Посмотри на меня сверху вниз -
ты увидишь дурака…
Посмотри на меня снизу вверх -
ты увидишь своего господина…
Посмотри на меня прямо -
ты увидишь самого себя.
(Ч.Мэнсон)
[показать]
Многие группы используют сэмплы его песен, его имя фигурирует в статьях о революции хиппи конца 60-х, часто Мэнсон упоминается, как кровавый маньяк-убийца, сеть наполнена криками: "Свободу Чарльзу Мэнсону!". Ничего себе наборчик.. Что общего между хипповским "летом любви", кровавыми бойнями, песней Битлз "Helter-Skelter", актрисой Шэрон Тэйт и домом, который купил себе по дешевке Трент Резнор из Nine Inch Nails? Так кто же такой Чарльз Мэнсон, и что собственно произошло?
Даже в пропитанных наркотиками, хиппующих семидесятых годах это массовое убийство потрясло мир. Извращенный маньяк, безумец, возомнивший себя пророком, Чарльз Мэнсон и его оголтелые последователи устроили двухдневный "праздник" злодейства, обагренный кровью невинных людей.
В августе 1969 года на старом заброшенном ранчо неподалеку от разомлевшего под ярким солнцем Лос-Анджелеса живописная группа отбросов общества и мелких хулиганов сидела среди ветхих, полуразрушенных строений и внимала зловещим проповедям маленького бородатого мужчины, которого многие из присутствующих почитали пророком...
[показать]
Наступила эра Водолея. Секс и наркотики доступны каждому, и тысячи юношей и девушек стекаются под эти знамёна, следуя совету Тимоти Лири "настроиться, включиться, выпасть". Чарльз отправляется в Сан-Франциско, где на Хайт Эшбери наталкивается на хиппи. Мэнсон был тридцатидвухлетним бывшим заключённым, провёдшим половину своей жизни за решёткой, и они были первыми, кто обращался с ним как с человеком. Для хиппи он был лишь одним из тысяч изгоев, и они дали ему пищу, кров, приглашали на шумные рок-концерты. Это было "лето любви", и тогда все составляли одну большую семью. Мэнсон был в восторге от своей новой жизни. Его музыка постепенно усвоила элементы модного рока, и он начал разъезжать, давая концерты для студентов.
Тем же летом Мэнсон сошёлся с Дэннисом Уилсоном из The Beach Boys. Знаменитость нашла харизматического Мэнсона очень интересной личностью - низкорослый Чарльз вообще обладал способностью странно влиять на окружающих людей. Уилсон проявлял большой интерес к тому, что имело столь важное значение для Чарльза - к его музыке. Он считал, что Мэнсон обладает музыкальным талантом. Прошло не так уж и много времени, и Мэнсон начал сочинять музыку вместе с Уилсоном. Позднее Дэннис скажет, что в течение года ему пришлось потратить на Семью почти сто тысяч долларов. Бóльшая часть этих денег пошла на серию студийных записей собственных песен Мэнсона. В 1970 эти песни вышли на альбоме "Lie", но к тому времени Уилсону пришлось отречься от них. Тогда же он заявил, что уничтожил все остававшиеся у него ленты Чарльза Мэнсона - потому что их флюиды не принадлежат земле.
[показать]
В один из дней Чарльз объявил, что его не случайно зовут Мэнсон - это имя означает "Сын человека". Но Христос тоже назывался "сыном человека", а он в то же время был сыном бога. Это - не простое совпадение, нет, Мэнсон и есть Иисус Христос, но в то же время он сатана. Поэтому у него двойная власть над добром и злом. Следовательно, все должны ему подчиняться и беспрекословно выполнять его волю.
Эта "теория" нашла своих последователей, и скоро вокруг Мэнсона объединилось "племя", которое начало кочевать по западному побережью США. "Иисус-сатана" вербовал своих сторонников, преимущественно среди девушек, по принципу безграничной и безрассудной личной преданности. Он изобрел даже своеобразный ритуал вступления в "племя": девушка, решившаяся на это, должна была подвергнуться коллективному изнасилованию. Только после этого ей выдавался "сертификат сатанизма".
Уже находясь под следствием, Мэнсон признавался журналистам: "Я вдохновлялся Апокалипсисом и песней Битлов "Спасайся, кто может!" Вы хотите знать мою философию? Хотите знать, откуда она? Я сейчас вам скажу. Я провел большую часть моей жизни в тюрьмах. Моя философия родилась там - под ударами дубинок и сапог, которыми меня топтали".
Как и многие харизматические лидеры, Мэнсон, человек с неуравновешенной психикой, к тому же подточенный бесконечными наркотиками, легко переходил от эйфории к депрессии. К началу 1969 года приступы отчаянья становились все более тяжелыми. Чарли смешивал песни Битлз "Revolution № 9" и "Helter-Skelter" с апокалиптическими пророчествами и предрекал, что вот-вот наступит расовая резня и всеобщий хаос. Этот массовый распад его группа призвана оседлать, направить в спасительное русло и тем самым приблизить преображение мира. Глянцевое общество, - говорил он, - идет к своему естественному концу, все они свиньи, и им следует объявить тотальную войну, резать свиней.
[показать]
В конце июля и в августе 1969 года произошли восемь весьма загадочных убийств. Они были совершены со зверской жестокостью, только вот дикие звери не пользуются ножами и пистолетами, а после убийства не оставляют посланий, неровно выведенных кровью жертв. Среди убитых были, в том числе, беременная Шэрон Тейт-Полански и ее друзья. Через короткое время полиция арестовала нескольких человек, оказавшихся связанными тесными узами "семьи", которую возглавлял Чарльз Мэнсон. Все они были осуждены на смертную казнь, которую впоследствии заменили пожизненным заключением. Обстоятельства происшедшего были раздуты СМИ в грандиозный скандал, что, во многом, и сделало Мэнсона всемирно известной культовой фигурой: если "фрукт — это яблоко", то "жестокий убийца — это Мэнсон".
[показать]
Жуткое преступление привлекло к себе огромное внимание - не только в Америке, но и во всем мире. Прежде всего потому, что организатор убийства пресловутый Мэнсон, присвоивший себе имя "Иисус-сатана" и претендовавший на роль основателя новой религии и философии, являлся сам по себе весьма колоритной фигурой.
К тому же трагедия эта в какой-то мере была даже символичной - она отразила установившееся страшное взаимовлияние: кинематограф, щедро и красочно рисующий преступления, толкает неуравновешенную, сбитую с толку молодежь на свершение тех самых зверств, которые показывают на экране, а сами работники кинематографа, повинные в этом растлении умов и морали, становятся жертвами тех, кого они воспитали.
Роман Полански в своем творчестве специализировался на постановке кровавых "фильмов ужасов", а его жена Шэрон Тейт неизменно играла главные роли в этих фильмах. Зрители нередко имели возможность созерцать нагое тело актрисы, щедро вымазанное красной краской, имитирующей кровь. Такие картинки мало кого оставляли равнодушными. Теперь же Шэрон Тейт снова появилась на бесчисленных фотографиях, заполнивших экраны телевизоров и страницы газет и журналов, но на ее теле была уже не краска, а самая настоящая кровь. Ужасы из фильмов перешагнули через экраны в реальную жизнь актрисы.
[показать]
Готовившаяся отойти ко сну и уже раздетая Шэрон Тейт в одной комнате болтала со своим приятелем Джеем Себрингом, хозяином многих "салонов красоты", в прошлом знаменитым парикмахером звезд Голливуда. В другой на диване лежал Виктор Фриковский, друг хозяина дома Романа Полански, находясь в прострации под влиянием наркотиков. В третьей комнате дочь миллионера, "кофейного короля", Абигэйл Фолгер перелистывала какую-то книгу; она только что приняла наркотик и ждала, когда он окажет свое действие. В садовом павильоне восемнадцатилетний Стив Перент прощался с домоуправляющим, собираясь к себе домой.
Наутро все эти люди были мертвы.
Теперь уже стали широко известны подробные описания этой жуткой картины. Перент был убит четырьмя пулями в своем автомобиле - по-видимому, в тот самый момент, когда он готовился уехать. На лужайке перед домом лежали трупы: Фриковского - у него пуля в спине, тринадцать проломов в черепе и пятьдесят одна ножевая рана - и Фолгер в одной ночной рубашке - на ее теле двадцать одна ножевая рана. Шэрон Тейт, изрезанная ножом до неузнаваемости, лежала с распоротым животом в луже крови на полу своей комнаты. Ее шею обвивала нейлоновая веревка, переброшенная через потолочную балку; другой конец веревки затягивал шею так же зверски искалеченного Джея Себринга.
[показать]
На стене кровью было написано: "Свиньи!"
Голливуд охватил ужас, усугубленный известием о том, что двадцать четыре часа спустя такой же зверской казни подверглись на своей вилле хозяин большой группы магазинов самообслуживания Ла Бианки и его жена. На груди Ла Бианки его кровью было написано: "Война", а на дверях виллы - "Смерть свиньям".
Когда преступники были пойманы, сведения о Мэнсоне и рабски преданных ему последователях придали убийствам неожиданное и неизвестное обществу до сих пор звучание. Выяснилось, что богатых и известных людей зарезали "дети свободы", те самые, что покинули свои достаточно обеспеченные семьи из среднего класса для жизни в атмосфере наркотиков, необузданного секса и насилия.
[показать]
На судебном процессе, который длился девять месяцев, Мэнсон охарактеризовал свое окружение предельно ясно:
"Дети, которые приходят в ваши дома с ножами в руках, - ваши дети. Не я научил их этому. Вы научили. Большинство тех, кто пришел ко мне на старое ранчо, тех, кого можно назвать "семьей", - это отвергнутые вами... Я сделал для них все, что мог, я поднял их с мусорной свалки, я сказал им: "В любви ничего плохого нет".
Я представляю собой лишь то, что живет внутри всех и каждого из вас. Я никогда не ходил в школу, так и не научился толком читать и писать, я сидел в тюрьмах, поэтому остался неразвитым, остался ребенком, в то время как ваш мир взрослел. И вот я вгляделся в то, что вы создали, и не смог этого понять".
В этот момент глаза Мэнсона стали огромными, голос его загремел. Присутствующие в зале заметили во всем его облике налет сумасшествия и в то же время какую-то завораживающую силу воздействия на других. Мэнсон продолжал вещать: "Если бы я мог, я бы выдернул сейчас этот микрофон и вышиб бы им ваши мозги. Потому что именно этого вы заслуживаете, именно этого... Разве является секретом тот факт, что музыка призывает юных подниматься на борьбу с истеблишментом? Музыка говорит с вами каждый день, но вы глухи, немы и слепы, вы не способны воспринимать ее. И еще многое... Вот дети и бегут от вас на улицы - и в конце концов все равно натыкаются на вас!"
Действительно, уже во время судебного процесса события показали, что Мэнсон во многом прав. Для тысяч разочаровавшихся подростков он стал героической жертвой во имя торжества справедливого дела. В листовках его превозносили как "невинного человека", вступившего в борьбу с угнетением.
[показать]
Что касается последователей Мэнсона, тех самых, что убивали, чтобы "осуществить" его пророчества, в отличие от Чарли, они, по-видимому, дьявольских убеждений больше не придерживаются.
Сьюзен Аткинс, которой сейчас за сорок, в тюрьме обвенчалась, вернувшись в лоно христианства.
[показать]
Сорокалетняя Лесли Хоутен, находясь в тюрьме, окончила колледж и получила диплом искусствоведа.
[показать]
Третья женщина - Патриция Кренвинкл, тоже перевалила сорокалетний рубеж. Она подавала просьбу о помиловании, но в ноябре 1989 года эта просьба была отклонена.
[показать]
Чарльз Уотсон свое пожизненное заключение отбывает в калифорнийской мужской колонии. Он тоже вернулся в лоно христианства и помогает местному священнику. Уотсон женат, и у него трое детей.
[показать]
Линда Касабиан, которая на судебном процессе была главным свидетелем обвинения и потому избежала наказания, живет ныне в провинциальном Нью-Хэмпшире и воспитывает четверых детей.
[показать]
Мэнсон же демонстрирует равнодушие к тому, выйдет ли он когда-либо на свободу или нет. "Я хочу, чтобы вы знали, - писал он в 1988 году из тюремной камеры, в моем распоряжении весь мир. Силой своей воли я на свободе, я среди вас".
[показать]
Никто так и не доказал, кстати, что Мэнсон хотя бы раз сам убивал. Его приговорили к смерти "за подстрекательство к убийствам". Кто бы ни был виновен в убийствах на вилле Романа Поланского, они стали первым крупным преступлением, направленным в самое сердце Америки - в ее миф о преуспевании. С тех пор сильно изменились масштабы и стали более разнообразными средства подавления. 11 сентября 2001 года Штаты получили еще один удар, - теперь они не с небольшой хипповской коммуной, а с половиной мира сводят счеты. Истеблишмент учится защищаться, и чем более он станет неуязвим, тем более анонимными и массовыми будут ответные удары.
Левых и правых террористов, взрывавших вокзалы и универмаги, считают политическими преступниками. Почему же последователей Мэнсона называют серийными убийцами? Чем они хуже активистов группы Баадера и Майнхоф или красных бригад? Наверное, дело в том, что Мэнсона трудно классифицировать. "Правое крыло, левое крыло, - шутила одна из его подруг, - у Чарли их по крайней мере два".
Сам Мэнсон говорил: "Там, где идут люди, там идет мусор. Пустые банки и масляные пятна на лужах вдоль дорог. Вам нужны уборщики, и я один из этих людей-уборщиков, человек мусора. Я люблю этот горько-сладкий запах догорающего гнилья". И еще он говорил: "Человек, который любит, не может ошибаться".
Многие из нас смотрят с восторгом "Бойцовский клуб" и "Прирожденных убийц". Так что же, значит и нам понятен этот пафос?
[показать]
Мрачная легенда тридцатилетней давности гласит, что Мэнсон перед арестом зарыл свою гитару где-то в калифорнийской пустыне. И всякий раз, когда на ней рвется струна, Америка вздрагивает от ужаса. 11 сентября 2001 года как раз лопнула четвертая, - хотя глупости, конечно, нелепая мистика, кто это мог видеть?
[показать]
Комментарий же самого Мэнсона ко всей шумихе вокруг его имени следующий: "Пресса, кинорежиссёры и писатели из мухи раздули слона. Миф Чарльза Мэнсона извратил гораздо больше умов, нежели я причинил вреда людям согласно обвинениям. Вы богатеете на книгах обо мне, в которых представляете меня таким могущественным, что я одним лишь взглядом останавливал часы. В фильме же они показали, будто я, мельком взглянув, заставил стрелки часов бешено вращаться. Но единственный случай в моей жизни, когда я остановил часы, произошёл тогда, когда я наступил на них. Однако вся эта ерунда заставила людей поверить, будто я обладаю некой магической силой. Благодаря всей этой шумихе за пределами этих стен существуют тысячи, которые хотят объединиться со мной и моей ролью, которая была мне приписана. И теперь я спрашиваю вас: что притягивают всех этих людей ко мне? Моя харизма, моя сила, моя любовь или моё безумие? Или же аттракцион, устроенный писаками, настолько одержимыми мыслью порисоваться на публике, что для этого они создали монстра и раздули миф? Я не жалею и не стыжусь того, кем я являюсь на самом деле. Я даже не извиняюсь за миф о Чарльзе Мэнсоне, которым ваши газеты, книги и телевидение продолжают вас пичкать. Меня разочаровывает то, что столь многие из вас так доверчивы, что поедают всё, чем их кормят".