О Татьяне Зыкиной я узнал в сентябре 2008 года, когда возвращался домой с концерта Игги Попа и Тhe Stooges.
Сидел в поезде и листал журнал «Афиша». Там было написано, что «в поп-музыке 2008 года не появилось ни новых стилей, ни определяющих тенденций – но стало ясно, что власть в ней окончательно захватили девушки». Далее следовал список этих «захватчиц» - «25 лучших новых певиц в мире». Кэти Стелманис, Кейт Пери, Лора Марлинг, Кэти Уайт, Мэри Пирсон… Были в этом списке и русские имена. Женя Борзых, Татьяна Зыкина…
Значительно позднее я, наконец, услышал песни Татьяны Зыкиной, увидел клип… На радио зазвучали ее песни «Два кота», «Водопадами»… Вышел ее двойной диск (с участием Юрия Цалера из Мумий Тролля и Корнея, игравшего с Земфирой), в январе Татьяна Зыкина выступила MTV Russian Music Awards 2008… В марте 2009 года Татьяна Зыкина приезжает в Псков. Ее концерт состоится 6 марта. Поэтому и первый вопрос был о Пскове, который от родного города Татьяны Зыкиной Ижевска находится довольно далеко.
- Татьяна, вы что-нибудь вообще о Пскове слышали?
- Я слышала, что это небольшой город… Но в одной из моих песен есть упоминание о Пскове, потому что я работала вместе с парнем, который был родом из-под Пскова. Но про город он не рассказывал. Зато рассказывал про свои приключения.
- Раз вы о Пскове почти ничего не слышали - у вас есть возможность не услышать, а сразу увидеть его.
- Приходите на мой концерт 6 марта.
- Приду… Татьяна, а свои песни в чужом исполнении вы слышали?
- Нет, никогда не слышала (улыбается)… Мне страшно даже представить, что это будет, потому что я очень вредный и въедливый человек. Кто бы их не спел, сложно сделать так, чтобы я сказала о том, что это – хорошо…. Хотя, хотя… Единственное исключение представляют собой дуэты. Мы прекрасно понимаем, что вместе работаем. В этом смысле те песни, которые я записывала с другими людьми, - мне нравятся. Например, дуэт с Ильёй Лагутенко. Это забавно, это интересно…
- Кто решает, какие песни обязательно войдут в ваш альбом, а какие – точно не войдут?
- Это – совместное решение. Мы обсуждаем… Это такой творческий и не очень творческий процесс
- Вы выступали на кинофестивале «Кинотавр-2008». Удалось ли вам посмотреть фильмы? Какие из них вам запомнились?
- Прошло уже довольно много времени…
- А если бы ваши песни звучали в фильмах? Вам это интересно? Какой бы это мог быть жанр?
- Я думаю, что, наверное, будет такой опыт. Дело в том, что у нас были уже такие предложения, но грянул кризис… Сложно что-нибудь загадывать. Но саундтрек, - очень интересный жанр. Я бы даже хотела, чтобы это была не случайная песня, которая когда-то была написана и кому-то понравилась… Мне было бы интересно написать специально для фильма.
[показать]- Что для вас – русский рок? Для некоторых он – «чистый и непорочный», а для других – звучит как грубое ругательство. Вас же называют надеждой этого самого русского рока. А вы сами-то как на это смотрите?
- Я отношусь к нему очень трезво и спокойно. Русский рок я никогда не слушала и вряд ли буду. Но отношусь к нему нормально и считаю, что это тот самый промежуточный жанр между мной и публикой. Объясню, что я имею в виду…Музыка, которая играет в моей голове - очень далека от того, что хочет слушать наш народ. Недавно с моей сестрой мы обсуждали, так сказать, судьбы народа… И она сказала: «Ты не представляешь, какие рингтоны больше всего скачивают». Она раньше работала в БиЛайне… Скачивают «Черные глаза». Чтобы ты ни делал, все равно будут скачивать «Черные глаза». Я считаю, что между «Черными глазами» и моими представлениями о добре и зле есть промежуточный жанр, и это - русский рок.
- Но, тем не менее, страну-то можно воспитывать…
- Это иллюзия. Алексей, это сладкая иллюзия.
- Не знаю, не знаю… Мне кажется, что когда происходит падение, деградация вкусов, то это же и означает, что после падения возможно подняться. Мы уже один раз прошли этот путь, только в обратном направлении. Может быть, наступило время? Или вы уже окончательно поставили крест на нашей публике?
- Мне кажется, что это такая сверхзадача, о которой даже думать неловко.
- Возможно, сверхзадача – это как раз и есть неизбежная составляющая для того, чтобы добиться настоящего успеха? Это то, что, в принципе, не достижимо, но чему можно посвятить всю жизнь.
- Я бы не хотела переходить на такой невероятный пафос. Я представляю, как это можно описать: «Я хочу воспитать…»
- Как сказала одна моя знакомая, которая выступала на сцене Венской государственной оперы: «Теперь я хотела бы научиться водить грузовик». Вы, образно говоря, хотели бы научиться водить грузовик?
- Я бы хотела научиться водить грузовик. Это интересно… Я хотела бы заниматься разными видами спорта: сноубордом…
- На Ижевском телевидении вы только новости читали или еще снимали сюжеты?
- Я вела «Утренний канал». Если говорить о работе в кадре. Я была продюсером, занималась журналистикой и ездила снимать сюжеты. Занималась рекламой. У меня была своя рекламная программа.
- Следите ли вы за музыкальной журналистикой? Может быть, сами занимались этим?
