Без заголовка
21-06-2010 23:52
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Перед защитой я для себя составил список часто задаваемых вопросов. В воскресенье я проговорился о нем руководителю, и он с меня потребовал напечатанный вариант. Получившаяся писанинка меня дико порадовала, поэтому засуну пожалуй я её сюда. И себе на память, и может кому-нибудь пригодится к защите диплома - мы все рано или поздно там будем ))
Текста дофига.
ЧАВО государственной комиссии или мастер-класс по защите диплома.
Изначально этот текст задумывался как простой перечень вопросов, которые чаще всего задают на защите диплома. Его я составлял для себя перед своей защитой. Но в процессе оформления внезапно появились комментарии и рекомендации, которые никак не захотели уходить. Так и получилось это сочинение, которое, как я думаю, обязательно для прочтения каждым студентом, собирающимся защищать диплом.
Здесь собраны наиболее часто задаваемые комиссией вопросы, причины, по которым эти вопросы могут возникнуть, а так же возможные варианты ответов на эти вопросы. Приведенные здесь примеры справедливы для любого вида обучения и любой специальности. Но я не даю четких правил и фразы из этой работы на защите лучше не повторять, все зависит только от вас самих и вашего диплома. И я надеюсь, что данный текст поможет защититься не только от нападок коварной государственной комиссии.
Наверное, стоит сказать, что еще до подготовки к защите у вас должна быть дипломная работа, оформленная по всем правилам и хотябы пару раз вами прочитанная.
Для начала нужно сказать, что защита обязательно должна быть построена следующим образом:
1. Приветствие, представление, название темы. Даже если их уже озвучили до студента – все равно это обязательная часть любого выступления, и если сразу перейти к следуюшему и опустить эти детали, это будет выглядеть невежливо по отношению к комиссии и слушателям.
2. Введение. Пара слов об актуальности работы и её практическом значении. Если тема сложная – можно пояснить, о чем именно диплом и к каким наукам относится.
3. Цель работы, необходимые для достижения этой цели задачи. Так же можно озвучить предмет и объект работы.
4. Структура диплома. Не нужно пересказывать то, что студент списал из учебников и интернетов – описание диплома должно выглядеть так:
« В данной дипломной работе две главы. Первая глава такая-то и содержит то-то, например этимологию или исторические аспекты. Вторая глава – это всегда практическая часть, туда входят проведенные исследования (самостоятельно! если исследование – вторичная информация – это уже теория) и результаты действий студента – собственными руками разработанные мысли, проекты, расчеты и всяческие фишки, в зависимости от темы дипломной работы.»
Сюда же стоит включить примеры.
В процессе описания проведенной работы можно ссылаться на пункты из списка литературы и/или на приложения. Отдельно зачитывать их смысла не имеет, но если ссылка будет – это пойдет в + к оценке студента.
5. Заключение. Оно ни в коем случае не должно полностью состоять из водички или эпатажных выпадов. Здесь все зависит от темы диплома: если исследование – его результаты, если практическое изготовление чего-либо – обоснование полезности предмета, и т.д.
6. Выводы. В процессе работы мы пришли к следующим выводам – и обязательно их назвать. Даже если тема звучит как «Использование булочек» - студент непременно должен озвучить свои выводы – что булочки вкусные, легки в употреблении и чаще всего используются по такой-то технологии.
Отдельно стоит сказать о проблемах, упомянутых в дипломе. Для начала самое важное – если студент решения проблемы не нашел – значит лучше о проблеме не говорить. Незачем показывать комиссии свои слабые места. Все сказанное студентом должно подчиняться четкой логике и быть обосновано и хорошо студенту известно.
Где именно говорить о проблемах – зависит от темы дипломной работы. Если она звучит как «Проблемы использования зеленых кирпичей» - проблемы называем, озвучивая цель работы. Если тема, например, «История создания ватных палочек» - проблемы пойдут скорее всего в практической части работы. Но быть проблемы должны, хорошего диплома без проблем не бывает.
Именно из этой схемы возникают основные вопросы, задаваемые студентам. Каждый защищающийся должен помнить – все, сказанное им может, и обязательно будет, использовано против него.
