Эмиль Нольде (1867-1956). Неистовствующая женщина (Raving Woman). 1919 г. Холст, масло. 77,5х104,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Эмиль Нольде (1867-1956) – немецкий художник и гравер, один из основоположников экспрессионизма, величайший акварелист XX века. Член знаменитой дрезденской группы «Мост» (Die Brücke) и Берлинского Сецессиона. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям в живописи и картинам на религиозные сюжеты.
1. ТВОРЧЕСТВО ЭМИЛЯ НОЛЬДЕ 1913-1919 гг.
Эмиль Нольде с женой Адаминой Фредерикс Нольде (Ада Вильструп, 1879-1946).
Свадебная фотография 1902 г.
В 1911-1912 году Эмиль Нольде принимает участие в двух выставках художественного объединения «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) в Мюнхене. Художники группы «Синий всадник», прежде всего Василий Кандинский, Франц Марк и Пауль Клее, были увлечены поиском способов передачи – с помощью графических символов – духовности в широком, антиматериалистическом, космическом смысле. Огромную роль в этих поисках играл ЦВЕТ. В 1912 г. вместе с Максом Пехштейном принимает участие в международной выставке «Специальной ассоциации художников» (Sonderbund) в Кёльне.
В 1913-1914 гг. с этнографической экспедицией, организованной Имперской колониальной службой Германии, Нольде по примеру Поля Гогена совершает длительное путешествие в тогда еще сохранившиеся германские владения в южных морях, на острова Океании. Чтобы добраться до Полинезии, супруги Нольде вначале поехали на поезде в Москву, оттуда на Транссибирском экспрессе на Дальний Восток, а затем в Китай, Японию, Корею и Новую Гвинею. В Германию они возвращаются на пароходе через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море незадолго до начала Первой мировой войны. Из поездки Нольде привез многочисленные акварели и рисунки, этюды портретов и голов аборигенов Океании. Сделанным Нольде в России работам недавно посвятили специальную выставку в Германии.
Карта путешествия Эмиля Нольде с германской этнографической экспедицией в Океанию, 1913-1914 гг.
Схема путешествия Эмиля Нольде с германской этнографической экспедицией в Океанию, 1913-1914 гг.
Ребенок и большая птица (Child and Large Bird). 1912 г. Холст, масло. 73x88 см. Частное собрание.
Женщина с ребенком (Woman and Child). 1912 г. Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия.
Жрицы (Priestesses). 1912 г. Холст, масло. 100,7х86,5 см. Новая галерея -
Музей немецкого и австрийского искусства, Нью-Йорк.
Обнаженные девушки и евнух (Akte und Eunuch). 1912 г. Холст, масло. 88х74 см.
Художественный музей в Университете Индианы, Блумингтон, США.
Дама с собачкой (Figur und Hund). 1912 г. Холст, масло. 79,3х69,2 см. Картина продана
на аукционе Sotheby's в 2017 г. за $ 225.000 дол.
Женщина Woman (in Strong Light). 1912 г. Холст масло. 60x48,6 см.
Художественный музей Сент-Луиса, штат Миссури, США.
Танец со свечами (Candle Dancers). 1912 г. Холст, масло. 100,5x86,5 см.
Галерея Бельведер, Вена.
Экзотические фигуры из Берлинского этнографического музея. 1911 г.
Экзотические фигуры II (Exotic Figures II). 1911 г. Холст, масло. 65,5х78 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Фигура и маска (Figure and Mask). 1911 г. Холст, масло. 78x47,5 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
Миссионеры (The missionary). 1912 г. Холст, масло. 75x63 см. Частное собрание.
Солдаты (Soldiers). 1913 г. Холст, масло. 86,5 х 106 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Возбужденные люди (Excited People). 1913 г. Холст, масло. 102,5x76,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Голова (Head). 1913 г. Холст, масло. 77,5x67,3 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Мулатка в зеркале (Mulattin in Mirror). 1913 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Танцовщица (Dancer). 1913 г. Литография. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Актриса (Actress). 1912 г. Бумага, акварель.
