Станислав Гроф.
Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти.
(фрагмент из книги)
СОЗНАНИЕ У ПОРОГА СМЕРТИ
Ты горюешь о том, о чем не следует горевать.
Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых.
Никогда не было так, чтобы не существовал
я, или ты, или все эти цари; и никогда не
будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое
существование.
Бхагаватгита
Исследования некоторых специфических аспектов умирания в конце XIX и начале XX века вызывались главным образом интересом к феноменам, указывающим на возможность существования сознания после смерти. За немногими исключениями исследователи проводили свои опыты и наблюдения, не уделяя большого внимания переживаниям и поведению самих умирающих людей. Основной упор они делали на экстрасенсорных и визионерских переживаниях и физических явлениях, совпадающих по времени со смертью определенных индивидуумов или каким-то образом были связаны с этим событием.
Ранние исследования: физические предзнаменования и предвестники прихода смерти
Ранние исследователи этой темы собрали множество сообщений родственников, друзей и знакомых относительно близких, предстающих перед ними как видения в момент смерти, накануне или некоторое время спустя. Обширное исследование, проведенное группой ученых из Кембриджа во второй половине XIX века, показало, что подобные явления происходили со статистически высокой вероятностью в двенадцатичасовом промежутке вокруг момента смерти (Sidgwick, 1889). Существует также большой объем данных о необъяснимых происшествиях в самый момент смерти, таких, как остановка или неожиданное начало хода часов, звон колоколов, падение картин или фотографий со стены, и многих других инцидентах, которые будто предстают в роли глашатаев смерти человека (Bozzano, 1948).
Другой факт, который привлек внимание ранних исследователей, касался видений умирающих, которых, казалось, их уже умершие к этому моменту родственники приглашали к переходу в иной мир. Эти видения на смертном одре были очень достоверны и убедительны. Они весьма часто вызывали состояние эйфории у умирающих и, по всей видимости, облегчали их переход от жизни к смерти. Такие видения едва ли поддавались объяснению психопатологическим состоянием или могли быть отнесены к разряду галлюцинаций. Они возникали улиц с ясным сознанием, которые не находились в бреду или смятении. Но подобные видения не вызывали и особого интереса у исследователей, поскольку умирающие могли легко составить их из образов своей памяти.
По этой причине исследователи сосредоточили свое внимание на одной из важных подгрупп случаев под общим названием «сказочный брег». Впервые такой подход высказала мисс Ф.П. Кобб в 1877 году, продолжателями, детально разработавшими дальнейшие исследования, были Джеймс Хайслоп, Уильям Баррет и Харнелл Харт (Cobbe, 1877; Hyslop, 1908; Barrett, 1926; Hart, 1959). Он основывается на вере в то, что духи умерших родственников являются на помощь умирающему, чтобы облегчить переход и забрать их в мир иной. Концепция «сказочного брега» подразумевает, что умирающие видят только тех, кто уже умер. Те случаи, когда пациенты видели призраки людей, о смерти которых они ничего не знали, рассматривались как сильное свидетельство в пользу существования загробной жизни.
Значительно интереснее для наших целей большое исследование наблюдений врачей и сиделок у смертного одра пациентов, проводившееся Карлисом Осисом и его сотрудниками (Osis, 1961). Вместо того чтобы проверять частные гипотезы, Осис решил регистрировать широкий диапазон явлений, происходящих с умирающими, а затем анализировать вырисовывающиеся закономерности в этом массиве данных. Его исследования базировались на масштабном анкетировании. Было разослано десять тысяч анкет, вопросы которых охватывали самые разные аспекты наблюдений у смертного одра: половина врачам, половина сиделкам. Детальный анализ был проведен по возвращенным заполненными 640 анкетам. Респонденты заявили, что были свидетелями 35 540 случаев видений на смертном одре.
Осис установил, что приблизительно 10% умирающих пациентов находилось в полном сознании в последний час, предшествующий смерти. Достаточно удивительным было то, что, согласно наблюдениям врачей и сиделок, страх не являлся доминирующей эмоцией у этой группы пациентов. Наблюдавший медперсонал отмечал, что чаще прочих реакций наблюдались дискомфорт, боль и даже безразличие. Приблизительно один из двадцати умирающих весьма отчетливо проявлял признаки приподнятого эмоционального .состояния. Неожиданной оказалась также частота видений с преобладающим содержанием нечеловеческих образов. Причем они возникали приблизительно в десять раз чаще по сравнению с группой лиц, обладающих нормальным здоровьем.
Некоторые из этих видений не расходились с традиционными религиозными представлениями и являли божественные небеса, рай или Вечный Град. Другие были видениями мирской неописуемой красоты — пейзажами с чудесными растениями и экзотически прекрасными птицами. Согласно авторам исследования, большая часть этих видений характеризовалась сверкающими цветами и проявляла сходство с психоделическими переживаниями под мескалином или ЛСД. Реже встречались устрашающие видения чертей, адского пламени или других кошмарных переживаний, например погребения заживо. Но основное внимание в этих исследованиях обращалось на появление в видениях умирающих образов людей.
