Накануне выхода "Темного рыцаря" мы вспомнили главных Джокеров в истории саги о Бэтмене — четырех кровожадных шутников из сериалов, киберпанковских мульфильмов и полнометражного кино.
"Если выпадут три колокольчика, вы сможете уйти и заберете 3000 долларов. Если выпадут три апельсина — просто уйдете. А если три лимона — 50000 вольт электрического электричества, мой милый Бэтмен!"
Совсем неизвестный у нас телесериал "Бэтмен" был больше пародией, чем достоверной экранизацией — герои разгуливают по залитому солнечным светом Готэму в аляповатых костюмах, у Бэтмена на маске нарисованы белые брови, а во время драк зритель видит комиксовые субтитры "BANG" и "KA-POW!", иллюстрирующие удары. Немудрено, что Джокера выпало играть Цезарю Ромеро — человеку, поначалу игравшему исключительно латиноамериканских серцеедов. Красавец с кубинскими корнями, снимавшийся в оригинальной версии "Одиннадцати друзей Оушена", Ромеро отказался сбривать для роли свои характерные усики и говорил с характерным акцентом.
Его Джокер — самый элегантный и совсем не страшный: в основном, клоун-принц преступного мира занимается воровством драгоценностей да одурачиванием школьников. В подручных у него и вовсе либо недалекие блондиночки либо заплутавшие чирлидерши. Ну и, конечно, заливистый смех — хохот Ромеро занимает, пожалуй, 80% от того времени, что он находится в кадре.
"Объяснит мне кто-нибудь, что за люди меня окружают? Мужик в костюме летучей мыши отобрал у меня всю прессу! Нет, этому городу нужно вставить клизму!"
Николсона выбрали в ущерб Дэвиду Боуи и Уиллему Дефо (последний, правда, потом сыграет своего Джокера, только в мире Человека-Паука) — на тот момент он вовсю щеголял двумя статуэтками "Оскар" и мог позволить себе довольно много. Например, требовал переписать сценарий и жестко регламентировал съемочные часы.
В комиксах Джокер — один из редких популярных персонажей с довольно туманной биографией; в киноверсии Бертон раскрыл все карты, увязав его историю с убийством родителей Уэйна и дав бандиту имя (Джек Напье). Джокер танцует под музыку Принца, руководит оравой клоунов и распространяет по Готэму химикаты, уродующие людей и скрытые в парфюмерной продукции. В конце он устраивает фрик-парад с воздушными шарами и негодует, когда видит самолет Бэтмена — откуда-де, у него такие игрушки?
"Пока дяди Джокера не было, у вас тут много поменялось — новый Готэм, новые правила, даже новый Бэтмен! Но я отдохнул, набрался сил и теперь готов устроить этому городу новую взбучку!"
Может показаться, что Хэмилл — актер одной роли, прекрасный неудачник, не сумевший продолжить карьеру после "Звездных войн". Но это не так для американских гиков и нердов, потому что они-то знают — Марк увлекся закадровым озвучанием и почти десять лет отдавал свой голос Джокеру в разнообразных мульсериалах, связанных единым сюжетом в рамках т.н. "Анимационной вселенной DC".
Марк не скрывал, что ориентировался на работу Ромеро, но учителя явно превзошел — жутким, булькающим смехом этого Джокера можно пугать детей. Несмотря на то, что мультфильмы были именно на них ориентированы, клоун-принц здесь очень даже страшный. Вот он кривляется и прыгает в шутовском колпаке, а вот у него в руке бритва, он меняется в лице, а Хэмилл начинает говорить медленно и хрипло. Пиком всего этого становится киберпанковский мультфильм "Batman Beyond: Return Of The Joker", в котором мы видим столько садизма и злобы, исходящей от Джокера, что его пришлось довольно сильно цензурировать перед выпуском на DVD (ищите, разумеется, версию "uncut").
Самый мрачный из Джокеров, страшный своей упертой реалистичностью. Это не человек в маске, и не маска на человеке. Джокер Леджера — это не зло, это стихия. Он непредсказуем и неизбежен, как стихия, и, как стихия, он не получает никакого удовольствия от разрушения, он просто делает свою работу по трансформации Вселенной. Чистый хаос, прикрывающий гримом свою пустоту.
Готовясь к роли, Леджер на месяц заперся в гостинице, вел дневник, в который записывал мысли и чувства Джокера, и экспериментировал с разными голосами, пытаясь подобрать Джокеру идеальную манеру говорить. Он совместил в своем Джокере Алекса из "Заводного апельсина" с Сидом Вишезом, и этот клоун, бубнящий что-то себе под нос, стал, безусловно, одним из самых жутких экранных злодеев. Режиссер Кристофер Нолан сказал, что выбрал на эту роль Леджера потому, что тот бесстрашен.