1. Какова цель вашей дипломной работы? Какие задачи необходимо для этого решить?
Это значит, что комиссия заметила, что вы их не назвали. Как ответить: никак. Если заранее не назвали – значит, вы их не знаете. Только если на ходу что-нибудь придумать, главное – правдоподобно.
2. Какова структура вашей дипломной работы?
Это значит, что вместо внятной защиты вы читали бурду, состоящую из исторической справки и определений, которые комиссия и без вас прекрасно знает и слышит сотый раз за сегодня. Как ответить: вспомнить, сколько глав в дипломе и чем они между собой различаются.
3. Вы сами проводили исследование, или кто-то другой?
Это значит, что в вашей речи прозвучало слово «исследование». Как ответить: если у вас есть исследование – обязательно правильно его оформите и выучите наизусть кто, как и где его проводил. Если не получится доказать, что числа вы не из головы выдумали – исследование не считается.
4. Какое место вы занимаете в этой компании?
Это значит, что вы произнесли название какого-либо учреждения. Если ваш диплом называется «Проблемы экономического роста фирмы «Ромашка», то будте готовы к тому, что вас спросят, кто именно вы для этого экономического роста. Если вы просто моете в этой «Ромашке» полы – лучше эту фирму для диплома не брать, только если специальность – «Технология мытья полов». Как ответить: обязательно указать, что вы внесли огромный вклад в работу компании. Если нет – насочиняйте, все равно никто не проверит, а фразы типа «Я принимал активное участие в таком-то проекте» или «Я оказал активную помощь» - все равно оценить реально нельзя.
5. Расскажите подробнее о главе 1(2,3 и т.п.).
Это значит, что у комиссии на столе лежит раздаточный материал, где обязательно должна быть структура работы, они её видят, а вы недостаточно уделили внимания какой-либо главе. Всмысле, вообще про неё забыли. Как ответить: напрягаемся и вспоминаем, что же именно вы там понаписали. Ответ должен быть достаточно односложным – не надо пересказывать всю главу или зачитывать её прямо с диплома – необходимо просто указать направленность: «В этой главе у меня прогноз развития производства зубных щеток», а затем – связь главы с остальным дипломом «она построена на основе рассмотрения истории производста зубных щеток во всем мире и дает возможность сделать общие выводы по дипломной работе».
6. И какие же выводы были сделаны в процессе написания диплома?
Это значит, что вы не назвали выводы. Как ответить: если не назвали – быстро называем. Если выводы отсутствуют в работе как вид – это намного хуже. Как правило это случается, когда диплом вам пишут на заказ. Тогда необходимо сказать фразу «В процессе написания работы я овладел следующими навыками (придумываем навыки, совместимые с темой) и постарался на их основе создать данную дипломную работу, как плод моих знаний и умений». Другими словами – «Я не знаю ничего, кроме этого диплома, оценивайте его, пожалуйста». Это немного спасет ситуацию, но уже поздно – чистосердечное признание вы уже сделали, готовьтесь к снижению оценки.
7. Скажите, пожалуйста, в вашем списке литературы под номером таким-то идет такой-то автор. Что именно вы взяли оттуда?
Это значит, что тема вашего диплома звучит как «Вычисление среднего постоянного количества птичек на дереве», а в списке литературы комиссия увидела книгу «История молококомбината №82». Или, что реальнее – тема содержит слова типа «современный» или в актуальности работы указаны последние 10 лет, а в списке у вас Советская экнциклопедия и экономический словарь 1933 года. Как ответить: открываем список литературы и просматриваем все книжки. Желательно знать, что вы там понаписали. Очень хорошо, если в библиографии будут фамилии преподавателей кафедры, но нужно хотя бы представлять себе, зачем та или иная книга или методичка может вам понадобится. При ответе не стоит дословно зачитывать выдержки из книг, скопированные в диплом. Просто обозначте ценность материала для вашей работы: «Эта книга не связана напрямую с темой моего диплома, однако она очень повлияла на мое мировоззрение и дала толчек к исследованиям в данной области». Или в случае с Советской энциклопедией: «Сведения того времени мне понадобились для правильного представления картины развития явления, описываемого в дипломной работе».
