Ахлю сунна валь-джамаа,(Араб: أهل السنة والجماعة) одно из двух больших религиозных течений (мазхабов) в исламе, которому следуют большинство мусульман. Течение ахлю сунна также известно как сунниты и ахлю тасаннун.
Сами последователи ахлю сунны, или сунниты, по причине разногласий в догматике (каламе) и фикхе (исламском праве) разделяются на разные течения.
Среди течений ахлю сунны можно отметить следующие правовые школы:
ханафиты - последователи Абу Ханифы,
маликиты - последователи Малика бин Анаса,
шафииты - последователи Мухаммада бин Идриса Шафии,
ханбалиты - последователи Ахмада бин Ханбаля.
С точки зрения убеждений или акыды, сунниты делятся на следующие догматические группы:
ашариты - последователи Абуль-Хасана Ашари,
ахлю-хадис - последователи Ахмада бин Ханбала,
мутазилиты - последователи Васыля бин Ата ,
матурдиты - последователи Абу Мансура Матурди Самарканди.
Ахлю сунна валь джамаа (ахли сунна уаль джама‘а) – так называют последователей самого многочисленного и основного направления в Исламе - суннитов. В переводе с арабского языка «ахлю сунна валь джамаа» означает «люди сунны и согласия общины». Первая часть названия «ахлю сунна» (ahli sunna) - означает в переводе следование представителями этой общины пути Пророка Мухаммада и его сподвижников. Слово «Sunnah» означает в переводе «путь» в одном из своих главных значений.
Ахлю сунна валь джамаа считают Коран и Сунну первоисточниками религии ислама, и любые проблемы они решают, основываясь на ясных и недвусмысленных хадисах и аятах Корана. Если же по вопросу или проблеме нет ясных и недвусмысленных хадисов и аятов, то ахлю сунна валь джамаа в принятии решения опираются на доводы своего разума или на иджтихад.
Вторая часть термина «валь джамаа» означает, что сунниты признают общину и миссию всех сподвижников Посланника Аллаха и следуют тому методу для разрешения проблем, которые использовали они. В хадисе, переданном через Ибн Маджа от Анаса, приводятся слова Пророка Мухаммада : «Поистине, сыны Исраиля разделились на семьдесят одну группу. Моя же община разделится на семьдесят две группы. Все, помимо одной, в аду. Та одна это - джамаат». Термин «джамаа» появился, когда власть в Халифате перешла от Хасана ибн Али к Муавии I. Год, когда это произошло, вошел в историю как «санат аль-джамаа» или «год единства», потому что в тот год гражданской войне, раздиравшей страну, был положен конец.
“Когда приходит веление следовать аль-джама’а, то под этим подразумевается следование истине и тем, кто придерживается ее, даже если следующих ей мало, а противоречащих много! А истина – это то, на чем была первая община во время пророка и его сподвижников, и мы не смотрим на многочисленность заблудших после них”
Аль-джама’а – это ученые – наследники пророка, которые лучше всех знают путь, по которому шли сподвижники.