Осису удалось получить данные в пользу гипотез Баррета и Хай-слопа, предполагавших, что умирающие преимущественно представляли себе уже умерших людей, которые стремились помочь в переходе к потустороннему существованию. Он также подтвердил элементы объективности в природе этих видений, так как подавляющее большинство пациентов переживало подобный опыт в ясном сознании. Их мыслительные способности не были снижены или расстроены седативными средствами или другими медицинскими препаратами, отсутствовал также жар, и только лишь небольшой процент обследуемого контингента имел в диагнозе болезни, которые могли способствовать появлению галлюцинаций (черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, душевные болезни или интоксикация из-за почечной недостаточности). Большинство умирающих находились в полном сознании и адекватно реагировали на происходящее. Эти исследования также показали относительную независимость базовых черт видений от физиологических, культурных или личностных параметров человека. Корни такого рода переживаний, казалось, простираются глубже индивидуальных различий между полами, разницы физиологических показателей, клинического диагноза и характера заболевания, образовательного уровня или религиозных воззрений.
Ранние исследования переживания состояний на пороге смерти
Особый интерес для исследователей сознания представляет переживание состояний, связанных с внезапными опасными для жизни ситуациями или клинической смертью. Множество описаний таких переживаний можно обнаружить в автобиографических записках, романах или поэтических произведениях, но до 1960 года эта сфера удивительным образом игнорировалась психиатрами и психологами. Причем самое первое исследование состояний на пороге смерти было проведено также не психиатром и не психологом. Пионером в этой области выступил швейцарский профессор геологии Альберт Хейм, который приобрел известности, изучая Альпы и выпустив книгу по процессам горообразования. Несколько раз сам едва не погибнув, Хейм сильно заинтересовался субъективными переживаниями умирающих.
За несколько десятилетий он составил подборку наблюдений и записей рассказов тех, кто выжил в ситуациях, крайне опасных для жизни. Люди, которые добровольно предоставили свои сведения,были тяжело раннеными на войне солдатами, каменщиками и кровельщиками, падавшими с большой высоты, пережившими аварии при горных работах и на железной дороге рабочими и рыбак, который едва не утонул. Однако наиболее важная часть исследования Хейма основывалась на многочисленных сообщениях аль-
пинистов, спасенных после падения со скал, включая трех его коллег-геологов. Результаты своих наблюдений Хейм доложил 26 февраля 1892 года на одной из секций швейцарского альпийского клуба. Впоследствии его статья была опубликована под названием «Notizen ueber den Tod durch Absturz — Заметки о фатальных падениях» — в ежегодном альманахе швейцарского альпийского клуба (Heim, 1892).
Вывод, сделанный Хеймом в этой работе, состоял в том, что субъективный опыт переживания близости смерти приблизительно у 95% жертв происшествий был удивительно схожим и имел только слабые вариации в каждом конкретном случае. По-видимому, не было никакой существенной разницы, откуда человек падал — со скал, с ледника или вместе с лавиной, в расщелину или водопад. Даже субъективное восприятие тех, кто был сбит вагонеткой, тяжело травмирован различными машинами и механизмами, пострадал на поле боя или едва не утонул, по сути, воспроизводило некоторую общую модель. Почти у всех, переживших катастрофу, поставившую их на порог смерти, развилось сходное состояние сознания.
Не было ни боли, ни отчаяния, ни горя, ни печали, ни страха, который, нарастая со временем парализует личность в случаях, когда нет неотвратимо реальной опасности для жизни. Вместо этого при смертельной опасности в первые мгновения мыслительная деятельность резко, «во сто крат», усиливается. Далее человек испытывает чувство спокойствия и глубокого внутреннего приятия происходящего. Понимание событий и предвидение исхода становится необычно ясным, без малейшей дезориентации или замешательства. Время начинало течь медленнее, а испытывавшие все это люди действовали с молниеносной быстротой и на основании весьма точ ной и трезвой оценки ситуации, в которой очутились. Во многих случаях вслед за этим перед глазами жертвы внезапно проносилась вся его прошедшая жизнь. И наконец, человек, столкнувшийся со смертельной угрозой, слышал небесную музыку или испытывал ощущение неземной красоты.
Я проиллюстрирую описания Хеймом опасных для жизни ситуаций двумя рассказами о субъективных ощущениях, взятыми из его статьи. Первый повествует о случае из его собственного опыта скалолазания, который произошел в Швейцарских Альпах, когда во время восхождения он сорвался с ледяной кромки и упал с высоты около двадцати метров на снежный нанос.
«С первых же мгновений падения, — пишет Хейм, — я ясно осознал, что сейчас сорвусь со скалы, и в сознании возникло предощущение предстоящего удара. Скрюченными наподобие когтей пальцами я изо всех сил цеплялся за снег, пытаясь затормозить свое скольжение. Пальцы оставляли за собой кровавый след, но боли я не ощущал. Я отчетливо чувствовал каждый удар головой и спиной, когда стукался о выступы, и также тупой удар падения. Но боль как таковую я впервые ощутил только несколькими часами позже. Тот поток сознания, о котором я упоминал раньше, начался во время падения. То, что я пережил в течение пяти или десяти секунд, нельзя описать и за время, в десять раз большее. Все мои мысли были связными и очень ясными и ни в малейшей степени не стерлись из памяти, как это бывает со снами.
Прежде всего я проанализировал вероятные исходы моей дальнейшей судьбы и сказал себе: «Кромка утеса, с которого я скоро сорвусь, очевидно, переходит ниже в отвесную стенку, так как прежде я не мог различить основание утеса. Очень важно, лежит ли там снег или нет. Если снег есть, то у самой стенки он подтаял и теперь формирует сугроб у основания утеса. Если я упаду на такой сугроб, то могу остаться в живых, но если снега там внизу уже нет, то я, определенно, рухну на каменную осыпь, и при такой скорости падения смерть наступит совершенно неотвратимо. Если сразу после падения я останусь в живых и не потеряю сознания, то должен буду открыть свою фляжку с уксусом и капнуть несколько капель на язык. Мне не хотелось бы расстаться с альпенштоком, вполне возможно, он мне еще пригодится». Поэтому я крепко сжимал его в руке.
