• Авторизация


Федор ШАЛЯПИН 10-02-2011 06:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ Оригинальное сообщение

Федор ШАЛЯПИН и что такое вершины вокального искусства * ESSAY&FILM -=- Muzeum Rondizm -=-

 

Федор Иванович Шаляпин

 


Ирина Бебнева 

 

Если спросить меня, был ли такой человек, который оказал на мое отношение к искусству наибольшее влияние, то я отвечу, не задумываясь: "И был, и есть". При всей моей любви к джазу, русскому року и органной музыке, есть лишь один человек, загадка которого меня до сих пор занимает: это Федор Иванович Шаляпин. Почему загадка? Да потому, что мальчишка, выросший в самых, казалось бы, не подходящих для искусства условиях, оказался не только обладателем уникального голоса с тембром, который волнует до сих пор, но и актером потрясающим, и человеком. Личностью, одним словом. 

... [показать]




 

(фрагмент продолжение ниже Ю.К.)

 

.
 
что такое вершины вокального искусства
==================================================
 
 
 
Шаляпин ... Собинов ... Вертинский... Окуджава
 
- вершины вокального мирового искусства
 
 
Вертинского и Окуджаву оставим в покое
 
это еще и поэты
 
а Шаляпин и Собинов - исполнители
 
и это значит что они реанимировали массу
 
произведений  мирового репертуара
 
 
это две разные вершины человеческого духа
 
 
Вертинский и Окуджава - в силу своего поэтического мастерства
 
и своего особого проникновенного пения
 
проникали в глубочайшие дебри человеческой души
 
и в дебри общественных важных вопросов
 
освещая тьму своей прозорливостью
 
 
но кто оживит все остальное мировое искусство?
 
кто вдохнет жизнь в произведения других авторов
которые сами не исполняли и жили  давно в отдаленном прошлом?…
 
 
Шаляпин и Собинов оживляли мировые шедевры
 
оперного искусства и по глубине проникновения
 
- они ни имеют соперников ни в прошлом ни в настоящем
 
и тоже давали свет сияющий истины и красоты
 
 
ошибочно говорить о красоте и силе голоса
 
или диапазоне нот - это технические характеристики
 
которые никак не касаются искусства в его содержательности
 
 
это все равно что сравнивать стиральную машину с певцом
 
технические характеристики не имеют никакого отношения
 
к искусству - как не имеет никого отношения к любви размер глаз
 
или форма глаз или размер и формы носов ... рук... ног и т.д.
 
и в любви и в искусстве основное - содержательность человека
 
которая нас очаровывает и вызывает любовь
 
 
к сожалению мы имеем дело с консерваторскими выпускниками
 
и о содержании искусства говорить как правило не приходится
 
а приходится говорить лишь о тембрах и диапазоне
- т.е. о технической стороне поскольку всякое обучение есть
затаптывание содержания за счет тренировки и натаскивания
внешне имитировать искусство пения
 
 
в свое время у Шаляпина конечно было множество
 
конфликтов с людьми не вникающих в содержание искусства
 
и следящими только за формальной стороной
 
не раз Шаляпин останавливал оркестр и дирижера и требовал паузы
 
в ответ дирижер ему указывал на отсутствие ее в нотах
 
а Шаляпин тщетно взывал к пониманию сути содержания произведения
 
но настаивал всегда на своем т.к. это было принципиально
 
 
но имитаторы искусства не любят вникать в то
 
в чем они ничего не понимают
 
 
Шаляпин описывает в своей книге о себе эти конфликты
 
и говорит там же что были голоса гораздо мощнее его
 
но он всегда побеждал именно художественной стороной
 
т.к. глубинное проникновение и придает мощи
 
ожившему произведению во всей своей живой прелести
 
 
Шаляпин описывает в своей книге как однажды поспорил
 
с ним бас Петров (кажется) что перепоет его сегодня
 
и действительно взял какую-то выразительную ноту мощно
 
а Шаляпин ему ответил репликой шепотом – чего еще никогда
 
не было и что художественно имело оправдание хотя и было
 
к тому же и новаторством и импровизацией попадающей глубоко
 
в ткань произведения и образа
 
 
или возьму для примера уникальности Шаляпина еще одно имя
 
- казалось бы например имя Карузо можно было бы
 
противопоставить Шаляпину - мощностью и темпераментом
 
страстностью и силой и живостью тембров
 
 
да все это так - но эта мощь интересна только сама по себе
 
оно мало вплетается в ткань самого произведения
 
которое исполняет Карузо
 
 
да он не учился в Консерватории и живость и уникальность
 
его  - не уничтожена и животрепещет
 
но этого все-таки мало для искусства великого
 
еще и нужно проникновение в произведение
 
а у Карузо не произведение на первом месте
 
а страсть и темперамент исполнителя - что и однообразно
 
и не глубоко по проникновению в суть искусства
 
 
и именно по этому основному признаку великого искусства
 
Шаляпин и не имеет себе равных ни в прошлом ни в настоящем
 
 
то что он делал всегда удивительно музыкально и тонко и глубоко
 
проникает в человеческую душу и потрясает ее до основания
 
 
 
 
    ==========

продолжение


Когда слышишь его "Эй, ухнем!", то сразу вспоминаешь о загадке русской души, широкой и глубокой одновременно.