1-3. Молодая пара (Junges Paar). 1913 г. Офорты. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Мать и дитя (Mother & Child). 1913 г.
Эмиль Нольде. Фотография 1909 г.
С началом Первой мировой войны Эмиль Нольде возвращается в Шлезвиг. Первая мировая война в его творчестве практически не отразилась. В армию его не призвали в силу преклонного возраста. Язвы войны, которые красочно запечатлели в своем творчестве воевавшие Отто Дикс и Георг Гросс, ему были неинтересны. Его интересовали более фундаментальные вещи. В Шлезвиге он проработает почти сорок лет, используя технику акварели, сосредоточившись на пейзажах и на теме внутренней связи природы и человека. Этюды с натуры теперь возникали как фантастические пейзажи, как панорама грандиозной связи стихий и динамичного дыхания Вселенной. Не менее глубокой становится трактовка другого космоса – человеческой души с ее таинствами превращений и инстинктивной тягой к инфернальному. В 1915-1917 гг. Нольде постепенно восстанавливает картины по сделанным многочисленным зарисовкам из жизни папуасов Новой Гвинеи, а также сибирских крестьян из России. При этом он не забывает и религиозную тематику и свои любимые цветники.
Замерзающие русские (Frierende Russen). 1914 г. Холст, масло. 103,5х118,9 см.
Государственный музей искусств, Копенгаген.
Двое русских (Two Russian). 1914 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Трое русских III. 1915 г.
Трое русских (Тhree russians). 1914 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Жители Новой Гвинеи. 1915 г. Холст, масло. 73 х 100 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Семья папуасов (Famille papou). 1914 г.
Мальчики из Папуа. 1913-1914 гг. Холст, масло. 70х103,5 см. Частное собрание.
Молодая аборигенка с ожерельем (Young Native with Necklace). 1913 г. Бумага, акварель, тушь.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Туземцы на берегу. 1914 г.
Правитель (Der Herrscher). 1914 г. Холст, масло. 88х102 см.
Натюрморт с танцовщицами (Nature morte avec danseuse). 1914 г. Холст, масло. 88х105,5 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Трофеи дикарей (Trophaeen der Wilden). 1914 г. Мешковина, масло. 73х88,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Натюрморт N, большой тамбуран и китайская пара (Stilleben N, grosser Tamburan und Chinesen Paar).
1915 г. Холст, масло. 77,7x72,7 см. Аукцион Christie's, 2007 г.
Натюрморты Эмиля Нольде – это картины о вещах, которые самовластно, часто агрессивно утверждают свою собственную антигуманную сущность, магическую форму, нередко возведенную в предмет слепого поклонения. В картинах Нольде экзотические демоны наступают на рационализм Европы: в них царствуют бессознательные инстинкты и желания, впервые почувствованные Полем Гогеном.
Натюрморт N (Stilleben N). 1915 г. Холст, масло. 88 х 73 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Натюрморт с бирманской танцовщицей (Still Life with Burmese Dancer). 1915 г.
Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия.
Ваза с цветком (Vase mit Blumen). 1915 г.
Джонки (красные) (Junks red). Китай, 1913 г. Бумага, акварель. 24х33,2 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Тропическое солнце. 1914 г. Парусина, масло. 70,3х104,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Экспедиция в Океанию привела Нольде в 1914 г. на остров Новый Мекленбург, принадлежащий Папуа-Новой Гвинее. Напротив столицы Кавиенги расположен остров Нусалик. Это прекрасное место для наблюдения заката тропического солнца. От его зноя погружающийся в тень мир охвачен пламенем. Этот простейший спектакль «Тропическое солнце», где действующие лица – небо, песчаное побережье, вода и лес, Нольде разыгрывает пятью цветами: красным и зеленым, черным и белым, и смешением красного с черным. По меньшей мере пятнадцать лет длилось стремление Нольде написать уходящий день.
Красное вечернее небо (Red Evening Sky). 1914 г. Холст, масло. 86,4x101,3 см.
