Это цитата сообщения
kakula Оригинальное сообщение3 сентября родились...
1499
Диана Пуатье
фаворитка короля Франции Генриха II. Она была старше короля почти на 20 лет, ей пришлось вынести вражду и интриги признанных красавиц и царственных особ, с нею дружили поэты, скульпторы и художники. Уже при жизни ее окружали легенды, а потом она стала героиней романов. И сейчас, как и прежде, одни называют ее женщиной вечной красоты, другие дают самые низкие прозвища. За далью лет мы не можем сказать, где кроется истина, но прекрасно известно, кем стала ее главная соперница королева Екатерина Медичи.
1568
Адриано Банкьери
Итальянский композитор и музыкальный теоретик, монах-бенедиктинец
1643
Лоренцо Беллини
итальянский физиолог и анатом. Уроженец Флоренции к 20 годам уже был известен своим открытием в области анатомии - именем Беллини названы почечные канальцы или протоки, они же - собирательные трубочки. Молодого исследователя избрали профессором теоретической медицины в Пизе, но скоро он возглавил кафедру анатомии. В Пизе Лоренцо Беллини провел 30 лет, до тех пор, пока его не пригласили обратно во Флоренцию на должность врача Великого Герцога Козимо III. На этой придворной работе ему пришлось быть и главным врачом-консультантом папы Клементия XI. Беллини умер во Флоренции, спустя 4 года в Венеции был опубликован полный сборник его трудов. Умер в 1704 году.
1647
Дени Папен
французский физик, один из изобретателей теплового двигателя.
1695
Пьетро Локателли
итальянский скрипач и композитор. Ученик А. Корелли. С 1732 г. жил в Голландии. Среди сочинений: сборник кончерто гроссо; концерты для скрипки с оркестром; сборники сонат для скрипки, для флейты, трио-сонат, и др.
1710
Абраам Трамбле
швейцарский натуралист. Одним из первых представителей животного мира, которого изучают в школе, является пресноводный полип - гидра, которую можно найти в любом водоеме. Трамбле сделал себе имя на ее изучении. Безжалостно разрезая гидру на несколько частей, он обнаружил способность живого организма к регенерации. Оказалось, что пресноводная гидра способна полностью восстановить свой организм, даже если от нее остается лишь одна восьмая часть тела. Опубликованный им труд «Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в форме рогов» (1744) положил начало экспериментальной биологии.
1719
Фердинанд Цельбель
Шведский композитор
1734
Джозеф Райт (Joseph Wright; по прозвищу «Райт из Дерби»)
английский художник, мастер световых эффектов, пионер индустриальной темы в изобразительном искусстве. Родился в Дерби. Учился портретной живописи у Т.Хадсона в Лондоне (1751–1753 и 1756–1757). Работал в Дерби, а в 1775–1777 – в Бате; в 1773–1775 посетил Италию. Испытал большое влияние караваджизма, в первую очередь нидерландского (Г. ван Хонтхорст, Х.Тербрюгген). Много работал как портретист. Однако сделал себе имя в первую очередь картинами, ярко и выразительно отразившими индустриальную революцию. Впервые героями больших композиций стали не античные или библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры, а рабочие и ученые. Атмосфера труда и научного поиска воссоздавалась Райтом с тонкими световыми эффектами; действие его картин, как правило, разворачивается ночью, озаряемое светом луны или свечи, которые символизируют «свет разума». Среди его типических работ – Лекция о солнечной системе (ок. 1763–1765, Художественная галерея, Дерби), Опыт с воздушным насосом (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон), Кузница (1773, Эрмитаж, Петербург). Создавал и предромантические пейзажи, точнее «образы событий», где также доминируют мотивы ночного освещения (Иллюминация замка Сант Анджело в Риме, там же; Извержение Везувия, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва; обе картины – ок. 1775). Умер Райт в Дерби 29 августа 1797 года.
1757
Карл X Август
великий герцог Саксен-Веймарский, просвещенный правитель и покровитель поэтов и философов. Двор герцога и университет в Йене стали главным интеллектуальным центром Германии на рубеже XVIII и XIX веков. В 1775 молодой герцог пригласил в качестве министра при своем дворе Иоганна Вольфганга Гёте, который охотно принял приглашение и практически всю свою жизнь прожил в столице герцогства. Правителя и поэта связала пожизненная дружба. Участник наполеоновских войн, Карл Август стал великим герцогом после Венского конгресса 1815, решением которого территория герцогства была расширена, хотя сам Карл протестовал против реакционной сути решений конгресса. На следующий год он первым из германских правителей ввел у себя либеральную конституцию, которая гарантировала полную свободу прессы.
1778
Мариано Морено
аргентинский политический и общественный деятель, историк, борец за независимость Южной Америки от Испании. Будучи одним из руководителей Патриотической хунты - первого аргентинского правительства, сформированного после победы Майской революции 1810 г., выступал за установление республики, отделение церкви от государства, ограничение крупного помещичьего землевладения. Настаивал на централизации управления страны. Однако из-за разногласий внутри хунты был вынужден выйти из её состава. В 1811 г. был назначен чрезвычайным послом в Англии; умер по пути в Лондон. Мысли и идеи Морено, изложенные им в публицистических статьях и выступлениях, стали призывом для многих поколений аргентинцев.
1781
Эжен де Богарне (в русской дореволюционной традиции - Евгений Богарне)
французский генерал, герцог Лейхтенбергский, вице-король Италии (1805-1814), пасынок Наполеона Бонапарта. Участвовал в Итальянском походе 1796-1797 гг., Египетской экспедиции 1798-1801 гг. и наполеоновских войнах. В 1812 г. при нашествии Наполеона на Россию командовал 4-м корпусом, а после отъезда Наполеона возглавлял остатки «великой армии». Вернувшись в Италию, создал армию и сражался против австрийских войск на стороне Наполеона до его отречения. Антифранцузское восстание в Северной Италии (1814) вынудило его бежать к своему тестю – баварскому королю Максимилиану, у которого он провел последние годы жизни.
1797
Франц Крюгер
немецкий живописец. В 1812-1814 гг. учился в АХ в Берлине, с 1825 г. - профессор там же и прусский придворный художник. Работал и при русском дворе (1836, 1845, 1847, 1850-1851). Наряду с официальными заказными картинами и портретами исполнял интимные портреты и жанровые, в том числе охотничьи, сцены в духе бидермейера. В больших изображениях парадов ("Парад на Оперн-плац", 1824-1829, Национальная галерея, Берлин) живо и точно показал берлинское общество.
1789
Лудвиг Антон Эдмунд Пассю
Шведский пианист и композитор французского происхождения
1803
Александр Львович Гурилев
русский композитор, пианист, педагог. Родился в Москве в семье крепостного музыканта Льва Степановича Гурилева (1770–1844) – композитора и дирижера, автора фортепианных произведений и духовной музыки, ученика Джузеппе Сарти (1729–1802), руководителя оркестра в имении графа В.Г.Орлова под Москвой. Обучался у отца, играл в оркестре на скрипке и альте, а также у домашних учителей Орловых – знаменитого пианиста Джона Филда (1782–1837) и по композиции у Иосифа Геништы (1795–1853). В 1831 семья получила вольную и обосновалась в Москве. Здесь Гурилев приобрел известность как композитор, пианист и педагог. Участвовал в квартете князя Н.Б.Голицына, сблизился с А.Е.Варламовым. В последние годы жизни страдал тяжелым психическим заболеванием. Умер Гурилев в Москве 11 сентября 1858 года. Расцвет творчества Гурилева приходится на 1840-е годы и связан с вокальной лирикой – романсами и «русскими песнями», некоторые из них несут на себе отпечаток цыганской исполнительской манеры (ряд песен исполнялся московскими цыганами). Среди популярных романсов – Оправдание, И скучно, и грустно на стихи Лермонтова, Разлука (На заре туманной юности) на стихи Кольцова. Всего Гурилевым опубликовано около 90 авторских произведений в этом жанре (на стихи русских поэтов, как классиков, так и второстепенных авторов) и сборник Избранные народные песни (1849). Будучи искусным пианистом, он оставил довольно большое наследие в этой области, в основном вариации и миниатюры (в их числе вариации на тему из оперы Жизнь за царя Глинки и вариации и транскрипции песен Варламова и Алябьева). Лирика Гурилева по сравнению с творчеством его современников, тоже мастеров московской школы – Варламова и Алябьева, отличается камерностью, близостью к бытовому музицированию, элегичностью (иногда до сентиментальности), а также соединением песенности с элементами бельканто.
