой Гвинеи. 1915 г. Холст, масло. 73 х 100 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1914 famille papou (8 из 10) (700x580, 120Kb)
Семья папуасов (Famille papou). 1914 г.
1913-1914 Мальчики из Папуа. Х, м. 70х103,5 см ЧС (700x465, 141Kb)
Мальчики из Папуа. 1913-1914 гг. Холст, масло. 70х103,5 см. Частное собрание.
1913 Jeunes Indigène , aquarelle et encre, Фонд (486x700, 95Kb)
Молодая аборигенка с ожерельем (Young Native with Necklace). 1913 г. Бумага, акварель, тушь.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1913-1914 Туземцы на пляже (700x599, 196Kb)
Туземцы на берегу. 1914 г.
1914 Фараон Der Herrscher (The Ruler) Х м 88х102 см (700x596, 219Kb)
Правитель (Der Herrscher). 1914 г. Холст, масло. 88х102 см.
1914 nature morte avec danseuse. Х м 88 × 105.5 cm. Centre Pompidou, Paris (700x581, 67Kb)
Натюрморт с танцовщицами (Nature morte avec danseuse). 1914 г. Холст, масло. 88х105,5 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
NEW 1914 Trophaeen der Wilden (трофеев дикарей) (700x576, 211Kb)
Трофеи дикарей (Trophaeen der Wilden). 1914 г. Мешковина, масло. 73х88,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1915 Stilleben N (grosser Tamburan und Chinesenpaar) Аук Кристи 2007 Х м 77.7 x 72.7 cm. (664x700, 161Kb)
Натюрморт N, большой тамбуран и китайская пара (Stilleben N, grosser Tamburan und Chinesen Paar).
1915 г. Холст, масло. 77,7x72,7 см. Аукцион Christie's, 2007 г.

Натюрморты Эмиля Нольде – это картины о вещах, которые самовластно, часто агрессивно утверждают свою собственную антигуманную сущность, магическую форму, нередко возведенную в предмет слепого поклонения. В картинах Нольде экзотические демоны наступают на рационализм Европы: в них царствуют бессознательные инстинкты и желания, впервые почувствованные Полем Гогеном.

1915 Stilleben N Х м 88х73 см. Фонд Нольде (581x700, 205Kb)
Натюрморт N (Stilleben N). 1915 г. Холст, масло. 88 х 73 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1915 Still Life with Burmese Dancer. Nature morte avec danseuse Birmane. Hannover (2) (589x700, 231Kb)
Натюрморт с бирманской танцовщицей (Still Life with Burmese Dancer). 1915 г.
Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия.
1915 Vase mit Blumen (597x700, 245Kb)
Ваза с цветком (Vase mit Blumen). 1915 г.
1913 Джонки ( Junks). Китай. Фонд Нольде (700x508, 142Kb)
Джонки (красные) (Junks red). Китай, 1913 г. Бумага, акварель. 24х33,2 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1914 Тропическое солнце Tropensonne, Х м 71 x 104,5 cm, Nolde Stiftung Seebüll (2) (700x505, 130Kb)
Тропическое солнце. 1914 г. Парусина, масло. 70,3х104,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Экспедиция в Океанию привела Нольде в 1914 г. на остров Новый Мекленбург, принадлежащий Папуа-Новой Гвинее. Напротив столицы Кавиенги расположен остров Нусалик. Это прекрасное место для наблюдения заката тропического солнца. От его зноя погружающийся в тень мир охвачен пламенем. Этот простейший спектакль «Тропическое солнце», где действующие лица – небо, песчаное побережье, вода и лес, Нольде разыгрывает пятью цветами: красным и зеленым, черным и белым, и смешением красного с черным. По меньшей мере пятнадцать лет длилось стремление Нольде написать уходящий день.