Художественный музей Сент-Луиса, штат Миссури, США.
Два парохода (Two Steamboats). 1915 г. Бумага, акварель. Галерея Альбертина, Вена.
Горы (Mountains). 1914 г. Бумага, акварель. 20,5 x 17,1 см.
Лунная ночь (Mondnacht). 1914 г. Холст, масло. Галерея Альбертина, Вена.
Лодки, или Серебряный воздух (Boats. Silver Air). 1915 г.
Эмиль Нольде. Сумерки. Болотный пейзаж (Twilight. Marshy Landscape). 1916 г. Холст, масло.73,4x100,9 см. Базельский художественный музей, Швейцария.
Болотный (Маршский) пейзаж написан Нольде в отдаленном районе голландской провинции Дренте.
В этом же районе Ван Гог в 1883 году написал один из своих ранних пейзажей,
аналогичный «Болотный/Маршский пейзаж».
Ван Гог (1853-1890). Болотный пейзаж (Marshy Landscape). 1883 г. Холст, масло. 27х45,5 см.
Частное собрание.
Эмиль Нольде. Молодые кони (Young Horses). 1916 г. Холст, масло. 72,4x100,3 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Две дамы в саду (Two Womean in the Garden). 1915 г. Холст, масло. 73х88 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Цветущий сад J, Ада с черными волосами (Blumengarten J, Ada mit schwarzen haaren).
1915 г. Холст, масло. 88,2x73,3 см. Частное собрание.
Синие и фиолетовые цветы (Blue and Violet Flowers). 1916 г. Мешковина, масло. 66,6x84,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Синие ирисы I (Blue Iris I). 1915 г. Холст, масло. 89,1x73,8 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
Синие ирисы II (Blaue Iris II). 1915 г. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Цветущий сад (Jardin de fleurs). 1916 г.
Водяные лилии (Wasserrosen). 1917 г. Холст, масло. 73x100 см. Частное собрание.
Майский луг. 1915 г.
Цветущие крокусы (Crocus Blossoms). 1914 г.
Цветущий сад (Flower garden). 1919 г. Холст, масло. Частное собрание.
Женщины в цветущем саду (Синяя лейка) (Women in a Flower Garden). 1915 г. Холст, масло. 73,3х90 см.
Музей Вильгельма Лембрука, Дуйсбург, Германия.
Эта же картина представлена на обложке каталога одной из первых выставок в СССР из музеев ФРГ
«Немецкие экспрессионисты» в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитаже в 1981 г.
Каталог выставки «Немецкие экспрессионисты» из музеев ФРГ. Москва,
Министерство культуры СССР, 1981 г. – 64 стр., илл. Тираж 5000 экз.
Эмиль Нольде. Автопортрет в голубом и зеленом. 1912 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
На рубеже 1900-1910-х гг. в центре внимания Эмиля Нольде оказался исключительно мир человека, трактуемый в аспекте религиозного представления. С 1908 по 1912 гг. художник исполнил 25 картин, в том числе полотна «Тайная вечеря», «Троица», «Осмеяние Христа» (все три 1909 г.) и огромный 9-тичастный полиптих «Жизнь Иисуса Христа» (1911-1912 гг., см. Часть I). В истории религиозной живописи ХХ века это была первая и знаменательная попытка нового толкования жизни Христа и евангелских тем. Суть реформаторства заключалась в низведении евангельских персонажей с традиционных котурн (Нольде утрирует в их облике и поведении национальные признаки) и в свкрхдраматической трактовке избираемых сюжетов, воплощаемых в первую очередь средствами экспрессивной живописи. В итоге, в самом каноническом жанре искусства оказались налицо еретический и политический контексты, крайне злободневные для немецкого общества в начале ХХ столетия.
Вход Господень в Иерусалим (Entry into Jerusalem). 1915 г. Холст, масло. 100х86 см.
Положение во гроб (ie Grablegung (Begravelsen, The_Burial). 1915 г. Холст, масло. 87х117 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Страшный суд (The Last Judgement). 1915 г.
