Это цитата сообщения
kakula Оригинальное сообщение12 мая родились...
[519x700]
1806
Юхан Вильхельм Снелльман (шведское имя - Johan Vilhelm Snellman)
финский философ, писатель, журналист и государственный деятель, один из известнейших фенноманов XIX века. Сыграл ключевую роль в становлении финского языка в качестве государственного языка Финляндии и Финской марки в качестве финской национальной валюты. Предки Снелльмана происходили из Похьянмаа (шведское название - Цsterbotten, финское название - Pohjanmaa), где многие из них служили чиновниками или священниками. Его дед по матери Маттс Рёринг был землемером, а дед по отцу Герхард Снелльман — капелланом. Отец, Кристиан Хенрик Снелльман в самом конце XVIII в. учился в Уппсале, однако позднее увлёкся морем, стал обучаться навигационному делу, затем служил морским капитаном до 1834 г. В 1803 г. Кристиан Хенрик Снелльман женился на Марии Магдалене Рёринг, которая, как и он сам, была уроженкой Остроботнии. Они поселились на острове Сёдермальм в Стокгольме, на котором в то время жили моряки и их семьи. В браке родилось пятеро детей, второй из которых, Йохан Вильгельм, появился на свет в Стокгольмской гавани на корабле Patience. В 1813 г. семья переезжает в город Коккола в Центральной Похьямаа, бывший тогда крупным морским портом. В 1814 году, когда Йохану Вильгельму было восемь лет, его мать умерла при родах дочери Анны в возрасте 34 лет. Отец, увлекавшийся чтением и религиозной философией, выйдя в отставку, обосновался в приобретённом им имении Пало в Алахярмя, в котором жил до своей смерти в 1855 году. Снелльман начал своё обучение в частных учебных заведениях в Коккола. В 1816 году Снелльмана отправили на обучение в Улеаборгское тривиальное училище. В Улеаборге он жил у своей тёти Анны и её мужа, красильщика Пипониуса, а на лето выезжал в имение тёти в Рантсила. Двоюродная сестра Снелльмана Мария Пипониус позднее стала женой Элиаса Лённрота. В 1822 году пожар уничтожил Улеаборгское тривиальное училище, поэтому Снелльману не удалось получить диплом об его окончании. Лето 1822 года Снелльман провёл в имении своей мачехи в Алахярмя. Там он встретил младшую сестру мачехи Анну Кристийну, жившую в Рауталампи, и у них завязался роман. Хотя было всего шестнадцать лет, а ей — значительно больше, они всё же были помолвлены. 5 октября 1822 г., в возрасте шестнадцати лет, Снелльман был зачислен в Абоскую Императорскую академию. В том же году в эту же академию поступили Й.Л.Рунеберг и Элиас Лённрот, хотя они были старше Снелльмана. Среди соучеников Снелльмана были также Йохан Кьеммер, Йохан Якоб Нервандер и Фредрик Цигнеус. Большинство студентов Академии относились к романтически настроенной шведоязычной интеллигенции, сочувствовавшей фенноманам и разделявшей их идеи. Так, Адольф Ивар Арвидссон призывал к пробуждению финского национального духа и самосознания, и считал, что общий язык (финский) объединит фенноманов «внутренней идейной и духовной связью, которая укрепляет все партии и объединения». Снелльман планировал стать священником, и вскоре он получил теологическую стипендию. Периодически ему приходилось прерывать учёбу и работать домашним учителем, что оказало значительной влияние на его будущие взгляды на семью и воспитание. По некоторым сведениям, одно время Снельман ходил в море, возможно с отцом. Во всяком случае, он был осведомлён в мореходстве и позднее работал диспашером, специалистом по морскому страхованию. Весной 1828 г. Снелльману исполнилось 22 года, и он мог бы сдавать экзамены на право служить пастором, однако ещё предыдущей весной он принял решение продолжать учёбу для получения степени кандидата философии. Он и до этого углублённо изучал историю и литературу, а благодаря своему товарищу Й. Я. Нервандеру и инспектору студенческого землячества профессору К.Г.Хельстрёму приобрёл некоторые познания в области физики и естественных наук. Также он выучил библейский греческий язык и латынь. При сдаче кандидатских экзаменов по философии и греческому языку Снелльман получил по этим дисциплинам высшие оценки. Греческий язык был основной изначальной специальностью куратора Снелльмана Й.Я.Тенгстрёма, ставшего впоследствии профессором философии, и многих других ведущих преподавателей университета, а также, основной дисциплиной Рунеберга, ставшего близким другом Снелльмана. Кроме того, энтузиазм вызвала освободительная война в Греции, и Россия, в состав которой в то время входила Финляндия, приняла сторону греков. В сентябре 1827 года Абоская академия была уничтожена пожаром. После этого император Николай I решил перенести её в Гельсингфорс, где она возобновила свою работу в октябре 1828 г. как Александровский Императорский университет. Тогда Снелльман успешно сдал экзамен для получения стипендии. После этого он сосредоточился на фундаментальном изучении философии Гегеля. В это же время Тенгстрём как раз начал преподавать в качестве профессора философии, опираясь именно на систему Гегеля. В шведских же университетах, в отличие от Гельсингфорсского, в доминировал идеализм Шеллинга, что было связано с тамошней литературой. В Финляндии Тенгстрём, его друзья и ученики отличались от идейного мира Швеции в отношении литературы, философии и политики. Философские течения были связаны с развитием событий в Европе, ставшей ареной столкновений старой системы, заложенной на Венском конгрессе, с новыми революционными устремлениями. В 1828 году профессуры теоретической и практической философии были объединены в одну должность, на которую был назначен Тенгстрём. В 1831 году Снелльман защитил кандидатскую диссертацию, в 1832 получил степень магистра, а в 1835 стал доцентом философии. В начале 1830-х годов Снелльман тесно контактировал с другими студентами, проникшимися феннофильскими идеями. Единомышленники объединились в литературно-философский кружок «Субботнее общество», или «кружок Тенгстрёма», в состав которого вошли, в частности, Рунеберг, его супруга Фредрика, Сакариас Топелиус, Нервандер и Цигнеус. Каждую субботу участники общества собирались в доме одного из его членов, и беседовали о литературе и философии. Главным предметом бесед была философия и эстетика Гегеля и её осмысление с точки зрения задач финского национального движения и развития литературы в Финляндии. Сначала обществом руководил Нервандер, затем — Рунеберг. В 1832 году был основан печатный орган «Субботнего общества» — газета «Гельсингфорс Моргонблад» (Гельсингфорсская утренняя газета). Однако Снелльман, будучи активным участником общества, тем не менее, не публиковался на страницах газеты из-за некоторых разногласий с возглавлявшим её Рунебергом. Вчастности, патриотизм Рунеберга был преисполнен благоговения перед родной природой, тогда как Снелльман считал дремучие финские леса скучными. В этот период Снелльман обладал огромным влиянием как куратор и интеллектуальный лидер всего финского студенчества. В 1834 г. он стал исполняющим обязанности куратора большого студенческого землячества Похьянмаа, а когда оно разделилось, в 1837—1839 гг. был куратором землячества Северной Похьянмаа. Инспекторами землячеств был вначале Хельстрём, затем его сменил Тенгстрём. До 1836 года года он также преподавал латынь в Гельсингфорсском лицее, основанном членами «Субботнего общества», и опубликовал небольшой учебник по латинскому языку. После отъезда Рунеберга в Борго 1837 году кружок фактически прекратил своё существование. После диссертаций, посвящённых абсолютности системы Гегеля и идее Лейбница о силе истории, в 1837 году Снелльман издал учебник «Введение в логику», содержавший изложение концепций «бытия» и «сущности», выдержанное в соответствии с теорией Гегеля. Вторая часть учебника была запланирована, однако так и не появилась.