1915 Red Evening Sky, Oil on canvas, 86.4 x 101.3 cm Муз Сент-Луиса1 (700x592, 174Kb)
Красное вечернее небо (Red Evening Sky). 1914 г. Холст, масло. 86,4x101,3 см.
Художественный музей Сент-Луиса, штат Миссури, США.
1915 Two Steamboats. Бум, акв. Муз Адберт (700x589, 102Kb)
Два парохода (Two Steamboats). 1915 г. Бумага, акварель. Галерея Альбертина, Вена.
1914 Mountains, (580x700, 161Kb)
Горы (Mountains). 1914 г. Бумага, акварель. 20,5 x 17,1 см.
1914 Лунная ночь Mondnacht. Муз Холст, масло. Альбертина Вена (700x544, 202Kb)
Лунная ночь (Mondnacht). 1914 г. Холст, масло. Галерея Альбертина, Вена.
1915 Boats (Silver Air) (700x508, 220Kb)
Лодки, или Серебряный воздух (Boats. Silver Air). 1915 г.
1916 Twilight (Marshy Landscape) Oil on canvas, 73.4 x 100.9 cm Базель (700x501, 194Kb)
Эмиль Нольде. Сумерки. Болотный пейзаж (Twilight. Marshy Landscape). 1916 г. Холст, масло.73,4x100,9 см. Базельский художественный музей, Швейцария.
Болотный (Маршский) пейзаж написан Нольде в отдаленном районе голландской провинции Дренте.
В этом же районе Ван Гог в 1883 году написал один из своих ранних пейзажей,
аналогичный «Болотный/Маршский пейзаж».
ФОТО Ван Гог (1853-1890)  Marshy Landscape. Х  м 27 х 45.5 cm ЧС (700x409, 98Kb)
Ван Гог (1853-1890). Болотный пейзаж (Marshy Landscape). 1883 г. Холст, масло. 27х45,5 см.
Частное собрание.
1916 Young Horses Х м 72.4 x 100.3 см. Муз Гуггенхейма, Нью-Йорк (700x501, 143Kb)
Эмиль Нольде. Молодые кони (Young Horses). 1916 г. Холст, масло. 72,4x100,3 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
1915 Two Womean in the Garden (700x525, 158Kb)
Две дамы в саду (Two Womean in the Garden). 1915 г. Холст, масло. 73х88 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
1915 Blumengarten J, Ada mit schwarzen haaren.  Х м 88,2 x 73,3 cm ЧС (576x700, 133Kb)
Цветущий сад J, Ада с черными волосами (Blumengarten J, Ada mit schwarzen haaren).
1915 г. Холст, масло. 88,2x73,3 см. Частное собрание.
1916 Blue and Violet Flowers. Мешковина, м 66.6 x 84.5 см МОМА (700x546, 201Kb)
Синие и фиолетовые цветы (Blue and Violet Flowers). 1916 г. Мешковина, масло. 66,6x84,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1915 Blue Iris I, Oil on canvas, 89.1 x 73.8 cm Базель (578x700, 169Kb)
Синие ирисы I (Blue Iris I). 1915 г. Холст, масло. 89,1x73,8 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
1915 Blaue Iris II Musée des Beaux-Arts, Hambourg, Allemagne. (700x580, 204Kb)
Синие ирисы II (Blaue Iris II). 1915 г. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
1916 Garden with flowers (Jardin de fleurs) (700x545, 255Kb)
Цветущий сад (Jardin de fleurs). 1916 г.
1917 Водяные линии. Wasserrosen , Х м 73 x 100 cm. ЧС (700x511, 86Kb)
Водяные лилии (Wasserrosen). 1917 г. Холст, масло. 73x100 см. Частное собрание.
1915 Майский луг (700x425, 162Kb)
Майский луг. 1915 г.
1914 Crocus Blossoms (700x445, 200Kb)
Цветущие крокусы (Crocus Blossoms). 1914 г.
1919 Flower garden, Х м ЧС (700x540, 167Kb)
Цветущий сад (Flower garden). 1919 г. Холст, масло. Частное собрание.
1915-1916 Women in a Flower Garden, (DeBeer). Муз Лембрука, Дуйсбург 3 (700x573, 108Kb)
Женщины в цветущем саду (Синяя лейка) (Women in a Flower Garden). 1915 г. Холст, масло. 73,3х90 см.
Музей Вильгельма Лембрука, Дуйсбург, Германия.
Эта же картина представлена на обложке каталога одной из первых выставок в СССР из музеев ФРГ
«Немецкие экспрессионисты» в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитаже в 1981 г.
ФОТО Каталог Немецкие экспрессионисты. Москва, 1981 год (488x700, 163Kb)
Каталог выставки «Немецкие экспрессионисты» из музеев ФРГ. Москва,
Министерство культуры СССР, 1981 г. – 64 стр., илл. Тираж 5000 экз.

1912 Автопортрет_blau_und_gr_n_aquarell_-_nolde_stiftung_seeb (519x700, 77Kb)
Эмиль Нольде. Автопортрет в голубом и зеленом. 1912 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.