Я подумал о том, что надо снять и выбросить очки, чтобы их осколки не повредили глаза, но меня так бросало, что я не мог собраться и совершить необходимое для этого движение рукой. Затем часть моих мыслей обратилась к тем, кто остался наверху. Я сказал себе, что после приземления, вне зависимости от того, насколько серьезны будут мои травмы, нужно будет сразу же крикнуть товарищам из дружеских чувств, что со мной все в порядке. Тогда мой брат и трое друзей смогут оправиться от шока, в который их повергло мое падение, и начнут довольно трудный спуск ко мне. Потом возникла мысль, что я теперь не смогу прочесть свою первую лекцию в университете, которая должна была состояться согласно расписанию через пять дней. Я представил, как новость о моей смерти достигнет близких, но сдержал подобные мысли.
Далее я увидел перед собой всю свою прошедшую жизнь во множестве образов, как бы на сцене, с собой в главной роли. Все было преображено, будто освещено каким-то небесным светом, и предстало неописуемо прекрасным: без печали и горя, без тревоги и какой бы то ни было боли. Даже воспоминания об очень трагических случаях, которые имели место в моей жизни, были абсолютно ясными, но не вызывали никакой печали. Я не ощущал ни малейшего раздора в душе — все конфликты перевоплотились в любовь. Возвышенные и гармоничные мысли преобладали надо всем и объединяли в одно целое отдельные образы, и подобное величественной музыке дивное умиротворение заполнило мою душу. Вокруг простирались великолепные Голубые небеса с нежно-розовыми и нежно-лиловыми облачками. Я влетал в них безболезненно и мягко и тут увидел, что лечу, уже ни обо что не ударяясь, а подо мной простирается ожидающее меня снежное поле. Объективные наблюдения, мысли и субъективные ощущения — все это происходило одновременно или единовременно. Затем я услышал глухой удар, и мое падение завершилось».
Второй пример из статьи Хейма является, по его словам, классическим примером субъективного восприятия ситуаций, возникающих при падении в результате несчастного случая. Это отчет студента теологии, попавшего в железнодорожную катастрофу, когда в 1891 году недалеко от Мюнхенштейна обрушился мост:
«Почти около самого моста через Бирс я ощутил внезапный сильный толчок, до этого поезд качало. Но в это мгновение поезд как бы моментально застыл в точке самой стремительной фазы движения. Пассажиры подлетели к самому потолку вагона. Я обернулся, не в силах понять и рассмотреть, что же происходит. Из-за сильного металлического скрежета, раздававшегося где-то впереди, я предположил, что произошло столкновение. Мне удалось открыть дверь купе, и я попытался выйти, но заметил, что следующий вагон завис над нами и угрожает упасть прямо на меня. Я повернулся к соседу, сидевшему возле окна, желая крикнуть ему: «Наружу, через окно!» Но тут же быстро закрыл рот, так как сильно прикусил язык.
В кратчайшее время последовало самое кошмарное падение, какое только можно себе представить. Я судорожно вжался в свое сиденье. Руки и ноги двигались, как если бы они инстинктивно сами заботились о себе и своей безопасности: быстро и с необычайной легкостью они рефлекторно парировали и отбивали доски, стойки и скамейки, которые переламывались и падали вокруг меня и на меня. За это время целый сонм мыслей в совершенно отчетливой форме пронесся у меня в голове. Мысли говорили мне: «Следующий удар убьет тебя». Ряд картинок пробежал перед моим мысленным взором, показывая мне в ускоренном темпе все прекрасное и приятное, что я когда -либо испытал в жизни, а в промежутках между ними звучала мощная мелодия прелюдии, которую я уже слышал в то утро: «Бог всемогущ, Небеса и Земля покоятся в Его руке; мы должны склониться перед Его волей».
С этой мыслью в душе, в самом центре зловещего смятения, я преисполнился чувством бесконечного спокойствия. Еще дважды вагон сильно качнуло вверх-вниз, затем его передняя часть резко и почти перпендикулярно вошла в воды Бирса, а задняя часть вагона, в которой находился я, стала раскачиваться влево и вправо над береговой насыпью и тоже начала погружаться в воду. Вагон был разбит. Меня придавило кучей из досок, скамеек, и я лежал, внутренне готовясь к тому, что следующий за нами вагон вот-вот обрушится на мою голову, но все внезапно стихло. Грохот прекратился. Кровь стекала с моего лба, но боли я не чувствовал. От потери крови начала кружиться голова. Через некоторое время я выбрался из-под обломков и затем через окно на свободу. И только тогда я начал осознавать грандиозный масштаб произошедшей катастрофы».
Хейм завершает свою статью утверждением, что смерть от падения с субъективной точки зрения приятна. Погибшие в горах в последние мгновенья жизни обозревали свое прошлое, пребывая в преображенном состоянии. Возвысившись над телесной болью, они находились во власти благородных глубоких мыслей, величественной музыки, чувств умиротворенности и восстановления гармонии. Они падали в величественно прекрасных голубых и розовеющих небесах, и затем все мгновенно застывало. Согласно Хейму, смертельные падения гораздо более «ужасны и жестоки» для оставшихся в живых, нежели для жертв. Несравненно болезненней — как с точки зрения испытываемых в тот момент чувств, так и во время последующих воспоминаний — видеть падающим кого-то другого, нежели падать самому. Часто свидетели таких происшествий бывали столь глубоко потрясены и парализованы ужасом, что оставались надолго травмированы событием, в то время как жертва, если ей удавалось избежать тяжелых повреждений, выходила из происшествия свободной от тревоги и боли. Хейм иллюстрирует данное положение собственным опытом, когда ему пришлось наблюдать падение коровы. Это воспоминание до сих пор болезненно для него, а собственное несчастье сохранено в памяти как могучее и даже экстатическое преображение, лишенное боли и муки, точно также, как оно переживалось на самом деле.