1810
Фердинанд Филипп Орлеанский
герцог Шартрский, сын французского короля Луи Филиппа. После восшествия отца на престол – герцог Орлеанский и наследный принц. Участвовал в 1835-1840 гг. в действиях алжирской армии. Был женат на Елене Мекленбургской (1814-1858) от брака с которой родились двое сыновей – Луи Филипп (1838-1894) и Роберт (1840-1910). Погиб в результате несчастного случая с его конным экипажем. Сразу после его смерти семья обратилась к Анри де Трикети, чтобы он создал посмертный скульптурный портрет.
1813
Йожеф фон Этвеш
венгерский писатель, политический деятель, барон, член Венгерской АН (1839). В период Революции 1848-1849 гг. в правительстве Баттяни занимал в апреле - сентябре 1848 г. пост министра культуры и просвещения. Противник свержения Габсбургов с престола, осенью 1848 г. эмигрировал в Мюнхен. Вернулся в Венгрию в 1851 г. С февраля 1867 г. - министр культуры и просвещения в правительстве Андраши. Автор социально-критических романов "Деревенский нотариус" (1845), "Венгрия в 1514 году" (1847) и др.
1813
Алоис Шпренгер
австрийский востоковед и врач. Изучал в Вене медицину и восточные языки. В 1840 г. в Лейдене после работы над арабскими рукописями защитил диссертацию по истории арабской медицины. В 1843-1854 гг. - на службе у английской Ост-Индской компании в Индии. В 1858-1881 гг. преподавал восточные языки в Бернском университете, с 1881 г. - в Гейдельберге. Основной труд - биография Мухаммеда. Много внимания уделял исследованию влияния мусульманской культуры на культуру европейского средневековья.
1814
Джеймс Джозеф Сильвeстр (James Joseph Sylvester)
английский математик, один из создателей (совместно с А.Кэли) теории алгебраических инвариантов. Родился в Лондоне. В 1837 окончил Кембриджский университет и в последующие годы часто менял место жительства и род занятий. В 1838 стал профессором натурфилософии в Юниверсити-колледж (Лондон), в 1841 в течение трех месяцев работал в университете Виргинии (США), в 1845 вернулся в Лондон, работал в качестве статистика в страховом обществе, давал частные уроки по математике. В 1846 поступил в школу при «Иннер-темпл», в 1850 был принят в коллегию адвокатов. К тому времени относится его знакомство с Кэли (тоже юристом) и начало их совместной работы над созданием теории алгебраических форм. В 1855–1871 Сильвестр был профессором Королевской военной академии в Вулвиче (Англия). Затем в течение нескольких лет не имел постоянного места работы, пока не получил в 1876 кафедру в университете Джонса Хопкинса в Балтиморе (США). В 1878 Сильвестр основал первый американский математический журнал «The American Journal of Mathematics» и стал его редактором. В 1884 Сильвестр вернулся в Англию и в семидесятилетнем возрасте получил кафедру геометрии в Оксфорде, которую возглавлял до своей смерти, последовавшей 15 марта 1897 года. Сильвестр известен прежде всего как алгебраист. Из его многочисленных работ в этой области две стали классическими: это теория элементарных делителей (1851; вновь создана Вейерштрассом в 1868) и закон инерции квадратичных форм (1852; был известен Якоби и Риману). Как создателю новой дисциплины – теории инвариантов – ему принадлежат все принятые в этой теории термины: инвариант, ковариант, контравариантный, когредиентный дискриминант и т.д. Ученый в шутку называл себя новым Адамом, поскольку, подобно первому человеку, должен был давать имена новым вещам. Сильвестр обладал исключительно живым и разносторонним умом, был не только математиком, но и поэтом. В 1870 вышла его книга Законы стихосложения (Laws of Verse). С его именем связано множество анекдотов, прежде всего из разряда рассказов о рассеянных профессорах. Сильвестр был членом Лондонского королевского общества (1841), иностранным членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (1872). Учреждена медаль его имени, присуждаемая за выдающиеся достижения в области математики.
1818
Карл-Фридрих Фогельзанг
австрийский общественный деятель, основатель христианско-социалистического движения в Австрии. Скончался в 1890 г.
1829
Адольф Фик
немецкий физиолог. Профессор Цюрихского (с 1855) и Вюрцбургского (1868-1899) университетов. Основные исследования – по термодинамике мышцы. Опроверг взгляд Ю. Либиха на белки как на единственный источник энергии мышечной деятельности, доказал действенность закона сохранения энергии при мышечном сокращении, разработал методику исследования эластичных свойств мышц, усовершенствовал миотермическую и миографическую аппаратуру. Автор работ по сравнительной физиологии возбудимых тканей, диоптрике глаза и цветоощущению, физиологии кровообращения и др. Сформулировал принцип, положенный в основу методов исследования минутного объема сердца («принцип Фика»).
1835
Викентий Игнатьевич Смидович
русский врач, общественный деятель, один из первых детских врачей г. Тулы. Отец писателя В.В. Вересаева. Умер в 1894 году.
1844
Софья Андреевна Толстая
жена и помощница Л.Н.Толстого. Софья Андреевна родилась в семье московского врача Андрея Евстафьевича Берс. Получив хорошее домашнее образование, она в 1861 году сдала экзамен в Московский университет на звание домашней учительницы. В 1862 году Софья Андреевна вышла замуж за Льва Николаевича Толстого. Первые годы их супружеской жизни были счастливыми, и на протяжении многих лет Софья Андреева оставалась верной помощницей мужа: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений. Но в 1880-1890-х годах в семье произошел разлад. Софья Андреевна, не разделявшая новых идей мужа, его стремлений отказаться от собственности, жить своим, преимущественно физическим трудом, все же прекрасно понимала, на какую нравственную и человеческую высоту он поднялся. В книге «Моя жизнь» Софья Толстая писала: «...Он ждал от меня, бедный, милый муж мой, того духовного единения, которое было почти невозможно при моей материальной жизни и заботах, от которых уйти было невозможно и некуда. Я не сумела бы разделить его духовную жизнь на словах, а провести ее в жизнь, сломить ее, волоча за собой целую большую семью, было немыслимо, да и непосильно». Художник Пастернак, близко знакомый с семьей Толстых, писал о Софье Андреевне: «...Она во многих отношениях была крупным, выдающимся человеком - в пару Льву Николаевичу... Софья Андреевна сама по себе была крупной личностью». Обладая тонким литературным чутьем, она писала повести, детские рассказы, мемуарные очерки. В течение всей своей жизни, с небольшими перерывами, Софья Андреевна вела дневник, о котором говорят, как о заметном явлении в мемуаристике и литературе о Толстом. Ее увлечениями были музыка, живопись, фотография. Уход и смерть Толстого тяжело подействовали на Софью Андреевну, она была глубоко несчастна. Осенью 1910 года она писала в дневнике: «Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу... Жить не могу». После смерти Льва Толстого Софья Анреевна продолжила издательскую деятельность, выпустив свою переписку с мужем, завершила издание собрания его сочинений. Умерла Софья Андреевна Толстая 4 ноября 1919 года. Зная о том, что ее роль в жизни Л.Н.Толстого оценивалась неоднозначно, она написала: «... Пусть люди снисходительно отнесутся к той, которой, может быть, непосильно было с юных лет нести на слабых плечах высокое назначение - быть женой гения и великого человека».
1846
Альфред Брандт
немецкий инженер, прославившийся строительством туннелей в Альпах и начавший строительство знаменитого Симплонского туннеля.