Динарий кесаря (Die Zinsmünze). 1915 г. Холст, масло.117x87 см.
Художественная галерея (Кунстхалле), Киль, Германия.
Cимеон Богоприимец встречает Марию в Храме (Simeon Meets Mary in the Temple). 1915 г.
Легенда о Святом Симеоне (Юродивом) с женщинами (Legend Saint Symeon and the Women).
1915 г. Холст, масло. 85 х 105 см.
Симеон Юродивый - христианский монах, отшельник, юродивый и святой VI века.
Он умело косил под сумасшедшего, и на одной из страниц своей биографии
действительно вломился голым в женское отделение купальни.
Филистимляне (Philistines). 1915 г.
Два золотых дел мастера (The Two Goldsmiths). 1914 г. Холст, масло. 71,1х50,8 см.
Собрание семьи Томаса М. Футтера, Уэстфилд, Массачусетс.
Революция (Revolution). 1917 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Одна из редких картин Эмиля Нольде на политические темы. На календаре 1917 год -
год Великой Октябрьской Социалистической революции в России!
Портрет A. и Э. Нольде (A. аnd E. Nolde). 1916 г. Холст, масло. 35х74 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Семья Бонниксена (Bonnichsen family). 1915 г. Холст, масло. Музей Людвига, Кёльн.
Сыновья фермера. 1915 г. Холст, масло. 88 х 73 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Три девочки. 1915 г. Холст, масло. 73х88 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Две блондинки (Blond Girls). 1918 г.
Джентльмен и дама в мехах (Gentleman and Lady with a Fur). 1918 г. Холст, масло. 78x65 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
Двойной портрет. Странный свет (Doppelbild. Sie seltsames Licht). 1918 г. Холст, масло. 60,6x56,2 см.
Картина продана на аукционе Christie’s в 2015 г. за GBP 422.500 англ. фунтов.
Молодая пара (Junges Paar). 1918 г. Холст, масло. 53,3x63,5 см. Картина продана
на аукционе Christie’s в 1998 г. за GBP 463.500 англ. фунтов.
Молодая женщина и старик (Young Woman and Men). 1919 г. Холст, масло. 73х101 см.
Музей Людвига, Кёльн.
Принц и наложница (Prince and beloved). 1918 г. Холст, масло. 88,5х68,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Отношения полов всегда интересовали Эмиля Нольде. Снова и снова он обращается к этой теме,
которую облекает в мифологическую фабулу. Некая стилизованная Саломея соблазняет сладострастного
седобородого принца в тюрбане, завлекая его в сад любви, представленный здесь цветком лилии.
Волшебные оттенки красок, среди которых резко выделяется лишь красный цвет губ,
усиливает основное настроение картины.
Мечтатель (The Dreamer). 1919 г. Холст, масло. 101,3 х 73,6 см.
Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия.
Индийская танцовщица (Indische Tänzerin). 1917 г. Холст, масло. 86,7x100,4 см.
Картина продана на аукционе Christie’s в 2017 г. за $ 5.262.500 дол.
Танцовщицы (Tänzerinnen). 1917 г. Гравюра на дереве. Музей современного искусства,
Сан-Франциско, США.
Смерть в образе танцовщицы (Der Tod als Tänzerin) 1918 г. Гравюра.
Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
Мужчина и молодая женщина (Man and Young Woman). 1918 г. Офорт. 53,3x38,6 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Прибой (Surf/Brandung). 1922 г. Офорт. 63,2 x 45,2 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Женщины и Пьеро. 1917 г. Холст, масло. Частное собрание.
Ухаживание II (Courtship II).1919 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Поцелуй (Kiss). 1919 г. Холст, масло. 51 х 63 см.
Женщина и маленькая девочка II (Woman and Little Girl II). 1918 г.
Рыжеволосая девушка (Red-Haired Girl). 1919 г. Холст, масло. 65,4x40 см.
Институт искусств, Чикаго, США.
Рыжеволосая девушка (Rotblondes Mädchen). 1919 г. Картон, масло. 46 x 49,5 см.