Автобиографические хроники и описания, взятые из художественной прозы и поэзии, очевидно, подтверждают тот факт, что люди, которые переживали смертельную опасность и действительно оказывались в состоянии, близком к смерти, испытывали необычные состояния сознания. Такие переживания качественно отличаются от нашего повседневного состояния сознания, их не очень просто описать обычными словами. Вот почему необходимо обра щаться к рассказам и запискам тех людей, которые способны хорошо проанализировать собственное состояние, а также обладают даром ярко и красноречиво его описать, чтобы передать все оттенки. Одно из лучших описаний подобного рода мы находим в автобиографии Карла Густава Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления» (Jung, 1961). В начале 1944 года Юнг сломал ногу, и это вызвало у него сердечный приступ. Пока его жизнь висела на волоске, а он получал кислород и инъекции камфоры, Юнг испытал несколько потрясающих визионерских переживаний. Далее следует несколько сокращенная версия его подробного изложения пережитого состояния:
«Мне казалось, что я находился на большой высоте в околоземном пространстве. Далеко внизу я видел земной шар, залитый восхитительным голубым сиянием. Я видел темно-синие моря и континенты. Под моими ногами, внизу, лежал Цейлон, на каком-то расстоянии передо мной простирался Индийский полуостров. Мое поле зрения не включало всю Землю, но ее сферическая форма ясно различалась, и очертания планеты отливали серебряным мерцанием сквозь чудесное голубое свечение. Во многих местах поверхность шара выглядела цветной или разноцветной или покрытой пятнами темно-зеленого цвета наподобие цвета окисленного медно-серебряного сплава. Далеко слева виднелась протяженная область — красновато-желтая Аравийская пустыня, будто там серебро обрело чуть золотистый отлив.
Далее располагалось Красное море, а еще дальше, как бы в верхней левой части карты, виднелся краешек Средиземного моря. Мой взгляд был направлен в основном туда. Все прочее казалось нечетким. Приметил я и покрытые снегом Гималаи, но в том направлении было облачно или подернуто дымкой. Направо я вообще не глядел. Я знал, что нахожусь на грани ухода с Земли.
Позже я установил, на какой высоте следует находиться, чтобы обозревать такую картину: приблизительно в тысячу миль! Вид Земли с такой высоты был самой величественной картиной, которую я когда-либо видел.
После созерцания ее в течение некоторого времени я обернулся. До этого я был повернут, так сказать, спиной к Индийскому океану и лицом к северу. Затем, судя по всему, я повернулся к югу. Нечто новое попало в поле моего зрения. На некотором расстоянии от себя я увидел огромный темный каменный блок, подобный метеориту. Размером этот блок был не меньше моего дома, а то и больше. Он парил в пространстве, как и я сам. Ранее я уже встречал подобные камни на побережье Бенгальского залива. Монолиты коричневатого гранита, и в некоторых из них вырублены храмы. Мой камень был одним таким гигантским темным блоком. Вход вел в небольшую прихожую.
Направо от входа на каменной скамье в позе лотоса молча сидел темнокожий индус. На нем была белая мантия, и я знал, что он ждал меня. К прихожей вели две ступени, и внутри, с левой стороны, были врата в храм. Бесчисленные крошечные ниши, в каждой из которых выдолблена неглубокая ямка, заполненная кокосовым маслом с плавающим в нем маленьким горящим фитилем, озаряли дверь кольцом сияющих языков пламени. Я действительно когда-то видел такое во время посещения храма Священного Зуба в Канди на Цейлоне, врата были окружены несколькими рядами горящих масляных светильников подобного типа.
Когда я подошел к ступеням, ведущим ко входу в скалу, произошло нечто странное: я ощутил, как все стало сползать с меня — все, к чему стремился, чего желал, о чем думал, вся фантасмагория земного существования была с меня снята, — весьма болезненный процесс... Однако кое-что осталось. Я теперь как бы нес с собой все, что когда-либо пережил или совершил, все, что в прошлом произошло вокруг меня. Я мог бы также сказать: все это было со мной, и я был тем. Так сказать, состоял из всего этого. Я состоял из собственной истории и твердо чувствовал: это то, чем я являюсь. «Я еемь сей узел всего, что произошло и было совершено».
В случае с Юнгом визионерский характер и мистическая природа описания может быть истолкована как следствие свойств этой выдающейся личности и профессиональных интересов. Другой пример касается человека, чьи характер и профессия были весьма отличны от юнговских, — немецкого актера Курта Юргенса, пережившего клиническую смерть во время сложной хирургической операции, проведенной доктором Майклом де Бакеем в Хьюстоне, штат Техас. Для замены изношенной аорты пластиковой трубкой хирургу пришлось остановить сердце. В ходе операции Курт Юргенс был мертв в течение нескольких минут. Ниже следует его описание необычных переживаний, имевших место в этот период, взятое из книги Жана-Батиста Делакура «Отблески запредельного» (Delacour, 1974).