1850
Фридрих Делич
немецкий ученый, один из основателей ассириологической школы в Германии. Явился пионером в изучении касситских и каппадокийских (староассирийских) клинописных документов, занимался аккадским, шумерским и хеттским языками, составлял словари и грамматики. Сторонник панвавилонизма. В 1902-1905 гг. выступил с циклом лекций «Библия и Вавилон» (русский перевод в 1906), в которых утверждал, что на библейскую традицию оказала решающее влияние вавилонская. Автор сочинений: «Die Sprache der Kossaer» (1884), «Assyrische Grammatik» (1906), «Assyrische Lesestucke» (1912), «Grundzuge der sumerischen Grammatik» (1914), «Sumeriscti - akkadisch - hettitische Vokabularfragmente» (1914).
1851
Ольга Константиновна
русская великая княгиня, королева Греции (1867-1913).
1853
Александр Иванович Литвинов
русский генерал, командующий 1-й армией (1914-17).
1856
Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan)
американский архитектор. Родился в Бостоне. Учился в Массачуссетском технологическом институте и в Школе изящных искусств в Париже. в 1880 начал архитектурную деятельность в Чикаго; с 1881 по 1900 работал вместе с Д.Адлером. Салливен стал первооткрывателем в области современной архитектуры, одним из первых строителей небоскребов. Архитектор изучал проблемы акустики и каркасной конструкции, но больше всего его интересовала работа с абстрактными формами. Его постройки отличают конструктивное совершенство и функциональность. Один из первых небоскребов – Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890) – был построен Салливеном совместно с Д.Адлером из стекла и терракотовых плит на стальном каркасе. Эта постройка послужила образцом для высотных зданий, появившихся впоследствии повсюду в США. В числе других знаменитых сооружений Салливена: Аудиториум в Чикаго (1889, ныне университет Рузвельта), созданный под влиянием Х.Ричардсона; оперный театр в Пуэбло (шт. Колорадо, 1890); мавзолей Уэйнрайта в Сент-Луисе (1892); павильон транспорта на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893); здание Чикагской фондовой биржи (1894); Пруденшл-билдинг в Буффало (1894); Байярд-билдинг в Нью-Йорке (1898); усадьба Генри Бэбсона в Риверсайде (шт. Иллинойс, 1907) и Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне (шт. Миннесота, 1908). В 1886–1923 Салливен часто выступал с лекциями и много писал об искусстве, образовании и демократии. Из всего им написанного наибольшей известностью пользуются книга Автобиография идеи (1924) и эссе Что такое архитектура? Умер Салливен в Чикаго 14 апреля 1924 года.
1859
Жан Жорес (Jean Jaures)
французский политический деятель. Родился в Кастре (департамент Тарн, Лангедок) в небогатой буржуазной семье; сын Жюля Жореса и Аделаиды Бербаза. Сначала учился в местном коллеже, а с 1877 в Париже: блестяще окончив Лицей Людовика Великого (1877–1878), поступил в Высшую Нормальную школу (педагогический институт). По завершении курса (1881) получил степень кандидата философии. В 1881–1883 преподавал философию в лицее Альби (административный центр деп. Тарн); в 1883–1885 работал экстраординарным профессором в Тулузском университете. Исповедовал твердые республиканские взгляды, восхищался Л.Гамбеттой. Вовлекся в политику. В 1885 был избран в Национальное собрание от Тарна в качестве независимого депутата. В Палате чаще всего голосовал вместе с левым центром, поддерживал Ж.Ферри; зарекомендовал себя как талантливый оратор и поборник социальных реформ. С 1887 сотрудничал в газете «Депеш де Тулуз», главном органе радикалов. Потерпев поражение на выборах 1889, вернулся в Тулузский университет; в 1892 получил степень доктора философии. Продолжал политическую деятельность: в 1890 избран муниципальным советником Тулузы, в том же году назначен заместителем мэра по делам народного образования (1890–1893); благодаря его усилиям в местном университете был открыт медицинский факультет. В начале 1890-х значительно эволюционировал влево. Выступил в защиту стачки угольщиков в Кармо в 1892, после победы которой был выдвинут ими кандидатом в депутаты и избран на частичных парламентских выборах в январе 1893. Стал самым ярким оратором в Палате, примкнул к независимым социалистам, сблизился с Ж.Гедом. Решительно критиковал «злодейские» законы декабря 1893, ограничивавшие гражданские свободы, прежде всего свободу печати. Приобрел общенациональную известность во время Дела Дрейфуса, энергично включившись в кампанию за его реабилитацию после публикации Я обвиняю Э.Золя (январь 1898). Это стоило ему поражения на парламентских выборах в мае 1898. В том же году стал соиздателем и директором печатного органа независимых социалистов «Птит Репюблик» («Малая Республика»), где опубликовал Доказательства по Делу Дрейфуса. Возглавил работу по созданию многотомной Социалистической истории Франции, для которой написал тома, посвященные Великой французской революции (1901–1903). Считая рост национализма и антисемитизма главной опасностью для существования республики, поддержал в июне 1899 кабинет «республиканской обороны» Р.Вальдека-Руссо и участие в нем независимого социалиста А.Мильерана. В результате раскола социалистического движения по вопросу о сотрудничестве с «буржуазным» правительством организовал в 1902 со своими единомышленниками (независимые социалисты, аллеманисты) Французскую социалистическую партию. На выборах в апреле-мае 1902 вновь прошел в Национальное собрание от Тарна (переизбирался в 1906, 1910 и 1914). Являлся сторонником блока всех левых партий, поддерживал радикальное министерство Э.Комба и его антиклерикальную политику. В 1902–1904 занимал пост вице-председателя Палаты депутатов. В 1904 основал газету «Юманите», ставшую благодаря ему одной из самых популярных левых изданий во Франции. Подчинившись решению Амстердамского конгресса II Интернационала (1904) о создании единых национальных социалистических организаций, содействовал образованию в апреле 1905 объединенной социалистической партии Франции (СФИО); вскоре занял в ней доминирующее положение. В 1905 выступил против французской колониальной экспансии в Марокко; принял участие в движении солидарности с Первой русской революцией 1905–1907; по его инициативе «Юманите» провела кампанию по сбору средств в пользу русских революционеров. Резко критиковал правительство Ж.Клемансо (1906–1909) и А.Бриана (1909–1911) за политику подавления рабочего движения. Идеалом Ж.Жореса была «социальная республика» – республика организованного и суверенного труда. Считал необходимым национализацию крупных предприятий и кооперирование мелких собственников. Мечтал о соединении социалистических и общедемократических ценностей. Являлся сторонников идеи всеобщей стачки как средства давления на правительство для проведения реформ. Ставил целью завоевание социалистами политической власти мирным путем (победа на выборах). Будучи убежденным пацифистом, сделал основным направлением своей деятельности в 1905–1914 борьбу за предотвращение надвигающейся войны в Европе. Призывал правительство достичь взаимопонимания с Германией. В 1910 выступил с проектом создания новой («гражданской») армии, основанной на военной подготовке всего населения. В 1911 принял активное участие в Базельском антивоенном конгрессе. Возглавил кампанию против предложенного президентом Р.Пуанкаре закона о трехлетней военной службе; в ее рамках организовал 25 мая 1913 грандиозный (150 тыс. чел.) митинг в Париже. Под его руководством социалисты добились крупного успеха на выборах в апреле-мае 1914, получив 1385 тыс. голосов и выиграв 102 депутатских мандата. В июне 1914 по его инициативе социалистическая фракция проголосовала против предоставления правительству крупного военного займа. В разгар июльского общеевропейского кризиса, вызванного убийством сербскими националистами австрийского кронпринца Франца-Фердинанда, добился на чрезвычайном съезде СФИО (14–15 июля) резолюции о проведении всеобщей стачки. Отверг все предложения премьер-министра Р.Вивиани войти в правительство и содействовать единству нации перед лицом германской опасности. 25 июля в речи в Лионе, ставшей его политическим завещанием, призвал к совместному антивоенному выступлению пролетариата всех европейских стран. 28 июля вместе с Ж.Гедом потребовал немедленного созыва парламента для обсуждения вопроса о войне. 31 июля 1914 года был убит в Париже националистом-фанатиком Р.Вилленом (оправдан в 1919). После его гибели руководство СФИО и профсоюзов перешло на позиции поддержки правительства в начинающейся Первой мировой войне; «священный союз» французских политических партий, по словам Р.Пуанкаре, возник «в крови Жореса». В Париже Ж.Жоресу был воздвигнут памятник. В 1924 его прах был перенесен в Пантеон.