Картина продана на аукционе Christie’s в 2006 г. за GBP 2.080.000 англ. фунтов.
1. Голова женщины (Head of a Woman). 1914 г. Бумага, акварель.
Музей современного искусства, Сан-Франциско, США.
2. Портрет молодой женщины в шляпе. 1918 г. Бумага, акварель. 35х30 см.
1. Автопортрет. 1917 г. Фанера, масло. 83,5х65 см.
2. Автопортрет. 1917 г. Фанера, масло. 83х65 см. Оба портрета из музея
Фонда Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
2. ТВОРЧЕСТВО ЭМИЛЯ НОЛЬДЕ 1920-1930 гг.
После возвращения в 1916 году из экспедиции в Океанию Эмиль Нольде попеременно жил и работал то в Берлине, то на острове Альзен, то на новом месте дислокации в Уатенварфе, недалеко от родной деревни на западном побережье близ города Тондерн в Северном Шлезвиге. Нольде негативно отнёсся к столкновениям и установлению германо-датской границы после Первой мировой войны, и несмотря на то, что считал себя немцем, в 1920 году он принял датское гражданство.
После осушения земель Утенварфа Нольде переехал вместе со своей женой-датчанкой Адой Вильструп на немецкую территорию, где местность напоминала ему его родной Нольде. На высоком холме Зеебюль в Нойкирхене чета Нольде приобрела сначала старый домик, а спустя несколько лет Нольде построил на его месте по собственному проекту новый дом с мастерской, возвысившийся над окружающей местностью как средневековая крепость. В доме нашлось место и для мастерской, и для работ, написанных здесь же. С 1927 года и до конца жизни Нольде жил в Зеебюле, время от времени совершая поездки в европейские страны (Великобританию, Францию, Италию, Швейцарию. В Испании он изучал картины Веласкеса и Гойи и создал большое количество акварелей).
Дом-музей Эмиля Нольде в Зеебюле, Германия. Фотография 2015 г.
Портрет араба. 1920 г. Холст, масло. 66,5х51 см. Музей Буххайма, Германия.
«Портрет араба» написан на основе набросков, сделанных на обратном пути
из Океании в Адене или Порт-Саиде.
Островитянка. 1920-1921 гг. Бумага, акварель.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Маски II (Masks II). 1920 г.
Маски III (Masks III). 1920 г.
Натюрморт с полосатой козой (Still Life with Striped Goat). 1920 г. 75x88 см. Частное собрание.
Встреча на берегу моря (Begegnung am Strand). 1920 г. Холст, масло. 86,5x100 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Танцовщица и Арлекин (Dancer and Harlequin). 1920 г.
На периферии (On the Periphery). 1923 г. Картон, масло. 73х100 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Танцовщицы (Dancers). 1920 г. Холст, масло. Государственная галерея Штутгарта, Германия.
Судя по последней картине, на Нольде оказал большое влияние Анри Матисс. Здесь художник включает
смелое, агрессивное качество цвета и успешно использует его для украшения, как это делал Матисс.
Публике нравилось то, что делал Нольде, и он мог бы так красиво продолжать этот путь всю оставшуюся жизнь,
но в это время он, похоже, заинтересовался цветом ради него самого. Он стал одержим идеей о том,
что у цвета была своя жизнь, которая раньше была заблокирована границами линий.
Дрезден в вечернем свете (Dresden im Abendlicht). 1920 г. Бумага, акварель, гуашь. 33,3х46,4 см.
Картина продана на аукционе Christie's в 2011 г. за $ 62.5000 дол.
Мираж. 1920 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Пейзаж в Северной Фрисландии (Landscape North Friesland). 1920 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Болотный (Маршский) пейзаж с тремя домами (Marschlandschaft mit drei Häusern). 1920-1925 гг. Японская бумага, акварель. 34,5x46,5 см. Картина продана на аукционе Christie's в 2013 г. за GBP 325.250 англ. фунтов.
Фермерские дома в болотном (Маршском) пейзаже (Bauernhaus in der Marschlandschaft).