На рубеже 1900-1910-х гг. в центре внимания Эмиля Нольде оказался исключительно мир человека, трактуемый в аспекте религиозного представления. С 1908 по 1912 гг. художник исполнил 25 картин, в том числе полотна «Тайная вечеря», «Троица», «Осмеяние Христа» (все три 1909 г.) и огромный 9-тичастный полиптих «Жизнь Иисуса Христа» (1911-1912 гг., см. Часть I). В истории религиозной живописи ХХ века это была первая и знаменательная попытка нового толкования жизни Христа и евангелских тем. Суть реформаторства заключалась в низведении евангельских персонажей с традиционных котурн (Нольде утрирует в их облике и поведении национальные признаки) и в свкрхдраматической трактовке избираемых сюжетов, воплощаемых в первую очередь средствами экспрессивной живописи. В итоге, в самом каноническом жанре искусства оказались налицо еретический и политический контексты, крайне злободневные для немецкого общества в начале ХХ столетия.

1915 Вход Господень в Иерусалим - Entry into Jerusalem Х м (595x700, 155Kb)
Вход Господень в Иерусалим (Entry into Jerusalem). 1915 г. Холст, масло. 100х86 см.
1915 Положение во гроб Die Grablegung (Begravelsen, The_Burial), Х м 87_x_117_cm,_Stiftung_Nolde,_Seebüll (700x523, 174Kb)
Положение во гроб (ie Grablegung (Begravelsen, The_Burial). 1915 г. Холст, масло. 87х117 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1915 The Last Judgement (Страшный Суд) (520x700, 196Kb)
Страшный суд (The Last Judgement). 1915 г.
1915 Динарий кесаря Die Zinsmünze Муз Шлезвига Oil on canvas, 117 x 87 cm (507x700, 198Kb)
Динарий кесаря (Die Zinsmünze). 1915 г. Холст, масло.117x87 см.
Художественная галерея (Кунстхалле), Киль, Германия.
1915 Simeon Meets Mary in the Temple - Cимеон Богоприимец встречает Марию в Храме (2) (518x700, 168Kb)
Cимеон Богоприимец встречает Марию в Храме (Simeon Meets Mary in the Temple). 1915 г.
1915 Legend Saint Symeon and the Women (700x598, 203Kb)
Легенда о Святом Симеоне (Юродивом) с женщинами (Legend Saint Symeon and the Women).
1915 г. Холст, масло. 85 х 105 см.
Симеон Юродивый - христианский монах, отшельник, юродивый и святой VI века.
Он умело косил под сумасшедшего, и на одной из страниц своей биографии
действительно вломился голым в женское отделение купальни.

1915 Philistines (Филистимляне) (700x518, 141Kb)
Филистимляне (Philistines). 1915 г.
NEW 1914 The Two Goldsmiths. Два золотых дел мастера. Х м. 28х20 дм Томас М. Футтер, Вестфилд, Массачузетс (468x700, 125Kb)
Два золотых дел мастера (The Two Goldsmiths). 1914 г. Холст, масло. 71,1х50,8 см.
Собрание семьи Томаса М. Футтера, Уэстфилд, Массачусетс.
NEW 1917 Revolution © Nolde Foundation, Seebüll. (700x390, 90Kb)
Революция (Revolution). 1917 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Одна из редких картин Эмиля Нольде на политические темы. На календаре 1917 год -
год Великой Октябрьской Социалистической революции в России!
1916 A. And E. Nolde. Х м 35.04 х 74 cm Nolde Stiftung Seebüll 2 (579x700, 227Kb)
Портрет A. и Э. Нольде (A. аnd E. Nolde). 1916 г. Холст, масло. 35х74 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1915 Bonnichsen family,Oil on canvas Музей Людвига 2 (700x571, 162Kb)
Семья Бонниксена (Bonnichsen family). 1915 г. Холст, масло. Музей Людвига, Кёльн.
1915 Сыновья фермера. 88×73 см Фонд Нольде (580x700, 125Kb)
Сыновья фермера. 1915 г. Холст, масло. 88 х 73 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1915 Три девочки. 73×88 см Фонд Нольде (700x573, 178Kb)
Три девочки. 1915 г. Холст, масло. 73х88 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1918 Blond Girls (700x583, 198Kb)
Две блондинки (Blond Girls). 1918 г.
1918 Gentleman and Lady (Lady with a Fur), Oil on canvas, 78 x 65 cm Базель (587x700, 152Kb)
Джентльмен и дама в мехах (Gentleman and Lady with a Fur). 1918 г. Холст, масло. 78x65 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
1918 Doppelbild (Sie seltsames Licht) Х м (60.6 x 56.2 cm. Аук Кристис 2015. GBP 422,500 (653x700, 220Kb)
Двойной портрет. Странный свет (Doppelbild. Sie seltsames Licht). 1918 г. Холст, масло. 60,6x56,2 см.
Картина продана на аукционе Christie’s в 2015 г. за GBP 422.500 англ. фунтов.
1918 Junges Paar Х м 53.3 x 63.5cm.  Аук Кристис 1998. GBP 463,500. (700x595, 138Kb)
Молодая пара (Junges Paar). 1918 г. Холст, масло. 53,3x63,5 см. Картина продана
на аукционе Christie’s в 1998 г. за GBP 463.500 англ. фунтов.
1919 Молодая женщина и старик Young Woman and Men 73х101 см Муз Людвига (499x700, 157Kb)
Молодая женщина и старик (Young Woman and Men). 1919 г. Холст, масло. 73х101 см.
Музей Людвига, Кёльн.
1918 Prince and beloved, Nolde Foundation Seebüll (536x700, 161Kb)
Принц и наложница (Prince and beloved). 1918 г. Холст, масло. 88,5х68,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Отношения полов всегда интересовали Эмиля Нольде. Снова и снова он обращается к этой теме,
которую облекает в мифологическую фабулу. Некая стилизованная Саломея соблазняет сладострастного
седобородого принца в тюрбане, завлекая его в сад любви, представленный здесь цветком лилии.
Волшебные оттенки красок, среди которых резко выделяется лишь красный цвет губ,
усиливает основное настроение картины.