1865
Пекка Халонен
финский живописец. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Гельсингфорсе (1886-1890), в Париже в академии Жюлиана (1891-1892) и у П. Гогена (1894). Воплощая мужественную поэзию крестьянского труда, применял ясные композиционные решения, лаконичные образные характеристики, насыщенный колорит с преобладанием локальных цветовых пятен («Жнец», 1891; «Еда», 1899; «Возвращение с работы», 1905, все – Атенеум, Хельсинки)
1866
Джон Эллис Мак-Таггарт (John MсTaggart)
британский философ, родился в Лондоне, получил образование в Кембриджском университете. С 1897 по 1923 читал лекции по социальным наукам в Тринити-колледже Кембриджского университета. За исключением популяризаторской работы Некоторые догмы религии (Some Dogmas of Religion, 1906), в которой он выступает с решительной критикой христианства, его ранние сочинения посвящены философии Гегеля. Метод Гегеля, согласно Мак-Таггарту, состоит в переходе от первоначально сформулированного тезиса к его противоположности – антитезису, потом к синтезу, примиряющему тезис и антитезис в непротиворечивом единстве, а затем от одной триады к другой триаде, до тех пор пока не достигается Абсолютная Идея. После многочисленных попыток защитить этот метод от критических возражений Мак-Таггарт наконец заключил, что идеи связаны между собой не с помощью триад. Отвергнув диалектический метод, он предложил метод прямой дедукции из самоочевидных принципов (т.е. априорный метод, в ряде моментов напоминающий декартовский). Мак-Таггарт применил его в своей последней книге Природа существования (The Nature of Existence, 2 тома, 1921, 1927). Пространственно-временной материальный мир сводится к кажимости, он нереален, поскольку самопротиворечив. Далее Мак-Таггарт развивает плюралистическую версию абсолютного идеализма, согласно которой Вселенная, или Абсолют, есть сообщество тесно взаимосвязанных самостей, сознаний, имеющих характер субстанций (т.н. радикальный персонализм, или персоналистический идеализм). Умер Мак-Таггарт в Лондоне 18 января 1925 года. Среди его работ – Исследования гегелевской диалектики (Studies in Hegelian Dialectic, 1896), Исследования гегелевской космологии (Studies in Hegelian Cosmology, 1901), Комментарий к гегелевской логике (A Commentary on Hegel's Logic, 1910).
1869
Сергей Александрович Басов-Верхоянцев
русский поэт, автор стихотворных сказок "Конек-летунок" и др.
1869
Фриц Прегль.
австрийский химик-аналитик и физиолог. Окончил Медицинский факультет университета в Граце (1894). В 1894-1910 гг. работал там же, вначале на кафедре физиологии (имел практику как врач офтальмолог, делал глазные операции), затем под влиянием З. Скраупа увлекался химией и переключился на ее изучение. В 1904 г. совершенствовал свое химическое образование в Германии в Тюбингенском, Лейпцигском и Берлинском университетах. В 1910-1913 гг. – профессор медицинской химии в Инсбрукском университете после 1913 г. – вновь в университете Граца. Основные научные работы посвящены разработке микроанализа органических веществ, создателем которого он является. Поставил перед собой задачу приспособить классические методы элементарного органического анализа, разработанные Ю. Либихом и Ж. Дюма, для исследования очень малых количеств веществ. Создал первую модель микрохимических весов с чувствительностью до миллионных долей грамма. Предложил оригинальные композиции аналитических реагентов, ввел принципиально новые способы разложения органических веществ при элементном анализе. Его методы включали определение элементов, наиболее часто встречающихся в органических веществах, многих функциональных групп, молекулярной массы веществ. Нобелевская премия (1923). Скончался 13 декабря 1930 года.
1871
Вячеслав Константинович Залесский
украинский физиолог растений и микробиолог, член-корреспондент АН Украинской ССР (1925). Окончил Харьковский университет (1893), профессор там же (с 1903). Основные труды — по химической физиологии растений (выяснил роль селитры и углеводов в синтезе белков, изучал превращения и роль соединений фосфора и железа, а также превращения нуклеопротеидов в растениях, установил наличие у высших растений карбоксилазы), по микробиологии почвы и фитопатологии.
1872
Алексей Алексеевич Борисяк
геолог, палеонтолог
1873
Сергей Александрович Гарфильд (Сергей Гарин)
русский писатель и революционер, автор повести "Отасу - королева Солнечной страны". Родился в Москве в семье режиссёра Большого театра, шотландского выходца. Участвовал в Гражданской войне, был комиссаром морских сил Дальневосточной республики. Умер 2 марта 1927 года.
1874
Фредерик Карл Мюлерц Штёрмер
Норвежский геофизик и математик, иностранный член АН СССР (с 30.11.1918), почетный член c 12.02.1934, , член Норвежской академии наук и литературы, иностранный член Парижской АН (1947) и Лондонского королевского общества (1957). Окончил (1896) университет в Кристиании (Осло), с 1903 профессор там же. Предложил метод расчёта траекторий космических лучей, который вошёл в современную математику как метод численного интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений (метод Штёрмера).
1875
Фердинанд Порше
австрийский инженер, создатель немецкого автомобиля «фольксваген». Фердинанд Порше родился в Австрии. С раннего детства Фердинанд проявлял живейший интерес ко всему, что было связано с техникой: в пятнадцать лет он самостоятельно смастерил генератор и электрическую лампочку, и дом семьи Порше стал вторым в городе, освещаемым при помощи электричества. Естественно, такой талант не мог остаться незамеченным, а так как Порше особенно увлекся "самобеглыми колясками", то и путь в нарождавшуюся автомобильную промышленность ему был открыт. К началу века он работал в местной компании Austro-Daimler, где к 34 годам дослужился до поста технического директора. Однако по-настоящему головокружительный характер его карьера приняла уже после Первой мировой войны. В 1923 году австрийского инженера на должность технического директора приглашает Mercedes, и Порше, не раздумывая, переезжает с семьей в Штутгарт. Пять лет он будет отвечать за перспективные разработки немецкой компании (переименованной при нем в Daimler-Benz после слияния с фирмой Daimler), и под его руководством на свет появится такой шедевр, как Mercedes-Benz SSK. На оснащенном семилитровым двигателем с механическим нагнетателем SSK, разгонявшемся почти до 200 км/ч, легендарный гонщик Рудольф Караччиола на рубеже тридцатых одержал немало громких побед. Фердинанд Порше был влюблен в автоспорт и считал, что только спорт движет технический прогресс. Как-то конструктор посетил СССР по личному приглашению Сталина и, вроде как, услышал от вождя намек, что для него в советском правительстве готов министерский пост. Порше отказался от лестного предложения потому, что в стране Советов автоспорт никак не развивался, а инженер был согласен проектировать танки только параллельно с гоночными болидами. Такую возможность предоставил австрийцу другой великий вождь. В апреле 1931 года Порше вместе с сыном, 22-летним Фердинандом-младшим, или просто Ферри, под рекламным слоганом "мы создаем, а также консультируем по всем вопросам разработки наземных, водных и воздушных транспортных средств" основал независимую фирму Dr. Ing. h. c. F Porsche AG. Первому заказу на проект компактного автомобиля с двухлитровым мотором, поступившему от компании Wanderer, они присвоили порядковый номер "007", чтобы клиенты не думали, что это действительно их самый первый заказ. Работа была выполнена блестяще, и тут же последовал заказ от Auto Union на гоночную машину весом не более 750 кг. Auto Union P-wagon намного опередил свое время - машина скорее напоминает болиды Формулы-1 шестидесятых-семидесятых годов. В конструкции автомобиля широко использовались легкие материалы, в том числе алюминий, шестнадцатицилиндровый двигатель с нагнетателем и уникальной системой изменения работы газораспределительного механизма располагался позади водителя. Ферри все свободное время посвящал личному тестированию