[700x341]
Тем не менее, работа заинтересовала стокгольмского книгоиздателя З. Хоггстрёма в публикации трёхтомного учебника по учению Гегеля. В 1837 году Снелльман издаёт в Стокгольме «Элементарный курс философии. Часть I, Психология», который появился на книжных прилавках в августе 1838 года. В 1840 году вышли вторая и третья части — «Логика» и «Теория права». В них Снелльман следовал за более капитальными трудами Гегеля, и основаны они были на доцентских лекциях Снелльмана. Снелльман обладал огромным влиянием как куратор и неофициальный интеллектуальный лидер всей студенческой молодёжи Финляндии. Он активно выступал с позиции осознанной нравственности и пытался переориентировать студенчество в направлении укрепления общей нравственности, чувства ответственности и товарищества. В этом же духе позднее было выдержано его сочинение «Студент Финляндии. Приветствие новичкам», которое раздавалось не одному поколению финских студентов. Из-за приверженности идее университетской автономии в вопросах преподавания и своего принципиального упорства у Снелльмана стали возникать трения с руководством университета. Кроме того, Снелльман хотел читать дополнительные лекции на тему академической свободы, что было неприемлемо в то время, когда нагнетались страсти из-за «великого кураторского конфликта». В результате судебного процесса он получил репутацию скандалиста, хотя и не лишился своего положения. Позже, в 1840 году он издал в Швеции брошюру «Об университетской учёбе», основанную на этих его планировавшихся лекциях и получившую хождение главным образом в финском варианте. Позднее он неоднократно возвращался к этой теме в статьях, а также в лекциях, прочитанных в 1856 году. В 1836 году Снелльман опубликовал в Швеции объёмную полемическую рецензию, а в 1837 году издал первую часть своего учебника. В 1837 году он опубликовал в Гельсингфорсе первый том литературного обозрения «Испанская муха» (швед. Spanska flygan), второй и третий номера которого вышли в 1840—1841 годах. Приехав в конце 1839 года в Стокгольм, Снелльман сразу стал помощником редактора еженедельника «Фрейя», войдя в ведущие литературно-политические круги Швеции. Статьи Снелльмана в журнале «Фрейя» быстро приобрели известность. Он не был согласен с радикальной линией газеты «Афтонбладет», но в то же время не присоединялся к правительственному фронту. В своих статьях Снелльман рассматривал проблему сеймовой реформы, таможенные вопросы, в целом понятия государства, сословия, корпорации, народного хозяйства, а также школьный вопрос. Он уделил внимание национальному движению чехов, венгров и других народов, писал о критике библии Д.Ф.Штрауса. На рубеже 1839—1840 годов Снелльман написал «продолжение» к роману Альмквиста «Это возможно». В романе Снелльмана «Это возможно. Картинка из жизни. Продолжение» описывалась последующая история и распад пары любовников — героев романа Альмквиста. Снелльман предлагает выводы, соответствующие его учебнику по психологии, написанному в этот же период. Кроме того, он заложил основы представлений об обществе, которые затем изложил в труде «Учение о государстве» (1842). Позднее он вернулся к теме брака и любви в книге «Четыре венчания. Картины в манере Тербурга. Часть I. Любовь и любовь» (Стокгольм, 1843; немецкий перевод в 1844). Однако вторая и начало третьей части книги были изъяты из продажи и пущены в макулатуру. Снелльман также хотел преподавать в Уппсале, однако получил отказ. В 1840 году он отправился в путешествие — вначале он посетил Копенгаген, в конце сентября 1840 приехал в Тюбинген, а в конце мая 1841 отправился в поездку по Европе, посетив Вену, Берлин, Мюнхен, Прагу, Дрезден и Лейпциг. В Тюбингене Снелльман написал книгу «Идея личности» (немецкое название - Versuch einer speculativen Entwicklung der Idee der Persцhnlichkeit). Этот труд был связан с дебатами по философии религии, в ходе которых книга Штрауса внесла раскол в ряды последователей Гегеля и которые в целом породили большие научные и общественные дискуссии. В этот же период Снелльман знакомится с трудами Монтескьё, Макиавелли, Вольтера и Фейербаха. Также он продолжал изучать сочинения Спинозы и Гегеля. Взгляды Гегеля и Штрауса расходились в понимании «общего» и «особенного» в индивиде, и об этом Снелльман написал свою книгу. Вернувшись в Стокгольм, Снелльман продолжил заниматься литературной деятельностью — писал статьи и обширные рецензии, предложил свои услуги в качестве переводчика и автора комментариев к основному труду Штрауса, поделился своими впечатлениями о поездке в книге «Германия. Описания и воспоминания о путешествии 1840—1841». Пребывание в Германии и Стокгольме сыграло огромную роль в духовном развитии Снелльмана. Свои шведские встречи и впечатления он описал в цикле литературных портретов «Шведские силуэты», который был выпущен весной 1848 года в виде серии из четырёх больших статей в журнале «Литтературбладет». Важнейшими результатами зарубежных поездок Снелльмана стали его труды, посвящённые проблемам личности, а также его основной труд в области социальной философии — «Учение о государстве», изданный в Стокгольме в конце 1842 года. Поездка за границу способствовала тому, что Снелльман увидел широкий горизонт и развитые экономику, политику и журналистику, познакомился с начинавшейся эрой «буржуазной публичности» и, таким образом, обрёл дистанцию, которая была необходима для критики ситуации в Финляндии. Помимо трудов европейских философов, большое влияние на Снелльмана и его взгляды оказала полемика о государственном статусе Финляндии, которую, опираясь на различные политологические и юридические аргументы, вели между собой И.Вассер и Й.Я.Нурдстрём, поддерживаемый А.И.Арвидссоном. Воодушевившись венгерскими, чешскими и ирландскими дискуссиями по национальным вопросам, Снелльман уже летом 1840 года в письме к своим друзьям критиковал финляндское общество и социальную пропасть, отделявшую привилегированные сословия и университет от простого народа, которую он понимал прежде всего как языковой вопрос. В конце 1842 года Снелльман вернулся в Финляндию. Как и прежде, он стал читать лекции в университете, одновременно стараясь найти удобный случай изложить свои социальные взгляды в журналистской форме. Однако консул Г.О.