1919 Мечтатель The Dreamer. Hannover. Sprengel Museum. (497x700, 147Kb)
Мечтатель (The Dreamer). 1919 г. Холст, масло. 101,3 х 73,6 см.
Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия.
1917 Indische Tänzerin Х м 86.7 x 100.4 cm. Аук Кристис 2017. USD 5,262,500 (700x602, 183Kb)
Индийская танцовщица (Indische Tänzerin). 1917 г. Холст, масло. 86,7x100,4 см.
Картина продана на аукционе Christie’s в 2017 г. за $ 5.262.500 дол.
1917 Tänzerinnen (Dancers) Грав на дер Муз Сан Франциско (700x570, 100Kb)
Танцовщицы (Tänzerinnen). 1917 г. Гравюра на дереве. Музей современного искусства,
Сан-Франциско, США.
1918 Der Tod als Tänzerin, 1918, Radierung Муз Людоф (700x560, 222Kb)
Смерть в образе танцовщицы (Der Tod als Tänzerin) 1918 г. Гравюра.
Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
1918 Man and Young Woman (Mann und junges Weib) Рис МОМА (511x700, 86Kb)
Мужчина и молодая женщина (Man and Young Woman). 1918 г. Офорт. 53,3x38,6 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1922 Surf (Brandung) Рисунок кар. МОМА (506x700, 80Kb)
Прибой (Surf/Brandung). 1922 г. Офорт. 63,2 x 45,2 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1917 Женщины и Пьеро. Х м ЧС (595x700, 176Kb)
Женщины и Пьеро. 1917 г. Холст, масло. Частное собрание.
1919 Courtship II, © Nolde Foundation Seebüll (509x700, 117Kb)
Ухаживание II (Courtship II).1919 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1919 Поцелуй.   Х м 51 x 63 (543x700, 262Kb)
Поцелуй (Kiss). 1919 г. Холст, масло. 51 х 63 см.
1918 Woman and Little Girl (II) (700x588, 202Kb)
Женщина и маленькая девочка II (Woman and Little Girl II). 1918 г.
1919 Red-Haired Girl, Oil on canvas, 65.4 x 40 cm Инстит иск Чикаго (427x700, 37Kb)
Рыжеволосая девушка (Red-Haired Girl). 1919 г. Холст, масло. 65,4x40 см.
Институт искусств, Чикаго, США.
1919 Rotblondes Mädchen Карт м 46 x 49.5 cm.  Аук Кристис 2006. GBP 2,080,000. (2) (700x651, 135Kb)
Рыжеволосая девушка (Rotblondes Mädchen). 1919 г. Картон, масло. 46 x 49,5 см.
Картина продана на аукционе Christie’s в 2006 г. за GBP 2.080.000 англ. фунтов.
1914 Frauenkopf (Head of a Woman) Бум акв Муз Сан Франциско (426x575, 78Kb)1918 Портрет молодой женщины в шляпе. 35х30 см. (373x575, 72Kb)
1. Голова женщины (Head of a Woman). 1914 г. Бумага, акварель.
Музей современного искусства, Сан-Франциско, США.
2. Портрет молодой женщины в шляпе. 1918 г. Бумага, акварель. 35х30 см.

1917 Автопортрет . Фан, масло. 83,5 х 65 см. Фонд Нольде (400x500, 102Kb)1917 Автопортрет. 83×65 см • Масло, Холст.Фонд Нольде, Neukirchen (394x500, 87Kb)
1. Автопортрет. 1917 г. Фанера, масло. 83,5х65 см.
2. Автопортрет. 1917 г. Фанера, масло. 83х65 см. Оба портрета из музея
Фонда Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.