машины, пока в один прекрасный день отец не сказал ему: "У меня достаточно хороших водителей, но сын - только один". В 1934 году Порше получил главный заказ своей жизни, обессмертивший его имя: Адольф Гитлер собственной персоной поручил инженеру создать "народный автомобиль", на котором рядовой немец смог бы путешествовать по автобанам. Началу серийного производства модели KdF (будущий Volkswagen "Жук") помешала война, и только что возведенный завод KdF-Stadt перешел в распоряжение Люфтваффе. Те 630 экземпляров машины, что удалось собрать, до покупателя не дошли, а были распределены между высокопоставленными офицерами армии. В ходе войны таланту Фердинанда Порше нашлось еще больше применений, чем в мирное время. Он участвовал в разработке тяжелой бронетехники Tiger, Ferdinand/Elefant, Leopard и Maus, проектировал легкие штабные автомобили и амфибии Kubelwagen, Schwimmwagen и Kommandeurwagen. Параллельно шла дальнейшая доводка "народного" KdF. После поражения Германии все семейство Порше переехало во Францию, но там их выследили и арестовали, не без помощи нового руководства компании Renault. Как и Луи Рено, Фердинанда Порше, его сына Ферри и мужа его дочери Антона Пиха обвинили в пособничестве нацисткому режиму и упрятали за решетку. Оставшаяся на свободе дочь инженера Луиза Пих начала борьбу за освобождение родственников, и через шесть месяцев сумела вытащить из тюрьмы брата. Ферри немедленно принялся за постройку полноприводной машины класса Формула-1 для итальянской фирмы Cisitalia. Заработанные на этом заказе деньги позволили ему в 1947 году выкупить у французов отца и Антона Пиха. Порше обосновались в австрийском городе Гмюнде, где была создана автомобильная компания Porsche AG. Там они приступили к проектированию первой собственной машины на узлах "Жука", и в 1950 году началось производство первого автомобиля под маркой Porsche - купе модели 356. Фердинанд Порше скончался после перенесенного инсульта в январе 1951 года. Незадолго до смерти великий конструктор побывал в Вольфсбурге, и впервые своими глазами увидел, как сотни "Жуков" весело бегут по автобанам. Старик не мог удержать слез - мечта всей его жизни стала реальностью. Скончался 30 января 1951 года. После себя Порше оставил более семи десятков оригинальных разработок. Он был удивительно многогранным творцом, создавая не только легковые автомобили и грузовики, но еще и танки, внедорожники, мотоциклы, локомотивы, авиационные двигатели и даже ветряные мельницы. Дело отца продолжил Фердинанд-младший (1909-1998). Именно его усилиями компания Porsche завоевала в автомобильном мире высочайший авторитет как выпуском спортивных и гоночных машин, так и "традиционным ремеслом" - выполнением различных заказов. Не секрет, что наши "восьмерка" и "десятка" в свое время прошли через руки специалистов Porsche.
1878
Хельге Гётрик Баклунд
российский геолог и петрограф. Окончил в 1902 г. Петербургский университет. С 1908 г. был хранителем Геологического музея Петербургской АН, с 1918 г. — профессор геологии и минералогии в Або (Финляндия), в 1924-1943 гг. — профессор Упсальского университета в Швеции. Основные работы — по петрографии и тектонике скандинавских стран и приполярных областей. Один из наиболее активных защитников теории вторичного происхождения гранитов за счёт осадочных пород в результате воздействия газовых эманации. Им пересмотрена стратиграфия архейских пород Балтийского щита и установлен единый цикл готокарелид. В 1909 г. исследовал геологическое строение Полярного Урала, в 1911-1913 гг. месторождения олова в Аргентине и Боливии.
1883
Эрнест Екабович Шталбергс
латышский архитектор, заслуженный деятель науки Латышской ССР (1945), академик Латышской АН (1946), педагог. Учился у Л. Н. Бенуа в Петербургской АХ (окончил в 1914). Ректор АХ в Петрограде (1919-1922). Председатель правления Союза архитекторов Латвийской ССР (1945-1951). Преподавал на архитектурном факультете Латвийского университета в Риге (1922-1950; профессор с 1945). Основные работы: русский павильон на международной выставке в Риме (совместно с В. А. Щуко; 1910-1911); жилой дом на улице Ломоносова (1930), актовый зал университета (1929-1936), архитектурная часть памятников Свободы (1931-1935, скульптор К. Зале) и В. И. Ленину (1947-1950, скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал) - все в Риге; санаторий около Цесиса (1936-1938).
1884
Соломон Лефшец (Solomon Lefschetz)
американский математик, член Национальной АН США (с 1925). Родился в Москве. Окончил Парижскую центральную школу (1905). В 1905 эмигрировал в США и в течение 5 лет работал инженером. В 1910 поступил в аспирантуру при университете Кларка, защитил докторскую диссертацию. Преподавал в университетах штатов Небраска (1911-1913), Канзас (1913-1924), Принстонском университете (1924-1953), с 1953 г. – профессор-исследователь. Основные работы относятся к алгебраической геометрии и топологии. Исходя из исследований итальянских геометров Г. Кастельнуово, Ф. Севери, Ф. Энрикеса, получил важные результаты в области топологии и алгебраической геометрии. В 1923-1942 гг. работал над развитием идей алгебраической топологии. Доказал (1927) теорему дуальности. Создал общую теорию пересечения циклов в многообразиях (совместно с Г. Хопфом). Автор основополагающих работ по алгебраической теории непрерывных отображений. Ему принадлежит определение алгебраического числа неподвижных точек непрерывного отображения. После 1942 г. организовал ряд исследовательских групп, которые под его руководством занимались ключевыми вопросами теории дифференциальных уравнений и создали в США оригинальное научное направление в этой области. Его последние работы относятся к теории устойчивости по Ляпунову и проблеме устойчивости нелинейных управляющих систем. На русском языке вышли монографии ученого: «Алгебраическая топология» (1949), «Геометрическая теория дифференциальных уравнений», «Устойчивости нелинейных систем автоматического регулирования» (1967) и др. Умер Лефшец в Принстоне 5 октября 1972 года.
1887
Михаил Дмитриевич Соловьев
российский геодезист и картограф. Окончил Московский межевой институт (1911, ныне Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии), профессор там же (с 1920). Разработал общую теорию проективно-цилиндрических проекций и дал конкретные варианты косых перспективно-цилиндрических проекций, получивших широкое применение при создании учебных карт и географических атласов. Предложил также теорию перспективных проекций с многократными изображениями.
1889
Нереу ди Оливейра Рамус
бразильский государственный и политический деятель, президент Бразилии (1955-1956).
1891
Марсель Гранжани
французский арфист, композитор и педагог. В одиннадцать лет поступил в Парижскую консерваторию. С 1909 г. концертировал в разных странах. С 1938 г. преподавал в США (в т. ч. в Джульярдской школе, Нью-Йорк). Автор сочинений для арфы и многочисленных обработок и переложений.
1893
Иван Васильевич Выходцев
российский ботаник, академик АН Киргизской ССР (с 1965). Окончил Томский университет (1927). В 1931-1943 гг. заведовал отделом кормодобывания Киргизского научно-исследовательского института животноводства, одновременно и 1938-1941 гг. - директор организованного при его участии Ботанического сада при Комитете наук СНК Киргизии. В 1944-1949 гг. - директор, в 1949-1952 гг. - заведующий лабораторией Биологического института Киргизского филиала АН СССР. С 1952 г. - заместитель директора и заведующий лабораторией геоботаники института ботаники АН Киргизской ССР (с 1953 г. - профессор). Основные научные работы посвящены изучению растительного мира Киргизской ССР. Руководил кормово-геоботаническими экспедициями по сбору материалов для составления геоботанической карты и характеристики пастбищ и сенокосов республики. Изучал растительный мир малоисследованных горных систем Тянь-Шаня и Алая, сделал теоретические обобщения относительно генезиса их растительности и закономерностей поясного распределения. Составил около 20 региональных карт растительности.
1894
Джон Бойнтон Пристли (John Boynton Priestley)
английский романист, эссеист, драматург и театральный режиссер. Родился в Брадфорде (графство Йоркшир). В Тринити-Холле Кембриджского университета с отличием успевал по многим дисциплинам, зарабатывал на жизнь журналистикой. Отслужив в Первую мировую войну в пехоте, в 1922 начал в Лондоне карьеру профессионального литератора (книжные обзоры, рецензии, эссе, биографии Дж.Мередита и Т.Л.Пикока, Краткая история английского романа – A Short History of English Novel, 1927). Романы Добрые друзья (Good Companions, 1929) и Улица Ангела (Angel Pavement, 1931) доставили ему славу выдающегося прозаика, а пьеса Опасный поворот (Dangerous Corner, 1932) выдвинула в число ведущих драматургов. Руководя двумя лондонскими театрами, он поставил около 16 своих пьес, в т.ч. Ракитовую аллею (Laburnum Grove, 1933), Райский уголок (Eden End, 1934) и Когда мы женаты (When We are Married, 1938). Недолгое пребывание в Аризоне подвигло его на создание автобиографической книги Полночь в пустыне (Midnight at the Desert, 1937). К позднему творчеству Пристли относятся злободневные публикации периода Второй мировой войны; романы Дженни Вильерс (Jenny Villiers, 1947), Фестиваль в Фарбридже (Festival at Fairbridge, 1953) и Доктор Солт уезжает (Salt is Leaving, 1966); пьеса Визит инспектора (An Inspector Calls, 1946); сценарий фильма Последний праздник (Last Holiday, 1950); книга рассказов Другое место (The Other Place, 1953); пространное «личностное» эссе Человек и Время (Man and Time, 1964); сборник Эссе пяти десятилетий (Essays of Five Decades, 1964) и автобиография Вместо деревьев (Instead of Trees, 1977). Осуждая социальную несправедливость, он прославлял в человеке духовное начало и порицал материальный интерес, перекликаясь в этом с Ч.Диккенсом и Дж.М.Барри. Умер Пристли в Стратфорде-на-Эйвоне 14 августа 1984 года.
1895
Николай Альфредович Адуев (Рабинович)
сатирик, юморист, автор стихотворных пьес. Печатается с 1918. Начинал с пьесы "Революционный петрушка", поставленную Натальей Сац, в которой первым исполнителем главной роли был юный Игорь Ильинский. Адуев — автор знаменитого палиндрома "Аргентина манит негра", ему же принадлежит антиамериканское ругательство "Где ты шлялась, небоскреб твою мать?" Писал для цирка, его стихи помешал на своих афишах-анонсах клоун В. Е. Лазаренко.
1895
Георгий Константинович Евграфов
российский учёный в области строительства мостов, профессор (1934), доктор технических наук (1938). Окончил в 1922 г. Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1930-1967 гг. - заведующий кафедрой мостов Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Основные труды посвящены изучению работы мостов под нагрузкой и методам расчёта мостовых конструкций. Участвовал в проектировании ряда крупных мостов (Крымского, Калининского и метро-моста в Москве, через Оку в Горьком, Днепр в Запорожье, Волгу у Саратова и др.).
1897
Сесил Паркер
английский актер.
1897
Виктор Никитич Лазарев
российский искусствовед, член-корреспондент АН СССР (1943). Учился в МГУ (1917-1920). Главный хранитель, заведующий картинной галереей, заместитель директора по научной части Музея изобразительных искусств в Москве (1924-1936). Профессор МГУ (с 1961 г. — заведующий кафедрой истории зарубежного искусства). Основным работам Лазарева (по истории древне-русского и византийского искусства, а также искусства эпохи Возрождения) присущи широта проблематики, проникновение в кардинальные процессы истории искусства, обобщающий характер суждений о причинах и о сути этих процессов, мастерство классификации художеств, течений и школ, убедительность атрибуций.
1897
Франсишку Миньони
Бразильский композитор, дирижер, педагог
1897
Геннадий Михайлович Мичурин
Актер Ленинградского театра им. Пушкина, один из создателей БДТ. Учился в Петроградской Школе театрального мастерства у Л. С. Вивьена (1917-1918). Заслуженный артист РСФСР (1939). В кино с 1924 года.Ушел из жизни 12 октября 1970 года.
1899
Фрэнк Макфарлейн Бёрнет (Frank Macfarlane Burnet)
австралийский иммунолог. Фрэнк Бёрнет родился в Траралгоне, Виктория (Австралия) в семье менеджера отделения Колониального банка. В детстве он увлекался естественными науками и особенно любил собирать жуков. По окончании Джилонг-колледжа Макфарлейн в 1917 поступил на медицинское отделение Ормонд-колледжа Мельбурнского университета. В 1922 он получил степень бакалавра, а в 1923 – медицинский диплом. После этого он продолжил подготовку по патологии в Мельбурнской больнице. С этой больницей была связана вся последующая деятельность Бёрнета, хотя много лет он проработал в Мельбурнском университете и в Институте медицинских исследований Уолтера и Элизы Холлов при этом университете. Бёрнета заинтересовали экологические и генетические взаимосвязи между бактериофагами и их «хозяевами». В 1926 он получил стипендию для медицинских исследований, что дало ему возможность работать в Институте Листера в Лондоне. В 1927 – докторская степень в Лондонском университете. В 1928 Бёрнет вернулся в Мельбурн. Сильное влияние на его дальнейшую работу оказала гибель 12 детей, которым была сделана вакцинация против дифтерии. В ходе расследования Бёрнет установил, что смерть детей была вызвана заражением вакцины бактерией Staphylococcus. Его заинтересовал вопрос о том, как организм защищается против подобных инфекций. Благодаря специальной субсидии для изучения вирусных заболеваний в 1932–33 Бёрнет продолжал исследования в области вирусов животных в Национальном институте медицинских исследований в Хэмпстеде (Великобритания). В процессе работы он усовершенствовал методики культивирования вирусов в куриных эмбрионах. Успех Бёрнета в культивировании вирусов в куриных эмбрионах объяснялся тем, что куриные эмбрионы не вырабатывают антитела против вирусов и, следовательно, не могут противостоять вирусной инфекции. Антитела были обнаружены в 1890 Эмилем фон Берингом, установившим совместно с Паулем Эрлихом и другими коллегами, что в крови могут возникать иммунные реакции на различные вещества, или антигены. Вырабатываемые антитела высоко специфичны; антитела к одному штамму бактерий часто не реагируют с близким штаммом. Так, иммунитет к эпидемическому паротиту не предохраняет от краснухи. Бёрнет считал, что теории, объясняющие образование антител, не учитывают того, что он называл «ключевой проблемой иммунологии», а именно «как иммунизированные животные отличают введённые им вещества животных другого вида от собственных аналогичных веществ?». С позиций инструктивных теорий, по его мнению, с трудом можно было объяснить такое самораспознавание, то есть способность организма «узнавать» собственные белки. На основании своих данных о том, что у куриных эмбрионов не вырабатываются антитела к вирусам, он предположил, что животные не вырабатывают антитела ко всем веществам, которые попадают в их организм на ранних стадиях развития, и что такой ранний контакт с антителами играет ключевую роль в самораспознавании и толерантности (переносимости) к собственным веществам. Бёрнет и его коллеги из Института медицинских исследований пытались выработать искусственную толерантность у цыплят, в течение короткого времени воздействуя на них синтетическими антигенами. Однако эта попытка не увенчалась успехом, так как – это выяснилось впоследствии – для формирования длительной толерантности контакт с антигеном также должен быть длительным. В 1953 Питер Медавар и его сотрудники добились искусственной толерантности, используя пересаженные органы, и тем самым подтвердили теорию Бёрнета. В 1960 Бёрнету и Медавару была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытие искусственной иммунной толерантности». Их работа, опровергнувшая инструктивные теории, положила начало развитию современных теорий иммунитета. В Нобелевской лекции «Иммунное самораспознавание» («Immunological Recognition of Self») Бёрнет рассматривал «лишь одну проблему: каким образом организм позвоночных животных отличает «своё» от «чужого» в иммунологическом отношении и как развивается эта способность?» В заключение он сказал, что «единственным возможным подходом к решению данной проблемы являются селекционные теории иммунитета, которые должны разрабатываться на клеточной и, возможно, клональной основе». Согласно клонально-селекционной теории, разработанной в конце 50-х Бёрнетом, Дэвидом Талмейджем, Нильсом К. Ерне и Джошуа Ледербергом, у эмбриона содержатся «образцы» тех нескольких десятков, сотен или миллионов антител, которые могут вырабатываться у взрослого животного. Каждая антителопродуцирующая клетка может вырабатывать лишь один тип антител. Во время критического периода внутриутробного развития и на ранних стадиях внеутробной жизни каждая клетка, встречающаяся с антигеном, соответствующим её специфическому антителу (то есть «собственным» антигеном), уничтожается или инактивируется. В результате к концу критического периода все клетки, несущие антитела против собственных антигенов организма, удаляются из совокупности антителопродуцирующих клеток. В 1965 Бёрнет вышел на пенсию, но продолжал вести важнейшие исследования в области иммунологии, в частности по проблеме старения, аутоиммунных заболеваний, при которых нарушается толерантность к собственным веществам, и рака. Кроме того, он написал ряд научно-популярных книг по биологии, медицине и природе человека, а также автобиографию под названием «Сменяющиеся картины» («Changing Patterns», 1968). Бёрнет был удостоен Королевской медали (1947) и медали Копли (1959) Лондонского королевского научного общества. В 1947 он был избран членом этого общества. В 1951 ему был пожалован дворянский титул, а в 1953 он стал членом лондонского Королевского колледжа хирургов. Умер 31 августа 1985 года в Мельбурне.