8. Какое место в вашей работе занимает (название вашей специальности)?
Это значит, что название вашей специальности не фигурирует в теме дипломной работы. Как отвечать: Надо понимать, что если вы учитесь на специальности «менеджмент» - то слово «менеджмент» обязательно должно прозвучать в теме, или, раз на то пошло, хотя бы в тексте, но раз двести. Раз вы учитесь на менеджера – зачем вам диплом по астрофизике, а если вы при этом еще и студент Тимирязевской академии – будте любезны еще и сельское хозяйство упомянуть. Обязательно сделайте акцент на связи вашего диплома с вашей специальностью, иначе вся ваша работа попросту перестанет иметь смысл. Если вас все-таки приперли к стенке – доказывайте эту связь, пока кровь из носа не польется. Настоящий специалист должен уметь связать астрофизику с менеджментом в условиях аграрной экономики.
Обязательно помните - стоит совершить ошибку – и будте готовы к тому, что комиссия это заметит и укажет вам на неё. Здесь главное ожидать подвоха и не расстраиваться сразу. Если комиссия не задаст вам вопрос – она просто продемонстрирует свою некомпетентность.
Итак, вы подготовились на славу и предусмотрели все вопросы из первого списка. Тогда готовтесь к самому страшному – второму типу вопросов. Бойтесь и дрожите, так как этот тип намного сложнее первого и требует от студента реального знания материала и хорошей смекалки. И в то же время это хороший знак – значит, ваша защита отвечает всем требованиям и грубых тупых ошибок на защите вы не совершили.
1. По какому принципу вы классифицировали/разделили понятия в вашей работе?
Это значит, что в вашей работе присутствует какая-то схема или таблица, где приводится классификация. Не важно, сами ли вы её придумали, списали откуда-то или вам это нацарапал добрый создатель покупного диплома – она есть. И еще это значит, что в ней отсутствует логика. Как ответить: если вы не знаете, как объяснить мотивацию своего поступка – лучше его не совершать. Другими словами – если можно избежать классификации, то избегайте, просто не озвучивайте её вообще. Если она необходима для данной работы – стойте на своем и доказывайте эту необходимость до последнего. Но для этого вы сами должны хорошо её осознавать.
2. Почему вы привели этот пример? Почему вы отнесли его к данной теме?
Это значит, что ваша тема «Скорость укорочения рулона туалетной бумаги в процессе использования», а на примере вы рассматриваете какого-нибудь Бекхема с рулоном обоев. Как ответить: для начала, тщательно выбирать примеры, которые вы вынесете на защиту. Они должны быть как можно более простыми для понимания, самыми наглядными, с долей юмора и главное – обоснованными. Не стоит приводить пример только потому, что вам самим он кажется самым дурацким, посоветуйтесь с научным руководителем или покажите пример несведущим в данной области друзьям. Если они поймут, значит пример хороший. Если комиссии все-таки не понравилось – либо доказывайте право примера на существование (Бекхем настолько суров, что вместо туалетной бумаги использует обои, но тут нужно учитывать разницу в плотности материала и длину рулона), либо извинитесь и приведите другой пример – лучше изначально подготовить несколько.
3. Вы привели такой-то пример, а что будет, если рассмотреть что-то другое?
Это значит, что ваш пример либо заинтересовал комиссию, либо чем-то смутил. Но это скорее хорошо, чем плохо. Как ответить: если вы пишите диплом по математике – просто меняем цифры в примере и считаем на ходу. Тоже самое можно сделать на экономических, технических специальностях, главное – прихватить с собой калькулятор. С гуманитарными – тоже самое, но немного по-другому. Нужно хорошо понимать, как именно был построен тот или иной пример, и подготовить для себя алгоритм. Например, всем известно, что при описании исторического события существует план – причины, поводы и т.д. Такую же схему можно построить для любого другого описания, главное – самим понимать, на чем тот или иной пример основан. И возьмите с собой на защиту все данные, которые не можете держать в голове. А про подготовку нескольких примеров я уже говорил.
4. Какие рекомендации вы даете в дипломной работе?
