Из старейшего персидского трактата по суфизму:
Кто добрался до Сущности, тот отвратил взгляд от всего
сотворенного и, полностью самоупразднившись,
взирает лишь на Всеединого...
Нищий во имя Бога ничего не имеет,
ему не приходится сожалеть об утратах.
Принимается, что, когда он ничего не имеет, это доставляет ему большую радость, ибо шейхи говорили: «Чем более стеснены обстоятельства человека, тем больше расширяется (в смысле бодрости и довольства) его (духовное) состояние», ибо для ; дервиша иметь что либо — несчастье, и если он «заточает» что-либо (дар банд кунад) для своих нужд, то сам оказывается в той же степени «заточенным». Друзья Божьи живут благодаря Его тайным щедротам.
Мирское богатство сбивает их с пути согласия с Богом (риза).
***
Тело (духовного путника) становится одухотворенным (рухани), а сердце пронизывает Божественное (раббани). Все связи между ним и людьми исчезают, на весах его этот мир и мир иной весят меньше комариного крыла, в это мгновение человек выпадает из обоих миров.
Аль-Худжвири "Раскрытие скрытого за завесой" (XI в.)