2. ТВОРЧЕСТВО ЭМИЛЯ НОЛЬДЕ 1920-1930 гг.

После возвращения в 1916 году из экспедиции в Океанию Эмиль Нольде попеременно жил и работал то в Берлине, то на острове Альзен, то на новом месте дислокации в Уатенварфе, недалеко от родной деревни на западном побережье близ города Тондерн в Северном Шлезвиге. Нольде негативно отнёсся к столкновениям и установлению германо-датской границы после Первой мировой войны, и несмотря на то, что считал себя немцем, в 1920 году он принял датское гражданство.
После осушения земель Утенварфа Нольде переехал вместе со своей женой-датчанкой Адой Вильструп на немецкую территорию, где местность напоминала ему его родной Нольде. На высоком холме Зеебюль в Нойкирхене чета Нольде приобрела сначала старый домик, а спустя несколько лет Нольде построил на его месте по собственному проекту новый дом с мастерской, возвысившийся над окружающей местностью как средневековая крепость. В доме нашлось место и для мастерской, и для работ, написанных здесь же. С 1927 года и до конца жизни Нольде жил в Зеебюле, время от времени совершая поездки в европейские страны (Великобританию, Францию, Италию, Швейцарию. В Испании он изучал картины Веласкеса и Гойи и создал большое количество акварелей).

ФОТО Музей Эмиля Нольде в Заебуле, Германия (497x700, 179Kb)
Дом-музей Эмиля Нольде в Зеебюле, Германия. Фотография 2015 г.

1920 Араб (523x700, 109Kb)
Портрет араба. 1920 г. Холст, масло. 66,5х51 см. Музей Буххайма, Германия.
«Портрет араба» написан на основе набросков, сделанных на обратном пути
из Океании в Адене или Порт-Саиде.
1920-1921 Gypsy Girl (Zigeunermädchen) Островитянка. Бум, акв. МОМА (521x700, 96Kb)
Островитянка. 1920-1921 гг. Бумага, акварель.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1920 Маски II (700x575, 193Kb)
Маски II (Masks II). 1920 г.
1920 Маски III (586x700, 207Kb)
Маски III (Masks III). 1920 г.
1920 Still Life with Striped Goat, 75 x 88cm, ЧС (700x586, 148Kb)
Натюрморт с полосатой козой (Still Life with Striped Goat). 1920 г. 75x88 см. Частное собрание.
1920 Begegnung am Strand -  Meeting on the beach. Ölfarben auf Leinwand, 86,5 x 100 cm. Фонд Нольде (700x596, 199Kb)
Встреча на берегу моря (Begegnung am Strand). 1920 г. Холст, масло. 86,5x100 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1920 Dancer and Harlequin. (700x596, 184Kb)
Танцовщица и Арлекин (Dancer and Harlequin). 1920 г.
1923 On the Periphery Карт, м 73х100 см Фонд Нольде (700x511, 163Kb)
На периферии (On the Periphery). 1923 г. Картон, масло. 73х100 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1920 Dancers, Х м Штуттгарт (2) (574x700, 208Kb)
Танцовщицы (Dancers). 1920 г. Холст, масло. Государственная галерея Штутгарта, Германия.
Судя по последней картине, на Нольде оказал большое влияние Анри Матисс. Здесь художник включает
смелое, агрессивное качество цвета и успешно использует его для украшения, как это делал Матисс.
Публике нравилось то, что делал Нольде, и он мог бы так красиво продолжать этот путь всю оставшуюся жизнь,
но в это время он, похоже, заинтересовался цветом ради него самого. Он стал одержим идеей о том,
что у цвета была своя жизнь, которая раньше была заблокирована границами линий.

1920 Dresden im Abendlicht, (700x503, 131Kb)
Дрезден в вечернем свете (Dresden im Abendlicht). 1920 г. Бумага, акварель, гуашь. 33,3х46,4 см.
Картина продана на аукционе Christie's в 2011 г. за $ 62.5000 дол.
1920 Мираж. Фонд Нольде (700x501, 131Kb)
Мираж. 1920 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1920 Пейзаж, Северная Фрисландия Landscape (North Friesland) Фонд Нольде (700x562, 179Kb)
Пейзаж в Северной Фрисландии (Landscape North Friesland). 1920 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1920 Marschlandschaft (mit drei Häusern), 1920-1925 (700x509, 86Kb)
Болотный (Маршский) пейзаж с тремя домами (Marschlandschaft mit drei Häusern). 1920-1925 гг. Японская бумага, акварель. 34,5x46,5 см. Картина продана на аукционе Christie's в 2013 г. за GBP 325.250 англ. фунтов.
1920 -1925 Bauernhaus in der Marschlandschaft Бум акв Муз Людорф (700x511, 100Kb)
Фермерские дома в болотном (Маршском) пейзаже (Bauernhaus in der Marschlandschaft).
1920-1925 гг. Бумага, акварель. Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
1920-1925 Marschlandschaft mit Mühle, Aquarell auf Japanpapier Муз людоф (700x516, 106Kb)
Болотный (Маршский) пейзаж с мельницей (Marschlandschaft mit Mühle). 1920-1925 гг.
Бумага, акварель. Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
1920-е Reetlandschaft und Boote, Aquarell und Tusche auf Japanpapier Муз Люлф (700x509, 140Kb)
Прибрежный пейзаж с лодками (Reetlandschaft und Boote). 1920-е гг. Бумага, акварель, тушь.
Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.