- У меня была своя музыкальная колонка. Но, я не считаю, что музыкальная журналистика существует. Она нужна для того, чтобы люди узнали о музыке. Мне кажется, что это такой промежуточный жанр…
- Как русский рок?.. А вас вообще иногда ругают?
- Иногда…Да каждый день! Это неизбежная составляющая музыкальной жизни. Тем более, если это делаешь хорошо. Недавно была премьера на mail.ru, и такого количества совершенно необоснованного гнева я за свою жизнь никогда прежде не встречала. Абсолютно незнакомые люди с неизвестно откуда взявшимся запалом называли меня такими словами, за которые я бы сломала нос, если бы человек сидел напротив меня. Раньше я думала: «Боже мой! За что? Почему?!» Теперь же первое, что я делаю: смотрю – в каких контактах человек состоит. Я понимаю, когда человек состоит в клубе «Я родился 4 марта – я король», то с ним все ясно. А еще есть просто клиника… «Самые тусовые, самые классные люди Москвы». Очень смешно. Поэтому любая критика и ругань – относительны. Вот если вменяемый, объективный человек ругает…
- А какие бывают профессиональные претензии?
- К сожалению, профессионалов редко слышишь. Обычно это люди, с которыми я работаю, музыканты. Но у них не претензии. Мы просто обсуждаем песни, как их лучше сделать. Мне кажется, что у настоящего профессионала нет времени и желания предъявлять претензии.
- Вы часто бываете в интернете?
- Да, часто и подолгу. Я – интернет-персонаж. Меня очень устраивает этот режим, ни с кем не надо личных знакомств. Читаю блоги. Мне кажется, что в интернете – настоящая литература.
- Интереснее, чем вышедшая в издательстве художественная литература? А книгу в последний раз вы когда держали?
- Книгу-то я в руках держала сегодня утром…
- И что это была за книга?
- Джереми Кларксон… В нашем переводе – «Главная дорога», про автомобили. Он очень хорошо пишет… Я не люблю, когда говорят «лидеры продаж». Это те книги, которые я, вероятнее всего, не куплю и не буду даже смотреть. Гораздо круче и интереснее покупать то, что никто не знает. А Джереми Кларксон – это исключение. Мне кажется, что живая литература – она в интернете. Особенно если ты нашел блоггера, который хорошо пишет. У меня есть один или два таких человека. Я считаю, что это современная литература, абсолютно ничем не уступающая литературе бумажной. Она просто выходит в другой форме.
- Но ваши продюсеры хотят сделать из вас именно «лидера продаж». И, может быть, к вашим альбомам могут относиться точно так же, как вы относитесь к книгам – лидерам продаж. Вас это не смущает?
- Смущает, конечно. Но мне приходится выбирать – хочу ли я по-прежнему быть андеграундной, индепендет-музыкальной теткой? Просто я достаточно рано стала заниматься работой в своей жизни и очень хорошо знаю, что надо лишить себя иллюзий. И если мой альбом будет лежать на полке «лидеры продаж», то - что поделаешь… Может быть, я сама не пошла бы и не купила…
- Вы когда-нибудь намеренно хотели быть андеграундной певицей, или просто жизнь не позволяла взлететь?
- Я считаю, что ты являешься певцом андеграунда тогда, когда тебя никто не знает. И искусственно не хочешь себя популяризировать. Когда я жила в Ижевске и у меня было восемь человек слушателей – вот тогда это и был настоящий андеграунд. Андеграунд - это же не пьяные длинноволосые юноши в черных футболках, которые являются в ДК. Им кажется, что гораздо интереснее слово «андеграунд», чем слово «неудачник».
- Музыкальный бизнес – вещь более жесткая, чем жизнь в подполье. Вы уже почувствовали на себе клешни шоу-бизнеса?
- Почувствовала, но дело в том, что в эти клешни я с удовольствием и благодарностью сама же и шагнула, и была готова к тому, что они клацнут над моей головой. И слава Богу! Такова была задача… А на самом деле, шоу-бизнес очень дифференцирован. Многое зависит от человека, с которым сотрудничаешь. Есть совершенно ужасающие примеры того, как продюсеры обращаются с людьми. А есть продюсеры очень хорошие. Многим - гораздо хуже.
- Ваш альбом называется «Ощущение реальности», а реальность, на мой взгляд, меняется буквально на глазах. Вы ощущаете это, или ваш переезд в Москву – часть все той же привычной реальности?
- Моя реальность сильно изменилась из-за переезда в Москву. Но я понимаю, что это только начало начал. Здесь – калейдоскоп. Приходится вращаться гораздо активнее.
- Вы сейчас много пишете новых песен?
- Достаточно. Даже, скажем, неудобно много их пишу.
- А что же делать со старыми? Их же у вас уже штук двести?
- Да, приходится их утилизировать (улыбается)… Утилизировать – это, значит, приходится их записывать и выпускать пачками и альбомами. Только так можно сказать: от вас мы получили все, что хотели и надо двигаться дальше. Поэтому у нас и альбом получился двойной, с песнями надо было что-то делать.
- Теперь осталось все это услышать вживую. Услышать и увидеть.
- Надеюсь, что я вас не разочарую. Это будет уже весна. Не знаю как у вас, а у нас в Москве очень мрачно, хотя и белым-бело. Солнца мы уже давно не видали. Я надеюсь, что к 6 марта будет совсем по-другому.
- Для этого нужны обоюдные усилия. Мы здесь постараемся, а вы уж со своей стороны постарайтесь…