Это значит, что вы, скорее всего, не указали практическое применение своих исследований. Как ответить: если дипломная работа рекомендации содержит – то заранее готовим на отдельном листочке их список. Но бывает и такое, когда дипломная работа не может содержать рекомендаций практического характера – например, она построена как теоритическое исследование, или она затрагивает сферу, в которой невозможно дать четкий алгоритм действий для каждой отдельной вероятной ситуации. Другими словами – как делать, каждый должен решать сам, основываясь на своих знаниях. Если это так – так и отвечайте комиссии, в этом ничего страшного нет.
Если и эти вопросы вы предусмотрели – бойтесь еще больше, ибо тогда вам зададут другие. Можно, конечно, попробовать проделать гадость – нарочно не сказать что-то из основной информации, а потом ответить на заранее известный вопрос. Так и волки будут сыты, и овцы целы – комиссия вопрос задаст, вы ответите и все будут довольны. Но многое зависит от людей в комиссии – ваш выкрутас могут принять за незнание и снизить оценку. Пожар легче предотвратить, чем потушить, так что лучше заранее написать план защиты, а потом самому задать себе вопросы из этих списков и включить ответы на них в защиту. В таком случае вы можете быть уверены, что ваша защита имеет право называться защитой, и не стоит бояться других вопросов – самое страшное вы уже успешно пережили.
Два слова о презентации.
Я точно не знаю, готовят ли на технических специальностях презентации к защите диплома, но я думаю, что наглядный материал в любом случае будет иметь следующий вид:
- должна быть еще раз обозначена тема дипломной работы.
- структура дипломной работы
- цели и задачи
- примеры, вычисления, исследования.
- выводы.
В общем, представте себе, что вы готовитесь защищать диплом перед групой полуглухих детсадовцев. Читать еще толком не умеют, а вас могут и не услышать. Чем понятнее будут главные мысли выражены – тем лучше. А еще лучше – по максимуму убрать из презентации текст и показать как можно больше изображений, таблиц, схем. Контакт глаз члена комиссии со слайдом будет всего несколько секунд – никто не будет читать то, что вы сами только что озвучили, особенно, если это все мелким шрифтом на десять страниц. Текст защиты и содержание презентации должны стремиться к одной цели, выполнять один и те же задачи, но иметь предельно разное, хоть и соответствующее содержание. Другими словами, вы создаете иллюстрацию к своим словам, а не субтитры к ним.
Говорить о презентации я начал потому, что эта часть работы тоже может вызвать вопросы у комиссии. Давайте их рассмотрим:
1. Вот вы говорили о том-то, а на презентации почему-то было то-то, какая здесь связь?
Это значит, что на слайде скорее всего у вас поселился образ-вампир. Этот термин ввел Кара-Мурза и обозначает он образ, переключающий на себя внимание с основного объекта. То есть вы читате про решения уравнений Эйнштейна, на слайде у вас уравнение, а сбоку вы для красоты бабочку нарисовали. Комиссия, естественно, увидела бабочку и все время смотрела на неё. В итоге возникло непонимание, при чем же тут бабочка. Как ответить: не переусердствовать с украшательством. Помните, что если на одной картинке скучное уравнение и голая женщина – все увидят и запомнят голую женщину. Если голая женщина для диплома не важна – убирайте. Если уже поздно – попросите вернуть слайд обратно и подержать его подольше, что бы комиссия и на уравнение успела полюбоваться.
2. А почему у вас такая короткая презентация?
Это значит, что либо где-то посередине показа техника отказалась вам служить, либо вы сами забыли переключать слайды. Как ответить: для начала – тщательно проверить, как работает презентация, стоит даже прихватить с собой запасную. Так же неплохо бы план вашей речи написать соответственно слайдам. Если на листе будет крупно написан номер слайда и его титул – вы точно не запутаетесь. Если такое все-таки произошло – извинитесь и мужественно терпите угрызения совести и праведный гнев комиссии. Спасти вас уже не получится.
Если вас остановил милиционер.
На защите милиционер вас врядли остановит, а вот комиссия – вполне. Это может произойти по множеству причин, и основные из них я тоже хотел бы рассмотреть. Осведомлен – значит вооружен, и если правильно понять, чего от вас хочет комиссия, то уменьшается вероятность того, что вы растеряетесь и начнете нести чушь.
