Несколько лет назад купила книгу Елены Задубовской «Лечение колокольным звоном». В книге автор подробно рассказывает не только о полезных свойствах колокольного звона, но и о самой природе звука, особенностях распространения его в разных средах, о звуко- и музыкотерапии, о лечении разных заболеваний колокольной водой. Если кого-то заинтересовала эта книга, вот её реквизиты:
Задубовская Е. Лечение колокольным звоном. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2006. – 192 с.
А пока обратим свой взор лишь на одну составляющую этой большой и увлекательной темы – на звон колоколов. Почему эти звуки так чаруют и завораживают нас, заставляют грустить и радоваться? Почему у разных народов бытует так много легенд и народных поверий о лечебных и магических свойствах колокольного звона? И что говорит по этому поводу официальная наука? Попробуем приоткрыть завесу тайны, используя в качестве источников книгу Е. Задубовской и Научный архив Этнокультурного центра «Заряна» р. п. Шилово Рязанской области.
В настоящее время есть наука, которая изучает всё, что связано с колоколами, включая их воздействие на физиологию и психику человека. Это наука – кампанология. Кампань – область в Италии, где, по официальной версии, появился первый в христианстве колокол.
Учёные и медики всё чаще обращаются к исследованию целительных свойств колокольного звона; скрупулёзно изучают народные поверья, сказки, легенды, где говорится о чудесных исцелениях от различного рода заболеваний; проводят лабораторные исследования влияния звука колокола на организм человека, на бактерии и вирусы.
Современная наука подтверждает справедливость старинной веры в целебные свойства колокольного звона. В НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина было установлено, что ультразвуки (свыше 20 кГц), которые издают колокола, способны очищать воздух от вредных бактерий, так как частота колебаний этих звуков разрушает болезнетворную микрофлору.
В Институте литосферы, в лаборатории биосферных явлений изучали церковь, её атрибуты и духовные ритуалы с точки зрения энергетики.
За время работы лаборатория собрала и обработала много фактического материала. Выводы были порой просто невероятными, но основывались они на конкретных фактах.
Вот один красноречивый пример: учёные выяснили, что во время пасхального богослужения крест, установленный на куполе православной церкви, излучает вниз, на прихожан, поток энергии огромной силы. Её регистрировали специальные датчики измерительных приборов, которые были подсоединены к кресту. По мнению руководителя лаборатории, русского учёного – эколога, доктора биологических наук, специалиста по квантовой механике Ф. Я. Шипунова, крест выполняет функцию «переизлучателя» космической энергии, которую принимает и концентрирует купол. Колокольный звон распространяет эту энергию в атмосфере, создавая вокруг храма целительную ауру.
Учёные установили также, что колокола «работают» как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне и разрушают болезнетворную среду. Оказалось, что колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и другие инфекции. Его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микробов. Если в комнате повесить даже маленькие колокола, то их звон превращает вирусы в кристаллические структуры, и они не несут уже никакой заразы. (Очень полезная информация в нынешних условиях). Велико воздействие звука колоколов и на душевное состояние человека, его психику. Многие современные врачи практикуют лечение психических заболеваний при помощи колокольного звона.
Вера в таинственную силу, заключённую в церковном колоколе, досталась нам в наследство от предков. С давних времён в народе бытует мнение, что колокольный звон отгоняет нечистую силу, злых духов, которые так и норовят навредить человеку и животным. Недаром старинный женский костюм (праздничный, обрядовый) так обильно украшался металлическими шумовыми подвесками в виде бубенчиков, колокольчиков. Колокольчик вешали на шею корове – кормилице, на дугу запряжённой тройки лошадей.
Да и о лечебных свойствах колоколов люди прекрасно знали. Старинный лечебник гласит: «Лучшее средство для снятия порчи – колокольный звон». Словом «порча» в древние времена называли различные недуги (и физические, и психические), и, стало быть, «снятие порчи» - это не что иное, как лечение болезней.
Много веков назад наши предки знали, против какого «морового поветрия» (по-нынешнему, эпидемии) нужно круглосуточно «клепать» в колокола определённого тембра, пока не сгинет эта напасть.
В нашей местности большое значение придавалось четверговой церковной службе (на Чистый четверг), точнее – двенадцати звонам, которые сопровождали её (по числу апостолов – учеников Христа). В селе Юшта, например, советовали на каждый звон умываться: это должно было предохранить от 12 лихорадок (болезней). А в деревне Уша «испуганных детей подымали и прям под колокол, на Пасху».
У русских вообще было в обыкновении «водить под колокола» (т. е. ставить под колокол на колокольне) детей и взрослых при испуге, лихорадке и других болезнях, так же поступали и с кликушами, поскольку бесы, одолевающие их, якобы не выносят колокольного звона. Но именно пасхальный звон был особенно популярным среди праздничных звонов. Об этом говорит известный исследователь А. Н. Афанасьев, который на основе многолетних наблюдений сделал вывод, что колокольный звон действительно обладает целебным свойством. «В народе верят, что лучшим лечебным средством от головных болей и боли в руках является колокольный звон, - писал он. – Очень полезно от этих недугов собственноручно звонить в колокола, особенно на святой неделе».
Об этом же рассказывали и жители нашего Шиловского района. В иных деревнях и сёлах на колокольню «лазили звонить» в основном мужчины (с. Санское) или ребята. «Лазили ребята сю неделю на колокольню и в колокола звонили» (с. Копаново). «Ребята лазили на Пасху на колокольню и звонили» (с. Мышцы). «На Пасху ребята целую неделю лазили на колокольню» (с. Константиново)
Но в большинстве мест в колокола звонили все желающие. «На Пасху в колокола звонили, кто хочет. Я сама лазила» (д. Бортниково). «На Пасху залазили на колокольню, звонили, кто во что горазд. Лазили и большие и маленькие» (с. Инякино). «Звонили в колокола сами прихожане, целую неделю, - это когда обедня кончится. Это Пасхальный перезвон» (с. Желудёво). А ещё в сёлах Терехово, Ерахтур, Новосёлки, Боровое, Увяз, Федовеево-Пустынь, Свинчус – да разве все перечислишь.
До сих пор считается, что колокол чудесным образом связан со святыми силами и людскими душами, он будит землю и небо. В многочисленных легендах колокол сам собой звонит перед несчастьем. «Самозвон» (без участия человека) – это предупреждение для людей о приближающейся беде.
Множество легенд сложено в народе и о затонувших колоколах. В некоторых из них колокола самостоятельно «уходят» под воду перед нападением врагов (чтобы супостаты не могли осквернить святыню), в других делают это в знак божьего наказания за грехи человеческие, в третьих «проваливаются» под воду вместе с целыми селениями, уводя за собой людей «в лучшую жизнь». Подобные предания есть в культуре разных славянских народов. В сёлах Тимошкино и Терехово Шиловского района были записаны, например, такие легенды.
ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ ОЗЕРЕ.
Недалеко от Тимошкино располагается озеро Святое. Про него рассказывали, что когда-то на этом месте холм был, и на нём стояла церковь.
Люди тимошкинские всегда колдовством славились, в грехах, значит, прозябали. Больше всех в колдовство ударился батюшка – ну Бог-то осерчал и решил покарать его. Ночью наслал молнию – она ударила в церкву, земля разверзлась, и ушла церковь вся в яму. Утром глянули люди – а церкви нет, только озеро. Вода в нём святая. Мужики говорили, что слышали, как колокола звонят перед ненастьем. Когда нефть-то в Тимошкино горела (1964 г.), так перед этим комсомольцы зацепились за крест верёвкой, хотели его выволочить, да не смогли – она, церковь-то глубже ушла...
О ТЕРЕХОВСКОЙ ЦЕРКВИ.
В селе Терехово, внизу, под Городком, когда-то стояла церковь. Поп её схлестнулся с разбойниками, и как только какой-то купец проезжал по дороге (а через Терехово шла дорога на Касимов и на Ижевское), он обязательно сварачивал в церковь помолиться. Батюшка давал условный знак разбойникам, и те грабили. Однажды дорогой проезжал очень молитвенный купец со своей дочерью. Помолившись Богу в церкви, они отправились в путь и, конечно, были встречены разбойниками. Несмотря на мольбы дочери, разбойники изнасиловали её и убили на глазах умирающего отца, который в самый последний момент услышал, как атаман назвал батюшкино имя. Он обо всём дагадался и проклял этого священника. Едва только было произнесено проклятье, как земля расступилась, и на месте церкви образовалось Чудино озеро. А Чудино, потому что церковь называлась Чуденская, мол, много чудес в ней происходило. С тех пор перед каким-нибудь несчастьем или войной люди слышат, как в озере звонят колокола утонувшей церкви. Иногда рыбаки зацепляют сетью за крест.
Ушли в прошлое многие традиции, связанные с колоколами, и мы уже не «лазим» на колокольню на святой неделе, не ставим испуганных детей под колокола и не умываемся под колокольный звон в Чистый Четверг. Но, как и в прежние времена колокола защищают нас, врачуют наше тело и просветляют душу.
Лесникова Н. А.
Церкви Шиловского района Рязанской области
Церковь Нерукотворного Спаса. с. Борки

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. р. п. Шилово

Колокольня в с. Салаур (ныне разрушенная)