Васениус отказал ему в должности второго редактора газеты «Гельсингфорс Тиднингар» (наряду с Топелиусом). Тем не менее, весной 1843 года Снелльман был назначен ректором средней школы Куопио, где была типография, но не было местной газеты. Единственной публикацией, подписанной Снелльманом в тот период, стала небольшая заметка 4 декабря 1843 года, извещавшая об издании газеты «Сайма». Газета стала выходить с января 1844 года на шведском языке. Ещё в «Спанска Флюган», а затем в Швеции Снелльман критиковал другие периодические издания, и это также стало характерной чертой «Саймы». Газета отражала требования нового, индустриализированного и современного общества, критикуя при этом старое, существующее общество. Однако, по мнению Топелиуса, программа Снелльмана была утопична и преждевременна с точки зрения условий и возможностей Финляндии того времени. Сам Снелльман, вероятно, видел преимущество жизни в провинции, где он мог проводить более жёсткую линию, тогда как в Гельсингфорсе его было бы легче заставить идти на уступки. Программа газеты «Сайма» представляла собой адаптацию идей «Учения о государстве» и «Фрейи» к финским условиям, при этом из политических соображений эти идеи подавались в полемическом ключе. Снелльман применил к Финляндии дебаты, которые велись вокруг национальной идеи у чехов и венгров, дополнив идеи, навеянные ситуацией в провинции Саво. Ранее он усвоил взгляды на народное хозяйство и на активизацию народных масс, и в результате наряду с «Саймой» возникло издание «Друг крестьянина» (фин. Maamiehen Ystдvд), в первых номерах которого давались советы по строительству хлевов, а также присутствовали размышления о происхождении финнов, тогда как в первом номере «Саймы» основное внимание было уделено «Истории рабочего класса» Гранье де Кассаньяка и перспективам обновления историографии, открываемым этим трудом. Основу «Саймы» составляли статьи, связанные с проблемами воспитания, женского образования, школ и университета. Много места отводилось также обзорам зарубежной, прежде всего шведской, литературы. С лета 1845 года генерал-губернатор князь Меншиков начал следить за статьями из газеты «Сайма», которые для него переводились. Он приказал написать Снелльману, что с предложениями, затрагивающими улучшения в общественной жизни, следует обращаться непосредственно к властям, а не вызывать публичное недовольство «нынешним положением страны». А весной 1846 года к газете был приставлен строгий цензор. Чиновников не устраивал прежде всего резкий и саркастический тон Снелльмана, подрывавший их авторитет. Этот аспект стал ещё существеннее с обострением общеполитической ситуации в Европе весной и летом 1846 года в связи с восстанием в Кракове, деятельностью «профессорского парламента» в Германии, а также из-за Шлезвиг-Гольштинского вопроса. Всё это так или иначе было связано с интересами России. В конце 1846 года Сенат отменил разрешение на издательство «Саймы». Однако в начале 1847 года Снелльман получил возможность распространять свои взгляды в ежемесячном журнале «Литтературблад» («Литературный листок для всеобщего гражданского просвещения»). Официально издателем журнала являлся Элиас Лённрот. Летом 1847 года Снелльман совместно с Э.Й.Ленгманом предпринимает поездку в Германию, Францию, Бельгию и Англию с целью ознакомления с лесной промышленностью. 18 ноября 1845 года Снелльман вступил в брак с семнадцатилетней Йоханной Ловисой Веннберг (14 января 1828 — 4 июня 1857), дочерью аптекаря из Куопио Андерса Веннберга и Авроры Олсон. В браке родилось семеро детей — Ханна (22 ноября 1846-1882), Андерс Хенрик (16 августа 1848-1911), Йохан Людвиг (14 марта 1850-1909), Вильгельм (6 октября 1851-1933), Магдалена, Карл (1855—1928) и Густав. Андерс Хенрик Снелльман был сенатором юридического департамента Сената в 1905—1909 годах; Йохан Людвиг стал секретарём-докладчиком в Сенате; Вильгельм — окружным врачом и советником здравоохранения; Карл был начальником управления дорог и водных путей в 1909—1925 годах, а в 1917 году получил звание действительного статского советника; Магдалена и Густав умерли во младенчестве. В конце 1849 года Снелльман с семьёй переезжает из Куопио в Гельсингфорс, стремясь сменить Тенгстрёма на должности профессора философии в Гельсингфорсском университете. Однако его кандидатура была отклонена. После этого он подал заявление на пост профессора Уппсальского университета, однако вскоре отозвал его. Революция 1848 года и последовавшие за ней события оказали сильное влияние на взгляды Снелльмана. По-видимому, он перестал верить в то, что общественный прогресс может быть быстрым, что только укрепило его в убеждении о важности просветительской деятельности. Вскоре от Меньшикова поступило предложение возглавить газету «Финландс Аллменна Тиднинг», однако Снелльман дал отказ. Он решил прекратить свою деятельность в области общественной критики и литературы, сосредоточившись на проблеме предпосылок экономического прогресса Финляндии. В этот период Снелльман работал помощником в конторе Хенрика Боргстрёма, коммерции советника. С целью разработки плана организации высшего коммерческого образования в Финляндии Снелльман на средства Боргстрёма переводит на шведский язык работу американца Эдвина Фридли «Практическое пособие по предпринимательству». В 1850—1854 годах Снелльман ничего не издаёт, не работет доцентом, и вообще практически не участвует в университетской и научной деятельности. Зато он основательно вникает в вопросы экономики, железнодорожного и банковского дела, то есть в хозяйственное преобразование общества. В 1850 году Снелльман совершил поездку в Ригу для знакомства с морским правом и расчётом страховых выплат по убыткам при мореплавании. В декабре 1854 года, во время Крымской войны, Снелльман сообщил редактору «Литтературблад» С.Г.Эльмгрену о своём желании вновь возглавить издание. В марте-апреле 1855 года вышел первый номер под редакцией Снелльмана. В это же время император Николай I умер, на престол взошёл Александр II, а генерал-губернатором стал генерал Фредрик Вильгельм Ремберт фон Берг. В сентябре барон И.И.Мунк был назначен вице-канцлером университета. Вместе с министром статс-секретарём, исполняющим обязанности канцлера графом Александром Армфельтом, он пригласил Снелльмана в университет. Первоначально речь шла об экстраординарной профессуре по «годегетике», науке о руководстве учебным процессом, однако вскоре было решено предложить Снелльману ординарную профессуру по «философии морали и системе наук», то есть практической и теоретической философии. 30 января 1856 года Снелльман был принят на должность по специальному приглашению. Вскоре после этого наименование должности было вновь восстановлено как «профессор философии». Став профессором, Снелльман начал чтение лекций о системе наук и обучении в университете, а позднее перешёл к «абстрактному правоведению», теоретической и практической этике (морали) и психологии, оставаясь в рамках манеры теоретизирования и стиля Гегеля. В 1860—1861 годах Снелльман исполнял обязанности профессора педагогики. В 1860 году ему присудили степень почётного доктора. Снелльман также пришёл к выводу, что залогом автономии Финляндии является политика лояльности по отношению к императору, как того требовала безопасность России. Таким образом, Снелльман и примкнувшие к нему фенноманы стали на тот момент в какой-то мере противовесом либеральной линии. Для окончательного культурного оформления финской нации под покровительством императора было необходимо, чтобы большинство народа могло пользоваться плодами просвещения, что, в свою очередь, было невозможным без укрепления положения финского языка, на котором говорили широкие слои населения. В 1862 году Снелльман получил приглашение в комитет по подготовке созыва сейма. 21 марта 1863 г. он был назначен членом хозяйственного департамента Сената, а с 1 июля 1863 г. — начальником первого отделения финансовой экспедиции. В 1865 году Снелльман был награждён орденом Святого Владимира третьей степени, а 21 ноября 1866 года возведён в дворянство. Во время польского восстания 1863 года Снелльман занял пророссийскую позицию. Во время визита императора в Финляндию в 1863 году он внёс предложение, чтобы тот в качестве награды финскому народу за его лояльность объявил о придании финскому языку статуса официального языка делопроизводства, а также о переводе финляндской национальной валюты (марки и пенни), учреждённой ещё в 1860 году, с рублёвого на международный серебряный стандарт. С первой частью император согласился, решение же по второй части отложил, поскольку оно затрагивало интересы России. Снельман также сыграл важнную роль в подготовке тронной речи для первой сессии сейма в сентябре 1863 года. Тогда же Снелльман покидает «Литтературблад», а вскоре издание вовсе перестало выходить. Основным достижением Снелльмана на посту сенатора стало проведение в 1865 году финансовой реформы, в результате которой марка наконец была отделена от рубля и привязана к серебряному стандарту. Это привело к ревальвации, а во время нескольких неурожайных лет реформа оказалась весьма нелёгкой. Усложнение получения кредитов вело к банкротствам, усугубляя тяжёлое положение голодных лет, однако в перспективе это доказало свою эффективность, укрепляя позиции финской экономики Финляндии в отношении внешней торговли. Для осуществления реформы Банк Финляндии мог независимо от России получать кредиты в Германии под гарантии cейма. Во время массового голода 1867 года Снелльман работал над получением помощи и рационализацией её распределения, но делу мешали ограниченность доступных ресурсов, неразвитость транспортной инфраструктуры и ряд других причин. С мерами по оказанию помощи был тесно связан вопрос о строительстве железной дороги на Санкт-Петербург. На этой почве возникли разногласия между Снелльманом и новым генерал-губернатором Н.В.Адлерберг. Кроме того, финская общественность подвергла суровой критике финансовую политику Снелльмана. В связи с этим, 27 марта 1868 года Снелльману было предложено подать в отставку, а 15 июля его отставка была принята. Летом 1869 года Снелльман занял пост председателя правления Финляндского ипотечного союза. Однако здесь он также столкнулся с рядом трудностей, связанных как с последствиями голодных лет, так и с тем, что не всегда удавалось корректно оценить стоимость земли. Во время реформы 1878 года по переходу на золотой стандарт раздавались призывы к смещению его с должности, а на собрании объединения в 1881 году он не был переизбран на следующий срок. С 1870 по 1874 гг. Снелльман был председателем Финского Литературного общества. Кроме того, он принимал участие в работе сессий сейма 1872 и 1877—1878 годов, а также вернулся к журналистике, особенно с 1876 года в фенноманской газете «Моргонбладет». В своих выступлениях он подчёркивал, важность для развития Финляндии не только сельского хозяйства, но и промышленности. На сессии сейма в 1872 году он подверг критике крестьян-землевладельцев, за их жестокое, по его мнению, отношение к сельскому пролетариату. Он отстаивал свои взгляды на пути внедрения финского языка, согласно которым, образованные слои населения должны были перейти со шведского языка на финский, при этом не должно было произойти раскола, при котором образованное сословие осталось бы шведоязычным, а продвижение финноязычной культуры осталось бы делом новых, развивающихся классов. Позиция Снелльмана, поддерживаемая студентами-фенноманами, получила резонанс после убийства императора Александра II. Либеральный период в истории России на этом закончился, и в процессе формирования партий Финляндии свекомания и либерализм стали «растворяться друг в друге». В мае 1881 года празднования по случаю 75-летия Снелльмана превратились в общенациональную кампанию по распространению идеологии фенномании, устроенную радикально настроенным студенчеством. Главный праздник состоялся в Студенческом доме. Эта пропагандистская кампания усилила тенденции поправения среди либералов. Вскоре после этого, 4 июля 1881 года, Снелльман умер в своём летнем доме в Данскарбю под Киркконумми. На его похоронах 7 июля 1881 года выступил с речью С.Топелиус. Всего за четыре года до этого Снелльман сам выступал на могиле Рунеберга. Топелиус говорил о Снелльмане и о его современниках; Снелльман, по его словам, был «гранитом, сильнейшим в действиях и самым волевым». Крестьянское сословие установило Снелльману надгробный памятник на кладбище Хиетаниеми в Хельсинки. 12 мая, в день рождения Снелльмана, в Финляндии отмечается «День Снелльмана» или «День финского самосознания» (фин. Suomalaisuuden pдivд). В этот день над Финляндией ежегодно поднимается государственный флаг. В 1906 году по случаю столетней годовщины со дня рождения Снелльмана финский писатель и журналист Йоханнес Линнанкоски призвал носителей иностранных (прежде всего шведских) фамилий заменить их на финские. 12 мая 1906 года на страницах Финской Официальной газеты около 24 800 человек огласили свои новые финские фамилии. В этот же день был основан Союз Финского самосознания (фин. Suomalaisuuden liitto). Наиболее значимые труды: Dissertatio academica absolutismum systematis Hegeliani defensura, Хельсинки, 1835; Fцrsцk till framstдllning af logiken, Хельсинки, 1837; Philosophisk elementarkurs, Стокгольм, 1837—1840; Om det akademiska studium, 1840; Det gеr an. En tafla ur lifvet, fortsдttning, 1840; Versuch einer speculativen Entwicklung der Idee der Persцnlichkeit, Тюбинген, 1841; Lдran om staten Стокгольм, 1842; Tyskland. Skildringar och omdцmen frеn en resa 1840—1841, Стокгольм, 1842; De spiritus ad materiam relatione, Хельсинки, 1848; Alexander Castrenin elдmдkerta. Публикации: Samlade arbeten I—X (1892-1898); Kootut teokset I-Xll (1928-1932); Samlade arbeten I 1826—1840 (1992); Teokset 1-4 (1982-1983). Сочинения: Samlade arbeten, bd 1—10, Hels., 1892—1901. Литература: Рейн Т., Иоганн Вильгельм Снелльман, перевод со шведского, Санкт-Петербург, 1903; Карху Э., Об эстетических к историко-литературных взглядах И.В.Снелльмана в 40-е гг. 19 в., "Скандинавский сборник", 1957, том 2; Rein ., J. . Snellmanin elama, bd 1—2, Hels., 1904—1905; Salornaa J. E., J. . Snellmann, Porvoo — Hels., 1944.
[494x700]
1806
Георг Адольф Эрман (немецкое имя - Georg Adolf Erman)
немецкий путешественник и физик. Семья Эрмана по отцовской линии имела французские корни (предки были гугенотами из Эльзаса), мать происходила из большой еврейской семьи. Отец, Пауль Эрман (Paul Erman) (1764—1851), был известным физиком, а дед, Жан Пьер Эрман (немецкое имя - Jean Pierre Erman) (1735—1814), — историком. В 1834 г. женился на Марии Бессель, старшей дочери Ф.Бесселя. У них было три сына. Вильгельм Эрман (1850—1932) стал библиотекарем, Адольф Эрман (1854—1937) — известным египтологом, Генрих Эрман (1857—1940) — юристом и преподавателем в университете. Г.А.Эрман начал своё образование в Берлине, где изучал естественные науки. После получения степени доктора физики в 1826 г. он устроился на должность ассистента у профессора Вильгельма Бесселя в Кёнигсбергском университете. После кругосветного путешествия работал в университете Фридриха-Вильгельма: с 1832 г. — приват-доцентом, с 1834 г. — профессором физики (с 1839 г. — экстраординарный профессор). Несколько лет преподавал математику в Коллеж франсез (французское название - Collиge Franзais), где ранее работал его отец. В 1874 г. был избран иностранным членом Лондонского королевского общества. С 1828 по 1830 годы Г.А.Эрман совершил кругосветное путешествие по северной Северной Азии, Тихому и Атлантическому океанам. Главной целью путешествия было создание сети точных геомагнитных наблюдений по всему периметру Земли. Первая часть путешествия прошла в составе магнитометрической экспедиции норвежского исследователя К.Ханстена. В России она прошла по маршруту Нарва — Санкт-Петербург — Москва — Казань — Пермь — Тобольск (ноябрь 1829 г.). Отсюда Эрман повернул на север. По рекам Иртыш и Обь в декабре 1829 г. он добрался до Обдорска (ныне Салехард). Затем экспедиция взяла путь на Иркутск и Кяхту. Здесь путешественники разделились, и Эрман продолжил свой путь уже один, в направлении на Якутск (апрель 1829) и Охотск (июнь 1829). В августе, на корабле Русско-Американской компании, он переправился на Камчатку. После месячного путешествия по полуострову, с восхождением на вулкан Шивелуч, Эрман в конце сентября прибыл в Петропавловск-Камчатский. Здесь встретился с Л.А.Гагемейстером, и 3 октября 1829 г., на его корабле «Кроткий», отплыл в Новоархангельск (ныне Ситка). Отсюда корабль направился в мексиканское поселение Йерба-Буена (ныне Сан-Франциско) и далее на юг, к о. Таити. Покинув остров в феврале 1830 г., корабль, через мыс Горн, Рио-де-Жанейро, Портсмут и Хельсингёр, достигает Крондштата. Отсюда Эрман, наконец, возвращается в Берлин. В ходе путешествия Эрмана интересовал не только геомагнетизм. Он вел исследования и наблюдения в области метеорологии, ботаники, этнографии, геокриологии, собирал гербарии. Также он встречался со ссыльными декабристами: В.Ф.Раевским в Иркутске, А.А.Бестужевым в Якутске. По итогам путешествия Г.А.Эрман издал труд «Путешествие вокруг Земли через северную Азию, и оба океана в годах 1828, 1829 и 1830», состоящий из исторической и физической частей. Результаты геомагнитных наблюдений были использованы Карлом Гауссом в теории о магнитном поле Земли. В 1845—1848 гг. Эрман, вместе с Петерсеном (нем. H.Petersen) произвели расчёт геомагнитных постоянных, определяемых этой теорией. Позже, по поручению и на средства Германского адмиралтейства и Британской ассоциации (англ. BAAS) был произведён более полный расчёт этих постоянных на основе геомагнитных наблюдений 1829 г., и с учётом вековых вариаций в более ранних данных. Результаты были опубликованы в книге «Основы теории Гаусса и явления земного магнетизма в 1829 г.». В 1841—1866 гг. издаёт журнал «Архив научных известий из России», в котором публикует, в том числе, и свои статьи. В последние годы Эрман изучал тепловое расширение солёной воды, писал о сверлильных устройствах с канатным приводом, возможном влиянии метеоритов на климат. Умер в Берлине 12 июля 1877 года. Труды: Эрман, Г.А. Путешествие вокруг Земли через северную Азию, и оба океана в годах 1828, 1829 и 1830: в 8 т. = нем. Reise um die Erde durch Nord-Asien und die beiden Oceane in den Jahren 1828, 1829 und 1830. — Берлин: G. Reimer, 1833—1848; Исторический отчёт = Historischer bericht. — 1833—1848; Путешествие из Берлина до Полярного моря в 1828 году = Reise von Berlin bis zum Eismeere im jahre 1828. — 1833 Том 1; Путешествие из Тобольска до Охотского моря в 1829 году = нем. Reise von Tobolsk bis zum Ochozker meere im jahre 1829. — 1838 Том 2; Побережье Охотского моря, Охотское море и путешествие по Камчатке в 1829 году = Die Ochozker kьste, das Ochozker meer und die reisen auf Kamtschatka im jahre 1829. — 1848 Том 3; Атлас к Эрмановскому путешествию вокруг света = (11 Tafeln des Atlas zu Erman's Reise um die Erde. — 1848. Карты. Физические наблюдения = (Physikalische beobachtungen. — 1835—1841: Определение местоположения и склонения на суше = нем. Ortsbestimmungen und declinationsbeobachtungen auf dem festen lande. — 1835 Том 1; Наклонение и напряженность. Определение склонения на море. Периодические изменения склонения = нем. Inclinationen und intensitдten. Declinationsbeobachtungen auf der see. Periodische declinationsverдnderungen. — 1841 Том 2; Атлас. — 1835; Эрман, Г.А. Основы теории Гаусса и явления земного магнетизма в 1829 г. = Die Grundlagen der Gaussischen Theorie und die Erscheinungen des Erdmagnetismus im J. 1829. — Берлин: G. Reimer, 1874. — 43 страниц; Эрман, Г.А. Путешествия в Сибири: Включая экспедицию на север, вниз по Оби, к полярному кругу, и на юг, к Китайской границе = Travels in Siberia: Including Excursions Northwards, Down the Obi, to the Polar Circle, and Southwards, to the Chinese Frontier. — Лондон: Longman, Brown, Green and Longmans, 1848; Архив научных известий из России = нем. Archiv fьr wissenschaftliche Kunde von RuЯland / Эрман, Г. А., главный редактор. — Берлин: 1841—1866 Тома I—XV. Работы по геомагнетизму и другим физическим темам публиковались в «Annalen der Physik und Chemie» Поггендорфа, «Астрономических известиях» Шумахера, «Докладах Британской ассоциации». Награды: Золотая медаль Королевского географического общества в 1844 г. — «За важные географические работы в Сибири и Камчатке». В честь Г.А.Эрмана названы: Хребет Эрмана в Забайкальской крае России, по правобережью реки Онон;.Берёза Эрмана — вид берёзы, произрастающий на Камчатке, Сахалине, Курилах, в Магаданской области. Библиография: Эрман, Георг Адольф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петерьург.: 1890—1907; Эрман, Адольф = Erman, Adolphe // Всеобщая немецкая биография (нем. Allgemeine Deutsche Biographie). — 1877. — Том 6. — Страница 486; П.Литке Кем был А. Эрман? [биография] = Who was A. Erman? (pdf). Проверено 22 июня 2009; Лидия Чуковская Декабристы - исследователи Сибири. — Москва: Географгиз, 1951.
[542x699]
1812
Эдуард Лир (Edward Lear)
английский художник, автор жанра лимериков, а также мастер приключенческого и исторического романа. Никто из великих не писал по-настоящему бессмысленных стихов. Не абсурдных, не глупых, не бредовых и не экзистенциалистских, а именно бессмысленных. Ни у кого вы не найдете бессмыслицы такой чистоты и такой силы. Разберите любое стихотворение Лира по камешкам, доберитесь до самых глубоких пластов - вам не встретить ни малейшего намека на сатиру и даже вообще на смысл. Вот это и будет "лимерик". Так что же это такое, "лимерик"? Все знают, что англичане шутят несколько иначе, чем мы. Но лимерики - это не просто особенный юмор, а особенный среди особенного. Свое название они получили от названия ирландского городка Лимрик (по-русски его иногда пишут Лимерик). Жанр лимериков более ста тридцати лет назад и придумал художник и большой фантазер англичанин Эдвард Лир. С тех пор их появилось великое множество. Лимерики всегда состоят ровно из пяти строк. Первая строка представляет героя или героиню и заканчивается названием города или местечка, откуда тот родом. Следующие строки рассказывают о каком-нибудь странном их поступке. А последняя строчка повествует о реакции окружающих на этот поступок. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой. Герои лимериков - большие чудаки и чудачки. Например:
"Жил-был старичок из Винчестера,
За которым погналися шестеро.