1. Слишком долго.
Необходимо знать, какое точно время отводится под защиту. Как правило это 5-7 минут. Возможно, перед вами сто человек читали свои речи по 20 минут и их не остановили – это не значит, что не остановят вас. Надо понимать, что комиссия – тоже люди и они хотят домой, а не слушать заунывное чтиво студентов. Как ответить: по возможности, не затягивать. Нормальная защита вполне проходит за 5 минут, даже если не спешить. Но если тема сложная и вы ни никак не укладываетесь – сделайте её как можно более интересной, включите отходные моменты, над которыми можно посмеяться. Как говорится, в хорошей компании время летит незаметно.
Если вас все-таки остановили, а вы сами знаете, что ваш диплом – величайшее занудство – переходите к следующей главе, лучше сразу к заключению и выводам.
2. Мы итак все знаем.
Это значит, что ваша защита мало того, что долгая, так еще и не защита вовсе. Это в порядке вещей – выписать на листок выдержки из диплома и заунывно их читать. Но когда на протяжении нескольких часов студенты читают одни и те же определения, которые читали на протяжении нескольких лет – комиссия не выдерживает. Как ответить: переходите к практической части – к примерам, таблицам и исследованиям. Если в вашей работе достаточно такого материала – это ваш шанс выплыть. Если же кроме определений и исторической справки у вас ничего нет – это не диплом, а реферат, можете готовить веревку и мыло.
3. Расскажите об этом подробнее.
Это значит, что вам либо повезло, и ваша работа действительно интересна, либо комиссия решила удостовериться в ваших знаниях по теме. Как ответить: если можем – рассказываем подробнее. Если не можем – все равно рассказываем, деваться некуда. Есть еще способ, проверенный поколениями – просто повторям то, что уже сказали, но другими словами. Результат зависит от вредности комиссии.
4. Мы только что это слышали.
Это значит – о ужас – что до вас кто-то защищал диплом на похожую тему. Часто бывает, что другой студент готовит тот же материал, что и вы, а раскрывать карты сразу не всем хочется. Как отвечать: ваша задача – при защите обозначить именно уникальность вашей работы. Даже если весь курс пишет на одну тему – ищите именно свое. На защиту вынесите те моменты, которые вам понравились и которые имеют для вас особое значение. Я сам такую неприятность пережил, о похожем дипломе узнал только на предзащите, так мы еще и сразу вместе по списку шли. Пришлось переписывать план защиты, но лучше лишний раз постараться и сделать свою речь оригинальной, чем потом рвать волосы из-за несправедливого обвинения в плагиате.
В заключении еще хотелось бы сказать, что лучше речь защиты выучить наизусть, это даст вам дополнительный + в глазах комиссии. Перед собой положить план с номерами слайдов и основными моментами, туда же добавить определения и информацию, трудную для запоминания. Это даст вам большую свободу и возможность думать над тем, что вы произносите, а не читать с листа, усыпляя комиссию и самому не соображая, что вы читаете. распечатать лист стоит крупным шрифтом, что бы можно было подглядывать в него, а не утыкать лицо в бумажку.
Если вы все сделаете именно так, можете гордиться собой – вы выступаете лучше многих политических деятелей и даже большинства телеведущих.
Надо понимать, что защита диплома – это возможность как вытянуть плохой диплом, так и испортить хороший. Постарайтесь показать сильные стороны диплома, а недостатки – скрыть. Этот текст я писал расчитывая как на самостоятельно написанный диплом, так и на покупные или сделанные за одну ночь. Помните, что ваш диплом никто не читал, а если и читал – не запоминал наизусть. И если сделать на защите то, чего не сделали при написании – вложить в работу душу и фантазию, то обучение может закончится для вас радостно и успешно.
Защита – это своего рода реклама диплома, и тут можно вспомнить высказывание А. Кромптона – «Самый быстрый способ погубить плохой товар – создать ему превосходную рекламу». Поэтому не забывайте, что вы защищаете диплом, и он должен стоить того, что бы его хотелось защищать. Иначе у нас ничего не получится.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote