• Авторизация


ЗАГАДКИ ЖИЗНИ И КАК ТЕОСОФИЯ ОТВЕЧАЕТ НА НИХ 30-08-2008 14:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x525]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Arnesy 30-08-2008-14:56 удалить
Глава I
Значение Теософии
Arnesy 30-08-2008-14:56 удалить
Слово "Теософия" в настоящее время на устах у многих, и немало людей считают себя теософами, которые даже ясно не осознают, что такое Теософия. Ибо это - Божественная Мудрость, а она есть тот Свет, который светит каждому человеку, появляющемуся в мире. Свет не принадлежит никому исключительно; он принадле¬жит каждому и всем, и только способность воспринимать его дает право владеть им; факт же владения налагает долг делиться этим Светом с другими.
Каждая религия, каждая философия, каждая наука и каждая деятельность извлекает всё, что в них есть истинного и прек¬расного из Божественной Мудрости, но ни одна из них не может претендовать на исключительное владение этой мудростью. Теосо¬фия не есть принадлежность Теософического Общества. Теософи¬ческое Общество принадлежит Теософии.
Что составляет самую суть Теософии? То, что человек, буду¬чи божественного происхождения, может познать Бога, жизнь ко¬торого заключена и в нем. Как неизбежное дополнение к этой высшей истине является факт Человеческого Братства. Божествен¬ная жизнь и есть тот дух, который проникает всё существующее от мельчайшего атома до Архангела; самая пыль под нашими нога¬ми не могла бы существовать без Божественной Жизни; высочайший Серафим - только искра от того вечного Огня, который есть Бог. Все участники в единой Жизни образуют единое Братство. Имма¬нентность Бога и единство человечества - таковы основные исти¬ны Теософии.
Второстепенные учения Теософии - те же самые, которые встречаются во всех религиях, живых или мертвых. Единство Бога и троичность Его природы; схождение Духа в материю и отсюда - иерархия разумных существ, к числу которых принадлежит и чело¬вечество; постепенный рост человечества путем раскрытия созна¬ния и эволюция человеческих тел путем перевоплощения; осущест¬вление этого роста под действием нерушимого закона причиннос¬ти, т. е. кармы; наличие среды, в которой происходит этот рост, состоящий из трёх миров - физического, астрального и ментального, или земли, посредствующего неба и небес; сущест¬вование Божественных Учителей, сверхчеловеков.
Все религии учат или учили этому, хотя бы от времени до времени то или другое из этих учений и отодвигалось иногда на задний план; но проходило время, и оно снова появлялось, как это случилось с учением о перевоплощении, исчезнувшем из цер¬ковного Христианства и ныне снова возникающим, как бы потонув¬шим и снова всплывающим на поверхность.
Распространять эти истины во всех частях мира является прямой задачей Теософического Общества. Хотя для каждого от¬дельного члена совсем необязательно принимать все эти истины. Каждому члену предоставляется полная свобода изучать, прини¬мать или отвергать их по своему усмотрению; но если бы всё Об¬щество как совокупная единица перестало принимать и распрост¬ранять их, оно тем самым прекратило бы своё существование.
Это единство учений в мировых религиях зависит от того факта, что все религии основаны членами единого Братства Вели¬ких Учителей, хранителей Божественной Мудрости, или Теософии.
Из этого Братства появляются от времени до времени Основа¬тели новых религий, приносящие миру снова и снова те же уче¬ния, лишь передаваемые в иной форме, соответствующей условиям времени, т. е. ступени развития народа, которому даётся новая религия, типу этого народа, его потребностям и его способнос¬тям.
Всё существенное сохраняется; только несущественное подле¬жит перемене.
Эта тождественность всех религий доказывается символами, которые повторяются в каждой из них, ибо символы составляют общий язык религий. Круг, треугольник, крест, око, солнце, звезда и многие другие несут на себе немую печать основного единства всех мировых религий. Зная это, Теософическое Общест¬во служит каждой религии в её собственной области и соединяет их все в единое Братство.
В области морали Теософия строит свои учения на Единстве и видит в каждой форме выражение единой общей Жизни, из чего следует, что всё, что вредит одному, вредит и всем. Делать зло
- всё равно, что вносить яд в организм человечества, и это есть преступление против Единства. Теософия не обладает гото¬вым кодексом морали, ибо все её положения выражают высочайшую нравственность; собирая воедино самые благоухающие цветы из всех религиозных систем мира, она даёт своим последователям наиболее высокие нравственные учения. Теософическое общество не имеет готового кодекса морали ещё и потому, что каждый ко¬декс неминуемо спускается до среднего уровня современности, тогда как Теософическое Общество стремится поднять своих чле¬нов выше существующего уровня, ставя перед ними высочайшие идеалы и вдохновляя их наиболее благородными стремлениями. Оно учит жить в духе великих Учителей человечества, оно стремится раскрыть внутренний закон, а не навязывать внешний. Отношение Общества к его наименее развитым членам выражается не в изгна¬нии их, а в стремлении поднять и преобразить их.
Воплощение Божественной Мудрости в определенную организа¬цию образует то ядро, из которого ее жизненные силы могут распространяться по всем направлениям. Таким образом, создаёт¬ся новая сильная связь между духовным миром и миром материаль¬ным; создается "внешний и видимый знак внутренней и духовной благодати", свидетельство Божественной Жизни в человеке.
Arnesy 30-08-2008-14:56 удалить
Глава II
Солнечная система
Arnesy 30-08-2008-14:57 удалить
Солнечная система являет собою группу миров, вращающихся вок¬руг центрального солнца, из которого они извлекают свет, жизнь и энергию. В этом вопросе все - и теософы, и нетеософы - дума¬ют согласно. Но теософ видит в солнечной системе гораздо более того: для него это - обширное поле эволюции, во главе которой находится Господь, который создал для неё материю из эфира Пространства, насытил эту материю своею Жизнью, организовал её в Своё Тело и из Своего Сердца, Солнца, излил энергию, которая обегает по всей системе, подобно потокам крови, возвращающейся к Сердцу, когда её питательные свойства истощатся, чтобы вновь зарядиться для новой работы.
Поэтому для теософа солнечная система является не только превосходным механизмом из физической материи, но и выражением Жизни и питомником бесчисленных жизней, происходящих от пос¬ледней и проникнутых в каждой своей частице скрытым или актив¬ным разумом, желанием и деятельностью.
Солнечная система "существует ради единого Я, чтобы заро¬дыши Божественности, все зачаточные Я, происходящие от верхов¬ного Я, могли бы раскрыться в подобие Бога-Отца, природу кото¬рого они разделяют, будучи воистину участниками Божественной Природы".
Отдельные миры солнечной системы производят человечество и рядом с ним дают жизнь и существам низшего разряда. В мирах более утончённых, чем физический мир, пребывают существа более развитые, чем люди, но также и менее развитые, чем они; су¬щества, облеченные в тела из более тонкой материи, чем физи¬ческая, и поэтому невидимые для физических глаз, несмотря на то, что они не менее деятельны и разумны; существа, среди ко¬торых находятся сонмы людей, которые на время лишились своей телесной оболочки и тем не менее продолжают быть мыслящими, любящими и деятельными существами. И даже во время жизни на нашей физической земле, когда люди заключены в телесный пок¬ров, они продолжают оставаться в соприкосновении с этими дру¬гими мирами и с обитающими там существами; они могут быть в сознательном сношении с ними, как о том свидетельствуют проро¬ки, мистики, ясновидцы и основатели религий.
Господь проявляет Себя в Своей Системе в трёх аспектах или "Лицах" как Создатель, Охранитель и Возродитель; иными словами
- Отец, Сын и Святой Дух христиан; Брама, Вишну и Шива инду¬сов; Кетер, Чокмах и Бинах еврейских каббалистов; Первый, Вто¬рой и Третий Логос теософов, пользующихся древним греческим термином "Слово" для проявленного Бога.
Материя солнечной системы строится Третьим Логосом, кото¬рый образует семь типов первичных атомов; агрегаты, составлен¬ные из них, представляют собою семь основных видов материи, входящей в состав нашей солнечной системы, причем каждый из этих видов становится все плотнее, каждому соответствует опре¬деленная ступень Сознания. Мы называем материю, состоящую из определенного типа атомов, планом или миром, и отсюда различа¬ем семь таких планов нашей Солнечной Системы: два высших явля¬ются Божественными или сверхдуховными планами, планами Лого¬сов; низший из этих двух планов есть место рождения человечес¬кого Я, Монады, Бога в человеке; два следующих, третий и чет¬вертый - духовные планы, достигая которых человек познаёт своё божественное происхождение; пятый план, продолжающий уплот¬няться, есть план интеллекта; шестой, соответствующий эмоциям и страстям, место действия ощущений и желаний, носит обыкно¬венно название астрального плана; и, наконец, седьмой - физи¬ческий план.
Материя духовных планов соответствует духовной ступени Сознания, и она до того тонка и пластична, что поддается на каждый импульс Духа, и там чувство раздельности теряется в ощущении единства.
Материя интеллектуального плана соответствует интеллекту¬альной ступени Сознания, Мысли, Познаванию, и каждое изменение в мысли сопровождается соответствующей вибрацией в материи этого плана. Покойный В. Клиффорд признал, по-видимому, "ве¬щество мысли" составной частью космоса, ибо как каждая сила требует своего проводника, так и мысль, рассматриваемая как сила, нуждается в особом виде материи для своем проявления.
Материя астрального плана соответствует страстному началу сознания (ступень желания), и каждое изменение в эмоциях, страстях, желаниях и ощущениях сопровождается вибрацией в аст¬ральной материи.
Материя физического плана - наиболее грубая или плотная - организуется для активного выражения человеческого сознания.
Эти семь видов материи, взаимно проникающих друг друга, - как физические твердые, жидкие, газообразные и эфирные частицы взаимно проникают друг друга в окружающих нас предметах - распространены не все одинаковым образом по всему полю, зани¬маемому солнечной системой, но частью соединены в планеты, ми¬ры или глобусы; три наиболее тонких вида материи распростране¬ны по всему пространству, они, следовательно, принадлежат всей системе, тогда как четыре более плотных вида составляют ядро планеты и окружающую ее сферу и не состоят во взаимном сопри¬косновении.
Мы читаем в Священных Писаниях "о Семи Духах": христиане и магометане имеют семь Архангелов; последователи Зороастра - семь Амшаспендов; евреи - семь Сефиротов; Теософия называет их семью планетарными Логосами, и они являются Правителями пла¬нет: Вулкана, Венеры, Земли, Юпитера, Сатурна, Урана и Непту¬на.
Каждая из этих семи планет является срединной поворотной точкой в целой цепи взаимозависимых миров, управляемых плане¬тарным Логосом, и каждая такая цепь является отдельным Полем Эволюции, начинаясь с зачаточной жизни и кончаясь появлением человека. Таким образом, в одной солнечной системе имеются семь таких взаимосвязанных и постепенно развивающихся Полей Эволюции, и естественно, что они находятся на различных ступе¬нях развития. Каждая цепь состоит из семи глобусов, из которых один состоит обыкновенно из физической материи, а шесть ос¬тальных из более тонком состава; но в нашей собственной цепи Земля имеет два видимых для физическом глаза родственных гло¬буса - Марса и Меркурия и четыре невидимых. Волна развивающей¬ся жизни, несущая в себе эволюционирующие существа, занимает одновременно одно звено или один шар из всей цепи - за нес¬колькими особыми исключениями, о которых не место говорить здесь, - и она переходит на следующий шар только тогда, когда все уроки на предыдущей ступени развития, на предыдущем шаре, пройдены до конца. Таким образом, наше человечество переходило с шара первом на ментальном плане на шар второй, на плане аст¬ральном; с этого последнего на шар третий, Марс, и затем уже на шар четвертый - нашу Землю; оно перейдет на шар пятый, Мер¬курий, а затем на шар шестой, снова на астральный план, и от¬туда на шар седьмой, на ментальный план. Все эти переходы за¬вершают собой великий эволюционный Круг, как удачно назван весь процесс Жизни.
Планы
o 1 o 7 Ментальный
o 2 o 6 Астральный
o 3 4 o 5
o Физический
Эта великая схема эволюции не может быть усвоена сразу че¬ловеком незнающим; точно так же как и соответствующм астроно¬мическая схема, хотя последняя имеет дело лишь с физическим планом. Притом же понимание её вовсе не необходимо для челове¬ка, трудно схватывающего, так как оно не имеет непосредствен¬ного значения для жизни. Оно имеет значение только для челове¬ка, желающего проникнуть в более глубокие проблемы природы и не боящегося сильном умственном напряжения.
Arnesy 30-08-2008-14:57 удалить
Глава III
Человек и его миры
Arnesy 30-08-2008-14:57 удалить
Человек есть духовная сущность, облекшаяся в плоть для приоб¬ретения опыта в низших материальных мирах, с целью овладеть ими и господствовать над ними, а в позднейшие времена и занять свое место в творческих и направляющих Иерархиях Вселенной.
Существует мировой закон, по которому Сознание может знать только то, что оно в состоянии воспроизвести; одно Сознание может знать другое только в той мере, в какой оно в состоянии воспроизвести внутри себя перемены, совершающиеся в этом дру¬гом Сознании. Если человек испытывает страдание, когда другой человек страдает, счастье - когда другой человек счастлив, ес¬ли он испытывает такую же тревогу, такую же уверенность и т. д., как и другой, немедленно воспроизводя внутри себя все его настроения, такой человек знает другого. Симпатия - способ¬ность сочувствовать - есть условие знания. Но Сознание работа¬ет в телах; мы облечены в плоть, а не обнажены, и эта плоть состоит из материи. Сознание может действовать на Сознание, но как может Сознание действовать на тела?
Существует другой закон, по которому каждая перемена в Сознании немедленно сопровождается вибрацией в окружающей ма¬терии и каждой такой перемене соответствует своя собственная ответная вибрация, подобно тому, как каждому музыкальному зву¬ку соответствует определенная длина и толщина струны. В сол¬нечной системе все отдельные Сознания составляют часть Созна¬ния ее Божественного Строителя, и вся материя этой системы есть Его Тело - "в нем мы живем и двигаемся и имеем наше бы¬тиё". Он образовал эту материю и соединил её с Собою так, что¬бы она на всём своём протяжении отвечала бесчисленными видами вибраций на бесчисленные изменения в Его Сознании. В пределах всего его обширного царства Его Сознание и Его материя отзыва¬ются одно на другую в совершенной гармонии и в нерушимом взаи¬модействии.
Человек разделяет с Богом это взаимодействие, но в нём оно выражается весьма несовершенно. Переменам в его Сознании отве¬чают вибрации в окружающей его материи, но ответы эти бывают совершенны и полны только вначале, в высших духовных мирах, где человек существует как Эманация Бога, там - каждая вибра¬ция материи вызывает изменение в его Сознании, и благодаря этому он действительно знает тот мир, свою истинную родину. Но в мирах материи более плотной, чем та высокая область, он - все еще чужой, пришелец; вибрации этой плотной материи, хотя он окружен ими со всех сторон, не задевают его, они не сущест¬вуют для него, как волны, несущие весть по беспроволочному те¬леграфу, не задевают нас в этом мире и как бы не существуют для наших чувств. Как же может он вырасти в совершенное подо¬бие своего Божественного Отца, который в состоянии, производя изменение в Своем Сознании, вызвать любую вибрацию внутри ма¬терии, который сознателен и деятелен в каждой точке Своей сис¬темы?
Ответ заключается в двух словах: Инволюция (завертывание)
и Эволюция (развертывание). Человек должен погружаться в мате¬рию, притягивая к себе оболочку из материи, привлекая к себе материалы из всех миров: духовном, интеллектуального, эмоцио¬нальном и физическом; это и есть завертывание или скрывание Духа в материю - Инволюция - иногда называемая схождением Духа в материю, иногда грехопадением Человека. Затем, овладев такой оболочкой, он должен медленно приучаться к распознаванию со¬вершающихся в нем перемен - в его собственном Сознании, - всех этих волнующих, смущающих и ошеломляющих перемен, приходящих и уходящих помимо его воли, благодаря вибрациям в его материаль¬ной оболочке, которые вызываются вибрациями окружающего его мира и создают в его Сознании непрошенные изменения и настрое¬ния. Ему приходится разбираться во всех этих изменениях, расп¬ределять их соответственно их источнику и узнавать через них подробности окружающих миров; организовать присвоенную для своих целей материю, то есть свои собственные тела в проводни¬ки все более усложняющиеся, все более восприимчивые, все яснее распознающие; ему приходится или вводить в них, или же выбра¬сывать из них те вибрации, которые ударяются о них извне, и под конец, с помощью тех же проводников, запечатлевать все из¬менения своего сознания на предметах внешней природы, делаясь таким образом её властелином вместо того, чтобы быть её рабом. Вот что такое эволюция; это - восхождение Духа через материю, его раскрытие внутри материальной оболочки, составные части которой извлечены из различных окружающих его миров, это - проникновение его собственной жизнью той материи, которую он присвоил себе, сделав из нее покорную слугу Духа и подняв ее из праха на высоту, где она будет слу¬жить освобожденным сынам Господа.
Эта материальная оболочка, частицы которой извлечены из различных миров, должна быть постепенно организована - благо¬даря толчкам извне и ответам на них изнутри - в "тело" или проводник Сознания. Оно организуется снизу вверх, начиная с более плотной субстанции и кончая более тонкой, причем матери¬алы каждого из трёх миров организуются отдельно, чтобы служить средс¬твом общения со своим собственным миром.
Физические материалы соединяются вначале в довольно ком¬пактную массу, и из нее прежде всего начинают медленно разви¬ваться органы, выполняющие жизненные функции, и органы чувств. Удивительно сложное физическое тело развивалось в течение мил¬лионов лет и продолжает развиваться и до сих пор; оно ставит человека в соприкосновение с окружающим его физическим миром, который он может видеть, слышать, осязать, вкушать и обонять и в который может вносить изменения благодаря воздействию своего мозга и своей нервной системы; последние способны контролиро¬вать и направлять его мускулы и его руки, и ноги. Это тело не¬совершенно, ибо и до сих пор существует в окружающем его физи¬ческом мире много таких явлений, на которые оно не в состоянии отвечать, - форм, подобных атомам, которых оно не может ви¬деть, звуков, которых оно не может слышать, и сил, которых оно не в состоянии воспринимать, пока силы зти не проявят себя пе¬ремещением достаточной массы материи для том, чтобы тело могло ощутить эти силы.
Человек изобрёл тончайшие инструменты, чтобы помочь своим чувствам и увеличить силу их восприятия - телескопы и микрос¬копы для помощи глазу, микрофоны для помощи уху, гальваномет¬ры, чтобы уловить силы, ускользающие от его органов чувств. Но со временем эволюция его собственного тела введет весь физи¬ческий мир в поле его познавания.
В настоящее время, когда физическое тело уже высоко орга¬низовано, очередь за следующим, более тонким (астральным) про¬водником, который точно также развивается и постепенно приве¬дет человека в соприкосновение с окружающим его астральным ми¬ром - миром эмоций, страстей и желаний. Большинство представи¬телей культурных рас начинает уже сознавать астральные сопри¬косновения, а некоторые различают их уже совершенно ясно. Предчувствия, предостережения, появления умерших людей, - все это воздействия астрального мира на астральное тело человека. Они неопределённы и туманны благодаря тому, что тело это весь¬ма несовершенно организовано на нашей ступени развития; но те немногие, которым удалось ускорить свою эволюцию, чувствуют себя так же свободно в астральном мире, как средний человек в мире физическом.
Третий проводник, ментальный, находится также в процессе
организации; по мере того, как ментальное тело развивается,
человек приходит в соприкосновение с окружающим его ментальным
миром, в сознательную связь с ментальными токами, с мыслями
близких и далеких людей, "живых" и "мёртвых".
Но и после этого остается еще один мир, который должен быть завоеван человеком, это - мир духовный, для восприятия которого человек имеет соответствующее тело, то "духовное те¬ло", о котором говорит апостол Павел. Эта многообразная орга¬низация материи в целях служения Духу является уделом человека в великой мастерской вселенной; когда же он перейдёт челове¬ческую ступень, тогда для него не останется во всей солнечной системе ничего непознаваемом и не подлежащего его воздействию. Он изошел от Бога чистым от греха, но лишенным веденья и бес¬полезным за пределами высокой области своем рождения; возвра¬щается же он после своего долгого странствия мудрым и сильным Сыном Бога, готовым внести в грядущее свою долю как исполни¬тель Божественной Воли, как участник в непрестанно расширяю¬щихся пределах сознательного служения.
Arnesy 30-08-2008-14:57 удалить
Глава IV
Человек и его смертные тела
Arnesy 30-08-2008-14:58 удалить
Миры, в которых человек развивается, вступая в круг рождений и смертей, следующие: физический, астральный, или переходный, ментальный, или небесный мир. В этих трек мирах он живет от рождения до смерти в своем бодрствующем дневном сознании; в двух последних мирах он живет от рождения до смерти, во время сна, и некоторое время после смерти; в небесный мир он вступа¬ет лишь изредка в период сна, а также в состоянии глубокого транса, и в нем же он проводит наиболее важную часть своей посмертной жизни, причем время это удлиняется по мере эволю¬ции.
Все три тела, в которых человек проявляется в этих мирах - смертны; они рождаются, н они умирают; они усовершенствуются с каждой новой жизнью, делаясь всё более и более достойными слу¬жить орудиями для раскрывающегося Духа. Они являются копиями из плотной материи тех бессмертных духовных проводников, кото¬рые не изменяются при рождении и смерти и образуют покров Духа в высших мирах, где последний пребывает как духовный Человек, тогда как здесь, на земле, он живёт как физический, "плотский" человек. К этим неумирающим духовным телам относятся слова апостола Павла: "Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хи¬жина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом не¬рукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище" (II Посл. Коринф., V, 1 и 2).
Об этом бессмертном начале человека речь будет в другой главе.
Три смертных тела человека - физическое, астральное и мен¬тальное - связаны, каждое в отдельности, с одним из трех упо¬мянутых миров.
Физическое тело
Это тело в настоящее время наиболее развито, и с ним мы более всем знакомы. Оно состоит из плотной, жидкой, газообразной и эфирной материи; первые три вида материи организованы в клетки и ткани, из которых построены органы чувств, дающие сознанию возможность познавать внешний мир; что касается последней, т. е. эфирной материи, то она обладает вихревыми центрами, через которые изливаются жизненные силы. Так как эфирная часть чело¬веческом тела отделяется в момент смерти от плотного, жидкого и газообразного телесного состава, то физическое тело и под¬разделяется на плотное и эфирное. Первое состоит из органов, воспринимающих и действующих; последнее является проводником жизненных сил, и оно их передает своему плотному двойнику. Всякое выделение эфирного тела из физического во время жизни - нездорово; оно может быть выделено благодаря анестезирующим средствам, а в некоторых исключительных организациях, называе¬мых обыкновенно медиумическими, оно выделяется легко само со¬бой. Отделенное от своем плотного двойника, оно бывает беспо¬мощно и бессознательно, нечто вроде носящегося облака с цент¬рами сил, бесполезными, когда некому передать проходящие через них силы, и в то же время находящегося в постоянной опасности от различных существ, которые могут овладеть им как средством материализации. Оно не может удаляться на значительное рассто¬яние от своею плотного двойника, так как последний не в состо¬янии существовать в разобщении с ним; когда такое разобщение совершается, плотное тело "умирает", т. е. лишается прилива жизненных сил, которые поддерживали его деятельности. Даже и после смерти физического тела эфирный двойник носится вблизи от своего сотоварища и представляет собой тот призрак или ту тень, которая бывает иногда видима на кладбищах, носящаяся над могилой только что погребенного тела.
Физическое тело - посредник между человеком и физическим миром, и благодаря этому его называют иногда "телом действия". Но оно воспринимает также и вибрации из высших миров, и когда оно способно отвечать на них, тогда оно "чувствует" и "дума¬ет", так как нервная система его способна воспроизводить эти тонкие вибрации в физической материи. Как невидимый воздух, усиленно вибрируя, приводит более плотную воду в волнение, как невидимый свет приводит палочки и колбочки сетчатки в деятель¬ное состояние, так и невидимая материя потусторонних миров приводит в ответные колебания более плотную материю нашего фи¬зического тела, как эфирного, так и плотного.
По мере того, как эволюция идет вперед и физическое тело развивается, т. е. присваивает себе все более тонкие соедине¬ния материи из внешнего мира, - оно становится все более спо¬собным отвечать на ускоренные вибрационные волны, и благодаря этому человек становится всё более и более "чувствительным".
Расовая эволюция состоит, главным образом, в этой постоян¬но возрастающей чувствительности нервной системы к внешним воздействиям; чтобы человек был здоров, его чувствительность должна оставаться в пределах эластичности его нервной системы; т. е. последняя должна немедленно возвращаться к своему нор¬мальному состоянию после испытанного напряжения. Если это ус¬ловие налицо, такая чувствительность указывает на высокое раз¬витие и делает возможным проявление гениальности; если же ус¬ловия этого нет, если равновесие не восстанавливается быстро и самопроизвольно, в таком случае это - нездоровая и опасная чувствительность, и она ведет к вырождению, а под конец, если её не подавить, и к сумасшествию.
Астральное тело
Развитие этого тела чрезвычайно различно у разных личностей, но его деятельность выражается у всех приятными ощущениями и неприятными, наслаждениями и страданиями, у всех оно приводит¬ся в деятельное состояние страстями, желаниями и эмоциями, у всех оно является проводником органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Если страсти, желания и эмоции низменны, чувственны и животны, тогда материя астральном тела груба, ее вибрации сравнительно медленны и окраска её темна и непривлекательна: в ней преобладают коричневые, темно-красные и грязно-зеленые тона, пронизанные от времени до времени вспышками ярко-красного цвета, которыми отличается астральное тело дикаря; коричнево-красные оттенки указывают на чувствен¬ность и жадность; серо-зелёные - на лживость и хитрость; ко¬ричневые - на себялюбие; красные, налево от головы, указывают на гневливость; жёлтые вокруг головы - на ум; серо-голубые над головой указывает на первобытное религиозное чувство (которое может проявляться и в фетишизме); появление розового цвета оз¬начает зачаток любви. По мере того как эволюция подвигается, материя становится всё тоньше, а окраска её всё чище, прозрач¬нее и светлее.
Мы пользуемся этим телом в течение все нашей бодрствующей жизни, а у людей культурных и тонкоразвитых оно уже достигло довольно высокой степени развития. Его более тонкая субстанция в тесном прикосновении с наиболее грубой материей ментального тела, и оба работают вместе, взаимно действуя одно на другое. Для ясновидящего внешний вид астрального тела ясно говорит о переменах, которые происходят внутри человека. Так, у человека влюблённого обыкновенный вид его астральном тела преобразуется как раз в той мере, в какой он в состоянии отрешиться от эго¬изма в пользу другого существа. Оттенки, выражающие себялюбие, неправду и гнев, исчезли и появилось большое количество розо¬вого цвета; цвет, выражающий любовь, бросается в глаза и дела¬ет астральное тело приятным на вид. Наоборот, астральное тело человека, переживающего порыв сильного гнева, имеет в полном смысле ужасный вид: всё оно окрашивается темными оттенками злых страстей, злая воля выражается спиралями или вихрями цве¬та грозовых туч, из которых вылетают огненные стрелы гнева, стремящиеся нанести вред тому, кто вызвал этот гнев, - поисти¬не мрачная и устрашающая картина.
Во время сна астральное тело отделяется от физического вместе с высшими началами человека, а у людей культурных и тонкоразвитых сознание продолжает в нем действовать и во время сна, когда физическое тело спит. Мы научаемся многому во время сна, и знания, приобретаемые таким образом, могут проникать и в физический мозг; иногда они отражаются в нем как яркий и знаменательный сон. У большинства людей сознание в астральном мире слабо воспринимает явления этого мира благодаря тому, что оно так сильно занято своими собственными мыслями и чувствами; но сознательная воля может направить его на явления внешние, и в этом случае могут возникнуть познания астрального мира. В этом мире может происходить общение с друзьями, сбросившими свои физические тела в момент смерти, и воспоминания об этих общениях могут быть перенесены и в бодрствующее сознание, и таким образом может построиться мост через пропасть, отделяю¬щую живых от мёртвых.
Предчувствия, предуведомления, ощущения невидимых присутс¬твий и многие подобные переживания происходят благодаря дея¬тельности астрального тела м его воздействию на физическое те¬ло. Всё более учащающиеся явления такого рода - показатели всё большего развития астрального тела; через несколько поколений у культурных людей развитие астрального тела настолько продви¬нется, что его восприятия станут для нас столь же обычными, как и восприятия физического тела.
После смерти человек продолжает в течение некоторого време¬ни жить в астральном мире в том же астральном теле, которым он пользовался во время своей земной жизни, и чем больше он нау¬чился владеть им сознательно, тем сознательнее будет его су¬ществование после смерти.
Ментальное тело
Это тело, построенное из более тонкого материала, чем астраль¬ное - настолько же, насколько астральное тоньше физического - отвечает своими вибрациями на каждое изменение нашей мысли. Каждая перемена в сознании вызывает вибрацию в нашем менталь¬ном теле, которая передается астральному проводнику, а послед¬ний - в свою очередь - передает её физическому мозгу, благода¬ря чему возникает деятельный процесс в нервной материи послед¬него. Эта деятельность в нервных клетках мозга вызывает в них различные электрические и химические изменения, но возникают эти изменения благодаря воздействию мысли, а не изменения вы¬зывают мысль, как это воображали материалисты XIX столетия.
Ментальное тело, так же как и астральное, сильно различа¬ется у людей разных ступеней развития; оно состоит из более грубой или из более тонкой субстанции соответственно потреб¬ностям более или менее развитого сознания. У развитых и куль¬турных людей оно в постоянном движении и резко очерчено; у не¬развитых оно подобно облаку с неопределёнными очертаниями. Субстанция, из которой оно состоит, принадлежит ментальному плану, и она находится в непрестанной деятельности, ибо чело¬век продолжает мыслить и во время сна, когда отделяется от своего физического тела, и после смерти, когда переходит в высший мир, где он жив исключительно одними мыслями и эмоция¬ми. Так как в этом теле человек проводит наибольшее время пос¬ле перехода в небесный мир, разумно было бы стремиться к его возможному усовершенствованию. Средствами к такому усовершенс¬твованию могут служить ясное мышление, приобретение знаний, высокие эмоции, сверхличные стремления (молитва) и более всего правильная и усиленная медитация. При этих условиях ментальное тело может быстро эволюционировать, небесный же период челове¬ка обогатится при этом в высокой степени. Злые мысли всех ро¬дов оскверняют его и вредят ему, и, если они длятся упорно, последствием является настоящая болезнь и изуродование мен¬тального тела, которое трудно будет излечить впоследствии.
Таковы три смертных тела человека: физическое он сбрасыва¬ет при смерти, а астральное - когда готовится вступить в не¬бесный мир. Когда кончается его небесный период, ментальное тело также распадается на составные части и человек становится Духом, облеченным в свое бессмертное тело. При новом воплоще¬нии образуется новое ментальное тело, а затем и новое астраль¬ное, соответствующее его свойствам, после чем они соединяются с его новым физическим телом и человек вступает в новый период своей смертной жизни.
Arnesy 30-08-2008-14:58 удалить
Глава V
Бессмертные тела человека
Arnesy 30-08-2008-14:58 удалить
"Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится,
мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, веч¬ный", - говорил апостол Павел. "Оттого мы воздыхаем, желая об¬лечься в небесное жилище" . Это "небесное жилище" построено из бессмертных оболочек человека.
Дух, который "будучи родом божьим" пребывает вечно в лоне Отца, он воистину есть Сын Бо¬жий, разделяющий его вечную жизнь. Бог сотворил человека "для нетления и сделал его образом вечного бытия своего". Дух этот мы называем монадой, ибо это - истинная суть самосущности. Когда монада опускается в мате¬рию, чтобы одухотворить её, она присваивает себе по атому из трёх высших миров для того, чтобы заложить ядро своих трёх высших сил - атмического, буддхического и манасического. К ним - подсредством нити буддхической субстанции - прикрепляются частицы от каждого из трёх высших миров, чтобы могло возник¬нуть ядро трёх низших тел человека.
В течение долгих веков дух осеняет эти свои будущие смерт¬ные тела, озарённые его жизнью, пока они медленно поднимаются из минерального царства в растительное и из растительного в животное; между тем, из соединения субстанций трёх высших ми¬ров, из того "жилища на небесах", из того "дома нерукотворно¬го, вечного", о котором говорит апостол, образуется проводник жизни Духа, начинающий проявлять себя в высших мирах. Когда же животная форма достигает той точки развития, когда эволюциони¬рующая жизнь стремится, поднявшись, слиться с высшей жизьню, тогда дух посылает в ответ на её стремление биение своей собс¬твенной жизни, и в этот решающий миг зарождается ментальное тело человека, подобно искре, впыхнувшей между углями электри¬ческой дуги. С этого мгновения человек индивидуализируется для жизни в высших мирах.
Высшее духовное тело (атмическое) является тончайшей суб¬станцией самого высокого мира, оболочкой духа, "Богом, ставшим плотью" в совершенно реальном смысле, божественным началом, окунувшимся в океан материи, не перестающим быть божественным, хотя и воплощённым. Постепенно в этом высшем теле собираются результаты всех переживаний, накопленных на протяжении вечнос¬ти; при этом оба остальные бессмертные проводника сливаются постепенно с ним, образуя свет¬лое одеяние для человека, достигшего совершенства и ставшего сознательно божеством.
Духовное тело (буддхическое) принадлежит второму прояв¬леннному миру, миру чистой духовной мудрости, знания и любви, соединённых в одно. Иногда его называют "телом Христа", так как именно оно рождается к деятельности при первом великом посвящении, и оно развивается до "полной меры возраста Христо¬ва" на пути святости. Оно питается всеми высокими, проникнутыми любовью, стремлениями, чистым сострада¬нием и всеобъемлющей нежностью.
Манасическое тело (проводник закона причинности) есть выс¬ший разум, способный к абстракциям, принадлежащий "природе знания", посредством которого че¬ловек узнаёт истину интуицией, а не рассуждением, причём от низшего разума заимствуются его рационалистические методы только для того, чтобы в земном сознании установились абс¬трактные истины, которые


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗАГАДКИ ЖИЗНИ И КАК ТЕОСОФИЯ ОТВЕЧАЕТ НА НИХ | Arnesy - Да упадет на тебя взор Великого из Великих | Лента друзей Arnesy / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»