Он вскочил на скамью,
Перепрыгнул свинью
И совсем убежал из Винчестера".
Эдвард Лир родился в семье лондонского биржевого маклера Иеремии Лира. Он был двадцатым ребенком в семье. Когда ему было четыре года, его отец обанкротился. Семья погрузилась в бедность. Воспитание маленького Эдварда легло на плечи его старших сестер, которые, кстати, и научили его рисовать. Когда ему было пять или шесть лет, его впервые посетили "демоны": так он называл эпилепсию, сопутствующие ей резкие смены настроения и приступы депрессии. Он до конца дней ненавидел свой огромный нос, и, наверное, в значительной степени из-за этого ни разу не был женат. О его личной жизни история умалчивает, однако можно предположить, что Лир был из тех, к кому успех у женщин приходит слишком поздно. У него была сильнейшая близорукость, катаракта и больные легкие. Здоровье не позволяло жить в сыром климате, и Лир вынужден был покинуть Англию. С девятнадцати лет он путешествовал по миру, только изредка и ненадолго заезжая домой. Лондон - Амстердам - Берн - Берлин - Дублин - Брюссель - Люксембург - Берлин (Лир, кстати, почему-то терпеть не мог немцев и после 1837-го в Германии не появлялся) - Швейцария - Рим - Север Италии - Флоренция - Лондон - Шотландия - Рим - Мальта - Корфу - Афины - Константинополь - Греция - Албания - Мальта - Каир - Мальта - Греция - Лондон - Египет - Корфу - Вифлеем - Иерусалим - Лондон - Рим - Лондон - Рим - Корфу - Лондон - Корфу - Лондон - Корфу - Крит - Ницца - Лондон - Венеция - Мальта - Лондон - Египет - Газа - Иерусалим - Лондон - Равенна - Канны - Корсика - Лондон - Канны - Париж - Лондон - Канны - Сан Ремо - Лондон - Египет - Бомбей - Цейлон - Лондон - Корфу - Швейцария - Лондон - Швейцария - Сан Ремо - вот список его перемещений по свету, без учета мелких городов и длительных пеших путешествий. Посчитайте тире; вычтите из семидесяти шести девятнадцать, и у Вас получится, что Лир, по крайней мере, нигде не задерживался дольше, чем на год. Его гнала с места на место тоска по родине, как бы банально это не звучало. Мало кто сопровождал его больше, чем в одном путешествии. В основном он путешествовал один. Немногие друзья, компаньоны и случайные попутчики, исчезали из его жизни, один за другим; дороги расходились в разные стороны, и от друзей оставались только письма. Портреты умерших друзей, висевшие в гостиной его виллы, он вынимал из рамок и перевешивал к себе в спальню. На стенах гостиной было полно пустых рамок. Единственным, кто провел рядом с Лиром целых десять лет, сопровождая его повсюду и поддерживая его во всем, был кот по кличке Фосс. Лир скончался в Сан-Ремо на итальянской Ривьере 29 января 1888 года. Он пережил своего кота на два месяца. Наверное, именно это и называется "умереть в один день". Издания на русском языке: Лир Э. Целый том чепухи. Москва, 1992; Лир Э. Книга бессмыслиц. Москва, 1992; Лир Э. Скриппиус-пип. Ростов-на-Дону, 1992; Лир Э. Истинная история кругосветного плавания четырех чрезвычайно чудных человечков. Москва, 1995; Лир Э. Книги чепухи (мини). Москва, Анима, 2002; Лир Э. Книга без смысла. Москва, Время, 2007; Лир Э. Лимерики. Москва, Фолио, 2008; Лир Э. Жил один старичок с кочергой. Москва, Азбука, 2009; Лир Э. Большая книга чепухи. Москва, ИД Ивана Лимбаха, 2010; Лир Э. Книга чепухи. A book of nonsense. (двуязычная) Москва, Эксмо, 2011.
1814
Адольф Львович Гензельт
русский пианист, педагог и композитор. Родился в Швабахе (Бавария) в немецкой семье. В 1836 начал концертную деятельность в Берлине. С 1838 жил в Санкт-Петербурге, занимаясь преимущественно преподаванием игры на фортепьяно (среди его учеников - В.В.Стасов, И.Ф.Нейлисов, Н.С.Зверев). В 1872-75 редактор музыкального журнала «Нувеллист»; в 1887-1888 профессор Санкт-Петербургской консерватории. Игра Гензельта отличалась тонкой художественной выразительностью, тщательной отделкой деталей и замечательным техническим мастерством. Фортепьянные произведения Гензельт (свыше 40 опусов) мелодичны, изящны (особенно выделяются этюды, блестяще разработанные в пианистическом отношении), но подчас носят налёт салонной виртуозности. Гензельт принадлежит множество редакций, переложений и обработок для фортепьяно (в том числе обработки русских народных песен и произведений русских композиторов). Автор инструктивно-педагогического сочинения «На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры» (1868). Умер в Вармбрунне (Силезия) 10 октября 1889 года. Литература: Ф.[Финдейзен Н.], Адольф Гензельт, «Русская музыкальная газета», 1899, № 37; Алексеев А., Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма, выпуск 2, Москва - Ленинград, 1948; Музалевский В., Русская фортепианная музыка. Очерки и материалы по истории русской фортепианной культуры, Ленинград - Москва, 1949.
1815
Виктор Иванович Григорович
русский славист, один из основоположников славянской филологии в России; автор трудов "Очерк путешествия по Европейской Турции", "О Сербии в ее отношениях к соседним державам". Умер в 1876 году.
1816
Эдмунд Денисон Гримторп
английский юрист, писатель, изобретатель и архитектор. Родился в Карлтон-Холле (близ Ньюарка, графство Ноттингемшир). Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета. В зрелые и преклонные годы интересовался главным образом часовым делом и церковной архитектурой. В 1851, когда предлагались разнообразные планы устройства часов в башне Виктории, к Гримторпу, а также к королевскому астроному Дж.Эри и часовых дел мастеру Эдварду Джону Денту обратились с просьбой выступить в роли арбитров. Гримторп оказал помощь в создании окончательного проекта часов с четырьмя циферблатами, которые начали отсчитывать время с 1860. Гримторп изобрел для «Биг Бена» гравитационный регулятор хода, который стал стандартным механизмом для башенных часов. В 1874 унаследовал титул баронета, а с 1886 стал бароном Гримторпом. В конце 1870-х Гримторп предпринял на свои средства реставрацию и перестройку церкви аббатства Сент-Олбанс (графство Хартфордшир). Выполненный им проект, осуществление которого было завершено лишь к 1894, вызвал неодобрение со стороны архитекторов. Гримторпу принадлежат сочинения, посвященные различным областям знания. Среди его трудов – Происхождение законов природы (Origin of the Laws of Nature); Книга о строительстве (A Book on Building); Астрономия без математики (Astronomy Without Mathematics); Трактат о карманных и башенных часах и о колоколах (A Treatise on Clocks, Watches and Bells). Умер в Сент-Олбансе 29 апреля 1905 года.
