Макс Пехштейн на выставке Берлинского Сецессиона. На снимке: художник с директором
Берлинской галереи Людвигом Юсти (справа) на фоне своего автопортрета с женой.
Фотография 1 февраля 1932 г.
Макс Пехштейн (1881-1955) - немецкий живописец, график и дизайнер, один из лидеров европейского экспрессионизма. Член группы «Мост» (Die Brücke) и объединения Берлинский Сецессион.
В 1930 году Макса Пехштейна в Италии награждают почетным дипломом города Милана,
во Франции - дипломом в Бордо, а Вене он удостаивается почетной медали Чести.
В 1931 году Пехштейн путешествует по югу Франции. В Германии ему присуждается
Государственная премия правительства (Staatspreis).
Автопортрет. 1930 г. Холст на картоне, масло. 100 х 80,3 см.
Утро в Ровы (Morgen in Rowe). 1931 г. Бумага, акварель.
Пейзаж на юге Франции (Südfranzösische Landschaft). 1931 г. Холст, масло. 47,9х60,3 см.
Частное собрание.
Купальные домики на пляже. 1931 г. Холст, масло. 50х67 см.
Море осенью (Autumn Sea). 1933 г.
Подсолнухи. 1931 г. Холст, масло.
Юкка с зеленой веткой (Yucca mit grüne Zweig). 1930 г. Холст дублированный, масло. 100,5х80,5 см.
Картина продана на аукционе Ketterer Kunst в Мюнхене, 2004 г. за € 138.000 / $ 158.700.
Обнаженная III. Марта (Akt III, Martha sitzend). 1932 г. Холст, масло.
Утро (Марта). 1932 г. Холст, масло.
В октябре 1933 г. с приходом нацистов к власти на Пехштейна начинаются гонения. Вначале его пытались выгнать из Комитета по делам искусств, поскольку он был признан «дегенератиыным художником». Затем давний «друг» Эмиль Нольде отомстил Максу Пехштейну. Нольде предал его как еврея властям. Пехштейн был, конечно, радикальным левым художником и из-за этого преследовался нацистами, но он не был евреем. Это был настоящая позор, месть за то, что происходило в давние годы, и, возможно, еще одна попытка Нольде дистанцироваться от экспрессионистов Веймарской республики.
Пехштейна уволили с преподавательской работы в Академии художеств в 1933 г., как «художника-вырожденца». Ему разрешили рисовать, но нельзя было выставляться и продавать картины. По всем этим причинам Пехштейну, вместе с левым крылом Веймарской живописи, в т.ч. Карлу Хоферу и некоторым художникам «Новой объективности» Отто Диксу и Георгу Гроссу был запрещено совершать любые поездки за границу. Это были своеобразные санкции того времени, когда художников, преследуемых нацистами, включали в списки так называемого «вырожденческого искусства», что являлось абсолютным запретом на осуществление профессии художника.
В 1934 г. вспомнили об участии Пехштейна в деятельности «Ноябрьской группы». В 1937 г. его исключают из членов Академии художеств и одновременно конфискуют 326 произведений изо всех германских музеев. На выставке «Дегенеративное искусство» было представлено 16 работ Пехштейна: 6 картин маслом, 4 акварели и 6 графических произведений. Всего на выставке было представлено 650 картин, а также скульптуры, гравюры и книги, изъятые из 32 музеев. 20 марта 1939 г. во дворе пожарной части в Берлине было предано огню 1004 картины и 3825 рисунков, акварелей и графических работ, в основном художников Эмиля Нольде, Георга Гросса, Отто Дикса, Карла Шмидта-Ротлуффа, Кёте Кольвиц и Эриха Хеккеля.
Вместе с женой Мартой и двумя детьми семья Пехштейна была вынуждена укрываться в Лебе, отдаленной деревне в восточной Померании, где они оставались изолированными до конца войны и где Пехштейн практически перестал писать картины.
Выставку «Дегенеративное искусство», которая открылась 19 июля 1937 г. в здании галереи
мюнхенского парка Хофгартен и до апреля 1941 г. объехала ещё 12 городов,
посетили три миллиона зрителей.
Представители германской рейхсканцелярии в одном из залов выставки
«Дегенеративное искусство». Фото – Берлин, 1937 год.
В одном из залов выставки «Дегенеративное искусство». В число «дегенеративных» произведений
попали работы Василия Кандинского и Марка Шагала. Фото – Берлин, 1937 год.
Лодка на озере Гардер (Ruderboot am Garder See). 1935 г.
Рыболов в заливе Гал Людорфф (Angler am Lebastrom). 1936 г. Бумага, гуашь, акварель. 61х76 см.
Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
Катера в Мельничном заливе. Леба (Mühlengraben. Leba). 1940 г. Бумага, акварель. 60x77 см.
Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
Тихий уголок на озере в Померании (Stiller Winkel Am See, Pommern). 1940 г.
Холст, масло. 80х100 см. Аукцион Sotheby's.
Портрет женщины на софе (Portrait of Woman on Sofa). 1939 г. Холст, масло.
