Жизнь промышляющих охотой и собирательством народов, таких как племена австралийских аборигенов, по-видимому, весьма сходна с образом жизни наших отдаленных предков. Новозеландский/австралийский философ науки Ким Стирелни указывает на странное противоречие в их жизни. С одной стороны, аборигены с поразительным искусством выживают в требующих исключительных практических навыков условиях. С другой, продолжает Стирелни, изощренность человеческого ума доходит до извращения. Люди, обладающие уникальными знаниями об окружающем мире и искусстве выживания в нем, в то же время забивают себе голову очевидными нелепицами, назвать которые просто "бесполезными" было бы слишком щедро. Стирелни лично знаком с аборигенами Папуа-Новой Гвинеи. Они умеют выживать в поразительно трудных условиях недостатка пропитания за счет "удивительно тонкого понимания окружающей среды. Но такое понимание сочетается у них с дремучими, темными предрассудками касательно колодовства и "нечистоты" женщин во время менструаций. Множество местных сообществ поражены страхом перед колдунами и колдовством и страдают от насилия, порожденного этими страхами". Стирелни приглашает читателя задуматься, почему мы одновременно так умны и так глупы.
(Ричард Докинз, "Бог как иллюзия")
Это странное противоречие можно наблюдать везде.
Вот, например, ношение хиджаба. Когда-то это было исторически оправдано, и даже мудро, сейчас же никто не может дать вразумительного ответа на вопрос "зачем?". Также, как пример - огромная толпа людей, ждущая схождения благодатного огня, который, вобщем-то, может сделать любой прилежный школьник. Преклонение перед каменной статуей, обращение к изделиям из дерева...
И все это происходит в век небывалого развития науки, в век нанотехнологий, квантовой механики и нейробиологии.
[437x393]