Булат Окуджава (1924 – 1997) - поэт, прозаик и композитор, участник Великой Отечественной войны.
Интонационно негромкие, но пронзительные стихи Булата Окуджавы заняли особое место в русской литературе. Интеллигентность, порядочность, обнажённость души Булата Окуджавы отразились в строках и песнях замечательного поэта.
В поношенном костюмчике легко
идти за правдой неприметно,
лететь на крыльях облаков,
любить растерянно и беззаветно.
В поношенном костюмчике ты свой,
и все причуды, хлопоты, забавы
читают вслух наперебой
тобою прожитые главы.
В поношенном костюмчике живёт
ковчег завета, сердца остров.
Он есть, он нас, как в детстве, ждёт,
там так наивно всё и просто.
В поношенном костюмчике судьбы
твоя звезда не догорает.
Иди! Всего лишь час ходьбы,
а там рукой подать до рая.
Булат Окуджава – фигура настолько популярная в отечественной культуре второй половины ХХ века, так прочно вошедшая и в золотой запас русской лирики и в повседневную жизнь советских людей, что трудно назвать момент, когда его лирика из гонимой интеллигентской фронды взвилась на уровень общенародного гимна.
Может быть, в тот миг, когда огромный зал встал, услышав слова знакомой песни: «Вы слышите, грохочет барабан, солдат, прощайся с ней, прощайся с ней, уходит взвод в туман, туман, туман, и прошлое ясней, ясней, ясней…».
От войны войны не ищут.
У войны слепой расчёт:
там чужие пули рыщут,
там родная кровь течёт.
Пулька в золотой сорочке
со свинцовым животом...
Нет на свете злей примочки,
да кого спросить о том?
Всем даруется победа,
не взаправду – так в душе.
Каждый смотрит на соседа,
а соседа нет уже.
Нас ведь создал Бог для счастья
каждого в своём краю.
Отчего ж глухие страсти
злобно сводят нас в бою?
Вот и прерван век недолгий,
и летят со всех сторон
письма, словно треуголки
Бонапартовских времён.
«До Булата Окуджавы усилиями нашего официального искусства частная жизнь человека рассматривалась как нечто мелкое и даже несколько постыдное. И вдруг пришел человек, который своими песнями доказал, что всё, о чем наши люди говорят на кухнях, в узком кругу или думают во время ночной бессонницы, и есть самое главное».
Фазиль Искандер
Искандер, вспоминая о Булате Шалвовиче, говорил о его «деликатной гордости». «Несовременен и щепетилен», - писал об Окуджаве Анатолий Приставкин. И эти качества чувствовались. Раскрывая в прозе историю своей семьи, с расстрелянным отцом, репрессированной матерью, со своей военной судьбой, начавшейся в 1942 году (ему было 17, и он ушел добровольцем), он не собирался разбивать глыбу своей памяти, своей прозы, своих чувств на камешки удобных устных рассказов.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
А может, это школьник меня нарисовал:
я ручками размахиваю, я ножками стучу,
и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
А может, просто вечером в кино я побывал?
И не хватал оружия, чужую жизнь круша,
и руки мои чистые, и праведна душа.
Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть, подстреленный, давно живу в раю,
и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам...
А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.