1900
Урхо Калева Кекконен
государственный и политический деятель Финляндии. В 1926 окончил юридический факультет Хельсинкского университета. С 1936 доктор юридических наук. Почётный доктор юридических наук МГУ (1958). В 1936-56 депутат парламента. С 1926 член, до 1956 один из лидеров партии Аграрный союз (с 1965 - Партия центра). В 1936-37 министр юстиции, в 1937-39 министр внутренних дел, в 1940-43 председатель Комитета по делам переселенцев. В 1944-46 министр юстиции. В 1946-47 вице-председатель, а в 1948-50 председатель парламента. В 1950-56 (с перерывом) премьер-министр, одновременно в 1950-51 министр внутренних дел, в 1952-53. 1954 министр иностранных дел. С 1956 президент Финляндской Республики. Вместе с Ю.К.Паасикиви являлся инициатором послевоенного миролюбивого внешнеполитического курса Финляндии, направленного на развитие дружественных отношений с СССР ("линия Паасикиви - Кекконена"). В мае 1963 выступил с инициативой превращения Северной Европы в безатомную зону мира. Принимал участие в заключении Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией (1948); подписал первый Протокол (1955) и ратифицировал второй Протокол (1970) о продлении срока действия этого Договора. Отмечая заслуги Кекконена в развитии и укреплении дружественных и добрососедских отношений между СССР и Финляндией и большой вклад в дело мира, Президиум Верховного Совета СССР наградил Кекконена в 1964 орденом Ленина, в 1973 орденом Дружбы народов. Кекконен неоднократно посещал СССР. Скончался 31 августа 1986 г.
1901
Эдуард ван Бейнум
голландский дирижер. С 1931 г. дирижер, с 1945 г. главный дирижер оркестра «Консертгебау» в Амстердаме.
1902
Александр Васильевич Перышкин
педагог, автор знаменитого школьного учебника физики.
1903
Пьер Лепроон
французский киновед. С конца 20-х гг. сотрудничал во многих периодических изданиях. Автор книг: «Немецкое кино» (1928), «Чарли, или Рождение мифа» (1935), «Кино и Гора» (1944), «Современные французские кинорежиссеры» (1953), «История кино» в 2 томах (1961-1963).
1905
Карл Дейвид Андерсон (Carl David Anderson)
американский физик. Родился в Нью-Йорке. В 1930 окончил Калифорнийский технологический институт в Пасадене, где преподавал и вел научно-исследовательскую работу до 1976 (с 1939 – в должности профессора). В 1976 был назначен почетным профессором университета. Основные работы посвящены физике космических лучей и физике элементарных частиц. В 1930 занялся исследованием космических лучей, используя камеру Вильсона, помещенную в сильное магнитное поле. В 1932 показал, что наряду с обычными отрицательно заряженными электронами в космических лучах присутствуют положительно заряженные частицы с такой же массой. Существование таких частиц – позитронов – было предсказано П.Дираком, но наблюдать их ранее не удавалось. За обнаружение позитрона Андерсон в 1936 был удостоен Нобелевской премии по физике, разделив ее с В.Гессом, который в 1912 открыл космические лучи и доказал их внеземное происхождение. В 1933 независимо от других ученых Андерсон продемонстрировал рождение электронно-позитронной пары из g-кванта. В 1936 вместе со своим сотрудником С.Неддермейером открыл новую частицу – мюон (m-мезоны), примерно в 207 раз более тяжелую, чем электрон. Умер Андерсон в Сан-Марино (штат Калифорния) 11 января 1991 года.
1907
Эндрю Брюин
канадский юрист, политик, основатель Новой Демократической партии.
1907
Юозас Ионович Мильтинис (Juozas Miltinis)
литовский режиссер, актер, театральный педагог. Заслуженный артист Литовской ССР (1948), народный артист Литовской ССР (1965), народный артист СССР (1973). Родился в деревне Дабикине, Литва. Упрямство, трудолюбие и целеустремленность он сохранил на всю жизнь. В начале 1930-х он оказался в труппе театра Шауляя, откуда был вскоре уволен за профессиональную непригодность. В 1931 окончил студию при Каунасском театре. В 1932 без денег, не зная языка, он уехал из буржуазной Литвы в Париж, где поступил в Сорбонну на курс искусств, но вскоре перешел учиться актерскому мастерству в студию Шарля Дюллена. Денег ему едва хватало на еду – один из литовских друзей Мильтиниса посылал ему крохотную стипендию. Его соучениками и друзьями были Ж.-Л.Барро, Ж.Вилар, П.Валери, Ж.Капо, П.Пикассо. Мильтинис выучил французский язык, потом английский и итальянский (а через два года он поставил в Сорбонне О.Уайльда на английском), снимался статистом в фильмах вместе с Барро, участвовал в пантомиме в спектаклях театра «Старая голубятня», готовил самостоятельные отрывки из Мольера, ходил в музеи и на лекции по искусству. Так прошло пять лет, и все это время Мильтинис мечтал о создании театра европейского уровня на родине. Однако когда он попытался вернуться в Шауляй, выяснилось, что там его идеи никому не нужны. Он снова уехал – теперь уже в Лондон. Окончательное он вернулся в Литву в 1939, когда в Европе началась война. В 1939–1940 руководил театральной студией в Каунасе. В 1940, после установления советской власти в Литве, было решено организовать новый драматический театр в Паневежисе, и Мильтинис получил предложение этот театр возглавить (впоследствии театру было присвоено его имя). Он согласился и уехал в Паневежис с группой артистов-любителей, которые составили ядро студии, а потом и труппы нового театра. В наличии было только небольшое здание с крохотным залом на 320 мест. Все остальное нужно было начинать практически с нуля. Актеров поселили в монастыре, да и уклад их жизни был аскетичным, с напряженной учебой (не только актерскому мастерству, но и иностранным языкам, истории культуры, хорошим манерам), жестким диктатом руководителя студии и даже его фактическим запретом на личную жизнь. Известный актер Д.Банионис позже вспоминал, что Мильтинис ввел правило: никаких семей в театре, поскольку это могло привести к интригам. Аскетизм распространялся и на творческую жизнь актеров: не приветствовались контакты с публикой – актер должен оставаться загадкой, по окончании спектакля не поднимался занавес для выхода актеров на поклоны – нельзя было смазывать впечатления от спектакля. Мильтинис не брал в театр профессиональных актеров, на паневежисской сцене играли его воспитанники. При этом строгого учебного плана в студии не существовало, как и определенного срока обучения: Мильтинис полагал, что разным людям необходимо разное время для овладения профессией. Т.н. «студийные часы» (утренние учебно-профессиональные занятия) были введены в правило для всех актеров, репетиции шли после обеда. Но и во время репетиций (для которых этюдный метод был обязательным) актеры оставались учениками режиссера, требовавшего безоговорочного доверия и не допускавшего возражений. Правда, знал своих учеников он досконально, этому способствовали обсуждения прожитой за неделю жизни. Для Мильтиниса была важна личность ученика, он много требовал, но и много давал. Так, при выезде на первые гастроли в 1948 Мильтинис водил труппу по Ленинграду, рассказывая об архитектуре, считал обязательным просмотр лучших спектаклей Москвы и Ленинграда. Сам режиссер не просто смотрел каждый спектакль своего театра, но и вел спектакли как помощник режиссера, позже давая советы каждому из актеров. Он умел делать в театре все, даже собственноручно красил ткани для костюмов, считая, что быть в спектакле мелочей не может. Однако в 1939 студийцы осваивали профессию с азов. На подготовку к открытию театра ушло около двух лет, первый спектакль – Падь серебряная Н.