
На финише марта родился дебютный и сразу двойной альбом «Ощущение реальности» ижевской поп-роковой сочинительницы Тани Зыкиной. Его презентация успешно прошла в столичном клубе «Б2».
Опытные деятели отечественного музпиара и рекорд-бизнеса тщательно и не без вдохновения более года подводили перспективную девушку к большому плаванию, видя в ней «последнюю надежду русского поп-рока», а точнее, едва ли не единственную сейчас артистку, которую возможно вывести из интернет-пространства (где Таня уже весьма популярна) в реальный мир и дотянуть до категории российской звезды. Да и фамилия у нее подходящая. Запоминается легко.
К новой Зыкиной, ключевыми хитами которой сейчас являются темы «Два кота» и «Водопадами», уже прилепился не один ярлык. Самый конкретный и небезосновательный — «Земфира-лайт». Поэтому любой разговор с Таней или о Тане без упоминания уфимской примы нашего рока пока не обходится.
вопрос: Татьяна, с тобой, молодой провинциалкой, плотно работают опытные столичные профессионалы, приложившие руку к раскрутке многих известных ныне исполнителей. Насколько в этой ситуации ты самостоятельна в принятии творческих решений? Скажем, название альбома — это твой выбор или чья-то настоятельная рекомендация?
ответ: Это мой выбор. При том что над названиями я не особо заморачиваюсь. Скажем, свои песни называю каким-то одним, наиболее часто встречающимся в тексте словом, чтобы их легче было сразу опознать. И альбом назван по такому же принципу. Я понимала, что это должна быть какая-то фраза из песни. Я ее нашла и очень обрадовалась. Потому что в формулировке «Ощущение реальности» больше цинизма, трезвости, свободы от иллюзий, чем наивных мыслей о каких-то новых горизонтах, перспективах и т.п.
в: Как искали твой сценический образ?
о: У меня его как такового нет. Хотя люди, работающие со мной, могли бы в принципе сказать: мы тебе стилиста подогнали, давай сейчас съездим в такой-то магазин, подберем тебе наряд. Я не знаю, как нужно на такие предложения реагировать. Могу ли я возражать или должна послушно соглашаться: «Конечно, вы, наверное, лучше знаете, в чем мне выступать». Но, слава Богу, тем, кто мне помогает, в голову не приходило высказывать подобные требования. Смею надеяться, что видя меня, они просто понимали, что ничего добавлять не надо — все уже готово. Я, конечно, иронизирую… Скорее, они просто понимают, что я сделаю правильный выбор сама, или считают бестактным направлять мои действия в этой области. Все-таки я не школьница. Мне 27 лет.
в: Тем не менее ты допускаешь, что в случае успешного развития твоей карьеры и проявления у тебя хотя бы слабых признаков «звездной болезни» кто-то из твоих сегодняшних компаньонов сможет сказать: «Не забывай, девочка, что своим успехом ты обязана мне»? Или в твоем окружении нет таких людей?
о: Хороший вопрос. Возможно, я не понимаю всех раскладов и пребываю в определенных иллюзиях, с которыми однажды предстоит расстаться. Если говорить про Москву, про административную команду, сейчас меня окружающую, то в ее составе есть те, кто способен меня «отрезвить». Но вряд ли это потребуется, поскольку я очень благодарный человек и, возможно, даже излишне трепетно отношусь к любой поддержке. Всегда стараюсь показать, что я все помню, ничего не забыла. Но, если я правильно понимаю, ты говоришь не столько о благодарности кому-либо, сколько о том, есть ли ощущение хозяина надо мной?
На сегодняшний момент меня еще ничего не ломало. Нет давления рекорд-лейбла или какой-нибудь пиар-службы. Степень профессиональной свободы у меня достаточно высока.
в: У тебя в прошлом немалый журналистский опыт, работа на радио. Ты «редактор с десятилетним стажем» и всегда подчеркиваешь, что очень придирчива к слову. У тебя существовали ориентиры, когда ты сама начала сочинять тексты?
о: Поп-рок, к сожалению, не на текстовой основе замешан. Слова в нем достаточно аморфны. Группа «Звери» или Лера Массква
— типичные представители нашего поп-рока, но я текстов у них просто не слышу. При этом себя я считаю скорее бардессой, чем поп-роковой певицей. С удовольствием играла бы фанк или трип-хоп. А текстовые пристрастия мои выстраивались из того же самого материала, что и музыкальные. Из Radiohead, Cranberries, Тори Амос. Благодаря англоязычным текстам я поняла, как должна быть устроена песня. Композиции Амос вообще перевернули мое сознание. Она для меня абсолютный идеал. Я нахожусь под впечатлением уже более 12 лет — с того момента, когда услышала альбом Амос «Boys for Pele» (1996) и он поразил меня с первого звука. При минимуме средств, минимуме спекуляции на электронике, которая зачастую заполняет те места, где артист ничего не может придумать, при минимуме использования чужих сэмплов — там такое количество информации, энергии…
в: А почему, скажем, не Пи Джей Харви?