«Чувство благополучия, охватившее меня вскоре после введения пентотала, длилось недолго. Вскоре из бессознательного стало подниматься ощущение, что жизнь угасает. Сейчас я люблю говорить, что оно пришло в тот момент, когда сердце прекратило биться. Ощущение, что жизнь вытекает из меня, пробудило в моей душе трепет. Более всего я жаждал удержать ее и был, однако, не в состоянии это сделать. До того я все время смотрел в огромный стеклянный купол, расположенный над операционным столом. Теперь купол начал меняться. Внезапно он замерцал красным. Я видел искривленные лица, они глядели на меня и гримасничали. Охваченный страхом, я пытался подняться и защититься от этих бледных призраков, придвигавшихся все ближе.
Затем, казалось, стеклянный купол превратился в прозрачный свод, медленно опускающийся и накрывающий меня. Теперь лил огненный дождь, но, хотя капли были ненормально большими, ни одна не задела меня. Они падали и разбрызгивались около, а из них вырастали угрожающие языки пламени, лижущие все вокруг. Я больше не мог избегать жуткой правды: без сомнений, лица, наполнившие этот огненный мир, были лицами проклятых. Меня охватило отчаяние, чувство невыразимого одиночества и покинутости. Ужас был столь велик, что он душил меня, мне казалось — еще немного — и я задохнусь окончательно.
Безусловно, я был в самом аду, и языки пламени могли настичь меня в любую минуту. В этот момент внезапно материализовался черный человеческий силуэт, фигура начала приближаться. Вначале я нечетко различал ее среди языков пламени и облаков красноватого дыма, но она быстро прояснилась. Это была женщина в черном покрывале, стройная, с безгубым ртом, и от выражения ее глаз по спине побежали ледяные мурашки. Когда она встала лицом к лицу со мной, на меня глянули две черные, пустые дыры. Фигура протянула руки, и, притягиваемый необоримой силой, я последовал за ней. Ледяное дыхание коснулось меня, и я вступил в мир, заполненный слабыми звуками причитаний, хотя вокруг не было ни души.
И только тогда, только там я спросил фигуру: кто же она? Голос ответил: «Я — смерть». Я собрал всю свою силу и подумал: «Я больше не буду следовать за ней, ведь я хочу жить». Выдал ли я эту мысль? В любом случае она придвинулась и опустила руки на мою голую грудь, чтобы я вновь попал под действие ее магнетизма. Я ощущал на коже ледяные руки женщины, и ее пустые глазницы неподвижно уставились на меня. Я вновь сконцентрировал все мысли на живом, чтобы избежать смерти в этом женском обличье. Перед тем как войти в операционную, я обнял жену. Теперь ее призрак явился, чтобы вывести меня из ада и вернуть к земному существованию.
Когда Симона (жена) появилась на сцене, женщина в темном покрывале с ужасной улыбкой на безгубом лице без звука отступила. Смерть ничего не могла противопоставить Симоне, сияющей молодостью и жизнью. Я ощущал лишь свежесть и нежность, пока она вела меня обратно тем же путем, который я только что прошел под действием чар темной фигуры. Постепенно, шаг за шагом мы покинули страшный мир теней и приблизились к яркому свету. Это сияние вело нас дальше и, наконец, стало таким ослепительным, что начало жечь глаза и пришлось их закрыть.
Затем внезапно возникла сильная тупая боль, угрожающая разорвать грудную клетку. Я сжимал руку Симоны все крепче и крепче, после чего неожиданно пришел в себя. Симона сидела у меня на кровати в белой одежде медсестры. У меня едва хватило сил слабо улыбнуться. Я смог только выдавить одно слово: «Спасибо». Им я завершил страшное, но все же зачаровывающее путешествие в запредельный мир, путешествие, которое я никогда не забуду, пока жив».
Важным вкладом в изучение околосмертных состояний явились замечательные исследования, проведенные Дэвидом Розеном, психиатром Нейропсихиатрического института Лэнгли Портера в Сан-Франциско. Розен провел дополнительные исследования шестерых из восьми выживших после прыжков с моста Золотые Ворота и од ного из двух выживших после прыжка с моста Бей-бридж (Rosen, 1975). Он хотел получить информацию, которая могла бы прояснить ту необъяснимую притягательность, которую имеет для самоубийц мост Золотые Ворота. Помимо этого он запротоколировал и проанализировал природу субъективных переживаний во время падения и долговременные последствия этого события на их жизнь.
Все выжившие во время или после прыжка переживали мистические, необычные состояния сознания, характеризующиеся потерей ощущения пространства и времени, чувствами духовного возрождения, обновления или единения с другими людьми, со всей природой, со всем космосом и с Богом. В итоге своей личной близости к смерти некоторые из них испытали глубокое религиозное обращение, другие рассказывают, что их прежние религиозные взгляды обрели новое подтверждение и укрепились. Один из выживших вообще отрицал, что это была попытка самоубийства. Ему Золотые Ворота виделись как «золотые врата», через которые он хотел попасть из мира материального в царство духа. Он заявлял, что его прыжок с моста был вызван духовными потребностями и имеет большее отношение к парапсихологии, чем к психологии или психопатологии.