Погодина состоялся 1 марта 1941. 22 июня началась война, в Литву пришли немцы. Театр продолжал работать и при немцах, и после освобождения. Поначалу на спектакли приходило около 20 зрителей, но постепенно он становился популярным. В 1940 – начале 1950-х Мильтинис поставил спектакли Вольпоне Б.Джонсона, Ревизор Гоголя, Жорж Данден Мольера, Гроза проходит Ю.Паукштялиса, Женитьба Белугина А.Островского, Как закалялась сталь по Н.Островскому, Наследники Рабурдена Э.Золя и др. В 1948 состоялись большие гастроли в Ленинграде и Вильнюсе. Казалось, пришел успех. Однако в 1953 министр культуры Литовской ССР приказал пересмотреть репертуарную политику театра, в 1954 Мильтинис был снят с поста главного режиссера театра (но ему разрешили закончить спектакль Чайка). Он был переведен на должность режиссера дубляжа Литовской киностудии. Мильтинис переписывался со своими учениками-актерами, снова начал ставить спектакли, только под чужим именем – на афише в постановщиках числились его ученики. К этому периоду, в частности, относится постановка Гедды Габлер Г.Ибсена, одного из лучших его спектаклей, продержавшегося в репертуаре театра около десяти лет. В 1959 Мильтинис вернулся в театр и поставил блестящие спектакли Иванов А.Чехова и Макбет У.Шекспира. А в 1965 произошло счастливое событие, перевернувшее судьбу режиссера и всего театра. Этим событием стала почти случайная поездка столичных театральных критиков в Паневежис на пути из Вильнюса в Ригу. В состав группы входила известный театральный критик Н.Крымова, которая и опубликовала хвалебную статью о театре Паневежиса в газете «Известия». Мнение столичной прессы оказалось определяющим, Мильтиниса начали хвалить – даже за то, за что ругали раньше. В этом же году он был удостоен Государственной премии Литовской ССР, на Литовской киностудии сняли документальный фильм о режиссере. Началось и строительство нового здания театра. На спектакли Мильтиниса стали приезжать зрители со всей страны, теперь даже жители Паневежиса не всегда могли попасть в свой театр. Кроме бережно сохраняемых в репертуаре прежних спектаклей, Мильтинис поставил новые: Там, за дверью В.Борхерта, Франк V Ф.Дюрренматта, Пляска смерти Ю.Стриндберга и др. Мильтинис воспитал таких замечательных актеров, как: Д.Банионис, С.Петронайтис, Е.Шулгайте, Б.Бабскаусас, А.Масюлис, К.Виткус, Р.Зданавичюте и др. Его ученики В.Бледис и Г.Карка, кроме актерской деятельности, пришли к режиссуре, а С.Космаусас стал директором театра. Многие из них снимались в кино – художественные принципы работы Мильтиниса с актерами оказались благоприятными для формирования их кинематографического успеха. Мильтинис, при всей жесткости и деспотичности своего характера и ревностного отношения к театру, не препятствовал съемкам своих актеров в кино. Вышел на пенсию в 1980, жил замкнуто. Умер в 1994 году в Паневежисе. Свою огромную библиотеку он завещал городской библиотеке Паневежиса.
1908
Иван Иванович Мещеряков
Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1945, посмертно), гвардии капитан. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 129 (5 гв.) иап, был командиром эскадрильи. 20 сентября 1941 г. в воздушном бою у г. Ярцево Смоленской обл. сбил бомбардировщик, другой таранил. 8 февраля 1942 г. над г. Ржевом совершил второй таран и погиб. Всего совершил 135 боевых вылетов, в 15 воздушных боях сбил 5 самолётов противника. Его бюст установлен на родине в селе Нижняя Добринка Волгоградской области.
1908
Лев Семёнович Понтрягин
Академик АН СССР (c 20.06.1958; член-корреспондент c 29.01.1939), Герой Социалистического Труда (1969). В 13 лет потерял зрение от несчастного случая. Окончил Московский университет (1929). С 1934 старший научный сотрудник и с 1939 заведующий отделом Математического института им. В.А.Стеклова АН СССР, одновременно с 1935 профессор МГУ. Главный редактор журнала "Applied mathematics and ptimization" (с 1974), главный редактор журнала "Математический сборник" (с 1975). Основные труды по топологии и математической теории оптимальных процессов. В топологии открыл общий закон двойственности и в связи с этим построил теорию характеров непрерывных групп; получил ряд результатов в теории гомотопий (классы Понтрягина). В теории колебаний главные результаты относятся к асимптотике релаксационных колебаний. В теории управления - создатель математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит т. н. принцип максимума Понтрягина; имеет фундаментальные результаты по дифференциальным играм. Работы школы Понтрягина оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всём мире. Понтрягин - иностранный почётный член Лондонского математического общества (1953), Международной академии астронавтика (1966); вице-президент Международного математического союза (1970-74); иностранный почётный член Венгерской АН (1972), почетный доктор Солфордского университета (1976). Государственные премии СССР (1941, 1975). Ленинская премия (1962), Международная премия имени Н.И.Лобачевского АН СССР (1966). Награжден 4 орденами Ленина (1953, 1967, 1969, 1978), орденом Октябрьской Революции (1975), орденом Трудового Красного Знамени (1945), орденом "Знак Почета" (1940).
1908
Константин Николаевич Сорокин
советский киноактёр, ("Дубровский", "Воздушный извозчик", "Укротительница тигров", "Максим Перепелица", "Три сестры"). Родился в Петербурге. Начал трудовую деятельность в фабрично-заводском училище ленинградского завода "Красный судостроитель", однако к двадцати годам он круто изменил свою жизнь и поступил в частную театральную студию. Окончил театральную студию Н. Н. Ходотова (1930). До 1933 года — актёр в театрах Пскова, Новгорода, Архангельска, Вологды, в 1933—1942 годах — актёр Ленинградского мюзик-холла и театра миниатюр, с 1942 года — Театра-студии киноактёра. Народный артист РСФСР (1966). Умер 17 мая 1981 года.
1909
Александр Антонович Добкевич
Лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1944), полковник. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Летал на По-2, вывозил раненых и доставлял грузы к партизанам. Совершил 1087 вылетов. С 1943 г. воевал в составе 61 шап, был командиром эскадрильи. К декабрю 1943 г. совершил 67 боевых вылетов на штурмовку. Участвовал в советско-японской войне. После войны до 1958 г. служил в ВВС. Затем до 1970 г. работал в Азербайджанском управлении гражданской авиации.
1909
Александр Петрович Колтановский
Заслуженный мастер спорта. "Динамо", Москва. Чемпион III Рабочей Олимпиады в командном первенстве (1937). Чемпион СССР в упражнениях на брусьях (1945) и в опорных прыжках (1943, 1945, 1947), бронзовый призер в многоборье (1943).
1909
Александр Михайлович Сахаровский
один из руководителей Внешней разведки КГБ СССР. В органах государственной безопасности с 1939 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в подготовке и засылке в тыл противника разведывательно-диверсионных групп, ликвидации вражеской агентуры на советской территории. С 1956 г. по 1971 г. возглавлял Первое главное управление (внешняя разведка) КГБ СССР. Умер 12 ноября 1983 года.