Фёдор Иванович Шаляпин
________________________________________
Использованы материалы сайта :

http://www.bibliotekar.ru/shalyapin/

 

 

 

 

 

Биография Шаляпина

 

 

 

Фёдор Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в городе Казани на Рыбнорядской  улице, в семье вятского крестьянина.

 

Федора рано отдали учиться ремеслу у сапожника, а затем у токаря. Вскоре, семье Шаляпиных удалось устроить Федю в городское четырехклассное училище, которое он окончил с похвальной грамотой.

 

 

 

Совсем юным он нанимается в увеселительный хор Серебрякова, где происходит его встреча с Максимом Горьким. Горького в хор на тот момент приняли, а Шаляпина нет. Не познакомившись друг с другом, они расстаются. Однако, позднее в Нижнем Новгороде в 1900 году они подружатся на всю жизнь.

 

 

 

В 1883 году он в первый раз попал в театр. В тот знаменательный день давали «Русскую свадьбу» П. П. Сухонина. В последствие, посещение театра решило судьбу Федора Ивановича Шаляпина. Он стремился попасть едва ли не на каждый спектакль.

 

 

 

В 80-е годы XIX века на сцене казанского театра играли великолепные мастера. Газеты восхищались игрой Андреева-Бурлака, Писарева, Свободиной-Барышевой, Иванова-Казельского и других. И совсем не удивительно, что десятилетний мальчик всерьез увлекся театром.

 

 

 

В 1886 году появилась в городе оперная труппа Медведева. Большое впечатление произвела на юного Шаляпина опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».

 

 

 

Федор Шаляпин сделал свой выбор - он предпочел быть артистом. Отец отправил сына в Арское училище, обучаться на столяра. Но вскоре заболела его мать, и для ухода за ней Федор вернулся в Казань. На казанской сцене состоялись дебюты Федора Ивановича Шаляпина как артиста и певца. Сначала он работал в театре статистом, а в 1889 году впервые спел сольную партию в любительской постановке «Пиковой дамы».

 

 

 

Большинство партий впервые он исполнил на сцене Московской частной русской оперы, пел в Большом и Мариинском театрах.

 

Среди лучших партий Шаляпина — Мефистофель («Фауст» Шарля Гуно и «Мефистофель» Арриго Бойто). Также сюда можно отнести Бориса («Борис Годунов» композитора Модеста Петровича Мусоргского). Мельник («Русалка» Александра Сергеевича Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Сусанин («Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки) тоже являются удачными партиями Шаляпина.

 

 

Федор Шаляпин умер 12 апреля 1938 года.






В его репертуар входило до 400 песен, романсов и других жанров камерно-вокальной музыки. В число шедевров вошли: «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Роберта Шумана, «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Двойник» Ф. Шуберта. А также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень».

Творческий путь Федора Шаляпина глубоко народен, так как истоки его – это сама русская песня.




 

Шаляпин Федор Иванович (1873, Казань - 1938, Париж) - оперный и концертный певец, бас. Род. в бедной семье писаря. Отданный "в люди" к сапожнику, потом к скорняку, ремеслу так и не выучился. Регент церковного хора заметил природную музыкальную одаренность Шаляпина и научил его петь по нотам. Все систематическое образование Шаляпин - несколько классов гор. уч-ща, к-рое он окончил с похвальным листом. Служил писцом, работал грузчиком, хористом, бродяжничал. В 1894 был принят в труппу Мариинского театра. С 1896 Шаляпин перешел в частную оперу С. И. Мамонтова, где познакомился с артистическо-художественной элитой России и приобрел славу ярко созданными образами Мефистофеля, Ивана Грозного и др., выдающимися вокальными данными. В 1899 перешел в Большой театр. Участвовал в спектаклях "Русских сезонов" С.П. Дягилева. Обладая широкими дарованиями, Шаляпин занимался режиссурой оперных спектаклей, снимался в кино, был художником и скульптором. После окт. 1917 выступал с концертами, пытаясь продолжить работу. В 1918 ему было присвоено звание народного артиста Республики, но невозможность нормально жить и работать при новом режиме (см. его воспоминания, написанные в Париже, "Маска и душа". М., 1989) заставила его остаться за границей, куда он выехал на гастроли в 1922. Шаляпин пожертвовал в 1927 деньги русскому священнику в Париже на помощь голодающим детям эмигрантов, что было представлено на родине как денежная помощь "белогвардейцам на борьбу с Советской властью". В 1928 Советское правительство лишило Шаляпина звания народного артиста (постановление отменено Советом Министров РСФСР 10 июня 1991 "как необоснованное") и запретило ему въезд в СССР. В 1984 прах Шаляпин был привезен из Парижа и перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
________________________________________

ШАЛЯПИН, ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1873–1938), русский певец (бас-баритон). Родился 13 февраля 1873 в Казани. В юности Шаляпин брался за любую работу. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского Борис Годунов; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх Фауст Гуно, Садко Римского-Корсакова, Мефистофель Бойто, Дон Кихот Массне и Жизнь за царя Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня Эй, ухнем и Песня о блохе Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.



 



 

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Федор ШАЛЯПИН | arabika10 - Давайте говорить друг другу... | Лента друзей arabika10 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»