[483x700]
1820
Йозеф Манес (чешское имя - Josef Mбnes)
чешский художник, представитель романтического течения в живописи. Й.Манес родился в Праге, в известной семье художников. Живописцами были отец Йозефа, Антонин Манес, его брат Гвидо Манес и сестра Амалия Манесова; дядя художника, Венцель Манес, был директором пражской Художественной академии. Первые уроки живописи Йозеф брал у своего отца. С 1835 по 1844 года он учится в пражской Художественной академии, под руководством профессоров Франтишека Ткадлика и Христиана Рубена. Затем уезжает на два года для продолжения своего образования в Мюнхен. После возвращения из Германии Й.Манес около 20 лет живёт в имении графа Фридриха Сильфа-Тарука, в его дворце в Чехах под Косыржем. Отсюда художник совершает поездки по Моравии, Словакии и Польше. Й.Манес принимал активное участие в культурной жизни своей страны. Он был членом художественного союза Umleckб beseda, являлся автором формы и флагов для различных общественно-патриотических организаций Чехии. В 1857 году он совершает поездку в Россию, в 1860 году — в Италию, откуда художник вернулся душевно больным. Умер в Праге 9 декабря 1871 года. Й.Манес считается одним из крупнейших чешских национальных художников XIX века. К его многочисленным полотнам относятся пейзажи, портреты, исторический картины, жанровые сцены, изображения цветов и растений. Известны его произведения, посвящённые деревенской жизни, а также Пражского орлоя. Для современников значение творчества Й.Манеса оказалось во многом непонятым. В 1887 году именем Й.Манеса был назван Союз чешских художников (Spolek vэtvarnэch umlc Mбnes). Его именем назван также один из центральных пражских мостов (Mбnesv most), в начале которого установлен памятник художнику. По мотивам работ художника выпущены многочисленные почтовые марки Чехословакии.
Литература: Milo Jirбnek: Josef Mбnes, Prag 1909-1910; Frantiek Koнk: Josef Mбnes, Prag 1955; Olga Mackovб: Josef Mбnes, Prag 1970. Галерея: Портрет незнакомки; Изображение Пражского орлоя; Влюблённые; Жозефина; Портрет Луизы Бельской (1857); Месячные работы (с орлоя); Словацкая семья (керамика); Горное селение; Иллюстрации к «Старочешским песням»; Эскиз.
[454x698]
1820
Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale)
английская сестра милосердия и общественный деятель. Есть в человеческой истории люди-символы, чьи имена стали нарицательными и воплощают в себе высшее проявление тех или иных человеческих качеств – положительных или отрицательных. О таких людях помнят, на них стараются равняться (или, напротив, приводят всем в пример, как не надо себя вести), в их честь учреждают медали и проводят научные конференции по изучению их наследия. И в ряду таких символов, несомненно, стоит фигура Флоренс Найтингейл, которая первой из женщин получила в 1907 году из рук британского короля Георга V орден «За заслуги перед Отечеством». Однако ее биография начиналась просто и незатейливо, как биография многих английских мисс из состоятельных семей. Ее родители много путешествовали, и потому Флоренс родилась в прекрасной Флоренции, получив отсюда и свое имя. Состояние ее родителей позволяло и дальше проводить время в приятных путешествиях, попутно рожая детей. В конечном счете, у Флоренс появилось еще трое братьев и сестер, которых она по праву и обязанности старшего ребенка с удовольствием нянчила. Но домашние обязанности не помешали девочке получить прекрасное образование – конечно же, домашнее, как и полагалось благовоспитанному ребенку из хорошей семьи. Под влиянием «тетушки» – родной сестры ее отца Мэй Смит - Флоренс начала участвовать в благотворительных акциях. Во время одной из них она попала в приют для больных бедняков в одной из рабочих окраин и была потрясена увиденным. Это перевернуло всю ее жизнь. Флоренс заявила родителям, что хотела бы обучиться профессии медсестры и для этого поступить в больницу сиделкой. Вся благовоспитанная родня девушки была потрясена, с матерью случился сердечный приступ, а отец изгнал ее из дома и лишил наследства. Но у Флоренс оказалась железная воля, и она упорна шла по выбранному пути. За три года она освоила все навыки профессиональной медсестры и внесла в ее деятельность много нового. До Флоренс медсестры не были как таковыми медицинскими работниками. Это были малопочтенные, часто спившиеся и отовсюду изгнанные женщины, которые не имели никаких знаний ни об анатомии, и о правилах гигиены. Флоренс Найтингейл разработала собственный метод, который был максимально прост и максимально эффективен: чистота, свежий воздух, хороший уход, режим питания. И все это начало творить настоящие чудеса. Она пыталась найти применение своей методике во многих медицинских учреждениях, но далеко не везде были готовы пойти ей навстречу. Лишь во Франции, в католической общине имени Винсента де Поля, она наконец-то встретила понимание. В тех палатах, где использовалась методика Флоренс, смертность больных уменьшилась в два раза. После этого ее правоту признали и в родной Англии: узнав об ее успехах, покровители медицинского учреждения для обедневших дворянок предложили возглавить его. Флоренс Найтингейл снова стала в Англии уважаемым человеком, членом разнообразных благотворительных комитетов, признанным специалистов в своей сфере.
[610x699]
Памятник Флоренс Найтингейл.
Но необходимость тратить драгоценное время на светские обязанности угнетала ее. Все изменилось в 1854 году с началом Крымской войны, в которую ввязались англичане. К Флоренс обратился лично военный министр Сидней Герберт, который рассказал, что на фронте умирают сотнями раненые солдаты. Флоренс собрала отряд женщин-добровольцев, среди которых было много католических монахинь из общины, когда-то давшей ей приют, и отправилась на фронт. Под ее попечение попал главный британский госпиталь под Константинополем. Прибыв туда, женщины были потрясены царившей в госпитале антисанитарией, отсутствием необходимых мер гигиены и истощением раненых. За несколько месяцев Флоренс и ее команде удалось только в помощью надлежащего ухода и соблюдения правил гигиены снизить смертность раненых с 60-ти процентов до 5-ти. Крымская война сделала Флоренс национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называя её «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она всегда, как добрый светлый ангел, сама обходила палаты с больными. По возвращении в Англию (1856) Найтингейл было поручено реорганизовать армейскую медицинскую службу. В 1857 году правительство выделило средства на организацию комиссии по проведению в жизнь необходимых реформ. В 1859 году военным министром вновь стал Херберт; с его помощью Найтингейл добилась того, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации; больничный персонал в обязательном порядке проходил необходимую подготовку; в больницах велась строгая статистическая обработка всей информации. Была организована военно-медицинская школа, в армии велась разъяснительная работа о важности профилактики болезней. Найтингейл была способным математиком, занималась статистическими исследованиями, стала новатором в использовании методов инфографики в статистике, в частности, применяла круговые (секторные) диаграммы. В 1859 году была избрана членом Королевского статистического общества и впоследствии стала почётным членом Американской статистической ассоциации.