При изучении биографии выживших после их попытки самоубийства Розен обнаружил благоприятные изменения в их эмоциональном статусе, образе мыслей и поведении. Наиболее удивительным аспектом этой трансформации являлся резкий прилив духовной наполненности чувств, что привело к религиозному обращению или возрождению ранее существовавшей веры. Ощущение духовного возрождения ассоциировалось у них с новым образом бытия и восприятия мира. Наиболее значимым практическим следствием этого нового мироощущения было уменьшение саморазрушительных склонностей и увеличение жизненной энергии, радостного самоутверждения жизни. Один из выживших описывал это так:
«Я преисполнился новых надежд и целей в жизни. Большинство людей этого не понимают как следует. Я осознал значение чуда самой жизни — будто смотрел на птицу в полете — все обретает больший смысл, когда едва не теряешь все окончательно. Я испытал чувство единения со всем, что есть, со всеми людьми. После моего духовного возрождения я также стал чувствовать боль другого человека. То, что я выжил, укрепило мою веру и придало жизни цель. Все было ярким и ясным — я стал сознавать связь с создателем».
Наряду с горой Михара, вулканом в Японии, мост Золотые Ворота держит мировое первенство по числу совершенных там самоубийств. Свыше тысячи двухсот человек бросились с него или были обнаружены в воде возле него, с тех пор как мост открылся в 1937 году, и попытки самоубийств продолжаются с частотой приблизительно один инцидент в две недели (Friend, 2003). Возможно, часть необъяснимой притягательности этого моста для людей, которые намереваются совершить самоубийство, имеет своей причиной тот факт, что его название содержит комбинацию трех мощных трансцендентных символов — золото, врата и мост. По моему опыту, самоубийство представляет собой присущее этой ситуации трагическое противоречие между смертью субъекта мышления, личности, которое ведет к психодуховному возрождению, и физической смертью этой личности, то есть между смертельной метаморфозой эго и прекращением физической жизни (Grof, 1985, 2000).
Субъективные отчеты выживших в исследованиях Розена демонстрируют большое сходство с данными Хейма и описаниями переживания околосмертных переживаний из других источников. Главное отличие состоит в том, что в данном случае акцентируется трансцендентальная фаза, в то время как элементы борьбы и сопротивления обстоятельствам отсутствуют. Дополнительное отличие состоит в том, что сильное переживание ярких воспоминаний и обзорная ретроспекция эпизодов жизни кардинально сокращаются или даже отсутствуют вовсе. Розен связывает эти отличия с намеренным характером самоубийства по сравнению с внезапным характером несчастных случаев и катастроф. Люди, готовящиеся к самоубийству, преодолевают инстинкт выживания еще до того, как окончательно решатся положить конец своей жизни. Сходным образом ретроспектива жизни и окончательный, расчет с ней, вероятнее всего, происходят раньше.
На начальном этапе исследований попытки понять механизм и создать теоретическую основу, интерпретирующую опыт переживаний, связанных со смертью, встречались еще реже, чем описательные и поверхностно феноменологические работы. Эдвард Кларк, автор классического исследования по переживания/ опыта состояний, близких к смерти, чей труд, озаглавленный «Видения. Изучение обмана зрения», написан, когда он сам находился при смерти, считал общую ссылку на угнетение работы мозга вполне удовлетворительным объяснением тех изменений сознания, которые наблюдались у умирающих людей (Clarke, 1878). Другие же привлекали для объяснения более специфическую причину — кислородное голодание мозга и указывали на сходство между проявлениями околосмертных переживаний и различных аномальных явлений, наблюдаемых на больших высотах, при анестезии, у испытателей в барокамерах при понижении давления и в других условиях при кислородном голодании. Карлис Осис (Kadis Osis, 1961) и Рассел Нойс (Russel Noyes, 1971) обнаружили интересные параллели между переживанием видений у умирающих людей и состояниями, вызванными психоделическими препаратами. Данное наблюдение, хотя и обладает большим теоретическим значением, не много добавляет к нашему пониманию переживания умирания. Как мы уже видели ранее, переживания под действием психотропных препаратов и сами по себе дают повод ставить под сомнение современные концептуальные мировоззренческие принципы и не имеют пока адекватного объяснения.
Все вышеприведенные объяснения в лучшем случае относятся только к одной стороне околосмертных состояний, а именно к физиологическим или биохимическом триггерным механизмам этих явлений. Они ничего не говорят об их специфическом смысле и глубинном психологическом значении. В двух работах была предпринята серьезная попытка применить основные психоаналитические концепции к детальному исследованию переживаний, связанных со смертью. В первой из этих работ Оскар Пфистер использовал в качестве отправной точки для своих теоретических построений исследования, проведенные Альбертом Хеймом, которые мы описали ранее в этой главе (Pfister, 1930). В дополнение к наблюдениям Хейма, собранным им за двадцать пять лет после его собственного едва не ставшего фатальным падения, Пфистер имел в своем распоряжении письмо лично от Хейма, в котором описаны многие детали, опущенные в статье швейцарского исследователя. Обширным материал, полученный от Хейма, дал Пфистеру возможность ознакомиться с общей природой околосмертных переживаний.
Однако для глубокой психодинамической оценки и интерпретации подобных явлений он нуждался в получении серий свободных ассоциаций выживших на предоставленный смысловой ряд. Подобный анализ стал возможным на основе информации, любезно предоставленной случайным дорожным попутчиком. Этот человек, испытавший близкое к смерти состояние в окопах войны за тринадцать лет до встречи с Пфистером. Он смог описать свои фантазии в той ситуации и сообщил о свободных ассоциациях, которые возникли у него в связи с содержанием этих фантазий. На основании этого материала Пфистер сделал предварительные теоретические выводы о психодинамических механизмах подобных шоковых мыслей и фантазий, возникающих у человека во время смертельной опасности.
В работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд высказал мысль, что живые существа были бы сметены мощными энергиями внешнего мира, не будь они оснащены специальными защитными приспособительными механизмами, функционирующими по принципу активационного барьера, преодолеваемого только определенными стимулами (Freud, ed. 1975). Пфистер посчитал эту идею наиболее полезной для понимания механизмов околосмертных переживаний. Согласно его представлению, шоковые фантазии предохраняют личность от чрезмерного эмоционального травмирования и действуют как защитный механизм против полной потери сознания и обморока. Они аналогичны снам, защищающим сон человека. На относительно умеренную опасность индивид будет реагировать заторможенностью или временной потерей дара речи. Однако экстремальная опасность вызывает активизацию и стимулирование процесса мышления. На этой стадии включается сразу несколько защитных механизмов. Один из них состоит в иллюзорном представлении, что опасность может быть эффективно преодолена, другой — в способности отмечать все сопутствующие чувства и ощущения. Согласно Пфистеру, потеря чувства реальности происходящего, часто наблюдаемая в подобных ситуациях, представляется также имеющей защитную функцию, поскольку включает в себя отрицание ситуации или ее значения, когда становится уже невозможно справиться наделе с опасностью.
При таких обстоятельствах адекватное чувство реальности сбивается и появляются замещающие регрессивные фантазии. Некоторые из воспоминаний, которые часто встречаются как часть просмотра содержания жизни, включают в себя памятные эпизоды успокаивающего содержания, а также намеки на опасные ситуации в прошлом с хорошим концом, и просто произвольные фантазии. Переживания дежавю или бегство в предвосхищение будущего также могут рассматриваться как варианты неприятия неотвратимой реальности. В крайних случаях это уход в трансцендентальные переживания небес и рая, что согласно психоаналитическим концепциям и понятиям есть возвращение в океаническое блаженство внутриутробного существования. Таким образом, Пфистер видит в переживаниях околосмертных состояний демонстрацию «блестящей победы желаемого над устрашающими фактами, иллюзии над реальностью».
Другое психоаналитическое исследование процесса умирания, которое вполне уместно рассмотреть в рамках нашей дискуссии, было проведено и опубликовано Р. Хантером, которому представилась уникальная возможность проанализировать околосмертное переживание медицинской сестры, являвшейся его постоянной клиенткой (Hunter, 1967). Он наблюдал ее в ходе обычного психоаналитического сеанса за два часа до произошедшего с ней несчастного случая и через двадцать два часа после него. Эти обстоятельства позволили провести своевременную и полную регистрацию содержания всех ее фантазий и воспоминаний пережитого опыта, а также некоторых свободных ассоциаций по поводу всего случившегося. Таким образом, пациентом Хантера была практически здоровая женщина тридцати четырех лет, мать троих детей. Ко времени несчастного случая она не находилась в состоянии патологической депрессии и не существовало никаких причин подозревать наличие у нее склонности к самоубийству. Она проходила психоаналитические сеансы в связи с проблемами в отношениях со своим мужем, едва не ставший фатальным несчастный случай был совершенно неожиданным и произошел внезапно. Дантист сделал рентгеновский снимок зуба, причинявшего ей боль, и, диагностировав гнойное воспаление корня зуба, прописал ей сочетание аспирин-кодеин и пенициллин.
По дороге домой в машине она приняла таблетку, пока они с мужем стояли в пробке в час пик. Двадцать минут спустя в результате аллергической реакции на пенициллин у нее начался отек гортани и голосовых связок, сопровождающийся резким и тяжелым удушьем и потерей сознания. Ей ввели адреналин и отвезли на карете «скорой помощи» в ближайшую больницу, где она получила кислород, адреналин и кортикостероиды. Она довольно быстро вернулась к полностью нормальному состоянию и уже на следующий день была способна обсуждать пережитый ею опыт на психоаналитическом сеансе. Вот как записал Хантер ее рассказ:
«Никогда прежде у нее не было видимых проявлений аллергических реакций, а также наследственной предрасположенности к аллергии. Однако, будучи медсестрой, она была, конечно, вполне осведомлена о случаях аллергии на пенициллин, и, когда она приняла таблетку, в голове промелькнула мысль, что и у нее, в принципе, может оказаться аллергия на пенициллин. Когда же в машине дыхание вдруг стало резко ухудшаться, она поняла, что именно случилось, и испытала приступ панического страха, который, однако, скоро прошел. (По словам медсестры, страх перед смертью у нее пропал теперь навсегда.) Она ощутила сильное сочувствие к своему мужу. Потом возникло чувство вины, что она обрекает его на такие испытания. Ей стало стыдно. Теперь, после события, добавилось чувство, что отчасти это было местью, но тогда она сознательно не руководствовалась этим чувством. Как последнюю «сильную свою реакцию» она помнила отчаянную борьбу со смертью, но при этом у нее не было чувства страха, а потом она прекратила борьбу, поняв, что хочет этого.
Далее у нее перед глазами в быстрой последовательности пронеслось великое множество сцен из ее жизни. Позже она определила, что они начинались примерно с пятилетнего возраста. Все представлялось в ярких, живых цветах. Она увидала любимую куклу, которая когда-то у нее была, и оказалась поражена, настолько ярко-голубыми были ее стеклянные глаза. На другой сцене она сидела на ярко-красном велосипеде на столь же яркой зеленой лужайке. Пациентка утверждала, что не вся ее жизнь представлена в картинках, только некоторые сцены и эпизоды из ее детства, причем они были наполнены неописуемым чувством счастья.)