Все творчество Эмиля Нольде проникнуто религиозным чувством - к нему вела экспрессионистов сама направленность на «внут¬реннее» состояние вещей, стремление к сверхчувственному познанию единственно данной истины. Энергия, наполняющая мир, у Эмиля Нольде представлена прежде всего в цвете, ставшем для него на¬всегда главным выразительным средством. Это краски природы, но не копирующие ее, а взятые у нее самой, из ее недр и глубин, и потому единственно подлинные. «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод», — так писал о нем его современник, критик Вильгельм Гаузенштейн.

1921 Martyrium I - III, (700x267, 35Kb)
Мученичество I - III (Martyrium I - III). Триптих. 1921 г. Холст, масло.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1921 Martyrdom I  - Х м 121х 106,5 см Лев пан триптиха Фонд Нольде Neucirche (615x700, 235Kb)
Мученичество I (Martyrium I). Левая часть триптиха. 1921 г. Холст, масло. 121х106,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1921 Распятие II. 106,5х156,5 см. (700x474, 195Kb)
Распятие. Мученичество II (Martyrium II). Центральная часть триптиха. 1921 г. Холст, масло.
106,5х156,5 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1921 Martyrdom III 121х106,5 см. (616x700, 228Kb)
Распятие. Мученичество II (Martyrium II). Центральная часть триптиха. 1921 г. Холст, масло.
106,5х156,5 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1921 Потерянный рай. Paradise Lost (Verlorenes Paradies), Фонд Нольде Х м 106х157 см (700x475, 150Kb)
Потерянный рай (Paradise Lost). 1921 г. Холст, масло. 106х157 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1921 Искушение Иосифа (700x584, 200Kb)
Искушение Иосифа (Joseph’s Temptation). 1921 г.
1922 Anbetung (Adoration) Поклонение (700x514, 141Kb)
Поклонение (Anbetung /Adoration). 1922 г. Холст, масло. 105х140 см.
1922 Judas with the High Priests - Иуда с Первосященниками (1923) (700x521, 141Kb)
Иуда с Первосвященниками (Judas with the High Priests). 1922 г. Холст, масло. 107х142 см.
1926 Грешник Die Sünderin (The Sinner) (700x572, 191Kb)
Христос и грешница (Le Christ et la femme adultère.). 1926 г. Холст, масло. 86х106,4 см.
Государственные музеи Берлина, Новая национальная галерея, Берлин.
1929 So Ihr Nicht Werdet Wie Die (Except Ye Become as Little Children) In Matthew 18-1-9 (610x700, 197Kb)
Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное
(So Ihr Nicht Werdet Wie Die (Except Ye Become as Little Children). 1929 г.
Холст, масло. 120х106 см. Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

Полностью этот фрагмент из Евангелия от Матфея (18:1-6) звучит так:
«ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЕСЛИ НЕ ОБРАТИТЕСЬ от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию, если не перемените своих ложных мнений о Моем Царстве, если не оставите тщеславных надежд на почетные места в этом Царстве И если НЕ БУДЕТЕ КАК ДЕТИ, – не возрастом, а сердечным расположением, – если не будете так же смиренны и простосердечны, так же беззаветно преданы воле Божией, как дети, то не только не займете высшего места, но и вовсе НЕ ВОЙДЕТЕ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ».

1929 Ekstase in Red. Oil on canvas, 106.5 x 86.5 cm. © Nolde Stiftung Seebüll (567x700, 127Kb)
Экстаз (Ekstase/Ecstasy). 1929 г. Холст, масло. 106,5 x 86,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Критики, даже неплохо относящиеся к творчеству Эмиля Нольде,
посчитали эту картину «выходящей за рамки приличия».