4. ТВОРЧЕСТВО МАКСА ПЕХШТЕЙНА 1946-1955 гг.
В 1944 г. после попадания бомбы в берлинскую Галерею художественной графики Вольфганга Гурлита, были утрачены многие произведения Пехштейна. До конца войны Пехштейн оставался в Лебе. В 1945 г. в Померании он на себе испытал оккупацию Советской Армии. Он был взят в плен русскими военными и вынужден был временно работать на оккупационные войска. Померанский поэт Клаус Гранцов (1927-1986) описывает в своих воспоминаниях «Пепел большой войны» инцидент, который, как говорят, произошел в марте 1945 г. Когда фронт между Германией и Советской Армией проходил через замерзшее озеро Гардер, жена художника танцевала на коньках на льду озера. Пехштейн написал эту сцену по просьбе советского офицера.
Макс Пехштейн в своей восстановленной мастерской в Западном Берлине. Фото 1946 г.
В конце 1945 г. семья Пехштейна возвратилась в Берлин. Его дом и мастерская сильно пострадали от пожара. Благодаря Карлу Хоферу новые власти восстанавливают Пехштейна на преподавательскую работу в должности профессора в Академии прикладного искусства (Hochschule für Bildende Künste) в Западном Берлине, где он проработал до конца своих дней.
Пехштейн стал одним из немногих художников, кто сумел вернуть себе былую славу в послевоенные годы. После уничтожения нацистского режима он вернулся к рисованию, начав творить, в прямом смысле слова, «с чистого листа». Художник вновь обратился к кубическим урокам стилизации, его работы стали гораздо мягче, а количество светлых пейзажей постоянно увеличивалось.
В 1946-1947 гг. Пехштейн написал свои мемуары, которые были впервые опубликованы только в 1960 г. На родине ему было присвоено звание почетного гражданина Цвиккау и установлена «Премия Макса Пехштейна» за приритет в живописи.
Автопортрет с трубкой (Selbstbildnis mit Pfeife). 1946 г. Холст, масло.
Художественная галерея Цвиккау - Музей Макса Пехштейна, Германия.
Автопортрет. 1948 г. Бумага, карандаш. 42,3 х 31,8 см.
Городской музей Шлезвига, Германия.
Портрет Фреды Вермель в желтом костюме (Bildnis Freda Wermel in gelbem Kostüm). 1946 г. Холст, масло. 70х53,8 см.
Картина продана на аукционе Ketterer Kunst в Мюнхене, 2012 г. за € 70,760 / $ 81.374.
Портрет Фреды Вермель в синей блузе (Bildnis Freda Wermel in blauer Bluse). 1946 г.
Портрет Фреды Вермель в испанском костюме. 1946 г.
(Bildnis Freda Wermel in spanischer Tracht).
Альбом из 9 цветных литографий Макса Пехштейна «Portfolio Boettcher - Mappe». 1947-1948 гг.
Голова Бахуса (Bacchuskopf). 1948 г. Цветная литография.
Далекий рай (Девушка в южных морях в тропическом пейзаже). 1948 г.
Цветная литография.
Подсолнухи (Sonnenblumen). 1948 г. Холст, масло. 75x57 см. Картина продана
на аукционе Ketterer Kunst в Мюнхене, 2013 г. за € 170,800 / $ 196.419.
Макс Пехштейн в своей студии. Фотография 1946 г.
В 1949 г. Пехштейн проводит отпуск в своей летней резиденция в Юклецице / Узедом. Вновь встречается с Карлом Шмидтом-Роттлуффом и они вспоминают свою молодость.
До конца своей жизни Пехштейн ностальгически вспоминал о своей «райской жизни» в Палау. После всех военных разрушений и нищеты, он выражает свою надежду и память яркими, сияющими красками. В последние годы Пехштейн восстанавливает некоторые из своих утраченных работ во время нацистской диффамации и войны. Он не ищет подлинности, а интерпретирует и сочетает экзотические элементы. В 1950 г. режиссер Ханс Кюрлис снял документальный фильм по случаю 70-летия художника. В 1951 г. в Академии прикладного искусства в связи с юбилеем Пехштейну присвоили почетное звание Сенатора (Senator of honour).
Лодка на восходе солнца (Boat at Sunrise). 1950 г. Холст, масло.
Городская галерея Морицбург, Халле, Германия.
Три папуаски из Палау после купания (Drei Palauerinnen nach dem Bad). 1949 г. Картон, масло. 232х189 см. (!)
Художественная галерея Цвиккау - Музей Макса Пехштейна, Германия.
Вечер в Палау (Abend auf Palau). 1950 г. Холст, масло. 80х100 см. Частное собрание.
Женский дом в Палау. 1950 г. Холст, масло. 85х70 см.
На берегу ручья (Am Bachufer). 1950 г. Холст, масло.
Картина «На берегу ручья» была создана в студии художника в Берлине
через 36 лет после поездки Пехштейна в Палау.