Ее следующим воспоминанием было состояние «блаженства» или «экстаза». При этом возник образ Тадж-Махала, который с радостной притягательностью захватил все ее внимание. Это была картина, которую она, должно быть, видела случайно несколько раз — классический фронтальный вид со стороны пруда лилий. Изображение было цветным, вода пруда голубая, листья водной лилии — зеленые, минареты и купол, соответственно, чудесного золотистого и кремового цветов. Ей хотелось остаться одной с ее прекрасной мечтой о Тадж-Махале. Затем она осознала, что на лице у нее кислородная маска, а в вену введена игла. Неохотно она пришла в себя в отделении «скорой помощи» больницы.
Анализируя пережитый ею опыт, Хантер был немало удивлен сходством ее изложения пережитого с тем, что было опубликовано Пфистером. В обоих случаях вслед за осознанием грозящей опасности последовала вспышка страха, далее неприятие угрозы, а затем обзор предыдущей жизни жертвы несчастных обстоятельств, составленный из счастливейших, экстатических сцен и эпизодов жизни. На основании своих наблюдений Хантер предложил рассматривать отдельно саму смерть и опыт предсмертного состояния. В то время как смерть может в принципе означать разное для разных людей, процесс неожиданно начавшегося умирания может проходить через ряд заранее предсказуемых стадий. Однако содержание этих переживаний окрашивается в зависимости от типа каждой личности.
Хантер представлял быстрый просмотр картин жизни своей пациентки как проявление неприятия или отрицания ею ситуации, опасной для жизни. Вызывающие удовольствие свойства как результат разворачивающейся последовательности этих вновь оживших полных радости переживаний и фоновых воспоминаний на
деле скрывали весьма неприятный аффект. В интерпретации Хантера видение Тадж-Махала имело сугубо личностное психодинамическое значение для этой пациентки. Кроме достижения цели отрицания реально происходящего и трансцендентального снятия смертельной опасности, оно также отражало ее наиболее желаемые фантазии по отношению к своему мужу, так как мавзолей Тадж-Махал был построен глубоко любящим мужем для вечно любимой жены. На более глубоком уровне возвращения к истокам, согласно Хантеру, пруд с водой и купол указывают на связь с внутриутробными фантазиями, относящимися к материнской груди.
Профессор психиатрии из университета Айовы Рассел Нойс (Russell Noyes, 1972) в серии статей сопоставил ряд рассказов лиц, переживших смертельную опасность и едва не погибших, и проанализировал их с психиатрической и психод^намической точки зрения. Он обнаружил удивительную схожесть, развитие по типичной модели и весьма характерную временную последовательность переживаемого опыта в основе кажущихся весьма разнообразными по содержанию описаний пережитого. Согласно Нойсу, в описаниях близких к смерти или закончившихся смертью состояний четко проявляются три стадии: сопротивление, обзор жизни, выход за пределы земных образов. Хотя степень представленности каждой из них в отдельных случаях может сильно варьировать, а в некоторых одна из этих стадий может даже совсем выпадать, значительное постоянство их появления делает обоснованным их выделение.
Первая стадия — сопротивления — включает в себя осознание опасности, возбуждающей чувство испуга или борьбу с надвигающейся опасностью и, наконец, приятие смерти, Осознание того, что смерть близка, стимулирует быстротечную, но яростную борьбу, часто сопровождающуюся выраженной тревогой. Человек колеблется между необходимостью возобладать над ситуацией и побуждением покориться. Пока остается хотя бы слабый шанс на спасение, осознание опасности ситуации и внимание к каждой детали только
усиливаются. В такой ситуации энергия, которая может быть мобилизована как для физической, так и для умственной деятельности, возрастает многократно. Дезорганизующая паника пока не возникает, но стоит непосредственной угрозе миновать, как она может накатить с полной силой.
Удивительное ускорение мыслительных процессов у людей, сталкивающихся со смертельной опасностью или угрозой покалечиться, часто выливается в серию крайне ясных, взвешенных мыслей и столь же эффективных действий, направленных на сохранение жизни. Это может быть проиллюстрировано рассказом Альберта Хей-ма о том, как чрезвычайная активация всех ресурсов мышления предохранила его от тяжких травм во время несчастного случая:
«Летом 1881 года я упал на ходу между передними и задними колесами фургона, курсирующего между Аостой и Сент-Реми, и на какое-то мгновение сумел задержаться за его край. Целая вереница мыслей пронеслась у меня в голове: «Я не смогу продержаться так, пока лошадь не остановится, я должен отпустить руки. Но если я просто отпущу руки, то упаду на спину и фургон прокатится по моим ногам. Тогда перелома коленной чашечки или бедра не избежать; значит, я должен упасть на живот и тогда колеса проедут по ногам сзади.
Если я затем напрягу мускулы, они послужат упругой предохранительной прокладкой для костей. Давление от мостовой будет все же не таким большим, чтобы сломать кости, по сравнению с давлением колесных ободьев. Если получится повернуться влево, я успею подтянуть левую, при повороте же вправо, судя по размерам фургона, пострадают обе ноги». Я помню совершенно отчетливо, что отпустил руки только после этих молниеносно пронесшихся, абсолютно ясных и логичных размышлений, которые, казалось, отпечатались у меня в мозгу. Вслед за этим резко оттолкнувшись рукой, я развернулся влево, подтянул левую ногу и одновременно напряг до максимального предела мускулы ног. Колесо прошло по моему правому бедру, и я отделался только сильным ушибом и синяком».