Автор мастер-класса — Анна Иванова,
домашняя мастерская «Штуки-Туки».
Здравствуйте, друзья.
Сегодня я приглашаю вас в путешествие по необъятным лавандовым лугам Прованса. Забудьте на время о своих заботах, почувствуйте спокойствие и умиротворение этого чудесного уголка, насыщенного ароматами сосен, миндаля, лавандового масла. Загляните в маленькую деревушку, где добродушные и гостеприимные местные жители наверняка угостят вас вкуснейшим домашним вином и сыром. Стоит только открыть сказочную дверцу и мечты становятся явью...
Когда-нибудь я доберусь до тебя, любимый Прованс, а пока мне остается лишь верить в чудо и стараться сделать такую штуку, прикоснувшись к которой вы поверите, что эта дверь и эти стены настоящие, и в этом мне помогут материалы компании ТАИР. Начнём, пожалуй.
Для начала необходимо нарисовать эскиз будущей работы, а именно двери, мне на это потребовалась уйма времени. Необходимо продумать каждую деталь, каждую линию. Дверь я решила сделать объёмную, с филенками и обязательно с мутными окнами и коваными решётками. Затем выбираем рисунок для внутренней части ключницы, его мне тоже пришлось доработать, чтобы он идеально подошел по размерам. Также необходимо много всяких разных картинок для вдохновения и для лучшего зрительного восприятия, чтобы задуманное визуально и тактильно соответствовало действительности.
Для работы нам понадобится довольно обширный список материалов. Вы, конечно, можете его сократить, но я счастлива, что у меня есть почти всё, о чем можно мечтать, и это дает мне свободу действий и простор для фантазии.
• заготовка из фанеры (у меня — выполненная по индивидуальному заказу в соответствии с моими бурными фантазиями);
• лист пивного картона 1,55мм, 30х40см;
• несколько целлюлозных упаковок от яиц;
• морилка для дерева «Палисандр»;
• моделирующий гель Прозрачный;
• клей Момент ПВА столяр экспресс;
• клей Момент ПВА столяр универсальный;
• клей Момент монтаж жидкие гвозди;
• лак V33 renovation;
• лак ТАИР акриловый глянцевый;
• лак Sayerlack AF7405;
• паста акриловая рельефная (тонкая);
• затирочная смесь белая;
• контурная паста цвет Серебристо-чёрный;
• медиум для перетекающих эффектов floating medium FolkArt;
• воск цветной для создания металлического эффекта Stamperia;
• краска акриловая «Акрил Хобби Де Люкс» серый льняной, махагон, ежевичный, прованская лаванда, лесная зелень, апельсиновый мусс;
• краска декоративная акриловая «Деколор» белый перламутровый;
• краска декоративная акриловая «Хамелеон» фиолетовый;
• краска акриловая «Акрил-Арт» сиена натуральная, умбра натуральная, фиолетово-красный, фиолетовый тёмный, лиловый, розовый яркий, красный тёмный, умбра жженая, сиена жжёная, жёлтый тёмный, оксид хрома;
• краска белая Тиккурила Джокер;
• металлическая фурнитура (замок, ручки, крючки, шурупы);
• мягкий грифельный карандаш, ножницы, макетный нож, влажные и сухие салфетки, кисти, палочки и ёмкости для смешивания составов, малярная лента розовая, клейкая лента прозрачная, мастихин, зубная щетка, отвертка.
И самое главное – много времени, желания и отличное настроение!
Сразу скажу, для тех, кто не знает: свои работы я стараюсь не повторять, поэтому данная штука была для меня открытием, таким же, как сейчас станет для вас. Я просто старалась записывать и фотографировать каждый свой шаг, поэтому иногда в процессе работы я понимала, что некоторые моменты можно упростить или изменить, в общем, сами увидите. Постараюсь обосновать для вас каждое своё действие, чтобы осталось минимум вопросов.
Первым делом я решила выполнить самую грязную и пыльную работу. По моей задумке арка двери обрамлена каменными глыбами, а крыша покрыта старой черепицей. Для того чтобы создать необходимую фактуру, я использовала любимый мной и известный всем материал – целлюлозные упаковки от яиц, а именно крышки. Необходимо выбирать идеально чистые и фактурные упаковки. Для сравнения, покажу вам две от разных производителей.
Лучшие для меня – Роскар. Почему именно этот материал? Потому что он экологичный, пластичный, фактурный, пористый, при этом очень крепкий. Подходит для имитации камней, кирпича, черепицы и много чего ещё.
Итак, начнем с крыши. Выбрав для себя понравившуюся форму черепицы, я замерила ширину (глубину) крыши и по данному размеру подготовила шаблон.
По шаблону я вырезала необходимое количество элементов, примеряя в процессе работы.
В моём случае черепица расположена внахлест со смещением, поэтому я сделала полоски двух видов, с разницей в один элемент.
Затем я взяла клей момент ПВА столяр экспресс, нанесла его на часть крыши и начала потихоньку, снизу вверх, приклеивать полоски, подрезая выступающие части.
Почему именно этот клей? Потому что он густой, клеит быстро и очень крепко, идеально подходит для моих имитаций. Его единственный минус – цвет, его лучше использовать на невидимых поверхностях.
Таким образом я оклеила одну сторону и перешла ко второй. Когда обе стороны крыши были покрыты черепицей, я вырезала из остатков материала конек и приклеила его, прикрыв стык черепицы.
Затем, после полной просушки, я взяла клей момент ПВА столяр универсальныйи полностью покрыла им крышу, стараясь чтобы клей попал во все углубления, скрепив еще прочнее все детали. В данном случае работа происходила на видимом участке, потому был выбран именно этот клей, он медленнее сохнет, менее крепкий, чем экспресс, но зато прозрачный.
Пока высыхала крыша, я решила заняться стенами. Арку двери по моей задумке обрамляют каменные глыбы. Чтобы их изготовить, я отметила вокруг проёма карандашом контур и по нему вырезала все детали. После этого я сняла все элементы на подложку в том же порядке.
Можно было не заморачиваться с перекладыванием и вырезать камни позже, но я ведь решила сразу закончить со всеми пыльными и мусорными делами.
Далее, взяв в руки свой эскиз половинки двери (у меня их два, для каждой половинки), я перевернула его и плотно заштриховала мягким простым карандашом, чтобы можно было перевести контур на поверхность картона.
Затем я перевела изображение на картон, исключая рисунок на окне и макетным ножом вырезала его по контуру.
Затем вырезала детали будущих филенок, уменьшив внутренние прямоугольники, чтобы получился объём.
После вырезала окно, добавила раму и накладку посередине двери.
Затем я поместила эскиз на заготовку двери, на него положила вырезанную накладку из картона и, стараясь совместить все детали, проверяя, чтобы рисунок четко вписался в рамку, перенесла внутренний контур окна на заготовку.
Взяв акриловый грунт, я покрыла им окно.
После того как грунт высох, в небольшой ёмкости я смешала белую краску и серый льняной и ещё раз нанесла на окно.
Следующим шагом я снова совместила все части: заготовку, эскиз, накладку, и прорисовала контур будущего «кованого» рисунка.
Затем я смешала прозрачную моделирующую пасту, белый перламутровый «Деколор» и фиолетовый «Хамелеон» в пропорции 3:1:1 и нанесла мастихином на окно, предварительно заклеив малярной лентой границу, дождалась высыхания.
Со второй половинкой двери я работала в таком же порядке, но перед изготовлением «стекла» навесила ее на петли, так как побоялась, что половинки будут не симметричными.
А также я прикрутила на место, обвела карандашом, а затем окрутила замок, чтобы проверить закрытие двери и в дальнейшем соблюсти пропорции. Здесь работать было проще, эскиз я подложила только чтобы перенести контур рисунка на серый фон.
Теперь вы можете увидеть и понять, для чего была вся эта затея с прозрачным гелем, добавками и контуром. Дело в том, что, изготовив несколько пробников, я убедилась, что максимально похожим на стекло является именно этот состав (гель, белый перламутровый и фиолетовый хамелеон). Ведь мне нужно было добиться слегка перламутрового полупрозрачного оттенка, с едва заметным фиолетовым (лаванда же!) мерцанием и серым подтоном. При этом сквозь него я должна явно различать свой контур, чтобы потом по нему нанести рисунок пастой, поскольку на гель контур карандашом не переведешь, если и получится, то останутся углубления. После высыхания, я покрыла стёкла ещё слоем прозрачного геля для придания большей глубины.
Теперь я занялась перекладиной для крючков. Для того чтобы обработать ее, я выбрала морилку цвета Палисандр, которая идеально подходит для стиля прованс, так как обладает средне-коричневым цветом с едва уловимым фиолетовым оттенком. Я нанесла морилку на всю поверхность, как видите, сначала она явно фиолетовая.
После высыхания я прошлась шкуркой и покрыла ее двумя слоями лака. Этот лак для меня является универсальным, он не слишком матовый и не слишком блестящий, довольно жидкий и быстросохнущий. Я использую его для покрытия распечаток, морёных поверхностей, если не подразумевается абсолютная матовость.