В 1952 году Макс Пехштейн одним из первых был награжден «Большим командорским крестом» (Großes Verdienstkreuz) за заслуги перед Федеративной Республикой Германии, учрежденным в 1951 г. Летний отдых проводит на Балтийском побережье Германии в Штранде близ Бухты Киллера (Ostsee Strande near Kieler Bucht), недалеко от своего любимого Лабе. Летом следующего 1953 г. Пехштейн, несмотря на возраст, уезжает в поисках натуры на остров Амрум в Северном море.
В 1953 г. разразился небывалый скандал по случаю участия Пехштейна в предстоящей выставке. Оказалось, что Макс Пехштейн и Карл Хофер были всего лишь «умеренными экспрессионистами» и их работы отклонил выставочный комитет. Пехштейн хотел подать в суд на жюри Германского союза художников и организаторов третьей национальной выставки в Гамбурге из-за преобладания картин художников абстрактного экспрессионизма. Карл Хофер от этих передряг скоропостижно скончался 3 апреля 1955 г. Ненадолго его пережил и Пехштейн, умерший в июне того же года. В отличие от других современных художников, например от Эмиля Нольде, для Пехштейна всё еще важнее была форма, а не цвет, который бы доминировал над композицией. Его картины считались слишком упрощенными. Один из величайших искусствоведов того времени Уилл Громан обвинил Пехштейна в нарциссизме и предложил ему сесть в автобус и уехать в Италию. Получилось так, что те, кто организовывал репрессии и во многих случаях разрушал современное искусство при нацистах (Пехштейн потерял добрую половина своего художественного наследия, отчасти из-за нацистских преследований и лишь частично из-за бомбардировок). И Пехштейн зашел так далеко, что стал требовать создания специальных немецких судов для разбирательства в этом. Это закончилось тем, что в 1954 г. Максу Пехштейну присуждают Художественную премию города Берлина. В настоящее время она исчисляется в размере от 15.000 до 5.000 евро в зависимости от категории.
Подсолнухи (А-ля Ван Гог). 1950-е гг.
Вечер в гавани Лебы (Abend im Hafen von Leba). 1951 г. Холст, масло.
Художественная галерея Цвиккау - Музей Макса Пехштейна, Германия.
Тающий снег (Melting Snow). 1952 г. Холст, масло. 70x90 см. Картина продана
на аукционе Ketterer Kunst в Мюнхене за € 537.500 / $ 618.125.
Рыбацкая гавань на острове Фемарн (Fischerhafen auf Fehmarn). 1953 г. Холст, масло 70,5x80,5 см.
Картина продана на аукционе Ketterer Kunst в Мюнхене, 2011 г. за € 65.880 / $ 75.762.
Катера на спуске с причала (Kutter auf der Slip). 1954 г.
На Штранде у Балтийского моря (Am Ostseestrand). 1954 г. Холст, масло. 75x60 см.
Картина продана на аукционе Ketterer Kunst в Мюнхене, 2018 г. за € 137.500 / $ 158.125.
На Штранде у Балтийского моря. 1954 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Городской музей Шлезвига, Германия.
Макс Пехштейн (1881-1955) в своей студии в Западном Берлине.
Фотография последних лет.
Герман Макс Пехштейн умер 29 июня 1955 года в Западном Берлине и похоронен
на берлинском кладбище Шмаргендорф.
Макс Пехштейн автор 850 картин маслом, 390 литографий, 290 гравюр на дереве и 170 офортов. Произведения художника представлены в музеях Германии (Берлин, Гамбург, Дуйсбург, Дюссельдорф, Карлсруэ, Кёльн, Мюнхен, Саарбрюккен, Халле, Шлезвиг, Эссен и др.), а также в Национальном музее современного искусства - Центре Жоржа Помпиду в Париже - и в Институте искусств Детройта в США.
На родине Макса Пехштейна в Цвиккау в 2014 г. в Городской художественной галерее открыт музей его имени, который так и называется Kunstsammlungen Zwickau – Max Pechstein Museum.
Художественная галерея Цвиккау - Музей Макса Пехштейна. Цвиккау, Германия. Фото 2015 г.
Граффити с портретом Макса Пехштейна и постером музея в Цвиккау используются
для рекламы электрической компании VEB.
Памятная скамейка Макса Пехштейна в Лебе, Польша.
Мемориальная доска на памятной скамейке Макса Пехштейна в Лебе, Польша,
где он писал картины с 1921 по 1945 гг.
ИСТОЧНИКИ:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пехштейн,_Макс
2. http://expressionists.ru/maks-pexshtejn/
3. https://web.archive.org/web/20140104213000/http://www.pechstein.de/english/pechstein_chronology.html
4. https://www.invaluable.com/catalog/searchLots.cfm?hid=0&subref=&lotcategoryid
5. https://www.moma.org/s/ge/collection_ge/objbyartist/objbyartist_artid-4533_tech-5_role-1.html
http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/933876
6. Немецкие экспрессионисты. Каталог выставки из музеев ФРГ. Издательство Министерство культуры СССР,
Москва, 1981 г. - 64 стр., илл.
7. Лионель Ришар. Энциклопедия экспрессионизма. Пер. с франц. Москва,
Издательство «Республика», 2003 г. - 432 стр., илл.