о: Она мне глубоко несимпатична. Мне не нравятся ее стихи, тембр голоса, мелодика, она раздражает меня визуально. Не могу зацепиться у нее ни за что, чтобы меня порадовало. Она не подходит под мой вкус. Она грубовата, а Тори — трогательна, уязвима.
Я точно знаю, что меня раздражает в песнях — надуманность, нарочитая, противоестественная красивость. Я не очень люблю поэзию. Хотя сестра у меня много лет пишет отличные стихи и является культовым в своей интернет-сфере автором. Трезвым умом я понимаю, что она прекрасно работает, но, когда читаю ее тексты, мне кажется, что так в обычной жизни не говорят, этого не услышишь. Я часто встречаю такое в русском роке. Где поется про родину, веру… И мне всегда кажется, что, сиди мы с этими ребятами в каком-нибудь баре, никогда бы не говорили на эти темы такими словами, как у них в песнях.
в: На вопрос о твоей стилистической схожести с Земфирой ты за последний год отвечала бессчетное число раз. Как правило, ты говоришь, что тебя такое сравнение может только радовать. Этот ответ тебе подсказали люди, с тобой работающие, или ты действительно так думаешь?
о: Когда я отвечаю на вопрос о схожести с Земфирой, то имею в виду, что это не так плохо. Могли бы сравнить с кем-то гораздо менее интересным, чем она. Ведь сравнивали бы все равно, так уж заведено. В таком случае сравнение с Земфирой — меньшее из зол.
в: Что ты станешь делать после московской презентации альбома?
о: Начнутся гастроли. Поскольку до этого мы уже немножко по стране поездили, я примерно представляю, что меня ждет. В частности, могут случаться моменты, когда попадаешь в пустую гримерку с рваным линолеумом и одним пластиковым стулом на семь человек.
в: Сколько тебе еще нужно потерпеть, чтобы начать выставлять особые требования в бытовом и техническом райдерах?
о: А я не считаю, что сейчас терплю. Я понимаю, что любые понты в нашей стране бессмысленны. Ты можешь раздуть свой райдер как угодно, все равно на месте ты получишь то, что есть. Никто не станет под тебя перестраивать гримерку или изменять конфигурацию сцены. И потом, я никогда не жила шикарной жизнью, чтобы страстно ее хотеть. В 27 лет я уже вполне сформированный персонаж и не думаю, что с ростом карьеры меня ждут какие-то открытия. Ну, типа, я вдруг пойму, что обожаю гламур и т.п. Я знаю, чего мне хватает для жизни и комфорта. Хотя недавно мы выступали в Ставрополе, и там нас встречали так, словно я — Дженнифер Лопес
. Южное гостеприимство…
в: Как встречают на гастролях рок-звезд-мужчин, давно известно. А что предлагается в качестве досуга женщинам?
о: Ой, не знаю, о чем мечтать… Хочется, чтобы меня на гастролях просто не трогали. Отыграла, ушла в номер и просто выспалась. Я очень не люблю, когда меня тормошат, когда вокруг много людей, какая-то тусовка. Если меня подначивают: ну что, зажжем сегодня, порок-н-роллим, я по-старушечьи отвечаю: нет-нет, я лучше пойду спать. Я не рок-н-ролльный персонаж.
в: Земфира однажды призналась мне, что в Уфу не вернется больше ни при каких обстоятельствах. Ты можешь сказать то же самое: что бы ни произошло в моей карьере, обратно в Ижевск я не поеду?
о: Почти уверена, что туда не вернусь. Есть лишь одно обстоятельство, которое, возможно, меня туда вернуло бы. Внезапно «нарисовавшаяся» семья и собственные дети. Думаю, что семью я смогу создать именно в Ижевске — там тише, там родные места. Хотя на самом деле я лукавлю. По-честному, в Ижевске я, наверное, умерла бы от скуки. Я уже «подсажена» на другой ритм жизни, другую форму и степень самореализации. Главное, что меня убивает в провинции, —менталитет, который мне уже чужд: каждый ковыряется в носу и желает одного — лишь бы ничего не делать. Если ты предлагаешь что-то, отношение равнодушное, типа — а зачем? В провинции никто ни ради чего не хочет рваться. Для меня, как для музыканта, это убийственно.