Следующим этапом работы было приклеивание накладок на двери из пивного картона. Для этого я снова выбрала клей ПВА экспресс. Я нанесла клей на накладку, тщательно распределила его по всей поверхности и плотно прижала к основе из фанеры, стараясь идеально совместить все контуры.
Петли было решено оставить на месте, так как в дверях данного типа их не должно быть видно, а пивной картон достаточно гибкий и мягкий, чтобы сделать петли невидимыми. После этого я вклеила на места прямоугольники, имитирующие филенку и оконную раму, а также широкую накладку на дверь, отметив на ней и отрезав часть, для плотного прилегания замка. Вот как раз сейчас мне пригодилась сделанная ранее отметка. Точно также я поступила со второй половиной двери.
Далее я принялась за приклеивание камней, обрамляющих дверной проём. Здесь видно, как они у меня были ровненько выложены на подложку, чтобы ничего не перепуталось и не сместилось. Итог проделанной на данном этапе работы виден на фото.
На следующем этапе необходимо «усилить» двери, пропитать их, придать жёсткость и влагонепроницаемость, так как в дальнейшем будет много мокрой работы. Для этого я, предварительно заклеив розовой малярной лентой окна, покрыла все дверные накладки акриловым глянцевым лаком ТАИР. Renovation для этой цели слишком жидкий, и слой его слишком тонкий. Однократного нанесения лака вполне достаточно. Также я покрыла камни вокруг арки.
После высыхания лакового слоя я взяла акриловый грунт ТАИР, развела его с водой до состояния жидкой сметаны и нанесла на всю поверхность заготовки, исключая дверную накладку снаружи, камни и верхнюю часть крыши, так как не хотела забивать фактуру.
Наконец я была готова приступить к самому интересному – изготовлению фактурной многофункциональной пасты, которая помогает мне создать необходимый рельеф, имитируя практически любой природный материал. Но обо всем по порядку.
Во-первых, нужно разобраться с дверью. По моей задумке дверь старая, но не заброшенная, она окрашивалась когда-то сначала в светло-коричневый, а затем в лавандовый цвет, который уже выгорел на солнце. Для начала я подготовила материалы. Затем в одноразовой емкости я смешала 1 ложку акриловой рельефной пасты (тонкой), 0,5 ложки матового акрилового лака, 0,5 ложки универсального клея ПВА, добавила краску «Акрил-Хобби Де Люкс» махагон, серый льняной и «Акрил-Арт» сиена натуральная для достижения необходимого мне оттенка и лишь после этого ввела в смесь 0,5 ложки затирки. Консистенция получилась довольно жидкая. С этого момента счёт идёт на секунды, работать нужно быстро, иначе смесь застынет раньше времени.
Плоской синтетической кистью я покрыла накладку, создавая фактурные полосы, как будто от старой краски, тонкой кистью убрала лишнюю пасту из углублений, также прокрасила внутреннюю сторону дверей. Оставила до высыхания.
Паста, изготовленная по этому рецепту, получается очень крепкой, но при этом не такой гладкой и эластичной, как для рельефной росписи, фактура у неё напоминает меловые краски. Она отлично держит объём, не опадает, прекрасно шкурится при необходимости и впитывает в себя лак и краску, становясь еще прочнее. Но у нее есть один минус, который в умелых руках превращается в плюс – она очень быстро схватывается!
Пока двери сохнут, я решила заняться стенами. Стены моего домика «построены» из камня, сверху на них нанесена местами отвалившаяся и обнажившая старые камни штукатурка. Чтобы добиться правдоподобной имитации камня, я использовала трафарет, а также пасту, изготовленную по моему рецепту, заменив цвет Серый Льняной на «Акрил-Арт» Умбра Натуральная и увеличив количество затирки до 1 ложки. Консистенция получилась намного гуще, это даёт возможность наносить очень толстые слои без опадания и смещения. Снова повторюсь, работать нужно очень быстро, тем более, впереди довольно много манипуляций.
Каменную кладку я буду наносить местами, нет необходимости закрывать всю поверхность. Закрепив трафарет на нужном участке стены, я нанесла мастихином пасту, затем зубной щеткой прошлась по всей поверхности тампонирующими движениями, создавая фактуру старых камней, а затем той же щеткой процарапала поверхность.
После этого осторожно сняла трафарет и оставила камни на просушку. На боковых сторонах домика я поступила точно также. Отмечу необходимость отмывать кисти и инструменты сразу после окончания работы, иначе придется повозиться.
После полного высыхания