1930 Woman of the Dunes, 1930 (700x584, 207Kb)
Женщина в дюнах (Woman of the Dunes). 1930 г.
1931 Семья.  111×74 см • Темпера, Холст. ЧС (464x700, 146Kb)
Семья. 1931 г. Холст, темпера. 111х74 см. Частное собрание.
1925 Зрелость жизни (700x585, 116Kb)
Зрелость жизни (Maturity of Life). 1925 г. Холст, масло. 74х88 см.
1931 Иеремия под деревом Eremit in Baum (Hermit in Tree)Отшельник на Дереве (580x700, 190Kb)
Отшельник на дереве (Eremit in Baum). 1931 г. Холст, масло. 88х74 см.
1930 Badende Х м  106 x 76,5 cm Фонд Нольде (497x700, 147Kb)
Купальщики (Badende). 1930 г. Холст, масло. 106x76,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1925 The Head of Girl (Mädchenkopf), (537x700, 135Kb)
Голова девушки (Mädchenkopf). 1925 г.
1930 Frau T. mit roter Kette_Tafel Emil Nolde, Louisiana Museum of Modern Art, (518x700, 100Kb)
Фрау Т. с красным ожерельем (Frau T. mit roter Kette). 1930 г.
Музей современного искусства «Луизиана», Дания.

ФОТО Ада и Эмиль Нольде в саду усадьбы в Зеебюле, 1940 г. (700x566, 758Kb)
Ада и Эмиль Нольде в саду возле своего дома в Зеебюле. Фотография 1940 г.

Всю жизнь Эмиль Нольде восхищался окружающими красками природы и всенепременно применял яркие краски в своей живописи и акварелях. Вот, что он писал по этому поводу: «Краски, материал художника: краски в их независимом существовании, плачущие и смеющиеся, мечта и счастье, жаркие и священные, как любовные напевы и эротика, как песнопения и прекрасные хоралы! Краски – это звуковые колебания, подобные звукам серебряных колокольчиков и звону бронзы, возвещающие счастье, страсть и любовь, душу, кровь и смерть. Прекрасно, когда художник, подчиняясь инстинкту, может творить так же уверенно, как он дышит, как он ходит».

1922 Blumengarten-©-Nolde-Stiftung-Seebüll (700x577, 111Kb)
Цветущий сад (Blumengarten). 1922 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1922 Blumengarten Х м  (74 x 89.9cm.) Аук Кристис 2002. GBP 2,151,650 (700x578, 197Kb)
Цветущий сад (Blumengarten). 1922 г. Холст, масло. 74x89,9 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 2002 г. за GBP 2.151.650 англ. фунтов.
1922 Flower Garden, 1922 (700x581, 238Kb)
Цветник (Flower Garden). 1922 г.
1923 Garten im Sommer, Oil on canvas, 65.5 x 83 cm Шлезвиг (700x549, 158Kb)
Летний сад (Garten im Sommer). 1923 г. Холст, масло. 65,5x83 см.
Городской музей Шлезвига, Германия.
1930 Schwü̈ler Abend (Muggy evening), Nolde Stiftung Seebüll Цветы близ красного дома 1 (700x510, 101Kb)
Цветы близ красного дома, или Знойный вечер (Muggy evening). 1930 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1928 Георгины и дельфиниумы. 74х88 см. Кунстхалле, Киль (700x551, 225Kb)
Георгины и дельфиниумы. 1928 г. Холст, масло. 74х88 см. Художественная галерея
(Кунстхалле), Киль, Германия.
1930 Amaryllis and Anemone (Amaryllis und Anemone) Бум, акв МОМА (700x526, 134Kb)
Амариллисы и анемоны (Amaryllis und Anemone). 1930 г. Бумага, акварель.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1925 Callas und Anthurien, Aquarell auf Japanpapier. Муз Людоф (560x700, 75Kb)
Каллы и антуриумы (Callas und Anthurien). 1925 г. Японская бумага, акварель.
Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
1925-1930 Orchideenzweig (Rote Rispen) (700x567, 204Kb)
Орхидеи (Orchideenzweig). 1925-1930 гг.
1925 Подсолнухи (532x700, 118Kb)
Подсолнухи. 1925 г.
1928 Blue Sky and Sunflowers, (700x582, 209Kb)
Голубое небо и подсолнухи (Blue Sky and Sunflowers). 1928 г.
1924 Venedig, Santa Maria della Salute Бум, акв  34,6 x 45 cm. Аук (700x541, 164Kb)
Венеция. Собор Санта-Мария-делла-Салюте (Venedig, Santa Maria della Salute). 1924 г.
Японская бумага, акварель. 34,6x45 см. Частное собрание.
1925 Вечерний пейзаж с мельницей (513x700, 98Kb)
Вечерний пейзаж с мельницей. 1925 г.
1925 Sunset, (700x529, 148Kb)
Закат (Sunset). 1925 г.
1925 Landscape (also known as Landscape with Resting Cows) (700x581, 168Kb)
Пейзаж, или Пейзаж с пасущимися коровами (Landscape, also known as
Landscape with Resting Cows). 1925 г.
1925 Облака в Хольстейне (700x453, 101Kb)
Облака в Хольстене. 1925 г.
1924 Autumn Evening, Oil on canvas, 73 x 100.5 cm Муз Тиссена (700x511, 122Kb)
Эмиль Нольде. Осенний вечер (Autumn Evening). 1924 г. Холст, масло. 73x100,5 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Есть отдаленное сходство этой и следующей картины Нольде с недавно проданной
на аукционе Кристис картиной Клода Моне 1868 года:

ФОТО Claude Monet (1840-1926). c1868. Coucher de soleil, pastel on paper, 21.8 x 35.8 cm. Est. GBP 200-300k. (2) (700x415, 117Kb)
Клод Моне (1840-1926). Закат солнца (Coucher de soleil). 1868 г. Бумага, пастель. 21,8x35,8 см.
Картина продана на аукционе Christie's 28 февраля 2018 г. в Лондоне за GBP 1.568.750 англ. фунтов.

1927 Ruffled Autumn Clouds, Х м. 73.5 x 88.5, Nolde Stiftung Seebüll (700x580, 160Kb)
Эмиль Нольде. Перистые осенние облака (Ruffled Autumn Clouds). 1927 г. Холст, масло. 73,5x88,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1926 Weiße Wolken (700x582, 162Kb)
Белые облака (Weiße Wolken). 1926 г.
1930 Red Clouds Бум акв 34.5 x 44.7 cm Муз Тиссена (700x539, 140Kb)
Красные облака (Red Clouds). 1930 г. Бумага, акварель. 34,5x44,7 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
1930 Red and Yellow Cloud (700x623, 139Kb)
Красные и желтые облака (Red and Yellow Cloud). 1930 г.
1930 Sky and Sea (700x558, 248Kb)
Небо и море (Sky and Sea). 1930 г. Холст, масло.

ФОТО Emil Nolde und Ehefrau Ada Vilstrup – B.Z. Berlin (700x393, 63Kb)
Эмиль Нольде и Ада Вильструп (Emil Nolde und Ehefrau Ada Vilstrup – B.Z. Berlin). Берлин, 1900-е гг.

В 1934 году Эмиль Нольде вступил в Национал-социалистическую партию, скорее всего по расчету, думая, что новые хозяева Германии будут осыпать его почестями. Однако Гитлер пришел в ужас от его творчества: «Это немыслимо!» (Das ist unmöglich) - воскликнул он, увидев картины Нольде. В рамках борьбы с «упадничеством» из немецких музеев конфисковали 1052 его работы как «вырожденческие». В 1938 году на выставке «Дегенеративного искусства» были показаны 38 картин Нольде. Некоторые из этих работ были ему возвращены и избежали публичного сожжения или тайной продажи в Швейцарии...

ИСТОЧНИКИ:
ФОТО Лионель Ришар. Энциклопедия экспрессионизма. Пер. с франц. Москва, Издательство «Республика», 2003 г. (428x550, 124Kb)ФОТО Экспрессионизм. Басси 2007 (416x550, 118Kb)
1. Лионель Ришар. Энциклопедия экспрессионизма. Пер. с франц. Москва, Издательство «Республика», 2003 г. -
432 стр., илл. - Тираж 5000 экз.
2. Эшли Басси. Экспрессионизм. Пер. с англ. Г.В. Лагвешкиной. Москва, ЗАО «Бертельсманн Медиа Москау»
(ВММ), 2007 г. - 288 стр., илл. - Тираж 2000 экз.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нольде,_Эмиль
2. Вадим Кругликов https://adindex.ru/publication/gallery/2012/11/28/95001.phtml
3. https://www.nolde-stiftung.de/ Дом-музей Эмиля Нольде
4. https://www.the-athenaeum.org/people/detail.php?ID=1889
5. https://www.dw.com/ru/эмиль-нольде-особенности-одного-художника/a-39324195
6. http://impressionistsgallery.co.uk/artists/Artists/mno/Nolde/1.html
7. https://artinvestment.ru/invest/painters/20130807_emil_nolde.html
8. https://centralasian.livejournal.com/2241062.html

(Окончание следует)





вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ (1867-1956). ГЛАВНЫЙ ДЕГЕНЕРАТ НЕМЕЦКОГО ИСКУССТВА. Часть II | кася_бланка - Дневник кася_бланка | Лента друзей кася_бланка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»