[700x350]
Она написала книги «Заметки о факторах, влияющих на здоровье, эффективность и управление госпиталями британской армии» (Notes on Matters Affecting the Health, Efficiency and Hospital Administration of the British Army, 1858) и «Как нужно ухаживать за больными» (Notes on Nursing: What It Is and What It Is Not, 1860). Во время войны Найтингейл удалось собрать по подписке большую сумму денег, на которые в 1860 году была организована первая в мире школа сестёр милосердия при больнице Святого Фомы в Лондоне. Вскоре выпускницы этой школы начали создавать аналогичные учреждения при других больницах, и даже в других странах. Так, Эмми Каролина Рапе, прошедшая обучение в этой школе в 1866-67 году стала пионером создания системы обучения сестёр милосердия в Швеции. В Англию она вернулась национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называя ее «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она всегда, как добрый светлый ангел, сама обходила палаты с больными. Однако бесконечная работа подорвала ее здоровье, в 1859 году она перенесла инсульт, который сделал ее инвалидом. При этом выходила ее верная подруга Мэй Смит. За время своей долгой и насыщенной жизни Флоренс Найтингейл успела написать несколько книг по методике сестринского ухода, которые стали классикой; побывала в Индии, где также разработала особую гигиеническую методику; стала главным экспертом комиссии по санитарному состоянию английских военных лазаретов. Ее личная жизнь осталась для потомков загадкой, поскольку перед смертью она уничтожила все свои личные письма и дневники. А 13 августа 1910 года она умерла в Лондоне в весьма почтенном возрасте и была похоронена на скромном сельском кладбище, заранее отказавшись от того, чтобы ее похоронам был придан статус национального траура. На могильном камне нет ее титулов и званий – лишь фамилия и даты жизни. В 1858 году вышла её книга «Заметки о факторах, влияющих на здоровье, эффективность и управление госпиталями британской армии», а в 1860 – «Как нужно ухаживать за больными». В 1883 году Найтингейл удостоена Королевского Красного креста, а в 1907 году – ордена «За заслуги».
[677x700]
В 1912 году Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца учредила медаль её имени специальный орден «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества», который вручается за выдающиеся деяния в сестринском деле. Эта награда является наиболее почётной для сестёр милосердия в любой точке земного шара. И до сих пор во всем мире меньше тысячи человек награждены этой медалью, в том числе 46 человек – в бывшем СССР, среди которых Герои Советского Союза З.М.Туснолобова-Марченко, М.С.Шкарлетова, И.Н.Левченко, В.С.Кащеева. 12 мая в день рождения Флоренс Найтингейл, мир отмечает Международный день медицинской сестры. В Лондоне действует Музей Флоренс Найтингейл, в экспозициях которого представлены экспонаты, наглядно иллюстрирующие важные биографические и героические страницы жизни этой подвижницы. О жизни и судьбе Флоренс Найтингейл снято несколько художественных и документальных фильмов. В 1951 году вышла на экраны британская историческая кинолента режиссёра Герберта Вилкокса «Леди с лампой» с Анной Нигл в заглавной роли. Ф.Найтингейл посвящены также фильмы режиссёров Дэрила Дьюка (1985) и Нормана Стоуна (2008). Изображена на почтовой марке ФРГ 1955 года. В в её честь Ли Смит в 1880 г. назвал пролив к юго-востоку у Земли Георга (Земля Франца Иосифа), так как она была его родственницей. В честь Ф.Найтингейл назван психологический синдром (Florence Nightingale effect), проявляющийся, когда врач или медсестра, ухаживающие за больным, начинают испытывать к нему чувства, которые могут перерасти в любовь. Об этом синдроме мельком упоминает Эмметт Браун, герой фильма «Назад в будущее» (1985), и Джордж Костанза в сериале «Сайнфелд» (4-й сезон 20-й эпизод), а также Грегори Хаус в сериале «Доктор Хаус», апеллируя к термину, чтобы описать поведение Элиссон Кэмерон (5-й сезон 21-я серия (2008 год)) — на русскоязычном канале Universal ошибочно переведено, как «если бы ты была „флорентийским соловьем“». Также упоминался в 12-й серии 9-го сезона Гриффинов, 8-м сезоне 16-й серии и в 7-м сезоне 7-й серии сериала «Тайны Смолвиля», когда Хлоя упоминает имя Флоренс Найтингейл и Никиты как антиподы. И в произведении Джоджо Мойес «До встречи с тобой». Литература: Рейтенбарг Д., Флоренция Найтингейл, "Медицинская сестра", 1960, № 7—8; Horndasch М., Die Lady mit der Lampe, Bonn, 1948; Bishop ., Goldle ., A biobibliography of Florence Nightingale, L., 1962.
[532x700]
1823
Джон Рассел Хайнд (John Russell Hind)
английский астроном, член Лондонского королевского общества (1851), иностранный член Санкт-Петербургской академии наук (1878). Джон Рассел Хайнд родился в Ноттингеме. В 17 лет он отправился в Лондон учиться профессии гражданского инженера. Благодаря помощи Чарльза Витсона он оставил инженерное дело и согласился работать в Гринвичской королевской обсерватории под руководством Джорджа Бидделя Эйри. Там он проработал 4 года. С 1844 года Хайнд стал директором частной обсерватории Джорджа Бишопа.
[700x525]
В 1853 году Хинд стал руководителем «Морского альманаха» (Nautical Almanac), и занимал эту должность по 1891 год. Хайнд является одним из первых открывателей астероидов. Он также обнаружил и исследовал переменные звезды R Leporis, U Geminorum и Т Тельца (также известная как Переменная туманность Хайнда), и обнаружил переменность Cephei. Хинд обнаружил Nova Ophiuchi 1848 (V841 Ophiuchi), первую новую современности. Хайнд женился в 1846 году, у него с женой было шестеро детей. Умер в пригороде Лондона Твикенхэме 23 декабря 1895 года. В его честь названы Кратер Хайнд на Луне и астероид №1897 Хайнд.
[427x700]
1824
Елена Сергеевна Горчакова
русский педагог, поэтесса, автор путевых очерков; внучка поэта Д.П.Горчакова. Родилась в Москве. Происходила из ветви княжеского рода Горчаковых, которая владела в Тарусском уезде усадьбой Барятино. Прототип одной из «некрасивых» княжон Корнаковых в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого, дальнего родственника Горчаковой. Получила домашнее образование. В 1853 пожалована в фрейлины. С 1865 надзирательница в 3-ей московской женской гимназии. В 1866 выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Была в течение многих лет начальницей гимназии. В 1879 издала в Москве «Стихотворения», небольшой сборник стихов официально-патриотического содержания. В 1880-е годы печаталась в журналах «Кормчий», «Воскресный день», «Московские церковные ведомости». Издала «Сочинения» Д.П.Горчакова с очерком его жизни, составленном по литературным источникам и семейным воспоминаниям (Москва, 1890). Выпустила книгу путевых очерков «Воспоминания о Крыме» (Москва, 1881; второе дополненное издание, части 1—2, Москва, 1883—1884), в которой наряду с описаниями морских и горных пейзажей, мечетей, монастырей, развалин крепостей, изобразила подробности быта татарского и русского населения. Несколько изданий выдержала её книга «Киев» (Москва, 1885). Выпустила серию очерков о монастырях «Поездка в Новый Иерусалим» (Москва, 1886), «Женский Топловский монастырь Святой Параскевы в Крыму» (Москва, 1888), «Херсонесский монастырь в Крыму» (Москва, 1888); «Святогорская Успенская общежительная пустынь» (Москва, 1890) и другие. Умерла в Москве 17 сентября 1897 года. Литература: Горчакова, Елена Сергеевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Том 1: А — Г. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1989. Страницы 644—645.
[558x700]
1825
Акилео Парра (Aquileo Parra)
колумбийский государственный и политический деятель, президент Колумбии (1876-1878). Умер 4 декабря 1900 года.