1920-1925 гг. Бумага, акварель. Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
Болотный (Маршский) пейзаж с мельницей (Marschlandschaft mit Mühle). 1920-1925 гг.
Бумага, акварель. Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
Прибрежный пейзаж с лодками (Reetlandschaft und Boote). 1920-е гг. Бумага, акварель, тушь.
Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
Все творчество Эмиля Нольде проникнуто религиозным чувством - к нему вела экспрессионистов сама направленность на «внут¬реннее» состояние вещей, стремление к сверхчувственному познанию единственно данной истины. Энергия, наполняющая мир, у Эмиля Нольде представлена прежде всего в цвете, ставшем для него на¬всегда главным выразительным средством. Это краски природы, но не копирующие ее, а взятые у нее самой, из ее недр и глубин, и потому единственно подлинные. «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод», — так писал о нем его современник, критик Вильгельм Гаузенштейн.
Мученичество I - III (Martyrium I - III). Триптих. 1921 г. Холст, масло.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Мученичество I (Martyrium I). Левая часть триптиха. 1921 г. Холст, масло. 121х106,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Распятие. Мученичество II (Martyrium II). Центральная часть триптиха. 1921 г. Холст, масло.
106,5х156,5 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Распятие. Мученичество II (Martyrium II). Центральная часть триптиха. 1921 г. Холст, масло.
106,5х156,5 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Потерянный рай (Paradise Lost). 1921 г. Холст, масло. 106х157 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Искушение Иосифа (Joseph’s Temptation). 1921 г.
Поклонение (Anbetung /Adoration). 1922 г. Холст, масло. 105х140 см.
Иуда с Первосвященниками (Judas with the High Priests). 1922 г. Холст, масло. 107х142 см.
Христос и грешница (Le Christ et la femme adultère.). 1926 г. Холст, масло. 86х106,4 см.
Государственные музеи Берлина, Новая национальная галерея, Берлин.
Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное
(So Ihr Nicht Werdet Wie Die (Except Ye Become as Little Children). 1929 г.
Холст, масло. 120х106 см. Музей Фолькванг, Эссен, Германия.
Полностью этот фрагмент из Евангелия от Матфея (18:1-6) звучит так:
«ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЕСЛИ НЕ ОБРАТИТЕСЬ от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию, если не перемените своих ложных мнений о Моем Царстве, если не оставите тщеславных надежд на почетные места в этом Царстве И если НЕ БУДЕТЕ КАК ДЕТИ, – не возрастом, а сердечным расположением, – если не будете так же смиренны и простосердечны, так же беззаветно преданы воле Божией, как дети, то не только не займете высшего места, но и вовсе НЕ ВОЙДЕТЕ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ».
Экстаз (Ekstase/Ecstasy). 1929 г. Холст, масло. 106,5 x 86,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Критики, даже неплохо относящиеся к творчеству Эмиля Нольде,
посчитали эту картину «выходящей за рамки приличия».
Женщина в дюнах (Woman of the Dunes). 1930 г.
Семья. 1931 г. Холст, темпера. 111х74 см. Частное собрание.
Зрелость жизни (Maturity of Life). 1925 г. Холст, масло. 74х88 см.
Отшельник на дереве (Eremit in Baum). 1931 г. Холст, масло. 88х74 см.
Купальщики (Badende). 1930 г. Холст, масло. 106x76,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Голова девушки (Mädchenkopf). 1925 г.
Фрау Т. с красным ожерельем (Frau T. mit roter Kette). 1930 г.
Музей современного искусства «Луизиана», Дания.
Ада и Эмиль Нольде в саду возле своего дома в Зеебюле. Фотография 1940 г.
Всю жизнь Эмиль Нольде восхищался окружающими красками природы и всенепременно применял яркие краски в своей живописи и акварелях. Вот, что он писал по этому поводу: «Краски, материал художника: краски в их независимом существовании, плачущие и смеющиеся, мечта и счастье, жаркие и священные, как любовные напевы и эротика, как песнопения и прекрасные хоралы! Краски – это звуковые колебания, подобные звукам серебряных колокольчиков и звону бронзы, возвещающие счастье, страсть и любовь, душу, кровь и смерть. Прекрасно, когда художник, подчиняясь инстинкту, может творить так же уверенно, как он дышит, как он ходит».
Цветущий сад (Blumengarten). 1922 г. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Цветущий сад (Blumengarten). 1922 г. Холст, масло. 74x89,9 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 2002 г. за GBP 2.151.650 англ. фунтов.
Цветник (Flower Garden). 1922 г.
Летний сад (Garten im Sommer). 1923 г. Холст, масло. 65,5x83 см.
Городской музей Шлезвига, Германия.
Цветы близ красного дома, или Знойный вечер (Muggy evening). 1930 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Георгины и дельфиниумы. 1928 г. Холст, масло. 74х88 см. Художественная галерея
(Кунстхалле), Киль, Германия.
Амариллисы и анемоны (Amaryllis und Anemone). 1930 г. Бумага, акварель.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Каллы и антуриумы (Callas und Anthurien). 1925 г. Японская бумага, акварель.
Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
Орхидеи (Orchideenzweig). 1925-1930 гг.
Подсолнухи. 1925 г.
Голубое небо и подсолнухи (Blue Sky and Sunflowers). 1928 г.
Венеция. Собор Санта-Мария-делла-Салюте (Venedig, Santa Maria della Salute). 1924 г.
Японская бумага, акварель. 34,6x45 см. Частное собрание.
Вечерний пейзаж с мельницей. 1925 г.
Закат (Sunset). 1925 г.
Пейзаж, или Пейзаж с пасущимися коровами (Landscape, also known as
Landscape with Resting Cows). 1925 г.
Облака в Хольстене. 1925 г.
Эмиль Нольде. Осенний вечер (Autumn Evening). 1924 г. Холст, масло. 73x100,5 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Есть отдаленное сходство этой и следующей картины Нольде с недавно проданной
на аукционе Кристис картиной Клода Моне 1868 года:
Клод Моне (1840-1926). Закат солнца (Coucher de soleil). 1868 г. Бумага, пастель. 21,8x35,8 см.
Картина продана на аукционе Christie's 28 февраля 2018 г. в Лондоне за GBP 1.568.750 англ. фунтов.
Эмиль Нольде. Перистые осенние облака (Ruffled Autumn Clouds). 1927 г. Холст, масло. 73,5x88,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Белые облака (Weiße Wolken). 1926 г.
Красные облака (Red Clouds). 1930 г. Бумага, акварель. 34,5x44,7 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Красные и желтые облака (Red and Yellow Cloud). 1930 г.
Небо и море (Sky and Sea). 1930 г. Холст, масло.
Эмиль Нольде и Ада Вильструп (Emil Nolde und Ehefrau Ada Vilstrup – B.Z. Berlin). Берлин, 1900-е гг.
В 1934 году Эмиль Нольде вступил в Национал-социалистическую партию, скорее всего по расчету, думая, что новые хозяева Германии будут осыпать его почестями. Однако Гитлер пришел в ужас от его творчества: «Это немыслимо!» (Das ist unmöglich) - воскликнул он, увидев картины Нольде. В рамках борьбы с «упадничеством» из немецких музеев конфисковали 1052 его работы как «вырожденческие». В 1938 году на выставке «Дегенеративного искусства» были показаны 38 картин Нольде. Некоторые из этих работ были ему возвращены и избежали публичного сожжения или тайной продажи в Швейцарии...
ИСТОЧНИКИ:
1. Лионель Ришар. Энциклопедия экспрессионизма. Пер. с франц. Москва, Издательство «Республика», 2003 г. -
432 стр., илл. - Тираж 5000 экз.
2. Эшли Басси. Экспрессионизм. Пер. с англ. Г.В. Лагвешкиной. Москва, ЗАО «Бертельсманн Медиа Москау»
(ВММ), 2007 г. - 288 стр., илл. - Тираж 2000 экз.